USAT Томас
![]() USAT Thomas в доке в Форт-Мейсон, Калифорния, апрель 1920 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Порт приписки |
|
Строитель | Харланд энд Вольф , Белфаст |
Запущен | 8 мая 1894 г. |
Завершенный | Доставлено: 15 июля 1894 г. |
В эксплуатации | Май 1894 г. |
Не работает | Май 1929 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Продан на металлолом 14 мая 1929 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Пассажирские/грузовые |
Тоннаж | |
Смещение | 7685 тонн |
Длина | 445,5 футов (135,8 м) (реестр) |
Луч | 50 футов 2 дюйма (15,29 м) |
Глубина | 29,8 футов (9,1 м) |
колоды | 3 |
Движение | Двигатель тройного расширения , 499 л.с. , двухвинтовые. |
Скорость | 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
USAT Thomas — армии США транспортный корабль , купленный 26 июля 1898 года для службы в испано-американской войне . Томас служил в Армейской транспортной службе (ATS) до выхода на пенсию в 1929 году.
Корабль был построен компанией Harland & Wolff , Белфаст , и спущен на воду как Персия в мае 1894 года для Гамбургско-американской пакетной компании (Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft (HAPAG)) с рейсами в Нью-Йорк. Он был куплен компанией Atlantic Transport Line в 1897 году, потому что был «практически сестрой» других Массачусетс, кораблей класса переименовали ее в Минневаску уже находившихся там на вооружении. Новые владельцы .
Транспортный корабль армии США «Томас» служил в Атлантике, пока не был переоборудован для службы на Тихом океане в 1899 году. Сначала корабль перевез войска из Нью-Йорка на Филиппины через Суэцкий канал , совершив первый рейс в ноябре 1899 года с 1490 пассажирами. В 1900 году официально вместимость корабля составляла 95 офицеров и 1654 человека. К 1901 году Томас работал в порту приписки ATS в Сан-Франциско, совершая обычные поездки на Филиппины.
В июле 1901 года корабль вошел в популярную прессу и историю, выходя за рамки своих обязанностей по военной поддержке, когда он покинул Сан-Франциско с примерно 557 учителями, посланными Филиппинской комиссией для создания системы образования на Филиппинах. Фома перевез самую большую группу учителей, причем все они, независимо от корабля, впоследствии получили название Томаситы для корабля.
С 1919 по 1928 год корабль базировался в Сан-Франциско, совершая регулярные рейсы на Филиппины по регулярному маршруту, обычно включая остановки в Гонолулу, Гуаме, Нагасаки , Японии, а после Первой мировой войны недолгое время служил во Владивостоке в результате интервенции союзников в Сибирь . В рамках этой службы корабль был одним из десяти армейских транспортов, участвовавших в эвакуации Чехословацкого легиона из Владивостока в Триест , Италия.
Последний рейс корабля состоялся в марте 1928 года, после чего Томас был передан Совету судоходства США для утилизации и продан Американской металлургической компании 14 мая 1929 года на слом в Окленде, Калифорния.
