Шудао
Шудао с ( китайский : 蜀道 ; пиньинь : Шудао ), или Дорога(и) в Шу , представляет собой систему горных дорог, соединяющих китайскую провинцию Шэньси Сычуанью ( Шу), построенную и поддерживаемую с 4-го века до нашей эры. Технической изюминкой были дороги-галереи , состоящие из деревянных досок, возведенных на деревянных или каменных балках, вставленных в отверстия, вырезанные в стенах скал.
География
[ редактировать ]Дороги соединяют три соседние котловины, разделенные и окруженные высокими горами. Северный бассейн называется Гуаньчжун («межперевалный»). Впадает в него Желтая река . В древности это было сердце государства Цинь , ныне это центральный район провинции Шэньси . На юге он ограничен горами Циньлин . К югу от этого хребта находится бассейн Ханьчжун , впадающий в реку Хань , приток Янцзы . Бассейн Ханьчжун отделен от бассейна Сычуани горными хребтами, называемыми Миканг Шань (米倉山/米仓山, Мукан Шань , «Горы рисового амбара») на западе и горами Даба на востоке. Бассейны Сычуань и Ханьчжун впадают в Янцзы.
Как и многие древние дорожные системы, дороги Шу образовывали сеть главных и второстепенных дорог, причем разные дороги использовались в разные исторические времена. Однако ряд дорог обычно считаются основными маршрутами. [ 1 ] Таких главных дорог через горы Циньлин было пять, считая с запада на восток:
- Дорога Чэнькан (陈仓道, Chéncāng Dào ) названа в честь города Чэньцан недалеко от современного Баоцзи, буквально «Зернохранилище Чэнь».
- Дорога Баокси (褒谢道, Bāoxié Dào ) названа в честь двух рек, Баошуй и Сешуй ( 褒水道 ), современной реки Ситоу ( 石河 ).
- Дорога Танлуо (奥濥道, Tngluò Dào ) названа в честь Верблюжьего ущелья (鲁媹, Luòyù ) на севере и реки Таншуй (奥水河, Tngshuϐ Hé , «Река с необузданными водами») на юге.
- Дорога Цзыу (子午道, Цзуу Дао ) названа в честь ущелья Цзыу (子午 «Полночь-полдень» или «Меридиан»). Он шел на юг от Чанъаня и поворачивал на запад на южном перекрестке с главной дорогой на Ханьчжун.
- Дорога Кугу (库谷道, Кого Дао ) названа в честь долины 库谷 ( Кого , «Долина складов») или 库峪 ( Кую , «Складское ущелье»), которая доходила до реки Хан в современном уезде Сюньян ( 旬阳 ). , где он повернул на запад и достиг центральной части бассейна Ханьчжун.
Дорога Ляньюнь (连云道, Liányún Dào , «Дорога, соединяющая облака») была связующим звеном между первыми двумя.
Между Ханьчжуном и бассейном Сычуани проходили три основные дороги Шу:
- Дорога Цзиньню (金牛道, Jīnniú Dào , «Дорога Золотого Быка»), также называемая дорогой Синю (石牛道, Shiniú Dào , « Дорога каменного скота »), ведущая в Чэнду , столицу провинции Сычуань и древнюю столицу государства Шу. .
- Дорога Миканг (米仓道/米倉道, Mǐcāng Dào , «Дорога рисового амбара»); в регионе к югу от гор Миканг. Из Бачжоу предлагаются два маршрута: один в Чэнду и один в Чунцин , ныне крупнейший город Китая. Бассейн Но в 4-м и 3-м веках до нашей эры Чунцин еще не был основан, поэтому дорога в него. Чэнду, кажется, является главной дорогой Шу.
- Янба (洋巴道, Yángbā Dào ) — или Дорога Личи (荔枝道, Lìzhī Dào ), самая восточная дорога, заканчивалась к востоку от Чунцина у Фулина ) на Янцзы и первоначально использовалась в период Тан. Фулин находился не в штате Шу, а в соседнем штате Ба .
Наиболее используемым участком главной дороги в последнее время была Великая Почтовая дорога, или Великая дорога, которая простиралась от Пекина до Чэнду и действовала с периода Юань до республиканского периода. По всей длине дороги были установлены почтовые станции, остановки для отдыха и гарнизоны. Его участок Шу-Роуд был составным. После Сианя он использовал соединительные дороги через Гуаньчжун , затем участки дорог Чэнцан, Ляньюнь-роуд и Баойе-роуд, чтобы добраться до бассейна Хань. Затем он присоединился к дороге Цзиньню, ведущей в Чэнду.
История
[ редактировать ]В 316 году до нашей эры государство Цинь , столицей которого тогда был Сяньян (около современного Сианя ), завоевало Шу и его восточного соседа, Федерацию Ба . В связи с этим завоеванием через горы были построены первые дороги. О Дороге Золотого Быка ходит легенда, что правитель Шу построил ее, чтобы послать правителю Цинь золотого быка. [ 2 ] в подарок. Таким образом, вполне возможно, что южный участок этой дороги был построен Шу, а другие дороги были построены государством Цинь.
