Ранги и папа

В мифологии маори первичная пара небо и таблетки (или рангинуи и земля ) миф о событии ОН, объясняющий событие OH и [ 1 ] (Хотя есть много разных версий). На некоторых диалектах Южного острова Ранги называется Раки или Ракинуи . [ 2 ]
Союз и разделение
[ редактировать ]Рангинуи первая перуруа в ночь, когда они носили 3 потомства, включая самолет (или аораки, как указано на Южном острове). [ 3 ] Позднее замужнее земное небо Тожета становится небом , а , тангароа земля , все из только толькомайматеа которых мужчины. И Рангинуи, и Папатунуку Лок заперлись в жестких объятиях, и их сыновья вынуждены жить в тесной темноте темноты между ними. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Эти дети растут и обсуждают между собой, каково это жить в свете. Туматауенга , самый яростный из детей, предлагает, чтобы лучшее решение их затруднения - убить их родителей. [ 6 ] : 2 Но его брат Тан не согласен, предполагая, что лучше раздвигать их, чтобы Рангинуи были как незнакомец для них в небе выше, пока папатунуку останется ниже, чтобы воспитывать их. Другие вступают в свои планы- Ронго , бог культивируемой еды, пытается раздвигать своих родителей, а затем тангароа , бог моря и его брат-брат Хаумия-Тайкетике , бог дикой пищи, присоединяются к нему. Несмотря на их совместные усилия, Ранги и Папа остаются близко друг к другу в своих любящих объятиях.
После многих попыток Тан, Бог лесов и птиц, разжигает своих родителей. Вместо того, чтобы стоять прямо и толкать руками, как и его братья, он лежит на спине и толкает свои сильные ноги. Растягивая каждую сухожилие, тан, толкает и толкает до тех пор, пока, с криками горя и удивления, Рангинуи и Папатунуку не разбрызгивают. [ 6 ] : 2–3 [ 7 ] : 448 Традиции региона Таранаки, однако, назначают эту отдельную роль тангароа, богу моря. [ 8 ] : 1–2
Война на небесах и земле
[ редактировать ]
И поэтому дети Рангинуи и Папатунуку видят свет и имеют место для перемещения в первый раз. В то время как другие дети согласились на разлуку, Tāwhirimātea , бог штормов и ветров, возмущен, что родители разорваны. Он не может выдержать крики своих родителей и не увидеть слезы Рангинуи, когда они расстались, он обещает своим братьям и сестрам, что с дальнейшего придется справиться с его гневом. Он улетает, чтобы присоединиться к Ранги, и там тщательно способствует своим собственным многочисленным потомкам, которые включают ветры, один из которых отправляется в каждую четверть компаса. Чтобы сражаться со своими братьями, Тахириматеа собирает армию своих детей - ветры и облака разных видов, включая ожесточенные скважины, вихрь, мрачные густые облака, огненные облака, облака ураганов и облака грозы, и дождь, мистики и туман. Поскольку эти ветры показывают, что их может летать пыль, а великие лесные деревья Тане разбиты под атакой и падают на землю, еду для распада и для насекомых. [ 6 ] : 3–6 [ 9 ] : 54 [ 7 ] : 448–449
Затем Тахириматеа нападает на океаны, а огромные волны поднимаются, формируются водовороты, а тангароа, бог моря, бежит в панике. У Пунга , сына тангароа, есть двое детей, Икатере отца рыбы и Ту-Тей-Вэхивехи (или Ту-Тэ-Ванавана) предка рептилий . В ужасе от Tāwhirimātea's натиск рыба ищет убежище в море и рептилиями в лесах. С тех пор, как Тангароа злился на Тане за то, что он дал убежище своим беглым детям. Таким образом, Тане поставляет потомков Туматауенга каноэ, рыбными крючками и сетями, чтобы поймать потомков тангароа. Тангароа отвечает на затопление каноэ и подметающих домов, земли и деревья, которые вымыты в море в наводнениях. [ 10 ] : 5–6
Тайхиримау следующий атакует свои братьев в тайне и Humipa-Humia, Гордс культов и непредубежденных продуктов. Hearet и Humania в большом страхе перед Twhirimatea, но, как тема нападений, папатурис и шкуры. Тахириматея включает своего брата Тума. Есть использование всего его штурма, но стоит быстро, и Тирихотарея не может преобладать против него. Стенд (или человеческий вид) стоит быстро, и, наконец, гнев богов, подчиненных и преобладал мир.
Ту подумал о действиях Тане в разделении своих родителей и заставил ловушек ловить птиц, детей Тане, которые больше не могли летать на свободе. Затем он сделал сетки из лесных растений и бросает их в море, чтобы дети тангароа вскоре лежали в кучах на берегу. Он заставил мотыги, чтобы копать землю, захватывая своих братьев Ронго и Хамия-Тайкетике, где они спрятались от тавириматеи в груди земной матери и, узнавая их длинными волосами, которые остаются над поверхностью земли, он тащит их и вытаскивает их в корзины, которые можно съедать. Таким образом, Туматауенга ест всех своих братьев, чтобы погасить их за трусость; Единственный брат, которого Туматауенга не подчиняет, - это Tayhirimātea, чьи штормы и ураганы нападают на человечество по сей день. [ 10 ] : 7–10 [ 7 ] : 449
Там был еще один ребенок Рангинуи и Папатунуку, который никогда не родился и до сих пор жил внутри Папатунуку. Всякий раз, когда этот ребенок пинает землю встряхивания, и это вызывает землетрясение. Руаумоко - это его имя, и он является богом землетрясений и вулканов.
