Каноник Александр Галлоуэй

Каноник Александр Галлоуэй ( ок. 1478 — ок. 1552 ) был священнослужителем 16-го века из Абердина в Шотландии . Он был не только каноником собора Святого Махара , но и королевским нотариусом и епархиальным секретарем Якова IV и Якова V Шотландии; викарий приходов Фордайс, Ботельни и Кинкелл (1516-1552); пять раз ректор Королевского колледжа Абердинского университета ; Мастер работ на мосту Ди в Абердине и церкви Грейфрайерс в Абердине; и канцлер Абердинской епархии. По словам Стивена Холмса, [ 1 ] он был одним из самых известных литургистов своего времени, спроектировавшим множество прекрасных образцов причастных домов на северо-востоке Шотландии. Он был другом и советником Гектора Боэса , первого ректора Абердинского университета, а также епископа Эльфинстона , канцлера Шотландии и Гэвина Данбара . Он был заядлым антиреформатором, будучи другом Якоба Латомуса , Эразма и священнослужителей Старого университета Левена . Вместе с Гэвином Данбаром Галлоуэй спроектировал и построил западные башни собора, а также спроектировал геральдический потолок с 48 гербами в три ряда по шестнадцать. Больше, чем кто-либо другой, он внес свой вклад в развитие искусства шотландского письма. [ 2 ] Он претендует на звание того, кого некоторые называют « Человеком Возрождения ». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В 1949 году абердинский архитектор и антиквар Уильям Келли написал краткую агиографию и заявил:
[..] один из выдающихся людей Абердина первой половины 16 века: хороший человек и священник; сердечный, открытый, желающий и управляющий; один из братства людей искусства; [..] изобретатель либеральных вещей, благодаря которым его фигура по сей день прочно стоит в своей нише.
- Уильям Келли, издательство Абердинского университета (1949). [ 4 ]
В 2017 году Чарльз Бернетт представил краткое описание этого священнослужителя. [ 5 ] Публикация Рэя Макэлиса в 2019 году представила исследование характера Галлоуэя. [ 6 ] Если не считать этих публикаций, Галлоуэй почти не заметен в истории северо-востока Шотландии. Великий епископ-реформатор Уильям Эльфинстон считал его одним из своих самых верных и способных каноников. Гектор Боэс, написавший в 1522 году биографию Эльфинстона, написал, что Эльфинстон «… почти ничего не делал без руководства Галлоуэя…». [ 7 ] Ему нет никаких публичных памятников, за исключением упоминаний в двух витражах художников 20-го века — Чарльза Имера Кемпе и Дугласа Страчана . Гэллоуэя, когда его вспоминают, чаще всего называют «архитектором» церкви Грейфрайарс Джон Нокс на Брод-стрит в Абердине; Мост Ди ; литургические знаки и причастные дома в церквях Абердиншира; [ 8 ] и, наконец, поразительная восьмиугольная купель для крещения, которая сейчас находится в церкви Святого Иоанна в Абердине . Нет никаких его изображений, кроме стеклянных, предоставленных Кемпе и Страчаном.
Семья
[ редактировать ]О его ранней истории мало что известно. Его отцом был Уильям Галлоуэй; его мать Келли называет Марджори Мортимер. [ 9 ] Марджори, возможно, была частью семьи Мортимеров, которая в то время владела замком Крейгивар недалеко от Абердина. [ 10 ] У Александра было два брата. Уильям Галлоуэй был кармелитом из Абердина. Второй брат, Эндрю Галлоуэй, фигурирует в истории Королевского колледжа позднее, в 16 веке. У отца Галлоуэя были связи в Ангусе. Это можно увидеть в записях Университета Сент-Эндрюс, где Галлоуэй записан как студент, поступивший в 1493 году.
Галлоуэй почти наверняка поступил студентом в новый колледж епископа Эльфинстона (Колледж Святой Марии, позже Королевский колледж, Абердин ) в Старом Абердине (см. Абердинский университет ). Позже он принял герб одноименной семьи — графов Галлоуэев, что было обычной практикой в то время. Александр Галлоуэй записан как «магистр» Галлоуэй – выпускник 1499 года. Становящийся священник. Он выходит из тени как королевский нотариус и епархиальный секретарь епархии. В 1503 году он претендует на земли в Колихилле, недалеко от часовни Гариоха, что положило начало его пятидесятилетней связи с областью Инверури в Абердиншире и тем, что должно было стать его основным приходом в Кинкелле, в двух милях от Инверури .

