Пол Хельгесен
Пол Хельгесен | |
---|---|
Рожденный | в. 1480 г. |
Умер | после 1534 г. |
Национальность | датский |
Образование | Копенгагенский университет |
Заметная работа | Скибби Хроника |
Пол Хельгесен (также Пол Элиасен ; латынь : Паулюс Хелиэ ; ок. 1480 — умер после 1534 года) — датский кармелит , гуманист и историк . Хельгесен был нищенствующим монахом, который сначала поддерживал Кристиана II и лютеранское реформаторское движение, но позже порвал с обоими и написал предупреждения против тиранического короля и лютеранских проповедников. Как и его образец для подражания Эразм Роттердамский, Хельгесен оказался в серой зоне между католицизмом и протестантизмом. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Хельгесен, ведущий датский пример реформистского католицизма (второстепенная датская параллель Эразма Роттердамского ), происходил из Варберга в провинции Халланд , ныне являющейся частью Швеции. Сам он пишет, что его мать была шведского происхождения; в остальном о его семье больше ничего не известно. Вначале – по-видимому, в детстве – он присоединился к Ордену кармелитов в Варберге. Кармелиты уделяли большое внимание изучению Библии и проповеди, а Хельгесен был одним из ученых монахов. В какой-то момент он получил степень бакалавра богословия. [ 2 ] В 1517 году он был в Хельсингёре , где начал гуманистические исследования и особенно заинтересовался трудами Эразма Роттердамского. Он упоминает, что мастер Свенд из Скара был его школьным учителем. Говорят, что мастер Свенд был последователем Эразма; позже он стал лютеранским епископом [ 2 ] и, возможно, именно он побудил мальчика критиковать злоупотребления католической церкви в раннем возрасте.
Озабоченность Хельгесена Эразмом весьма поразительна, учитывая, насколько резко кармелиты осуждали Эразма. Преподавание ордена в университетах Парижа, Кельна и Лувена было явно антигуманистическим и консервативным, а монахи-кармелиты стали одними из самых яростных противников Эразма. На соборе в Кельне в 1526 году все книги Эразма были запрещены, а местные настоятели пригрозили быть низложенными, если они не заберут книги из своих монастырских библиотек. Тем не менее, кармелиты не могли когда-либо подвергать сомнению ортодоксальность Хельгесена, поскольку в 1522 году он был избран провинциальным приором, то есть верховным главой провинции Дакия и Норвегия (Дания и Норвегия), входящей в состав ордена, и занимал эту должность до конца своей жизни. [ 3 ]
Хельгесен рано завоевал уважение за свои знания. Он не только был знаком с античной классикой и отцами церкви , но также был знаком с авторами средневековья и эпохи Возрождения. Хельгесен сослался на Петрарку и Марсилио Фичино (1433–1499) и перевел произведение Анджело Полициано . Он обсуждал статью о помощи бедным, написанную испанским гуманистом Хуаном Луисом Вивесом (1492–1540), и следил за трудами Лютера и его последователей. Обладая обширными знаниями прошлого и настоящего, Хельгесен выделяется как один из выдающихся духовных деятелей своего времени в скандинавских странах. [ 4 ]
Хельгесен, возможно, некоторое время учился в Италии около 1500 года, потому что письмо, которое он использует в « Хрониках Скибби», называется гуманистическим курсивом, итальянским письмом, изобретенным в 15 веке. Впервые он появился в Дании во время Реформации, поэтому Хельгесен был одним из первых, кто использовал его в странах Северной Европы. Перо используется иначе, чем при написании готического письма, поэтому Хельгесен, должно быть, выучил этот стиль. Известно, что датские монахи-кармелиты участвовали в церковных соборах в Риме в 1498 и 1513 годах и в Пьяченце в 1503 году, но ничего конкретного об участии Хельгесена обнаружено не было. [ 5 ]
