Референдум штата Киркук
![]() |
---|
|
Конституция |
![]() |
![]() |
---|
Референдум о статусе Киркука частью был запланированного плебисцита, призванного решить, должны ли спорные территории Северного Ирака стать частью Курдистана . Первоначально референдум . планировался на 15 ноября 2007 года [ 1 ] но неоднократно задерживался [ 2 ] [ 3 ] и в конечном итоге так и не состоялось. [ 4 ]
Референдум был проведен согласно статье 140 Конституции Ирака . Статья 140 требовала, чтобы до референдума были приняты меры по обращению вспять политики арабизации , проводившейся администрацией Саддама Хусейна во время кампании Аль-Анфаль . Тысячи курдов вернулись в Киркук после вторжения США в Ирак в 2003 году . Референдум должен был решить, достаточно ли возвращено территории, чтобы считаться курдской. [ 5 ]
Негодование курдов по поводу неспособности правительства выполнить статью 140 стало одной из причин референдума о независимости Курдистана в 2017 году . [ 6 ] в котором был задан вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Курдистанский регион и курдистанские территории за его пределами стали независимым государством?» [ 7 ] Референдум привел к эпизодам иракско-курдского конфликта и захвату Киркука правительством.
Конституция Ирака
[ редактировать ]
После в Ирак в 2003 году вторжения США страна находилась под прямым правлением назначенной Соединенными Штатами Коалиционной временной администрации при поддержке избранных иракских лидеров, которые заседали в Управляющем совете Ирака . IGC утвердил временную конституцию — Закон об управлении государством Ирак на переходный период (Переходный административный закон, TAL), который установил основу для разработки и утверждения постоянной конституции.
TAL включал конкретные положения, предусматривающие возвращение и компенсацию вынужденным мигрантам, а также « урегулирование спорных территорий, включая Киркук » посредством арбитража:
- А. Переходное правительство Ирака, и особенно Комиссия по претензиям на собственность Ирака и другие соответствующие органы, должны действовать оперативно, чтобы принять меры по исправлению несправедливости, вызванной практикой предыдущего режима по изменению демографического характера некоторых регионов, включая Киркук, путем депортации и изгнание лиц из мест проживания, принуждение к миграции в регион и из него, расселение чужеродных для региона лиц, лишение жителей работы, корректировка гражданства. Чтобы исправить эту несправедливость, переходное правительство Ирака должно предпринять следующие шаги:
- 1. В отношении жителей, которые были депортированы, высланы или эмигрировали; оно должно, в соответствии со статутом Иракской комиссии по имущественным претензиям и другими мерами в рамках закона, в течение разумного периода времени вернуть жильцам их дома и имущество или, если это невозможно, предоставить справедливую компенсацию.
- 2. В отношении лиц, вновь прибывших в определенные регионы и территории, он должен действовать в соответствии со статьей 10 устава Иракской комиссии по имущественным претензиям, чтобы гарантировать, что такие лица могут быть переселены, могут получить компенсацию от государства, могут получить новую землю. из штата рядом с их местом жительства в провинции, из которой они прибыли, или могут получить компенсацию расходов на переезд в такие районы.
- 3. В отношении лиц, лишенных работы или других средств поддержки в целях принудительной миграции из своих регионов и территорий, оно должно способствовать созданию новых возможностей трудоустройства в регионах и краях.
- 4. Что касается исправления гражданства, оно отменяет все соответствующие указы и предоставляет затрагиваемым лицам право определять свою национальную принадлежность и этническую принадлежность без принуждения и принуждения.
- Б. Предыдущий режим также манипулировал административными границами и изменял их в политических целях. Президентский совет переходного правительства Ирака должен дать рекомендации Национальной ассамблее по исправлению этих несправедливых изменений в постоянной конституции . В случае, если Президентский совет не может прийти к единогласному согласию по ряду рекомендаций, он единогласно назначает нейтрального арбитра для изучения вопроса и вынесения рекомендаций. Если Президентский совет не может прийти к согласию относительно арбитра, он обращается к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с просьбой назначить выдающегося международного деятеля арбитром.
- C. Постоянное урегулирование спорных территорий, включая Киркук, должно быть отложено до тех пор, пока эти меры не будут завершены, не будет проведена справедливая и прозрачная перепись населения и не будет ратифицирована постоянная конституция. Эта резолюция должна соответствовать принципу справедливости и учитывать волю народов этих территорий.
