Клеймур (Мишу Вэкэреску)
Клеймур | |
---|---|
![]() Клеймур на фотографии до 1900 года. | |
Рожденный | Мишу (Михаил Ион) Вэкэреску 1842 или 1843 год |
Умер | 12 июня 1903 г. Бухарест , Королевство Румыния | ( 1903-06-12 )
Занятие | журналист, армейский офицер |
Национальность | валашский румынский |
Период | 1873–1903 |
Жанр | модная журналистика , светская хроника , театральная критика , кинокритика |
Мишу или Михаил Ион Вэкэреску ( Французский Мишель Вакареско ; 1842 или 1843 — 12 июня 1903), наиболее известный как Клеймур , был валашцем , позже румынским модным журналистом и обозревателем светской хроники, сыном поэта Янку Вэкэреску . Отставной кавалерийский офицер румынских сухопутных войск , он начал писать, когда ему было около двадцати или чуть больше тридцати, добившись известности как автор франкоязычной ежедневной газеты L'Indépendence Roumaine . Его широко уважали за его суждения о моде, и, как арбитра вкуса, он способствовал известности своей газеты; однако люди его времени также высмеивали его за его витиеватый литературный стиль, его политическую связь с Консервативной партией и его гомосексуализм .
Период известности Клеймура, в разгар Прекрасной эпохи , закончился его внезапной смертью. К тому времени он также оставил след как один из первых кинокритиков Румынии. Хотя его альманах все еще издавался, к концу Первой мировой войны он сам был в значительной степени забыт в Королевстве Румыния. Следы его памяти сохранились в замаскированных изображениях и пародиях таких писателей, как Ион Лука Караджале и Петру Думитриу .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и дебют
[ редактировать ]Точная дата рождения Вэкэреску остается неизвестной. [ 1 ] [ 2 ] Однако он умер в возрасте 60 лет. [ 3 ] или 61, [ 4 ] это означает, что он родился в 1842 или 1843 году. Также несомненно, что он имел аристократическое воспитание, происходил из семьи Вэкэреску и имел прямое отношение к другим известным семьям валашских бояр ; в отличие от них, он унаследовал небольшое богатство. Он был сыном более известного валашского поэта Янку (Иоана) Вэкэреску и, как таковой, внуком Алеку и внучатым племянником Иэначицы Вэкэреску . Его прадед Ианаке Вэкэреску служил принцу Константину Брынковяну во время кампании на реке Прут и был казнен вместе с ним. [ 5 ] Другие предки журналиста находились в постоянном конфликте с князьями -фанариотами, сменившими Брынковяну: Енакицэ и его братья, скорее всего, были отравлены, а Алеку был заключен в тюрьму по ложным обвинениям. [ 6 ] Янку также был диссидентом во время режима Regulamentul Organic . Его арестовывали на различные промежутки времени, а его землю конфисковал принц Александру II Гика . [ 7 ] После падения Гики он баллотировался на первых княжеских выборах , набрав всего 21 голос из 179. [ 8 ] Его тетя, Марица Вэкэреску-Гика вышла замуж за победителя этой гонки Георгия Бибеску , после многолетнего скандала . Она также была поэтессой, хотя ее произведения остались неопубликованными. [ 9 ]
Мать Михаила Екатерина (1819–1891), также боярыня, происходила из семьи Кантакузино через молдавское ответвление и претендовала на владение поместьем в Пашкань . Несмотря на ее щедрое приданое, семья столкнулась с банкротством, и, когда Михаил был еще ребенком, ей пришлось заняться недвижимостью в качестве арендодателей. [ 10 ] От Янку у нее было еще восемь детей, шестеро из которых дожили до взрослого возраста: Евфросина м. Гречану (1837–1870), домохозяйка и куртизанка; Иоан (1839–1914), кадровый военный и отец писательницы Елены Вэкэреску ; Мария м. Фалькояну (1841–1912); Екатерина м. Лаховари (1846–1917); Александрина м. Дарвари (1851–1899); Константин (1850–1899). [ 11 ] Среди двоюродных братьев Клеймура также был Теодор К. Вэкэреску, дипломат и историк. [ 12 ] [ 13 ] Клан приобрел плохую репутацию в социальных кругах. Писатель и дипломат Дуилиу Замфиреску отмечает, что к 1890 году Вэкэреску не представляли собой «привлекательного зрелища», особенно с их «побочными родственницами». [ 14 ] Как сообщает боярин-мемуарист Константин Аргетояну , все оставшиеся в живых Вакарескус образовали виклеим (маскарад): Александрина была «единственной умной» среди детей Янку, но, как и они, была окружена «пороком и грязью». Таким образом, Аргетояну отмечает, что ее дом в Дарвари одновременно служил игорным притоном, где аристократы-мошенники и их обвинители вступали в кулачные бои. [ 15 ]
Выпускник лицея Анри-IV в Париже, Михаил Вэкэреску всегда оставался «большим другом Франции», по словам его коллег из газеты «Фигаро» . [ 4 ] Осиротевший в 20 лет, когда его отец умер «от простуды», он и его братья и сестры разделили свое состояние между собой и кредиторами Янку. [ 16 ] Его первым призванием была армия, и он дослужился до звания капитана. [ 17 ] служил в кавалерийском корпусе Объединённых княжеств , позже вышел в отставку, чтобы приступить к работе в ежедневной прессе Бухареста . [ 18 ] По некоторым данным, к тому времени он был открытым геем или, как пишет историк Ион Булей , «отъявленным педерастом»; [ 12 ] В статье 1891 года в газете «Будапештский Хирлап» говорилось, что он «был известен во всем Бухаресте своей скандальной жизнью». [ 19 ] Замфиреску изображает его как «невероятного типа, который носил браслеты, как женщины, розовый лак для ногтей, пучок волос, который якобы скрывал его лысину, и который, по слухам, был человеком щекотливым». [ 14 ] Писатель-дипломат Георге Круцеску также отмечает, что Клеймур «не совсем любил женщин», хотя ему особенно нравились трансвеститы, такие как La Belle Otero и Barrison Sisters . [ 20 ] Примерно в 1890 году он был вовлечен в юридический конфликт с майором Бальдовичи, и в конкурирующей прессе распространились слухи, что он пытался соблазнить его и других армейских подчиненных. [ 17 ] Однако Бакалбаша оспаривает такие «подлые» слухи, как «басни». [ 21 ]
-
семьи Вэкэреску Герб
-
семьи Кантакузино Герб , вариант, использованный ок. 1900 г.
-
Клеймо лошади, используемое Пашкань . боярами
Первый опыт Вэкэреску с франкоязычной журналистикой произошел в ежедневной газете La Roumanie (1873–1876), где он использовал псевдоним Велреас. [ 2 ] Позже он работал в левой газете «Романул» (1877–1879), где начал использовать свой священный псевдоним. [ 2 ] Как Клеймур, он начал свою деятельность в L'Indépendence Roumaine в 1879 году. [ 12 ] [ 22 ] или 1880 год, [ 2 ] сменил француза Улисса де Марсийяка. [ 23 ] В ноябре 1881 года он освещал тур Сары Бернар по Румынии, дав ему восторженную оценку. Он также обошел полемику, защищая метод Бернхардта по использованию марионеток для увеличения освещения в прессе. [ 24 ] Одновременно, как Вавилас, он писал для La Roumanie Ilustrée . [ 25 ]
Эти ранние хроники совпали с введением электрического освещения, которое с ок. 1882 год позволил войти в моду ночным вечеринкам под открытым небом. [ 26 ] Регулярной хроникой Клеймура была Carnet du High-life , которая позже породила Almanach du High-Life . [ 3 ] Его первым альманахом был La Vie à Bucarest 1882–1883 («Жизнь в Бухаресте 1882–1883»), опубликованный компанией Theil & Weiss. [ 1 ] за ним последовал La Lanterne Mondaine («Мировой фонарь») в 1884 году. [ 2 ] В том же году, в феврале, Клеймур поссорился с редактором L'Indépendence Roumaine Александру Чурку и ненадолго ушел работать в Gazette de Roumanie . По его собственным словам, это был «довольно пародийный инцидент», спровоцированный попыткой Чурку убрать из рубрики о моде «все те вечеринки, на которые его никогда не приглашали». [ 27 ]
Арбитр моды
[ редактировать ]Вскоре Клеймур стал одним из завсегдатаев тусовок журналистов Casa Capşa , часто посещая общество, в которое также входили Николае Филипеску и Н.Т. Орашану . [ 28 ] Мемуарист Константин Бакалбаша вспоминает его как «совершенно коллегиального», «очень порядочного человека». Однако он также предупреждает, что Клеймур «был журналистом, но ни в коем случае не принадлежал к журналистскому миру; он жил внутри боярского общества, которое его породило и воспитало». [ 21 ] Еще более спорно то, что с 1888 года, когда он стал делегатом от Румынии на Всемирной выставке в Париже , [ 29 ] Клеймур изображался как политический клиент правящей Консервативной партии . [ 30 ] В сообщениях говорится, что кабинет Теодора Розетти также рассматривал его кандидатуру префектуры округа Констанца на пост . [ 31 ] [ 32 ] Местный корреспондент Telegraphul иронически заметил: «Дамы из высшего общества выступают за [его] назначение, как и мусульманское население , особенно сейчас [в августе 1888 года], когда мы празднуем Байрам ». [ 31 ] Дальнейшее затруднение произошло в начале 1890-х годов, когда наследный принц Фердинанд объявил, что намерен жениться на племяннице Клеймура Елене. Этот крайне непопулярный шаг привел к «жестокой кампании [] проклятий, пошлостей и лжи», направленной против семьи Вэкэреску. [ 14 ]
Писатель Джордж Костеску описывает L'Indépendence Roumaine как придерживающуюся «западных журналистских норм» и отмечает роль Клеймура в новаторстве местного жанра «репортажей о моде»: «хитрый Михаил Вэкэреску-Клеймур вел хронику всех политических и дипломатических приемов, всех творческих воссоединений. а также балы, концерты, праздники и свадьбы с участием элитных семей Бухареста». [ 33 ] Эта концепция подверглась критике со стороны антиэлитаристов. В 1912 году левый Джордж Ранетти утверждал, что Carnet du High-life был бы «более или менее оправдан в таком городе, как Париж», но спросил: «Какой смысл он мог бы иметь в Румынии?» В отсутствие аристократической культуры Клеймур лишь «подпитывал тщеславие» коммерческой «плутократии». [ 34 ] Точно так же Булей считает книжку копией «Фигаро» и «Голуа» , «но с привкусом Дымбовицы ». Он предполагает, что некоторые хроники — например, описывающая Зою Стурдзу, жену политика Д. А. Стурдза — были непреднамеренно забавными. [ 12 ]
Ранние рецензенты были того же мнения. В 1890 году газета Amiculu Familiei описала Клеймура как «печальную фигуру в [румынской] журналистике». Он выразил сожаление по поводу французизированной культуры, породившей Клеймура, но также отметил, что его метафорический стиль был высмеян бельгийской газетой La Réforme . [ 35 ] Тем не менее, как отмечает Бакалбаша, сочинения Клеймура сделали его «крошечной знаменитостью»: «24 года в Бухаресте была эпоха Клеймура». [ 18 ] Согласно тому же источнику, Клеймур мог «чудесно и компетентно описать полный женский наряд на различных вечерах, которые он посещал. Некоторые утверждали, что [Клеймуру] платили роскошные швеи, но это так и не подтвердилось». [ 21 ] Сообщается, что подписка на L'Indépendence Roumaine и «только чтение в ней записной книжки Клеймура» была главной заботой девочек, только что вышедших из школы-интерната. [ 36 ] По словам Крутцеску: «не быть упомянутым Клеймуром [...] было катастрофой, оскорблением, приравниваемым к социальной смерти. Вот почему дом Клеймура всегда был полон разнообразных подарков от женщин, которые не хотели, чтобы их забывали или игнорировали. " [ 37 ] Рекомендации Вэкэреску были таковы, «что все модное общество переняло бы и швею, и одежду». [ 21 ]
Временами вклад Клеймура удваивался как театральная критика, например, когда в ноябре 1884 года он написал хронику O scrisoare pierdută румынского классика Иона Луки Караджале . Его отказ от Караджале не был полным, как и у других рецензентов того времени - он был убежден, что « O scrisoare» значительно уступал более ранней работе Караджале «Бурная ночь» , а также признавал, что они оба были любимы театралами; [ 38 ] его критика сама по себе была негативно оценена более поздними критиками, которые считали « O scrisoare» важной вехой в румынском театре. [ 39 ] Неоднократно фигурировал в ретроспективах как один из недоброжелателей Караджале. [ 39 ] [ 40 ] он также раскритиковал Караджале и Поля Гасти за адаптацию и постановку антивоенной пьесы в 1888 году. Однако он аплодировал их постановке « Вильбрандта Тохтера господина Фабрициуса» . [ 41 ] Его компетентность в этой области вначале подвергалась сомнению обозревателем Димитри Розетти-Максом . Когда в 1887 году было объявлено, что Клеймур будет штатным критиком французской труппы, гастролирующей в Бухаресте, Розетти-Макс заметил: «Это заставляет меня подозревать, что у труппы еще даже нет костюмов и что Клеймур [...] артистов ] здесь, чтобы оценить, прошли ли корсажи полуночную проверку». [ 42 ]
Клеймур заслужил больше уважения как пионер кинокритика: в 1896–1897 годах он был одним из первых, кто вел хронику самых ранних румынских кинопоказов и, как утверждает историк кино Дину-Иоан Никола, обладал «удивительной критической интуицией». [ 43 ] Присутствуя на показе «Румынских пейзажей» Пола Меню в мае 1897 года, Клеймур предсказал, что «кино восстановит истину, и искренность нашей жизни будет передана через века, за пределы нас самих. Для нас это развлечение. Для будущих поколений». , это будет бесценный документ». [ 44 ] Как утверждал один анонимный свидетель, Клеймур лично занимался продвижением фильма, оправдывая технические трудности и задержки. Его книжка , «я думаю, в эти дни достигла пика своей славы». [ 45 ]
-
В костюме , как на фото Константина Хикиди в 1898 году.
-
Еще один рисунок переодевания Джикиди (1893 г.). На фото с конкурирующими журналистами Александру Бельдиманом и Григоре Вентурой , борющимися за внимание публики.
-
Карикатура Николае Петреску Гэйнэ (даты неизвестны)
Внеся непосредственный вклад в успех L'Indépendence Roumaine ( к 1897 году она стала второй по популярности газетой), [ 46 ] Клеймур совершил обратную поездку в Париж в 1899 году. [ 4 ] Он умер в Бухаресте 12 июня 1903 года, упав перед офисом L'Indépendence Roumaine , когда вносил свою последнюю хронику Carnet . Хотя иногда предполагается, что он умер там, на месте, [ 12 ] [ 47 ] на самом деле он сделал это в доме своей сестры. [ 22 ] Окончательной причиной смерти стала язвенная болезнь . [ 48 ] Клеймур был похоронен на кладбище Беллу , участок 17. [ 49 ] Его предметы искусства были проданы с аукциона в январе 1904 года. [ 50 ] но « Альманах светской жизни» продолжал публиковаться в последующие годы. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]К 1920-м годам, как утверждает Бакалбаша, «никто даже не помнил [ред] этого [...] арбитра женской элегантности». [ 21 ] Крутческу также мимоходом отметил, что стиль письма Клеймура устарел и «очень неприятен». [ 20 ] Его «пожелтевшие тетради», пишет Круцеску, раскрывали мир «бородатых и усатых мужчин и дам в малакофф , которые, если их пошевелить, будут шелестеть, как опавшие листья». [ 51 ] Тем не менее, по мнению Ранетти, его «подражание парижской прессе» создало школу партийных хроникеров, или «Клеймурлингов». Эти журналисты, как отметил Ранетти, работали даже в «Адевэрул» , номинально рабочей газете. [ 34 ]
Подобие Клеймура сохранилось в работах различных карикатуристов, в том числе его коллеги из Капша Константина Джикиди , который нарисовал его перетаскивающим . [ 52 ] Клеймур также стал героем «множества анекдотов», касающихся его образа жизни и предполагаемого тщеславия. К концу жизни он полностью облысел, но скрывал это. Одна из таких историй утверждает, что его парик сорвался во время купания на румынском побережье , и он погнался за ним по воде. [ 21 ] Другие сообщения, наоборот, предполагают, что ему удавалось хранить в секрете свое облысение до самой смерти, когда его парик наконец пришлось снять. [ 47 ]
С самого начала своей журналистской карьеры стиль Клеймура раздражал более опытных писателей, побуждая их изображать его в своих произведениях карикатурно. В 1883 году Ион Гика и Димитри К. Оллэнеску-Асканио набросали комедию нравов, в которой, если она будет завершена, должен был появиться главный герой по мотивам Клеймура. [ 53 ] Антон Бакалбаша также называет Клеймура любимым писателем невежественной жены Моша Теаки и дает ему короткую роль в одном из своих скетчей (где снова намекается на гомосексуализм Клеймура). [ 54 ] Клеймур более известен как объект сатиры Караджале в его серии « Momente şi schiée» - одним из его любимых приемов здесь было стилизация прозы Клеймура «пируэты и цветные ленты». [ 55 ] Эскиз Караджале «Светская жизнь», впервые опубликованный в канун Рождества 1899 года. [ 3 ] [ 56 ] полностью посвящен Клеймуру, который появляется как «Эдгар Бостандаки» или «Туртурел» («Горлица»), летописец вымышленного Голоса Зубра . Распущенная опечатка опровергает его описание дамы из высшего общества как «неутомимой сильфиды », и ему приходится иметь дело с гневом ее мужа (читатели так и не поняли, что это за опечатка). [ 3 ] [ 56 ]
Есть и другие предполагаемые отголоски Клеймура в румынской прозе. Один имел корни в конфликтах между членами семьи Караджале: в то время как Ион Лука возмущался и высмеивал Клеймура, его отчужденный старший сын, Матейу Караджале , рос, жадно читая его альманах (факт, упомянутый в его автобиографической новелле Sub pecetea tainei ). [ 57 ] Автор Раду Чернэтеску считает, что Клеймур - это персонаж «Попонель», появляющийся в Craii de Curtea-Veche - романе Матею 1929 года. [ 58 ] Это противоречит другим сведениям, согласно которым «Попонель» основан на имени другого румынского аристократа, который был еще жив в 1936 году. [ 59 ] Как отмечает историк Матей Казаку, младший Караджале, вероятно, никогда не встречал Клеймура, но, возможно, был знаком с его сестрами. Казаку идентифицирует Александрину и Екатерину Вэкэреску как Миму и Титу Арнотяну, которые широко представлены и высмеиваются в его Craii . [ 60 ] Караджале-младший также публично дружил с геем, графом Фердинандом де Монтескью-Фезенсаком. Дальний родственник Клеймура, [ 61 ] Граф умер за девять лет до Края публикации . [ 62 ] Как отмечает Анджело Митчиевичи , Монтескью-Фезенсак в романе Караджале превращен в карикатуру наподобие Бостандаки. [ 63 ]