Конструкция и характеристики
[ редактировать ]«Персия» была спущена на воду 8 мая 1994 года как второй из двух пароходов, первый из которых «Пруссия» был спущен на воду 10 апреля 1894 года и был построен компанией Harland & Wolff для Hamburg-American Packet Company на верфи на острове Квинс. Корабли представляли собой стальные двухвинтовые пароходы, предназначенные для работы в Северной Атлантике. Около пятидесяти пассажиров каютного класса могли разместиться в каютах с паровым отоплением и электрическим освещением и в общественных помещениях на палубе мостика. Эмигранты в третьем классе размещались в двенадцатиместных каютах на трех палубах. Грузовая вместимость судна включала рефрижераторное помещение для перевозки свежего мяса из США в Европу. Кроме того, судно могло перевозить до 380 голов живого скота. Корабли были оснащены двумя паровыми машинами тройного расширения. [ 1 ] Проект был рассчитан на корабль водоизмещением 5857 брт . [ 2 ] Согласно спискам судов, оснащенных холодильным оборудованием, в Регистре Ллойда от 1897 года, судно имеет объем 30 342 куб. Футов (859,2 м3). 3 ) рефрижераторный грузовой отсек в двух отсеках. [ 3 ]
В реестре США 1902 года указано, что судно имело водоизмещение 5713 брутто-тонн , 3653 NRT , регистрационную длину 445,5 футов (135,8 м) , ширину 50,2 футов (15,3 м) и глубину 29,8 футов (9,1 м). [ примечание 2 ] [ 4 ] В реестре 1928 года в составе квартирмейстерского корпуса армии США Томас числится как 7685 GRT , 5644 NRT с присвоенным сигналом GWBM в составе 13 офицеров и 172 солдат и базовая станция в Сан-Франциско. [ 5 ]
Коммерческое обслуживание
[ редактировать ]«Персия» , судно Hamburg-American Packet Company, кодовые буквы RKBG, 5796 GRT , 3687 NRT , с тремя палубами, было зарегистрировано в Гамбурге, Германия. [ 3 ] Корабль был продан в 1897 году компании British Atlantic Transport Company, LTD. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]
Minnewaska , кодовые буквы PWMV, официальный британский номер 108287, была зарегистрирована по адресу 5713 GRT , 3653 NRT с портом приписки в Лондоне и владельцем как Atlantic Transport Company, LTD. [ 7 ] [ примечание 3 ] Корабль находился в эксплуатации на линии Лондон-Нью-Йорк, совершив три рейса туда и обратно в период с марта по май 1898 года, прежде чем был продан. [ 6 ]
USAT Томас
[ редактировать ]Квартирмейстерский корпус зафрахтовал большое количество судов во время испано-американской войны, но освободил их как можно скорее после войны. К 30 июня 1899 г. в Атлантическом флоте ни одного не осталось. Было закуплено некоторое количество, в том числе подходящие военные транспорты. [ 8 ] «Минневаска» был одним из шести кораблей Atlantic Transport Line, полученных для использования в качестве транспортных средств во время войны, и был приписан к Атлантическому флоту Армейской транспортной службы. Корабль был куплен 26 июля 1898 года за 660 000 долларов и переименован в «Томас» в честь генерала Джорджа Генри Томаса , героя во время Гражданской войны в США битвы при Чикамауге . [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ] Корабль осуществлял перевозки между Нью-Йорком, Кубой и Пуэрто-Рико до 12 июля 1899 года. [ 11 ]
В 1899 году Томас был приспособлен для службы на Тихом океане. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ] Переоборудование было выполнено компанией William Cramp & Sons Ship & Engine Company из Филадельфии по контракту на сумму 239 500 долларов. [ 12 ] Корабль прибыл в Нью-Йорк из компании «Крэмп и сыновья» 20 октября 1899 года и был помещен в сухой док для покраски корпуса в рамках последней подготовки к переброске войск на Филиппины транзитом через Суэцкий канал. [ 13 ] [ 14 ] 4 ноября 1899 года Томас отплыл из Нью-Йорка в Манилу через Суэцкий канал с 1490 пассажирами. [ 15 ]
