Михаил Ростогар
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Михаил Ростогар | |
---|---|
![]() Михаил Ростогар | |
Рожденный | |
Умер | 5 августа 1966 г. Голек, Кршко, Югославия | ( 88 лет
Национальность | Австро-Венгрия, Югославия |
Род занятий | психолог , автор и педагог |
Известный | сыгравший важную роль при создании Государства словенцев, хорватов и сербов и основании Люблянского университета . |
Михайло Ростогар (30 июля 1878 — 5 августа 1966) — словенский психолог , писатель и педагог, сыгравший важную роль во время создания Государства словенцев, хорватов и сербов . Вместе с Иваном Хрибаром и Данило Мажароном он сыграл решающую роль в создании Люблянского университета .
Биография
[ редактировать ]Он родился в крестьянской семье в Бреге недалеко от Кршко , входившего тогда в состав Австро-Венгерского герцогства Карниола , и крестил Михаила Ростогара . [ 1 ] Он посещал среднюю школу ( гимназию ) в Любляне и Крани . [ 2 ] Он изучал философию в Университете Граца у Алексиуса Мейнонга , а затем в Вене , который окончил в 1905 году. Проработав год учителем дополнительной средней школы в Филлахе , он решил продолжить академическую карьеру, следуя совету австрийца философ Фридрих Йодль . [ 3 ] Продолжил обучение в Праге , Лейпциге (под руководством Вильгельма Вундта ), Галле и Берлине . Он получил хабилитацию в Карловом университете Праги.
После участия в Итальянской кампании во время Первой мировой войны участвовал в формировании Государства словенцев, хорватов и сербов в 1918 году. В 1919 году переехал в Чехословакию , где продолжил академическую карьеру. После нацистской Германией захвата Богемии и Моравии в 1939 году он вернулся в Словению. После Второй мировой войны он вернулся в Чехословакию, но вернулся в Югославию в 1948 году.
Он умер в Голеке недалеко от Кршко в Словении.
Его именем названа начальная школа в Кршко и дороги. Один из его бюстов стоит перед Люблянским университетом в знак признания его важной роли в формировании университета, создании его факультета психологии и провозглашении независимости от Австро-Венгерской империи с балкона университета.
Политическая карьера
[ редактировать ]Ростогар принимал активное участие в общественной жизни Словении. Вместе со многими другими словенскими студентами из Праги он помог представить политическую и социальную мысль Томаша Г. Масарика на словенских землях . [ 4 ] Он был близок к прогрессивным идеям, но в отличие от многих других словенских последователей Масарика не вступил в Социал-демократическую партию , а приблизился к национально-либеральным позициям.
Во время Первой Балканской войны он публично поддержал идею автономной Албании , приводя те же аргументы, что и австро-венгерская дипломатия. Из-за этого он подвергся нападкам со стороны словенской прессы. [ 5 ] В защиту Ростогара писатель Иван Цанкар выступил со своей знаменитой лекцией «Словенцы и югославы» , прочитанной в Любляне в 1913 году.
В конце Первой мировой войны находились многочисленные воинские части армии Австро-Венгрии на территории герцогства Карниола . Многие из этих солдат и офицеров были словенцами . В октябре 1918 г. среди них произошли массовые дезертирства. 28 октября 1918 года члены Словенского национального совета собрались в гостинице «Юнион» и договорились организовать политический митинг на площади Конгресса на следующий день . Несмотря на то, что солдат и офицеров не допустили к участию в митинге 29 октября 1918 года, в толпе находилось около 200 солдат и офицеров. Михаил Ростогар поднялся на балкон, где лидеры митинга обращались к собравшимся, и крикнул:
«Мы, солдаты, отрекаемся от Австрии и клянемся подчиняться государству нашей нации, Югославии!» [ 6 ]
Затем, в ночь на 29 октября 1918 года, он собрал еще нескольких словенских солдат и офицеров, а также солдат и офицеров 53-го полка из Загреба, сошедших с поезда , везшего их через Любляну , и присоединился к ним. Вместе с освобожденными ими военнопленными из Сербии и России их было около 600 человек. Ростогар использовал их, чтобы окружить казармы в Кодельево и разоружить батальон австро-венгерской армии из Венгрии . в ту же ночь [ 7 ]
После первого успеха во взятии под контроль Любляны словенские офицеры и солдаты очень боялись армии под командованием австро-венгерского фельдмаршала Светозара Бороевича . Поэтому Ростогар организовал словенских офицеров для подготовки листовок, напечатанных на разных языках, с приглашением солдат под командованием Светозара Бороевича мирно вернуться домой, а не начинать конфликты. Эти действия помогли мирному захвату контроля над Любляной. [ 8 ]
Карьера психолога
[ редактировать ]Ростогар учился в Вене и Граце у профессора Алексиуса Мейнонга , а докторскую степень получил в Вене в 1906 году после защиты диссертации — «О гипотезе». Их научное значение. (О гипотезе. Ее научное значение.). [ 9 ] Он также учился в Праге , где начал преподавать в 1911 году в Праге в качестве доцента факультета искусств Карлова университета после того, как в 1910 году защитил свою работу по логике — «Теорию гипотетического суждения» . [ 10 ] В 1919 году он был одним из инициаторов создания Люблянского университета и написал первый Устав университета, стал его первым деканом и основал первый Психологический институт в Словении. Несмотря на всю эту деятельность, его не избрали, и он уехал из Любляны, Словения, в Брно , в Университет Масарика , где преподавал до 1939 года, а после Второй мировой войны до 1948 года. В Масариковом университете он основал в 1926 году Институт психологии, откуда пришли идеи и принципы гештальт-психологии. Ростогар также следовал идеям лейпцигской школы (Вильгельма Вундта). В книге «Психология как наука о субъективной реальности» он разработал термин «психологическая структура», которую считал основным творческим и динамическим принципом, ориентированным на формирование психологических целостностей (Ростогар, 1950, с. 116). Гештальт-ориентированные статьи группы Брно публиковались в основном в журнале «Психология», который издавался с 1935 по 1950 год. До 1948 года его редактировал Ростогар. Идеи Ростогара были предшественниками многих современных психологических теорий. Многие из его теорий и экспериментов легли в основу дальнейших работ в области психологии. Его описывают как Пиаже до Пиаже, Хомского до Хомского, Аткинсона до Аткинсона и многих других. [ 11 ] Ростогар участвовал в работе Брненского общества исследований детей; он стал его председателем в 1926 году. Ростогар был главным организатором педологических конгрессов, на которых члены Психологического института могли представить свои гештальт-ориентированные исследования. В 1931 году Ростогар представил свою теорию развития ребенка. [ 12 ] В 1937 году Ростогар представил свои исследования детской творческой фантазии и ее связи с восприятием новых образов. В 1953 году Ростогар представил свою теорию развития языка.
С 1948 года Ростогар преподавал в Люблянском университете, где руководил и мыслил до самой смерти. кафедры психологии. Он был автором многих работ, опубликованных на чешском , немецком , французском , сербско-хорватском и словенском языках .
Ростогар использовал свое профессиональное образование для анализа морального значения нации. Он считал, что ядром национальности является осознание принадлежности и чувство, которое такое осознание порождает. [ 13 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Ростогар М., Введение в научное мышление (1910).
- Ростогар М., Теория гипотетического суждения (1910)
- Ростогар М., Национальность и ее нравственное значение (1913)
- Ростогар М., Экспериментальные исследования по воспроизведению цветовых качеств. Медицинские перспективы (1914)
- Ростогар М., О синестеич случайвич И. Медицинские перспективы (Прага) (1914)
- Ростогар М., О слуховой синестезии II. Медицинские взгляды (Прага) (1915)
- Ростогар М., За новый социализм (1923).
- Ростогар М., О развитии детского воображения. Третья конвенция по исследованиям детей. Прага (1927)
- Ростогар М., Исследования по психологии развития. Часть 1 (1928)
- Ростогар М. Эволюция визуального представления от первого впечатления. Психологический год, Париж (1931).
- Ростогар М., Как развивается у детей конкретное представление о предмете. Четвертый конгресс по исследованиям детей. Братислава (1931)
- Ростогар М., Психологические основы начала чтения с практическим руководством по чтению (1934).
- Ростогар М., Структура психической жизни, Психология Брно (1935).
- Ростогар М., О психологической концепции воображения. Психология (1937)
- Социальная психология (1948)
- Ростогар М., Психопатология (1948).
- Ростогар М., Психология как наука о субъективной реальности (1950).
- Ростогар М., Общая психология (1951).
- Ростогар М., Социальная психология (1952).
- Ростогар М., Педопсихология (1953).
- Ростогар М., Предложение и мысль. Дискуссии Словенской академии наук и искусств, Любляна (1953 г.)
- Ростогар М., Основы общей психологии (1964)
- Ростогар М. Основы общественной психологии. Любляна (1964)
- Ростогар М., Основы социальной психологии (1965).
- Ростогар М., Психология (1966)
- Ростогар М., Структуры психической жизни. Сборник пресс-релизов и пленарных лекций, Загреб (1966 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Geburts- und Tauf-Buch . Лесковец возле Кршко. 1875–1893. п. 44 . Проверено 21 октября 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Словенский биографический лексикон: Ростогар Михайло» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ «Словенский биографический лексикон: Ростогар Михайло» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ Ирена Гантар Година, Масарик и масариковство на словенском языке (Любляна: Slovenska matica, 1987).
- ^ Уде, Лойзе (1972). Словенцы и югославская община (и словенцы). Югославия: Издательство «Обзорье». п. 62.
Тогда Ростохару пришла в голову идея защитить автономию Албании - аргументами австрийской дипломатии. Словенская пресса яростно напала на него, особенно на Дана.
- ^ Швейцарец, Джон. «Первая словенская армия 1918-1919» (и словенская). Словения: Вот Словения. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 6 января 2011 г.
Словенские офицеры предложили лейтенанту Ростогару выйти на балкон и выступить. Когда он получил слово, после короткой речи он обнажил саблю и крикнул: «Мы, солдаты, отказываемся от повиновения Австрии и клянемся в верности нашему национальному государству Югославии!»
- ^ ЯН КРЛИН (2006). «Национальный совет в Любляне в 1918 году» (PDF) (на словенском языке) . Проверено 6 января 2011 г.
. Ростогар с помощью революционного комитета словенских офицеров в запасе, артиллерии 53-го хорватского полка и освобожденных русских и сербских пленных в ночь с 29 на 30 октября 1918 года окружил венгерские казармы в Кодельеве (городская часть Любляны). и заставил армию капитулировать.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ ЯН КРЛИН (2006). «Национальный совет в Любляне в 1918 году» (PDF) (на словенском языке) . Проверено 6 января 2011 г.
Следующей опасностью, грозившей словенским властям, стала сочаская армия маршала Бороевича. Судя по воспоминаниям Ростогара, офицерский комитет в Любляне имел напечатанные на разных языках листовки, которые предназначались для солдат сочинской армии, чтобы они вернулись домой с миром и прекратили боевые действия.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «Юрий Перовшек, Полемика Ущеничник — Ростогар о религии, национальности и этике в 1912–1913 годах» (PDF) (на словенском языке). п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2011 г. Проверено 6 января 2011 г.
Михайло Ростогар (1878-196) изучал философию в Вене, затем в Граце у профессора Алексиуса Мейнонга. В 1906 году он получил степень доктора философии в Вене, защитив диссертацию «Über die Hypothese». Ihre wissenschaftliche Bedeutung.
- ^ Новый, Любомир; Иржи Габриэль; Ярослав Хрох (1994). Чешская философия в XX веке . Том 4. Издатели Paideia и Совет по исследованиям и ценности философии. ISBN 1-56518-028-3 .
Ростогар, словенец по происхождению, приехал в Брно из Праги, где в 1911 году стал доцентом факультета искусств Карлова университета, защитив в 1910 году свою работу по логике «Теория гипотетического суждения».
- ^ https://admin.archiv-psychologie.cz/uploads/10_Clanek_Rostohar_as_an_anticipator_of_great_ideas_1999_Sbornik_praci_Filozoficke_fakulty_brnenske_univerzity_7536ce7115.pdf
- ^ https://admin.archiv-psychologie.cz/uploads/10_Clanek_Rostohar_as_an_anticipator_of_great_ideas_1999_Sbornik_praci_Filozoficke_fakulty_brnenske_univerzity_7536ce7115.pdf
- ^ Теодор М. Портер; Дороти Росс (2003). Кембриджская история науки: современные социальные науки . Соединенные Штаты Америки: Пресс-синдикат Кембриджского университета. п. 448. ИСБН 9780521594424 .
Ростогар анализировал нравственное значение народности, он считал, что сущность народности заключается в осознании принадлежности и в чувствах, которые такое осознание порождает.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кржишник-Букич, Вера (1974), Михайло Ростогар и «Передовая мысль»
- Шванцара, Йозеф (1999), Михайло Ростогар (1878-1966): в традициях холистической и экспериментальной психологии.
- Перовшек, Юрий, Полемика Ущеничник — Ростогар о религии, национальности и этике в 1912–1913 годах (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2011 г. , получено 6 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальный совет в Любляне в 1918 г. (Национальный совет в Любляне в 1918 г.). [ постоянная мертвая ссылка ]
- Краткая биография Михаила Ростогара в тексте о его полемике с Ушеничником
- https://psycnet.apa.org/record/2012-00451-008
- https://journals.copmadrid.org/historia/archivos/fichero_salida20220923110849677000.pdf
- https://admin.archiv-psychologie.cz/uploads/Plhakova_A_2008_Reflections_on_the_main_schools_of_the_world_psychology_in_the_Czech_inter_war_psychology_History_of_psychology_11_4_20_cd581a53c1.pdf