Прелюдия к войне в Ираке

До войны в Ираке Соединенные Штаты обвиняли Ирак в разработке оружия массового уничтожения и связях с Аль-Каидой. В 1991 году резолюция 687 Совета Безопасности ООН была принята , и последующие инспекторы ООН по вооружению находились в Ираке . В этот период также наблюдались военные действия на низком уровне между Ираком и коалицией, возглавляемой США, в 1991–2003 годах.
После войны в Персидском заливе доминирующим подходом во внешней политике США в отношении Ирака было сдерживание . Однако в 1990-е годы мнение, наиболее активно отстаиваемое неоконсерваторами, о том, что угрозу режима Саддама Хусейна можно устранить только путем смены режима и демократизации, стало более заметным. После терактов 11 сентября сформировался внешнеполитический консенсус в пользу смены режима. [ 1 ]
1991–2000: инспекторы ООН, бесполетные зоны и иракские оппозиционные группы.
[ редактировать ]События, предшествующие к войне в Ираке |
---|
![]() |
|
После войны в Персидском заливе 1991 года в рамках соглашения о прекращении огня резолюция 687 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций предписала иракские химические, биологические, ядерные программы и программы по производству ракет большой дальности остановить и уничтожить все такое оружие под контролем Специальной комиссии Организации Объединенных Наций . Инспекторы ООН по вооружениям в Ираке смогли подтвердить уничтожение большого количества материалов ОМУ, но существенные проблемы остались нерешенными в 1998 году, когда инспекторы покинули Ирак из-за убеждения тогдашнего главы ЮНСКОМ Ричарда Батлера в том, что военные действия США и Великобритании было неизбежным. Вскоре после ухода инспекторов США и Великобритания начали четырехдневную кампанию бомбардировок Ирака . Также в этот период Конгресс США и президент США Билл Клинтон издали резолюцию, призывающую к смене режима в Ираке.
В дополнение к инспекциям ООН, США и Великобритания (вместе с Францией до 1998 года) участвовали в конфликте низкого уровня с Ираком, вводя в действие бесполетные зоны на севере и юге Ирака, не санкционированные ООН . Они были известны как операция «Обеспечение комфорта» и «Операция «Обеспечение комфорта II» , за которыми последовали операция «Северный дозор» в Иракском Курдистане на севере и операция «Южный дозор» на юге, и правительство Ирака рассматривало их как нарушение суверенитета Ирака . Эти облеты усилились за год до начала войны в Ираке, когда США начали операцию «Южный фокус» , чтобы разрушить структуру военного командования в Ираке перед вторжением.
Иракские оппозиционные группы экспатриантов
[ редактировать ]После войны в Персидском заливе 1991 года президент США Джордж Буш- старший подписал указ, предписывающий Центральному разведывательному управлению создать условия для отстранения Хусейна от власти в мае 1991 года. Координация антисаддамовских группировок была важным элементом этой стратегии и Иракского национального конгресса ( INC), возглавляемая Ахмедом Чалаби , была основной группой, которой была поставлена эта цель. Сообщается, что название INC было придумано по связям с общественностью экспертом Джоном Рендоном (из агентства Rendon Group ), и в 1990-х годах группа получала тайное финансирование в размере миллионов долларов, а затем открытое финансирование около 8 миллионов долларов в год после принятия Закона об освобождении Ирака в 1990-х годах. 1998. Другой оппозиционной группой было « Иракское национальное согласие» , которое продолжает иметь влияние в нынешнем иракском правительстве через своего лидера Айяда Аллави .
Участие президента
[ редактировать ]В конце апреля 1993 года Соединенные Штаты заявили, что Саддам Хусейн пытался убить бывшего президента Джорджа Буша-старшего во время визита в Кувейт 14–16 апреля. [ 2 ] 26 июня по приказу тогдашнего президента Клинтона военные корабли США, дислоцированные в Персидском заливе и Красном море, нанесли удар крылатыми ракетами по зданию иракской разведывательной службы в центре Багдада в ответ на заговор Ирака с целью убийства бывшего президента Джорджа Буша-старшего. . В декабре 2000 года Клинтон проинформировал избранного президента Джорджа Буша- младшего , выразив сожаление по поводу того, что люди, которых он считал двумя самыми опасными людьми в мире, включая Хусейна, все еще живы и свободны. Он предупредил Буша, что Хусейн «принесет вам массу проблем». [ 3 ]
Буша Министр финансов Пол О'Нил Буша заявил, что первые два заседания Совета национальной безопасности включали обсуждение вторжения в Ирак. Ему были предоставлены информационные материалы под названием «План постсаддамовского Ирака», который предусматривал миротворческие войска, трибуналы по военным преступлениям и раздел нефтяных богатств Ирака. Документ Пентагона от 5 марта 2001 года назывался «Иностранные претенденты на контракты на иракские нефтяные месторождения» и включал карту потенциальных территорий для разведки. [ 4 ]
В апреле 2002 года Колин Пауэлл написал Бушу, чтобы сообщить ему, что Тони Блэр готов поддержать вторжение в Ирак и представит дальнейшие рекомендации относительно «стратегических, тактических и общественных связей» во время предстоящего визита Блэра в Кроуфорд . [ нужна ссылка ]
Команды ЦРУ САД
[ редактировать ]ЦРУ Группы специального подразделения (SAD) были первыми американскими силами, вошедшими в Ирак в июле 2002 года, еще до вторжения США. Оказавшись на месте, они готовились к последующему прибытию спецназа армии США для организации курдской Пешмерги . Эта объединенная группа (называемая Элементом связи Северного Ирака (NILE)) [ 5 ] объединились, чтобы разгромить Ансар аль-Ислам , союзника Аль-Каиды, в северо-восточной части Ирака. Эта битва была за контроль над территорией, оккупированной Ансар аль-Ислам , и произошла до вторжения. Его провели офицеры военизированных операций из САД и 10-й армейской группы специального назначения . Эта битва стала значительным разгромом ключевой террористической организации и обнаружением объекта по производству химического оружия в Саргате. [ 5 ] Саргат был единственным объектом такого типа, обнаруженным во время войны в Ираке. [ 6 ] [ 7 ]
Команды SAD также проводили миссии в тылу врага для выявления целей руководства. Эти миссии привели к первым ударам по Саддаму Хусейну и его генералам. Хотя удар по Саддаму не привел к его убийству, он оказался успешным, фактически лишив его способности командовать и контролировать свои силы. Другие удары по его генералам были успешными и значительно ухудшили способность командования реагировать на силы вторжения под руководством США и маневрировать против них. [ 5 ] [ 8 ] Оперативным офицерам САД также удалось убедить ключевых офицеров иракской армии сдать свои подразделения после начала боевых действий. [ 6 ]
Турция отказалась разрешить армии США войти в Северный Ирак. Таким образом, объединенные группы САД и армейского спецназа, а также курдская Пешмерга представляли собой всю северную силу против Саддама. Им удалось сохранить армию Саддама на месте, вместо того, чтобы двинуть северную армию для борьбы с силами коалиции под руководством США, пришедшими с юга. Усилия курдов, САД и 10-й группы спецназа с курдами, вероятно, спасли жизни многим силам США и коалиции во время и после вторжения. [ 9 ] Как описали Майк Такер и Чарльз Фаддис в своей книге «Операция «Отель Калифорния: Тайная война внутри Ирака»» , четверо из этих офицеров ЦРУ были награждены Звездой разведки за свои героические действия. [ 6 ] [ 7 ]
Оценка Конгресса необходимости войны
[ редактировать ]Сенатор Боб Грэм возглавлял Специальный комитет Сената по разведке в 2002 году, когда Конгресс проголосовал за резолюцию о войне в Ираке. Впервые он осознал значение Ирака в феврале 2002 года, когда генерал Томми Фрэнкс сообщил ему, что администрация Буша приняла решение начать преуменьшать значение Афганистана, чтобы подготовиться к Ираку. В сентябре сенатский комитет по разведке встретился с Джорджем Тенетом, директором ЦРУ, и Грэм запросил оценку национальной разведки (NIE) по Ираку. Тенет ответил: «Мы никогда не проводили оценку национальной разведки Ирака, включая его оружие массового уничтожения». и отклонил просьбу предоставить его Конгрессу. Грэм настаивал: «Это самое важное решение, которое мы, как члены Конгресса, и которое народ Америки, вероятно, примет в обозримом будущем. Мы хотим лучше понять, во что нам предстоит ввязываться. " Тенет отказался делать отчет о военной фазе или этапе оккупации, но неохотно согласился сделать NIE по оружию массового уничтожения. Грэм охарактеризовал встречу Сенатского комитета по разведке с Тенетом как «поворотный момент в нашем отношении к Тенету и нашем понимании того, как разведывательное сообщество стало настолько покорным желаниям администрации. Администрация не использовала разведданные для обоснования своих суждений; они использовали разведывательные данные в рамках пиар-кампании, чтобы оправдать свое суждение». [ 10 ]
Конгресс проголосовал за поддержку войны на основе принципа NIE, представленного в октябре 2002 года. Однако в двухпартийном «Отчете сенатского комитета по разведке о довоенной разведке», опубликованном 7 июля 2004 года, был сделан вывод, что ключевые выводы NIE 2002 года либо завышены, либо были завышены. не подкреплено фактической разведкой. В отчете Сената также говорится, что разведывательное сообщество США страдает от «сломанной корпоративной культуры и плохого управления», что привело к созданию NIE, который был совершенно неверным почти во всех отношениях. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Очерк войны в Ираке
- Международная реакция на прелюдию к войне в Ираке
- Программа «Нефть в обмен на продовольствие»
- Операция Северный Дозор
- Прелюдия к российскому вторжению в Украину
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штиб, Джозеф (2021). Консенсус о смене режима: Ирак в американской политике, 1990-2003 гг . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108974219 . ISBN 978-1-108-83824-5 . S2CID 241342080 .
- ^ Исследование ФБР. «Откуда мы знаем, что Ирак пытался убить президента Джорджа Буша-старшего?» . Hnn.us. Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 г. Проверено 10 сентября 2008 г.
- ^ Шолле, Дерек и Джеймс Голдгейер (2008). Америка между войнами: с 9 ноября по 11 сентября; Непонятые годы между падением Берлинской стены и началом войны с террором . Связи с общественностью, Perseus Books Group.
- ^ Ребекка, Люнг (11 февраля 2009 г.). «Буш искал «способ» вторжения в Ирак?» . 60 минут . Архивировано из оригинала 6 марта 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с План атаки , Боб Вудворд, Саймон и Шустер, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с Такер, Майк; Фаддис, Чарльз (2008). Операция «Отель Калифорния»: Тайная война в Ираке . Лайонс Пресс . ISBN 978-1-59921-366-8 .
- ^ Jump up to: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 г. Проверено 16 марта 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) Интервью с автором на общественном радио - ↑ За линией фронта, невидимая война, Фэй Бауэрс, Christian Science Monitor, апрель 2003 г.
- ^ Вудворд, Боб (2004). План атаки . Саймон и Шустер, Инк . ISBN 978-0-7432-5547-9 .
- ^ « Первое интервью с сенатором Бобом Грэмом» 31 января 2006 г.» . ПБС . 20 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 г. Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ « Отчет сенатского комитета по разведке о довоенной разведке, 7 июля 2004 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 июля 2013 г. Проверено 12 июля 2013 г.