The Takovo Uprising
«Таковское восстание» — название двух почти идентичных картин маслом сербского реалиста Паи Йовановича . На них изображен лидер повстанцев Милош Обренович, настраивающий своих соотечественников против Османской империи и инициирующий Второе сербское восстание .
Первая версия размером 160 на 256 сантиметров (63 на 101 дюйм) была написана в Париже в 1894 году и впервые выставлена в Белграде в следующем году. Второй размером 125,5 на 190 сантиметров (49,4 на 74,8 дюйма) был написан специально для короля Александра , который также заказал первую версию. В рамках подготовки Йованович изучил подлинные костюмы и вооружение времен восстания, посетил Таково и зарисовал церковь и большое дерево, под которым Обренович подстрекал людей. Йованович также изучал черты лиц местных жителей и зарисовывал их, поэтому некоторые их лица изображены на картине.
Литографические репродукции картины вскоре стали широко доступны и распространены Министерством образования Сербии в средних школах, педагогических школах и семинариях, что способствовало ее последующей популярности. Первая версия находится в постоянной экспозиции музея в Горни-Милановаце , а вторая находится в распоряжении Национального музея Сербии . Историк искусства Лилиен Филипович-Робинсон называет ее одной из лучших работ Йованович.
Описание
[ редактировать ]«Таковское восстание» ( сербский : Tanovski устанак ) — это название двух почти идентичных картин маслом , написанных сербским реалистом Паей Йовановичем между 1894 и 1898 годами. Первая версия, более крупная из двух картин, имеет размеры 160 на 256 сантиметров ( 63 на 101 дюйм), без подписи и даты. Размеры второго 125,5 на 190 см (49,4 на 74,8 дюйма), подпись художника П. Јовановић , можно увидеть внизу справа. [ 1 ]
На картинах изображен Обренович, стоящий перед сербскими лидерами и старейшинами кланов в Таково и подстрекающий их к восстанию. По легенде, он предстал перед толпой и провозгласил: «Вот я, и вот вы. Война туркам!». [ 2 ] Обренович изображен стоящим на вершине большого камня, в тюрбане и красном костюме в восточном стиле, покрытом золотой вышивкой , в окружении полукруга последователей. На поясе у него висит меч, а из пояса торчат два пистолета. Его правая рука направлена к небу, вытянуты большой, средний и указательный пальцы. Вытянув левую руку, Обренович машет большим революционным флагом, изображающим красный крест в центре на белом фоне. [ 3 ] Флаг представляет собой вариант флага, который использовался династией Петровичей-Негоша , правившей Черногорией во время восстания, и напоминает христианский флаг, поднятый в битве на Косово , которая, согласно распространенному мнению, ознаменовала начало восстания. Османская оккупация Балкан . [ 2 ] Флаг вызывает восторженный отклик толпы, члены которой поднимают мечи в знак приветствия. [ 4 ] Другие жестикулируют мушкетами. [ 5 ] В крайнем левом углу женщина кладет своего ребенка на надгробие, и оба поднимают руки в знак приветствия. [ 1 ] Рядом с Обреновичем стоит священник, который благословляет его. [ 4 ] Священник бородатый, носит типичную длинную черную мантию и православный головной убор. Позади священника стоит большая группа последователей Обреновича, большинство из которых с мечами в ножнах и руками, имитирующими трехпалый жест Обреновича. Справа от Обреновича мужчина в турецкой одежде (красная феска , юбка-долман и шалварные штаны) кладет руку на флагшток, который держит лидер повстанцев. Неясно, хочет ли мужчина отобрать флаг у Обреновича или помочь его нести. Позади него большая группа усатых мужчин в похожей одежде поднимают руки и приветствуют Обреновича. [ 3 ]
Различия между первой и второй версией «Таковского восстания» минимальны. Вторая версия имеет более теплые тона, включает дополнительный валун в левом нижнем углу и имеет несколько более выразительные фигуры. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Несмотря на первоначальный успех Первого сербского восстания , к 1813 году османы вновь оккупировали обширные территории Сербии , которые когда-то находились под контролем повстанцев, и захватили Белград . Когда Сербия прочно взяла под свой контроль, османы совершили многочисленные убийства из мести по всей сельской местности. [ 5 ] После этих нападений великий визирь объявил амнистию, и многие скрывавшиеся сербы вернулись в свои дома. Учитывая отсутствие хороших дорог в Сербии, османам пришлось полагаться на некоторых бывших сербских повстанцев, таких как Станое Главаш и Милош Обренович , чтобы поддерживать порядок и собирать налоги от их имени. Эта договоренность оставалась неизменной до начала 1815 года, когда османы напали на некоторых бывших повстанцев и убили их. Слухи о предстоящем нападении Османской империи быстро распространились по Сербии. [ 6 ] В апреле 1815 года, в Вербное воскресенье , сербские старейшины и лидеры встретились в деревне Таково и избрали Обреновича своим лидером. Вскоре после этого сербы подняли восстание, нанеся османам серию унизительных поражений в ходе так называемого Второго сербского восстания . В последующих мирных договорах сербам была предоставлена автономия, а Обренович был признан князем Сербии . [ 5 ]
В 1889 году потомок Милоша, король Александр, посетил Йовановича в его венской студии и попросил нарисовать картину, изображающую восстание, в ознаменование его 75-летия. С ростом своего статуса художник обнаружил, что создает множество копий своих ранних востоковедных работ. По словам биографа Николы Кусоваца, Йовановичу наскучило рисовать копии, и он решил заняться другим жанром. Просьба Александра предоставила Йовановичу возможность отойти от ориентализма и попробовать свои силы в исторической живописи . [ 7 ] «Таковское восстание» было его первым историческим сочинением. [ 1 ]
Йованович стремился сделать «Таковское восстание» максимально исторически точным. Он изучил подлинные костюмы и вооружение времен восстания, посетил Таково и зарисовал церковь и большое дерево, под которым Обренович возглавил народ на восстание. Йованович также изучал черты лиц местных жителей и зарисовывал их, поэтому некоторые их лица изображены на картине. [ 8 ] Йованович писал «Таковское восстание» в Париже в течение нескольких месяцев 1894 года. [ 7 ] Впервые он был выставлен в следующем году в фотостудии его брата Милана в Белграде, недалеко от резиденции короля Александра, Старого дворца . Выставка приурочена к 80-летию восстания. [ 9 ]
В 1895 году первый вариант «Таковского восстания» приобрел загребский купец Петар Николич, который сделал литографические репродукции картины и ввел их в массовый тираж. Николич подарил эту версию Национальному музею Сербии в 1898 году. В последующие годы она перешла во владение Регионального музея Рудник-Таково в Горни-Милановаце , где находится в постоянной экспозиции. Второй вариант «Таковского восстания» был написан в 1898 году для «частного собрания Его Величества Короля» и также воспроизведен литографически. После убийства Александра в мае 1903 года картина была приобретена Национальным музеем, в чьем распоряжении она и остается. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Картины были написаны через несколько лет после прихода к власти Александра. Его отец и предшественник, король Милан , был настолько непопулярен, что ему пришлось отречься от престола. Правление Александра было отмечено длительной политической нестабильностью, кульминацией которой стал государственный переворот , приведший к его смерти. Историк искусства Лилиен Филипович-Робинсон считает, что «Таковское восстание» было создано в ответ на хаотическую политическую атмосферу. [ 10 ] Она пишет:
Йованович продвигал столь необходимый тип образов. Милош показан как настоящий лидер своего народа. Преданный своей стране, он олицетворяет храбрость и силу характера, подкрепленные верой. Таким образом, картина представляла собой нечто большее, чем тщательное повторение известных фактов или исторического повествования. Задуманная как дидактическая и вдохновляющая, ее следовало читать в свете настоящего. [ 10 ]
Картина, утверждает она, должна была послужить «напоминанием о достижениях сербов во время и после Второго восстания, а также о руководстве, которое сделало эти успехи возможными». [ 5 ] Расположение Йовановича и Обреновича немного левее центра гарантирует, что он полностью доминирует на сцене. [ 5 ] «Коричневая почва и надгробия погоста, — пишет Филипович-Робинсон, — служат напоминанием о преходящей природе физической жизни». [ 5 ] Политолог Анамария Сегестен предполагает, что изображение Обреновича в турецкой одежде, особенно в тюрбане, может быть отсылкой к его сотрудничеству с османами до восстания и принятию им османских обычаев во время пребывания в Стамбуле . Она отмечает, что половина людей, собравшихся вокруг Обреновича, также носят турецкую одежду, а это означает, что, хотя они, возможно, временно заявляли о лояльности османскому султану , на самом деле они являются