Этель Легинска
Этель Лиггинс (13 апреля 1886 — 26 февраля 1970) — британская пианистка, дирижёр и композитор. Ученица Теодора Лешетицкого , она стала широко известна как «Падеревский среди женщин-пианисток» и (с 1923 года) зарекомендовала себя как одна из первых женщин-дирижеров . [ 1 ] [ 2 ]
Она изучала композицию у Рубина Гольдмарка и Эрнеста Блоха , а также дирижирование у Юджина Гуссенса , Роберта Хегера и Дженнаро Папи и дирижировала многими ведущими оркестрами мира с середины 1920-х годов. [ 3 ] Она была пионером в предоставлении женщинам возможностей в музыкальном исполнении, композиции и дирижировании. [ 4 ]
Образование и брак
[ редактировать ]Этель Лиггинс родилась в Халле , Йоркшир , Англия. [ 5 ] Томасу и Энни Пек Лиггинсам. [ 6 ] При поддержке богатой покровительницы Мэри Эммы Уилсон, жены судоходного магната Артура Уилсона , она посещала консерваторию Хоха во Франкфурте, где изучала игру на фортепиано у Джеймса Кваста и композицию у Бернхарда Секлеса и Ивана Кнорра . [ 6 ] Она также училась в Вене у знаменитого польского пианиста и профессора Теодора Лешетицкого . [ 7 ] Дебютировала как пианистка в Лондоне в 1902 году в возрасте 16 лет. [ 1 ] В 1905 году она гастролировала по Австралии. [ 8 ] а с 1906 года выступала в Европе под сценическим псевдонимом Этель Легинска по предложению британской светской львицы леди Мод Уоррендер (жены сэра Джорджа Уоррендера ). В то время лучшими музыкантами высшего класса были поляки, поэтому польское название «Легинска» считалось благоприятным для развития музыкальной карьеры молодой пианистки. [ 9 ] Она сохраняла это имя на протяжении всей своей карьеры, а после своего дебюта в США пресса окрестила ее « Падеревским среди женщин-пианисток». [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ]
В 1907 году Легинска вышла замуж за композитора Эмерсона Уиторна , с которым познакомилась, когда они оба учились в Вене. Иногда они выступали вместе, при этом он играл вторую партию в пьесах для двух фортепиано на ее сольных концертах, а с момента их свадьбы до 1909 года он был ее концертным менеджером. Позже он писал музыкальную критику для «Musical America» и «Pall Mall Gazette», а как композитор он часто исполнял свою музыку в 1920-х и 1930-х годах. [ 12 ] У нее и Эмерсона Уиторна был сын, Седрик Уиторн, родившийся в сентябре 1908 года. [ 6 ] после того, как пара вернулась из США, родины Уиторна. Они сделали это по крайней мере один раз до развода, отправившись в Кливленд, штат Огайо, где Легинска неофициально дебютировала в Америке в кливлендском «Ипподроме», театре водевиля. [ 12 ] Тем не менее, пара рассталась в 1910 году и развелась в 1916 году. [ 3 ] После неудачной борьбы за опеку над сыном Седриком. [ 6 ] Легинская стала еще более откровенной о недостаточных возможностях женщин. [ 6 ] заявив, что самопожертвование ради семьи «переоценено» и что «женщина, делающая карьеру, не может быть бескорыстной». [ 12 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Нью-Йорка С ее официального американского дебюта в Эолийском зале 20 января 1913 года: [ 6 ] Популярность Легинской в США росла, чему способствовали как тщательная постановка ее выступлений с продуманным освещением и декором, ориентированным на исполнительницу, так и ее характерный стиль одежды (отдавая предпочтение мужской одежде), охотно копируемый ее молодыми поклонниками. а также ее миниатюрные размеры и моложавый вид, которые не только заставляли музыкальную молодежь с большей вероятностью относиться к ней, но часто вводили в заблуждение не только ее публику, но даже рецензентов, которые выражали свое удивление по поводу того, что человек такая «молодая» демонстрировала такое же мастерство, как и она (это продолжалось вплоть до того, как Легинской было под тридцать, о чем свидетельствует описание критиком Detroit News Робертом Келли ее выступления в 37 лет). [ 12 ]
В 1923 году Легинска поехала в Лондон, чтобы изучать оркестровое дирижирование у Юджина Гуссенса . [ 6 ] Она также училась дирижированию у Роберта Хегера , дирижера Баварской государственной оперы в Мюнхене, а затем дирижировала в качестве приглашенного дирижера с крупными оркестрами в Мюнхене, Париже, Лондоне или Берлине, воспользовавшись своими более ранними контактами, установленными, когда она выступала в качестве пианистки, а также а также согласие выступить на концерте по программе. [ 9 ] То, что она была женщиной-дирижером, также помогло ей привлечь внимание как новинка. Она дирижировала исполнением своей оркестровой сюиты «Quatre sujets barbares». [ 6 ] В 1925 году дебютировала как дирижер в США с Нью-Йоркским симфоническим оркестром в Карнеги-холле . [ 6 ] после чего весной 1925 года она выступила с Бостонским народным оркестром, а затем выступила в Hollywood Bowl летом 1925 года. В 1909, 1925 и 1926 годах у нее были нервные срывы. [ 13 ] [ 14 ] В 1926 году она объявила о окончательном уходе из пианистской деятельности и сосредоточилась на дирижировании, сочинении музыки и преподавании. [ 9 ]
Хотя ее композиторская деятельность была ограничена, она проявила себя как организатор, основав Бостонский филармонический оркестр, которым дирижировала (1926–27), возглавив Бостонский женский симфонический оркестр (1926–1930), с которым она совершила два обширных тура. [ 9 ] Она также руководила Бостонской английской оперной труппой. [ 15 ] основала Национальный женский симфонический оркестр в Нью-Йорке в 1932 году и занимала пост директора Чикагского женского симфонического оркестра . [ 15 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В конце 1930-х годов, когда ее дирижерские возможности начали уменьшаться по мере того, как ее новизна исчезала, она снова покинула США, чтобы преподавать игру на фортепиано в Лондоне и Париже, прежде чем поселиться в 1939 году в Лос-Анджелесе. Там она открыла фортепианную студию и стала уважаемым педагогом. Среди ее учеников были Гэвин Уильямсон , Джеймс Генри Филдс , Дэниел Поллак Грей Перри ( https://www.amica.org/files/GRAY_PERRY.pdf ) и Брюс Сазерленд . [ 6 ] В 1957 году она снова дирижировала — исполнение в Лос-Анджелесе своей первой оперы «Роза и кольцо» , написанной в 1932 году. Она умерла в Лос-Анджелесе от инсульта 26 февраля 1970 года в возрасте 83 лет. [ 16 ] [ 17 ]
Как учитель
[ редактировать ]В книге Харриетт Брауэр «Мастерство игры на фортепиано: беседы с мастерами-пианистами и преподавателями» , изданной в 1915 году, о Легинской говорится следующее: «Я верю в абсолютную свободу во всех частях руки, от плеча до кончиков пальцев. Жесткость кажется мне наиболее жесткой. предосудительная вещь при игре на фортепиано, которая является наиболее распространенным из всех видов невыполнения обязательств исполнителями». [ 18 ]
В 1943 году Легинска и ее концертный менеджер Мэри В. Холлоуэй основали серию концертов « Новые предприятия в музыке» с целью познакомить публику со своими талантливыми молодыми учениками, заставив их исполнять произведения великих композиторов на сольных концертах. [ 19 ] Размах концертов был таков, что к концу второго года цикла две книги «Хорошо темперированного клавира» молодые музыканты исполнили Баха, а также все сонаты и вариации Бетховена. Третья и четвёртая серии концертов были посвящены всему творчеству Шопена и Шумана. [ 19 ] Концерты имели большой успех, получив похвалы от мировых знаменитостей, таких как Бруно Вальтер , Артур Рубинштейн и Серж Кусевицкий , и стали неотъемлемой частью музыкальной жизни Лос-Анджелеса. Когда исполнялись фортепианные концерты, Легинска нанимала участников профессиональных оркестров, таких как Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, и сформировала свою собственную «Маленькую симфонию Легинской», которой дирижировала сама.
Как композитор
[ редактировать ]Помимо концертной карьеры, Легинская с 1914 года посещала курсы гармонии у Рубина Гольдмарка . [ 6 ] и уроки композиции у Эрнеста Блоха в Нью-Йорке с лета 1918 года. [ 7 ] Вскоре после этих занятий она написала ряд пьес для фортепиано и камерных ансамблей.
Первым произведением, исполненным публично, что было редкостью для женщины того времени, стал струнный квартет, вдохновленный четырьмя текстами индийского поэта Тагора . [ 6 ] который выиграл приз за композицию на конкурсе фестиваля камерной музыки в Беркшире. Вскоре после этого появилась симфоническая поэма « За пределами полей, которые мы знаем» с названием, позаимствованным у поэта лорда Дансени . «Горгульи Нотр-Дама» были вдохновлены романом Виктора Гюго 1831 года «Горбун из Нотр-Дама» , а ее четырехчастная оркестровая сюита «Quatre sujets barbares» — музыкальное произведение, вдохновленное жизнью и картинами французского художника Поля Гогена . [ 6 ] Три части «Из жизни» для камерного ансамбля вызвали некоторые споры на своей премьере ( Эолийский зал , Нью-Йорк, 9 января 1922 года) из-за своей «ультрасовременной» идиомы. [ 20 ] Она выступила на концерте своих фортепианных произведений в Лондоне 8 июля 1922 года и дала концерт своих оркестровых произведений в Куинс-холле 22 ноября 1922 года. [ 7 ]
Дирижируя в ведущих европейских оперных театрах с начала 1930-х годов, Легинска поставила премьеру своей одноактной оперы «Гейл» для Чикагской городской оперы в Гражданском оперном театре в 1935 году с Джоном Чарльзом Томасом в главной роли. [ 21 ] Впервые в истории города женщина дирижировала собственной оперой. [ 21 ] В 1957 году она дала премьеру своей оперы «Роза и кольцо» по Уильяма Мейкписа Теккерея в Лос-Анджелесе, через 25 лет после ее написания. одноименному рассказу [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Объем работ Этель Легинской относительно невелик и состоит из фортепианных пьес и песен, за исключением ее оркестровых произведений и трех опер. Среди ее основных произведений — квартеты для струнных и фортепиано, четыре стихотворения и шесть детских стишков. Многие из ее работ до сих пор не опубликованы.
