Автопортрет в соломенной шляпе
Автопортрет в соломенной шляпе | |
---|---|
Художник | Элизабет Виже Лебрен |
Год | в. 1782 г. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 97,8 см × 70,5 см (38,5 × 27,8 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея , Лондон |
Автопортрет в соломенной шляпе (фр. Autoportrait au chapeau de paille , нидерланд. Zelfportret met strohoed ) — автопортрет французской художницы Элизабет Виже Лебрен , написанный после 1782 года маслом на льне, размером 97,8 на 70,5 сантиметра. . С 1897 года он принадлежал коллекции Национальной галереи в Лондоне .
Контекст
[ редактировать ]В своих мемуарах Виже Лебрен утверждала, что художник Клод Жозеф Верне посоветовал ей изучать фламандских мастеров . В 1782 году она поехала в Брюссель , Амстердам и Антверпен с мужем работы Питера Пауля Рубенса . и увидела портрет Сюзанны Лунден (также известной как Сюзанна Фурман в соломенной шляпе ) [ 1 ] [ 2 ] (около 1622–1625). ( См. Галерею ниже. ) Эта картина глубоко впечатлила ее.
«Эффект этой картины заключается в двух разных режимах освещения, которые создают простой дневной свет и солнечный свет. Картина произвела на меня такое впечатление, что, когда я писал свой собственный портрет, я использовал те же эффекты» . [ 3 ]
Свою первую версию «Автопортрета в соломенной шляпе» она сделала в Брюсселе, как своего рода свободное подражание работам Рубенса. ( См. Галерею ниже. )
Картина, которая является основной темой этой статьи, является точной копией первой версии, написанной, когда она вернулась в Париж. ( См. Галерею ниже. )
В тот же период она также сделала очень похожий портрет Иоланды де Поластрон, герцогини Полиньяк , в такой же соломенной шляпе. ( См. Галерею ниже. )
Описание
[ редактировать ]Автопортрет в соломенной шляпе можно рассматривать прежде всего как исследование воздействия света в духе Рубенса. Отчасти потому, что ее глаза попадают в тень шляпы, взгляд зрителя сразу же притягивается к освещенной снизу шее, которая переходит в ее центральное декольте. В других частях работы ей удается вновь привнести яркое сияние прямо отраженного естественного света в дух своего великого примера. Она показывает себя на пленэре на фоне подвижного, но спокойного неба, которое особенно контрастирует по цветовой композиции с многоцветным изображением себя как художницы. В большей степени, чем Рубенс, придающий большое значение груди своей модели, она изображает себя целостной, эмансипированной личностью. [ 4 ] [ 5 ]
Виже-Лебрен изображает себя очаровательной молодой девушкой в необычайно естественной для того времени позе и внешности. Она не носит ни корсета, ни парика, что было весьма необычно в период, столь близкий к Французской революции. На ее щеках нет румян, волосы не напудрены. Она уверенно смотрит на зрителя, проницательным взглядом, маленьким тонким носом и тонкими губами. Одежда в стиле, который тогда назывался «а-ля-грек», модная, но относительно простая, без барочного реквизита и драпировок. Она носит серьги, а на голове яркую соломенную шляпу, украшенную цветами и страусиными перьями, что в то время считалось художественным. Палитра и кисти указывают на ее профессию, исключительную для женщин того времени. [ 5 ]
Мягкий, льстивый стиль типичен для Виже Ле Брен. Каким бы сентиментальным ни казался ее автопортрет по современным меркам, в свое время он считался новаторским и современным, главным образом из-за своей естественной простоты. Он предвосхитил неоклассическую портретную живопись Жака-Луи Давида , которая стала преобладать во времена Наполеона. Виже Лебрен, нашедшая своих важнейших покровителей среди французской аристократии и, в частности, также работавшая на Марию-Антуанетту бежала во Флоренцию , Рим , Вену и Санкт-Петербург , сама после революции . Она вернулась в Париж только после падения Наполеона в 1815 году. [ 5 ]
По ее собственным словам
[ редактировать ]Виже Лебрен рассказала о картине «Соломенная шляпа» в своих мемуарах. [ 2 ]
- Мы вернулись во Фландрию, чтобы увидеть шедевры Рубенса . ... в Антверпене я нашел знаменитую «Соломенную шляпу», которую недавно продали англичанину за крупную сумму. На этой замечательной картине Рубенса изображена женщина. Это меня до такой степени восхитило и вдохновило, что я сделал свой портрет в Брюсселе, стремясь добиться тех же эффектов. Я рисовала себя в соломенной шляпе на голове, с пером и гирляндой из полевых цветов, держа в руке палитру.