Подобные образы появились и на более позднем этапе в литературе, в период коммунистического правления (1948–1989). В 1950-е годы Петру Думитриу упоминал Клеймура (как «Мишеля Ипсиланти-Сеймура») и опечатку Бостандаки в своем собственном романе « Семейные хроники» . [ 56 ] [ 64 ] Тогда же Мирча Штефанеску написал пьесу об актере Матее Милло с Клеймуром в качестве одного из второстепенных персонажей, намеревавшуюся «уничтожить» Караджале; в постановке 1953 года его сыграл Михай Беречет. Рецензируя эту постановку, журнал Contemporanul назвал самого Клеймура «космополитическим критиком» Караджале, а также «домашним слугой» высших классов. [ 65 ] На более поздних этапах коммунизма были и более мягкие приговоры: в 1970 году писатель Петру Винтилэ сделал короткую заметку о жизни Клеймура в своей колонке «Бухарестские гравюры». В статье упоминалась «крошечная, ошеломляющая мифология», окружавшая Клеймура, и повторялись слухи о том, что его произведения тайно спонсировались кутюрье. [ 47 ] Коммунистические десятилетия усилили табу в отношении сексуальной ориентации Клеймура, а упоминания о нем контролировались аппаратом цензуры . В январе 1990 года это отметил литературный критик Дэн К. Михайлеску : «как можно было предлагать опубликовать книгу, скажем, [...] о формах безумия в румынской литературе, когда, если бы кто-то писал о Мишу Вэкэреску , он обнаружил, что упоминания о «педерастии» были вырезаны из текста, а затем был вынужден заняться обычными эвфемистическими упражнениями!» [ 66 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лукреция Ангелуцэ, Саломея Ротару, Лиана Миклеску, Марилена Апостолеску, Марина Вазака, Современная румынская библиография (1831–1918). Том. IV: Р – З , с. 722. Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1996. ISBN 973-27-0501-9
- ^ Перейти обратно: а б с д и Михаил Страже, Словарь псевдонимов, анонимов, анаграмм, астронимов, криптонимов румынских писателей и публицистов , с. 768. Бухарест: Издательство Минерва , 1973. ОСЛК 8994172
- ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Иоана Пырвулеску , «Обращение к светской жизни» , в «Литературной Румынии », выпуск 25/2010.
- ^ Перейти обратно: а б с Феррари, «Le Monde & La Ville. Renseignements mondains», в Le Figaro , 26 июля 1899 г., стр. 2
- ^ Попеску-Кадем, с. 10
- ^ Попеску-Кадем, стр. 10–11, 15–20
- ^ Попеску-Кадем, стр. 21, 23
- ^ Кристиан Преда , Счастливые румыны. Голосование и власть с 1831 года по настоящее время , стр. 52–54. Яссы: Полиром , 2011. ISBN 978-973-46-2201-6
- ^ Раду Крутцеску, заметки Григоре Лэкутяну , Воспоминания о полковнике Лэкутяну. Полный текст, отредактированный по рукописи , с. 258, 260. Яссы: Полиром , 2015. ISBN 978-973-46-4083-6
- ^ Попеску-Кадем, стр. 21–25
- ^ Попеску-Кадем, стр. 25–27, 29–31. См. также Казаку, стр. 12–14
- ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Ион Булей , «В эпоху Клеймура» , в Ziarul Financiar , 18 октября 2002 г.
- ^ Казак, с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Дуилиу Замфиреску , «Провал «романтического» эпизода», в журнале «Исторический» , ноябрь 1973 г., стр. 14
- ^ Казак, с. 13–14
- ^ Попеску-Кадем, стр. 27–29
- ^ Перейти обратно: а б «Свонури», в «Национальной воле» , 5 (17) января 1891 г., с. 2
- ^ Перейти обратно: а б Бакалбаша, стр. 60–61
- ^ «Политика и любовь», в Будапеште Хирлап , 25 июля 1891 г., с. 9
- ^ Перейти обратно: а б Крутцеску, с. 118
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бакалбаша, с. 61
- ^ Перейти обратно: а б Феррари, «Le Monde & La Ville. Deuil», в «Фигаро» , 28 июня 1903 г., с. 2
- ^ Крутцеску, с. 135
- ^ «Дело Балассан-Сара Бернар», в «Курьере». Foaea of General Interest , выпуск 132/1881, с. 3
- ^ Джордж Потра , Из Старого Бухареста , с. 244. Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1981.
- ^ Крутцеску, стр. 38.
- ^ «Информация», в Telegraphul, 16 февраля 1884 г., стр. 1–2.
- ^ Костеску, с. 378. См. также Крутцеску, с. 119
- ^ Жорж Бибеско, Универсальная выставка 1889 года. Румыния до-во-после , с. 366. Париж: Типографская полиграфическая компания Дж. Кугельмана, 1890 г.
- ^ «Национальный позор», в National Will , 20 декабря 1888 г. (1 января 1889 г.), стр. 1
- ^ Перейти обратно: а б Долман, «Письма из Добруджи (Корреспонденция Телеграфулуй )», в Telegraphul , 10 августа 1888 г., стр. 2–3
- ^ «Информация», в Лупте , 17 апреля 1888 г. (второе издание), с. 2
- ^ Костеску, с. 238
- ^ Перейти обратно: а б Кириак Нападарджан , «Verba lui Vlahutsă: 'Râiea'!», в Furnica , выпуск 36/1912, с. 2
- ^ AC Řor., "Din viéa de Bucharest", в Amiculu Familiei , выпуск 15/1890, стр. 218–219
- ↑ Помните, «Зефлемелеле. «Наши девушки». III», в Лупте , 22 сентября 1895 г., стр. 1
- ^ Крутцеску, с. 119
- ^ Вистиан Гойя, «Столетие румынской комедии. Премьера утерянного письма и его летописцев», в Стяуа , Том. XXXV, выпуск 11, ноябрь 1984 г., с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Михай Флоря , «Новое издание Караджале?», в Teatrul , выпуск 10/1959, стр. 20
- ^ Дэн К. Михайлеску , «Где недоброжелатели?», в Бухарестской библиотеке , выпуск 7/2002, стр. 5
- ^ Шербан Чокулеску , «Директор Караджале Национального театра», в журнале Royal Foundations , выпуск 9/1939, стр. 650
- ^ DRR , "Романский театр", в Epoca , 19 сентября 1887 г. (второе издание), стр. 2
- ^ (на французском языке) Дину-Иоан Никола, «По следам румынского немого кино» , в Journal of Film Preservation , Vol. XXVI, № 54, апрель 1997 г., с. 44
- ^ (на румынском языке) Мануэла Чернат, «Кино в истории (I)» , в журнале «История искусств и исследования». Театр, музыка, кинематография , выпуски 5–6 (49–50), 2011–2012, с. 7
- ^ (на румынском языке) Штефан Опря, «Bunica cinefilă (I)» , в «Литературных беседах » , август 2006 г.
- ^ (на румынском языке) Эмануэль Бэдеску, «Дуэлул Эманойл Лаховари – Николае Филипеску» , в Ziarul Financiar , 2 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Петру Винтилэ , «Бухарестские марки: Клеймур», в Bucharest Information , 20 июня 1970 г., стр. 2
- ^ Попеску-Кадем, с. 27
- ^ Георге Г. Безвичони, Столичный некрополь , с. 277. Бухарест: Институт истории Николае Йорги , 1972; Крутцеску, с. 259
- ^ «Событие! Предметы умершего Вэкэреску Клеймура», в Адевэруле , 9 января 1904 г., с. 3
- ^ Крутцеску, с. 151
- ^ Костеску, с. 378 и табл. II, стр. 328–329; Траян Деметреску , Литературные профили , с. 49. Крайова: Типография Д.И. Бенвенисти, 1891 г.
- ^ Шербан Чокулеску , «Ион Гика», в Шербане Чокулеску, Овидиу Пападима , Александру Пиру (ред.), История румынской литературы. III: Эпоха великой классики , с. 438–439. Бухарест: Издательство «Академия» , 1973; Ион Роман, «Ион Гика», в «Ион Гика» , Сочинения, I , стр. 72–73. Бухарест: Литературное издательство , 1967. ОСЛК 830735698
- ^ Антон Бакалбаша , «Мош Теакэ и Мили. В лирическом театре», в Адевэруле , 18 октября 1893 г., стр. 3
- ^ Сильвиан Иосифеску , «IL Caragiale», в Шербане Чокулеску , Овидиу Пападима , Александру Пиру (ред.), История румынской литературы. III: Эпоха великой классики , с. 343. Бухарест: Издательство «Академия» , 1973.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Михай Иовэнель, «Ужасная опечатка» , в журнале Cultura , выпуск 298, ноябрь 2010 г.
- ^ М. Н. Русу, «Автомобиль Матею И. Караджале», в Amphiteatru , Vol. XVIII, выпуск 10, октябрь 1983 г., с. 10
- ^ (на румынском языке) Космин Чиотлош , «Cum grano salis» , в «Литературной Румынии » , выпуск 44/2010
- ^ Шербан Чокулеску , Караджалиана , с. 351. Бухарест: Издательство Эминеску , 1974. ОСЛК 6890267
- ^ Казаку, стр. 14.
- ^ (на румынском языке) Корнелиу Шенча, «Край и зургаги – мирские скандалы прошлого (часть II)» , в Historia , декабрь 2010 г.
- ^ «Эхо», в Action Française , 4 декабря 1920 г., стр. 1; (на румынском языке) Михай Сорин Рэдулеску, «Разъяснения к биографии Матилы К. Гика» , в «Литературной Румынии» , выпуск 13/2009.
- ^ Анджело Митчиевичи , «Учение денди Матейу поклоннику Боическу», в Трансильвании , выпуск 10/2009, стр. 49, 51, 54
- ^ (на румынском языке) Ион Вартич , «Век боярского одиночества» , в «Апострофе », выпуск 10/1009.
- ^ Николае Сиретяну, Евгений Лука, «Драматическая хроника. Матей Милло Мирчи Штефанеску», в Contemporanul , выпуск 42/1953, стр. 2–3
- ^ Дэн К. Михайлеску , «Правда из тени», в «Литературной Румынии» , выпуск 4/1990, стр. 5.
Ссылки
[ редактировать ]- Константин Бакалбаша , Бухарест из другого времени , Том. III. Бухарест: Универсул , 1936.
- Матей Казаку, « Craii de Curtea-Veche ai lui Mateiu I. Caragiale. Между фантазией и историей», в журнале Magazin Istoric , октябрь 2019 г., стр. 10–14.
- Джордж Костеску, Бухарест Старого Королевства. С многочисленными документальными фоторепродукциями и двумя пластинами с более чем 200 карикатурными портретами людей того времени . Бухарест: Универсул, 1944. ОСЛК 606183567
- Георге Круцеску, Мост Могошоайе. Рассказ об улице . Бухарест: Бухарестская библиотека, 2011. ISBN 978-606-8337-19-7
- К. Попеску-Кадем, Ответный документ . Бухарест: Городская библиотека Михаила Садовяну, 2007. ISBN 978-973-8369-21-4
- рождение 1840-х годов
- 1903 смерти
- Модные журналисты
- Обозреватели светской хроники
- Румынские обозреватели
- Румынские театральные критики
- Румынские кинокритики
- Основатели румынского журнала
- Редакторы румынских журналов
- Румынские издатели (чел.)
- Румынские коллекционеры произведений искусства
- Составители альманаха
- Румынские писатели на французском языке
- Бель Эпок
- Семья Вэкэреску
- Выходцы из Объединённых княжеств Молдавии и Валахии.
- Румынские ЛГБТ-журналисты
- Гей-журналисты
- Выпускники лицея Генриха IV
- Офицеры Сухопутных войск Румынии
- Политики Консервативной партии (Румыния, 1880–1918)
- Смерти от язв