Мелодии[ редактировать ]
Оркестровый[ редактировать ]
|
Камерная музыка[ редактировать ]
Фортепиано[ редактировать ]
Опера[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нойлс-Бейтс, Кэрол. «Легинска [Лиггинс], Этель» в Grove Music Online (2001)
- ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (22 февраля 1925 г.). «Вечерняя звезда. [объем] (Вашингтон, округ Колумбия) 1854–1972, 22 февраля 1925 года, изображение 11» . п. 11. ISSN 2331-9968 . Проверено 15 июня 2023 г.
Легинская – первая женщина-дирижер в нашей стране. В прошлом месяце она руководила Нью-Йоркским симфоническим оркестром.
- ^ Jump up to: а б «Женщины за фортепиано - Антология исторических представлений, Том 3 (1928-1954)» . Наксос.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Феникс, Кэтрин (1996). Тематический справочник для женщин мира .
- ^ Jump up to: а б Маргерит Бродбент, Терри Бродбент. «Легинская: забытый гений музыки. История великого музыканта» . Легинска.org .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н С любовью, Гриффин, Мелоди. «Этель Легинска: пианистка, феминистка, выдающийся дирижер и композитор» (PDF) . Sail.cnu.edu . КНУ.
- ^ Jump up to: а б с Артур Иглфилд Халл . Словарь современной музыки и музыкантов (1924), стр. 292
- ^ «Ратуша Сиднея» . Журнал Фримена . Сидней, Новый Южный Уэльс. 9 сентября 1905 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зичерман, Барбара и Кэрол Херд Грин. 1980. Известные американки: современный период: биографический словарь. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. стр. 416-417
- ^ «Принцесса Дейзи Плессская: Счастливые годы. Выставка в замке Плесс» . Rvondeh.dircon.co.uk . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ «72002 для PDF 11/05» (PDF) . Ivoryclassics.com . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Женщины, исполняющие музыку: появление американских женщин в качестве инструменталисток и дирижеров. Бет Абельсон Маклауд. Джефферсон, Северная Каролина и Лондон: McFarland & Company, 2001, стр.97–8, 102.
- ^ «Легинская найдена, ее разум пуст. Сообщается в Бостоне. Пианистка, исчезнувшая в прошлый понедельник, сообщается, что находится в санатории» . Нью-Йорк Таймс . 2 февраля 1925 г.
- ^ «Легинска снова пропала. Пианистка исчезает, пока публика ждет ее в Эвансвилле» . Нью-Йорк Таймс . 21 января 1926 года.
- ^ Jump up to: а б «Этель Легинска» . Forte-piano-pianissimo.com . 23 марта 2016 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ «Этель Легинска» . Pics-celeb.com . Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан (1994). Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Нортон и компания. ISBN 9780393034875 . Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ Харриетт Брауэр. «Мастерство игры на фортепиано: беседы с мастерами-пианистами и учителями». Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса, 1915 г.
- ^ Jump up to: а б Маргарита и Терри Бродбент. «Легинская: забытый гений музыки». Чешир, Великобритания: Северо-Западная ассоциация пианистов, 2002, стр. 242-3
- ^ Козенко, Лиза. Нью-Йоркское общество камерной музыки, 1915–1937 (2011), стр. 107–110.
- ^ Jump up to: а б Барри, Эдвард (17 ноября 1935 г.). «Гейл» Легинской войдет в историю оперы в Чикаго: два аспекта отмечают, что эпохальная женщина впервые дирижирует здесь мировой премьерой своего опуса». Чикаго Дейли Трибьюн . п. Е3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме: Этель Легинска Викискладе есть
- Этель Легинска играет «Ложный номер» Морица Мошковски. 1, соч. 34 на фортепиано Duo-Art на YouTube
- 1886 рождений
- 1970 смертей
- Музыканты из Кингстона-апон-Халла
- Композиторы-классики XX века
- Британские преподаватели игры на фортепиано
- Ученики Теодора Лешетицкого
- Британские женщины-композиторы-классики
- Английские композиторы-классики
- Английские композиторы XX века
- Английские женщины-музыканты XX века
- Британские женщины-преподаватели музыки
- Британские женщины-композиторы XX века
- Британские женщины-дирижеры (музыка)
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)