Jump to content

Каноник Александр Галлоуэй

Галлоуэй (справа), Гектор Боэс (слева) – две верхние панели окна Маклахлана из Библиотеки старых искусств Абердинского университета.

Каноник Александр Галлоуэй ( ок. 1478 ок. 1552 ) был священнослужителем 16-го века из Абердина в Шотландии . Он был не только каноником собора Святого Махара , но и королевским нотариусом и епархиальным секретарем Якова IV и Якова V Шотландии; викарий приходов Фордайс, Ботельни и Кинкелл (1516-1552); пять раз ректор Королевского колледжа Абердинского университета ; Мастер работ на мосту Ди в Абердине и церкви Грейфрайерс в Абердине; и канцлер Абердинской епархии. По словам Стивена Холмса, [ 1 ] он был одним из самых известных литургистов своего времени, спроектировавшим множество прекрасных образцов причастных домов на северо-востоке Шотландии. Он был другом и советником Гектора Боэса , первого ректора Абердинского университета, а также епископа Эльфинстона , канцлера Шотландии и Гэвина Данбара . Он был заядлым антиреформатором, будучи другом Якоба Латомуса , Эразма и священнослужителей Старого университета Левена . Вместе с Гэвином Данбаром Галлоуэй спроектировал и построил западные башни собора, а также спроектировал геральдический потолок с 48 гербами в три ряда по шестнадцать. Больше, чем кто-либо другой, он внес свой вклад в развитие искусства шотландского письма. [ 2 ] Он претендует на звание того, кого некоторые называют « Человеком Возрождения ». [ 3 ]

В 1949 году абердинский архитектор и антиквар Уильям Келли написал краткую агиографию и заявил:

[..] один из выдающихся людей Абердина первой половины 16 века: хороший человек и священник; сердечный, открытый, желающий и управляющий; один из братства людей искусства; [..] изобретатель либеральных вещей, благодаря которым его фигура по сей день прочно стоит в своей нише.

- Уильям Келли, издательство Абердинского университета (1949). [ 4 ]

В 2017 году Чарльз Бернетт представил краткое описание этого священнослужителя. [ 5 ] Публикация Рэя Макэлиса в 2019 году представила исследование характера Галлоуэя. [ 6 ] Если не считать этих публикаций, Галлоуэй почти не заметен в истории северо-востока Шотландии. Великий епископ-реформатор Уильям Эльфинстон считал его одним из своих самых верных и способных каноников. Гектор Боэс, написавший в 1522 году биографию Эльфинстона, написал, что Эльфинстон «… почти ничего не делал без руководства Галлоуэя…». [ 7 ] Ему нет никаких публичных памятников, за исключением упоминаний в двух витражах художников 20-го века — Чарльза Имера Кемпе и Дугласа Страчана . Гэллоуэя, когда его вспоминают, чаще всего называют «архитектором» церкви Грейфрайарс Джон Нокс на Брод-стрит в Абердине; Мост Ди ; литургические знаки и причастные дома в церквях Абердиншира; [ 8 ] и, наконец, поразительная восьмиугольная купель для крещения, которая сейчас находится в церкви Святого Иоанна в Абердине . Нет никаких его изображений, кроме стеклянных, предоставленных Кемпе и Страчаном.

О его ранней истории мало что известно. Его отцом был Уильям Галлоуэй; его мать Келли называет Марджори Мортимер. [ 9 ] Марджори, возможно, была частью семьи Мортимеров, которая в то время владела замком Крейгивар недалеко от Абердина. [ 10 ] У Александра было два брата. Уильям Галлоуэй был кармелитом из Абердина. Второй брат, Эндрю Галлоуэй, фигурирует в истории Королевского колледжа позднее, в 16 веке. У отца Галлоуэя были связи в Ангусе. Это можно увидеть в записях Университета Сент-Эндрюс, где Галлоуэй записан как студент, поступивший в 1493 году.

Галлоуэй почти наверняка поступил студентом в новый колледж епископа Эльфинстона (Колледж Святой Марии, позже Королевский колледж, Абердин ) в Старом Абердине (см. Абердинский университет ). Позже он принял герб одноименной семьи — графов Галлоуэев, что было обычной практикой в ​​то время. Александр Галлоуэй записан как «магистр» Галлоуэй – выпускник 1499 года. Становящийся священник. Он выходит из тени как королевский нотариус и епархиальный секретарь епархии. В 1503 году он претендует на земли в Колихилле, недалеко от часовни Гариоха, что положило начало его пятидесятилетней связи с областью Инверури в Абердиншире и тем, что должно было стать его основным приходом в Кинкелле, в двух милях от Инверури .