В 2005 году была одобрена постоянная Конституция , в которой упоминался TAL и устанавливался крайний срок завершения - конец 2007 года:
- Первое : Орган исполнительной власти должен предпринять необходимые шаги для завершения выполнения требований всех подпунктов статьи 58 Переходного административного закона.
- Второе: ответственность, возложенная на исполнительную ветвь переходного правительства Ирака, предусмотренная статьей 58 Переходного административного закона, распространяется и продолжается на исполнительную власть, избранную в соответствии с настоящей Конституцией, при условии, что она полностью проведет (нормализацию и перепись и завершится референдум в Киркуке и других спорных территориях для определения воли их граждан) к дате, не превышающей 31 декабря 2007 года.
- Статья 140 Конституции Ирака.
В конце 2007 года специальный представитель ООН по Ираку договорился о продлении срока на шесть месяцев. Однако федеральный парламент решил передать дело в Конституционный суд, чтобы решить, истек ли срок действия статьи и как ее следует реализовать. [ 8 ]
Деарабизация
[ редактировать ]«Мы примем решение по Киркуку, разработанное сторонами внутри города, и выступим против любого решения, привнесенного извне, которые являются врагами эксперимента курдского народа».
Наджат Хасан Карим, высокопоставленный курдский политик. [ 9 ]
Правительство программы Нури аль-Малики назначило «Комиссию по нормализации статуса Киркука» для реализации деарабизации . министр юстиции Хашим Абдеррахман аль-Шибли , светский араб-суннит из светской коалиции «Национальный список Ирака» Главой был назначен . За программой нормализации должна была последовать перепись населения к июлю 2007 года и референдум в ноябре 2007 года.
В апреле 2007 года источники в турецкой разведке заявили, что президент Курдистана Барзани « предлагал взятки различным иракским чиновникам », участвующим в работе Комиссии, в том числе 500 000 долларов аль-Шибли. [ 10 ] Турция заявила, что Курдистан планировал незаконно аннексировать Киркук и что права иракских туркмен будут нарушены, если Киркук присоединится к Курдистанскому региону.
Шибли ушел с поста главы Комиссии в марте 2007 года, сославшись на разногласия со своей собственной коалицией по Киркуку. [ 11 ] Раед Фахми Джахид , еще один араб-суннит из INL, был назначен его заменой в августе 2007 года. [ 12 ]
В феврале 2007 года Комиссия приняла спорный план, согласно которому арабам-суннитам было предоставлено 15 000 долларов на переселение обратно в свои родные города, а также участок земли в их новом доме. [ 13 ]
В сентябре 2007 года сообщалось, что программа нормализации увязла в технических трудностях. Сообщается, что курдские партии договорились об отсрочке графика переписи населения и референдума. [ 13 ]
Позиция иракских сторон
[ редактировать ]- Шиитские арабские партии
- Высший исламский совет Ирака : Сообщалось, что в июле 2007 года они поддержали отсрочку. [ 15 ]
- Курдские партии
- Масуд Барзани , глава Демократической партии Курдистана, заявил, что отсрочка на три-четыре месяца будет приемлемой. [ 15 ] В сентябре 2007 года информационное агентство сообщило, что курдские партии договорились о переносе срока на май 2008 года. Однако Барзани заявил, что невыполнение закона «приведет к настоящей гражданской войне ». [ 13 ]
- Суннитские арабские партии
- Иракский фронт национального диалога призвал к отсрочке переговоров в июне. [ 14 ]
- Иракский фронт согласия предложил в июне отсрочку путем внесения поправки в Конституцию Ирака. [ 15 ]
- Туркменские партии
- Саадеддин Аркей , лидер Иракского туркменского фронта, заявил в июне, что они стремятся сохранить Киркук как столицу иракских туркмен или, по крайней мере, заработать ему особый статус. [ 16 ]
Международная реакция
[ редактировать ]Турция . Правительство Турции решительно выступило против проведения предстоящего референдума в 2007 году, призывая отложить его. Заместитель премьер-министра Ирака Бархам Салих заявил в заявлении, опубликованном в Интернете 9 декабря 2006 года: «Вопрос Киркука будет решен в соответствии со статьей 140 Конституции Ирака. Следовательно, этот конституционный вопрос будет решаться самими иракцами. Нет в это можно вмешаться». 10 декабря в речи, произнесенной в Международном институте стратегических исследований в Манаме , Бахрейн , министр обороны Турции Вечди Гонул предостерег иракское правительство от навязывания Киркуку «нереалистичного» будущего. Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари раскритиковал Гонул, заявив: «Вы говорите о Киркуке так, как будто это турецкий город. Эти вопросы должен решать Ирак». [ 5 ]
Соединенные Штаты . Группа высокопоставленных американских политиков по изучению Ирака рекомендовала отложить референдум « чтобы предотвратить межобщинное насилие, учитывая очень опасную ситуацию в Киркуке ».
