Ян Спрэг

Ян Браун Спрэг двадцатого века (1920–1994) был австралийским гончаром , скульптором по керамике и художником-графиком. Задержанный Второй мировой войной и неудачным стартом в архитектуре, он провел (в целом) свои сорок лет, адаптируя австралийскую домашнюю керамику к японской эстетике созерцательного использования; [ 1 ] ему за пятьдесят, он работал скульптором в двух- и трехмерной керамике; его шестидесятые и семидесятые годы создавали пейзажи на бумаге.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Спрэг родился в Джилонге , Виктория, Австралия, в 1920 году. Он был шестым и последним ребенком Лесли Спрэг, богатого скотовода. [ 2 ] и Мэрион Браун, уроженка Армидейла, потомок шотландских баронетов Браунов . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он получил образование в Джилонгской грамматической школе . [ 6 ] Получив образование архитектурного чертежника, Спрэг провел Вторую мировую войну в Австралийских силах в Новой Гвинее в качестве офицера связи . [ 7 ] После войны он поступил в Мельбурнский университет и в 1950 году получил степень архитектора. [ 8 ] Но следующие десять лет в архитектурных бюро Мельбурна и Лондона он нашел утомительными и неудовлетворительными. [ 9 ] [ 10 ] Спраг был ростом 6 футов 1 дюйм, светлыми волосами и голубыми глазами. [ 7 ] Он появлялся на вечеринках в Доме правительства. [ 11 ] и как шафер на модных свадьбах, [ 12 ] [ 13 ] но он так и не женился. Во время отпуска в Шотландии в 1957 году он попал в автомобильную аварию, из-за которой он пролежал в больнице пять месяцев. Одно колено было необратимо повреждено и являлось частым источником боли. Его хирург предложил ему восстановить силу рук, занявшись ремеслом. [ 14 ]
Керамика
[ редактировать ]
Спрэг посещал Лондонскую центральную школу искусств и ремесел с 1958 по 1960 год. Он провел два месяца в гончарной мастерской Дэвида Лича в Девоне. [ 9 ] Он вернулся в Австралию в феврале 1962 года, планируя изготавливать этические горшки в англо-японской традиции, основанной Бернардом Личем , отцом Дэвида. Спрэг купил поместье площадью 15 акров в Аппер-Биконсфилде , штат Виктория.
- Я четко имел в виду всю эту установку. Я хотел жить за пределами Мельбурна. Я хотел иметь животных, немного земли и иметь полную свободу делать то, что хочу. [ 15 ]
В имении он гончарную мастерскую устроил, [ 14 ] спроектировал и построил новый дом неподалеку [ 16 ] и отремонтировали существующий пятикомнатный коттедж. [ 17 ] Из Англии он импортировал печь Гомера, способную выдерживать высокие температуры, необходимые для изготовления керамики и фарфора, а не глиняной посуды, а также колесо Бултона с конусным приводом и мельницу . [ 18 ] [ 19 ] Оборудование было коммерческого масштаба, но предназначено для студийной работы. Керамическая посуда называлась Мунгерибар: «красная глина» на языке местных аборигенов ( войвуррунг ).
- … мы, наконец, пришли к керамограниту, смешав местный шамот с коммерческой красной глиной, фарфоровой глиной и шариковой глиной … это хорошо работает и превращается в красно-коричневый цвет с более светлыми крапинками … В результате большая часть глазурей, которые мы используем, изготавливается из возможны также более темные землистые цвета, но также возможны крапчатые светло-серые и охровые оттенки. [ 18 ]
Знак Мунгерибарской керамики — это впечатление Макдональда; Личный знак Спрага — заглавная буква I над горизонтальным разделителем и азбука Морзе для S — три точки. Некоторые горшки подписаны «IanS». [ 20 ] Рисунки и картины подписаны «Ян Спрэг»; Работа, подписанная просто «Спраг», обычно принадлежит его племяннику Лесли.