Если Хельгесен осудил Кристиана II как кровожадного тирана, то он не осудил его за Стокгольмскую кровавую баню в ноябре 1520 года. Хельгесен был потрясен резней, но, похоже, основную вину он возложил на советников короля, архиепископов Густава Тролле и Дидрика Слагека. , Сигбрит Вилломс , сопровождавший Кристиана II и его семью в изгнании, и епископ Йенс Андерсен Бельденак , которого короля продержали в тюрьме несколько лет. [ 6 ] Немец Дидрик Слагек приехал в Берген в качестве торговца индульгенциями , поступил на службу к Кристиану II и участвовал в Стокгольмской кровавой бане. Король наградил его епархией Скара , а в 1521 году — архиепископством Лунда , но Слагек впал в немилость и был сожжен 24 января 1522 года в Гаммельторве в Копенгагене. Хельгесен присутствовал при этом. [ 2 ] «Такова судьба всех, кто развращает умы князей ложными советами», — прокомментировал он в тот же день в письме, посвященном Кристиану II. [ 7 ]
Преподаватель в Копенгагене
[ редактировать ]В 1519 году Хельгесен стал главой кармелитской коллегии , основанной Кристианом II в Копенгагене. В качестве лектора Хельгесен должен был преподавать Библию в Копенгагенском университете . В 1526 году король попросил его прочитать во дворце лекцию о «лютеранстве», что, по его мнению, он сделал «умеренно»; но, тем не менее, его окружили придворные -антикатолики , а затем преследовал по улице придворный шут, а солдаты называли его «лицемером» и «убийцей душ». [ 8 ] Хельгесен находился под влиянием идей Лютера и сам оказал влияние идеями Реформации на своих учеников, многие из которых позже стали пионерами датской Реформации. Примерно к 1530 году его бывшие ученики во многих случаях стали евангелистскими проповедниками в Мальмё и Копенгагене, «тенденциозно отказываясь проводить различие между самой католической церковью и реформированной католической критикой ее практик», и даровали своему старому учителю эпитет «Пол Вендекабе» ( «Пол -перебежчик »). [ 9 ]
Кармелиты ценили учебу, и Хельгесен взял за образец Эразма и гуманистический лозунг «назад к истокам». Он поставил Новый Завет, Отцов Церкви и жизнь ранней Церкви в центр своего стремления реформировать Католическую Церковь, не разрывая с ней. Как и протестанты, он считал, что спасение осуществляется по вере , но также делал упор на личное благочестие и нравственность. В отличие от Лютера, он рассматривал спасение не как бесплатный дар от Бога, а как нечто, что приходит с определенными условиями. Он был резким критиком упадка датской церкви, но реформы должны были проводиться без вмешательства мирян. Замена литургии пением гимнов на датском языке сильно расстроила Хельгесена. В католические времена мирянам разрешалось петь датские гимны во время процессии, но он считал, что такие включения в службу были неслыханной дерзостью со стороны прихожан, и что пение женщин «заставляло умы многих волноваться». больше к греховным помыслам, чем к благочестию». [ 10 ]
Идеалом Хельгесена, похоже, была гуманистическая королевская власть, сохраняющая интеллектуальные и культурные ценности. Довольно рано он был в оппозиции королю Кристиану II и в « Хрониках Скибби» перечисляет злоупотребления и преступления короля. Тем не менее, именно позитивное отношение Кристиана II принесло гуманизм в Данию, о чем свидетельствуют его запланированные законы о реформе с более высокими требованиями к образованию и преподаванию, а также его финансовая поддержка дома Ордена кармелитов на Санкт-Педерс-Стреде в Копенгагене. Король Кристиан также пригласил в Копенгаген учителей-гуманистов из Виттенберга, в том числе Матиаса Габлера , который начал преподавать греческий язык в Копенгагенском университете весной 1521 года. [ 3 ]
После падения короля в 1523 году Хельгесен встал на сторону восставшей знати и, вероятно, был автором письма с жалобой на свергнутого короля. В « Хрониках Скибби » Хельгесен следует древней гуманистической традиции рассматривать историю как поучительное зеркало, magistra vitæ («учительница жизни»), где можно учиться на глупостях других и, надеюсь, избежать тех же ошибок. В его хронике отсутствуют изображения отдельных лиц, пейзажей, батальных сцен и государственных документов – за исключением жалобы на короля Кристиана, которую он, тем не менее, написал сам. [ 11 ]