При подготовке к этому рейсу корабль был описан в сухом доке. Войска были расквартированы в помещениях со спальными местами из стальных труб в рамках трех спальных мест. В носовых помещениях нижней палубы было 786 спальных мест, а на твиндеке - еще 807 спальных мест. Офицерские помещения находились на прогулочной палубе, где также были курительная комната и комната отдыха. Наверху, на палубе мостика, располагались помещения для корабельных офицеров. На мостике также располагался госпиталь со специальной вентиляцией для инфекционных заболеваний. Солдаты имели доступ к письменной комнате. На главной палубе располагались ледогенератор производительностью две тонны в день, конденсатор производительностью 10 000 галлонов США (38 000 л) в день, машина для газирования газированной воды, пекарня, паровая прачечная и холодильное хранилище для мяса. [ 13 ] Томас мог вместить 100 офицеров, 1200 солдат и 1000 лошадей, а также имел холодильную вместимость для перевозки 1000 фунтов (450 кг) мяса. [ 6 ] [ примечание 4 ]
В 1900 финансовом году (31 июля 1899 г. - 30 июня 1900 г.) корабль входил в число девятнадцати крупных транспортных средств квартирмейстерского управления армии США и числился одним из четырех транспортных средств, переоборудованных для Тихоокеанского флота Службы. Томас указан в списке тринадцати кораблей Атлантического флота как имеющий наибольшую транспортную вместимость: 95 офицеров и 1654 солдата. [ 16 ] До 30 июня 1900 года транспорты «Томас» , «Мид» и «Логан» были переведены, в результате чего общее количество крупных транспортов Тихоокеанского флота достигло восьми, обычно с такой же вместимостью для перевозки войск или большей, чем у «Томаса» . [ 17 ]
В 1901 году Армейская транспортная служба участвовала в переброске войск в Китай в ответ на Боксерское восстание . Первые войска были отправлены с Филиппин, а затем - из Сан-Франциско. Томас участвовал в транспортировке из Сан-Франциско с частями 5-го и 8-го пехотных полков. Истечение срока службы добровольческой армии на Филиппинах 30 июня 1901 года потребовало их транспортировки в Соединенные Штаты без серьезного нарушения регулярного графика перевозок путем добавления рейсов в график. Пополнения были отложены, поэтому транспортировка добровольцев началась только в декабре 1900 года. 16 марта 1901 года Томас отплыл с 1918 военнослужащими 28-го и 35-го пехотных полков, вернув их в Соединенные Штаты в середине апреля. Второе такое путешествие, отправившееся с Филиппин 27 мая, 26 июня 1901 года вернуло 1661 солдат из 47-го, 49-го и 38-го пехотных полков. [ 18 ] [ примечание 5 ]
23 июля 1901 года Томас покинул Сан-Франциско с 357 учителями-мужчинами, около 200 учителями-женщинами, несколькими женами и примерно 30 детьми, посланными Филиппинской комиссией для создания системы образования, выходящей за рамки существующей испанской системы. [ примечание 6 ] Группа, самый крупный контингент учителей на Филиппинах, была названа «Томаситами]», по названию корабля. Группа была набрана Дэвидом Бэрроузом , директором колониальной системы образования, и в нее входили как известные профессора высокопоставленных университетов, так и претенденты, ищущие работу в сфере преподавания. С остановкой в Гонолулу корабль достиг Манилы 21 августа 1901 года. После вакцинации на борту корабля группа высадилась и заняла позиции на островах. [ 19 ]
Обычные рейсы корабля Тихоокеанского флота ATS между Сан-Франциско и Манилой отражены в цифрах за 1905 финансовый год. Отправление флота из Сан-Франциско в Манилу через Гонолулу и Гуам менялось в течение финансового года с последнего дня каждого месяца на пятый день каждого месяца. каждый месяц, кроме тех случаев, когда пятое число приходится на воскресенье, когда отплытие приходится на шестое число, чтобы дать возможность собрать войска перед отплытием. Отправление из Манилы в Сан-Франциско через Нагасаки, Японию и Гонолулу было пятнадцатого числа, за исключением случаев, когда дата выпадала на воскресенье, так что отплытие приходилось на шестнадцатое число. Томас , несмотря на то, что в течение года его отозвали на ремонт, в течение финансового года совершил три поездки из Сан-Франциско в Манилу. Отправление 1 сентября 1904 года состоялось в составе 23 офицеров, 330 рядовых, 127 гражданских лиц, всего 480 пассажиров. Корабль отправился из Манилы в Сан-Франциско 15 октября 1904 года с 38 офицерами, 378 рядовыми, 205 гражданскими лицами и в общей сложности 621 пассажиром. 31 декабря 1904 года корабль отправился в Манилу с 22 офицерами, 905 рядовыми и 96 гражданскими лицами, всего 1023 пассажира. Возвратился 15 февраля 1905 года с 17 офицерами, 606 рядовыми, 263 гражданскими лицами и в общей сложности 886 пассажирами. Третий и последний рейс корабля в финансовом году отправился из Сан-Франциско 31 марта 1905 года с 46 офицерами, 754 военнослужащими, 87 гражданскими лицами и в общей сложности 887 пассажирами. 20 мая 1905 г. Томас покинул Манилу с 81 офицером, 1064 военнослужащими, 284 гражданскими лицами и в общей сложности 1429 пассажирами. [ 20 ]
Томас завершил капитальный ремонт и вернулся в строй 6 ноября 1911 года. Потенциальное экстренное использование для перевозки экспедиционного корпуса в Китай нарушило обычный график Томаса и Шермана : оба увидели месячную задержку в графике на декабрь 1911 года и январь 1912 года. Шеридан был активирован. чтобы заполнить пробел в январских отплытиях в Манилу и около месяца пробыл на Филиппинах, прежде чем вернуться в Сан-Франциско с 14-м кавалерийским полком. Логан перевез 544-й экспедиционный корпус из Манилы в Чинвантао , Китай, отправившись из Манилы 12 января 1912 года. [ 21 ]
В начале 1916 года « Томас» во время рейса из Сан-Франциско в Манилу сломал гребной винт и прибыл в Гонолулу для ремонта. Имевшийся плавучий сухой док имел грузоподъемность всего 4500 тонн, тогда как «Томас» был судном водоизмещением 11 000 тонн и на 118 футов длиннее сухого дока. Инженеры позволили носовой части выйти за пределы передней части сухого дока, предоставив им доступ к корме, поднятой из воды, что позволило заменить поврежденный гребной винт. [ 22 ]
С 1919 по 1928 год Томас базировался на Тихоокеанском терминале и порту приписки Армейской транспортной службы в Форт-Мейсоне , Калифорния. [ 10 ] Несмотря на то, что корабль находился на Тихоокеанской службе с большой вместимостью войск, он не участвовал в службе в зоне боевых действий во время Первой мировой войны из-за низкой скорости и отсутствия бункеров. Транспортные средства в Атлантике должны были совершать рейсы туда и обратно без бункеровки в Европе, где угля критически не хватало. На тихоокеанских маршрутах судов были доступны промежуточные угольные станции. [ 23 ] Транспорты ATS Pacific в 1919 году совершали ежемесячные рейсы в Гонолулу, Владивосток, Нагасаки, Манилу, Гуам и обратно через Гонолулу. [ 24 ]
Корабль действительно участвовал в боевых действиях после войны. Интервенция союзников в Сибири стала причиной того, что корабли ОВД, в том числе «Томас» , начали плавания во Владивосток в поддержку американского экспедиционного корпуса «Сибирь» . Фома принимал активное участие в выводе войск из Сибири. Например, 27-й пехотный полк покинул Владивосток 10 марта 1920 года на борту «Тома» , прибыв в Манилу 17 марта 1920 года. [ 25 ] С 10 июня по 22 сентября 1920 года Томас был одним из десяти армейских транспортов, эвакуировавших членов Чехословацкого легиона из Владивостока и доставивших их в Триест, Италия. [ 26 ]
В октябре 1922 года «Томас» взял на борт пассажиров и команду пароходной компании Лос-Анджелеса лайнера SS City of Honolulu , который загорелся примерно в 670 милях к северо-востоку от Гавайских островов, и высадил их в Сан-Педро, Калифорния . [ 6 ] [ 10 ] С 5 по 30 сентября 1923 года Томас был одним из трех армейских транспортов, участвовавших в операциях по ликвидации последствий землетрясения в Иокогаме, Япония. [ 27 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]В марте 1928 года Томас совершил свой последний рейс для Армейской транспортной службы, был передан Совету судоходства США для утилизации и продан Американской металлургической компании 14 мая 1929 года на слом в Окленде, Калифорния. [ 10 ] Он был последним из более чем 50 транспортных средств, приобретенных правительством США в 1898 году и оставшихся в эксплуатации. [ 6 ] По оценкам, во время службы корабля в армии пассажирами были 40 000 офицеров, 200 000 мужчин и гражданских лиц, включая видных военных и правительственных чиновников, из которых ни один не погиб в результате несчастного случая. [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Судам правительства США не были присвоены официальные номера.
- ^ Клэй (стр. 2183) дает осадку 29,8 футов, что соответствует глубине реестра. В регистрах используется глубина удержания - измерение, отличное от «осадки», которое зависит от нагрузки и места измерения. Эти два измерения не эквивалентны. Клэй, возможно, ошибочно принял в своих цифрах «глубину» реестра за «осадку».
- ↑ В реестре Ллойда от 1899 года указано, что корабль был продан правительству США. Корабль так недолго находился в компании и под британским реестром, что данные по Минневаске неполны , поскольку это надпечатка Персии в реестре 1898 года.
- ^ Эти цифры, похоже, округлены, поскольку официальные мощности, указанные в отчете квартирмейстерского корпуса армии США за 1900 год, различаются и являются более конкретными. Эти цифры совпадают с цифрами в других популярных сообщениях прессы о корабле.
- ↑ Обратите внимание, что упомянутые полки — это филиппинские добровольцы, участвовавшие в филиппино-американской войне . Эти полки могут иметь или не иметь прямого отношения к полкам регулярной армии более поздних войн.
- ^ Ранее аналогичный проект был реализован на Кубе и Пуэрто-Рико.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Морской инженер – 1 июня 1894 г. , с. 127.
- ^ Морской инженер - 1 января 1895 г. , с. 424.
- ^ Jump up to: а б с Регистр Ллойда, 1897 год .
- ^ Торговые суда Соединенных Штатов, 1902 г. , с. 407.
- ^ Торговые суда США (правительственные суда) 1928 г. , стр. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Kinghorn 2012 , стр. 213–215.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда, 1899 год .
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1899 г. , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Квартирмейстерский корпус армии США, 1899 г. , стр. 10, 76.
- ^ Jump up to: а б с д и Клей: Службы: квартирмейстерская, медицинская, военная полиция, войска связи, химическая война и разные организации, 1919–41 , стр. 2183.
- ^ Jump up to: а б Чемберс 1929 , с. 5.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1899 г. , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Нью-Йоркский журнал и рекламодатель, 1899 г. , стр. 39.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1899 г. , с. 16.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1899 г. , с. 11.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1900 г. , с. 48.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1900 г. , с. 15.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1901 г. , стр. 41–43.
- ^ Мичиганский университет 2021 .
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1905 г. , стр. 47–50.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1912 г. , стр. 41–42.
- ^ «Винт, отремонтированный в сухом доке, короче корабля» . Популярная механика . Журналы Херста. Март 1916 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Кроуэлл и Уилсон 1921 , стр. 312–313.
- ^ Квартирмейстерский корпус, Армия США, 1919 г. , с. 147.
- ^ Клэй: Оружие: основные командования и пехотные организации, 1919–41 , стр. 379.
- ^ Клей: Службы: квартирмейстер, медицина, военная полиция, войска связи, химическая война и другие организации, 1919–41 , стр. 2183, 2719.
- ^ Клей: Службы: квартирмейстер, медицина, военная полиция, войска связи, химическая война и разные организации, 1919–41 , стр. 2720.
- Библиография
- Атлантическая транспортная линия: война и крушение
- Чемберс, Джон С., подполковник (1 апреля 1929 г.). «Краны для Томаса » . Новости призыва в армию . 11 (7). Вашингтон, округ Колумбия: Военное министерство: 5 . Проверено 2 сентября 2021 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Клэй, Стивен Э. (2011). Боевой порядок армии США 1919–1941 гг. (PDF) . Том 1. Вооружение: основные командования и пехотные организации, 1919–41. Том. 1. Форт Ливенворт, Канзас: Издательство Института боевых исследований. ISBN 978-0-9841901-4-0 . LCCN 2010022326 . Проверено 29 июня 2015 г.
