Jump to content

Экономическая реформа Ирака

Экономическая реформа в Ираке описывает решения Коалиционной временной администрации, направленные на кардинальное изменение экономики Ирака после вторжения под руководством США в 2003 году .

До американской оккупации Ирак имел централизованно планируемую экономику . Среди прочего, он запретил иностранную собственность на иракские предприятия, управлял большинством крупных отраслей промышленности как государственными предприятиями и ввел высокие пошлины , чтобы не допустить ввоз иностранных товаров. [1] После вторжения в Ирак в 2003 году Коалиционная временная администрация быстро начала издавать множество обязательных приказов о приватизации экономики Ирака и открытии ее для иностранных инвестиций .

Экономическая реформа проводилась параллельно с реформой правительственных институтов , иракской правовой системы и значительными международными инвестициями в ремонт или замену поврежденной инфраструктуры Ирака .

Хотя усилия по реформированию привели к некоторым успехам, возникли проблемы с реализацией финансируемых международным сообществом усилий по восстановлению Ирака. К ним относятся недостаточная безопасность, широко распространенная коррупция , недостаточное финансирование и плохая координация между международными агентствами и местными сообществами.

Планирование

[ редактировать ]
Вывески на витрине бизнес-магазина в центре Багдада , Ирак, апрель 2005 года.

Пол Бремер , исполнительный директор Коалиционной временной администрации Ирака, планировал реструктурировать иракскую государственную экономику на основе свободного рыночного мышления.Бремер снизил ставку корпоративного налога примерно с 45% до фиксированной ставки налога в 15% и разрешил иностранным корпорациям репатриировать всю прибыль, полученную в Ираке. Противодействие со стороны высокопоставленных иракских чиновников, а также плохая ситуация с безопасностью привели к тому, что план Бремера по приватизации не был реализован во время его пребывания в должности. [2] хотя его приказы остаются в силе. Помимо примерно 200 других государственных предприятий, где-то в конце 2005 года планировалось начать приватизацию нефтяной промышленности, хотя против этого выступает Федерация нефтяных профсоюзов Ирака .

Приказ 39 заложил основы полной приватизации в Ираке, за исключением «первичной добычи и первичной переработки» нефти, и разрешил 100% иностранное владение иракскими активами.Закон об иракской нефти — это законопроект, предложенный Совету представителей Ирака в мае 2007 года. [3]

Правительство Ирака еще не достигло соглашения по закону. В июне 2008 года министерство нефти Ирака объявило о планах заключить небольшие одно- или двухлетние контракты без торгов с ExxonMobil , Shell , Total и BP — бывшими партнерами Иракской нефтяной компании — наряду с Chevron и более мелкими фирмами для обслуживания крупнейших иракских компаний. поля. [4] эти планы были отменены в сентябре, поскольку переговоры зашли в тупик настолько надолго, что работы не удалось завершить в установленные сроки. По словам министра нефти Ирака Хусейна аль-Шахристани , Несколько сенаторов США также раскритиковали сделку, заявив, что она препятствует принятию закона об углеводородах. [5]

В переходном правительстве Бремера фигурировали фигуры, близкие к администрации Джорджа Буша-младшего , такие как лоббист индустрии торговли зерном Дэн Амштуц , которому было поручено отвечать за сельскохозяйственную политику в Ираке.

Иностранные инвестиции и торговля

[ редактировать ]

Приказ CPA 39, озаглавленный «Иностранные инвестиции», предусматривал, что «Иностранный инвестор имеет право осуществлять иностранные инвестиции в Ираке на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые применяются к иракскому инвестору», и что «[т] размер иностранного участия во вновь созданных или существующих коммерческих предприятиях в Ираке не должны быть ограничены...". Кроме того, иностранный инвестор "должен иметь право... перевести за границу без промедления все средства, связанные с его иностранными инвестициями, включая акции или прибыль и дивиденды. ..."

Критики утверждают, что этим приказом CPA радикально изменило экономику Ирака, разрешив практически неограниченные и неограниченные иностранные инвестиции и не наложив никаких ограничений на вывоз прибыли. Однако эта политика соответствует действующим международным стандартам прямых иностранных инвестиций , которых придерживается большая часть развитого мира. [6] [7] В приказе говорилось: «Если международное соглашение, стороной которого является Ирак, предусматривает более благоприятные условия в отношении иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в Ираке, применяются более благоприятные условия, предусмотренные международным соглашением». [8]

По мнению таких критиков, как Наоми Кляйн , этот приказ был разработан, чтобы создать максимально благоприятную среду для иностранных инвесторов, тем самым позволяя американским и транснациональным корпорациям доминировать в экономике Ирака. [9] Серьезная критика предполагает, что эта политика в основе своей антидемократична и что такие правила могут быть легитимными только в том случае, если они будут приняты избранным иракским правительством, свободным от иностранной оккупации. [10] Другие утверждают, что эти правила просто приводят экономическое законодательство Ирака в соответствие с современными нормами международной торговли и что предыдущее правительство и его законы не были демократически легитимными, поскольку правительство Саддама Хусейна не было избрано.

