Дракон 32/64
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Домашний компьютер Dragon 32. | |
Также известен как | Дракон 200, Дракон 200-Э |
---|---|
Производитель | Данные Дракона |
Тип | Домашний компьютер |
Дата выпуска | август 1982 г |
Снято с производства | 1987 год [ 1 ] |
Операционная система | Расширенный БЕЙСИК (Майкрософт) |
Процессор | Моторола 6809E @ 0,89 МГц |
Память | 32 КБ/64 КБ |
Отображать | Композитный монитор или телевизор с радиочастотным выходом, 64×48 с полуграфикой 8 цветов , 128×192 с 4 цветами, 256×192 с 2 цветами |
Графика | MC6847 Генератор видеодисплея |
Звук | 1-битный звук |
Dragon 32 и Dragon 64 — домашние компьютеры , выпущенные в 1980-х годах. Драконы очень похожи на цветной компьютер TRS-80 и производились для европейского рынка компанией Dragon Data , Ltd., первоначально в Суонси , Уэльс , а затем переехали в Порт-Талбот , Уэльс (до 1984 года), а также компанией Eurohard SA в Касар-де-Касар-де -Майорка. Касерес , Испания (с 1984 по 1987 год), а для рынка США — Tano Corporation из Нового Орлеана , штат Луизиана . Номера моделей отражают основное различие между двумя машинами, имеющими 32 и 64 килобайта оперативной памяти соответственно.
Dragon 32 Компания Dragon Data представила микрокомпьютер в августе 1982 года, а год спустя — Dragon 64. Несмотря на первоначальный успех, Dragon столкнулся с техническими ограничениями графических возможностей и аппаратно поддерживаемых текстовых режимов, что ограничило его привлекательность на игровых и образовательных рынках. Dragon Data обанкротилась в 1984 году и была приобретена испанской компанией Eurohard SA. Однако в 1987 году Eurohard объявила о банкротстве.
Компьютеры Dragon были построены на базе процессора Motorola MC6809E и имели композитный порт для монитора, позволяющий подключаться к (на тот момент) современным телевизорам. Они использовали аналоговые джойстики и имели ряд периферийных устройств и дополнений. У Dragon было несколько режимов отображения с высоким разрешением, но ограниченные графические возможности по сравнению с другими домашними компьютерами того времени.
Dragon поставлялся с интерпретатором Microsoft BASIC в ПЗУ , что позволяло мгновенно запускать систему. Dragon 32/64 мог работать с несколькими дисковыми операционными системами ряд популярных игр был перенесен , и на эту систему .
В целом, компьютеры Dragon изначально были хорошо приняты, но столкнулись с ограничениями, которые помешали их долгосрочному успеху.
Дракон 32 против Дракона 64
[ редактировать ]Помимо объема оперативной памяти, Dragon 64 также имеет функциональный RS-232 последовательный порт , которого не было в Dragon 32. Небольшое различие между двумя моделями Dragon заключается в цвете внешнего корпуса; Dragon 32 — бежевого цвета , а Dragon 64 — светло-серого. Помимо корпуса, фирменного знака и последовательного порта Dragon 64, обе машины выглядят одинаково. Dragon 32 можно обновить до Dragon 64. В некоторых случаях покупатели Dragon 32 обнаруживали, что они действительно получили устройство Dragon 64. [ нужна ссылка ]
История продукта
[ редактировать ]
Dragon Data вышла на рынок в августе 1982 года с моделью Dragon 32. Годом позже последовал Dragon 64. Компьютеры поначалу продавались хорошо и привлекли интерес независимых разработчиков программного обеспечения, включая Microdeal . Сопутствующий журнал Dragon User начал выходить вскоре после запуска микрокомпьютера.
Несмотря на этот первоначальный успех, на пути принятия Дракона возникло два технических препятствия. Графические возможности отставали от других компьютеров, таких как ZX Spectrum и BBC Micro , что является существенным недостатком для игрового рынка. [ 1 ] Кроме того, в целях экономии средств текстовые режимы, поддерживаемые аппаратным обеспечением, включали только верхнего регистра символы ; это ограничило привлекательность системы на образовательном рынке. [ 1 ]
Dragon Data рухнула в июне 1984 года. [ 2 ] Ее приобрела испанская компания Eurohard SA, которая перенесла завод из Уэльса в Касерес и выпустила Dragon 200 (Dragon 64 с новым корпусом, позволяющим размещать монитор сверху) и Dragon 200-E (улучшенная модель ). Dragon 200 с прописными и строчными буквами и испанской клавиатурой), но в конечном итоге объявил о банкротстве в 1987 году. Оставшиеся акции Eurohard были куплены испанским журналом для любителей электроники и розданы тем, кто заплатил за них. трехлетняя подписка, до 1992 года.
В Соединенных Штатах до начала 2017 года можно было купить новый Tano Dragon в коробке у розничного продавца California Digital, который приобрел оставшиеся запасы. [ 3 ]
-
Дракон 32, вид спереди
-
Дракон 32, вид сзади
-
Дракон 32, вид сбоку
-
Дракон 64, вид сверху
-
Дракон 64, вид сзади
-
Дракон 64, вид сбоку
-
Дракон от Тано
-
Коробка Дракон 200
-
Дракон 200, вид сверху
-
Дракон 200 вид сзади
-
Дракон 200-Е, вид сверху
-
Дракон 200-Е, вид сзади
-
Дракон 200-Е, вид слева
-
Дракон 200-Е, вид справа
-
Набор испанских символов в верхнем и нижнем регистре Dragon 200-E
Прием
[ редактировать ]В январе 1983 года BYTE писал, что Dragon 32 «предлагает больше возможностей за свои деньги, чем большинство его конкурентов», но «в нем нет ничего исключительного». В обзоре он описывался как обновленный, менее дорогой цветной компьютер с 32 КБ оперативной памяти и улучшенной клавиатурой. [ 4 ]
Технические примечания
[ редактировать ]Аппаратное обеспечение и периферийные устройства
[ редактировать ]Dragon построен на базе процессора Motorola MC6809E, работающего на частоте 0,89 МГц . Это был усовершенствованный 8-битный процессор с ограниченными 16-битными возможностями.
Можно было увеличить быстродействие компьютера, используя POKE 65495,0
, находящегося в ПЗУ что ускорило работу интерпретатора BASIC , но временно отключило правильное функционирование портов кассеты/принтера. Производственные различия означают, что не все Драконы могли работать на такой более высокой скорости, и использование этого POKE могло привести к сбою или нестабильной работе некоторых устройств, хотя и без необратимых повреждений. POKE 65494,0
вернул скорость в норму. POKE 65497,0
увеличил скорость еще выше, но изображение пропадало до тех пор, пока не была восстановлена более медленная скорость.
В Dragon использовались мультиплексор синхронных адресов (SAM) SN74LS783/MC6883 и MC6847 генератор видеодисплея (VDG). Ввод-вывод обеспечивался двумя адаптерами периферийного интерфейса MC6821 (PIA). Многие Dragon 32 были обновлены их владельцами до 64 КБ памяти. Некоторые из них были дополнительно расширены до 128 КБ, 256 КБ или 512 КБ с помощью самодельных контроллеров памяти / блоков управления памятью (MMU). [ нужна ссылка ]
Для Dragon 32/64 существует широкий спектр периферийных устройств. [ нечеткий ] и существуют надстройки, такие как Dragon's Claw, которые дают Dragons порт, аппаратно совместимый с пользовательским портом BBC Micro отдельные программные драйверы , хотя необходимо разработать для подключенных устройств. Хотя ни одна из машин не имеет встроенной дисковой операционной системы ( компакт-кассеты были стандартным механизмом хранения данных, обычно используемым для машин того времени), DragonDOS поставлялась как часть интерфейса контроллера диска от Dragon Data Ltd. Универсальные внешние порты, включая стандарт RS-232 на модели 64 также позволяет любителям подключать разнообразное оборудование. [ нечеткий ]
Компьютер оснащен композитным выходу телевизора портом монитора в качестве альтернативы радиочастотному , который можно использовать для подключения Dragon 32 к большинству современных телевизоров для обеспечения гораздо лучшего изображения.
В Драконе использовались аналоговые джойстики, в отличие от большинства систем того времени, в которых использовались более простые и дешевые цифровые системы. Другие варианты использования портов джойстика включали световые ручки .
Тони Кларк и Ричард Уодман разработали спецификации Дракона. [ 5 ]
Устройства имели прочную материнскую плату в просторном корпусе, напоминающем BBC Micro , и поэтому были более терпимы к послепродажным модификациям, чем некоторые из их современников, компоненты которых часто размещались в минимально возможном пространстве.
Видеорежимы
[ редактировать ]Основной режим отображения Дракона — текст «черный на зеленом» (на самом деле черный был более глубоким и мутным зеленым). Единственная графика, возможная в этом режиме, основана на блоках в четверть тайла.
Он также имеет выбор из пяти режимов высокого разрешения, называемых PMODE 0–4, которые чередуют монохромный и четырехцветный режимы с последовательно более высокими разрешениями, кульминацией которых является черно-белый режим PMODE 4 256 × 192. Каждый режим имеет два возможных цвета. палитры — они довольно яркие и из-за них система плохо выглядит по сравнению с другими домашними компьютерами того времени. Также невозможно использовать стандартные команды печати для печати текста в графических режимах, что вызывает трудности при разработке программного обеспечения. [ 6 ]
Полноцветные строк развертки режимы 64×192 на основе полуграфические также возможны, хотя их несбалансированное разрешение и сложность программирования (недоступность через BASIC) означали, что они использовались нечасто.
Дисковые системы
[ редактировать ]
Первой на рынок вышла полноценная дисковая операционная система производства компании Premier Microsystems, расположенной недалеко от Кройдона . Система продавалась как дисковая операционная система «Дельта»; Дракону было предложено продавать это как дополнение. Dragon не заключила такое соглашение и вместо этого выпустила систему DragonDOS. Эти две системы были несовместимы.
Лидерство Delta в доступности гарантировало, что программное обеспечение будет выпущено в этом формате, в то время как «официальный» статус Dragon гарантировал, что она также получит программное обеспечение, опубликованное в этом формате. Это привело к путанице и разочарованию: клиенты обнаружили, что либо они приобрели версию, несовместимую с их настройкой, либо что программное обеспечение доступно только для конкурирующего стандарта.
Системное программное обеспечение
[ редактировать ]Dragon поставляется с интерпретатором Microsoft BASIC в 16 КБ ПЗУ . BASIC почти идентичен Extended Basic от Tandy Color Computer с некоторыми изменениями, необходимыми для взаимодействия с системой Dragon. [ 5 ]
Как и в домашних компьютерах того времени, все операционное программное обеспечение было включено в микросхему ПЗУ; поэтому система запускается мгновенно при включении питания.
Некоторые поставщики программного обеспечения также выпустили компиляторы для BASIC и других языков для создания двоичного (или «машинного») кода, который работал бы во много раз быстрее и лучше использовал бы небольшую системную оперативную память. К концу своего существования Dragon Data выпустила пакет ассемблера / дизассемблера /редактора под названием Dream .
Помимо дисковой операционной системы DragonDOS, Dragon 32/64 способен работать с несколькими другими, включая FLEX и даже OS-9 , которая привнесла UNIX -подобную многозадачность в платформу . Драконы с расширенной памятью и MMU могут работать под управлением OS-9 уровня 2.
Игры
[ редактировать ]
Первоначально Dragon достаточно хорошо поддерживался крупными британскими компаниями-разработчиками программного обеспечения, при этом на Dragon переносились версии популярных игр с других систем. Среди самых продаваемых игр, доступных для Dragon, — Arcadia ( Imagine ), Chuckie Egg ( A&F ), Manic Miner и продолжение Jet Set Willy ( Software Projects ), Hunchback ( Ocean ) и Football Manager ( Addictive ). Были также компании, которые сконцентрировались на Dragon, например Microdeal . Их персонаж Катберт появился в нескольких играх, при этом Cuthbert Goes Walkabout также был преобразован для 8-битных систем Atari и Commodore 64 .
