Хема Упадхьяй
Хема Упадхьяй | |
---|---|
Хема Упадхьяй | |
![]() Упадхьяй с мечтой-желай-мечтой , 2006 г. | |
Рожденный | Хема Хирани 18 мая 1972 г. |
Умер | 11 декабря 2015 г. | (43 года)
Образование | Университет Махараджи Саяджирао в Бароде (BFA, MFA) |
Занятие | Визуальный художник |
Годы активности | 1998–2015 |
Известный | Фотография, инсталляция |
Супруг | Чинтан Упадхьяй (м. 1998–2014; в разводе) |
Хема Упадхьяй (урожденная Хема Хирани ; 1972 — 11 декабря 2015) — индийская художница, жившая в Мумбаи . Она была известна фотографиями и скульптурными инсталляциями . Она была активна с 1998 года до своей смерти в 2015 году.
Ранняя жизнь и брак
[ редактировать ]Хема Хирани родилась 18 мая 1972 года в Вадодре, Гуджарат, Индия. [ 1 ] Она окончила Университет Махараджи Саяджирао в Бароде со степенью бакалавра искусств в 1995 году по живописи и степенью магистра изящных искусств в 1997 году по гравюре. [ 2 ] [ 3 ]
Со своим будущим мужем и коллегой-художником Чинтаном Упадхьяем она познакомилась в 1992 году. Пара поженилась в 1998 году и поселилась в Мумбаи. Они вместе работали на многих выставках, прежде чем подали на развод в 2010 году. Официально они развелись в 2014 году. [ 4 ] Затем Чинтан переехал в Дели ; она жила в их квартире на дороге Джуху -Тара. [ 5 ]
Ранние работы
[ редактировать ]В 2001 году Хема провела свою первую персональную выставку под названием « Воспоминания о сладком поту » в галерее Chemould, ныне Chemould Prescott Road (Мумбаи). Выставка представляла собой смешанную технику на бумажных работах. В эти работы она включила свои собственные фотографии, чтобы передать свои идеи о миграции после переезда в Бомбей в 1998 году. Картины Хемы обычно характеризовались включением небольших фотоавтопортретов в коллажах.
-
Нимфа и взрослый, Инсталляция, 2001, Artspace, Сидней, Австралия.
-
Сделано в Китае, Совместная инсталляция, 2003, Галерея Chemold, Мумбаи, Индия.
В 2001 году Хема провела свою первую международную персональную выставку в Artspace , Сидней , и Институте современного искусства , Брисбен , Австралия, где она выставила инсталляцию под названием «Нимфа и взрослый» (также выставленную на 10-й Международной триеннале в Индии, проходившей в Нью-Дели). вручную вылепил 2000 реалистичных тараканов , заполонив ими галерею. Целью произведения было заставить зрителей задуматься о последствиях военных действий . [ 6 ]
В сотрудничестве с Чинтаном Упадхьяем она создала работу под названием « Сделано в Китае» . [ 7 ] который говорил о массовом потреблении , глобализации и потере идентичности из-за этого. Следующее ее сотрудничество произошло в 2006 году, когда она сотрудничала со своей матерью Бина Хирани, работа называлась « Мама-моя» и была показана в Чикагском культурном центре. [ 8 ]
Музейные выставки
[ редактировать ]Начиная с 2004 года Хема Упадхьяй создавала инсталляции, которые были частью различных групповых выставок в Центре современного искусства Улленс в Пекине, Китай; Национальная портретная галерея Канберры, Австралия; Центр Помпиду , Париж, Франция; Музей на шве , Иерусалим, Израиль; Музей МАКРО , Рим, Италия; IVAM , Валенсия, Испания; Музей Март , Италия; Художественный музей Мори , Токио, Япония; Вешалка Bicocca , Милан, Италия; Чикагский культурный центр , Чикаго, США; Ecole Nationale Superieure des Beaux Arts , Париж, Франция; Музей азиатского искусства Фукуока , Фукуока, Япония; Японский фонд , Токио и Музей Хени Онстад , Осло, Норвегия. Через несколько месяцев после смерти Хемы, в 2016 году, ее работы были выставлены под темой «Мегаполисы Азии» в Музее изящных искусств Бостона . [ 9 ]
-
8 футов х 12 футов, 2009 г., инсталляция, Индийское шоссе.