Народ устал от монастырей. За четыре года с 1528 по 1531 год исчез 21 из 28 францисканских монастырей Дании: в Копенгагене монахов-францисканцев держали взаперти до тех пор, пока они не сдали себя и свой монастырь. Король Кристиан дал простому народу разрешение использовать францисканский монастырь в Копенгагене в качестве больницы, а монастырь Святого Духа - в качестве ратуши; в 1529 году он конфисковал большую часть церковного имущества, используя его для оплаты проповедника и основания больницы и евангелической семинарии. Среди инструкторов, к негодованию Хельгесена, были монахи-отступники-кармелиты Педер Лоренсен (1485–1552) и Франс Формордсен (1491–1551), которых обучал сам Хельгесен. [ 12 ]
В то же время Хельгесен по-прежнему критиковал злоупотребления католической церкви, такие как торговля индульгенциями. Будучи участником религиозных дебатов 1520-х годов, он не мог избежать того, чтобы его считали представителем официальной церкви. Он стал вовлеченным в острую, а иногда и весьма горячую полемику против тех, кто поддерживал реформаторское движение, не получая поддержки сам, что в конечном итоге привело к его изоляции.
Сам Хельгесен со временем стал более критически относиться к лютеранской доктрине и практике и выразил это устно, например, когда после смерти короля Фридриха в 1533 году он признал реформатора Ганса Таузена виновным в ереси на встрече короля и совета в Копенгагене в 1533 году. . [ 13 ] Но общее отношение к католическим епископам и начало графской распри сделали его усилия тщетными. После смерти Фридриха I в апреле 1533 года Ригсрод (Тайный совет) взял на себя управление Данией и отложил выборы нового короля. Епископы увидели свой шанс убедить католических членов Ригсрода восстановить власть епископов, что только они могут назначать проповедников, что церкви сохранят свои поместья и вернут конфискованное имущество. Эрик Эриксен Баннер и Могенс Гойе , которые были лютеранами, не хотели скреплять документ печатью, но епископы были настолько воодушевлены своей победой, что изгнали Таусена, ставшего священником в церкви Св. Николая , из Зеландии и Скании. , а проповедники в Скании были объявлены преступниками и еретиками. В этот момент вспыхнуло восстание, которое переросло в гражданскую войну — Графскую распри. Хельгесен назвал это «бунтом и неповиновением простого человека», но это был вопрос классового конфликта, когда лютеранские города Мальмё и Копенгаген, поддерживаемые Любеком, восстали против Тайного совета. Целью восстания было восстановление Кристиана II в правах, но тем временем он снова стал католиком. [ 14 ]
Новый король Фридрих I будет проводить церковную политику, которая глубоко разочаровала Хельгесена. В ходе графской распри Хельгесен исчез из истории. Был ли он убит или умер естественной смертью и покинул страну, остается загадкой. Предполагается, что он умер около 1534 года, но это всего лишь предположение. [ 15 ]
Работает
[ редактировать ]Мартина Лютера Хельгесен был плодовитым автором, опубликовавшим несколько книг на датском языке, в том числе «Betbüchlein» («Маленький молитвенник»). Многие из его работ были утеряны, но его перевод « Institutio Principis Christiani » Эразма (1522 г.) также является показателем его собственных идеалов. Независимая работа - его Historia Compendiose (ок. 1523 г.), краткий отчет о датских королях и их отношениях. Его полемические сочинения против католиков и протестантов демонстрируют его богословские познания и интерпретируются как свидетельство вспыльчивого характера. Хельгесен фактически выразился в традиции Цицерона , Квинтилиана и Эразма, где серьезность дела подчеркивается именно употреблением резких оборотов речи и вспышек. [ 16 ] Так, Хельгесен назвал выдающегося дворянина Эрика Эриксена Баннера «подражателем» и «обезьяной». [ 17 ] Баннер (1484–1554) пытался добиться, чтобы герцог Кристиан унаследовал датский престол, но герцог отказался, пока Ригсродет не попросил его; Баннер также был одним из самых ярых поборников Реформации в Дании и сыграл важную роль в возвращении Таузена в Копенгаген. [ 18 ]
Хельгесен был выдающимся историком, и его главный труд, написанный от руки на латыни, — незаконченная «Хроника Скибби» ( датский : Skibbykrøniken ), с резкой критикой Дании его времени. Исправления и дополнения в рукопись вносились, в том числе францисканцем Педером Ольсеном («Петрус Олай», ок. 1490–1570), прежде чем она была спрятана в стенах церкви. Рукопись была вновь обнаружена в 1650 году и замурована в Скибби-Кёрке в Хорншерреде . Работа анонимна, но все современные историки, начиная с Якоба Лангебека в 1773 году, признают автором Хельгесена. [ 19 ]
Несмотря на то, что эта работа слабо построена и смешивает большие и малые события, она, тем не менее, является памятником его твердым политическим и религиозным убеждениям с описанием Стокгольмской кровавой бани, побега Кристиана II из Дании, в котором участвовал сам Хельгесен, инаугурации Фредерика I и его связи с Таузеном. ; лютеранский штурм церкви Богоматери в Копенгагене в 1530 году и заключение короля Кристиана в замке Сённерборг . Хельгесен не скрывает ни своих антипатий, ни своих симпатий. Хроники Скибби останавливаются на середине предложения в 1534 году. [ 20 ] Неизвестно, как оно попало из Скибби в собрание рукописей Арнаманья в Копенгагене. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б с Симонсен, Йоханнес (1971). «Пол Хельгесен» . tidehverv.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2021 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хаарлов, Стен (2007). Богословская позиция и позиция Пола Хельгесена в европейском гуманистическом движении - на фоне презентации сценариев богословской программы Эразма Роттердамского (PDF) (Диссертация) (на датском языке). Копенгагенский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июня 2021 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 170–171.
- ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 172–173.
- ^ Ингесман, Пер. «Йенс Андерсен Бельденак» . Den Store Danske (на датском языке). Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Брика, Карл Фредерик. «Дидрик Слагек» . Датский биографический лексикон (на датском языке). Том. XVI. Связывать. Скарпенберг – Свейструп. п. 98. Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Лаустен 1983 , стр. 107–114.
- ^ Посселт, Герт. «Пол Хельгесен» . Немецкий дог (на датском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Лаустен 1983 , стр. 150–158.
- ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 183.
- ^ Лаустен 1983 , с. 118–119.
- ^ Далеруп, Пил (28 мая 2010 г.). Разумное позднее средневековье: литературные взгляды на датские тексты 1482–1523 гг. (на датском языке). Издательство Орхусского университета. ISBN 978-87-7934-220-0 .
- ^ Лаустен 1983 , стр. 123–124.
- ^ «Пол Хельгесен - Хельсингёрский лексикон» . Helsingør Lexicon (на датском языке). Архивировано из оригинала 29 июня 2021 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 170.
- ^ «Пол Хельгесен с бистром фьерпена» . Датское библейское общество (на датском языке). Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Йекслев, Тельма; Фриис, Астрид. «Эрик Эриксен Баннер» . Датский биографический лексикон (на датском языке). Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 171.
- ^ «История церкви | Церковь Скибби» . Церковь Скибби (на датском языке). 21 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 23 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Рубнер Йоргенсен, Кааре (2008). «Паулюс Хели». Ренессанс в обертке (на датском языке). Оденсе: Издательство Южно-Датского университета. ISBN 978-87-7674-360-4 .
- Лаустен, Мартин Шварц (1983). История церкви Дании (на датском языке). Копенгаген: Гильдендаль. стр. 107–114. ISBN 87-00-74472-7 . ОСЛК 11030378 .
- Датский биографический лексикон , том. 6, 1980 г.
- Разговорный лексикон Салмонсена , т. IX, 1921 г.
- Циммерман, Бенедикт. «Пол Гелия». Католическая энциклопедия Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .