Jump to content

Пол Хельгесен

Пол Хельгесен
Рожденный в. 1480 г.
Умер после 1534 г.
Национальность датский
Образование Копенгагенский университет
Заметная работа Скибби Хроника

Пол Хельгесен (также Пол Элиасен ; латынь : Паулюс Хелиэ ; ок. 1480 — умер после 1534 года) — датский кармелит , гуманист и историк . Хельгесен был нищенствующим монахом, который сначала поддерживал Кристиана II и лютеранское реформаторское движение, но позже порвал с обоими и написал предупреждения против тиранического короля и лютеранских проповедников. Как и его образец для подражания Эразм Роттердамский, Хельгесен оказался в серой зоне между католицизмом и протестантизмом. [ 1 ]

Хельгесен, ведущий датский пример реформистского католицизма (второстепенная датская параллель Эразма Роттердамского ), происходил из Варберга в провинции Халланд , ныне являющейся частью Швеции. Сам он пишет, что его мать была шведского происхождения; в остальном о его семье больше ничего не известно. Вначале – по-видимому, в детстве – он присоединился к Ордену кармелитов в Варберге. Кармелиты уделяли большое внимание изучению Библии и проповеди, а Хельгесен был одним из ученых монахов. В какой-то момент он получил степень бакалавра богословия. [ 2 ] В 1517 году он был в Хельсингёре , где начал гуманистические исследования и особенно заинтересовался трудами Эразма Роттердамского. Он упоминает, что мастер Свенд из Скара был его школьным учителем. Говорят, что мастер Свенд был последователем Эразма; позже он стал лютеранским епископом [ 2 ] и, возможно, именно он побудил мальчика критиковать злоупотребления католической церкви в раннем возрасте.

Озабоченность Хельгесена Эразмом весьма поразительна, учитывая, насколько резко кармелиты осуждали Эразма. Преподавание ордена в университетах Парижа, Кельна и Лувена было явно антигуманистическим и консервативным, а монахи-кармелиты стали одними из самых яростных противников Эразма. На соборе в Кельне в 1526 году все книги Эразма были запрещены, а местные настоятели пригрозили быть низложенными, если они не заберут книги из своих монастырских библиотек. Тем не менее, кармелиты не могли когда-либо подвергать сомнению ортодоксальность Хельгесена, поскольку в 1522 году он был избран провинциальным приором, то есть верховным главой провинции Дакия и Норвегия (Дания и Норвегия), входящей в состав ордена, и занимал эту должность до конца своей жизни. [ 3 ]

Хельгесен рано завоевал уважение за свои знания. Он не только был знаком с античной классикой и отцами церкви , но также был знаком с авторами средневековья и эпохи Возрождения. Хельгесен сослался на Петрарку и Марсилио Фичино (1433–1499) и перевел произведение Анджело Полициано . Он обсуждал статью о помощи бедным, написанную испанским гуманистом Хуаном Луисом Вивесом (1492–1540), и следил за трудами Лютера и его последователей. Обладая обширными знаниями прошлого и настоящего, Хельгесен выделяется как один из выдающихся духовных деятелей своего времени в скандинавских странах. [ 4 ]

Хельгесен, возможно, некоторое время учился в Италии около 1500 года, потому что письмо, которое он использует в « Хрониках Скибби», называется гуманистическим курсивом, итальянским письмом, изобретенным в 15 веке. Впервые он появился в Дании во время Реформации, поэтому Хельгесен был одним из первых, кто использовал его в странах Северной Европы. Перо используется иначе, чем при написании готического письма, поэтому Хельгесен, должно быть, выучил этот стиль. Известно, что датские монахи-кармелиты участвовали в церковных соборах в Риме в 1498 и 1513 годах и в Пьяченце в 1503 году, но ничего конкретного об участии Хельгесена обнаружено не было. [ 5 ]

Если Хельгесен осудил Кристиана II как кровожадного тирана, то он не осудил его за Стокгольмскую кровавую баню в ноябре 1520 года. Хельгесен был потрясен резней, но, похоже, основную вину он возложил на советников короля, архиепископов Густава Тролле и Дидрика Слагека. , Сигбрит Вилломс , сопровождавший Кристиана II и его семью в изгнании, и епископ Йенс Андерсен Бельденак , которого короля продержали в тюрьме несколько лет. [ 6 ] Немец Дидрик Слагек приехал в Берген в качестве торговца индульгенциями , поступил на службу к Кристиану II и участвовал в Стокгольмской кровавой бане. Король наградил его епархией Скара , а в 1521 году — архиепископством Лунда , но Слагек впал в немилость и был сожжен 24 января 1522 года в Гаммельторве в Копенгагене. Хельгесен присутствовал при этом. [ 2 ] «Такова судьба всех, кто развращает умы князей ложными советами», — прокомментировал он в тот же день в письме, посвященном Кристиану II. [ 7 ]

Преподаватель в Копенгагене

[ редактировать ]

В 1519 году Хельгесен стал главой кармелитской коллегии , основанной Кристианом II в Копенгагене. В качестве лектора Хельгесен должен был преподавать Библию в Копенгагенском университете . В 1526 году король попросил его прочитать во дворце лекцию о «лютеранстве», что, по его мнению, он сделал «умеренно»; но, тем не менее, его окружили придворные -антикатолики , а затем преследовал по улице придворный шут, а солдаты называли его «лицемером» и «убийцей душ». [ 8 ] Хельгесен находился под влиянием идей Лютера и сам оказал влияние идеями Реформации на своих учеников, многие из которых позже стали пионерами датской Реформации. Примерно к 1530 году его бывшие ученики во многих случаях стали евангелистскими проповедниками в Мальмё и Копенгагене, «тенденциозно отказываясь проводить различие между самой католической церковью и реформированной католической критикой ее практик», и даровали своему старому учителю эпитет «Пол Вендекабе» ( «Пол -перебежчик »). [ 9 ]

Кармелиты ценили учебу, и Хельгесен взял за образец Эразма и гуманистический лозунг «назад к истокам». Он поставил Новый Завет, Отцов Церкви и жизнь ранней Церкви в центр своего стремления реформировать Католическую Церковь, не разрывая с ней. Как и протестанты, он считал, что спасение осуществляется по вере , но также делал упор на личное благочестие и нравственность. В отличие от Лютера, он рассматривал спасение не как бесплатный дар от Бога, а как нечто, что приходит с определенными условиями. Он был резким критиком упадка датской церкви, но реформы должны были проводиться без вмешательства мирян. Замена литургии пением гимнов на датском языке сильно расстроила Хельгесена. В католические времена мирянам разрешалось петь датские гимны во время процессии, но он считал, что такие включения в службу были неслыханной дерзостью со стороны прихожан, и что пение женщин «заставляло умы многих волноваться». больше к греховным помыслам, чем к благочестию». [ 10 ]

Идеалом Хельгесена, похоже, была гуманистическая королевская власть, сохраняющая интеллектуальные и культурные ценности. Довольно рано он был в оппозиции королю Кристиану II и в « Хрониках Скибби» перечисляет злоупотребления и преступления короля. Тем не менее, именно позитивное отношение Кристиана II принесло гуманизм в Данию, о чем свидетельствуют его запланированные законы о реформе с более высокими требованиями к образованию и преподаванию, а также его финансовая поддержка дома Ордена кармелитов на Санкт-Педерс-Стреде в Копенгагене. Король Кристиан также пригласил в Копенгаген учителей-гуманистов из Виттенберга, в том числе Матиаса Габлера [ де ; нет ; св ] , который начал преподавать греческий язык в Копенгагенском университете весной 1521 года. [ 3 ]

После падения короля в 1523 году Хельгесен встал на сторону восставшей знати и, вероятно, был автором письма с жалобой на свергнутого короля. В « Хрониках Скибби » Хельгесен следует древней гуманистической традиции рассматривать историю как поучительное зеркало, magistra vitæ («учительница жизни»), где можно учиться на глупостях других и, надеюсь, избежать тех же ошибок. В его хронике отсутствуют изображения отдельных лиц, пейзажей, батальных сцен и государственных документов – за исключением жалобы на короля Кристиана, которую он, тем не менее, написал сам. [ 11 ]

Народ устал от монастырей. За четыре года с 1528 по 1531 год исчез 21 из 28 францисканских монастырей Дании: в Копенгагене монахов-францисканцев держали взаперти до тех пор, пока они не сдали себя и свой монастырь. Король Кристиан дал простому народу разрешение использовать францисканский монастырь в Копенгагене в качестве больницы, а монастырь Святого Духа - в качестве ратуши; в 1529 году он конфисковал большую часть церковного имущества, используя его для оплаты проповедника и основания больницы и евангелической семинарии. Среди инструкторов, к негодованию Хельгесена, были монахи-отступники-кармелиты Педер Лоренсен (1485–1552) и Франс Формордсен (1491–1551), которых обучал сам Хельгесен. [ 12 ]

В то же время Хельгесен по-прежнему критиковал злоупотребления католической церкви, такие как торговля индульгенциями. Будучи участником религиозных дебатов 1520-х годов, он не мог избежать того, чтобы его считали представителем официальной церкви. Он стал вовлеченным в острую, а иногда и весьма горячую полемику против тех, кто поддерживал реформаторское движение, не получая поддержки сам, что в конечном итоге привело к его изоляции.

Сам Хельгесен со временем стал более критически относиться к лютеранской доктрине и практике и выразил это устно, например, когда после смерти короля Фридриха в 1533 году он признал реформатора Ганса Таузена виновным в ереси на встрече короля и совета в Копенгагене в 1533 году. . [ 13 ] Но общее отношение к католическим епископам и начало графской распри сделали его усилия тщетными. После смерти Фридриха I в апреле 1533 года Ригсрод (Тайный совет) взял на себя управление Данией и отложил выборы нового короля. Епископы увидели свой шанс убедить католических членов Ригсрода восстановить власть епископов, что только они могут назначать проповедников, что церкви сохранят свои поместья и вернут конфискованное имущество. Эрик Эриксен Баннер и Могенс Гойе , которые были лютеранами, не хотели скреплять документ печатью, но епископы были настолько воодушевлены своей победой, что изгнали Таусена, ставшего священником в церкви Св. Николая , из Зеландии и Скании. , а проповедники в Скании были объявлены преступниками и еретиками. В этот момент вспыхнуло восстание, которое переросло в гражданскую войну — Графскую распри. Хельгесен назвал это «бунтом и неповиновением простого человека», но это был вопрос классового конфликта, когда лютеранские города Мальмё и Копенгаген, поддерживаемые Любеком, восстали против Тайного совета. Целью восстания было восстановление Кристиана II в правах, но тем временем он снова стал католиком. [ 14 ]

Новый король Фридрих I будет проводить церковную политику, которая глубоко разочаровала Хельгесена. В ходе графской распри Хельгесен исчез из истории. Был ли он убит или умер естественной смертью и покинул страну, остается загадкой. Предполагается, что он умер около 1534 года, но это всего лишь предположение. [ 15 ]

Работает

[ редактировать ]

Мартина Лютера Хельгесен был плодовитым автором, опубликовавшим несколько книг на датском языке, в том числе «Betbüchlein» («Маленький молитвенник»). Многие из его работ были утеряны, но его перевод « Institutio Principis Christiani » Эразма (1522 г.) также является показателем его собственных идеалов. Независимая работа - его Historia Compendiose (ок. 1523 г.), краткий отчет о датских королях и их отношениях. Его полемические сочинения против католиков и протестантов демонстрируют его богословские познания и интерпретируются как свидетельство вспыльчивого характера. Хельгесен фактически выразился в традиции Цицерона , Квинтилиана и Эразма, где серьезность дела подчеркивается именно употреблением резких оборотов речи и вспышек. [ 16 ] Так, Хельгесен назвал выдающегося дворянина Эрика Эриксена Баннера «подражателем» и «обезьяной». [ 17 ] Баннер (1484–1554) пытался добиться, чтобы герцог Кристиан унаследовал датский престол, но герцог отказался, пока Ригсродет не попросил его; Баннер также был одним из самых ярых поборников Реформации в Дании и сыграл важную роль в возвращении Таузена в Копенгаген. [ 18 ]

Хельгесен был выдающимся историком, и его главный труд, написанный от руки на латыни, — незаконченная «Хроника Скибби» ( датский : Skibbykrøniken ), с резкой критикой Дании его времени. Исправления и дополнения в рукопись вносились, в том числе францисканцем Педером Ольсеном («Петрус Олай», ок. 1490–1570), прежде чем она была спрятана в стенах церкви. Рукопись была вновь обнаружена в 1650 году и замурована в Скибби-Кёрке [ да ] в Хорншерреде . Работа анонимна, но все современные историки, начиная с Якоба Лангебека в 1773 году, признают автором Хельгесена. [ 19 ]

Несмотря на то, что эта работа слабо построена и смешивает большие и малые события, она, тем не менее, является памятником его твердым политическим и религиозным убеждениям с описанием Стокгольмской кровавой бани, побега Кристиана II из Дании, в котором участвовал сам Хельгесен, инаугурации Фредерика I и его связи с Таузеном. ; лютеранский штурм церкви Богоматери в Копенгагене в 1530 году и заключение короля Кристиана в замке Сённерборг . Хельгесен не скрывает ни своих антипатий, ни своих симпатий. Хроники Скибби останавливаются на середине предложения в 1534 году. [ 20 ] Неизвестно, как оно попало из Скибби в собрание рукописей Арнаманья в Копенгагене. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 169.
  2. ^ Jump up to: а б с Симонсен, Йоханнес (1971). «Пол Хельгесен» . tidehverv.dk (на датском языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2021 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Хаарлов, Стен (2007). Богословская позиция и позиция Пола Хельгесена в европейском гуманистическом движении - на фоне презентации сценариев богословской программы Эразма Роттердамского (PDF) (Диссертация) (на датском языке). Копенгагенский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июня 2021 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  4. ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 170–171.
  5. ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 172–173.
  6. ^ Ингесман, Пер. «Йенс Андерсен Бельденак» . Den Store Danske (на датском языке). Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  7. ^ Брика, Карл Фредерик. «Дидрик Слагек» . Датский биографический лексикон (на датском языке). Том. XVI. Связывать. Скарпенберг – Свейструп. п. 98. Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  8. ^ Лаустен 1983 , стр. 107–114.
  9. ^ Посселт, Герт. «Пол Хельгесен» . Немецкий дог (на датском языке). Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  10. ^ Лаустен 1983 , стр. 150–158.
  11. ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 183.
  12. ^ Лаустен 1983 , с. 118–119.
  13. ^ Далеруп, Пил (28 мая 2010 г.). Разумное позднее средневековье: литературные взгляды на датские тексты 1482–1523 гг. (на датском языке). Издательство Орхусского университета. ISBN  978-87-7934-220-0 .
  14. ^ Лаустен 1983 , стр. 123–124.
  15. ^ «Пол Хельгесен - Хельсингёрский лексикон» . Helsingør Lexicon (на датском языке). Архивировано из оригинала 29 июня 2021 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  16. ^ Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 170.
  17. ^ «Пол Хельгесен с бистром фьерпена» . Датское библейское общество (на датском языке). Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  18. ^ Йекслев, Тельма; Фриис, Астрид. «Эрик Эриксен Баннер» . Датский биографический лексикон (на датском языке). Архивировано из оригинала 12 сентября 2022 г. Проверено 23 марта 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б Рубнер Йоргенсен 2008 , с. 171.
  20. ^ «История церкви | Церковь Скибби» . Церковь Скибби (на датском языке). 21 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 23 марта 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Рубнер Йоргенсен, Кааре (2008). «Паулюс Хели». Ренессанс в обертке (на датском языке). Оденсе: Издательство Южно-Датского университета. ISBN  978-87-7674-360-4 .
  • Датский биографический лексикон , том. 6, 1980 г.
  • Разговорный лексикон Салмонсена , т. IX, 1921 г.
  • Циммерман, Бенедикт. «Пол Гелия». Католическая энциклопедия Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b9cbc76e71028c7f57b3a1c42cb4494__1703556120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/94/0b9cbc76e71028c7f57b3a1c42cb4494.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Poul Helgesen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)