- Когда портрет был выставлен в Салоне, я не стесняюсь признаться, что он значительно укрепил мою репутацию. Знаменитый Иоганн Себастьян Мюллер сделал по ней гравюру, но надо понимать, что темные тени гравюры портили весь эффект такой картины.
- Вскоре после моего возвращения из Фландрии этот портрет и несколько других моих работ послужили причиной решения Жозефа Верне предложить меня в члены Королевской академии живописи и скульптуры . Господин Жан-Батист Мари Пьер , тогдашний премьер-министр художника дю Руа (первый художник короля), выступил решительно против, не желая, по его словам, допуска женщин. Хотя мадам. Анн Валлайер-Костер , прекрасно рисовавшая цветы, уже была принята, и, я думаю, мадам. Вьен ( Мария-Тереза Ребул ) тоже была там. Господин Пьер, очень посредственный художник, был умным человеком. Кроме того, он был богат... Его сопротивление могло бы стать для меня фатальным, если бы все истинные любители картин не были связаны с Академией и если бы они не образовали заговор в мою пользу против г-на Пьера. Наконец меня приняли...
Галерея
[ редактировать ]-
Первая версия, 1782 г., частная собственность, Швейцария.
-
Автопортрет в соломенной шляпе , Национальная галерея, Лондон.
-
Портрет герцогини де Полиньяк , 1782, холст, масло. Музей французской истории (Версаль) .
-
Рубенс: Портрет Сюзанны Лунден (она же Сюзанна Фурмент в соломенной шляпе , 1622-1625)
Примечание: на ней фетровая шляпа, а не соломенная шляпа .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Французское название Le Chapeau de Paille вводит в заблуждение, поскольку Сюзанна Фурман носит фетровую шляпу.
- ^ Перейти обратно: а б Университет Пенсильвании, Мемуары мадам Элизабет Виже Ле Брун , перевод Лайонела Стрейчи, авторские права 1903 г., издательство Doubleday, Page & Company , опубликовано в октябре 1903 г.
- ^ Цитату см. Голландский перевод в Ленгмюре, с. 329. Оригинальный текст на французском языке: «Великий эффект этой картины заключается в двух разных режимах освещения, которые создают простой дневной свет и солнечный свет. Возможно, вам нужно быть художником, чтобы оценить все достоинства исполнения, которое использовал Рубенс. Это живопись восхищает меня и вдохновляет до такой степени, что я написал свой портрет в Брюсселе, стремясь к такому же эффекту».
- ↑ Виже Лебрен также нарисовала несколько автопортретов со своей дочерью, главным образом для того, чтобы показать, что, несмотря на свою профессию, она также была хорошей матерью.
- ^ Перейти обратно: а б с «Портрет недели, Автопортрет в соломенной шляпе, Элизабет Луиза Виже Лебрен (1782)» , Джонатан Джонс, The Guardian, суббота, 27 мая 2000 г., Культура
Литература и ресурсы
[ редактировать ]- Университет Пенсильвании, Мемуары мадам Элизабет Виже Ле Брун , перевод Лайонела Стрейчи, авторские права 1903 г., издательство Doubleday, Page & Company , опубликовано в октябре 1903 г.
- Стивен Фартинг: 1001 картина, которую стоит посмотреть. Либреро, 2012, с. 326. ISBN 978-90-8998-209-4.
- Ленгмюр, Эрика. Национальная галерея: путеводитель по музею. Снук, Дукаджу и сын, Гент, 1995, стр. 328–329. ISBN 9-789053-492017
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Картина на сайте Национальной галереи. Высокое качество, масштабируемое изображение.
- Информация о картине
- Автопортреты Виже Лебрен.
- Радость музеев, «Автопортрет в соломенной шляпе» Элизабет Виже Лебрен.