Хотя его семейные обстоятельства остаются неясными, Галлоуэй обладал значительным богатством. Он использовал это в течение своей жизни для финансирования различных проектов, а также позволял ему комфортно жить в резиденциях в приходе, где он был пребендарием (Кинкелл), и в Канонрии в Старом Абердине . В течение своей жизни он предоставлял средства, позволяющие писцам подготовить записи о церкви Святого Николая в Абердине, соборе Святого Махара в Старом Абердине, а также различные ректорские отчеты для Королевского колледжа (Университет Абердина). Считается, что отчет 1549 года о его ректорском «посещении» находится в его собственной руке. Он также предоставил средства на покупку земель для церковных целей и в одном случае для больницы для «бедовщин» в Фут О'Ди в Абердине. [ 11 ] Он взял в руки оружие где-то после 1500 года, о чем упоминает Фергюс из Галлоуэя . [ 12 ] Этим оружием Галлоуэй украшал многие свои литургические произведения. [ 13 ] Они также появляются его собственными руками в описи собора Святого Махара. [ 14 ]
Архитектор
[ редактировать ]
В нескольких опубликованных упоминаниях о Галлоуэе его роль в епархии чаще всего называется «архитектором». Однако в 16 веке этот термин еще не применялся к той роли, которую он играл в епархии. [ 15 ] Как и в случае с кафедральными капитулами, управлявшими строительными работами в епархии, епископ сначала назначал мастера работ или «надзирателя». Он, в свою очередь, назначил бы мастера-каменщика и мастера-плотника. У Мастера работ также должен был быть заместитель, который вел ежедневную отчетность и отчитывался перед Кафедральным Капитулом. При управлении строительными работами Ордена Мастер работ может использовать деревянные модели и чертежи зданий, мостов и т. д., сделанные Мастером-плотником. В епархии до сих пор нет записей о планах или моделях. [ 16 ] Галлоуэй был мастером работ епархии с ок. 1509 г., до своей смерти в 1552 г. Ему впервые подошло это зелье из-за тесных рабочих отношений с епископами Эльфинстоном и Данбаром, а также его дружбы с Гектором Боэсом. Во-вторых, его навыки в литургических вопросах сделали его знающим и надежным человеком. [ 17 ] Его влияние было шире, чем в Абердинской епархии. Как опытный магистр искусств, он установил тесные связи с каноником Александром Милном из Данкельда (ум. 1548), первым президентом Шотландской коллегии юстиции и аббатом Камбускеннета . В этой епархии Милн в качестве мастера работ руководил строительством «старого» моста в Данкелде. Это было в то же время, когда епископ Дурбар пересматривал планы епископа Эльфинстона относительно моста через реку Ди. У Милна и Галлоуэя были общие интересы. [ 18 ] Галлоуэй также взял на себя роль мастера работ при строительстве большого деревянного потолка собора, «западных башен Данбара» собора, различных церквей и моста Ди (1522–1527) в Абердине. Он также был руководителем работ церкви Грейфрайарс в Абердине и Снежного Кирка в Старом Абердине .
Литургист
[ редактировать ]
Помимо своих организаторских способностей, Галлоуэй был убежденным консервативным священником. Он был «канонистом». Он также оставил в наследство здания, знаки и символы, которые делают его одним из величайших литургистов 16-го века на северо-востоке Шотландии. [ 19 ] Картер вспоминал его так:
[..] человек, стоящий за поздним расцветом средневекового [sic] искусства, который произошел на северо-востоке Шотландии в первой трети 16 века ..[..] .
— Картер, Чарльз. 1956 год [ 20 ]

Галлоуэй сделал три важных литургических вклада в свою собственную церковь. Сначала причастный дом (1524 г.). В Шотландии хозяин чаще всего проводился в амбри , обычно расположенной в восточной части святилища. Его причастный дом в Кинкелле представляет собой амбри на северо-восточной стене. Галлоуэй посетил Нидерланды, где есть подобные причастные дома. Там он встретил Якоба Латомуса в Лувене. [ 21 ] Причастный дом в Кинкелле все еще можно увидеть, хотя он сильно обветшал. Он крестообразный, со шкафом (амбри) в нижней части. Он украшен словами HIC EST SEVATUM CORPUS DE VIRGINE NATUM («Здесь сохранилось тело, рожденное от девы») на филенчатых отделениях, образующих плечи креста. В центре и наверху креста можно увидеть двух ангелов, держащих дароносицу. Внизу указана дата: 1524 год нашей эры, а также инициалы Галлоуэя. Из-за атмосферных воздействий установке нанесен значительный ущерб. [ 22 ]


Во-вторых, уникальная мемориальная доска с распятием (1525 г.). Сцена с распятием была задумана, чтобы показать мессу как отражение страсти. Холмс утверждает:
[..] .. ..распятие предполагает, что его целью было показать, так же, как и многие литургические интерпретации и средневековое евхаристическое богословие, что месса была отражением страстей…..эта мемориальная доска подарила католику интерпретация мессы для людей в церкви… известность инициалов Галлоуэя предполагает, что он хотел, чтобы его запомнили благодаря этому учению…....[..]
- Стивен Холмс (2015) [ 23 ]
Панель, которая сейчас видна среди руин, представляет собой копию, сделанную в начале 20 века после того, как оригинал был вывезен для реставрации и утерян в 1903 году. Оригинальная инсталляция должна была быть окрашена и украшена цветными проводами. Крест украшен литургическим знаком ИНРИ. То есть IESVS·NAZARENVS·REX·IVDÆORVM ( Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum ) «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Иоанна 19:19). Слева от креста изображен святой архангел Михаил, покровитель церкви Кинкелл. Справа Дева Мария. Ниже, слева, изображение Души в Чистилище. С указанием «preces Sanctorum» – молитвы за умерших. Справа внизу фигура, вероятно, Галлоуэй. Его инициалы и роза Марии изображены на алтаре, а также на рамке мемориальной доски. Стивен Холмс


В-третьих, крестильная купель. Это можно увидеть в епископальной церкви Святого Иоанна на Краун-Террас в Абердине. Чаша восьмиугольная с утопленными панелями на каждой грани. Этот дизайн поражает по сравнению с другими средневековыми шрифтами Шотландии. [ 24 ] Литургические знаки таковы: восемь сторон самой чаши являются отсылкой к восьмому дню Страстной недели – Неделе Воскресения и нового рождения. Особенностью одной стороны чаши являются буквы A и G, переплетенные шнуром. [ 25 ] Кроме того, на других лицах есть Арма Кристи (пять ран - предметы, связанные со Страстями Иисуса), две священные монограммы (одна - «IHS» - аббревиатура имени ΙΗΣΟΥΣ (Иисус); другая - коронованная М, обозначающая Марию. ), пронзенное сердце («руки Марии»), две резные розы и крест с терновым венцом. Галлоуэй широко использовал Марианскую розу в своих литургических знаках, а также был практикующим «марианистом». Чаша глубиной 18 дюймов (46 см) и шириной 9,5 дюймов (24 см) имеет слив. Сейчас он стоит на постаменте, спроектированном абердинским архитектором Джеймсом Митчеллом, который обеспечил обстановку в 1851 году, когда он был установлен в соборе Святого Иоанна. [ 26 ]
Человек своего времени
[ редактировать ]
Галлоуэй был не только опытным канонистом, магистром трудов и влиятельным литургистом, но и «человеком своего времени» в двух отношениях. Во-первых, его способность придерживаться взгляда на мир, основанного на мифах и магии. Некоторое время, между 1505 и 1507 годами Галлоуэй и Гектор Боэс предприняли серию экспедиций по поручению епископа Эльфинстона. [ 27 ] Эльфинстон готовился к изданию нового шотландского Бревиария. Чтобы проинформировать группу, выполняющую эту работу, Боэса и Галлоуэя, обоих членов литургистов Абердина, попросили обновить истории о шотландских Святых. [ 28 ] Во время одной из поездок по монастырям и аббатствам на западе Шотландии они достигли безымянного острова. [ 29 ] Там, по словам Боэса, Галлоуэй изложил свои взгляды на происхождение белощеких гусей. (См. также миф о белоснежном гусях )
[..] Александр Гэллоуэй, пастор Кинкелла, который, помимо того, что является человеком выдающейся честности, обладает непревзойденным рвением к изучению чудес… когда он вытаскивал коряги и увидел, что ракушки цепляются за них с одного конца до другой, он был удивлен необычной природой вещи и из рвения понять ее открыл их, после чего был поражен еще больше, чем когда-либо, ибо внутри них он обнаружил не морские существа, а скорее птицы, по размеру похожие на раковины, в которых они находились... в маленьких раковинах находились птицы пропорционально небольшого размера... поэтому он быстро побежал ко мне, которого, как он знал, охватило большое любопытство за расследование подобных дел и раскрыл мне все это ..[..]
- Д. Ф. Саттон, Гектор Боэций - История шотландцев (версия 1575 г.) [ 30 ]
Боэса обвинили в написании истории, которая устраивала его спонсора, Джеймса V из Шотландии. [ 32 ] Во многих частях своей истории Шотландии Боэс опирается на средневековые объяснения, основанные на мифах. [ 33 ] Неизменной особенностью было то, что Боэс позволил Галлоуэю высказать мнение о том, что белощекие гуси действительно произошли от ракушек. Объяснение может заключаться в том, что гуси, полностью сформированные, падают с деревьев, растущих на берегу моря. Или вылезать из ракушек, прилипших к обломкам. В любом случае Галлоуэй отражал то, что было известно о белощеких казарях в 16 веке. Его уверенность в религии была подчеркнута его уверенностью в мире природы.
Во-вторых, Галлоуэй часто бывал в Европе. Абердинская епархия под властью Эльфинстона находилась под влиянием ученых со всей Европы. У Абердина были прочные торговые связи с Нидерландами.
28/29 февраля 1528 года Патрик Гамильтон, считавшийся первым шотландским мучеником Реформации, был сожжен на костре в Сент-Эндрюсе. Гамильтон совершил фатальную ошибку, написав об «ошибках и нелепостях папистов», поэтому консервативный литургист Гэллоуэй, его епископ и архиконсерватор Битон считали его еретиком. Похоже, что и епископ Абердина, и его верный каноник присутствовали на суде и казни Гамильтона. Это произошло следующим образом. Галлоуэй был частым гостем Старого университета Левена (Лувен). Там он стал другом и сторонником Якоба Латомуса, который был откровенным критиком Эразма. Латомус назвал «Александра Галоаи Scotus Abordonensis canonicus» одним из «друзей», которые убедили его опубликовать свой ответ в «Местах» Патрика Гамильтона. [ 34 ]

После сожжения Галлоуэй написал своим друзьям в Лувен, сообщая об «успехе» суда. [ 35 ] Лоример говорит:
[..] …Узнав об этом событии от Александра Галлоуэя, каноника Абердина, врачи Лувена исполнились жестокой радости и написали (Джеймсу) Битону, чтобы поблагодарить его за его заслуги перед общей верой,… [. .]
- Патрик Гамильтон, первый проповедник и мученик шотландской Реформации: историческая биография [ 36 ]
Эти события и связи случайны; однако эти события указывают на важную грань характера Галлоуэя. Он, конечно, был больше, чем просто литургист и мастер дел. Литургическое рвение Галлоуэя указывает на предпочтение определенности и глубокого консерватизма. Более того, он был готов написать другим о том, что он думает. Возможно, именно этот консерватизм и стимулировал его литургическое рвение. Он был «человеком своего времени, со многими добродетелями и несколькими преступлениями» (так в оригинале).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холмс, Стивен Марк (2015), Священные знаки в реформационной Шотландии: интерпретация богослужения, 1488-1590 гг.
- ^ Харрисон, А. и Бернетт, К. Дж. 2017. «Шотландское письмо 16-го века», Труды Общества антикваров Шотландии, 147: 219-37.
- ^ Макэлис, Р. 2019 «Каноник Александр Галлоуэй - ученый, священник или «человек эпохи Возрождения» (c1478x1552)», Scottish Local History, 102: 13-20.
- ^ Уильям Келли, Александр Галлоуэй, ректор Кинкелла, Абердинский университет. № 125 (Абердин: Университетское издательство, 1949), стр. 19–33.
- ^ Чарльз Бернетт, «Александр Галлоуэй: выдающийся абердинский священнослужитель», Леопард (2017), 44–46.
- ^ Макалис, Р. (2019). «Каноник Александр Галлоуэй – ученый, священник или «человек эпохи Возрождения» (около 1478x1552) Шотландский краеведческий журнал 102: 13-20.
- ^ Боэс, Гектор. 1522. Житие епископов Муртлейса и Абердона (Париж), стр.92.
- ^ см. Холмс, С.М. (2015). Священные знаки в Реформационной Шотландии: истолкование богослужения, 1488-1590 гг.
- ↑ В ссылке в Registrum Episcopatus Aberdonensis, «В календаре некрологов», V2, P6, Вилельми Галлуай и Мариори Мортимар указаны как его отец и мать - годовщина приходится на 6 марта. См. https://archive.org/details/registrypiscop02aber/page/n27.
- ↑ Существует большое сходство между гербами семьи Мортимеров из Крейгивара и гербами графов Галлоуэя, оба из которых используют безудержного льва как часть своего оружия. Некоторые члены «клана» Мортимеров владели замком Крейгивар, примерно в 20 милях от Абердина, в 15 веке. Никакие убедительные доказательства не могут связать эту семью с матерью Галлоуэя. Марджори Мортимер, возможно, была родом из Ангуса.
- ^ Ричард Орам, стр.22, сн.30, Британская археологическая ассоциация. Конференция (2014: Абердин, Шотландия), Дж. Геддес, Дж. Геддес и Британская археологическая ассоциация. 2016. Средневековое искусство, архитектура и археология в епархиях Абердина и Морей (Рутледж: Лондон)
- ^ Герб Галлоуэя основан на древнем гербе графов Галлоуэя и может быть обозначен как «Лазурный, безудержный лев Арджент, томный Гулес, коронованный Ор». Его девизом было «memorare» (помнить). Буквы AG венчают щит.
- ^ «История» .
- ^ «История» . www.historicenvironment.scot . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ Певснер, Н. 1942. «Термин «архитектор» в средние века», Spectrum, 17: 549-62.
- ^ Самый ранний план датируется концом 11 века. См.: http://www.stgallplan.org/en/index_plan.html Никаких архитектурных планов шотландской церковной архитектуры XVI века не известно. См. в целом Кнуп Д. и Передур Джонс Г. «Средневековый каменщик: экономическая история английского каменного строительства в позднем средневековье и раннем Новом времени». 3-е изд. (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1967).
- ^ Холмс, Стивен Марк. 2015. Священные знаки в Реформационной Шотландии: истолкование богослужения, 1488-1590 гг.
- ↑ Позже эта дружба привела к их тесному сотрудничеству в противостоянии Реформации, когда Милн был аббатом Камбускеннета . См., Ватт, Д., Э., Р.; Шед, Н.Ф., ред. (2001). Главы религиозных домов в Шотландии с двенадцатого по шестнадцатый века. Эдинбург: Шотландское общество звукозаписи. ISBN 0 902054 18 Х. Милн входил в состав «присяжных», осудивших Патрика Гамильтона, когда его судили и казнили в Сент-Эндрюсе в 1528 году.
- ^ Картер, Чарльз. 1956. «Арма Кристи в Шотландии», Труды Общества антикваров Шотландии, 90: 116–29.
- ^ «Арма Кристи в Шотландии», Труды Общества антикваров Шотландии, 90: 116-29.
- ↑ Именно Латомус поддержал Галлоуэя в его несогласии с учением Патрика Гамильтона, который придерживался лютеранской доктрины евхаристии. Галлоуэй счел бы, что эта доктрина противоречит его собственной.
- ↑ Церковь была оставлена Шотландской церковью в 1771 году.
- ^ Холмс, Стивен Марк. 2015. Священные знаки в Реформационной Шотландии: истолкование богослужения, 1488-1590 гг.
- ^ Уокер, Рассел. 1887. «Шотландские крестильные купели. С рисунками», Труды Общества антикваров Шотландии, 21: 346–448.
- ^ Спонсоры церкви нередко отмечали свой дар щитом или монограммой. Галлоуэй несколько раз использовал переплетенный аккорд.
- ↑ Церковь в Кинкелле была заброшена в 18 веке. В начале 19 века чаша была перевезена из Кинкелла в Абердин Александром Дауни (1776-1833), сыном преподобного Фрэнсиса Дауни, профессора богословия и принципов Марискальского колледжа ( Абердинский университет ). Дауни был юристом, почетным горожанин Старого Абердина и первый секретарь компании Абердинширского канала . Он построил внушительный дом с обширным садом в престижном районе. в Абердине, известном как Дом Рубислава Дена. Шрифт он взял у Кинкелла и поместил в своем саду, где он томился до своего перевода в собор Святого Иоанна в 1851 году.
- ↑ Эти поездки не подтверждены ни в одном документальном источнике. Вполне вероятно, что поездки совершали разные члены абердинских литургистов. Доказательства поездки Боэса и Галлоуэя частично основаны на диалоге, описанном Боэсом в его Historia Scotorum. Боэс использовал речь и диалог в своих шотландских произведениях, чтобы подчеркнуть или придать форму историческим событиям. Этот прием использовался другими авторами-историографами, такими как поэт Барбур и Бауэр. Он основан на стиле римского историка Ливия. Стилистический подход Боэса оставляет возможность этой поездки под вопросом. Видите ли, Ройан, Никола. 2000. «Использование речи в истории Scotorum Гектора Боэса». в LAJR Хаувен, Макдональд, А.А., Мапстоун, Салли (ред.), Дворец в дикой природе: очерки народной культуры и гуманизма в Шотландии позднего средневековья и эпохи Возрождения (Питерс: Левен).
- ^ В Королевском патенте на печать Бревиария есть ссылка на сборник рассказов о Святых. См. Мэтью Ливингстон, Дэвид Хэй Флеминг, Джеймс Беверидж и Гордон Дональдсон (1908). Registrum secreti sigilli regum Scotorum; реестр Тайной печати Шотландии (Генеральный реестр Ее Величества: Эдинбург), т.1. 1488–1529, 1546, 15 сентября 1507 г., стр. 223–224; также Холмс, Стивен Марк. 2015. Священные знаки в реформационной Шотландии: истолкование богослужения 1488-1590 гг., стр. 61, сн. 37.
- ↑ «Безымянный» остров — загадка. Вполне возможно, что Боэс думал об Айле . В некоторых версиях «Истории» Боэса … история белощеких гусей (claik geses) появляется в разделе, который также напоминает верования Боэса на мифическом острове Туле . По словам Анициуса Манлия Северина Боэция ( Боэция ), философа VI века, Туле или Плитка относится к западному краю известного мира.
- ^ «Индекс» .
- ↑ Отчет об этом разговоре есть во всех изданиях Боэса «Historiae a prima gentis origine», кроме одного, во «Введении в космологию». См. Миф о белоснежном гусях.
- ^ см. различные отчеты Рояна, Никола Роуз. 1996. «История Scotirum Гектора Боэса», доктор философии, Оксфордский университет (1996).
- ^ Например, его упоминания о ведьмах - позже появившись в пьесе Уильяма Шекспира , Макбет предоставляет свидетельства правдивости рассказа Боэса о Туле и, возможно, разговора о белоснежных гусях. Рассказ о белощеких гусях с участием Галлоуэя и Боэса отражает не только взгляды Галлоуэя, но и мир, каким его видели ученые дореформации.
- ^ «Книга мучеников Фокса - 165. МЕСТА МАСТЕРА ПАТРИКА» .
- ^ Доказательства представлены в: J Knox, D Laing and Woodrow Society, The Works of John Knox. 6 томов (напечатано для Общества Вудро, Эдинбург, 1846 г.), том 1, стр. 43–4; и П. Лоример, Патрик Гамильтон, первый проповедник и мученик шотландской Реформации: историческая биография, собранная из оригинальных источников, с приложением оригинальных писем и других документов (Констебль, Эдинбург, 1857 г.).
- ^ Патрик Гамильтон, первый проповедник и мученик шотландской Реформации: историческая биография, собранная из первоисточников, с приложением оригинальных писем и других документов (Констебль, Эдинбург, 1857 г.).