Jump to content

Михаил Ростогар

Михаил Ростогар
Михаил Ростогар
Рожденный ( 1878-06-30 ) 30 июня 1878 г.
Умер 5 августа 1966 г. ) ( 1966-08-05 ) ( 88 лет
Голек, Кршко, Югославия
Национальность Австро-Венгрия, Югославия
Род занятий психолог , автор и педагог
Известный сыгравший важную роль при создании Государства словенцев, хорватов и сербов и основании Люблянского университета .

Михайло Ростогар (30 июля 1878 — 5 августа 1966) — словенский психолог , писатель и педагог, сыгравший важную роль во время создания Государства словенцев, хорватов и сербов . Вместе с Иваном Хрибаром и Данило Мажароном он сыграл решающую роль в создании Люблянского университета .

Биография

[ редактировать ]

Он родился в крестьянской семье в Бреге недалеко от Кршко , входившего тогда в состав Австро-Венгерского герцогства Карниола , и крестил Михаила Ростогара . [ 1 ] Он посещал среднюю школу ( гимназию ) в Любляне и Крани . [ 2 ] Он изучал философию в Университете Граца у Алексиуса Мейнонга , а затем в Вене , который окончил в 1905 году. Проработав год учителем дополнительной средней школы в Филлахе , он решил продолжить академическую карьеру, следуя совету австрийца философ Фридрих Йодль . [ 3 ] Продолжил обучение в Праге , Лейпциге (под руководством Вильгельма Вундта ), Галле и Берлине . Он получил хабилитацию в Карловом университете Праги.

После участия в Итальянской кампании во время Первой мировой войны участвовал в формировании Государства словенцев, хорватов и сербов в 1918 году. В 1919 году переехал в Чехословакию , где продолжил академическую карьеру. После нацистской Германией захвата Богемии и Моравии в 1939 году он вернулся в Словению. После Второй мировой войны он вернулся в Чехословакию, но вернулся в Югославию в 1948 году.

Он умер в Голеке недалеко от Кршко в Словении.

Его именем названа начальная школа в Кршко и дороги. Один из его бюстов стоит перед Люблянским университетом в знак признания его важной роли в формировании университета, создании его факультета психологии и провозглашении независимости от Австро-Венгерской империи с балкона университета.

Политическая карьера

[ редактировать ]

Ростогар принимал активное участие в общественной жизни Словении. Вместе со многими другими словенскими студентами из Праги он помог представить политическую и социальную мысль Томаша Г. Масарика на словенских землях . [ 4 ] Он был близок к прогрессивным идеям, но в отличие от многих других словенских последователей Масарика не вступил в Социал-демократическую партию , а приблизился к национально-либеральным позициям.

Во время Первой Балканской войны он публично поддержал идею автономной Албании , приводя те же аргументы, что и австро-венгерская дипломатия. Из-за этого он подвергся нападкам со стороны словенской прессы. [ 5 ] В защиту Ростогара писатель Иван Цанкар выступил со своей знаменитой лекцией «Словенцы и югославы» , прочитанной в Любляне в 1913 году.

В конце Первой мировой войны находились многочисленные воинские части армии Австро-Венгрии на территории герцогства Карниола . Многие из этих солдат и офицеров были словенцами . В октябре 1918 г. среди них произошли массовые дезертирства. 28 октября 1918 года члены Словенского национального совета собрались в гостинице «Юнион» и договорились организовать политический митинг на площади Конгресса на следующий день . Несмотря на то, что солдат и офицеров не допустили к участию в митинге 29 октября 1918 года, в толпе находилось около 200 солдат и офицеров. Михаил Ростогар поднялся на балкон, где лидеры митинга обращались к собравшимся, и крикнул:

«Мы, солдаты, отрекаемся от Австрии и клянемся подчиняться государству нашей нации, Югославии!» [ 6 ]

Затем, в ночь на 29 октября 1918 года, он собрал еще нескольких словенских солдат и офицеров, а также солдат и офицеров 53-го полка из Загреба, сошедших с поезда , везшего их через Любляну , и присоединился к ним. Вместе с освобожденными ими военнопленными из Сербии и России их было около 600 человек. Ростогар использовал их, чтобы окружить казармы в Кодельево и разоружить батальон австро-венгерской армии из Венгрии . в ту же ночь [ 7 ]

После первого успеха во взятии под контроль Любляны словенские офицеры и солдаты очень боялись армии под командованием австро-венгерского фельдмаршала Светозара Бороевича . Поэтому Ростогар организовал словенских офицеров для подготовки листовок, напечатанных на разных языках, с приглашением солдат под командованием Светозара Бороевича мирно вернуться домой, а не начинать конфликты. Эти действия помогли мирному захвату контроля над Любляной. [ 8 ]

Карьера психолога

[ редактировать ]

Ростогар учился в Вене и Граце у профессора Алексиуса Мейнонга , а докторскую степень получил в Вене в 1906 году после защиты диссертации — «О гипотезе». Их научное значение. (О гипотезе. Ее научное значение.). [ 9 ] Он также учился в Праге , где начал преподавать в 1911 году в Праге в качестве доцента факультета искусств Карлова университета после того, как в 1910 году защитил свою работу по логике — «Теорию гипотетического суждения» . [ 10 ] В 1919 году он был одним из инициаторов создания Люблянского университета и написал первый Устав университета, стал его первым деканом и основал первый Психологический институт в Словении. Несмотря на всю эту деятельность, его не избрали, и он уехал из Любляны, Словения, в Брно , в Университет Масарика , где преподавал до 1939 года, а после Второй мировой войны до 1948 года. В Масариковом университете он основал в 1926 году Институт психологии, откуда пришли идеи и принципы гештальт-психологии. Ростогар также следовал идеям лейпцигской школы (Вильгельма Вундта). В книге «Психология как наука о субъективной реальности» он разработал термин «психологическая структура», которую считал основным творческим и динамическим принципом, ориентированным на формирование психологических целостностей (Ростогар, 1950, с. 116). Гештальт-ориентированные статьи группы Брно публиковались в основном в журнале «Психология», который издавался с 1935 по 1950 год. До 1948 года его редактировал Ростогар. Идеи Ростогара были предшественниками многих современных психологических теорий. Многие из его теорий и экспериментов легли в основу дальнейших работ в области психологии. Его описывают как Пиаже до Пиаже, Хомского до Хомского, Аткинсона до Аткинсона и многих других. [ 11 ] Ростогар участвовал в работе Брненского общества исследований детей; он стал его председателем в 1926 году. Ростогар был главным организатором педологических конгрессов, на которых члены Психологического института могли представить свои гештальт-ориентированные исследования. В 1931 году Ростогар представил свою теорию развития ребенка. [ 12 ] В 1937 году Ростогар представил свои исследования детской творческой фантазии и ее связи с восприятием новых образов. В 1953 году Ростогар представил свою теорию развития языка.

С 1948 года Ростогар преподавал в Люблянском университете, где руководил и мыслил до самой смерти. кафедры психологии. Он был автором многих работ, опубликованных на чешском , немецком , французском , сербско-хорватском и словенском языках .

Ростогар использовал свое профессиональное образование для анализа морального значения нации. Он считал, что ядром национальности является осознание принадлежности и чувство, которое такое осознание порождает. [ 13 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Ростогар М., Введение в научное мышление (1910).
  • Ростогар М., Теория гипотетического суждения (1910)
  • Ростогар М., Национальность и ее нравственное значение (1913)
  • Ростогар М., Экспериментальные исследования по воспроизведению цветовых качеств. Медицинские перспективы (1914)
  • Ростогар М., О синестеич случайвич И. Медицинские перспективы (Прага) (1914)
  • Ростогар М., О слуховой синестезии II. Медицинские взгляды (Прага) (1915)
  • Ростогар М., За новый социализм (1923).
  • Ростогар М., О развитии детского воображения. Третья конвенция по исследованиям детей. Прага (1927)
  • Ростогар М., Исследования по психологии развития. Часть 1 (1928)
  • Ростогар М. Эволюция визуального представления от первого впечатления. Психологический год, Париж (1931).
  • Ростогар М., Как развивается у детей конкретное представление о предмете. Четвертый конгресс по исследованиям детей. Братислава (1931)
  • Ростогар М., Психологические основы начала чтения с практическим руководством по чтению (1934).
  • Ростогар М., Структура психической жизни, Психология Брно (1935).
  • Ростогар М., О психологической концепции воображения. Психология (1937)
  • Социальная психология (1948)
  • Ростогар М., Психопатология (1948).
  • Ростогар М., Психология как наука о субъективной реальности (1950).
  • Ростогар М., Общая психология (1951).
  • Ростогар М., Социальная психология (1952).
  • Ростогар М., Педопсихология (1953).
  • Ростогар М., Предложение и мысль. Дискуссии Словенской академии наук и искусств, Любляна (1953 г.)
  • Ростогар М., Основы общей психологии (1964)
  • Ростогар М. Основы общественной психологии. Любляна (1964)
  • Ростогар М., Основы социальной психологии (1965).
  • Ростогар М., Психология (1966)
  • Ростогар М., Структуры психической жизни. Сборник пресс-релизов и пленарных лекций, Загреб (1966 г.)
  1. ^ Geburts- und Tauf-Buch . Лесковец возле Кршко. 1875–1893. п. 44 . Проверено 21 октября 2023 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ «Словенский биографический лексикон: Ростогар Михайло» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 13 марта 2011 г.
  3. ^ «Словенский биографический лексикон: Ростогар Михайло» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 13 марта 2011 г.
  4. ^ Ирена Гантар Година, Масарик и масариковство на словенском языке (Любляна: Slovenska matica, 1987).
  5. ^ Уде, Лойзе (1972). Словенцы и югославская община (и словенцы). Югославия: Издательство «Обзорье». п. 62. Тогда Ростохару пришла в голову идея защитить автономию Албании - аргументами австрийской дипломатии. Словенская пресса яростно напала на него, особенно на Дана.
  6. ^ Швейцарец, Джон. «Первая словенская армия 1918-1919» (и словенская). Словения: Вот Словения. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 6 января 2011 г. Словенские офицеры предложили лейтенанту Ростогару выйти на балкон и выступить. Когда он получил слово, после короткой речи он обнажил саблю и крикнул: «Мы, солдаты, отказываемся от повиновения Австрии и клянемся в верности нашему национальному государству Югославии!»
  7. ^ ЯН КРЛИН (2006). «Национальный совет в Любляне в 1918 году» (PDF) (на словенском языке) . Проверено 6 января 2011 г. . Ростогар с помощью революционного комитета словенских офицеров в запасе, артиллерии 53-го хорватского полка и освобожденных русских и сербских пленных в ночь с 29 на 30 октября 1918 года окружил венгерские казармы в Кодельеве (городская часть Любляны). и заставил армию капитулировать. [ постоянная мертвая ссылка ]
  8. ^ ЯН КРЛИН (2006). «Национальный совет в Любляне в 1918 году» (PDF) (на словенском языке) . Проверено 6 января 2011 г. Следующей опасностью, грозившей словенским властям, стала сочаская армия маршала Бороевича. Судя по воспоминаниям Ростогара, офицерский комитет в Любляне имел напечатанные на разных языках листовки, которые предназначались для солдат сочинской армии, чтобы они вернулись домой с миром и прекратили боевые действия. [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ «Юрий Перовшек, Полемика Ущеничник — Ростогар о религии, национальности и этике в 1912–1913 годах» (PDF) (на словенском языке). п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2011 г. Проверено 6 января 2011 г. Михайло Ростогар (1878-196) изучал философию в Вене, затем в Граце у профессора Алексиуса Мейнонга. В 1906 году он получил степень доктора философии в Вене, защитив диссертацию «Über die Hypothese». Ihre wissenschaftliche Bedeutung.
  10. ^ Новый, Любомир; Иржи Габриэль; Ярослав Хрох (1994). Чешская философия в XX веке . Том 4. Издатели Paideia и Совет по исследованиям и ценности философии. ISBN  1-56518-028-3 . Ростогар, словенец по происхождению, приехал в Брно из Праги, где в 1911 году стал доцентом факультета искусств Карлова университета, защитив в 1910 году свою работу по логике «Теория гипотетического суждения».
  11. ^ https://admin.archiv-psychologie.cz/uploads/10_Clanek_Rostohar_as_an_anticipator_of_great_ideas_1999_Sbornik_praci_Filozoficke_fakulty_brnenske_univerzity_7536ce7115.pdf
  12. ^ https://admin.archiv-psychologie.cz/uploads/10_Clanek_Rostohar_as_an_anticipator_of_great_ideas_1999_Sbornik_praci_Filozoficke_fakulty_brnenske_univerzity_7536ce7115.pdf
  13. ^ Теодор М. Портер; Дороти Росс (2003). Кембриджская история науки: современные социальные науки . Соединенные Штаты Америки: Пресс-синдикат Кембриджского университета. п. 448. ИСБН  9780521594424 . Ростогар анализировал нравственное значение народности, он считал, что сущность народности заключается в осознании принадлежности и в чувствах, которые такое осознание порождает.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13ab661515f8da92bad866f54fdea8bd__1718624520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/bd/13ab661515f8da92bad866f54fdea8bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mihajlo Rostohar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)