Экономическая реформа Ирака
Экономическая реформа в Ираке описывает решения Коалиционной временной администрации, направленные на кардинальное изменение экономики Ирака после вторжения под руководством США в 2003 году .
До американской оккупации Ирак имел централизованно планируемую экономику . Среди прочего, он запретил иностранную собственность на иракские предприятия, управлял большинством крупных отраслей промышленности как государственными предприятиями и ввел высокие пошлины , чтобы не допустить ввоз иностранных товаров. [1] После вторжения в Ирак в 2003 году Коалиционная временная администрация быстро начала издавать множество обязательных приказов о приватизации экономики Ирака и открытии ее для иностранных инвестиций .
Экономическая реформа проводилась параллельно с реформой правительственных институтов , иракской правовой системы и значительными международными инвестициями в ремонт или замену поврежденной инфраструктуры Ирака .
Хотя усилия по реформированию привели к некоторым успехам, возникли проблемы с реализацией финансируемых международным сообществом усилий по восстановлению Ирака. К ним относятся недостаточная безопасность, широко распространенная коррупция , недостаточное финансирование и плохая координация между международными агентствами и местными сообществами.
Планирование
[ редактировать ]
Пол Бремер , исполнительный директор Коалиционной временной администрации Ирака, планировал реструктурировать иракскую государственную экономику на основе свободного рыночного мышления.Бремер снизил ставку корпоративного налога примерно с 45% до фиксированной ставки налога в 15% и разрешил иностранным корпорациям репатриировать всю прибыль, полученную в Ираке. Противодействие со стороны высокопоставленных иракских чиновников, а также плохая ситуация с безопасностью привели к тому, что план Бремера по приватизации не был реализован во время его пребывания в должности. [2] хотя его приказы остаются в силе. Помимо примерно 200 других государственных предприятий, где-то в конце 2005 года планировалось начать приватизацию нефтяной промышленности, хотя против этого выступает Федерация нефтяных профсоюзов Ирака .
Масло
[ редактировать ]Приказ 39 заложил основы полной приватизации в Ираке, за исключением «первичной добычи и первичной переработки» нефти, и разрешил 100% иностранное владение иракскими активами.Закон об иракской нефти — это законопроект, предложенный Совету представителей Ирака в мае 2007 года. [3]
Правительство Ирака еще не достигло соглашения по закону. В июне 2008 года министерство нефти Ирака объявило о планах заключить небольшие одно- или двухлетние контракты без торгов с ExxonMobil , Shell , Total и BP — бывшими партнерами Иракской нефтяной компании — наряду с Chevron и более мелкими фирмами для обслуживания крупнейших иракских компаний. поля. [4] эти планы были отменены в сентябре, поскольку переговоры зашли в тупик настолько надолго, что работы не удалось завершить в установленные сроки. По словам министра нефти Ирака Хусейна аль-Шахристани , Несколько сенаторов США также раскритиковали сделку, заявив, что она препятствует принятию закона об углеводородах. [5]
В переходном правительстве Бремера фигурировали фигуры, близкие к администрации Джорджа Буша-младшего , такие как лоббист индустрии торговли зерном Дэн Амштуц , которому было поручено отвечать за сельскохозяйственную политику в Ираке.
Иностранные инвестиции и торговля
[ редактировать ]Приказ CPA 39, озаглавленный «Иностранные инвестиции», предусматривал, что «Иностранный инвестор имеет право осуществлять иностранные инвестиции в Ираке на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые применяются к иракскому инвестору», и что «[т] размер иностранного участия во вновь созданных или существующих коммерческих предприятиях в Ираке не должны быть ограничены...". Кроме того, иностранный инвестор "должен иметь право... перевести за границу без промедления все средства, связанные с его иностранными инвестициями, включая акции или прибыль и дивиденды. ..."
Критики утверждают, что этим приказом CPA радикально изменило экономику Ирака, разрешив практически неограниченные и неограниченные иностранные инвестиции и не наложив никаких ограничений на вывоз прибыли. Однако эта политика соответствует действующим международным стандартам прямых иностранных инвестиций , которых придерживается большая часть развитого мира. [6] [7] В приказе говорилось: «Если международное соглашение, стороной которого является Ирак, предусматривает более благоприятные условия в отношении иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в Ираке, применяются более благоприятные условия, предусмотренные международным соглашением». [8]
По мнению таких критиков, как Наоми Кляйн , этот приказ был разработан, чтобы создать максимально благоприятную среду для иностранных инвесторов, тем самым позволяя американским и транснациональным корпорациям доминировать в экономике Ирака. [9] Серьезная критика предполагает, что эта политика в основе своей антидемократична и что такие правила могут быть легитимными только в том случае, если они будут приняты избранным иракским правительством, свободным от иностранной оккупации. [10] Другие утверждают, что эти правила просто приводят экономическое законодательство Ирака в соответствие с современными нормами международной торговли и что предыдущее правительство и его законы не были демократически легитимными, поскольку правительство Саддама Хусейна не было избрано.
Приказ CPA № 17 предоставил всем иностранным подрядчикам, работающим в Ираке, иммунитет от «иракского судебного процесса », фактически предоставив иммунитет от любого рода исков, гражданских или уголовных, за действия, совершенные подрядчиками на территории Ирака. [11]
Приказ 12 ВМС с поправками, внесенными Приказом 54, приостановил действие всех тарифов, тем самым лишив преимущества отечественных иракских производителей перед иностранными производителями. [12] [13] Однако позже был вновь введен «налог на реконструкцию» в размере 5% на все импортируемые товары, чтобы помочь финансировать проекты восстановления, инициированные Ираком. [14]
Налогообложение
[ редактировать ]Приказ CPA 49 предусматривал снижение налогов для корпораций, работающих на территории Ирака. Он снизил ставку с максимума 40% до максимума 15% на доход. Корпорации, работающие с CPA, были освобождены от уплаты налогов. [15]
Внешний долг
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2017 г. ) |
Одной из ключевых экономических проблем был огромный внешний долг Ирака, оцениваемый в 130 миллиардов долларов. [16] Хотя часть этого долга была получена из обычных экспортных контрактов, которые Ирак не смог оплатить, почти весь этот долг был результатом военной и финансовой поддержки во время войны Ирака с Ираном.
Кампания «Юбилейный Ирак» утверждала, что большая часть этих долгов была одиозной (незаконной). Однако, поскольку концепция одиозного долга не принята, попытка решить проблему долга на таких условиях втянула бы Ирак в юридические споры на долгие годы. Ирак решил более прагматично поступить со своим долгом и обратился к Парижскому клубу официальных кредиторов. [17] Ирак реструктуризировал свой долг перед официальными и коммерческими кредиторами в период с 2006 по 2008 год.
Эффекты
[ редактировать ]С пика 1980 года номинальный ВВП Ирака неуклонно сокращался до всего лишь 12,3 миллиардов долларов в 2000 году. Однако снятие санкций после свержения Саддама имело немедленный эффект. К 2007 году номинальный ВВП достиг 55,4 миллиарда долларов. [18] из-за увеличения добычи нефти, а также мировых цен. В 2006 году реальный рост ВВП оценивался почти в 17 процентов. [19]
В статье Newsweek International , что исследование Global Insight в Лондоне за декабрь 2006 года сообщалось показало , что «Гражданская война или нет, но в Ираке есть экономика, и – мать всех сюрпризов – дела идут на удивление хорошо. Согласно [отчету], секторы розничной и оптовой торговли также здоровы. Торговая палата США сообщает, что в Ираке зарегистрировано 34 000 компаний, по сравнению с 8 000, зарегистрированными три года назад, резко возросли продажи подержанных автомобилей, телевизоров и мобильных телефонов. Оценки разнятся, но одна из компаний Global Insight оценивает рост ВВП на уровне 17 процентов в прошлом году и прогнозирует 13 процентов в 2006 году. Всемирный банк оценивает этот показатель ниже: на уровне 4 процентов в этом году. Но, учитывая все внимание, уделяемое ухудшению безопасности, поразительный факт. заключается в том, что Ирак вообще растет». [20]
От 100 000 баррелей в день (16 000 м 3 / сут) и 300 000 баррелей в день (48 000 м 3 /d) заявленная добыча нефти Ираком за последние четыре года могла быть украдена посредством коррупции или контрабанды, согласно исследованию США от 12 мая 2007 года. [21]

Благодаря экономическому потенциалу Ирака иракского динара возникла ниша рынка для валюты . Спекулянты вкладывают средства в иракский динар в надежде получить прибыль, как только Ирак стабилизируется как страна. Одобрение Джимом Крамером 20 октября 2009 года иракского динара на канале CNBC еще больше подогрело интерес к инвестициям. [22]
Дебаты о морали и международном праве
[ редактировать ]Критики ВМС утверждают, что эта политика была не только довольно вопиющей попыткой сформировать экономику Ирака в интересах американских (и других) инвесторов и вопреки интересам самих иракцев, но также и что она была незаконной в соответствии с международным правом (в частности, Гаагскими резолюциями). и Женевские конвенции ), поскольку оккупирующей державе запрещено переписывать законы оккупированной страны. [23]
Совета Безопасности ООН CPA утверждала, что введение Приказа 39 разрешено Резолюцией 1483 . [24] потому что оно требовало от ВМС «способствовать благосостоянию иракского народа посредством эффективного управления территорией» и создавать «условия, в которых иракский народ может свободно определять свое собственное политическое будущее». [25] Сторонники этой позиции заявляют, что резолюция 1483 обязательно требует радикальной экономической реструктуризации, поэтому она допускает исключение из международного права в отношении оккупации. [26] Однако другие отмечают, что резолюция 1483 «призывает всех, кого это касается, соблюдать международное право, включая, в частности, Женевские конвенции 1949 года». [27] что потребовало бы от оккупационных сил уважения действующих в стране законов, если бы им не было абсолютно запрещено. [28]
См. также
[ редактировать ]- Контрольные показатели вывода войск из Ирака
- Совет Безопасности ООН и война в Ираке
- Инвестиции в Ирак после вторжения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Экономика Ирака: прошлое, настоящее, будущее» . Архивировано из оригинала 20 октября 2006 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ Вейсман, Стивен Р. (5 января 2004 г.). «БОРЬБА ЗА ИРАК: СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН; Курдский регион на севере Ирака сохранит особый статус» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Пепе Эскобар об Ираке: «Всплеск» США в Ираке и закон о нефти . Сан-Паулу, Бразилия: настоящие новости. 29 июня 2007 г. Событие происходит в 2:25 - 3:14. Архивировано из оригинала 11 февраля 2008 г. Проверено 29 июня 2007 г.
- ^ Крамер, Эндрю Э. (19 июня 2008 г.). «Сделки с Ираком призваны вернуть нефтяных гигантов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 мая 2017 г. Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Крамер, Эндрю Э. (10 сентября 2008 г.). «Ирак аннулирует шесть нефтяных контрактов без торгов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 г. Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ «oecd.org/~ограничения на иностранную собственность ВТО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2005 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2015 г. Проверено 7 февраля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «iraqcoalition.org/regulations/~Foreign_Investment_.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2004 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ Доктрина шока , Наоми Кляйн
- ^ ВОЙНА: ТОРГОВЛЯ ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ: Как США получают соглашение о свободной торговле без переговоров
- ^ «iraqcoalition.org/~Status_of_Coalition_Rev_with_Annex_A.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2004 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ «Приказ Коалиционной временной власти № 12: Политика либерализации торговли» (PDF) . 12 июня 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2013 г. Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ «iraqcoalition.org/~Trade_Liberlization_Policy_2004_with_Annex_A.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ↑ Целевая группа по инвестициям и реконструкции Ирака. Архивировано 8 августа 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «iraqcoalition.org/~Tax_Strategy_of_2004_with_Annex_and_Ex_Note.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ Хинриксен, Саймон (01 января 2021 г.). «Реструктуризация суверенного долга Ирака» . Журнал права рынков капитала . 16 (1): 95–114. дои : 10.1093/cmlj/kmaa031 . ISSN 1750-7219 .
- ^ Хинриксен, Саймон (01 января 2021 г.). «Реструктуризация суверенного долга Ирака» . Журнал права рынков капитала . 16 (1): 95–114. дои : 10.1093/cmlj/kmaa031 . ISSN 1750-7219 .
- ^ «Всемирная книга фактов ЦРУ - Экономика Ирака» . Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ «Национальная стратегия победы в Ираке» . georgewbush-whitehouse.archives.gov. Архивировано из оригинала 31 октября 2013 г. Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Сильвия Спринг (25 декабря 2006 г.). «Кровь и деньги: что можно назвать матерью всех сюрпризов, экономика Ирака становится сильной, местами даже процветающей» . Ньюсуик Интернэшнл. Архивировано из оригинала 5 августа 2010 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ Джеймс Гланц (12 мая 2007 г.). «В Ираке пропали миллиарды нефти, говорится в исследовании США» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 мая 2009 г. Проверено 27 мая 2010 г.
- ↑ Джим Крамер об иракском динаре. Архивировано 10 июля 2011 г. на archive.today.
- ^ Приятель, Аарон (07 ноября 2003 г.). «Грабеж запрещен» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 марта 2018 г. Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Хо, Джеймс С. (2003). «Международное право и освобождение Ирака». Техасский преподобный Law & Pol . 79 (83).
- ^ «Резолюция 1483» . Совет Безопасности ООН . 22 мая 2003 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Грант, Томас Д. (июнь 2003 г.). «Ирак: Как примирить противоречивые обязательства оккупации и реформ». АСИЛ Инсайт .
- ^ «Резолюция 1483» . Совет Безопасности ООН . 22 мая 2003 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ ЗВАНЕНБУРГ, МАРТЕН (декабрь 2004 г.). «Экзистенциализм в Ираке: резолюция 1483 Совета Безопасности и закон оккупации» (PDF) . Международное обозрение Красного Креста . 86 :750 . Проверено 18 марта 2022 г.