Тоска
[ редактировать ]Тан искал небесные тела как огни, чтобы его отец был соответствующим образом одет. Он получил звезды и бросил их вместе с луной и солнцем. Наконец Рангинуи выглядел красиво. [ 11 ] : 145 Рангинуи и Папатунуку продолжают горевать друг о друге по сей день. Слезы Рангинуи падают в сторону Папатунуку, чтобы показать, как сильно он ее любит. Иногда Папатунуку поднимает и напрягает и почти разрывается, чтобы снова добраться до своего любимого партнера, но это безрезультатно. Когда туман поднимается из лесов, это вздохи Папатунуку, так как тепло ее тела жаждет Рангинуи и продолжает воспитывать человечество. [ 6 ] : 11
Имена и эпитеты
[ редактировать ]Рангинуи
- Ранги ("небо")
- Раки («небо») на Южном острове (см. Язык маори#Диалекты Южного острова )
- Рангинуи ("Великое небо")
- Rangi-pōtiki («Ранги Последний»): возможно, другое имя Ранги, или тесно союзное божество
Pumpkatuanuku
- Папа ("Мир")
- Папатунуку («мир разделен»), (Земля), (Мать Земля)
Смотрите также
[ редактировать ]- Ано и похожие божества , шумерские на небеса и папа
- AEEA папа первичных Tuamothan , Rarotongan пар ( ,
- Dyaúṣ-pitṛ и pṛthvī-much , ведические божества, похожие на справо и папа
- Орех и Геб , египетские божества, похожие на Ранги и Папа
- Flag Big Bordell , официальный флаг маори, с дизайном, основанным на истории Rangi и PAPS
- Уран и Геа , греческие божества, похожие на Ранги и Папа
- Ватеа , муж папы, отец богов и людей в Мангая , Кук -Острова
- Ва'Ола , Хис Борн, я путь
Примечания
[ редактировать ]- ^ ЛИМИНГ, Дэвид (2013). Мир мифа: антология (2 -е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199316366 .
- ^ Эта статья основана в основном на сочинениях вождя Те Арава, Вирему Майхи Тэ Рангикахеке, который является автором большей части материала в NGA Mahi Grey Nga Mahi A NGA Tupuna (Grey 1971), первоначально опубликованный в 1853 году и позже переведен в Английский как полинезийская мифология (Grey 1956). Следует понимать, что представленная здесь версия представляет только один миф о создании маори среди многих вариантов.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Митчелл, Хилари и Джон (2004). История маори Нельсона и Мальборо . Веллингтон: Huia Publishers. п. 18. ISBN 1-86969-087-7 .
- ^ Конкретное количество детей варьируется в разных версиях, но обычно упоминаются числа 70 или более. На самом деле такое высокое число происходит в одном раннем тексте, является другим вопросом для расследования.
- ^ Их дети включают в себя, допинг на версии: белый муж, хамия, Тумата и Рехуа . Самый младший - слух , когда никогда не родился, и головники в утробе матери. Его движения вызывают землетрясения.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Грей, 1956
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Биггс, 1966
- ^ Смит, 1993
- ^ Трегир, 1891
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Грей, 1971
- ^ Orbell, 1998
Ссылки
[ редактировать ]- BG Biggs, «Мифы и традиции маори» в AH McLintock (редактор), Энциклопедия Новой Зеландии , 3 тома. (Правительственный принтер: Веллингтон), 1966, II: 447-454.
- Г. Грей, работа предков , четвертое издание. Впервые опубликовано в 1854 году (Рид: Веллингтон), 1971.
- Г. Грей, Полинезийская мифология , Иллюстрированное издание, переиздано в 1976 году. (Уиткомб и Могилы: Крайстчерч), 1956.
- М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифа и легенды маори (издательство Кентербери Университет: Крайстчерч), 1998.
- А. Смит, Песни и рассказы Таранаки из труда Те Кахуи Карарехе (Центр по тихоокеанскому региону Макмиллан Браун: Крайстчерч), 1993.
- Ertregear, Сравнительный словарь маори-полинезии (Lyon and Blair: Lambton Quay), 1891.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полинезийская мифология , Джордж Грей , первое издание (1854)
- Сэмюэль К. Паркер, Диалектика власти в мифе о создании маори в Тихоокеанских исследованиях , том 10 n ° 3, июль 1987 г.
- Справа, TT (1939). Правильные переговоры: традиции и рассказы, рассказанные Ротоне Битти (стр. 23-50). Веллингтон, Новая Зеландия: Ага и Ау Рид
- Маори-полинезийский сравнительный словарь , ER Tregear , ( Lyon and Blair : Lambton Quay), 1891
- Рангинуи - небо в Те -Ара: Энциклопедия Новой Зеландии - Энциклопедия Новой Зеландии [ мертвая ссылка ]
- Земля - Земля в Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии