Поддержите Египта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Поддержите Египта | |
---|---|
![]() Изображение кабошера перед европейцем, который просит его не убивать рабов. | |
Рожденный | около 1700 |
Умер | |
Национальность | Фанте люди |
Род занятий | Работорговец , вождь племени |
Работодатель | Британская империя |
Дети | Филип Куаке |
Квадво Эдьир , позже переименованный в Бремпонг Коджо (что означает «выдающийся Коджо»), а затем европеизированный как Кабосир Куджо (что означает «вождь Куджо»), родился около 1700 года в Экумфи, вождя Фанте на Золотом Берегу , деревня, расположенная на территории нынешнего района Экумфи. Ганы и умер 24 марта 1779 года в Кейп-Косте. Он был работорговцем на службе британского Золотого Берега в Кейп-Косте .
Его коммерческое, политическое и дипломатическое влияние сделало его одной из самых важных африканских фигур на Золотом Берегу в 18 веке. Он создал и структурировал штат Огуаа на Кейп-Косте и способствовал расширению британской колонии посредством дипломатических и военных миссий. Его политическое влияние было таково, что он был одним из главных игроков в совете вождей Фанти и в дипломатических обменах с королевством Ашанти .
Он завещал потомкам основы будущей конфедерации Фанте и способствовал развитию Кейп-Коста, британской колониальной столицы, которая за пятьдесят лет стала вторым по величине прибрежным городом после Эльмины . Он создал самый важный орден Асафо , позволивший африканским знаменитостям укрепить свою власть.
Контекст
[ редактировать ]
В 18 веке Кейп-Кост был одним из важнейших городов королевства Фету (или Эфуту). Однако это королевство было распущено после поражения в 1720 году от первой конфедерации Фанте , что позволило возникнуть нескольким небольшим государствам, таким как Огуаа, которое назначило короля Кейп-Кост. [ нужна ссылка ] Однако этот сдвиг власти не был недавним явлением, поскольку он начался уже в конце XVII века, в 1694 году, с первого отделения, во время которого пробританская коалиция поддержала несколько небольших государств Эфуту . [ нужна ссылка ]
Утрата власти Эфуту и распад государства в начале восемнадцатого века создали вакуум, который позволил личностям, обогащенным трехсторонней торговлей , увеличить свое влияние и власть. История Квадво похожа на историю многих современных африканских купцов, основывающих новые государства. [ нужна ссылка ]
Многие кабосеры [ н 1 ] воспользовались этим контекстом для развития своего экономического и политического влияния, такие как Джон Кэбесс в Коменде , Джон Каноэ на мысе Три-Пойнтс и Джон Карранти в Аномабу . На Кейп-Косте также существовал политический вакуум. [ 1 ] Британцы стремились усилить свое влияние в африканской межгосударственной политике, присоединяясь к этим кабосерам и поддерживая их назначение на пост местных правителей. [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Молодежь и устная легенда
[ редактировать ]Коджо ( Тви : Квадво) — имя, которое Фанте давало мальчикам , рожденным в понедельник. Мало что известно о рождении и юности Квадво. Историки предполагают, что он родился в последние годы 17 века или в первые годы 18 века. [ 2 ] Специалисты по генеалогии предполагают, что он родился в 1701 году, поскольку умер в 1779 году в возрасте 78 лет. [ 3 ] Однако он, по-видимому, был уроженцем не Огуаа ( Кейп-Кост ), а Экумфи, в Адансе (сегодняшний район Экумфи ), и представителя Фанте . культуры [ 2 ]
Эта информация подтверждается устной традицией, в которой добавлено, что он был сыном женщины по имени Акува, замужем за мужчиной из Экумфи-Адансе по имени Квадво Менса. Сообщается, что его мать обратилась за финансовой помощью к Огуаахене Эдьиру Паньину (вождю Огуаа Кейп-Коста), чтобы развестись со своим мужем. Взамен Эдьир Паньин потребовала ее сына Квадво, который взял имя Эдьир Квадво. [ н 2 ] Его мать снова вышла замуж за короля Эфуту, сделав Квадво своим зятем . Однако последствия внутренних конфликтов в королевстве Фету разорвали все связи с Кейп-Костом. [ 4 ] Квадво свободно говорил и писал по-английски, управлял колониальными делами и владел различными местными языками. [ нужна ссылка ]
Квадво было присвоено несколько имен, прозвищ и почетных званий. До того, как его прозвали Кабосир Каджо, его звали Бремпонг Коджо. Бремпонг — почетный титул Кейп-Коста, зафиксированный в конце XVI века Питером де Мариесом и подтвержденный в 1660 году В. Дж. Мюллером, купцом из Бранденбурга . По мнению Питера де Мареса, этот титул обозначал джентльмена или великого лорда, а Мюллер перевел его как «богатый выдающийся человек». Эта информация в сочетании с устными традициями и свидетельствами Томаса Томпсона , первого англиканского миссионера на Золотом Берегу, пролила свет на его деятельность до того, как он присоединился к британским чиновникам. По словам историка двадцатого века Ф. Кроутера, Квадво фактически не был главой Огуаа до 1751 года, когда его место занял его брат, но занимал должность династического вождя в соответствии с практикой преемственности Эфуту. Эти две функции были объединены в середине 19 века, чтобы положить конец конфликтам о престолонаследии. [ нужна ссылка ]
Кабосир из британцев
[ редактировать ]
В 1730-х или 1740-х годах он зарекомендовал себя как влиятельный кабосер , действовавший в качестве работорговца от имени Королевской африканской компании (RAC). Он появляется еще в 1728 году в бухгалтерских книгах замка Кейп-Кост , где ему первоначально платили как экстраординарному посыльному и переводчику. [ нужна ссылка ]
В первые годы работы он получал двухнедельную зарплату в размере 7 фунтов стерлингов и имел возможность собирать налог с продаж, которые он совершал от имени Компании. Для британцев он стал фактическим правителем Кейп-Коста, хотя место вождя занимал его брат. Власть, признанная европейцами, на самом деле исходила из накопленного им богатства. [ 5 ]
Работорговец
[ редактировать ]
Влияние Квадво на европейцев проистекало в первую очередь из его способности получать прибыль как работорговец. Он начинал как торговец, нанятый исключительно РАК, затем присоединился к торговой сети Африканской компании торговцев и свободных британских купцов. Затем он присоединился к конфедерации Фанте, чтобы открыть внутренние торговые пути в королевство Ашанти . [ 5 ]
Деятельность Квадво помогает нам понять две различные категории рабства, сосуществовавшие на Кейп-Косте. С одной стороны, существовали традиционные западноафриканские рабы, известные как родовые рабыни. Они не продавались в рамках трехсторонней торговли и имели те же права, что и свободные люди. Большинство клиентов Kwadwo использовали этот тип рабов. Вторая категория представляла собой купленных рабов из внутренних районов страны, также известных как Данко или Донко. Их продали в рамках трансатлантической работорговли.
Дипломатические миссии
[ редактировать ]
Британцы также наняли его для ведения дипломатических переговоров со штатами Золотого Берега. В 1740 году он отправился в Аханту с 50 людьми для ведения переговоров. Верность этого государства была хрупкой после периода независимости при Джоне Каноэ и представляла собой возможность для британцев. [ нужна ссылка ] В 1746 году он представлял англичан на переговорах с голландцами в Коменде . [ нужна ссылка ] В 1751 году, во время конфликта между Фанте и Асанте , он был отправлен в Манкесим, чтобы встретиться с Советом вождей Конфедерации Фанте и договориться о мирном решении. [ нужна ссылка ]
Его дипломатические способности получили широкое признание. Во время Семилетней войны , когда напряженность на Золотом Берегу достигла апогея, офицер Бартельс отметил, что без вмешательства Квадве у них кончились бы продовольствия, а его коллега Пристли добавил, что «он также был незаменим в англо-фанти в замке Кейп-Кост состоялись дискуссии по поводу исключения всех французских поселений на побережье». [ 3 ]
О качестве его выступления от имени британцев можно судить по комментариям, обосновывающим вручение ему подарков. Его сеть влияния на внутренних территориях особенно ценилась. Он получил меч «за открытие дорог торговле Ашанти». Его также поблагодарили за военное вмешательство, когда он отправился «сражаться с народом Мури [Мори]». [ нужна ссылка ]
Политическое влияние
[ редактировать ]Создание штата Огуаа
[ редактировать ]
В феврале 1751 года к Королевской африканской компании была адресована петиция, подписанная кабосирами Кейп-Коста: «Мы, главные кабосеры и жители города Кейп-Кост в Африке, а также жители королевства Фетуа [...]» . Подпись гласила: «Каджо Хед Кэбб», что означает «Каджо, главный кабосир». Квадво тогда занимал руководящую должность в городе, что позволяет предположить, что создание государства Кейп-Кост датируется ранее 1751 года. Он учредил должности Дея и Фетера , традиционные титулы королевских советников, чтобы поддержать структуру нового королевства. [ нужна ссылка ]
В своих показаниях Томас Томпсон заявил, что в 1752 году его приветствовал оманхен ( вождь) Кейп-Коста по имени Амра Коффи, который был младшим братом Квадво. По словам Томпсона, Квадво сначала отказался занять осаду Кейп-Коста, но позже торговал с ним, предложив ему открыть христианскую школу в Кейп-Косте и предоставив к его услугам своего сына Фредерика Адоя в качестве переводчика. [ нужна ссылка ]
Хотя Квадво не был оманцем Кейп-Коста , он играл важную роль при Королевском дворе и Совете Пининов . [ н 3 ] провел с ними дебаты, прежде чем предоставить Томасу Томпсону свои выводы о том, что он хотел создать на Кейп-Косте. [ 3 ]
Действительно, Квадво, похоже, интересовался миссионерской деятельностью Томаса Томпсона, и эта связь позволила ему отправить троих детей из Кейп-Коста в Лондон для обучения. Более того, он убедил его подать просьбу в Общество распространения Евангелия взять на себя управление ими. [ нужна ссылка ]
В 1754 году Квадво был коронован королем Эфуту и Кейп-Коста в присутствии губернатора Таймвелла и чиновников форта. Его коронацию встретили 21 выстрелом. Чтобы узаконить его вступление на престол, была подчеркнута связь Квадво с королевской семьей Эфуту, поскольку наследование Кейп-Коста осуществлялось по отцовской традиции Эфуту, а Квадво изначально был Фанте. [ 3 ]
Личная вооруженная группа
[ редактировать ]В 1750-х годах Томас Томпсон описал вооруженных людей, откликнувшихся на приказы Квадво. Они были известны как Веремпе и представляли самый важный орден Асафо 18-го века на Кейп-Косте (позже переименованный в Нтин ). Они также были известны как Анкобиа или Коджо Нкум (рабы Квадво). Эти солдаты жили за пределами Кейп-Коста, образуя деревни Какумду, Мпеасем и Сивду, также известные как Веремпедом . Эти деревни теперь являются частью Кейп-Коста. [ 3 ]
Более широкое политическое влияние
[ редактировать ]Политическое влияние Квадво простиралось за пределы города Огуаа. Он установил связи с соседними штатами Кейп-Кост, в частности с Фанте -Борбором , до такой степени, что был назначен королем нескольких других вождеств: [ нужна ссылка ]
[...] незадолго до того, как г-н Белл ушел в отставку, Каджо стал королем и капитаном Фанти, а с тех пор королем Аяна [Эйана], страны, стоящей за Мюррамом и Абра [Аборой], что сделало его человеком гораздо более важным, чем он когда-либо был во всей стране Фанте, обязав себя [ н 4 ] по присяге быть на его стороне во всех спорах. [ 6 ]
Квадво играл доминирующую роль в Советах вождей, особенно в 1752 году в Эфуту и в 1760-х годах во время конфликтов с Ашанти. Его влияние совпало с появлением другого прибрежного государства, Аномабу , во главе с Карранти: двое мужчин регулярно объединяли свои силы, чтобы проводить совместную политику против Голландской Вест-Индской компании . [ нужна ссылка ] Происхождение Карранти и Квадво было очень похожим, и современники, такие как Томас Томпсон, представляли их как двух самых важных личностей на Центральном Золотом Берегу в начале 1750-х годов. [ нужна ссылка ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]