Со временем участки, не состоящие из досок, были заменены плитами и ступенями. Тем не менее, они по-прежнему представляли собой проблему для путешественников. В период Тан Ли Бай писал о «трудной дороге в Шу» и о «лестницах в небо, сделанных из дерева и камней». Вдоль дорог были построены укреплённые контрольные пункты и города.
В то время дорога Танлуо была официальной почтовой дорогой, а дорога Баойе постоянно использовалась. Вероятно, он написал об одной из этих дорог.
Во время конфликтов участки насыпных дорог иногда сжигались в качестве военной хитрости. Один из таких конфликтов произошел после свержения династии Цинь в 206 г. до н.э., когда успешный лидер восстания Сян Юй изгнал своего сильнейшего соперника Лю Банга, чтобы он стал правителем отдаленных королевств Хань, Шу и Ба. Отступая со своей армией в Ханьчжун, Лю по предложению своего советника Чжан Ляна разрушил дощатые дороги сразу после своего перехода, чтобы остановить преследователей. [ 3 ] Затем, чтобы обмануть Сян Юя о его намерениях напасть на трех королей Цинь, некоторые говорят, что он притворился, что ремонтирует Дощатые дороги, в то время как его генералиссимус Хань Синь взял то, что сейчас называется дорогой Чэнцан, чтобы атаковать Чэнцан. Даже сегодня китайцы говорят: «Открыто ремонтируйте дощатые дороги, тайно маршируйте на Чэньцан» ( 明修栈道,暗渡陈仓 ), описывая эту военную стратегию. Позже Лю Бан основал династию Хань и в мирное время горные дороги были восстановлены. Другой пример произошел четыреста лет спустя, в эпоху Трех Королевств . У основателя государства Шу Хань , Лю Бэя , был известный советник и премьер-министр Чжугэ Лян (также называемый Конгмин), который постоянно использовал дороги Шу для нападения на королевство Вэй. После смерти Конгмина Планк-Роудс сжигали как минимум два раза, чтобы защитить Ханьчжун; однажды предатель Вэй Янь и один раз патриот Цзян Вэй, но ничто не могло спасти Шу Ханя. После этого Планковые дороги были восстановлены, и движение транспорта продолжилось.
Во время своего путешествия по Азии (1271–1295) Марко Поло провел с 1275 по 1295 годы в Китае в период Юань. Он оставил четкое описание Великой дороги от Пекина до Чэнду и включил ее основные участки Шу-роуд. Позднее центры населения и экономики Китая переместились из западных горных районов на восточные равнины. Потоки транспорта изменились таким же образом. Но дороги Шу оставались важными для сообщения между западными бассейнами.
Во время волнений конца периода Мин Сычуань понесла материальный ущерб и потери населения в результате различных набегов и вторжений. Длинные участки Шу-Роуд пришли в упадок. При правлении династии Цин Сычуань была перестроена, а дороги Шу отремонтированы. Они оставались важными маршрутами движения до первых десятилетий 20 века.
Первая современная автомобильная дорога была открыта в Сычуани в 1937 году и дошла до Гуаньчжуна в 1943 году. С этого времени почти по тем же маршрутам, что и прежние, были построены длинные участки новых дорог. Таким образом была разрушена большая часть древних дощатых дорог. Для осмотра достопримечательностей и туристов были построены новые дощатые дороги, но они никогда не обслуживали настоящее движение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли, Чжицинь, Ян Шоучэн и Ху Цзи (1986). Древние записи о дорогах Шу . Сиань, Издательство Северо-Западного университета. (На китайском языке).
Древний сычуаньский даосизм, написанный Ли Чжицинем, Яном Шоучэном и Ху Цзи, Сиань, издательство Northwest University Press, 1986 г.
Шу дао хуа гу, Ли Чжицинь, Ян Шоучэн, Ху Цзи чжу, Сиань, Сибэй Дасюэ Чубанше, 1986 год - ^ В некоторых историях говорится, что это были быки, выделявшие золото.
- ^ Сыма Цянь (120 г. до н.э.). Записки великого историка . Перевод Бертона Уотсона, три тома (пересмотренный в 1993 г.), издательство Колумбийского университета. Династия Хань I. Книга 8, Основные летописи императора Гаозу.
[Хань] Сыма Цянь, Ши Цзи, Чжуань 8, Хроники Великого Предка.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сотрудничество Австралии и Китая, проект «Дороги Шу»: Китайские дощатые дороги Циньлин в Шу - Цинь Шу Чжан Цзи
- 蜀道简介 Списки мест вдоль дорог Шу. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine ( китайским шрифтом ).
- Стихотворение Ли Бая о «Невзгодах дороги Шу» (蜀道難, Shǔdào Nán ) VIII века, написанное китайским шрифтом и английским переводом.
- Великие дороги Китая - в основном по древним китайским дорогам.