Спрэг познакомился и полюбил гончара и техника школы Слейда Робина Уэлча (р. 1936) в Англии. Он заплатил за приезд Уэлча и его семьи в Мунгерибар в 1962 году, чтобы Уэлч мог помочь ему создать полностью профессиональную гончарную мастерскую. Уэлчи вернулись в Англию в 1965 году. [ 16 ] В октябрьском номере журнала Pottery in Australia за 1965 год Спрэг описал их успехи и неудачи в создании гончарного дела. Описание и планы настолько подробны, что представляют собой спецификацию для потенциальных подражателей. [ 18 ] [ 20 ] Спраг производил полный спектр функциональной домашней керамики с 1964 по 1980 год.
В 1964 году он основал Центр ремесел в Южной Ярре, «выставочный центр и выставочную галерею ремесел Австралии высочайшего уровня». [ 21 ] Таким образом, Спрэг контролировал каждый этап производства: от смешивания глины до передачи завернутых горшков через прилавок. Центр полностью принадлежал ему и снабжался им, и он путешествовал по всей Австралии в поисках лучшей керамики, текстиля, изделий из стекла, изделий из дерева и ювелирных изделий. На открытии выставки была представлена керамика Робина Уэлча. [ 16 ] Спрэг продал Центр в 1967 году. [ 10 ] но вскоре начал кампанию по созданию финансируемого государством центра, который в конечном итоге был создан как Ремесленный центр мясного рынка в Северном Мельбурне. В 1971 году Спраг стал президентом недавно созданной Ремесленной ассоциации Виктории. [ 22 ] Обеспокоенный качеством преподавания в художественных школах и технических колледжах, он провел по стране множество мастер-классов по фактурной обработке глины. [ 19 ] [ 23 ]
- Я считаю, что человек должен внести что-то для общего блага, хотя зачастую он тратит огромное количество творческого рабочего времени… Создание и управление собственностью, коллекционирование картин австралийских художников, поп- и классических пластинок и постоянное развлечение друзей и посетителей еще не оставил мне достаточно времени для моей работы. [ 10 ]
Функциональная керамика
[ редактировать ]

С одной стороны, Спрэг сам никогда не производил больших объемов работ; он был скромным мастером, не склонным продвигать или выставлять свои работы. [ 14 ] Тем не менее, каждый год он сжигает около 1500 собственных домашних горшков. [ 24 ] и многие из них сейчас находятся в государственных коллекциях. [ 25 ]
- Коричневая керамическая посуда, функциональные хлебцы красивой формы, чайники, фруктовые тарелки, чашки и блюдца… сделали его имя нарицательным среди знатоков 1970-х годов. [ 26 ]
Виктор Гринуэй был его учеником в 1969–73 годах. (Оценкой Гринуэя в годы его правления в Мунгерибаре было впечатление, произведенное с большой буквы.) [ 27 ] В конце концов Гринуэй стал другом и временным менеджером Спрэга. [ 28 ] Он считал Спрага
- джентльмен-гончар… исключительно искусный в своем ремесле… Для Уэлча величайшим удовольствием было видеть полки, полные множества его собственных работ, но для Спрага его целью было разместить в доме гончарное изделие ручной работы — изготовление чашек и блюдца и красивые предметы, которые можно использовать, ощущать и вообще ценить. [ 14 ]
В 1973 году Спрэг вырезал два акра Мунгерибара, чтобы предоставить Гринуэю землю для собственного дома. Другими учениками в Мунгерибаре были Граттан Берли (на шесть месяцев), [ 19 ] Кристофер Сандерс (1976–78), [ 20 ] который стал другом на всю жизнь, и Тревор Хэнби (1978–80). После 14 лет практического изготовления керамики Спрэг передал Хэнби разработку полного ассортимента горшков, которые будут продаваться под маркой Mungeribar. [ 29 ]
В 1965 году знаменитый японский гончар Сёдзи Хамада изготовил в Мунгерибаре несколько горшков; сейчас они находятся в галерее Гамильтона . [ 30 ] Японский гончар Тацузо Симаока работал в Мунгерибаре в 1972 году. [ 28 ] На протяжении 1970-х годов такие международные мастера, как Гарри Дэвис , Ян Олд, Фудзивара Ю. [ 31 ] и Майкл Кардью посетили. [ 6 ]
Нефункциональная керамика
[ редактировать ]
В середине 1970-х годов Спрэг, вслед за Робином Уэлчем, создал серию скульптур, добавив антропоморфные черты к тонким брошенным горшкам. Носящие такие имена, как Критик , Тотем и Воин , они выглядят как раскопанные хтонические манекены. [ 32 ]
Яйцевидные формы возникли на круге, но были оттеснены и выцарапаны до выразительной асимметрии и украшены глиняными дисками и ремешками. Большая группа из них была показана в галерее Левесон-Стрит, Северный Мельбурн, в декабре 1980 года. [ 33 ]
Самое позднее с 1973 года он специализировался на шамотных панелях для архитектурного использования в качестве настенных табличек или отдельно стоящих скульптур (в первом издании Littlemore's Nine Artist Potters за 1973 год есть фотографии шести из них). [ 23 ] [ 9 ] [ 34 ] Более поздние образцы имеют корешок из цветного стекла в глиняных колодцах.