патриотами, готовыми восстать и сражаться за сербское дело, когда наступит подходящий момент. [ 2 ] «Хотя они явно охвачены эмоциями момента, — пишет Филипович-Робинсон, — они солидные и достойные, обычные люди, объединенные общими убеждениями и общим делом». [ 5 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Таковское восстание произвело большое впечатление на современников Йовановича, а литографические отпечатки распространялись Министерством образования Сербии в средних школах, учительских школах и семинариях. [ 5 ] Тим Джуда , журналист, специализирующийся на Балканах, считает эту картину одной из самых известных работ Йовановича на тему восстания. [ 4 ] Филипович-Робинсон хвалит Йованович за предоставление «дальнейшего исторического свидетельства стойкой веры, которая позволила сербам сохранить свою идентичность и единство как народа и упорно добиваться своей цели - восстановления своей свободы и государственности». [ 11 ] Она считает эту картину одной из лучших картин Йовановича, наряду с «Миграцией сербов» (1896 г.) и «Провозглашением свода законов Душана» (1900 г.). [ 12 ] Писатель и политик Вук Драшкович , которому широко приписывают изобретение сербского приветствия тремя пальцами , заявил, что картина была его основным источником вдохновения для этого жеста. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Петрович 2012 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с Сегестен 2011 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Сегестен 2011 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с Иуда 2000 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Филипович-Робинсон 2008 , с. 46.
- ^ Синглтон 1985 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б Кусовац 2009 , с. 59.
- ^ Милойкович-Джурич 1988 , с. 18.
- ^ Кусовац 2009 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Филипович-Робинсон 2008 , с. 47.
- ^ Филипович-Робинсон 2008 , стр. 45–46.
- ^ Филипович-Робинсон 2014 , с. 50.
- ^ Шубер и Караманич 2012 , с. 135, примечания 8.
Библиография
[ редактировать ]- Антич, Радмила (1970). Пая Йованович . Белград, Югославия: Городской музей Белграда. OCLC 18028481 .
- Филипович-Робинсон, Лилиен (2008). «Пая Йованович и образ войны и мира» (PDF) . Журнал Североамериканского общества сербских исследований . 22 (1). Блумингтон, Индиана: Издательство Славика: 35–53. ISSN 0742-3330 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года.
- Филипович-Робинсон, Лилиен (2014). «От традиции к модернизму: Урош Предич и Пая Йованович». В Богданович, Елена; Филипович-Робинсон, Лилиен; Марьянович, Игорь (ред.). На самом краю: модернизм и современность в искусстве и архитектуре межвоенной Сербии (1918–1941) . Левен, Бельгия: Издательство Левенского университета. ISBN 978-90-5867-993-2 .
- Иуда, Тим (2000). Сербы: история, миф и разрушение Югославии (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08507-5 .
- Кусовац, Никола (2009). Пая Йованович [ Пая Йованович ] (на сербском языке). Белград, Сербия: Национальный музей Сербии. ISBN 978-86-80619-55-2 .
- Милойкович-Джурич, Елена (1988). Традиция и авангард: литература и искусство в сербской культуре, 1900–1918 гг . Том. 1. Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии. ISBN 978-0-88033-131-9 .
- Петрович, Петар (2012). Пая Йованович: Систематический каталог его работ [ Пая Йованович: Систематический каталог его работ ] (на сербском языке). Белград, Сербия: Национальный музей Сербии. ISBN 978-86-7269-130-6 .
- Сегестен, Анамария Дутчак (2011). Миф, идентичность и конфликт: сравнительный анализ румынских и сербских учебников . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-0-7391-4867-9 .
- Синглтон, Фредерик Бернард (1985). Краткая история югославских народов . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27485-2 .
- Шубер, Дэниел; Караманич, Слободан (2012). «Сдвиг экстремизма: о политической иконологии в современной Сербии». В Александре, Джеффри К.; Бартманский, Доминик; Гизен, Бернхард (ред.). Иконическая власть: материальность и значение в социальной жизни . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-13701-286-9 .
- 1894 картины
- картины 1898 года
- Заведения XIX века в Сербии
- Коллекции Национального музея Сербии
- Исторические картины
- Картины в Сербии
- Картины людей
- Сербские картины
- Второе сербское восстание
- Военные картины
- Культурные изображения сербского народа
- Культурные изображения сербских монархов
- Пайя Йованович