-
Где пчелы сосут, там сосут I, 2009, Музей МАКРО, Рим, Италия.
-
Думайте налево, думайте направо, думайте низко, думайте напряженно, 2010, Триеннале Айти, Нагоя, Япония и Центр Помпиду, Париж, Франция, 2011
Она была единственным индийским художником, принявшим участие в первой выставке, посвященной открытию музея МАКРО в Риме. Куратором выставки выступил Лука Массими Барберо, Хема представила свою инсталляцию « Там, где пчелы сосут, там сосу я» .
Резиденции и мастерские
[ редактировать ]В 2010 году Хему пригласили в резиденцию в Atelier Calder , Саш , Франция . Там она завершила работу « Только в памяти есть консерванты» . Эта работа была вдохновлена природой Саше, но также отражала идеи, которые были частью ее практики. Хема попыталась воспроизвести лес в своей студии, правда, не в прямом смысле. Используя незащищенные от авторских прав изображения некоторых деревьев, произрастающих в этом районе, она создала пейзажную работу без использования материалов природы.
В 2003 году она участвовала в резиденции Васла в Карачи , где она создала работу под названием «Локо фоко-девиз» (которую она позже, в 2007 году, выставила на групповой выставке в Hanger Bicocca, Милан, Италия ), в которой говорилось о сохранении разделения между Индией и Пакистаном. вспомните историю своей семьи, связанную с разделом Индии . Эти работы также были отходом от символики ее торговой марки: они были больше ориентированы на ремесло, поскольку для изготовления люстр она использовала спички и клей. Эти изделия, состоящие из тысяч незажженных спичек, собранных в сложные люстры, воплощают важный элемент индуистского ритуала , символизируя созидание и разрушение.
В ее более поздних работах использовались узорчатые поверхности, цитирующие индийскую духовную иконографию и традиционный текстильный дизайн под названием « Место убийства» . «Мечтай, пожелай, пожелай, мечта» (2006) стала первой масштабной инсталляцией, которую сделала Хема. На первый взгляд ее инсталляция кажется всего лишь пейзажем Бомбея; однако на самом деле это заявление мигрантов, приехавших в Бомбей, об меняющемся ландшафте.
-
Только в памяти есть консерванты, 2010, Atelier Calder, Саш, Франция.
-
Модернизация, 2011, Espace Topographie de l’Art, Осенний фестиваль в Париже, Париж, Франция
-
Ржавый пояс принцесс, 250 глиняных птиц ручной работы, железная проволока, акрил, акварель, хлопковая нить и текст на бумаге для печати, размеры варьируются, 2011, Studio La Citta, Верона, Италия
-
Ржавый пояс принцесс, Смешанная техника на бумаге с арками, 72 x 48 дюймов, 2011, Studio La Citta, Верона, Италия
-
Девиз Loco foco, 2007, Hanger Bicocca, Милан, Италия.
-
Место убийства, 2008, Студия La Citta, Верона, Италия
-
Мечтай, желай, мечтай, 2006.
Персональные выступления
[ редактировать ]- 2012 Extra Ordinary , Факультет изящных искусств Барода и Художественная галерея Вадехра, Нью-Дели.
- 2012 Mute Migration , Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.
- 2011–12 Ржавый пояс принцессы , Studio La Citta, Верона, Италия (Бывшая кошка)
- 2011 Модернизация , Espace Topographie de l’Art, Осенний фестиваль в Париже, Париж
- 2009 Где пчелы сосут, там сосут и я , Открытие музея МАКРО, Рим, Италия.
- 2008–09 С уважением , Галерея Nature Morte , Нью-Дели.
