Абсолютные монархи
![]() | |
Автор | Джон Джулиус Норвич |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | популярная история |
Опубликовано | 12 июля 2011 г. |
Издатель | Случайный дом |
Место публикации | Соединенные Штаты |
ISBN | 978-1400067152 |
«Абсолютные монархи: История папства» — книга английского популярного историка Джона Джулиуса Нориджа, изданная в 2011 году издательством Random House . Чуть ранее он был опубликован в Великобритании издательством Chatto & Windus под названием «Папы: история» . Он был представлен после того, как Норидж постепенно заработал свою репутацию, выпустив более двадцати ранее опубликованных названий, и получил значительное внимание в прессе.
Краткое содержание
[ редактировать ]Как следует из названия, это история пап, от Святого Петра до Папы Бенедикта XVI . Несмотря на то, что «Норвич» в основном основан на фактах, он оживляет исторические записи, делясь комментариями и указывая мотивы решений и действий сторон. Например, рассматривая Чарльза Мартела , Норвич спрашивает, остановит ли он наступление лангобардов , и отвечает: «Возможно, но он не будет торопиться». Соответственно, читателю предстают грандиозные стратегии и моральные дилеммы того времени, что дает ощущение драмы, присутствующей в каждую эпоху.
Норвич комментирует, что Папа Григорий I (срок 590–604 гг.) «был гениальным администратором, организатором и миссионером; он не был и никогда не мог быть абстрактным мыслителем, теологом или даже политиком». Кроме того, он был «[благочестивым, но практичным, он намеревался сделать Имущество Петра огромным благотворительным фондом, находящимся в немедленном распоряжении Церкви на благо бедных - каждый день двенадцать нищих делили его стол».
Норвич также подробно описывает недостатки учреждения. В середине X века фактическим правителем Рима, а значит, и папством, была «восхитительно красивая, но зловещая фигура Мароции , сенаторши Рима ». Папа Иоанн X , проявивший признаки самостоятельности, был «поражен в Латеране на глазах у своего брата», а позже «свергнут и заключен в тюрьму в замке Сант-Анджело , где вскоре после этого был задушен подушками». Видимо, Мароция его ненавидела, что, возможно, «отчасти было связано с тем, что он был любовником ее матери». Мароция использовала свою власть, чтобы назначить своего внука Папой Иоанном XII . Этот двадцатилетний мужчина не только не соответствовал нашему современному образу Папы как хрупкого пожилого мужчины, но и давал женщинам-паломницам в Рим совершенно иную папскую аудиторию, насилуя их.
Примерно 200 лет спустя, в 1159 году, выбор нового Папы разделился между Фридрихом I, императором Священной Римской империи , и кардиналами. После того, как кардиналы выбрали кардинала Роланда, и в тот момент церемонии вступления в должность, когда он склонил голову, чтобы получить «алую мантию папства… Октавиан [кардинал, сторонник Империи] кинулся на него, схватил мантию и пытался надеть это сам». Он потерял его в драке, но затем «его капеллан мгновенно произвел другой - предположительно, взятый с собой именно для такого случая - который Октавиану на этот раз удалось надеть, к сожалению, задом наперед, прежде чем кто-либо смог его остановить». После дальнейшей шумихи Октавиан «бросился к папскому трону, сел на него и провозгласил себя Папой Виктором IV ». Хотя имперские силы, присутствовавшие в то время в Риме, помогали ему отстаивать свои права в течение нескольких месяцев, осенью им пришлось вернуться в Германию, прежде чем альпийские перевалы были заблокированы снегом, что означало конец для Папы Виктора IV.
Есть глава о Папе Иоанне , женщине, которая по легенде, сохранив свой пол в тайне, была избрана Папой в 855 году, но забеременела и родила во время процессии от старой базилики Святого Петра до Латерана, в узком переулке. Норвич приписывает эту легенду работе 1265 года, написанной «доминиканским монахом польского происхождения по имени Мартин », далее заявляя, что «во многом благодаря ему легенда о Папе Иоанне ... стала одной из самых старинных уток в папских утках». история». Относительно более ранних авторов, ссылавшихся на Папу Иоанну, он пишет, что «хотя их истории были написаны раньше, все сохранившиеся копии датируются, по большому счету, позже Мартина». Отмечая, что многие ссылки несовместимы друг с другом, Норвич заявляет, что «большинство остальных повторяют слова Мартина настолько близко, что не оставляют сомнений в том, что они используют его как свой авторитет». Далее автор отмечает письмо Папы Льва IX (срок 1049–1054 гг.) Михаилу I Керуларию , Константинопольскому Патриарху, в котором говорится: «Не дай Бог, чтобы мы захотели поверить, [что]... Константинопольская Церковь... когда-то воздвигнутая женщина на троне понтифика. Мы считаем это преступление… отвратительным и ужасным…» Затем Норвич спрашивает: «[h] слышал ли Лео когда-либо о существовании Папы Иоанна? возможно ли, что он подвергся бы очевидному возражению патриарха?»
О Папе Иннокентии III (срок 1198–1215) Норвич пишет: «Его полная уверенность в себе - вместе с редким в средние века чувством юмора - сделали его терпеливым, простым и всегда доступным, искренне любимым окружающими».
О Папе Александре VI (срок 1492–1503; также известный как Родриго Борджиа) Норвич утверждает (также ссылаясь на сына Александра Чезаре Борджиа ): «Благодаря им двоим, и в меньшей степени [дочери] Лукреции , Борджиа стали легенда о подлости и жестокости». Но была и другая сторона. Говоря о Церкви, Норвич утверждает: «Чтобы выжить, сохранив свою независимость, она отчаянно нуждалась в адекватном финансировании, твердом управлении и проницательной дипломатии, и все это Александр смог обеспечить в полной мере, какими бы сомнительными ни были его средства для этого. ." Далее автор отмечает: «[м]аждое из обвинений, выдвинутых против него, можно было бы легко опровергнуть, если бы он потрудился это сделать; оставив их без ответа, он способствовал созданию своей собственной невыразимой репутации».
Прием
[ редактировать ]New York Times Обозреватель Билл Келлер утверждает о Норидже: «Он поддерживает ход событий почти в темпе пляжного чтения, избирательно относясь к тому, где он задерживается, и принимая тон восторженного гида, опытного, но менее чем почтительного». Рецензент отметил, что Норвич мало что может сказать о богословии Пап и рассматривает их доктринальные споры как дипломатический вопрос. [ 1 ]
Обозреватель Los Angeles Times Джанет Киносян пишет о Норвиче: «С его простым, а иногда и остроумным стилем письма он проводит нас через то, что в противном случае могло бы стать удушающей парой тысяч лет пап, антипап, бесконечной политической борьбы за власть, войны, жадности, пыток, инквизиции, эгоизм, инцест, блуд, внебрачные дети и оргии». [ 2 ]
Публикации
[ редактировать ]- Великобритания в твердом переплете: Норвич, Джон Джулиус; (1 марта 2011 г.). Папы, История. Соединенное Королевство: Чатто и Виндус. ISBN 978-0701182908
- США в твердом переплете: Норвич, Джон Джулиус; (12 июля 2011 г.). Абсолютные монархи: история папства США: Random House. ISBN 978-1400067152
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келлер, Билл (7 июля 2011 г.). «2000 лет пап, священных и светских» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Киносян, Джанет (24 июля 2011 г.). «Рецензия на книгу: «Абсолютные монархи» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 сентября 2020 г.