Курт Эбенер
Курт Эбенер | |
---|---|
Рожденный | Кёниц / Заальфельд , Германия | 4 мая 1920 г.
Умер | 7 мая 1975 г. Фишбах (Таунус) , Западная Германия | ( 55 лет
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1939–1945 |
Классифицировать | Оберлейтенант (первый лейтенант) |
Единица | ЮГ 3 , ЮГ 11 |
Команды | 5./ СГ 11 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Курт Эбенер (4 мая 1920 - 7 мая 1975) был Люфтваффе асом-истребителем и кавалером Рыцарского креста Железного креста во время Второй мировой войны . Рыцарский крест Железного креста вручался в знак признания исключительной боевой храбрости или успешного военного руководства. Эбенеру на счету 57 побед в 150 миссиях, 52 — на Восточном фронте .
Карьера
[ редактировать ]Эбенер родился 4 мая 1920 года в Кёнице , ныне коммуне Унтервелленборн , в то время в Тюрингии Веймарской республики . Он добровольно пошел на военную службу в Люфтваффе 17 ноября 1939 года. После завершения летной подготовки и подготовки пилотов-истребителей он поступил добровольцем на военную службу в Люфтваффе. [ Примечание 1 ] был отправлен в 4-й штабель (4-я эскадрилья) Jagdgeschwader 3 «Udet» (JG 3–3-й истребительный авиаполк) 1 декабря 1941 года. [ 2 ] Штаффель . подчинялся II Группа (2-я группа) JG 3 базируется на аэродроме Висбаден-Эрбенхайм и готовится к развертыванию на Средиземноморском театре военных действий . В то время 4. Staffel командовал оберлейтенант Вальтер Даль, а II. Группу возглавил гауптман Карл-Хайнц Краль . [ 3 ]
В начале января 1942 года И.И. Группа получила приказ перебраться на Сицилию , где II. Fliegerkorps (2-й воздушный корпус) сосредоточил силы во время осады Мальты . первые самолеты из 4. Staffel прибыли 18 января на аэродром Комизо . 25 апреля группа совершила свой последний вылет на Мальту, сопровождая бомбардировщики. [ 4 ]
Война против Советского Союза
[ редактировать ]27 апреля 1942 года II. Группа прибыла в Пльзень , современный Пльзень, после командировки на Средиземноморский театр военных действий. Затем группа после того , была передана под командование гауптмана Курта Брендле как ее сформированный командир Краль был убит в бою . В течение следующих трех недель группа прошла период технического обслуживания и капитального ремонта, прежде чем 18 мая начала развертывание на южном участке Восточного фронта . Слишком поздно для участия в битве на Керченском полуострове она располагалась на левом крыле группы армий «Юг» , приписанной к аэродрому Чугуев в районе Харькова , куда прибыла 19 мая. [ 5 ] 23 мая Эбенер одержал свои первые две победы, сбив два истребителя И-61 - раннее немецкое обозначение истребителя МиГ-3 Микояна-Гуревича . [ 6 ]
В декабре 1942 года Эбенер пошел добровольцем в Platzschutzstaffel (эскадрилью аэродромной обороны) аэродрома Питомник . Эбенер, чей старший брат Вальтер погиб в бою на Восточном фронте, был мотивирован пойти добровольцем, поскольку его старший брат Гельмут служил в полку танковых егерей (истребителей танков) в Сталинграде . [ 7 ] Staffel , в основном состоящий из добровольцев I. и II. Группа JG 3 отвечала за истребительное сопровождение транспортных самолетов Junkers Ju 52 и бомбардировщиков Heinkel He 111, доставляющих припасы для окруженных немецких войск, сражавшихся в Сталинградской битве . II. Пилоты группы одержали 39 воздушных побед в период с 16 по 26 декабря, в том числе 13 — Эбенера. [ 8 ] В общей сложности Эбенер одержал 33 воздушные победы на Platzschutzstaffel , что сделало его самым успешным летчиком-истребителем Люфтваффе над Сталинградом. [ 9 ] 17 декабря Эбенер одержал свою 20-ю воздушную победу, сбив Ил-2 штурмовик . [ 10 ] Двумя днями позже Люфтваффе удалось доставить 289 тонн припасов. В тот день Эбенер стал « асом дня », заявив о четырех истребителях Лавочкина-Горбунова-Гудкова ЛаГГ-3 и двух бомбардировщиках Пе-2 «Петляков» . сбитых [ 11 ]
1 марта 1943 года Эбенер был переведен в Ergänzungs-Jagdgruppe Ost , подразделение по подготовке летчиков-истребителей для пилотов, направлявшихся на Восточный фронт, в качестве инструктора. 18 марта Эбенер был награжден Немецким крестом в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ). [ 12 ] и Рыцарский крест Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) 7 апреля за 52 заявленные воздушные победы. [ 13 ] Одновременно ему было присвоено звание лейтенанта (подпоручика). [ 2 ]
