Подготовка к вторжению в Ирак в 2003 году.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Вторжение в Ирак в 2003 году началось 20 марта. 18 марта президент США Джордж Буш установил крайний срок, в течение которого правитель Ирака и Саддам Хусейн два его сына, Удай и Кусай , должны покинуть страну или столкнуться с военными действиями. . К моменту предъявления ультиматума политическая и военная подготовка к вторжению была уже на достаточно высоком уровне.
Планы по обеспечению безопасности иракских городов после вторжения, восстановлению инфраструктуры и переходу страны к послевоенному правительству – планы «завоевать мир» – либо отсутствовали, либо были крайне неадекватными. Отсутствие плана обеспечения безопасности после вторжения привело к широкомасштабным грабежам и жестоким восстаниям , которые последовали сразу за вторжением. Грабежи «нанесли гораздо больший ущерб инфраструктуре Ирака, чем бомбардировки» и показали повстанцам, что американские военные уязвимы. Специальный генеральный инспектор по восстановлению Ирака писал: «Не было достаточного систематического планирования управления человеческим капиталом в Ираке до и во время операций по стабилизации и восстановлению под руководством США». [1] [2]
Бывший министр обороны Великобритании Джефф Хун прокомментировал этот вопрос в 2007 году и сказал: «Послевоенное планирование было огромным. Это одна из тех вещей, на которую газеты никогда не удосужились взглянуть. Я сказал это публично, что мы, возможно, не ожидали, что у нас возникнут проблемы, я думаю, мы думали, что, поскольку население Ирака ненавидело Саддама Хусейна, они просто выйдут на улицы, и все будет хорошо... Я не думаю, что мы вполне оценили степень контроля, который люди Саддама имели в иракском обществе... Так что те вещи, которые мы планировали, оглядываясь назад, возможно, были не совсем правильными. Но они были. правильные вещи с точки зрения проблем, которые мы ожидали, а именно нехватки еды и воды. Мы, вероятно, не совсем оценили, как я уже сказал, безжалостность некоторых [последователей] Саддама». [3]
Политические приготовления
[ редактировать ]Политическая подготовка к войне началась всерьез в период инспекций вооружений в Ираке зимой 2002–2003 годов, проведенных группой под руководством Ханса Бликса на основании резолюции 1441 Совета Безопасности ООН . США и их основные союзники — Великобритания, Испания и Португалия — сохранили скептическую позицию по итогам процедуры проверок. Под давлением своего государственного секретаря Колина Пауэлла и своего главного союзника, Великобритании, президент Буш решил попытаться заручиться поддержкой ООН для вторжения. Так называемая «вторая резолюция» (первая — 1441) в конечном итоге была разработана и представлена Совету Безопасности ООН. Это была жесткая резолюция, призывающая к немедленному выполнению предыдущих резолюций, требующих разоружения, и устанавливающая 10-дневный срок для выполнения. Критики увидели в этом нереалистичный ультиматум, призванный дать США повод для войны, и он встретил значительную оппозицию в Совете Безопасности, среди противников которого были постоянные члены Франция, Китай и Германия. После периода интенсивной дипломатии президент Буш встретился со своими британскими, испанскими и португальскими коллегами, премьер-министром Тони Блэр , премьер-министр Хосе Мария Аснар и премьер-министр Хосе Мануэль Баррозу на Азорских островах , Португалия, 15 и 16 марта. Заявив, что «дипломатия потерпела неудачу», он заявил о намерении отказаться от предложенной резолюции. Впоследствии и США, и Великобритания обвинили Францию в эффективном блокировании переговоров, угрожая наложить вето на предложенную резолюцию «независимо от обстоятельств», но Франция утверждала, что ее позиция была намеренно неверно истолкована. Не имея «второй резолюции», США заявили о своем намерении атаковать Ирак, даже если Саддам Хусейн не отречется от престола. [ нужна ссылка ]
Обоснование войны США зависело от нескольких утверждений. Во-первых, он утверждал, что Ирак обладает оружием массового уничтожения , которое, по его утверждениям, он, возможно, готов поставить террористам. Во-вторых, оно обвинило Ирак в поддержке терроризма, в частности, посредством выплат семьям палестинских террористов-смертников . Таким образом, утверждали США, Ирак представлял собой угрозу, устранение которой было бы оправдано, рассматривая это как новую интерпретацию доктрины самообороны. В-третьих, в нем говорилось, что действия США были юридически оправданы предыдущими резолюциями ООН, особенно резолюцией 1441, в которой говорилось, что «серьезные последствия» повлекут за собой неспособность Ирака провести разоружение. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Кризис разоружения в Ираке
- Действия Организации Объединенных Наций в отношении Ирака
- Поддержка и противодействие плану США по вторжению в Ирак
- Хронология кризиса разоружения в Ираке: 1990–1996 гг ., 1997–2000 гг ., 2001–2003 гг.
- Иракское производство и применение оружия массового поражения
- Позиции мировых правительств по войне в Ираке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Раджив Чандрасекаран, Имперская жизнь в Изумрудном городе, страницы 31 и 46.
- ^ Скарборо, Роуэн. "У США не было плана по восстановлению Ирака, - говорится в докладе" . The Washington Times, 28 февраля 2006 г. Проверено 18 апреля 2007 г.
- ^ Хун, Джефф. Сессия вопросов и ответов в колледже Западного Ноттингемшира; 16 ноября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Расследование иракского оружия следовало бы продолжить – Бликс» . 18 марта 2003 г. Центр новостей ООН.
- «Подготовка к войне в Ираке» . 2007. www.InDepthInfo.com.
- Риккард, Шерри (март 2003 г.). «Подготовка к войне» . Обзор американской журналистики .