Миссия ООН по содействию Ираку
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( август 2023 г. ) |
![]() | |
![]() | |
Аббревиатура | СО МНОЙ |
---|---|
Формирование | 14 августа 2003 г. |
Тип | Политическая миссия |
Юридический статус | продлен до 31 декабря 2025 г. |
Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Ираку | Жанин Хеннис-Плашерт |
Головная организация | Совет Безопасности ООН |
Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Ираку (МООНСИ) была сформирована 14 августа 2003 года резолюцией 1500 Совета Безопасности ООН (СБ ООН) по просьбе правительства Ирака для поддержки усилий национального развития. [ 1 ] [ 2 ]
Мандат МООНСИ включает консультирование и помощь правительству в вопросах политического диалога и национального примирения; поддержка политических процессов, таких как выборы и национальная перепись населения; содействие региональному диалогу между Ираком и соседними странами; координация доставки гуманитарной помощи; продвижение судебных и правовых реформ; и поощрение прав человека. [ 3 ]
Достижения Миссии включают помощь в шести национальных выборах, координацию гуманитарной и финансовой помощи со стороны ООН и сторонних доноров, а также оказание консультативной поддержки Совету представителей . [ 4 ] поддержка, которая сыграла роль в таких разбирательствах, как разработка проекта конституции Ирака 2005 года . С 2017 года МООНСИ также работала над расследованием и привлечением к ответственности членов ИГИЛ за их преступления в стране . [ 5 ]
С момента своего создания мандат МООНСИ подлежит ежегодному продлению и пересмотру СБ ООН; с 2019 года Резолюция 2682 продлила его мандат до 31 мая 2024 года. [ 6 ]
В мае 2024 года премьер-министр Ирака Мохаммед Шиит Аль Судани написал Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу письмо , в котором объявил, что МООНСИ должна завершить свою деятельность, и объявил 31 декабря 2025 года официальной датой окончания Миссии в Ираке. [ 7 ] По словам премьер-министра, решение о прекращении миссии было основано на "политической стабильности и стабильности в сфере безопасности, которую испытывает Ирак, а также на прогрессе, достигнутом в различных областях". [ 8 ]
История
[ редактировать ]Организация Объединенных Наций действует в Ираке с 1955 года в рамках различных программ; специализированные учреждения открыли свои офисы в начале 1990-х годов, а МООНСИ была создана после вторжения в Ирак в 2003 году . На фоне ухудшения условий в 2007 году ООН работала над постепенным увеличением своего присутствия в Ираке и продолжала расширять свои операции по всей стране. ООН . поддерживает свое присутствие в Ираке через Миссию содействия и Страновую группу Организации Объединенных Наций (СГООН), которая перегруппирует 20 агентств ООН, в настоящее время работающих в Ираке [ 2 ] Бывший специальный представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Сержиу Виейра ди Меллу был среди 22 человек, погибших в результате нападения террориста-смертника, совершенного против Организации Объединенных Наций в 2003 году. Смерть посланника , которого считали вероятным кандидатом на пост Генерального секретаря, оказала неизгладимое влияние на Организацию Объединенных Наций . [ 9 ]