Из-за ограниченных графических режимов Dragon преобразованные игры имели характерный внешний вид: в цветные игры обычно играли на зеленом или белом фоне (а не на более распространенном черном фоне в других системах), а игры с графикой высокой четкости приходилось запускать. в черно-белом цвете.
Когда система была прекращена, поддержка со стороны компаний-разработчиков программного обеспечения также фактически прекратилась. Однако Microdeal продолжала поддерживать Dragon до января 1988 года. Некоторые из их последних игр, разработанных для Dragon в 1987 году, такие как Tanglewood и Airball, также были конвертированы для 16-битных машин, таких как Atari ST и Amiga .
Отличия от цветного компьютера TRS-80
[ редактировать ]И Dragon, и цветной компьютер TRS-80 основаны на дизайне спецификации Motorola для микросхемы MC6883 SAM (MMU) для управления памятью и управления периферийными устройствами.
Системы настолько похожи, что значительная часть скомпилированного программного обеспечения, созданного для одной машины, будет работать на другой. Программное обеспечение, работающее через встроенные интерпретаторы Basic, также имеет высокий уровень совместимости, но только после их повторной токенизации , чего достаточно легко добиться путем переноса на кассету с соответствующими опциями.
Цветной компьютер можно навсегда превратить в Дракона, заменив исходное ПЗУ цветного компьютера и переподключив кабель клавиатуры. [ 7 ]
Dragon имеет дополнительную схему, обеспечивающую совместимость MC6847 VDG с европейскими 625-строчными телевизионными стандартами PAL , а не с американским 525-строчным стандартом NTSC , а также параллельный порт принтера Centronics , отсутствующий в TRS-80. Некоторые модели производились с видео NTSC для рынков США и Канады.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сангани, Крис (2009). «Гаджеты, дизайн которых забыт» . Инженерия и технологии . 4 (16). ИЭПП: 31. doi : 10.1049/et.2009.1604 . ISSN 1750-9637 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года.
- ^ Уорлок, Питер. «Драконий огонь мерцает» . Новости персонального компьютера . Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ «Тано дракон» . cadigital.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Уильямс, Грегг (январь 1983 г.). «Микрокомпьютер в британском стиле / Пятая всемирная выставка персональных компьютеров» . БАЙТ . п. 40 . Проверено 19 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Компьютер, который ревел» Фернли Эдмонсон. Журнал "Микрокомпьютер" 1983 Май.
- ^ Брукс, Фил. «Пользователь Дракона, май 1985 г., «Пиши!» " (PDF) . Мир Дракона . Пользователь Дракона. п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 11 марта 2016 г.
- ^ «Превращение Коко в Дракона» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2009 года . Проверено 5 августа 2008 г.
- Примечания
- Вандер Рейден, Джон (1983). Справочник программиста Dragon 32 . Программное обеспечение Beam/Мельбурн Хаус. ISBN 0-86161-134-9 .
- Смид, Д.; Соммервилл, И. (1983). Внутри Дракона . Аддисон-Уэсли. ISBN 0-201-14523-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Компьютеры Dragon 32/64 – на сайте www.6809.org.uk.
- Архив Дракона - архив всего, что связано с Драконом 32/64, его клонами и прототипами.
- Dragon 32 Universe (в архиве с 25 апреля 2019 г.) – в основном игровой архив игр Dragon 32, обзоров и инструкций.
- Убитый зверь — история компьютера-дракона на сайтеdragon-archive-online.co.uk.
- Международная группа пользователей Dragon – Yahoo! группа для пользователей Дракона
- Руководства для Dragon 32, Dragon 64 и DragonDOS (набор символов DOS 437) на www.museo8bits.es
- Обновление Дракона - Библиотека журналов Национальной группы пользователей в Центре истории вычислений
- Инкрустация Dragon 32/64 и архив игр на сайтеdragon32.co.uk — Архив инкрустаций Dragon 32/64 и игровых игр