Герб Галлоуэя (слева) на f1r MS250 — Опись святого Махара (1549 г.). Рукопись находится в руке Галлоуэя.

Хотя его семейные обстоятельства остаются неясными, Галлоуэй обладал значительным богатством. Он использовал это в течение своей жизни для финансирования различных проектов, а также позволял ему комфортно жить в резиденциях в приходе, где он был пребендарием (Кинкелл), и в Канонрии в Старом Абердине . В течение своей жизни он предоставлял средства, позволяющие писцам подготовить записи о церкви Святого Николая в Абердине, соборе Святого Махара в Старом Абердине, а также различные ректорские отчеты для Королевского колледжа (Университет Абердина). Считается, что отчет 1549 года о его ректорском «посещении» находится в его собственной руке. Он также предоставил средства на покупку земель для церковных целей и в одном случае для больницы для «бедовщин» в Фут О'Ди в Абердине. [ 11 ] Он взял в руки оружие где-то после 1500 года, о чем упоминает Фергюс из Галлоуэя . [ 12 ] Этим оружием Галлоуэй украшал многие свои литургические произведения. [ 13 ] Они также появляются его собственными руками в описи собора Святого Махара. [ 14 ]

Архитектор

[ редактировать ]
Мост Ди (1527 г.)

В нескольких опубликованных упоминаниях о Галлоуэе его роль в епархии чаще всего называется «архитектором». Однако в 16 веке этот термин еще не применялся к той роли, которую он играл в епархии. [ 15 ] Как и в случае с кафедральными капитулами, управлявшими строительными работами в епархии, епископ сначала назначал мастера работ или «надзирателя». Он, в свою очередь, назначил бы мастера-каменщика и мастера-плотника. У Мастера работ также должен был быть заместитель, который вел ежедневную отчетность и отчитывался перед Кафедральным Капитулом. При управлении строительными работами Ордена Мастер работ может использовать деревянные модели и чертежи зданий, мостов и т. д., сделанные Мастером-плотником. В епархии до сих пор нет записей о планах или моделях. [ 16 ] Галлоуэй был мастером работ епархии с ок. 1509 г., до своей смерти в 1552 г. Ему впервые подошло это зелье из-за тесных рабочих отношений с епископами Эльфинстоном и Данбаром, а также его дружбы с Гектором Боэсом. Во-вторых, его навыки в литургических вопросах сделали его знающим и надежным человеком. [ 17 ] Его влияние было шире, чем в Абердинской епархии. Как опытный магистр искусств, он установил тесные связи с каноником Александром Милном из Данкельда (ум. 1548), первым президентом Шотландской коллегии юстиции и аббатом Камбускеннета . В этой епархии Милн в качестве мастера работ руководил строительством «старого» моста в Данкелде. Это было в то же время, когда епископ Дурбар пересматривал планы епископа Эльфинстона относительно моста через реку Ди. У Милна и Галлоуэя были общие интересы. [ 18 ] Галлоуэй также взял на себя роль мастера работ при строительстве большого деревянного потолка собора, «западных башен Данбара» собора, различных церквей и моста Ди (1522–1527) в Абердине. Он также был руководителем работ церкви Грейфрайарс в Абердине и Снежного Кирка в Старом Абердине .

Литургист

[ редактировать ]
Церковь Кинкелл с юга

Помимо своих организаторских способностей, Галлоуэй был убежденным консервативным священником. Он был «канонистом». Он также оставил в наследство здания, знаки и символы, которые делают его одним из величайших литургистов 16-го века на северо-востоке Шотландии. [ 19 ] Картер вспоминал его так:

[..] человек, стоящий за поздним расцветом средневекового [sic] искусства, который произошел на северо-востоке Шотландии в первой трети 16 века ..[..] .

Картер, Чарльз. 1956 год [ 20 ]
Причастный дом Кинкелла

Галлоуэй сделал три важных литургических вклада в свою собственную церковь. Сначала причастный дом (1524 г.). В Шотландии хозяин чаще всего проводился в амбри , обычно расположенной в восточной части святилища. Его причастный дом в Кинкелле представляет собой амбри на северо-восточной стене. Галлоуэй посетил Нидерланды, где есть подобные причастные дома. Там он встретил Якоба Латомуса в Лувене. [ 21 ] Причастный дом в Кинкелле все еще можно увидеть, хотя он сильно обветшал. Он крестообразный, со шкафом (амбри) в нижней части. Он украшен словами HIC EST SEVATUM CORPUS DE VIRGINE NATUM («Здесь сохранилось тело, рожденное от девы») на филенчатых отделениях, образующих плечи креста. В центре и наверху креста можно увидеть двух ангелов, держащих дароносицу. Внизу указана дата: 1524 год нашей эры, а также инициалы Галлоуэя. Из-за атмосферных воздействий установке нанесен значительный ущерб. [ 22 ]

Мемориальная доска с распятием Кинкелла (замена)
Рисунок мемориальной доски Кинкелла, 1832 г.

Во-вторых, уникальная мемориальная доска с распятием (1525 г.). Сцена с распятием была задумана, чтобы показать мессу как отражение страсти. Холмс утверждает:

[..] .. ..распятие предполагает, что его целью было показать, так же, как и многие литургические интерпретации и средневековое евхаристическое богословие, что месса была отражением страстей…..эта мемориальная доска подарила католику интерпретация мессы для людей в церкви… известность инициалов Галлоуэя предполагает, что он хотел, чтобы его запомнили благодаря этому учению…....[..]

- Стивен Холмс (2015) [ 23 ]

Панель, которая сейчас видна среди руин, представляет собой копию, сделанную в начале 20 века после того, как оригинал был вывезен для реставрации и утерян в 1903 году. Оригинальная инсталляция должна была быть окрашена и украшена цветными проводами. Крест украшен литургическим знаком ИНРИ. То есть IESVS·NAZARENVS·REX·IVDÆORVM ( Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum ) «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Иоанна 19:19). Слева от креста изображен святой архангел Михаил, покровитель церкви Кинкелл. Справа Дева Мария. Ниже, слева, изображение Души в Чистилище. С указанием «preces Sanctorum» – молитвы за умерших. Справа внизу фигура, вероятно, Галлоуэй. Его инициалы и роза Марии изображены на алтаре, а также на рамке мемориальной доски. Стивен Холмс

Купель, Епископальная церковь Святого Иоанна , Краун Террас, Абердин
Купель, Епископальная церковь Святого Иоанна

В-третьих, крестильная купель. Это можно увидеть в епископальной церкви Святого Иоанна на Краун-Террас в Абердине. Чаша восьмиугольная с утопленными панелями на каждой грани. Этот дизайн поражает по сравнению с другими средневековыми шрифтами Шотландии. [ 24 ] Литургические знаки таковы: восемь сторон самой чаши являются отсылкой к восьмому дню Страстной недели – Неделе Воскресения и нового рождения. Особенностью одной стороны чаши являются буквы A и G, переплетенные шнуром. [ 25 ] Кроме того, на других лицах есть Арма Кристи (пять ран - предметы, связанные со Страстями Иисуса), две священные монограммы (одна - «IHS» - аббревиатура имени ΙΗΣΟΥΣ (Иисус); другая - коронованная М, обозначающая Марию. ), пронзенное сердце («руки Марии»), две резные розы и крест с терновым венцом. Галлоуэй широко использовал Марианскую розу в своих литургических знаках, а также был практикующим «марианистом». Чаша глубиной 18 дюймов (46 см) и шириной 9,5 дюймов (24 см) имеет слив. Сейчас он стоит на постаменте, спроектированном абердинским архитектором Джеймсом Митчеллом, который обеспечил обстановку в 1851 году, когда он был установлен в соборе Святого Иоанна. [ 26 ]

Человек своего времени

[ редактировать ]
Из Британской библиотеки Topographia Hibernica MS 13 B VIII.

Галлоуэй был не только опытным канонистом, магистром трудов и влиятельным литургистом, но и «человеком своего времени» в двух отношениях. Во-первых, его способность придерживаться взгляда на мир, основанного на мифах и магии. Некоторое время, между 1505 и 1507 годами Галлоуэй и Гектор Боэс предприняли серию экспедиций по поручению епископа Эльфинстона. [ 27 ] Эльфинстон готовился к изданию нового шотландского Бревиария. Чтобы проинформировать группу, выполняющую эту работу, Боэса и Галлоуэя, обоих членов литургистов Абердина, попросили обновить истории о шотландских Святых. [ 28 ] Во время одной из поездок по монастырям и аббатствам на западе Шотландии они достигли безымянного острова. [ 29 ] Там, по словам Боэса, Галлоуэй изложил свои взгляды на происхождение белощеких гусей. (См. также миф о белоснежном гусях )

[..] Александр Гэллоуэй, пастор Кинкелла, который, помимо того, что является человеком выдающейся честности, обладает непревзойденным рвением к изучению чудес… когда он вытаскивал коряги и увидел, что ракушки цепляются за них с одного конца до другой, он был удивлен необычной природой вещи и из рвения понять ее открыл их, после чего был поражен еще больше, чем когда-либо, ибо внутри них он обнаружил не морские существа, а скорее птицы, по размеру похожие на раковины, в которых они находились... в маленьких раковинах находились птицы пропорционально небольшого размера... поэтому он быстро побежал ко мне, которого, как он знал, охватило большое любопытство за расследование подобных дел и раскрыл мне все это ..[..]

- Д. Ф. Саттон, Гектор Боэций - История шотландцев (версия 1575 г.) [ 30 ]

[ 31 ]

Боэса обвинили в написании истории, которая устраивала его спонсора, Джеймса V из Шотландии. [ 32 ] Во многих частях своей истории Шотландии Боэс опирается на средневековые объяснения, основанные на мифах. [ 33 ] Неизменной особенностью было то, что Боэс позволил Галлоуэю высказать мнение о том, что белощекие гуси действительно произошли от ракушек. Объяснение может заключаться в том, что гуси, полностью сформированные, падают с деревьев, растущих на берегу моря. Или вылезать из ракушек, прилипших к обломкам. В любом случае Галлоуэй отражал то, что было известно о белощеких казарях в 16 веке. Его уверенность в религии была подчеркнута его уверенностью в мире природы.

Во-вторых, Галлоуэй часто бывал в Европе. Абердинская епархия под властью Эльфинстона находилась под влиянием ученых со всей Европы. У Абердина были прочные торговые связи с Нидерландами.

28/29 февраля 1528 года Патрик Гамильтон, считавшийся первым шотландским мучеником Реформации, был сожжен на костре в Сент-Эндрюсе. Гамильтон совершил фатальную ошибку, написав об «ошибках и нелепостях папистов», поэтому консервативный литургист Гэллоуэй, его епископ и архиконсерватор Битон считали его еретиком. Похоже, что и епископ Абердина, и его верный каноник присутствовали на суде и казни Гамильтона. Это произошло следующим образом. Галлоуэй был частым гостем Старого университета Левена (Лувен). Там он стал другом и сторонником Якоба Латомуса, который был откровенным критиком Эразма. Латомус назвал «Александра Галоаи Scotus Abordonensis canonicus» одним из «друзей», которые убедили его опубликовать свой ответ в «Местах» Патрика Гамильтона. [ 34 ]

Мемориальная доска с инициалами Патрика Гамильтона, Сент-Эндрюс

После сожжения Галлоуэй написал своим друзьям в Лувен, сообщая об «успехе» суда. [ 35 ] Лоример говорит:

[..] …Узнав об этом событии от Александра Галлоуэя, каноника Абердина, врачи Лувена исполнились жестокой радости и написали (Джеймсу) Битону, чтобы поблагодарить его за его заслуги перед общей верой,… [. .]

- Патрик Гамильтон, первый проповедник и мученик шотландской Реформации: историческая биография [ 36 ]

Эти события и связи случайны; однако эти события указывают на важную грань характера Галлоуэя. Он, конечно, был больше, чем просто литургист и мастер дел. Литургическое рвение Галлоуэя указывает на предпочтение определенности и глубокого консерватизма. Более того, он был готов написать другим о том, что он думает. Возможно, именно этот консерватизм и стимулировал его литургическое рвение. Он был «человеком своего времени, со многими добродетелями и несколькими преступлениями» (так в оригинале).

  1. ^ Холмс, Стивен Марк (2015), Священные знаки в реформационной Шотландии: интерпретация богослужения, 1488-1590 гг.
  2. ^ Харрисон, А. и Бернетт, К. Дж. 2017. «Шотландское письмо 16-го века», Труды Общества антикваров Шотландии, 147: 219-37.
  3. ^ Макэлис, Р. 2019 «Каноник Александр Галлоуэй - ученый, священник или «человек эпохи Возрождения» (c1478x1552)», Scottish Local History, 102: 13-20.
  4. ^ Уильям Келли, Александр Галлоуэй, ректор Кинкелла, Абердинский университет. № 125 (Абердин: Университетское издательство, 1949), стр. 19–33.
  5. ^ Чарльз Бернетт, «Александр Галлоуэй: выдающийся абердинский священнослужитель», Леопард (2017), 44–46.
  6. ^ Макалис, Р. (2019). «Каноник Александр Галлоуэй – ученый, священник или «человек эпохи Возрождения» (около 1478x1552) Шотландский краеведческий журнал 102: 13-20.
  7. ^ Боэс, Гектор. 1522. Житие епископов Муртлейса и Абердона (Париж), стр.92.
  8. ^ см. Холмс, С.М. (2015). Священные знаки в Реформационной Шотландии: истолкование богослужения, 1488-1590 гг.
  9. В ссылке в Registrum Episcopatus Aberdonensis, «В календаре некрологов», V2, P6, Вилельми Галлуай и Мариори Мортимар указаны как его отец и мать - годовщина приходится на 6 марта. См. https://archive.org/details/registrypiscop02aber/page/n27.
  10. Существует большое сходство между гербами семьи Мортимеров из Крейгивара и гербами графов Галлоуэя, оба из которых используют безудержного льва как часть своего оружия. Некоторые члены «клана» Мортимеров владели замком Крейгивар, примерно в 20 милях от Абердина, в 15 веке. Никакие убедительные доказательства не могут связать эту семью с матерью Галлоуэя. Марджори Мортимер, возможно, была родом из Ангуса.
  11. ^ Ричард Орам, стр.22, сн.30, Британская археологическая ассоциация. Конференция (2014: Абердин, Шотландия), Дж. Геддес, Дж. Геддес и Британская археологическая ассоциация. 2016. Средневековое искусство, архитектура и археология в епархиях Абердина и Морей (Рутледж: Лондон)
  12. ^ Герб Галлоуэя основан на древнем гербе графов Галлоуэя и может быть обозначен как «Лазурный, безудержный лев Арджент, томный Гулес, коронованный Ор». Его девизом было «memorare» (помнить). Буквы AG венчают щит.
  13. ^ «История» .
  14. ^ «История» . www.historicenvironment.scot . Проверено 27 июля 2021 г.
  15. ^ Певснер, Н. 1942. «Термин «архитектор» в средние века», Spectrum, 17: 549-62.
  16. ^ Самый ранний план датируется концом 11 века. См.: http://www.stgallplan.org/en/index_plan.html Никаких архитектурных планов шотландской церковной архитектуры XVI века не известно. См. в целом Кнуп Д. и Передур Джонс Г. «Средневековый каменщик: экономическая история английского каменного строительства в позднем средневековье и раннем Новом времени». 3-е изд. (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1967).
  17. ^ Холмс, Стивен Марк. 2015. Священные знаки в Реформационной Шотландии: истолкование богослужения, 1488-1590 гг.
  18. Позже эта дружба привела к их тесному сотрудничеству в противостоянии Реформации, когда Милн был аббатом Камбускеннета . См., Ватт, Д., Э., Р.; Шед, Н.Ф., ред. (2001). Главы религиозных домов в Шотландии с двенадцатого по шестнадцатый века. Эдинбург: Шотландское общество звукозаписи. ISBN   0 902054 18 Х. Милн входил в состав «присяжных», осудивших Патрика Гамильтона, когда его судили и казнили в Сент-Эндрюсе в 1528 году.
  19. ^ Картер, Чарльз. 1956. «Арма Кристи в Шотландии», Труды Общества антикваров Шотландии, 90: 116–29.
  20. ^ «Арма Кристи в Шотландии», Труды Общества антикваров Шотландии, 90: 116-29.
  21. Именно Латомус поддержал Галлоуэя в его несогласии с учением Патрика Гамильтона, который придерживался лютеранской доктрины евхаристии. Галлоуэй счел бы, что эта доктрина противоречит его собственной.
  22. Церковь была оставлена ​​Шотландской церковью в 1771 году.
  23. ^ Холмс, Стивен Марк. 2015. Священные знаки в Реформационной Шотландии: истолкование богослужения, 1488-1590 гг.
  24. ^ Уокер, Рассел. 1887. «Шотландские крестильные купели. С рисунками», Труды Общества антикваров Шотландии, 21: 346–448.
  25. ^ Спонсоры церкви нередко отмечали свой дар щитом или монограммой. Галлоуэй несколько раз использовал переплетенный аккорд.
  26. Церковь в Кинкелле была заброшена в 18 веке. В начале 19 века чаша была перевезена из Кинкелла в Абердин Александром Дауни (1776-1833), сыном преподобного Фрэнсиса Дауни, профессора богословия и принципов Марискальского колледжа ( Абердинский университет ). Дауни был юристом, почетным горожанин Старого Абердина и первый секретарь компании Абердинширского канала . Он построил внушительный дом с обширным садом в престижном районе. в Абердине, известном как Дом Рубислава Дена. Шрифт он взял у Кинкелла и поместил в своем саду, где он томился до своего перевода в собор Святого Иоанна в 1851 году.
  27. Эти поездки не подтверждены ни в одном документальном источнике. Вполне вероятно, что поездки совершали разные члены абердинских литургистов. Доказательства поездки Боэса и Галлоуэя частично основаны на диалоге, описанном Боэсом в его Historia Scotorum. Боэс использовал речь и диалог в своих шотландских произведениях, чтобы подчеркнуть или придать форму историческим событиям. Этот прием использовался другими авторами-историографами, такими как поэт Барбур и Бауэр. Он основан на стиле римского историка Ливия. Стилистический подход Боэса оставляет возможность этой поездки под вопросом. Видите ли, Ройан, Никола. 2000. «Использование речи в истории Scotorum Гектора Боэса». в LAJR Хаувен, Макдональд, А.А., Мапстоун, Салли (ред.), Дворец в дикой природе: очерки народной культуры и гуманизма в Шотландии позднего средневековья и эпохи Возрождения (Питерс: Левен).
  28. ^ В Королевском патенте на печать Бревиария есть ссылка на сборник рассказов о Святых. См. Мэтью Ливингстон, Дэвид Хэй Флеминг, Джеймс Беверидж и Гордон Дональдсон (1908). Registrum secreti sigilli regum Scotorum; реестр Тайной печати Шотландии (Генеральный реестр Ее Величества: Эдинбург), т.1. 1488–1529, 1546, 15 сентября 1507 г., стр. 223–224; также Холмс, Стивен Марк. 2015. Священные знаки в реформационной Шотландии: истолкование богослужения 1488-1590 гг., стр. 61, сн. 37.
  29. «Безымянный» остров — загадка. Вполне возможно, что Боэс думал об Айле . В некоторых версиях «Истории» Боэса история белощеких гусей (claik geses) появляется в разделе, который также напоминает верования Боэса на мифическом острове Туле . По словам Анициуса Манлия Северина Боэция ( Боэция ), философа VI века, Туле или Плитка относится к западному краю известного мира.
  30. ^ «Индекс» .
  31. Отчет об этом разговоре есть во всех изданиях Боэса «Historiae a prima gentis origine», кроме одного, во «Введении в космологию». См. Миф о белоснежном гусях.
  32. ^ см. различные отчеты Рояна, Никола Роуз. 1996. «История Scotirum Гектора Боэса», доктор философии, Оксфордский университет (1996).
  33. ^ Например, его упоминания о ведьмах - позже появившись в пьесе Уильяма Шекспира , Макбет предоставляет свидетельства правдивости рассказа Боэса о Туле и, возможно, разговора о белоснежных гусях. Рассказ о белощеких гусях с участием Галлоуэя и Боэса отражает не только взгляды Галлоуэя, но и мир, каким его видели ученые дореформации.
  34. ^ «Книга мучеников Фокса - 165. МЕСТА МАСТЕРА ПАТРИКА» .
  35. ^ Доказательства представлены в: J Knox, D Laing and Woodrow Society, The Works of John Knox. 6 томов (напечатано для Общества Вудро, Эдинбург, 1846 г.), том 1, стр. 43–4; и П. Лоример, Патрик Гамильтон, первый проповедник и мученик шотландской Реформации: историческая биография, собранная из оригинальных источников, с приложением оригинальных писем и других документов (Констебль, Эдинбург, 1857 г.).
  36. ^ Патрик Гамильтон, первый проповедник и мученик шотландской Реформации: историческая биография, собранная из первоисточников, с приложением оригинальных писем и других документов (Констебль, Эдинбург, 1857 г.).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b96a7d1986a90ea5eb72649e84c5147__1691109840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/47/0b96a7d1986a90ea5eb72649e84c5147.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canon Alexander Galloway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)