13 октября 2023 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначил Фолькера Пертеса из Германии «руководителем независимого стратегического обзора Миссии Организации Объединенных Наций по оказанию помощи Ираку, учрежденной резолюцией 2682 (2023) Совета Безопасности». Целью независимого стратегического обзора было: (а) оценить нынешние угрозы миру и безопасности Ирака, а также сохраняющуюся актуальность задач и приоритетов Миссии; (b) предоставить рекомендации по оптимизации мандата, структуры миссии и штатного расписания МООНСИ; и (c) оценить варианты поддержки правительства Ирака в укреплении эффективного регионального сотрудничества по вопросам, изложенным в пункте 2(b)(iv) резолюции. [ 10 ]
Итоговый отчет г-на Пертеса был представлен Объединенных Наций Организации Совету Безопасности 28 марта 2024 года. В итоговом отчете Совету Безопасности рекомендовалось «начать передачу задач Миссии с указанием сроков и показателей на основе показателей национальным учреждениям и странам Организации Объединенных Наций». команде ответственно, упорядоченно и постепенно». [ 11 ] В итоговом отчете указывается, что:
Со своей стороны, иракское правительство премьер-министра Мохаммеда Шиа Аль Судани потребовало расформирования МООНСИ, утверждая, что миссия изжила свою необходимость. Правительство заявило, что «[т] его решение прекратить операции МООНСИ в Ираке, помимо упомянутых причин, является естественным результатом развивающихся отношений между Ираком и Организацией Объединенных Наций, способствующих сотрудничеству на различных уровнях». [ 12 ] 17 мая 2024 года члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций обсудили будущее МООНСИ и разделились во мнениях: Соединенные Штаты заявили, что МООНСИ все еще предстоит «важную работу», и не упомянули просьбу Багдада. [ 13 ]
Лидерство
[ редактировать ]МООНСИ возглавляет Специальный представитель Генерального секретаря ООН (СПГС) по Ираку, которого поддерживает заместитель Специального представителя Ирака по политической, избирательной и конституционной поддержке , который курирует политические вопросы и вопросы прав человека; и заместитель специального представителя по Ираку, резидент и координатор по гуманитарным вопросам, который курирует гуманитарную деятельность ООН и усилия в области развития. Миссия находится в ведении Департамента по политическим вопросам Организации Объединенных Наций и поддерживается Департаментом операций по поддержанию мира и Департаментом полевой поддержки .
Ашраф Джехангир Кази (2004–2005) : Кази был назначен SRSG в июле 2004 года и оставался на этой должности до сентября 2007 года.
Стаффан де Мистура (2005–2009) : мать Де Мистура — шведка, а отец — итальянец. Он был назначен SRSG в сентябре 2007 года. Де Мистура оставался на своей должности до июля 2009 года.
Ад Мелькерт (2009–2011) : Мелькерт из Нидерландов. Мелькерт изучал политологию в Амстердамском университете. Мелькерт был назначен SRSG в июле 2009 года. [ 14 ]
Мартин Коблер (2011–2013) : Коблер из Германии. Коблер был назначен SRSG в августе 2011 года. [ 15 ]
Николай Младенов (2013–2015) : Младенов из Болгарии . В 1995 году окончил Университет национального и мирового хозяйства по специальности «Международные отношения». В следующем году он получил степень магистра военных исследований в Королевском колледже Лондона. Младенов был назначен на пост Генерального секретаря ООН в августе 2013 года. Младенов оставался на своем посту до февраля 2015 года, когда он был назначен специальным координатором ООН по ближневосточному мирному процессу.
Ян Кубиш (2015–2019) : Кубиш был назначен SRSG в феврале 2015 года. Кубиш родом из Словакии . Кубиш изучал международные отношения в Московском университете. Кубиш оставался на своем посту до декабря 2018 года. В январе 2019 года Кубиш был назначен специальным координатором ООН по Ливану.
Жанин Хеннис-Плашерт (2019 – настоящее время) : Жанин Хеннис-Плашерт из Нидерландов является нынешним руководителем Генерального секретаря по Ираку, сменив Яна Кубиша из Словакии в декабре 2018 года. [ 16 ] Нынешним заместителем специального представителя по политическим, избирательным и конституционным вопросам является Элис Уолпол из Соединенного Королевства. [ 17 ] Гулам Исазай из Афганистана является заместителем специального представителя, ответственным за гуманитарную деятельность и усилия в области развития. [ 18 ]
В 2023 году в МООНСИ работало около 648 сотрудников, 251 международный сотрудник и 397 национальных сотрудников. [ 19 ]
Мандат
[ редактировать ]Текущий мандат МООНСИ был продлен до 31 мая 2023 года в соответствии с резолюцией СБ ООН 2631, принятой 26 мая 2022 года. [ 20 ] Одной из его задач является реализация Международного договора с Ираком . Миссии поручено «если позволяют обстоятельства» и «по просьбе правительства Ирака»:
- Консультировать и оказывать помощь правительству Ирака в:
- продвижение инклюзивного политического диалога и национального примирения;
- разработка процессов проведения выборов и референдумов;
- конституционный обзор и реализация конституционных положений;
- разработка приемлемых для правительства Ирака процессов разрешения спорных внутренних границ;
- содействие региональному диалогу, в том числе по вопросам безопасности границ, энергетики и беженцев;
- планирование, финансирование и реализация программ реинтеграции бывших членов незаконных вооруженных формирований;
- первоначальное планирование проведения комплексной переписи населения;
- Продвигать, поддерживать и содействовать в координации с правительством Ирака:
- Координация и доставка гуманитарной помощи, а также безопасное, упорядоченное и добровольное возвращение, при необходимости;
- Реализация Международного договора с Ираком, включая координацию с донорами и международными финансовыми учреждениями;
- Координация и реализация программ по улучшению способности Ирака предоставлять основные услуги своему народу и продолжение активной донорской координации важнейших программ реконструкции и помощи через Международный фонд реконструкции Ирака (IRFFI);
- Экономическая реформа, наращивание потенциала и условия для устойчивого развития, в том числе посредством координации с национальными и региональными организациями и, при необходимости, гражданским обществом, донорами и международными финансовыми учреждениями;
- Развитие эффективных гражданских, социальных и основных услуг, в том числе посредством обучения и конференций в Ираке, когда это возможно;
- Вклад учреждений, фондов и программ Организации Объединенных Наций в достижение целей, изложенных в настоящей резолюции, под единым руководством Генерального секретаря через его Специального представителя по Ираку;
- А также способствовать защите прав человека и судебно-правовой реформе с целью укрепления верховенства закона в Ираке. [ 3 ]
Военные представители и охрана
[ редактировать ]Фиджи — 160 военнослужащих, отвечающих за защиту зданий и персонала ООН в «зеленой зоне». Обученный, оснащенный и доставленный в Ирак Австралией, этот контингент был впервые переброшен в Ирак в декабре 2004 года, на тот момент он насчитывал 134 военнослужащих. [ 21 ] [ 22 ]
Непал — 77 военнослужащих и один военный наблюдатель. После Фиджи Непал несет наибольшую ответственность за охрану активов ООН в Ираке. [ 22 ]
Бывшие участники
[ редактировать ]Румыния - 100 румынских солдат были отправлены в Ирак в марте 2005 года для шестимесячного развертывания в поддержку МООНСИ (в дополнение к вкладу Румынии в возглавляемую США коалицию ). [ 23 ]
Грузия . Около 550 солдат были задействованы в марте 2005 года для выполнения обязанностей по охране ООН (в дополнение к вкладу Грузии в возглавляемую США коалицию ). [ 24 ] Однако они были переданы под командование США для выполнения миссии «среднего кольца безопасности» в Зеленой зоне. [ 25 ] Грузии и позже были передислоцированы для присоединения к иракскому контингенту многонациональных сил .
Канада : с октября 2004 г. по июль 2007 г. был размещен один военный наблюдатель. [ 26 ]
Австрия – один военный наблюдатель. [ 27 ]
Великобритания – один военный наблюдатель. [ 27 ]
США – Четыре военных наблюдателя. [ 27 ]
Дания – один военный наблюдатель. [ 27 ] Ранее около 35 военнослужащих были задействованы в качестве охраны ООН (в дополнение к вкладу Дании в возглавляемую США коалицию ).
Новая Зеландия – один военный наблюдатель. [ 27 ]
Австралия — два военных наблюдателя и один гражданский военный. [ 27 ]
Иордания – Два военных наблюдателя. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 1500 . S/RES/1500(2003) стр. 1. 14 августа 2003 г. Проверено 13 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Об ООН в Ираке» . ООН Ирак . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Мандат МООНСИ» . ООН Ирак . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Факты и цифры» . ООН Ирак . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 2379 . S/RES/2379(2017) 21 сентября 2017 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 2682 . S/RES/2682(2023) 30 мая 2023 г.
