Иоганн Ульрих Штайгедер
Иоганн Ульрих Штайгледер (22 марта 1593 — 10 октября 1635) — немецкий в стиле барокко композитор и органист . Он был самым знаменитым членом семьи Штайгледер, в которую также входили Адам Штайгледер (1561–1633), его отец, и Утц Штайгледер (умер в 1581 г.), его дедушка.
Штайгедер родился в Швебиш-Халле 22 марта 1593 года. Музыке его обучал его отец Адам, чьим учителем был тогда известный Симон Лоэ . В 1613 году он стал органистом Стефанскирхе в Линдау , на Боденском озере ; стал органистом Штифтскирхе . затем в 1617 году он уехал из Линдау в Штутгарт, где в том же году В 1627 году Штайгедер был назначен герцогским органистом при дворе Вюртемберга . Находясь в Штутгарте, он, возможно, преподавал, среди других, Иоганна Якоба Фробергера . Он умер от чумы в 1635 году, в разгар Тридцатилетней войны .
Самыми важными произведениями Штайгледера являются его два опубликованных сборника органных пьес. Первая, Ricercar tabulatura 1624 г. (опубликованная в Штутгарте), внесла ряд важных нововведений. Это был первый немецкий музыкальный сборник, изданный с использованием гравированных медных пластин (на титульном листе указано, что гравировку сделал сам композитор). Вместе с «Tabulatura nova» Шейдта это был первых один из была принята пятистрочная нотация с примечаниями немецких печатных сборников, в котором вместо буквенных обозначений . Наконец, Штайгедер был одним из первых, кто осуществил переход от модальных указаний, таких как primi toni , secundi toni и т. д., к клавишам в клавишной музыке. Ричеркар табулатура состоит из 12 ричеркаров , в которых исследуется широкий спектр техник и моделей: от простых монотематических произведений до произведений с двойными сюжетами, несколькими разделами и т. д.; некоторые вдохновлены Свелинком в своей структуре и/или использовании уменьшения и увеличения . В одном из ричеркаров есть длинная интерлюдия, построенная на имитации кукушки крик Фрескобальди и Керлла , как и capriccios sopra Cucu .
Штайгледера «Табулатурбух» ( Страсбург , 1627) состоит из 40 вариаций на тему хорала Лютера « Vater unser im Himmelreich ». Этот сборник предназначался для церковного органиста, и Штайгледер особо заявляет, что исполнитель может выбирать, сколько вариаций играть, какие и в какой последовательности. В некоторых вариантах требуется вспомогательный инструмент или певец, чтобы усилить мелодию хорала. Стейгледер использует широкий спектр техник: от простых двухголосных настроек до двойного контрапункта , обширных многосекционных фантазий и токкат, различных канонов , хоккета и многого другого.
Отчасти из-за своей ранней смерти Штайгледер не оказал большого влияния на развитие клавишной музыки в Европе. Однако в были музыке Фробергера обнаружены тематические связи с его творчеством.
Ссылки
[ редактировать ]- ГБ Шарп, Доротея Шредер . «Штайгледер», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси, grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine .
- Вилли Апель. «История клавишной музыки до 1700 года», издательство Индианского университета (ноябрь 1997 г.). стр. 398–406.
- Ульрих Зигеле: «Вариации молитвы Господней» Иоганна Ульриха Штайгледера (1626/27); Искусство органической обработки хорала в зоне напряжения между верхне- и нижненемецкими традициями, Cornetto-Verlag Штутгарт 2012
- Факсимильные издания вариаций «Отче наш» и табулатуры Рицеркара, Cornetto-Verlag Stuttgart
Дискография
[ редактировать ]Табуляция Ричеркара 1624 г. Органист: Олимпио Медори, СС. Орган Аннунциата, Флоренция (Корнетто, 2004)
Meantone Steigleder: Ricercar Tabulatura 1624. Органист: Гэри Веркейд. Орган Грёнлунд в церкви Норрфьерден, Швеция (Эвридика, 2016)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Органисты и композиторы южногерманской традиции
- Композиторы для органа
- Смертность от чумы (болезни) в 17 веке
- 1593 рождения
- 1635 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие классические органисты мужского пола
- Немецкие композиторы XVII века.
- Люди из Швебиш-Халлея