Командир эскадрильи
[ редактировать ]31 марта 1944 года он был переведен в 5-й 11 ( штаб Jagdgeschwader JG 11–11-й истребительный авиаполк), а 15 июля был назначен штабфель-капитаном 5-го штаба JG 11. В то время II. Группа JG 11 базировалась на авиабазе Вунсторф на время отдыха и пополнения запасов. [ 14 ] 12 августа группа начала передислокацию на фронт вторжения, где поддерживала отступление 5-й танковой армии и 7-й армии к западу от Фалеза . [ 15 ] группа На следующий прибыла на импровизированный аэродром недалеко от Балланкур-сюр-Эссон . день [ 16 ] Группа . потеряла много самолетов во время передислокации Из 72 Bf 109, покинувших Вунсторф, к 14 августа в строю находились только 18. В тот день группа совершила свой первый вылет во Францию - учения по ознакомлению пилотов с районом боевых действий. Во время захода на посадку в Балланкуре группа подверглась атаке истребителей Supermarine Spitfire . В этом столкновении Эбенер заявил, что «Спитфайр» был сбит, что стало его первым заявлением на Западном фронте . [ 17 ] На следующий день сухопутные войска вели бои севернее и южнее Фалеза. В поддержку Эбенер заявил, что ВВС США (USAAF) . Republic P-47 Thunderbolt сбит истребитель [ 18 ]
Вечером 16 августа II. На следующий день группа перебралась на аэродром Жювинкур , а затем на аэродром недалеко от Борье , примерно в 25 километрах (16 милях) к юго-востоку от Лана . [ 19 ] 19 августа во время боев в котле Фалез Эбенер одержал свою последнюю воздушную победу, сбив P-47. [ 20 ] Он сам был сбит в воздушном бою с истребителями USAAF к юго-востоку от Парижа, летая на Мессершмитте Bf 109 G-14 ( Werknummer 780667 — заводской номер) 23 августа 1944 года. [ 21 ] Хотя его спас парашют возле Труа , он сильно обгорел и стал военнопленным . Первоначально объявленный пропавшим без вести , он был заменен лейтенантом Паулем Шальком на посту командира 5-го штаффеля . [ 22 ] Из-за серьезных ранений в январе 1945 года он был репатриирован в Германию . [ 12 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Эбенер умер 7 мая 1975 года в возрасте 55 лет в Фишбахе , Западная Германия, от осложнений, полученных во время войны. [ 2 ] [ 23 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Эбенеру на счету 57 воздушных побед. [ 24 ] Обермайер и Спик также перечисляют Эбенера, одержавшего 57 воздушных побед, 52 на Восточном фронте и пять над западными союзниками , одержанных примерно в 150 боевых вылетах. [ 2 ] [ 25 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали федеральные архивы Германии и нашли записи о 51 воздушной победе, все из которых были заявлены на Восточном фронте. [ 26 ]
Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 4911». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 27 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Эбенера « асом дня ». Этот термин обозначает летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Эбенер не получил должного признания.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
— 4-я 3 « эскадрилья Jagdgeschwader Удет» — [ 26 ] Восточный фронт - 26 апреля 1942 г. - 3 февраля 1943 г. | |||||||||
1 | 23 мая 1942 г. | 09:05? [ Примечание 2 ] | И-61 ( МиГ-3 ) [ 28 ] | 27♠ | 19 декабря 1942 г. | 14:09 | Он-2 | ПК 4911 [ 29 ] | |
2 | 23 мая 1942 г. | 14:05 | И-61 (МиГ-3) [ 28 ] | 28 | 20 декабря 1942 г. | 12:37? [ Примечание 3 ] | ЛаГГ-3 | 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Бекетовки. [ 29 ] | |
3 | 27 мая 1942 г. | 15:56? [ Примечание 4 ] | МиГ-1 [ 28 ] | — ? [ Примечание 5 ]
|
21 декабря 1942 г. | —
|
Yak-1 [ 29 ] | ||
4 | 1 июля 1942 г. | 09:08 | Ил-2 [ 30 ] | 29 | 22 декабря 1942 г. | 13:35 | Yak-1 | 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Ракутино. [ 29 ] | |
5 | 24 июля 1942 г. | 18:12 | Ил-2 [ 31 ] | 30 | 25 декабря 1942 г. | 13:05 | Ил-2 | ПК 4921 [ 29 ] | |
6 | 25 июля 1942 г. | 12:32 | Р-5 [ 31 ] | 31 | 25 декабря 1942 г. | 13:06 | ЛаГГ-3 | ПК 4921 [ 29 ] | |
7 | 26 июля 1942 г. | 03:56 | ЛаГГ-3 [ 31 ] | 32 | 28 декабря 1942 г. | 09:05 | ЛаГГ-3 | ПК 4937 [ 29 ] | |
8 | 27 июля 1942 г. | 07:15 | МиГ-1 | PQ 3942, южнее Дубинского. [ 31 ] | 33 | 30 декабря 1942 г. | 09:45? [ Примечание 6 ] | МиГ-1 | 5 km (3.1 mi) north of Gorodishche [ 29 ] |
9 | 30 июля 1942 г. | 13:04? [ Примечание 7 ] | Yak-1 | ПК 39181 [ 31 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Калача |
34 | 30 декабря 1942 г. | 09:48 | МиГ-1 | 5 км (3,1 мили) к северу от Сталинграда [ 29 ] |
10 | 30 июля 1942 г. | 13:05 | Yak-1 | ПК 39191 [ 31 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Калача |
35 | 30 декабря 1942 г. | 12:25 | Ил-2 | ПК 49114 [ 29 ] 25 км (16 миль) к северо-западу от Гумрака |
11 | 1 августа 1942 г. | 15:37 | ЛаГГ-3 | PQ 3941, к западу от Калача [ 32 ] 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Калача |
36 | 30 декабря 1942 г. | 12:27 | ЛаГГ-3 | ПК 49412 [ 29 ] |
12 | 5 августа 1942 г. | 04:40 | Он-2 | PQ 49354, г. Бекетовка [ 32 ] 20 км (12 миль) к югу от Басарджино |
37 | 4 января 1943 г. | 15:57? [ Примечание 8 ] | ЛаГГ-3 | ПК 3941 [ 29 ] |
13? [ Примечание 9 ] | 5 августа 1942 г. | 04:42 | Он-2 | 12 км (7,5 миль) к западу от Бекетовки. [ 32 ] | 38 | 7 января 1943 г. | 07:47 | ЛаГГ-3 | ПК 4915 [ 29 ] |
14 | 21 августа 1942 г. | 13:37 | I-180 ( Yak-7 ) | ПК 39492 [ 34 ] 40 km (25 mi) south of Pitomnik |
39 | 7 января 1943 г. | 08:26 | Ла-5 | ПК 4937 [ 29 ] |
15 | 15 сентября 1942 г. | 14:47 | Он-2 | ПК 57711 [ 35 ] | 40 | 10 января 1943 г. | 07:30? [ Примечание 10 ] | Ил-2 | 7 km (4.3 mi) north of Pitomnik Airfield [ 36 ] окрестности Басарджино |
16 | 6 октября 1942 г. | 07:20 | ЛаГГ-3 | 3 км (1,9 миль) к западу от Неприе [ 35 ] | 41 | 10 января 1943 г. | 07:35 | Ил-2 | ПК 49132 [ 36 ] |
17 | 15 октября 1942 г. | 09:01 | ЛаГГ-3 | ПК 38613 [ 35 ] | 42 | 10 января 1943 г. | 07:46 | ЛаГГ-3 | ПК 49316 [ 36 ] 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Басарджино |
18 | 3 декабря 1942 г. | 12:40 | Ил-2 | ПК 26192 [ 37 ] | 43 | 10 января 1943 г. | 09:03 | Ил-2 | 6 км (3,7 миль) к северу от Бабукина [ 36 ] 10 km (6.2 mi) northeast of Pitomnik |
19 | 3 декабря 1942 г. | 12:42 | Ил-2 | ПК 26161 [ 29 ] | 44 | 12 января 1943 г. | 10:40 | Ил-2 | ПК 49143 [ 36 ] 10 km (6.2 mi) northeast of Pitomnik |
20 | 17 декабря 1942 г. | 13:24 | Ил-2 | ПК 49121 [ 29 ] 10 км (6,2 миль) к северу от Гумрака |
45 | 12 января 1943 г. | 10:42 | Ил-2 | ПК 49143 [ 36 ] 10 km (6.2 mi) northeast of Pitomnik |
21 | 17 декабря 1942 г. | 13:26 | Yak-1 | ПК 4078 [ 29 ] | 46 | 12 января 1943 г. | 14:25 | ЛаГГ-3 | ПК 49312 [ 36 ] 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Басарджино |
22 | 18 декабря 1942 г. | 12:47 | Ил-2 | ПК 3945 [ 29 ] | 47 | 13 января 1943 г. | 10:15 | Ил-2 | ПК 4934 [ 36 ] |
23♠ | 19 декабря 1942 г. | 12:45 | ЛаГГ-3 | ПК 3946 [ 29 ] | 48 | 15 января 1943 г. | 08:28 | ДБ-3 | ПК 4912 [ 36 ] |
24♠ | 19 декабря 1942 г. | 13:52 | ЛаГГ-3 | ПК 3942 [ 29 ] | 49 | 15 января 1943 г. | 08:32 | ДБ-3 | ПК 4911 [ 36 ] |
25♠ | 19 декабря 1942 г. | 13:55 | ЛаГГ-3 | ПК 3942 [ 29 ] | 50 | 15 января 1943 г. | 10:21 | ЛаГГ-3 | ПК 4934 [ 36 ] |
26♠ | 19 декабря 1942 г. | 14:08 | Он-2 | ПК 4911 [ 29 ] | 51 | 15 января 1943 г. | 10:39 | ЛаГГ-3 | ПК 4918 [ 36 ] |
– 5-я Jagdgeschwader 11 эскадрилья – вторжение в Нормандию — август 1944 г. | |||||||||
52? [ Примечание 9 ] | 14 августа 1944 г. | —
|
Спитфайр [ 38 ] | 55? [ Примечание 9 ] | 18 августа 1944 г. | —
|
П-51 [ 38 ] | ||
53? [ Примечание 9 ] | 15 августа 1944 г. | —
|
П-47 [ 38 ] | 56? [ Примечание 9 ] | 19 августа 1944 г. | —
|
П-47 [ 38 ] | ||
54? [ Примечание 9 ] | 16 августа 1944 г. | —
|
П-47 [ 38 ] |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 23 ]
- Почетный кубок Люфтваффе 15 марта 1943 года в должности фельдфебеля и пилота. [ 39 ]
- Немецкий крест 1943 года в роли фельдфебеля в 4./Jagdgeschwader в золоте 18 марта 3. [ 40 ]