- Клэй, Стивен Э. (2011). Боевой порядок армии США 1919–1941 гг. (PDF) . Том 4. Службы: квартирмейстерская, медицинская, военная полиция, войска связи, химическая война и другие организации, 1919–41. Том. 4. Форт Ливенворт, Канзас: Издательство Института боевых исследований. ISBN 978-0-9841901-4-0 . LCCN 2010022326 . Проверено 29 июня 2015 г.
- Кроуэлл, Бенедикт; Уилсон, Роберт Форрест (1921). Дорога во Францию: Перевозка войск и военных припасов, 1917–1918 гг . Как Америка вступила в войну: отчет из официальных источников о военной деятельности страны, 1917–1920 гг. Том. 2. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . LCCN 2006940346 . OCLC 18696066 . Проверено 29 июня 2015 г.
- Кингхорн, Джонатан (2012). Атлантическая транспортная линия, 1881–1931 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 76–77, 213–215. ISBN 978-0786461424 . LCCN 2011048966 . Проверено 10 июня 2020 г.
- Ллойдс (1897). «Регистр судоходства Ллойда 1897 года» . Регистр Ллойда . Проверено 1 сентября 2021 г.
- Ллойдс (1899). «Реестр судоходства Ллойда 1899 года» . Регистр Ллойда . Проверено 1 сентября 2021 г.
- «Запуск – Ирландия, Персия » . Морской инженер . 16 . Лондон. 1 июня 1894 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- «Ирландия, Харланд и Вольф], Белфаст» . Морской инженер . 16 . Лондон. 1 января 1895 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- Тридцать четвертый ежегодный список торговых судов Соединенных Штатов, год, закончившийся 30 июня 1902 года . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро морской инспекции и навигации. 1902. hdl : 2027/uc1.b3330066 . Проверено 1 сентября 2021 г.
- Торговые суда США, год, закончившийся 30 июня 1928 года . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство торговли, Бюро навигации. 1928. hdl : 2027/uc1.b3330090 . Проверено 1 сентября 2021 г.
- «Прекрасный военный корабль — Томас » . Нью-Йоркский журнал и рекламодатель . Нью-Йорк. 22 октября 1899 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
- Квартирмейстерский корпус армии США (1899 г.). Годовой отчет генерал-квартирмейстера армии военному министру за финансовый год, закончившийся 30 июня 1899 года (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . Проверено 2 сентября 2021 г.
- Квартирмейстерский корпус армии США (1900 г.). Годовой отчет генерал-квартирмейстера армии военному министру за финансовый год, закончившийся 30 июня 1900 года (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . Проверено 2 сентября 2021 г.
- Квартирмейстерский корпус армии США (1901 г.). Годовой отчет генерал-квартирмейстера армии военному министру за финансовый год, закончившийся 30 июня 1901 года (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . Проверено 2 сентября 2021 г.
- Квартирмейстерский корпус армии США (1905 г.). Годовой отчет генерал-квартирмейстера армии военному министру за финансовый год, закончившийся 30 июня 1905 года (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . Проверено 2 сентября 2021 г.
- Квартирмейстерский корпус армии США (1912 г.). Годовой отчет генерал-квартирмейстера армии военному министру за финансовый год, закончившийся 30 июня 1912 года (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . Проверено 4 сентября 2021 г.
- Квартирмейстерский корпус армии США (1919 г.). Годовой отчет генерал-квартирмейстера армии военному министру за финансовый год, закончившийся 30 июня 1919 года (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . Проверено 6 сентября 2021 г.
- Мичиганский университет (2021 г.). «Краткая история томаситов» . Мичиган в мире . Проверено 5 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- USAT Thomas (NavSource Online: Архив фотографий армейских кораблей
- Фотография: “Отплытие из Манилы”
- Шестьсот школьных учителей плывут на « Томасе» на Филиппины (сообщение новостей об отбытии со списком пассажиров)