Иран . В начале ноября 2007 года Иран призвал к отсрочке на два года по политическим причинам. [ 2 ]
Саудовская Аравия . Сообщается, что Саудовская Аравия предложила лидерам иракских курдов 2 миллиарда долларов в обмен на отсрочку процесса на десять лет. [ 17 ]
Посредничество
[ редактировать ]В июне 2008 года МООНСИ глава Стаффан де Мистура рекомендовал районы Акра и Махмур провинции Найнава включить Аль-Хамдания район провинции Найнава и Мандали район провинции Дияла в состав Курдистана, но исключить . Эти рекомендации были отклонены Советом представителей Ирака . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Совет министров Ирака представлен парламенту премьер-министром Нури аль-Малики. Архивировано 1 октября 2013 г. на сайте Wayback Machine www.export.gov/Iraq.
- ^ Jump up to: а б Иран радует Анкару, раздражает курдов призывом к отсрочке выборов в Киркуке , The New Anatolian , 8 ноября 2007 г., по состоянию на 1 марта 2008 г.
- ^ «Киркук, другие вопросы Ирака придется отложить» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года . Проверено 20 декабря 2007 г.
- ^ Иддон, Пол. «Иракский Курдистан в смятении после потери Киркука » алараби . Получено 31 октября.
- ^ Jump up to: а б Ирак: Курды предостерегают от отсрочки референдума в Киркуке RadioFreeEurope/RadioLiberty
- ^ «Президент Иракского Курдистана говорит, что голосование за независимость произошло из-за отсутствия единства» . Национальный . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ «Комиссия по референдуму в Курдистане выявила образец избирательного бюллетеня на четырех языках» . Рудав . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ Статья 140 Киркука: срок действия истек или нет? , Назар Джанаби , Вашингтонский институт ближневосточной политики , 31 января 2008 г.
- ↑ Курды и арабы маневрируют в преддверии доклада ООН по Северному Ираку Washington Post , 17 апреля 2009 г.
- ^ Спецпредставитель Турции. Ирак доставляет в США документы, свидетельствующие о «взятках Барзани» , Hurriyet , 11 апреля 2007 г., по состоянию на 14 сентября 2007 г.
- ↑ Министр юстиции Ирака уходит в отставку , BBC , 31 марта 2007 г., по состоянию на 14 сентября 2007 г.
- ↑ Профиль нового главы иракской комиссии по нормализации статуса Киркука. Архивировано 6 октября 2007 г. на Wayback Machine , BBC Monitoring через IndustryWatch, 2 августа 2007 г., по состоянию на 5 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Ирак: Референдум в Киркуке, вероятно, будет отложен , Радио Свободная Европа , 13 сентября 2007 г., по состоянию на 14 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Муктада: Отложить референдум в Киркуке , Саут аль-Ирак, перевод Informed Comment , 10 июня 2007 г., по состоянию на 10 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Религиозные споры задерживают принятие конституции , Gulf News , 9 июля 2007 г., по состоянию на 9 июля 2007 г.
- ↑ Делегация Туркменского фронта в Нью-Йорке хочет особого статуса для Киркука , The New Anatolian , 29 июня 2007 г., по состоянию на 17 августа 2007 г.
- ↑ Саудовская Аравия предлагает курдам 2 миллиарда долларов за отказ от Киркука. Архивировано 20 марта 2008 г. на Wayback Machine , Middle East Online , 03 апреля 2007 г., по состоянию на 1 марта 2008 г.
- ↑ Иракские курды ждут региональных рекомендаций ООН. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine , Kurdish Globe , 12 августа 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Киркук: конституционный вопрос
- Турция добивается отсрочки референдума по статусу Киркука в Ираке
- Британский депутат просит Великобританию поддержать референдум в Киркуке
- Сенатор Маккейн поддерживает отсрочку референдума в Киркуке
- Референдум в Киркуке возрождает опасения по поводу этнического насилия
- Будущее Ирака 101: недостатки доклада Бейкера-Гамильтона