- 2008 г. «Вселенная вращается» , Сингапурский институт печати Тайлера, Сингапур (Ex. Cat)
- 2004 Внизу , Галерея Chemould, Бомбей (Ex. Cat)
- 2001–02 Нимфа и взрослый , Институт современного искусства, Брисбен (бывший Кот)
- 2001 Воспоминания о сладком поте , Галерея Chemould, Бомбей (Ex. Cat)
- 2001 Нимфа и взрослый , Art Space, Сидней.
Групповые шоу
[ редактировать ]Источник: [ 7 ]
- 4-я Международная биеннале печати, Бхарат Бхаван, Бхопал, 1997 г.
- Художественная галерея Притхви, Мумбаи, 1998 г.
- Тайная жизнь предметов , Галерея Лейкиран, Мумбаи, 2000 г.
- Обмен территориями , Галерея Шридхарани, Нью-Дели, 2001 г.
- X Международная триеннале, Академия Лалит Кала, Нью-Дели, 2001 г.
- Преображение , Art Inc, Индийский центр обитания, Нью-Дели, 2002 г.
- Пересечение поколений : diVERGE, Галерея Chemould, Мумбаи, 2003 г.
- Локо-Фоко-Девиз , скульптура, сделанная из спичек, Международная резиденция художников, Карачи, Пакистан, 2003 г.
- Партеногенез , Галерея Ивана Догерти, Сидней, Австралия, 2003 г.
- Дерево из семени , Художественный центр Хенни Онстад, Осло, Норвегия, 2003 г.
- Мы встретились , Форум Фонда Японии, Токио, Япония, 2004 г.
- Бабье лето : Высшая национальная школа изящных искусств, Париж, 2005 г.
- Индийское современное искусство , Колледж искусств Челси, Лондон, 2005 г.
- Настоящее будущее , NGMA, Мумбаи, 2005 г.
- Параллельные реальности - азиатское искусство сейчас , 3-я Триеннале азиатского искусства в Фукуоке, Музей Блэкберна, Блэкберн, Великобритания, 2006 г.
- Длинные счастливые часы и тем самым счастье и другие истории , Музейная галерея, Мумбаи, 2006 г.
Художник-резидент
[ редактировать ]- 2010 Ателье Колдер, Саш, Франция
- 2008 Сингапурский институт печати Тайлера, Сингапур
- 2007 Фабрика матрасов, Питтсбург, США.
- 2003 Международная резиденция художников Васл, Карачи.
- 2001 Арт-пространство, Сидней
Смерть
[ редактировать ]Хема Упадхьяй и ее адвокат Хареш Бхамбани были убиты в пятницу, 11 декабря 2015 года, как сообщается, из-за финансового спора. Бхамбхани представлял интересы Хемы в судебных делах против ее бывшего мужа Чинтана. После подачи заявления о разводе в 2010 году Чинтан и Хема жили в разных комнатах своей квартиры в Мумбаи до развода в 2014 году. В 2013 году Хема возбудила против Чинтана дело о преследовании, обвинив его в том, что он рисовал непристойные рисунки на стенах их квартиры в Мумбаи. плоский. [ 10 ] В лице Бхамбхани она проиграла дело после того, как суд постановил, что спальня Чинтана была его личным пространством. [ 4 ] После развода Чинтан переехал в Дели. Бхамбани представлял интересы Хемы в другом деле о взыскании алиментов : Хема потребовала алименты в размере 200 000 фунтов стерлингов в месяц; но суд уменьшил эту сумму до 40 000 фунтов стерлингов в месяц. [ 11 ] В день убийства Чинтан выплатил Бхамбхани 200 000 фунтов стерлингов в качестве алиментов. [ 12 ]