- ^ «Ирак требует завершения миссии помощи ООН к концу 2025 года» . Рейтер.
- ^ «Премьер-министр принимает Пласшерт по случаю окончания ее срока полномочий» . Иракское информационное агентство.
- ^ Гоуэн, Ричард (12 августа 2013 г.). «Дипломатические последствия: Виейра ди Меллу и темная сторона дипломатии ООН» . Обзор мировой политики .
- ^ «Генеральный секретарь назначает г-на Фолькера Пертеса из Германии главой Отдела независимого стратегического обзора Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Ираку, учрежденной резолюцией 2682 (2023) Совета Безопасности» . Объединенные Нации . 13 октября 2023 г.
- ^ «Отчет о независимом стратегическом обзоре Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Ираку» (PDF) . Объединенные Нации . 28 марта 2024 г.
- ^ «Правительство Ирака выступило с заявлением о прекращении мандата МООНСИ в Ираке» . Иракское информационное агентство . 12 мая 2024 г.
- ^ «Отчет о независимом стратегическом обзоре Миссии ООН по содействию Ираку. Члены Совета Безопасности ООН разделились во мнениях по поводу требования Ирака закрыть миссию ООН к 2025 году» . аль-Арабия . 17 мая 2024 г.
- ^ Генеральный секретарь (13 июля 2009 г.). «Генеральный секретарь назначает Эда Мелькерта из Нидерландов своим специальным представителем по Ираку» (пресс-релиз). Объединенные Нации. SG/A/1193-BIO/4095-IK/606.
- ^ Генеральный секретарь (11 августа 2011 г.). «Генеральный секретарь назначает Мартина Коблера из Германии специальным представителем по Ираку» (пресс-релиз). Объединенные Нации. SG/A/1304-BIO/4308-IK/637.
- ^ Генеральный секретарь (31 августа 2018 г.). «Генеральный секретарь назначает Жанин Хеннис-Плашерт из Нидерландов специальным представителем по Ираку» (пресс-релиз). Объединенные Нации. SG/A/1830-BIO/5132-PKO/751 . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ «Лидерство МООНСИ» . ООН Ирак . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ «Генеральный секретарь назначает г-на Гулама Исакзая из Афганистана заместителем специального представителя и координатором-резидентом по Ираку» . ООН Ирак . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Ираку (МООНСИ) | Организация Объединенных Наций в Ираке» . iraq.un.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Совет Безопасности (14 июня 2018 г.). «Единогласно приняв резолюцию 2421 (2018), Совет Безопасности продлевает мандат миссии в Ираке, уделяя приоритетное внимание инклюзивному политическому диалогу» (пресс-релиз). Объединенные Нации. СК/13380 . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ «Операции Организации Объединенных Наций в пользу мира: итоги 2004 года» . Un.org. Архивировано из оригинала 9 июня 2008 года . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Краткая информация о вкладе в миротворческую деятельность ООН по миссиям, странам и постам. Полиция, военные эксперты ООН в миссиях, штабные офицеры и войска, 31 января 2020 г.» (PDF) . Peacekeeping.UN.org .
- ^ «Еженедельный отчет о состоянии Ирака» (PDF) . Государственный департамент США . 16 марта 2005 г. Проверено 4 августа 2012 г. – через GlobalSecurity.org .
- ^ Пайк, Джон. «Иракская коалиция: неамериканские силы в Ираке» . GlobalSecurity.org . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ «Пресс-релизы, заявления и стенограммы - Посольство США в Грузии» . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ «Операция ИОЛАЙ» . Департамент национальной обороны . 15 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ДОПМ Резюме миссии ООН подробно по странам
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
(на английском, арабском и курдском сорани)
- Отчеты Межведомственной группы информации и анализа Ирака , карты и оценки Ирака от Межведомственной группы информации и анализа ООН