- Рыцарский крест Железного креста 7 апреля 1943 года в должности фельдфебеля и пилота 4./ Jagdgeschwader 3 «Удет». [ 41 ] [ 42 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 1 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:03. [ 12 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:38. [ 12 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 15:55. [ 12 ]
- ^ Это неподтвержденное утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 12 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:47. [ 12 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:03. [ 12 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:57. [ 33 ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Это утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 26 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 07:26. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Обермайер 1989 , с. 105.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , с. 102.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , стр. 102, 104, 106.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , стр. 134–135.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , с. 377.
- ^ Форсайт 2022 , с. 194.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , стр. 144, 146.
- ^ Беккер 1988 , с. 313.
- ^ Уил 2013 , с. 46.
- ^ Прин и Стеммер 2003 , стр. 146, 385.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мэтьюз и Форман 2014 , с. 253.
- ^ Уил 2007 , с. 35.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1117.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1123.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 1124–1125.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 1126–1127.
- ^ Прин и Родейке 1996 , стр. 1127–1129.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1133.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1136.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1198.
- ^ Прин и Родейке 1996 , с. 1143.
- ^ Jump up to: а б Диксон 2023 , с. 18.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1618.
- ^ Спик 1996 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз и Форман, 2014 , стр. 253–254.
- ^ Планквадрат .
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Прин и др. 2006 , с. 155.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2006 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман 2014 , с. 254.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2006 , с. 156.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и Родейке 1996 , с. 1214.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 70.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 95.
- ^ Шерцер 2007 , с. 285.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 168.
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, Кайус (1988). Высота атаки 4000, немецкие люфтваффе во Второй мировой войне [ Высота атаки 4000, немецкие люфтваффе во Второй мировой войне ] (на немецком языке). Дармштадт, Германия: Хейне. ISBN 978-3-453-00296-8 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1943–1945 гг . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-39903-073-1 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2022). Спасти армию: Сталинградский воздушный транспорт . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-4728-4541-2 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Прин, Йохен; Родейке, Питер (1996). обороне Рейха с 1939 по 1945 год — Часть 2 — 1944 год] . Jagdgeschwader 1 и 11 — Операции по (на немецком языке) Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-24-3 .
- Прин, Йохен; Стеммер, Герхард (2003). Jagdgeschwader 3 «Удет» во Второй мировой войне: II./JG 3 в бою с Messerschmitt Bf 109 . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера . ISBN 978-0-7643-1774-3 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II —От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-77-9 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Уил, Джон (2007). Подробнее Bf 109 Асы Русского фронта . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . стр. 48, 88. ISBN. 978-1-84603-177-9 .
- Уил, Джон (2013). Асы Jagdgeschwader 3 «Удет» . Самолет асов. Том. 116. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-78096-300-6 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .