Канада и война в Ираке
Часть серии о |
Военная история Канады |
---|
Война в Ираке под руководством США началась с вторжения в Ирак в 2003 году . Правительство Канады никогда официально не объявляло войну Ираку , а уровень и характер этого участия, которое со временем менялось, вызывали споры. Спецслужбы Канады неоднократно заявляли, что у Ирака нет активной программы создания оружия массового уничтожения . [1]
Хотя Канада ранее участвовала в военных действиях против Ирака во время войны в Персидском заливе 1991 года, она отказалась объявить войну Ираку без одобрения Совета Безопасности ООН (СБ ООН). Несмотря на это, премьер-министр Жан Кретьен заявил 10 октября 2002 года, что Канада станет частью военной коалиции по вторжению в Ирак, если на это будет санкционирована Организация Объединенных Наций. Однако, когда Соединенные Штаты и Соединенное Королевство впоследствии отказались от своих дипломатических усилий, направленных на получение санкции ООН, Кретьен объявил в парламенте 17 марта 2003 года, что Канада не будет участвовать в предстоящем вторжении. Тем не менее, он предложил США и их солдатам свою моральную поддержку. Двумя днями ранее четверть миллиона человек в Монреале выступили против надвигающейся войны. Крупные антивоенные демонстрации прошли в ряде других канадских городов.
Отношение Канады к войне в Ираке, начавшейся в 2003 году, отличалось от роли Канады во вторжении в Афганистан в 2001 году, поскольку оно было гораздо менее прямым. Около ста канадских обменных офицеров , обменявшихся на американские части, участвовали во вторжении в Ирак . [2] Сообщалось, что канадские войска в регионе насчитывали менее трех других стран-участниц. [3] Война также затронула Канаду в форме протестов и контрпротестов, связанных с конфликтом, а также военнослужащих Соединенных Штатов , которые искали убежища в стране после того, как покинули свои посты, чтобы избежать отправки в Ирак, но которые, в отличие от войны во Вьетнаме , большинство из них были немедленно возвращены Канадой Соединенным Штатам .
Решение не участвовать
[ редактировать ]В сентябре 2002 года Кретьен сообщил премьер-министру Великобритании Тони Блэру и президенту США Джорджу Бушу , что участие Канады в любой коалиции против Ирака будет зависеть от поддержки Организации Объединенных Наций (ООН) или большинства международного сообщества. [4] Официальная политика канадского правительства была тщательно сформулирована таким образом, чтобы канадские дипломаты по-прежнему могли играть важную роль в довоенной дипломатии с Ираком. Кроме того, хотя они предпочитали получить одобрение Совета Безопасности ООН, эта политика по-прежнему позволяла канадскому правительству участвовать во вторжении, если Китай или Россия наложили вето на резолюцию, которую поддержали остальные члены СБ ООН. [5] Канадское правительство придерживалось этой позиции в преддверии вторжения в Ирак . [6]
В преддверии конфликта Кретьен поддерживал контакты с Рикардо Лагосом , президентом Чили , и Висенте Фоксом , президентом Мексики . [7] Лагос и Фокс отметили, что Соединенные Штаты оказывают на них давление, чтобы они присоединились к коалиции, хотя оба сказали Кретьену, что откажутся от участия, если Канада тоже сделает то же самое. [7]
Решение ООН о том, санкционировать или нет вторжение, основывалось на двух элементах: обсуждении международного права , включая Нюрнбергские принципы превентивной войны ; и инспекции ООН на предмет предполагаемого владения Ираком оружием массового уничтожения (ОМУ). Однако, поскольку коалиции не удалось добиться санкции ООН на свое вмешательство, Кретьен посоветовал генерал-губернатору Адриенн Кларксон не приглашать Канаду присоединяться к « коалиции желающих », которая планировала вторжение в Ирак. [2] 17 марта 2003 года, за два дня до начала вторжения, Кретьен публично объявил о своем решении не присоединяться к коалиции в Палате общин Канады . [8] Он не проинформировал правительство США о своем решении в частном порядке, прежде чем публично объявить о нем в Палате общин, что способствовало разрыву отношений Кретьена с президентом США Бушем в середине 2003 года. [8]
Внутреннее мнение
[ редактировать ]К августу 2002 года канадские официальные лица не сомневались в том, что Соединенные Штаты планируют нанести удар по Ираку. [4] 14 августа 2002 года Кретьен получил меморандум от Алекса Химельфарба , секретаря Тайного совета Канады , в котором Химельфарб прямо заявил, что действия США против Ирака были попыткой осуществить смену режима. [9] Большинство членов кабинета министров Канады мало что знали об Ираке, хотя большинство из них скептически относилось к делу Америки. [10] Однако некоторые члены кабинета министров выразили обеспокоенность тем, что отказ от присоединения к коалиции нанесет ущерб отношениям Канады и США , поскольку американская риторика связала Ирак с жизненно важными интересами Соединенных Штатов. [10]
Однако в преддверии войны Кретьен не учел мнения всех министров кабинета при принятии решения о присоединении к коалиции, а вместо этого консультировался только с ключевыми членами кабинета, включая министра национальной обороны Джона Маккаллума и министра иностранных дел. Дела Билла Грэма . [10] В этот период он также консультировал ключевых дипломатов, в том числе посла Канады в США Майкла Кергина и посла Канады в ООН Пола Хайнбекера . [10] В частности, в месяцы, предшествовавшие войне, Хайнбекер и Кретьен поддерживали контакты, пытаясь найти решение, которое удовлетворило бы американские позиции и антивоенную позицию Франции, хотя Хайнбекер мало верил в успех своих усилий. [11]
Кретьен также регулярно обновлял информацию о своих парламентских фракциях, чье почти единодушное противодействие войне без поддержки ООН помогло Кретьену принять окончательное решение. [10] Оппозиция внутри парламентской фракции во многом возникла из-за того, что ее членам приходилось отвечать на запросы избирателей, которые собирали петиции с критикой начала войны. [10] Возможно, это отражало мнение широкой канадской общественности, что отражено в опросе, проведенном в марте 2003 года исследовательской компанией EKOS Research Associates для газеты Toronto Star ; [12] и монреальской газетой La Presse , результаты которой показали, что 71 процент опрошенных не поддерживают вторжение под руководством США, а 27 процентов выразили неодобрение. [13] Однако официальной оппозиции лидер Стивен Харпер возразил против позиции премьер-министра по Ираку, заявив, что Канада должна сражаться вместе с США. [2] [13] Однако на принятие решений премьер-министром в значительной степени не повлияло общественное мнение: антивоенные демонстрации в 2003 году лишь подтвердили позицию, которую он занимал по отношению к американцам в 2002 году. [14]
Протесты
[ редактировать ]Протесты против войны в Ираке и контрпротесты в поддержку конфликта имели место в Канаде как до, так и после вторжения в Ирак. Одна из первых крупномасштабных демонстраций против войны прошла в Королевском парке в Торонто , где 16 ноября 2002 года собралось около 2000 человек. [15] [16] На следующий день в рамках дня действий по всей стране антивоенная коалиция численностью 3000 человек провела марш мира из парка «Пламя мира» в Ванкувере , около 1000 человек прошли маршем в Монреале , и около 500 человек собрались в снежную бурю на Парламентский холм в Оттаве , а другие митинги прошли в Эдмонтоне , Виннипеге и Галифаксе . [15] [16]
Канадцы также приняли участие в ряде акций протеста, которые прошли в городах по всему миру в феврале 2003 года. [17] самым большим в Канаде было собрание более 100 000 человек в Монреале, несмотря на пронизывающую температуру -30 ° C (-22 ° F). Еще 10 000 человек присоединились к демонстрации в Торонто, 20 000 в Ванкувере, 18 000 в Эдмонтоне, 8 000 в Виктории , 4 000 в Галифаксе и 2 000 в Оттаве; Всего протесты прошли почти в 60 населенных пунктах по всей стране. [18]
Оценки канадских дипломатов и разведки
[ редактировать ]Оценки канадских дипломатов, а также канадского разведывательного сообщества сыграли конструктивную роль в формировании взглядов Кретьена на политику США в отношении Ирака, а также утверждения о том, что Ирак обладает оружием массового уничтожения. [19] В преддверии конфликта отчеты канадской разведки в основном передавались Кретьену через устные брифинги Клода Лавердюра , советника премьер-министра по внешней и оборонной политике. [19] Помимо премьер-министра, отчеты канадского разведывательного сообщества также были распространены среди членов кабинета министров, высокопоставленных канадских чиновников и офицеров Министерства иностранных дел и международной торговли . [20] Однако отчеты разведки имели разную степень эффективности для тех, кто их получал; Эдди Гольденберг , глава администрации премьер-министра, позже заметил, что ни одна из оценок разведки не сыграла решающую роль в совете, который он дал премьер-министру. [20]
Осенью 2002 года Буш предложил прислать экспертов по разведке для информирования премьер-министра, а позже предложил приехать лично, чтобы проинформировать его; хотя вместо этого Кретьен предпочел, чтобы указанная информация проходила по обычным каналам обмена разведданными, где канадские аналитики анализировали информацию и передавали ее ему. [21] [19] Опора на канадский анализ, возможно, помогла Кретьену прийти к выводу, отличному от выводов его американских и британских коллег; Блэр в какой-то момент выразил разочарование по поводу того, что канадский премьер-министр не смог «увидеть доказательства», несмотря на то, что у них в основном были одни и те же источники разведки. [20] Оценка ситуации в Ираке канадской разведкой в 2002 и 2003 годах примечательна тем, что она отличалась от оценок, предоставленных ее партнерами из «Пяти глаз» , хотя все они имели доступ к одной и той же информации. [21] [22] Во многом это объясняется тем, что канадское разведывательное сообщество не ощущало никакого внешнего политического давления на себя. [23] Последующие расследования после вторжения американской разведки в Ирак в 2003 году также показали, что американские аналитики предполагали, что Ирак был полон решимости возобновить свою программу создания оружия массового уничтожения как можно скорее. [22] Это противоречило предположениям канадских аналитиков, которые считали, что Ирак временно приостановит свою программу создания оружия массового уничтожения для немедленной экономической помощи; предоставив канадским аналитикам возможность предположить, что у Ирака изначально может не быть оружия массового уничтожения. [22]
Об Ираке
[ редактировать ]В течение десятилетия после войны в Персидском заливе Ирак был одним из главных приоритетов канадского разведывательного сообщества. В середине 1990-х годов аналитики канадской разведки составили несколько отчетов об инспекциях ООН в Ираке, внутренних событиях в Ираке, а также попытках обмана со стороны иракского правительства. [24] Однако частота сообщений разведки об Ираке снизилась после бомбардировки Ирака в 1998 году . [24]
В начале 2002 года Международный штаб по оценке (IAS), отдел оценки разведки Канадского Тайного совета и департамента иностранных дел, провел устные брифинги с канадскими официальными лицами, на которых они подчеркнули, что не существует никаких достоверных доказательств связи Ирака с терактами 11 сентября. ; в ответ на претензии администрации Буша. Аналитики IAS тесно сотрудничали с членами Канадской службы безопасности и разведки (CSIS), которые также разделяли ту же точку зрения. [25] В июне 2002 года Комитет по оценке разведки (IAC), комитет, который координировал аналитические подразделения CSIS, IAS и генерального директора разведки Министерства национальной обороны (DND), также пришел к выводу, что существует мало доказательств того, что такие режимы, как Ирак поставлял химическое оружие террористическим организациям. [26]
30 августа 2002 года МВК опубликовал еще одну оценку, чтобы определить, имел ли Ирак какие-либо запасы ОМУ и пыталась ли страна восстановить свою программу ОМУ после взрывов 1998 года. [21] [26] В своей оценке он не смог с уверенностью прийти к выводу, что Ирак уничтожил свое оружие массового уничтожения, хотя и отметил, что любые химические агенты или баллистические ракеты, которыми может обладать Ирак, будут находиться в очень небольших количествах и, скорее всего, будут выведены из строя из-за плохого хранение материалов. [26] Оценка также не выявила реальных признаков того, что Ирак восстанавливает ядерную программу. [21] [27] Оценка IAC также скептически отнеслась к доказательствам, представленным американцами, и особенно критически отнеслась к тому, что было мало доказательств наличия широкого спектра оборудования и ресурсов, необходимых для запуска такой программы; даже с учетом потенциальных попыток обмана со стороны иракцев. [27] Межведомственные экспертные группы, группа, которая поддерживала работу МАК, также не обнаружили никаких доказательств того, что иракская программа химического оружия была восстановлена; хотя и отметил, что иракские баллистические ракеты, возможно, превышали дальность действия 150 километров (93 мили), хотя и лишь на ограниченную величину. [27] IAS также подсчитала, что Ирак, похоже, не предпринял технических шагов, необходимых для использования в качестве оружия такого биологического агента, как оспа , хотя аналитики DND также подчеркнули, что Ирак сам может иметь этот вирус. [27] Однако научный анализ ДНР во многом подтвердил оценку МАК. ДНР сообщило с большой уверенностью, хотя и не с абсолютной уверенностью, что Ирак больше не обладает химическими веществами или боеприпасами, использовавшимися во время войны в Персидском заливе. [28] ДНР также не смогло найти достоверных доказательств того, что иракская ядерная программа была возобновлена. [28] В марте 2003 года, за несколько недель до вторжения в Ирак, ДНР опубликовало доклад под названием « Ирак: ни дыма, ни оружия» , в котором оценивалось, что коалиционные силы не смогут обнаружить ОМУ в Ираке. Учитывая, что он противоречит оценкам разведки Великобритании и США, а также заявлениям коалиции, отчет не был передан союзникам Канады, чтобы не ставить под угрозу отношения страны с ее партнерами по «Пяти глазам». [29] Отчеты IAS, которые также не согласны с оценками разведки партнеров Five Eyes, также были помечены как «Только канадские глаза». [29]
С конца августа 2002 года МВК сосредоточил свои усилия на рассмотрении поступающих разведывательных отчетов, которые могли изменить его оценку. [30] Однако вывод, к которому пришел МВК, был подкреплен аналитиками канадской военной разведки, которые поддерживали регулярные контакты со своими коллегами в Великобритании и, в меньшей степени, в США; где в беседе один на один аналитик-союзник, по-видимому, выразил сомнения по поводу доказательств, передаваемых через соглашение об обмене разведданными «Пять глаз». [30]
IAS также получила разведданные, переданные от информатора, известного как Curveball ; пришел к выводу, что информация, предоставленная информатором, была лишь косвенной и не содержала прямых доказательств того, что Ирак имел активную программу создания оружия массового уничтожения или что у него были необходимые возможности его доставки. [21] В начале 2003 года США предоставили Канаде засекреченную версию оценки национальной разведки по иракскому оружию массового уничтожения. Проблемы в оценке национальной разведки, включая несогласные мнения, высказанные различными ведомствами США в секретной версии документа, еще больше укрепили оценку IAS о том, что у Ирака нет оружия массового уничтожения. [31]
Однако CSIS, возможно, создал у американцев впечатление, что канадское разведывательное сообщество в начале 2002 года подозревало, что Ирак обладает оружием массового уничтожения, из-за отчета организации, в котором в феврале 2002 года были высказаны такие опасения. [28] Хотя этот отчет позже был отозван после того, как IAS выразил по этому поводу ряд опасений, он уже был отправлен в США. [28]
О Соединенных Штатах
[ редактировать ]На оценку ситуации канадским разведывательным сообществом также повлияли их разведывательные данные о Соединенных Штатах. Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года Кергин вернулся в Оттаву, чтобы проинформировать правительственных чиновников о последствиях событий внутри американской администрации; Кергин отметил, что американцы приняли « манихейское мировоззрение», и предупредил канадских чиновников, чтобы они готовились к тому, что Соединенные Штаты будут рассматривать глобальные дела только через черно-белую линзу. [32] Убежденность Хайнбекера в том, что стратегия безопасности США сместилась в сторону акцента на односторонних военных обязательствах, также усилила подозрения Кретьена в отношении американских претензий к Ираку. [33]
Вскоре после начала вторжения в Афганистан канадские официальные лица заметили всплеск сообщений американской разведки, в которых пристальное внимание уделялось Ираку. [32] После того, как стало очевидно, что администрация США нацелилась на Ирак, в феврале 2002 года IAS подготовило оценку вероятного направления политики, которую американцы будут проводить в отношении Ирака; оценив, что существует высокая вероятность того, что США в конечном итоге вторгнутся в Ирак. [24] В апреле IAS опиралась на эту оценку, оценивая, как администрация США оправдает вторжение. [24] В своей оценке они пришли к выводу, что США, скорее всего, попытаются связать Ирак с терактами 11 сентября или с «Аль-Каидой» , поскольку это дает основания для самообороны; хотя он также отметил, что, если это не удастся, они будут пытаться оправдать военные действия тем, что Ирак продолжал разрабатывать оружие массового уничтожения. [24] В течение следующих месяцев IAS подготовило несколько оценок того, как США будут проводить военную кампанию в Ираке. [25] К середине 2002 года, когда администрации США не удалось убедить общественность в причастности Ирака к терактам 11 сентября, аналитикам IAS стало очевидно, что США будут придерживаться второго варианта, оправдывая вмешательство тем, что иракская программа создания оружия массового уничтожения была активной. . [25]
За несколько месяцев до войны представители канадской разведки в Вашингтоне отметили, что Центральное разведывательное управление находится под политическим давлением с целью найти доказательства, подтверждающие существование программы создания оружия массового уничтожения в Ираке. [7] Канадские аналитики также критиковали то, как разведывательное сообщество США игнорировало информацию, собираемую инспектором ООН в Ираке, при этом американцы считали инспекторов ООН дезорганизованными и неэффективными. [31]
Военные ограничения
[ редактировать ]Было также отмечено, что совет премьер-министра вице -королю также был основан на проблемах осуществимости для Канады, при этом журнал Маклина сообщил, что «Канада направила около 2000 военнослужащих в Афганистан этим летом, что является значительным вкладом, учитывая напряженное состояние канадских вооруженных сил. " [6]
Ни Пентагон , ни канцелярия министра обороны США не требовали от Канады военной поддержки; [33] Министр обороны США Дональд Рамсфельд дал понять МакКаллуму, что американцы не ищут военной поддержки со стороны Канады и предпочитают, чтобы канадские вооруженные силы сосредоточились на своем развертывании в Афганистане . [33] Давление на Канаду с целью участия в коалиции в первую очередь исходило от Белого дома , который «стремился получить канадский флаг и политическое прикрытие, которое он предоставил вторжению». [10]
Участие Канады
[ редактировать ]Канада, несмотря на то, что не присоединилась к вторгшейся коалиции, все же участвовала в конфликте в Ираке, присоединившись к ряду невоюющих стран, помогая восстановить страну после вторжения, включая обучение иракских полицейских и офицеров армии, и внес около 300 миллионов долларов США. к этим усилиям. Кроме того, группа канадцев, в том числе бывший премьер-министр Онтарио Боб Рэй , была отправлена летом 2005 года для помощи в составлении новой конституции Ирака , а Жан-Пьер Кингсли возглавил международную группу, наблюдавшую за выборами в законодательные органы Ирака в январе 2005 года . Из соображений безопасности обе эти группы базировались в Иордании .
Военное участие
[ редактировать ]Хотя никакого объявления войны не было, генерал-губернатор в совете приказал мобилизовать ряд военнослужащих канадских вооруженных сил для активной службы в Ираке. [2] сообщила, 31 марта 2003 года газета Maclean's что в предыдущем месяце канадские офицеры на борту трех фрегатов и эсминца были назначены командовать многонациональной военно-морской группой Task Force 151, которая патрулировала регион Персидского залива . Еще 30 канадцев работали в Центральном командовании США в Катаре, а 150 военнослужащих находились в обмене с американскими и британскими войсками в непосредственной близости от места боевых действий. [6] дислоцированные в Североамериканском командовании воздушно-космической обороны (НОРАД), Пилоты канадских ВВС, также выполняли боевые вылеты вместе с ВВС США E-3 Sentry , а офицеры обмена сражались с подразделениями США. Канадские пилоты также отправили самолеты Boeing C-17 в Ирак, чтобы «закалить» летные экипажи. [34] Всего в конфликте приняли участие от 40 до 50 канадских военнослужащих.
Из-за участия Канады в Ираке министры Короны в то время подверглись критике со стороны Лояльной оппозиции Ее Величества как лицемерные, и были выдвинуты требования о возвращении этого персонала канадских вооруженных сил. Премьер-министр заявил, что канадские военные не участвовали в прямых боевых действиях, но при этом выполняют свои обязательства перед НОРАД. утверждали Однако Дженис Гросс Стайн и Юджин Лэнг в «Неожиданной войне» , что люди из канадских министерств находились в Вашингтоне, округ Колумбия, открыто хвастаясь участием Канады в Ираке; [2] как выразились Стейн и Лэнг: «почти шизофренически правительство публично хвасталось своим решением остаться в стороне от войны в Ираке, потому что оно нарушило основные принципы многосторонности и поддержки Организации Объединенных Наций. В то же время высокопоставленный канадский Чиновники, военные и политики заискивали перед Вашингтоном, в частном порядке сообщая любому сотруднику Госдепартамента Пентагона, который слушал, что, по некоторым оценкам, косвенный вклад Канады в американские военные усилия в Ираке – три корабля и 100 обменных офицеров – превысил это касается всех стран, кроме трех, которые формально входили в коалицию». [2] [35]
Среди канадских офицеров, отправленных в Ирак, были: бригадный генерал Вальтер Натынчик , который позже был назначен начальником штаба обороны ; Генерал-майор Питер Девлин, который с 14 декабря 2006 года служил заместителем командующего Многонациональным корпусом в Ираке в рамках своей должности заместителя командующего III корпусом США в рамках программы обмена офицерами; [36] и генерал Николас Матерн, офицер спецназа и бывший командир элитного канадского контртеррористического подразделения, который в середине февраля 2008 года начал службу в качестве заместителя генерал-лейтенанта Ллойда Остина .
Канадцы взяты в заложники
[ редактировать ]Восемь канадцев были взяты в заложники в Ираке в ходе конфликта там; один, Заид Меервали, иракско-канадский водитель грузовика, был убит в 2005 году, а еще один иракско-канадец, Рифат Мохаммед Рифат, пропал без вести с 2004 года и считается мертвым. Похищение в 2005 году Джеймса Лони и Хармита Сингха Судена , членов организации «Команды христианских миротворцев» , привлекло широкое внимание, как и их освобождение в следующем году в ходе многонациональной операции под руководством оперативной группы «Блэк» с участием британцев, американцев и канадцев. спецназ при поддержке оперативной группы Maroon, [37] Объединенная оперативная группа 2 , Королевская канадская конная полиция и Канадская служба безопасности и разведки . [38] В число остальных четырех канадцев, взятых в заложники, входили: Фади Ихсан Фадель, сирийско -канадец, работавший в Международном комитете спасения, который был взят в заложники в Наджафе 8 апреля 2004 года и освобожден через восемь дней; Наджи аль-Кувейти был взят в заложники 28 апреля 2004 г. и освобожден 4 мая того же года; Файруз Ямуки, которая была похищена 6 сентября 2004 года и спасена подразделением Национальной гвардии США шестнадцать дней спустя; и Скотт Тейлор , журналист, похищенный Ансар аль-Ислам в Тель-Афаре 9 сентября 2004 года и удерживаемый в плену пять дней.
Американские участники сопротивления войне
[ редактировать ]Во время войны в Ираке были военнослужащие Соединенных Штатов, которые отказались участвовать или продолжают участвовать в этой конкретной войне. Их отказ означал, что им грозило наказание в США по статье 85 Единого кодекса военной юстиции США . По этой причине некоторые из них решили поехать в Канаду в качестве убежища.
Решение этих американских противников войны в Ираке поехать в Канаду вызвало серьезные дебаты в канадском обществе, прессе, на юридических и политических площадках. 3 июня 2008 г. и 30 марта 2009 г. было принято два предложения в парламенте Канады в поддержку усилий участников сопротивления войне остаться в Канаде. Опрос Angus Reid Strategies, проведенный 6 и 7 июня 2008 года, показал, что 64% канадцев согласились с этим предложением. [39] [40] [41] Но рекомендации предложений не имели обязательной силы и так и не были реализованы правительством меньшинства консервативным . Затем, 17 сентября 2009 года, Джерард Кеннеди представил законопроект C-440, [42] обязательную форму этих предложений , что, по его словам, было «в ответ на отказ министра гражданства, иммиграции и мультикультурализма Джейсона Кенни продемонстрировать канадскую чувствительность». [43] Его еще предстоит пройти. [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барнс 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Голлом, Марк (9 октября 2008 г.). «Наш собственный голос по Ираку?» . Канадская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 12 января 2016 года . Проверено 12 января 2009 г.
- ^ Сандерс, Ричард. «Тайная война Канады в Ираке» . Общая земля. Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 года . Проверено 2 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Сэйл 2015 , с. 6.
- ^ Сэйл 2015 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Бельтрам, Джулиан (31 марта 2003 г.). «Канада не будет участвовать в войне в Ираке» . Маклина . Торонто: Роджерс Коммуникейшнс. ISSN 0024-9262 . Архивировано из оригинала 18 мая 2008 года . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Сэйл 2015 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Сэйл 2015 , с. 18.
- ^ Сэйл 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сэйл 2015 , с. 8.
- ^ Сэйл 2015 , с. 13.
- ^ «Редакционная статья | Торонто Стар поддерживает НДП» . Торонто Стар . 30 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Тим (22 марта 2003 г.). «Канадцы поддерживают Кретьена в войне, показывают опросы» . Торонто Стар . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 12 января 2009 г.
- ^ Сэйл 2015 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б «Канадские активисты устраивают антивоенные митинги» . ЦБК. 17 ноября 2002 года . Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Протестующие смело осуждают войну против Ирака» . ЦБК. 18 ноября 2002 года . Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ «Миллионы говорят «нет» войне в Ираке» . ЦБК. 16 февраля 2003 года . Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ «Канадцы присоединяются к глобальному митингу за мир | CBC News» . ЦБК . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 2020 , с. 940.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 2020 , с. 941.
- ^ Jump up to: а б с д и Сэйл 2015 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 2020 , с. 945.
- ^ Барнс 2020 , с. 944.
- ^ Jump up to: а б с д и Барнс 2020 , с. 928.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 2020 , с. 929.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 2020 , с. 930.
- ^ Jump up to: а б с д Барнс 2020 , с. 931.
- ^ Jump up to: а б с д Барнс 2020 , с. 934.
- ^ Jump up to: а б Барнс 2020 , с. 937.
- ^ Jump up to: а б Барнс 2020 , с. 932.
- ^ Jump up to: а б Барнс 2020 , с. 933.
- ^ Jump up to: а б Сэйл 2015 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Сэйл 2015 , с. 7.
- ^ «Канадские пилоты выполняли задания в Ираке» . Canada.com/The Ottawa Citizen. 22 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 30 августа 2013 г.
- ^ Штейн, Дженис; Ланг, Юджин (2007). Неожиданная война: Канада в Кандагаре . Викинг Канада. ISBN 978-0-670-06722-0 .
- ^ «Биография генерал-майора Питера Дельвина» (PDF) . Центральное командование США. Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2007 года.
- ^ Мео, Ник; Эванс, Майкл; МакГори, Дэниел (25 марта 2006 г.). «Главный армейский генерал нападает на Кембера за то, что он не поблагодарил спасательную команду SAS» . Таймс . Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ «Элитные канадские солдаты помогли освободить заложников» . КТВ. 24 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2008 г. Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ Кансеко, Марио (27 июня 2008 г.). «Опрос Ангуса Рида: большинство канадцев предоставили бы постоянное место жительства военным дезертирам США» . Ангус Рид . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Бейли, Сью (5 июля 2009 г.). «Изменения на федеральном веб-сайте подрывают сопротивление иракских противников: критики» . Канадская пресса . Проверено 17 июля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Купер, Алекс (21 апреля 2009 г.). «Федеральный суд рассмотрит апелляцию американского участника сопротивления войне» . Торонто Стар . Проверено 23 апреля 2009 г.
- ^ «БИЛЛ С-440» . Палата общин Канады. 17 сентября 2009 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ «40-й ПАРЛАМЕНТ, 2-Я СЕССИЯ, ПОД РЕДАКТИРОВАНИЕМ HANSARD • НОМЕР 083, четверг, 17 сентября 2009 г.» . Хансард: Домашние публикации. 17 сентября 2009 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ «Депутат-либерал вносит законопроект о сопротивлениях войне» . Торонто Стар . 17 сентября 2009 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Барнс, Алан (28 мая 2020 г.). «Правильно: оценки канадской разведки по Ираку, 2002–2003 годы». Разведка и национальная безопасность . 35 (7): 925–953. дои : 10.1080/02684527.2020.1771934 . ISSN 0268-4527 .
- Сэйл, Тимоти А. (2015). « Но на нем вообще ничего нет!» Канада и война в Ираке, 2003 год». Канадская военная история . 19 (4): 5–19.