- Спрэг создавал свои стеновые панели, вырезая их из шамотных блоков, нагревая и царапая, а также применяя смелые упрощенные мотивы. Эти шероховатые глиняные поверхности часто обрабатывались просто заливкой на них крепкого раствора соленой воды… [обжигом], что приводило к эффекту теплой поджаренной поверхности. [ 35 ]
- Глиняные панели ручной работы… сочетают в себе выразительные абстрактные формы и редкое понимание модуляции двухмерной рельефной скульптуры. [ 26 ]
Обычно панели были группами по три, но были установлены инсталляции из 8 панелей (две на четыре), 42 (семь на шесть) или 27 (три на девять), особенно для модернистского дома Бомариса скульптора и художника-портретиста Ширли Ханнан. Ханнан был одним из многих клиентов, которые стали его восхищенными друзьями. [ 36 ]
Одиночные панели иногда представляли собой глазурованные барельефы.
В 1979 году Спрэг выложил дизайн из 20 000 керамических плиток в садах Фицрой в Мельбурне, чтобы сформировать «народную тропу». [ 37 ] Четыре года спустя он предоставил «место в пещере» для другого общественного произведения искусства — Терракотового сада фресок в Беналле, Виктория . [ 38 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
К 1981 году Мунгерибар стал слишком обременительным и слишком холодным для здоровья Спрага. Он продал поместье Аппер-Биконсфилд и переехал в дом и студию, которые он купил в Муни-Муни на реке Хоксбери . Мунгерибар был поглощен огненной бурей в Пепельную среду 1983 года . [ 39 ] Спрэг делал горшки и скульптуры в небольшой глиняной посуде, а также работал на бумаге. [ 14 ] К ним относятся литографии и монопринты . Много рисунков реки, лодок, скалистых откосов. Другие рисунки изображают его уиппета Sprint. [ 40 ] В 1992 году он переехал в меньший дом и студию в Саншайн-Бич к северу от Нусы , Квинсленд. Он умер там два года спустя. [ 14 ]
Репутация
[ редактировать ]Ян Спрэг: гончарная мастерская 1920–1994 , ретроспективная выставка, куратором которой выступил Релтон Ливер, прошла в Государственной галерее коллекции ремесел штата Виктория в 1995 году. [ 41 ] В обзоре The Age , озаглавленном «Прославленный мастер-гончар», говорится о его «легендарном вкладе в современную керамику». [ 26 ] Примеры работ Спрага хранятся в Национальной галерее Австралии, Канберра; Национальная галерея Виктории; Викторианская керамическая группа; Музей электростанции, Сидней; Художественный музей Яна Поттера.
Фотографии
[ редактировать ]Фотография Спрэга работы Марка Стрижича из коллекции Национальной галереи Виктории доступна в Интернете как Ян Б. Спрэг (1960-е) . Это редкая возможность увидеть, как он работает над керамической скульптурой.
На фотографии Крейга Карлстрома из журнала Nine Artist Potters Спраг изображен в Мунгерибаре в конце 1970-х годов в водолазке на молнии поверх синих джинсовых клеш. [ 42 ]
Галерея
[ редактировать ]1950-е годы
[ редактировать ]1960-е годы
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1970-е годы
[ редактировать ]![]() |
![]() |
1980-е годы
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
1990-е годы
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Красноречивый даосский гимн истины материалам, глине, глазури, технике», Джон Тешендорф, «Введение в коллекцию керамики» в Янг, Майкл (1988). Каталог Викторианской государственной коллекции ремесел . Северный Мельбурн, Виктория: Ремесленный центр мясного рынка. ISBN 0724172068 .
- ^ «Лесли Спрэг» . Проект Спрага . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Браун произносится как Брюин .
- ^ «СМЕРТЬ СЭРА У.М. БРУНА» . Сидней Морнинг Геральд . 15 октября 1918 г. с. 8 . Проверено 15 ноября 2015 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Лесли Спрэг» . Проект Спрага . Проверено 15 ноября 2015 г. Детями были Одри (позже миссис Эдж), Эдгар, Дирлин (позже миссис Молсуорт), Зельма (позже миссис Кинг), Мервин и Ян.
- ^ Jump up to: а б Кеннет, Худ (1995). "Введение". В Ливере, Релтон; Сандерс, Кристофер (ред.). Ян Спрэг: Студия Поттера 1920–1994 . Мельбурн: Релтон Ливер. стр. 7–8. ISBN 0-646-23151-0 .
- ^ Jump up to: а б Национальный архив Австралии, серия B883, сервисный номер VX110751, штрих-код 6095705.
- ^ «Список потерянных выпускников-архитекторов» (PDF) . Университет Мельбурна . Проверено 17 ноября 2015 г. Другие источники говорят, что это был 1948 год.
- ^ Jump up to: а б с Литтлмор, Элисон; Карлстром, Крейг (1978). Девять художников-гончаров (1-е изд.). Ультимо, Новый Южный Уэльс: Мюррей. стр. 106–123. ISBN 085566424X .
- ^ Jump up to: а б с Боттрелл, Фэй; Стейси, Уэсли (фотография) (1972). Художник-ремесленник из Австралии . Ультимо, Новый Южный Уэльс: Мюррей. п. 70. ИСБН 0909950644 .
- ^ «Правительственный Дом Танца для Молодёжи» . Возраст . Мельбурн. 14 сентября 1946 г. с. 7 . Проверено 18 января 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ "Бервик-обстановка для свадьбы" . Аргус . Мельбурн. 2 октября 1953 г. с. 20 . Проверено 18 января 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Женская секция» . Возраст . Мельбурн. 11 ноября 1948 г. с. 5 . Проверено 18 января 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гринуэй, Лиза (1995). «Ян Спрэг в Мунгерибаре». Керамика: искусство и восприятие (19): 53–55.
- ^ Литтлмор, Элисон; Карлстром, Крейг (1978). Девять художников-гончаров (1-е изд.). Ультимо, Новый Южный Уэльс: Мюррей. п. 108. ИСБН 085566424X .
- ^ Jump up to: а б с Уэлч, Робин (1995). «Мунгерибарская керамика». В Ливере, Релтон; Сандерс, Кристофер (ред.). Ян Спрэг: Студия Поттера 1920–1994 . Мельбурн: Релтон Ливер. стр. 7–8. ISBN 0-646-23151-0 .
- ^ Спрэг, Ян (апрель 1979 г.). «Мунгерибарская керамика» (PDF) . Деревенский колокол (5): 14–15 . Проверено 19 января 2016 г. Дом был построен из «кирпича и дерева, с низкой прямой стальной крышей, окнами из кедра, деревянными полами, шифером, пробкой, внутренней отделкой из белого кирпича в мешках». Личное сообщение от племянника Спрэга.