Приказ CPA № 17 предоставил всем иностранным подрядчикам, работающим в Ираке, иммунитет от «иракского судебного процесса », фактически предоставив иммунитет от любого рода исков, гражданских или уголовных, за действия, совершенные подрядчиками на территории Ирака. [11]

Приказ 12 ВМС с поправками, внесенными Приказом 54, приостановил действие всех тарифов, тем самым лишив преимущества отечественных иракских производителей перед иностранными производителями. [12] [13] Однако позже был вновь введен «налог на реконструкцию» в размере 5% на все импортируемые товары, чтобы помочь финансировать проекты восстановления, инициированные Ираком. [14]

Налогообложение

[ редактировать ]

Приказ CPA 49 предусматривал снижение налогов для корпораций, работающих на территории Ирака. Он снизил ставку с максимума 40% до максимума 15% на доход. Корпорации, работающие с CPA, были освобождены от уплаты налогов. [15]

Внешний долг

[ редактировать ]

Одной из ключевых экономических проблем был огромный внешний долг Ирака, оцениваемый в 130 миллиардов долларов. [16] Хотя часть этого долга была получена из обычных экспортных контрактов, которые Ирак не смог оплатить, почти весь этот долг был результатом военной и финансовой поддержки во время войны Ирака с Ираном.

Кампания «Юбилейный Ирак» утверждала, что большая часть этих долгов была одиозной (незаконной). Однако, поскольку концепция одиозного долга не принята, попытка решить проблему долга на таких условиях втянула бы Ирак в юридические споры на долгие годы. Ирак решил более прагматично поступить со своим долгом и обратился к Парижскому клубу официальных кредиторов. [17] Ирак реструктуризировал свой долг перед официальными и коммерческими кредиторами в период с 2006 по 2008 год.

С пика 1980 года номинальный ВВП Ирака неуклонно сокращался до всего лишь 12,3 миллиардов долларов в 2000 году. Однако снятие санкций после свержения Саддама имело немедленный эффект. К 2007 году номинальный ВВП достиг 55,4 миллиарда долларов. [18] из-за увеличения добычи нефти, а также мировых цен. В 2006 году реальный рост ВВП оценивался почти в 17 процентов. [19]

В статье Newsweek International , что исследование Global Insight в Лондоне за декабрь 2006 года сообщалось показало , что «Гражданская война или нет, но в Ираке есть экономика, и – мать всех сюрпризов – дела идут на удивление хорошо. Согласно [отчету], секторы розничной и оптовой торговли также здоровы. Торговая палата США сообщает, что в Ираке зарегистрировано 34 000 компаний, по сравнению с 8 000, зарегистрированными три года назад, резко возросли продажи подержанных автомобилей, телевизоров и мобильных телефонов. Оценки разнятся, но одна из компаний Global Insight оценивает рост ВВП на уровне 17 процентов в прошлом году и прогнозирует 13 процентов в 2006 году. Всемирный банк оценивает этот показатель ниже: на уровне 4 процентов в этом году. Но, учитывая все внимание, уделяемое ухудшению безопасности, поразительный факт. заключается в том, что Ирак вообще растет». [20]

От 100 000 баррелей в день (16 000 м 3 / сут) и 300 000 баррелей в день (48 000 м 3 /d) заявленная добыча нефти Ираком за последние четыре года могла быть украдена посредством коррупции или контрабанды, согласно исследованию США от 12 мая 2007 года. [21]

Национальный знак качества Ирака

Благодаря экономическому потенциалу Ирака иракского динара возникла ниша рынка для валюты . Спекулянты вкладывают средства в иракский динар в надежде получить прибыль, как только Ирак стабилизируется как страна. Одобрение Джимом Крамером 20 октября 2009 года иракского динара на канале CNBC еще больше подогрело интерес к инвестициям. [22]

Дебаты о морали и международном праве

[ редактировать ]

Критики ВМС утверждают, что эта политика была не только довольно вопиющей попыткой сформировать экономику Ирака в интересах американских (и других) инвесторов и вопреки интересам самих иракцев, но также и что она была незаконной в соответствии с международным правом (в частности, Гаагскими резолюциями). и Женевские конвенции ), поскольку оккупирующей державе запрещено переписывать законы оккупированной страны. [23]

Совета Безопасности ООН CPA утверждала, что введение Приказа 39 разрешено Резолюцией 1483 . [24] потому что оно требовало от ВМС «способствовать благосостоянию иракского народа посредством эффективного управления территорией» и создавать «условия, в которых иракский народ может свободно определять свое собственное политическое будущее». [25] Сторонники этой позиции заявляют, что резолюция 1483 обязательно требует радикальной экономической реструктуризации, поэтому она допускает исключение из международного права в отношении оккупации. [26] Однако другие отмечают, что резолюция 1483 «призывает всех, кого это касается, соблюдать международное право, включая, в частности, Женевские конвенции 1949 года». [27] что потребовало бы от оккупационных сил уважения действующих в стране законов, если бы им не было абсолютно запрещено. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Экономика Ирака: прошлое, настоящее, будущее» . Архивировано из оригинала 20 октября 2006 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  2. ^ Вейсман, Стивен Р. (5 января 2004 г.). «БОРЬБА ЗА ИРАК: СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН; Курдский регион на севере Ирака сохранит особый статус» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Пепе Эскобар об Ираке: «Всплеск» США в Ираке и закон о нефти . Сан-Паулу, Бразилия: настоящие новости. 29 июня 2007 г. Событие происходит в 2:25 - 3:14. Архивировано из оригинала 11 февраля 2008 г. Проверено 29 июня 2007 г.
  4. ^ Крамер, Эндрю Э. (19 июня 2008 г.). «Сделки с Ираком призваны вернуть нефтяных гигантов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 мая 2017 г. Проверено 18 февраля 2017 г.
  5. ^ Крамер, Эндрю Э. (10 сентября 2008 г.). «Ирак аннулирует шесть нефтяных контрактов без торгов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 г. Проверено 18 февраля 2017 г.
  6. ^ «oecd.org/~ограничения на иностранную собственность ВТО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2005 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  7. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2015 г. Проверено 7 февраля 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  8. ^ «iraqcoalition.org/regulations/~Foreign_Investment_.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2004 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  9. ^ Доктрина шока , Наоми Кляйн
  10. ^ ВОЙНА: ТОРГОВЛЯ ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ: Как США получают соглашение о свободной торговле без переговоров
  11. ^ «iraqcoalition.org/~Status_of_Coalition_Rev_with_Annex_A.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2004 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  12. ^ «Приказ Коалиционной временной власти № 12: Политика либерализации торговли» (PDF) . 12 июня 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2013 г. Проверено 9 июня 2014 г.
  13. ^ «iraqcoalition.org/~Trade_Liberlization_Policy_2004_with_Annex_A.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  14. Целевая группа по инвестициям и реконструкции Ирака. Архивировано 8 августа 2012 г. в Wayback Machine.
  15. ^ «iraqcoalition.org/~Tax_Strategy_of_2004_with_Annex_and_Ex_Note.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  16. ^ Хинриксен, Саймон (01 января 2021 г.). «Реструктуризация суверенного долга Ирака» . Журнал права рынков капитала . 16 (1): 95–114. дои : 10.1093/cmlj/kmaa031 . ISSN   1750-7219 .
  17. ^ Хинриксен, Саймон (01 января 2021 г.). «Реструктуризация суверенного долга Ирака» . Журнал права рынков капитала . 16 (1): 95–114. дои : 10.1093/cmlj/kmaa031 . ISSN   1750-7219 .
  18. ^ «Всемирная книга фактов ЦРУ - Экономика Ирака» . Проверено 27 мая 2010 г.
  19. ^ «Национальная стратегия победы в Ираке» . georgewbush-whitehouse.archives.gov. Архивировано из оригинала 31 октября 2013 г. Проверено 9 июня 2014 г.
  20. ^ Сильвия Спринг (25 декабря 2006 г.). «Кровь и деньги: что можно назвать матерью всех сюрпризов, экономика Ирака становится сильной, местами даже процветающей» . Ньюсуик Интернэшнл. Архивировано из оригинала 5 августа 2010 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  21. ^ Джеймс Гланц (12 мая 2007 г.). «В Ираке пропали миллиарды нефти, говорится в исследовании США» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 мая 2009 г. Проверено 27 мая 2010 г.
  22. Джим Крамер об иракском динаре. Архивировано 10 июля 2011 г. на archive.today.
  23. ^ Приятель, Аарон (07 ноября 2003 г.). «Грабеж запрещен» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 марта 2018 г. Проверено 20 марта 2018 г.
  24. ^ Хо, Джеймс С. (2003). «Международное право и освобождение Ирака». Техасский преподобный Law & Pol . 79 (83).
  25. ^ «Резолюция 1483» . Совет Безопасности ООН . 22 мая 2003 года . Проверено 18 марта 2022 г.
  26. ^ Грант, Томас Д. (июнь 2003 г.). «Ирак: Как примирить противоречивые обязательства оккупации и реформ». АСИЛ Инсайт .
  27. ^ «Резолюция 1483» . Совет Безопасности ООН . 22 мая 2003 года . Проверено 18 марта 2022 г.
  28. ^ ЗВАНЕНБУРГ, МАРТЕН (декабрь 2004 г.). «Экзистенциализм в Ираке: резолюция 1483 Совета Безопасности и закон оккупации» (PDF) . Международное обозрение Красного Креста . 86 :750 . Проверено 18 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9c7b80b5610632a90b22003e2c00963__1711475880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/63/e9c7b80b5610632a90b22003e2c00963.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic reform of Iraq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)