Двенадцатилетний Иисус в храме
Двенадцатилетний Иисус в храме | |
---|---|
![]() | |
Художник | Макс Либерман |
Год | 1879 |
Середина | Холст, масло |
Движение | Реализм |
Размеры | 149,6 см × 130,8 см (58,9 × 51,5 дюйма) |
Расположение | Гамбургер Кунстхалле , Гамбург |
«Двенадцатилетний Иисус в храме» — картина немецкого художника Макса Либермана , написанная маслом на холсте, созданная в 1879 году. Она хранится в Гамбургском Кунстхалле . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Эпизод двенадцатилетнего Иисуса в храме взят из Евангелия от Луки (Лк 2,42-50) и часто изображается в христианском искусстве, например в циклах о жизни Марии.
Идея этой картины пришла Либерману во время посещения еврейского квартала Амстердама следовал по стопам Рембрандта . в 1876 году. Либерман , так сказать, [ 2 ] Там он сделал первые архитектурные эскизы португальской синагоги. В 1878 году дальнейшие исследования были проведены в сефардской синагоге в Венеции ; Отсюда Либерманн взял изогнутую лестницу, которая позже будет реализована на картине как винтовая лестница. [ 3 ]
И Рембрандтом изображение предмета на двух гравюрах, и картина Маттиаса Стома , приписываемая тогда Герриту ван Хонтхорсту , которую он, вероятно, видел в Старой пинакотеке в Мюнхене , повлияли на дизайн группы фигур Либермана. С другой стороны, на освещение повлиял Джамбаттиста Тьеполо .
Голландскому караваджисту Матиасу Стому пришла в голову идея поставить Иисуса и книжников в равное положение, изобразив стоящего ребенка и сидящих его взрослых собеседников ( ок. 1640/45 ); Либерман последовал этому влиянию.
В конце 1878 года Либерман поселился в Мюнхене и начал индивидуальные исследования фигур, расположение которых более или менее соответствовало позднейшей живописи. По его собственным заявлениям, свои модели он нашел в мюнхенских больницах.
Описание
[ редактировать ]Либерманн спроектировал помещение, напоминающее синагогу XIX века, с люстрой, кафедрой и скамейками. Свет изображен падающим сверху. Присутствуют несколько стоящих и сидящих мужчин, которые сгруппировались вокруг стоящего Младенца Иисуса . В центре композиции зритель видит Иисуса и двух сидящих еврейских ученых, одетых в талит и внимательно слушающих мальчика. Они находятся на уровне глаз стоящего ребенка и вместе образуют центральную группу из трех человек, открытый зрителю полукруг. [ 4 ] Их единение также подчеркивают цветом белые платки или детская туника. Брюки и тот факт, что один из двух сидящих мужчин выбрит, вопреки еврейской традиции, указывают на буржуазный статус этих двух людей, в то время как остальные посетители синагоги кажутся несколько беднее.
Слева от этой группы — современно одетый мужчина в зеленом костюме, склонившийся над аналоем, а справа — высокий, слегка сутулый человек в черном кафтане и меховой шапке по имени сподик; он поворачивается спиной к зрителю и напоминает традиционного восточноевропейского еврея, подобного тем, кого время от времени можно было встретить на улицах Берлина во времена Либермана. Эти двое мужчин создают сцену. В предварительном исследовании мужчина, одетый в зеленую улыбку, как будто был удивлен рвением ребенка; на картине выражение лица другое, потому что он кажется искренне заинтересованным. Тот факт, что он и двое мужчин, сидящих в синагоге, не носят головного убора, является еще одним нарушением традиции. Либерман, возможно, хотел представлять членов реформистского иудаизма , но это неясно. [ 5 ]
На заднем плане зритель видит винтовую лестницу, которая словно ведет в женский зал. По лестнице спускается женщина – зритель, знающий Евангелие, идентифицирует ее как Марию, мать Иисуса, искавшую своего сына. Тот факт, что ее лицо отрезано рамкой, подчеркивает срочность ее прибытия. Из группы мужчин на переднем плане к ней поворачивается одетый в темное мужчина с пейсами, таким образом, он идентифицируется как приемный отец Иисуса Святой Иосиф . Однако Либерман отводит этим двум фигурам на картине весьма второстепенную роль.
До закрашивания босоногий Иисус носил что-то вроде беспорядочно драпированной античной туники, контрастировавшей таким образом с окружающими его современно одетыми людьми. У него были темные или, возможно, рыжеватые короткие волосы и кудри по бокам. Мальчика видели в профиль, с относительно большим для ребенка носом и заостренным подбородком. С выпадом мальчик поворачивается к своим собеседникам. Жестикуляция рук, очевидно, указывала на то, что он был вовлечен в оживленный спор. [ 6 ]
После ревизии Иисус стал одет в длинную, регулярно ниспадающую белую мантию и надел сандалии. Теперь у него были светлые волосы до плеч и мягкие андрогинные черты лица. Его руки теперь ближе к телу, жесты рук уменьшены, так что Иисус теперь выглядит более замкнутым или скромным.
Прием
[ редактировать ]Картина Либермана была показана на Международной художественной выставке в Гласпаласте , в мюнхенском Гласпаласте в 1879 году. На нее сразу же обратили внимание. Некоторые немецкие художники, такие как Вильгельм Лейбль , Генрих фон Цюгель и Лоренц Гедон высоко оценили изображение библейского события. Но даже на открытие выставки принц-регент Луитпольд фон Баварский и королевская семья отреагировали негативно. Говорили, что картину перенесли по этой причине, но это уже невозможно проверить. [ 7 ]
Отзывы как в местной, так и в национальной прессе были отрицательными, как и другие реалистические произведения, выставленные тогда. Эти работы считались грубыми и тривиальными, поскольку не соответствовали преобладавшему до этого момента идеалистическому взгляду на искусство. [ 8 ]
Нынешней картине также предъявлено обвинение в богохульстве. Либерман, по-видимому, отказался от каких-либо упоминаний о божественности ребенка Иисуса; он кажется простым еврейским мальчиком. Либерман, кажется, интерпретировал эпизод Евангелия от Луки с нехристианской точки зрения. Искусствовед Фридрих Пехт писал, что отношение Либермана к библейскому повествованию было чисто юмористическим и без религиозного почтения - остроумный ребенок, который высмеивает нескольких стариков. По его мнению, Либерман изобразил Иисуса как «самого уродливого и чванливого еврейского мальчика, которого только можно себе представить», а раввинов - как «свору самых подлых торгующихся евреев». [ 9 ] Письма в местной прессе также критиковали Либермана как еврея, который, по их мнению, оскорбил христианские чувства. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макс Либерманн, Двенадцатилетний Иисус в храме (1879), GHDI
- ^ Инна Гудз, Концепция еврейского искусства в истории искусства. Попытка определения , Де Грюйтер, Берлин/Бостон, 2020, стр. 85–91 (немецкий).
- ^ Хильдегард Фрюбис, «Дело Либермана». Запутанные истории – антисемитизм и антисовременность в споре вокруг картины «Двенадцатилетний Иисус в храме» (1879) , Геттинген, 2019, с. 152 (немецкий)
- ^ Хильдегард Фрюбис, «Дело Либермана». Запутанные истории – антисемитизм и антисовременность в споре вокруг картины «Двенадцатилетний Иисус в храме» (1879) , Геттинген, 2019, с. 152 (немецкий)
- ^ Инна Гудз, Концепция еврейского искусства в истории искусства. Попытка определения , Де Грюйтер, Берлин/Бостон, 2020, с. 80 (немецкий)
- ^ Инна Гудз, Концепция еврейского искусства в истории искусства. Попытка определения , Де Грюйтер, Берлин/Бостон, 2020, с. 77 (немецкий)
- ^ Мартин Фаасс (координатор), Скандал с Иисусом. Фотография Либермана под перекрестным огнем критики , Берлин, 2009с. 63 (английский)
- ^ Мартин Фаасс (координатор), Скандал с Иисусом. Фотография Либермана под перекрестным огнем критики , Берлин, 2009, с. 64 (английский)
- ^ Фридрих Пехт, «Мюнхенская выставка II. Религиозная и историческая живопись», в Allgemeine Zeitung , 4 августа 1879 г. (немецкий язык)
- ^ Хильдегард Фрюбис, «Дело Либермана». Запутанные истории - Антисемитизм и антисовременность в споре по поводу картины Двенадцатилетний Иисус в храме (1879) , Геттинген, 2019, стр. 160-162 (немецкий)