- ^ Jump up to: а б с Спрэг, Ян (1965). «Гончарня в Мунгерибаре». Гончарное дело в Австралии . 4 (октябрь): 21–24.
- ^ Jump up to: а б с Спрэг, Ян (1980). «На ученичестве». Гончарное дело в Австралии . 19 (ноябрь/декабрь): 3.
- ^ Jump up to: а б с Пирс, Джудит. «Иэн Спрэг» . Идентификация австралийской керамики с 1960-х годов по настоящее время . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Ремесленный центр, Южная Ярра (Виктория), [Ремесленный центр, Южная Ярра (Виктория): Файл австралийской галереи] , получено 17 ноября 2015 г.
- ^ «История ремесла Виктория» . Ремесло . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Спрэг, Ян (апрель 1979 г.). «Мунгерибарская керамика» (PDF) . Деревенский колокол (5): 14–15 . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Литтлмор, Элисон; Карлстром, Крейг (1978). Девять художников-гончаров (1-е изд.). Ультимо, Новый Южный Уэльс: Мюррей. п. 109. ИСБН 085566424X . Причина: когда к нам присоединился Гринуэй, они удвоили объемы продаж и стали производить три тысячи банков в год. Таким образом, доля Спрага составляла 1500 в год.
- ^ Ливер, страница 17.
- ^ Jump up to: а б с Циммер, Дженни (23 мая 1995 г.). «Мастер гончар приветствовал». Возраст : 19.
- ^ Мэнсфилд, Джанет (2005). Виктор Гринуэй: керамика 1965-2005 гг . Розвилл, Новый Южный Уэльс: Beagle Press. ISBN 0947349456 .
- ^ Jump up to: а б Гринуэй, Джуди (апрель 1979 г.). «Виктор Гринуэй: Керамика Брумхилла». Деревенский колокол (5): 10.
- ^ Хэнби, Тревор (1995). «Мунгерибарская керамика». В Ливере, Релтон; Сандерс, Кристофер (ред.). Ян Спрэг: Студия Поттера 1920–1994 . Мельбурн: Релтон Ливер. п. 16. ISBN 0-646-23151-0 .
- ^ «Ваза Хамада Сёдзи (1894-1978)» . Галерея Гамильтона . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Бизэн-Гончарное дело» . Изучите японскую керамику . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Литтлмор, Элисон; Карлстром, Крейг (1978). Девять художников-гончаров (1-е изд.). Ультимо, Новый Южный Уэльс: Мюррей. стр. 118–9. ISBN 085566424X .
- ^ Янг, Майкл (1988). Каталог Викторианской государственной коллекции ремесел . Северный Мельбурн, Виктория: Ремесленный центр мясного рынка. ISBN 0724172068 . Запись 205C80.
- ^ Гринвуд, Тед (17 октября 1977 г.). «Противоположные виды на залив» . Возраст . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Сандерс, Кристофер (1995). "Предисловие". В Ливере, Релтон; Сандерс, Кристофер (ред.). Ян Спрэг: Студия Поттера 1920–1994 . Мельбурн: Релтон Ливер. п. 5. ISBN 0-646-23151-0 .
- ^ Личное общение, Релтон Ливер.
- ^ «Народный путь» . Сады Фицроя . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Керамическая роспись Беналлы» . Мельбурн Фреш Дейли . 5 марта 2012 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «История Аппер-Биконсфилда» . 2 мая 2015 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Личное общение, племянник Спрэга.
- ^ Ливер, Релтон; Сандерс, Кристофер, ред. (1995). Ян Спрэг: Студия Поттера 1920–1994 . Мельбурн: Релтон Ливер. п. 5. ISBN 0-646-23151-0 .
- ^ Литтлмор, Элисон; Карлстром, Крейг (1978). Девять художников-гончаров (1-е изд.). Ультимо, Новый Южный Уэльс: Мюррей. п. 106. ИСБН 085566424X .
- ^ Jump up to: а б «Народный путь» . Городская коллекция . 15 сентября 2021 г. Проверено 14 июля 2024 г.