Хема передала свои работы по изготовлению произведений искусства Видьядхару Раджбхару (псевдоним Готу), владельцу Vanshraj Arts. Она также хранила свои произведения искусства на его складе. Семья Видьядхара имела тесные отношения с семьей ее бывшего мужа Чинтана. [ 13 ] Фактически, отец Видьядхара Ваншрадж назвал его в честь отца Чинтана. Когда отец Видьядхара заболел и столкнулся с финансовыми проблемами, Чинтан оплатил его медицинские расходы на сумму более 500 000 фунтов стерлингов . [ 14 ] Чинтан также спонсировал обучение Видьядхара производству в Джайпуре . [ 15 ] По словам соратников Видьядхара, Хема был должен Видьядхару немного денег, и он много раз посещал резиденцию Хемы, чтобы получить оплату. [ 14 ] Однако, по мнению следователей, именно Видьядхар был по уши в долгах и брал ссуды у Хемы, Чинтана и других. Он задолжал Хеме 200 000 фунтов стерлингов . В день убийства он вызвал Хему на свой склад в Кандивали , заявив, что у него есть видеодоказательства, которые могут укрепить ее доводы против Чинтана. [ 16 ] Хема взяла с собой Бхамбхани, чтобы изучить улики. [ 17 ]
11 декабря, в день убийств, Хема позвонила своему помощнику по дому Лалиту Мандалу около 18:30 и сообщила ему, что будет ужинать на улице. Бхамбхани покинул свой дом в Матунге около 18:00, сказав семье, что собирается встретиться с клиентом в Андхери . Они встретились в студии Хемы в Андхери. Около 8 часов вечера они отправились в Кандивали, чтобы встретиться с Видьядхаром. На складе Видьядхара сопровождали его соратники Азад Раджбхар, Прадип Раджбхар и Шив Кумар Раджбхар (псевдоним Садху). Они планировали напугать Хему салфеткой, пропитанной химикатами. Предполагается, что это химическое вещество представляет собой хлороформ (используемый для очистки форм скульптур) или пестицид (который Видьядхар приобрел у своего брата). Видьядхар держал Хему сзади, а Азад подносил салфетку к ее лицу. Когда вмешался Бхамбхани, Шив и Прадип одолели его. Первоначально они удерживали Бхамбхани только веревками и клейкой лентой . Но когда они поняли, что химическое вещество убило Хему, они убили Бхамбхани за то, что он был свидетелем. [ 18 ] [ 19 ]
Раджбхары упаковали трупы в картонные коробки, которые использовали для перевозки произведений искусства. Затем они перевезли тела в канализацию ( нулла ) на грузовике-временнике, которым управлял Виджай Кумар Раджбхар. [ 20 ] Затем Видьядхар и Шив решили бежать в свою родную деревню в Уттар-Прадеше . Они сели на поезд до Варанаси из Дадара около 21:30. Достигнув Итарси , Видьядхар сказал Шиву, что хочет сдаться, и вышел из поезда. [ 17 ]
Представитель Музея искусств Бостона оплакивал смерть Хемы. Ее работы планировалось выставить в музее через несколько месяцев после ее смерти. [ 21 ]
Полицейское расследование
[ редактировать ]Когда Хема не вернулась домой ночью, ее помощница по дому Мандал попыталась связаться с ней, но обнаружила, что ее мобильный телефон выключен. Затем он связался с ее родственниками и друзьями. На следующее утро он подал заявление о пропаже человека. Семья Бхамбани также обнаружила, что его телефон отключен, и подала жалобу. [ 22 ]
В субботу, около 19:30, уборщик заметил руку в ящиках, плавающих в канализации напротив крематория в районе Даханукар Вади в Кандивали. Он предупредил полицию, которая забрала коробки. тела были завернуты в прозрачные полиуретановые Перед тем как положить в картонные коробки, листы. Они были обнажены, за исключением нижнего белья . [ 5 ] Тела не разложились, и полиции удалось опознать жертв. На основании записей камер видеонаблюдения и записей разговоров полиция установила, что они встретились в ее студии в Андхери и уехали на машине Бхамбхани. [ 4 ] Последний звонок, сделанный с мобильного телефона Бхамбани около 20:30, был отслежен Кандивали. [ 5 ]
Полиция обнаружила на картонных коробках детали изготовления и номер партии. Это, в дополнение к подробным записям звонков жертв, привело полицию к производственному подразделению Видьядхара в районе Лалджипада в Кандивали. Проанализировав записи с камер видеонаблюдения в некоторых домах в этом районе, полиция задержала водителя грузовика Виджая. [ 20 ] Виджай сообщил полиции о других подозреваемых, но настаивал на том, что он не знал о том, что внутри ящиков лежат трупы. Затем полиция арестовала Азада и Прадипа. [ 18 ]
Специальная оперативная группа (СТГ) полиции штата Уттар-Прадеш перехватила Шива Кумара на пути со станции Варанаси в его родную деревню Госайпур. STF изъяла у него карты банкоматов , SIM- карты и другие документы, принадлежащие Хеме и Бхамбхани. Он признался в убийствах. [ 13 ] [ 23 ] Видьядхар в настоящее время находится на свободе. Полиция не исключила полностью подозреваемого Чинтана из-за его близкого знакомства с Видьядхаром. Подробная запись звонков (CDR) телефона Чинтана показывает, что двое мужчин обменялись несколькими звонками за две недели до убийства. [ 24 ] Семья Хемы, а также полиция подозревают, что Чинтан заплатил Видьядхару за ее убийство. [ 11 ] [ 16 ] В феврале 2016 года группа из 61 художника потребовала его освобождения, утверждая, что полиции не удалось найти против него никаких улик. [ 25 ]
В октябре 2023 года Чинтан Упадхьяй был признан виновным в убийстве и приговорен к пожизненному заключению судом Диндоши . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальная выставка искусств . Том. 43. Лалит Кала Академи. 2000. с. 47.
- ^ АзиатскиеАртНьюс . Том. 18. АзиатАртНьюс. 2008. с. 24.
- ^ Справочник художников, 2006 . Академия Лалит Кала. 2006. с. 634. ИСБН 978-81-87507-26-0 .
- ^ Jump up to: а б с Менгл, Гаутам Сандип (14 декабря 2015 г.). «Художница Хема Упадхьяй, ее адвокат, найдена мертвой в канализации» . Индус . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Патхак, Маниш К. (14 декабря 2015 г.). «Тела художницы из Мумбаи Хемы Упадхьяй, ее адвоката, найдены в канализации» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 13 октября 2022 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Шетти, Дипика (15 декабря 2015 г.). «Посвящение индийской художнице Хеме Упадьяй, убитой в Мумбаи» . «Стрейтс Таймс» . ISSN 0585-3923 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Индийское искусство. Здесь и сейчас: Молодые голоса из Индии . Том. 3. Нью-Дели: Художественная галерея Вадехра. 2006. ISBN 8187737271 . OCLC 703599129 .
