Чонси Райт

Чонси Райт (10 сентября 1830 — 12 сентября 1875) был американским философом и математиком , который был влиятельным ранним защитником дарвинизма и оказал важное влияние на американских прагматиков , таких как Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс .
Биография
[ редактировать ]Райт родился в Нортгемптоне, штат Массачусетс , в семье торговца и столпа местной унитарной церкви . [1] При финансовой помощи благотворителя Райт поступил в Гарвард, где чтение Ральфа Уолдо Эмерсона заставило его отказаться от юношеского унитаризма. В 1852 году он окончил Гарвард и стал компьютерщиком Морского Альманаха . В колледже его в основном интересовали естествознание и математика. Однако в 1850-х годах он начал читать таких философов, как Фрэнсис Бэкон , Джон Стюарт Милль и Уильям Гамильтон , и стал частым автором статей в журналах North American Review и The Nation , став известным защитником дарвинизма и критиком философии. английский философ и социальный теоретик Герберт Спенсер .
В 1870-71 читал лекции по психологии в Гарварде. Хотя он был наиболее известен читающей публике как защитник дарвинизма, в мышлении он был эклектичным фрилансером. Среди его очерков можно упомянуть «Эволюцию самосознания» (1873) и две статьи по эволюции, опубликованные в начале 1870-х годов. Из них первый пытается объяснить наиболее сложную психическую деятельность человека развитием элементарных форм сознательных процессов в животном царстве в целом; последнее представляет собой защиту теории естественного отбора от нападок святого Джорджа Миварта и Альфреда Рассела Уоллеса . С 1863 по 1870 год он был секретарем и регистратором Американской академии искусств и наук , а в последний год своей жизни читал лекции по математической физике в Гарварде. [2] Он никогда не был женат и периодически страдал от депрессии и алкоголизма. [3] Он умер от инсульта сразу после своего сорокапятилетия. [4] После его смерти его близкий друг Чарльз Элиот Нортон говорил о его огромной преданности истине и желании услышать критику своих собственных взглядов. «Спорить с ним, — писал Нортон, — было не меньшей моралью, чем интеллектуальной дисциплиной». [5]
В 1872 году Райт помог основать Метафизический клуб вместе с другими интеллектуалами Гарварда, такими как Чарльз Сандерс Пирс , Уильям Джеймс и Оливер Венделл Холмс-младший. Его взгляды на дарвинизм сыграли значительную роль в формировании идей других членов клуба. [6]
В религиозном отношении Райт был агностиком и утверждал, что нам следует воздержаться от суждений о существовании Бога, поскольку в любом случае нет убедительных доказательств. [7] Знаменитый аргумент Уильяма Джеймса о воле к вере был частично направлен против райтовского агностицизма. [8] В этике он придерживался утилитаризма , соглашаясь с Джоном Стюартом Миллем в том, что удовольствия различаются как по качеству, так и по количеству. Он был ярым критиком попытки Герберта Спенсера расширить дарвинизм до закона космического и социального прогресса. Подобно Миллю и Огюсту Конту , Райт придерживался позитивистского подхода к науке, отвергающего возможность (или даже значимость) метафизики. [9] Его идея о том, что научные принципы являются «рабочими гипотезами», повлияла на Джона Дьюи и других более поздних прагматиков. Тезис Райта о том, что наука метафизически нейтральна (непривязана к натурализму , идеализму или любому другому общефилософскому мировоззрению или онтологии ), рассматривается некоторыми как центральный вклад Райта в философию. [10]
Его эссе были собраны и опубликованы вместе с биографическим очерком Чарльзом Элиотом Нортоном в 1877 году, а его «Письма» были отредактированы и напечатаны частным образом в Кембридже, штат Массачусетс , в 1878 году Джеймсом Брэдли Тэйером . [2]
Публикации
[ редактировать ]- Райт
- (1857) «Ветры и погода» (обзор книг по физической географии и климатологии, сопровождаемый некоторыми философскими наблюдениями), Труды Британской ассоциации содействия развитию науки . Эпринт . Word DOC Электронная печать .
- (1871) Дарвинизм: исследование «Происхождения видов» г-на Сент-Джорджа Миварта . Североамериканский обзор. Лондон: Джон Мюррей.
- (1878) Философские дискуссии: с биографическим очерком автора Чарльза Элиота Нортона , Генри Холт и компания, Нью-Йорк. Google Книги Электронная версия .
- (1878) Джеймса Брэдли Тайера «Письма Чонси Райта: с некоторыми сведениями о его жизни» , частное издание, Press of John Wilson and Son, Кембридж, Массачусетс. Google Книги Электронная версия .
- (2016) Собрание сочинений и переписка Чонси Райта. Электронное издание. В серии «Прошлые мастера» .
- О Райте
- Фиск, Джон , «Чонси Райт» (написано в декабре 1876 г.), «Дарвинизм и другие эссе» (Лондон и Нью-Йорк: MacMillan and Co., 1879), стр. 78–109. Google Книги Электронная версия .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэдден 1963 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ Мэдден 1963 , с. 14.
- ^ Мэдден 1963 , с. 29.
- ^ Мэдден 1963 , с. 30.
- ^ Де Гроот 2015 , примечание 2.
- ^ Мэдден 1963 , с. 31.
- ^ Мэдден 1963 , с. 48.
- ^ Мэдден 1963 , с. 91.
- ^ Мэдден 1963 , с. 92.
Источники
- Де Гроот, Жан (весна 2015 г.). «Чонси Райт». В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Мэдден, Эдвард Х. (1963). Чонси Райт и основы прагматизма . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Райт, Чонси ». Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 846. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1889). . Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- Флауэр, Элизабет и Мюррей Г. Мерфи , История философии в Америке , Vol. 2. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1977.
- Джеймс, Уильям, 1875, «Чонси Райт», Nation , 21: 194.
- Менанд, Луи, 2001, Метафизический клуб . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.