Jump to content

Исследовательская группа Ирака

Инспектор ООН по вооружению в Ираке.

Иракская исследовательская группа ( ISG ) представляла собой миссию по установлению фактов, направленную многонациональными силами в Ираке для обнаружения оружия массового уничтожения, предположительно находившегося в Ираке , которое было основной предполагаемой причиной вторжения в 2003 году. В ее окончательном отчете говорится: Всеобъемлющий отчет специального советника директора Центральной разведки по вопросу оружия массового уничтожения в Ираке (обычно называемый « Докладом Дуэлфера» , названным в честь главы ISG Чарльза А. Дуэлфера ), был представлен Конгрессу и президенту в 2004 году. [1] [2] В его состав входила международная группа из 1400 человек, организованная Пентагоном и Центральным разведывательным управлением для поиска предполагаемых запасов оружия массового уничтожения , включая химические и биологические агенты , а также любых вспомогательных исследовательских программ и инфраструктуры, которые могли быть использованы для разработки оружия массового уничтожения. В докладе признается, что были обнаружены лишь небольшие запасы химического оружия массового уничтожения, причем их количество недостаточно для того, чтобы представлять значимую в военном отношении угрозу.

Формирование

[ редактировать ]

ISG состояла из более чем тысячи американских , британских и австралийских граждан, при этом Соединенные Штаты предоставили основную часть персонала и ресурсов для операции. В число этих людей входили эксперты по гражданской и военной разведке и ОМУ, а также большое количество людей, работающих над обеспечением вооруженной безопасности и поддержки. Дэвид Кей , который работал инспектором по вооружению после первой войны в Персидском заливе Возглавить группу был выбран . Агентство, которому было поручено стать головным агентством ISG правительства США, было совместным предприятием ЦРУ и Управления военной разведки (DIA), разведывательного агентства Министерства обороны . Старшим военным офицером ISG был выбран MG Кейт Дейтон , которому было поручено TDY с должности заместителя директора отдела кадровой разведки Управления военной разведки.

Группа по исследованию Ирака заменила инспекционные группы Организации Объединенных Наций ( Комиссию Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) под руководством Ханса Бликса ) и Международного агентства по атомной энергии (под руководством Мохамеда эль-Барадеи ), которые были уполномочены ООН Совет Безопасности будет искать незаконное оружие до начала конфликта ( см. Кризис разоружения в Ираке ). Ни один не был найден.

ISG представляла собой объединенную объединенную и межведомственную разведывательную группу, действовавшую в поддержку операции «Свобода Ирака» (OIF). В его состав входили сотрудники всех четырех служб, правительственных агентств США, вооруженных сил Австралии и Великобритании, а также правительственных агентств Великобритании и Австралии. Миссия ISG заключалась в организации, управлении и применении разведывательных возможностей и опыта для обнаружения, сбора, использования и распространения информации о людях, документах и ​​других носителях, материалах, объектах, сетях и операциях, связанных с оружием массового уничтожения (ОМУ). Терроризм, разведка бывшего режима, а также граждане Ирака или третьих стран, связанные с бывшим режимом, задержанные бывшим режимом или субъекты обвинения в военных преступлениях или преступлениях против человечества.

В задачу ISG также входило продолжающееся расследование судьбы ВМС США капитана Майкла Скотта Спайчера , сбитого в 1991 году во время войны в Персидском заливе . Первоначально считавшийся мертвым, позже он был объявлен пропавшим без вести, когда после войны появились доказательства того, что он выжил при крушении своего самолета. 2 августа 2009 года ВМС сообщили, что останки Спайчера были найдены в Ираке морскими пехотинцами США, входящими в оперативную группу военной полиции MNF-W. Его челюстная кость была использована для опознания его после исследования в Центре по делам моргов Чарльза К. Карсона на базе ВВС Дувр . По словам местных жителей, Спайхера похоронили бедуины после того, как его самолет был сбит. Доказательства доказали, что Спайчер не выжил в катастрофе. Сенатор Нельсон объяснил запоздалую находку культурой местности: «Эти бедуины бродят по пустыне, они не остаются на одном месте, и им просто потребовалось время, чтобы найти конкретное место».

Организация и деятельность

[ редактировать ]

Чтобы сделать основную задачу по поиску ОМУ более управляемой, ISG была оперативно разделена на несколько секторов, каждый со своим собственным секторным контрольным пунктом. Тремя секторами были Север, Багдад и Юг, при этом Сектор Контрольный Пункт-Багдад (также известный как SCP-B или «пропускная пчела») был основным и крупнейшим. Основная часть сотрудников ISG и SCP-B находилась на базе «Лагерь Убийца» на территории бывшего президентского комплекса Аль-Радвания в международном аэропорту Багдада на западе Багдада. Одним из основных вспомогательных элементов ISG был Объединенный центр обработки мультимедиа (CMPC). Он состоял из четырех компонентов: CMPC-Main (CMPC-M) в лагере Аль-Сайлия , Катар, CMPC-Baghdad (CMPC-B), расположенного в лагере Slayer, а также CMPC-North (CMPC-N) и CMPC-South. (КМПК-С). Первоначальное ядро ​​CMPC было составлено из сотрудников DIA по эксплуатации документов. К лету 2004 года число CMPC выросло до более чем четырехсот, в основном гражданских обработчиков документов и медиа, а также лингвистов/переводчиков, живущих и работающих в основном в CMPC-M в Лагерь Аль-Сайлия , Катар, и CMPC-B в лагере Slayer в Ираке.

Действуя как независимая организация вне обычной цепочки командования (ISG подчинялась непосредственно Дональду Рамсфелду ), она обследовала и эксплуатировала сотни возможных объектов ОМУ по всей территории Ирака с очень небольшими проблемами. Произошло два происшествия, в которых погибли люди. Первым инцидентом стал взрыв на заводе по производству красок 26 апреля 2004 года, в результате которого погибли два солдата, сержанты армии США Лоуренс Руки и Шервуд Бейкер, а еще несколько получили ранения. Ранее миссия была прекращена из соображений безопасности. Это были первые потери ISG за более чем год операций. Вторым было нападение с применением самодельного взрывного устройства (СВУ) на автомобиле против конвоя Чарльза Дуэлфера , в результате которого погибли двое сотрудников службы физической безопасности Дуэлфера, SSG Клинтон Уиздом и SPC Дон Клэри, оба из Национальной гвардии армии Канзаса . Батарея Б, 2/130-й дивизион полевой артиллерии.

За время существования ISG было два случая обнаружения химического оружия. [ нужна ссылка ] Первым был одиночный зариновый минометный переделали в придорожное СВУ снаряд, который повстанцы . Вторым было несколько боеголовок 122-миллиметровых ракет, наполненных инертным горчичным газом , которые были обнаружены недалеко от Вавилона . Оба считались пережитками ирано -иракской войны , когда Ирак был в некотором смысле союзником США, и были бесполезны в качестве наступательного оружия . Позже они были уничтожены сотрудниками ISG. В конце 2004 года ISG и MCT (мобильные группы сбора) провели несколько операций по борьбе с повстанцами, хотя многие детали остаются засекреченными. В составе ISG действовали и другие миссии и организации, которые являются совершенно секретными и вряд ли будут рассекречены в ближайшее время. [ нужна ссылка ]

Промежуточный отчет о ходе работы

[ редактировать ]

После шести месяцев поисков ОМУ 3 октября 2003 года ISG опубликовала промежуточный отчет о проделанной работе. Группа заявила, что обнаружила доказательства «программной деятельности, связанной с ОМУ», но не обнаружила фактического химического , биологического или ядерного оружия . В дополнение к деталям бездействующих программ ОМУ, отчет за октябрь 2003 года также включает открытия программ, не связанных с ОМУ, запрещенных ООН и сокрытых во время инспекций Международного агентства по атомной энергии и ЮНМОВИК , начавшихся в 2002 году. [3] Направления расследования, принятые ISG, включают осмотр объектов по всему Ираку, а также опрос ученых, водителей грузовиков и других рабочих, возможно, знающих об ОМП. [ нужна ссылка ]

Дэвид Кей уходит в отставку

[ редактировать ]

23 января 2004 года глава ISG Дэвид Кей подал в отставку со своей должности, заявив, что, по его мнению, в Ираке не будет обнаружено запасов ОМУ. «Я не думаю, что они существовали», — прокомментировал Кей. «Все говорили о запасах, произведенных после окончания последней войны в Персидском заливе, и я не думаю, что в девяностые годы существовала крупномасштабная производственная программа». На брифинге для сенатского комитета по вооруженным силам Кей раскритиковал довоенную разведку по ОМУ и агентства, которые ее подготовили, заявив: «Оказывается, что мы все были неправы, вероятно, по моему мнению, и это вызывает наибольшее беспокойство». [4] Некоторое время назад директор ЦРУ Джордж Тенет попросил Дэвида Кея отложить его отъезд: «Если вы уйдете в отставку сейчас, окажется, что мы не знаем, что делаем. [5]

Однако Кей сообщил SASC во время своего устного доклада следующее: «Основываясь на имевшихся разведывательных данных, я думаю, было разумно прийти к выводу, что Ирак представляет собой непосредственную угрозу. Теперь, когда вы знаете реальность на местах, а не то, что вы По оценкам, сделанным ранее, вы можете прийти к другому выводу - хотя я должен сказать, что на самом деле я думаю, что то, что мы узнали во время инспекции, сделало Ирак потенциально более опасным местом, чем мы думали на самом деле даже до войны». [ нужна ссылка ]

Команда Кея установила, что иракский режим обладает производственными мощностями и ноу-хау для производства химического и биологического оружия в случае отмены международных экономических санкций - изменения политики, которого активно добивались ряд государств-членов Организации Объединенных Наций . Кей также полагал, что некоторые компоненты программы ОМУ бывшего иракского режима были перевезены в Сирию незадолго до вторжения 2003 года. [6] хотя в Приложениях к отчету Дуэлфера (см. ниже) позже сообщалось, что никаких доказательств этого не было. [ нужна ссылка ]

6 февраля 2004 года Джордж Буш созвал Комиссию по разведке Ирака , независимое расследование разведданных, использованных для оправдания войны в Ираке и неспособности найти ОМП. Вскоре за этим последовало завершение аналогичного расследования в Соединенном Королевстве , Butler Review , которое бойкотировали две основные оппозиционные партии из-за разногласий по поводу его масштабов и независимости. [7] В 2003 году спонсируемый США поиск оружия массового уничтожения был заложен в бюджет 400 миллионов долларов, а в 2004 году были добавлены еще 600 миллионов долларов. [ нужна ссылка ]

Преемником Кея, назначенным директором ЦРУ Джорджем Тенетом, стал бывший инспектор ООН по вооружениям Чарльз А. Дьюлфер , который заявил в то время, что шансы обнаружить какие-либо запасы ОМУ в Ираке «близки к нулю». [ нужна ссылка ]

Отчет Дуэльфера

[ редактировать ]

30 сентября 2004 г. ISG опубликовала отчет Дуэлфера, свой окончательный отчет о предполагаемых программах Ирака по созданию оружия массового уничтожения. В этом отчете зафиксированы отношения иракского режима с оружием массового уничтожения с течением времени и при этом исследован процесс принятия решений и лежащие в его основе предположения. Ключом к расследованию стал длительный допрос всех высокопоставленных чиновников, включая Саддама, изучение документов режима и расследование различных объектов в Ираке. [8] Среди его выводов были:

  • Саддам Хусейн контролировал все стратегические решения режима.
  • Основной целью Хусейна с 1991 по 2003 год было добиться отмены санкций ООН , сохранив при этом безопасность режима.
  • Введение программы «Нефть в обмен на продовольствие» (OFF) в конце 1996 года стало ключевым поворотным моментом для режима.
  • К 2000-2001 годам Хусейну удалось смягчить многие последствия санкций и подорвать их международную поддержку.
  • Иран был главным мотиватором Ирака.
  • Группа по исследованию Ирака (ISG) пришла к выводу, что события 1980-х и начала 1990-х годов сформировали веру Саддама в ценность оружия массового уничтожения.
  • Хусейн прекратил свою ядерную программу в 1991 году. ISG не обнаружила никаких доказательств согласованных усилий по возобновлению программы, а способность Ирака восстановить программу создания ядерного оружия постепенно снизилась после 1991 года.
  • Ирак уничтожил свои запасы химического оружия в 1991 году, и ISG обнаружила лишь небольшое количество старых, брошенных химических боеприпасов.
  • Режим Хусейна отказался от своей программы биологического оружия и своих амбиций по получению современного биологического оружия в 1995 году. Хотя он мог восстановить программу элементарного биологического оружия в течение нескольких недель, ISG не обнаружила никаких признаков того, что он следует такому курсу.
  • Хусейн хотел воссоздать иракский потенциал оружия массового уничтожения, который был практически уничтожен в 1991 году, после того как санкции были сняты и экономика Ирака стабилизировалась. Саддам стремился развивать ядерный потенциал – постепенно, независимо от международного давления и связанных с этим экономических рисков – но он намеревался сосредоточиться на баллистических ракетах и тактического химического оружия (ХО). ​​возможностях
  • Хусейн обманул свою собственную армию и лучшие спецслужбы мира, заставив их поверить, что у него все еще есть оружие массового уничтожения, потому что он считал, что ни один из его врагов не осмелится напасть на него, если бы у него было оружие массового уничтожения, особенно Иран, «поскольку существовала острая необходимость поддерживать внешний вид обладания потенциалом оружия массового уничтожения для сдерживания Ирана». [9]
  • Хусейн считал, что США и коалиция, которая угрожала начать против него войну, если резолюции ООН не будут выполнены, блефуют.
  • Стремление к созданию оружия массового уничтожения в 1980-х годах было направлено на обеспечение безопасности Ирака от иранской агрессии, и «это привело к трудному балансированию между необходимостью разоружения для достижения отмены санкций и в то же время сохранения стратегического сдерживания. Режим никогда не разрешил противоречие, свойственное этому подходу». [1]

Темп операций 2004-2005 гг.

[ редактировать ]

Хотя поиски ОМУ велись усердно и безрезультатно в первый год оккупации, эксплуатация объекта продолжалась до лета 2004 года. В конце лета и начале осени темпы поиска ОМУ значительно замедлились; все наиболее перспективные участки были эксплуатированы в 2003-2004 гг., и даже большая часть неперспективных участков была эксплуатирована к осени 2004 г.

В конце сентября и в октябре 2004 года количество эксплуатаций объектов значительно возросло, хотя в большинстве случаев это были повторные посещения уже эксплуатируемых объектов, некоторые из которых были изменены иракцами за прошедшие месяцы. Например: здание бывшего штаба иракской химической бригады в Багдаде как раз перестраивалось в офисные помещения, когда сотрудники ISG вернулись со вторым визитом.

Эксплуатационные операции ISG в основном прекратились в начале ноября 2004 года. К началу 2005 года MCT были расформированы, и все, кроме двух бывших членов MCT, армейских сержантов 1-го класса Маршалла Лоури и Роберта Шано, вернулись в свои головные подразделения, а группы MP, которые их поддерживали, были рассредоточены. в другие лагеря и с другими миссиями. Лоури и Шано согласились остаться в Ираке и продолжать сопровождать конвои ISG до тех пор, пока они не будут деактивированы. Хотя Лоури вернулся в США после деактивации ISG, Шано продлил свое турне в Ираке, чтобы работать с группой советников коалиции, обучая иракских кандидатов в офицеры в Военной академии в Аль-Рустимайе.

В январе 2005 года группа объявила о завершении поисков. ISG заявила, что, хотя она «не нашла доказательств того, что Саддам обладал запасами оружия массового уничтожения в 2003 году», они признали «возможность существования некоторого количества оружия в Ираке, хотя и не обладающего значительным в военном отношении потенциалом». [10]

Дополнения к отчету за март 2005 г.

[ редактировать ]

В марте 2005 года Дьюлфер добавил дополнения к первоначальному отчету , охватывающие пять тем:

  • Довоенное перемещение материалов ОМУ из Ирака , заявив, что «ISG сочла маловероятным, что официальная передача материалов ОМУ из Ирака в Сирию имела место», но также признав, что существовали доказательства «вывоза материалов из Ирака, включая возможность что было замешано ОМП», и что эти доказательства были «достаточно достоверными, чтобы заслуживать дальнейшего расследования». IAG отметила, что из соображений безопасности она «не смогла завершить расследование и не может исключить возможность того, что ОМП было эвакуировано в Сирию перед войной».
  • Остаточные запасы ХБО до 1991 года в Ираке , сделан вывод о том, что «любые оставшиеся химические боеприпасы в Ираке не представляют значительной в военном отношении угрозы ... ISG не нашла доказательств того, что Ирак не уничтожил свое оружие или химическое оружие в больших количествах».
  • Остаточные риски распространения: Люди приходят к выводу, что «бывшие участники программы ОМУ, скорее всего, будут искать работу в благоприятном гражданском секторе, либо в Ираке, либо где-либо еще ... Однако, поскольку один человек может продвигать определенную деятельность по ОМУ, это остается серьезной проблемой» .
  • Остаточный риск распространения: оборудование и материалы , сделан вывод: «Оставшаяся химическая и биологическая физическая инфраструктура Ирака не представляет угрозы распространения».
  • Иракские задержанные , заключив, что «расследование применения оружия массового уничтожения зашло настолько далеко, насколько это возможно... ... нет никакой дальнейшей цели в задержании многих из этих задержанных».

В интервью СМИ, предшествовавших публикации дополнений, официальные лица пошли дальше по важному вопросу о возможной контрабанде ОМУ в Сирию , заявив, что они не видели никакой информации, указывающей на то, что ОМУ или значительные количества компонентов и оборудования были переброшены из Ирака в соседнюю Сирию или в другом месте. [11] Другие подробности всплыли после отчета Дуэлфера, который помог заполнить пробелы, оставленные расследованием ISG. Дуэлфер также пришел к выводу, что Саддам планировал возобновить производство оружия массового уничтожения после того, как Организация Объединенных Наций снимет экономические санкции. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Всеобъемлющий отчет специального советника DCI по иракскому ОМУ» . Центральное разведывательное управление. 30 сентября 2004 года . Проверено 30 сентября 2004 г. [ мертвая ссылка ]
  2. ^ «Всеобъемлющий отчет специального советника DCI по иракскому оружию массового уничтожения с приложениями (отчет Дуэлфера)» . www.govinfo.gov . Проверено 20 ноября 2022 г.
  3. ^ «Заявление о промежуточном отчете о деятельности Иракской исследовательской группы — Центрального разведывательного управления» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
  4. ^ «CNN.com – Стенограмма: Дэвид Кей на слушаниях в Сенате – 28 января 2004 г.» . CNN . Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года . Проверено 21 сентября 2006 г.
  5. ^ Insight: провалы разведки США в Ираке. Архивировано 6 июня 2008 г., на Wayback Machine CNN International, 18 августа 2005 г.
  6. ^ "Оружие массового уничтожения Саддама спрятано в Сирии, - заявил руководитель разведывательной службы Ирака - Телеграф" . Архивировано из оригинала 14 апреля 2008 года . Проверено 6 мая 2019 г.
  7. ^ «BBC NEWS | Мир | Ближний Восток | США отказываются от заявлений об оружии массового уничтожения» . 24 января 2004 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2004 года . Проверено 1 февраля 2004 г.
  8. ^ Дуэлфер, Чарльз А. «Хроническое заблуждение и международный конфликт: опыт США и Ирака». Международная безопасность . 36 (1): 80.
  9. ^ Дуэлфер, Чарльз А. «Хроническое заблуждение и международный конфликт: опыт США и Ирака». Международная безопасность . 36 (1): 94.
  10. ^ «BBC NEWS | Мир | Ближний Восток | В докладе делается вывод о том, что в Ираке нет оружия массового уничтожения» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2005 года . Проверено 6 октября 2004 г.
  11. ^ «Нет оснований для заявлений о контрабанде оружия массового уничтожения, теория Белого дома о том, что оружие массового уничтожения было вывезено из Ирака, необоснованно - CBS News» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 17 сентября 2007 года . Проверено 1 ноября 2005 г.
  12. ^ «Заключительный отчет ISG: основные выводы» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 года . Проверено 24 ноября 2007 г.
[ редактировать ]
Основной
Другой

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3b038fa0cc9f53ac871a1730b461960__1703243280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/60/d3b038fa0cc9f53ac871a1730b461960.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iraq Survey Group - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)