- ^ Неватия, Шриватса (20 декабря 2015 г.). «Только память имеет консерванты» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ «Мегаполисы Азии захватывают Музей изящных искусств в Бостоне и за его пределами с помощью иммерсивных скульптур и инсталляций» . Музей изящных искусств, Бостон . 23 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2022 г. Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Синха, Анкита (13 декабря 2015 г.). Сингх, Вир Арджун (ред.). «Тела художницы Хемы Упадхьяй, ее адвоката, найдены в канализации Мумбаи» . НДТВ . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хан, Самиулла; Шах, Джаеш (18 декабря 2015 г.). «Чинтан разместил песню Альвиды на Facebook за день до убийства Хемы Упадхьяй» . Полдень . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Менгл, Гаутам С. (14 декабря 2015 г.). «Дело о двойном убийстве в Мумбаи» . Индус . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Мужчина, задержанный в Варанаси, «признается» в убийстве Хемы Упадхьяй, ее адвоката» . Индостан Таймс . 15 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2021 г. Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рао, Шринатх; Раджпут, Рашми; Алок, Рохит (16 декабря 2015 г.). «Убийство Хема упадхьяй: задержаны еще трое, ведется поиск главного подозреваемого» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Нату, Ниташа; Сиддики, Первез Икбал (15 декабря 2015 г.). «Хема убит из-за долга в 5 лакхов, - говорит подозреваемый, задержанный в Варанаси» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Саид, Назия (10 января 2016 г.). «Хема не был должен денег обвиняемому Видхьядхару, все было наоборот» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Главный обвиняемый покинул город сразу после убийства адвоката Хемы» . ДНК . 17 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 г. Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хан, Самиулла; Девнатх, Шива (17 декабря 2015 г.). « Салфетки заранее пропитывали химикатами, чтобы задушить Хему, Хариш » . Полдень . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Менгл, Гаутам С. (17 декабря 2015 г.). «Дело об убийстве Хемы Упадхьяя: Видьядхар пытался напугать Хему» . Индус . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Диллон, Гагандип (16 декабря 2015 г.). « Прославляемый водитель был соучастником убийств » . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Аннер, Стив (15 декабря 2015 г.). «Художник, которого представят в МИД, найден мертвым в Индии» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 9 марта 2018 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Тела художницы Хемы Упадхьяй, адвоката, найдены в канализации Кандивали; муж допрошен» . Полдень . 13 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Агор, Ашвин (14 декабря 2015 г.). «Как полиция Мумбаи «раскрыла» дело #HemaUpadhyayMurder» . CatchNews . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года.
- ^ Панди, Прашант; Раджпут, Рашми; Алок, Рохит (15 декабря 2015 г.). «Убийство Хемы Упадхьяй: мужчина из UP сознается, полиция отслеживает звонки бывшего мужа» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 10 августа 2022 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Дадхич, Ашита (14 февраля 2016 г.). «Дело об убийстве Хемы Упадхьяй: Чинтан подает в суд ходатайство об освобождении под залог» . Азиатский век . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Мишра, Кавья (10 октября 2023 г.). «Кто такой Чинтан Упадхьяй? От художника до осужденного за убийство в деле об убийстве Хема-Бхамбхани 2015 года, все о нем» . Новости18 . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ « Жестоко, но не редчайшее из редких»: судья дает Чинтану Упадхьяю жизнь за убийство жены художника» . Таймс оф Индия . 11 октября 2023 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ М.С., Сахьяджа (12 декабря 2023 г.). «Дело о двойном убийстве: ХК отказывается освободить художника Чинтана Упадхьяя под залог» . Индостан Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Хема Упадхьяй о Saffron Art
- Профиль на галереи Саатчи сайте
- Профиль на Chemould Prescott Road веб-сайте
- Интервью. Архивировано 22 января 2018 года в Wayback Machine в журнале initiArt.
- 1972 года рождения
- смертей в 2015 г.
- Индийские художники-инсталляторы
- Индийские скульпторы XXI века
- Индийские женщины-современные художницы
- Современные индийские художники
- Индийские женщины-художницы
- Индийские художники-портретисты
- Индийские скульпторы XX века.
- В Мумбаи убиты люди
- Жертвы убийств в Индии
- Индийские женщины-скульпторы
- Индийские художники XXI века
- Индийские художники 20 века.
- Люди из Вадодары
- Индийские женщины-художницы XX века
- Индийские женщины-художницы XXI века
- Женщины-художницы из Гуджарата
- Современные индийские скульпторы
- Индийские женщины-фотографы
- Фотографы из Махараштры
- Женщины-художницы из Махараштры
- Художники из Махараштры
- Индийские фотографы XX века
- Индийские фотографы XXI века
- Художники из Гуджарата
- Фотографы из Гуджарата
- Женщины-фотографы 20-го века
- Женщины-фотографы XXI века
- Паблик-арт в Мумбаи
- Художники из Мумбаи
- Женщины-художницы 20-го века
- Женщины-художники XXI века
- Женщины-скульпторы XX века.
- Женщины-скульпторы XXI века