Квадво женился на женщине королевского происхождения Эфуту по имени Аквааба Абба. Таким образом, он стал зятем правящего короля Эфуту, что дало ему дополнительную легитимность после падения королевства Фету. Происхождение Квадво неясно, поскольку, согласно традиции Фанте, люди, названные сыновьями и дочерьми, не обязательно имели прямое происхождение, но включали домашних рабов и их потомков. [ 3 ] [ n 5 ]
В ноябре 1751 года Квадво назначил своего сына Фредерика Адая (или Адоя) своим преемником в Совете форта Кейп-Кост и отправил его в Лондон для обучения на определенной Храмовой территории. Он вернулся на Кейп-Кост в 1770-х годах и был назначен секретарем форта в 1774 году. Другой из его сыновей, Филипп Кваке (или Кваку Софу), был отправлен в Лондон и рукоположен в англиканской церкви . Он доверил его Томасу Томпсону в 1752 году. [ нужна ссылка ]
Когда Филип Квак вернулся, он поселился в Кейп-Косте, чтобы работать миссионером. Вопреки надеждам Объединенного общества «Партнеры в Евангелии» и несмотря на свое обещание, Квадво отказался поддерживать сына в его действиях и встал на сторону населения, желавшего сохранить свои обычаи и верования. [ 5 ] Столкнувшись с таким поворотом, Квак выразил свое недовольство в письме: [ 7 ]
Чтобы меня успокоить, Каджо заявил, что призрачный сон, приснившийся ему некоторое время назад, когда он был серьезно болен, приказал ему избавиться от всех подобных вещей, кроме заботы о своем доме и семье.
Смерть и потомство
[ редактировать ]Квадво умер 24 марта 1779 года. [ 8 ] Квеси Атта, потомок по материнской линии, занял место династического вождя. [ 9 ] Говорят , что на его похоронах человеческое жертвоприношение , после чего последовал кризис престолонаследия. в соответствии с обычаями Фанте было совершено [ 5 ]
Устная традиция утверждает, что он был основателем Кейп-Коста, но исторические исследования прояснили этот момент. [ 9 ] Однако различные штаты, окружающие Кейп-Кост, обязаны своей растущей политической независимостью инициативам Квадво. [ 1 ]
Для британцев и фету смерть Квадво означала потерю влиятельной фигуры в торговле Британского Золотого Берега . В последующий период, между 1780 и 1803 годами, произошло глубокое ухудшение англо-африканских отношений с возникновением антирабовладельческих и антибританских восстаний на Кейп-Косте. [ нужна ссылка ]
Родословная и преемственность
[ редактировать ]Когда Квадво умер, он оставил после себя сложную родословную, включавшую потомков жен-рабынь. Каждый из них имел законные права наследования согласно культуре Фанте. Действительно, жены-рабыни, родившие ребенка, получили право на наследование по материнской линии.
- Поддержите Египта
- Аквааба Абба (первая жена)
- Экуа Эдуабин (первая дочь)
- Араба Добро пожаловать
- Амба Твиба
- Он знает Эссона
- Экуа Эдуабин (первая дочь)
-
- Твиба (жена-рабыня)
- Эффуа Боти (вторая дочь)
- Мирба
- Джордж Саго
- Джулиана Саго
- Шарлотта Саго
- Акосуа Кракаба
- Неизвестные (жены-рабыни)
- Квеку (первый сын)
- Абба Бессим (междуцарствие после смерти Квеку)
- Кобина Эгиир (третья дочь)
- Филип Квак (второй сын)
- Квеку (первый сын)
- Аквааба Абба (первая жена)
Кризис престолонаследия, последовавший за смертью Квадво, был вызван неразберихой по поводу его статуса. Эту путаницу его преемники увековечили и по сей день. Трудно с уверенностью установить, какой Оманхен (король согласно традиции Акан ) был верховным правителем Кейп-Коста в этот период. Однако известно, что Квадво был сыном от первого брака с Маме Экуа, которая затем вышла замуж за оманхенца Фету и родила ему сына (и зятя Квадво) Эгиира Эну. По наблюдениям современника Томаса Томпсона, именно Эдьир Эну унаследовал трон Кейп-Коста. Однако вопросы преемственности включали также связь Квадво браком с дочерью от первого брака оманхенца Фету . Большая часть конфликта была сосредоточена на преемственности по отцовской и матрилинейной линии. [ 3 ]
Законы о наследовании по отцовской и матрилинейной линии возникли из разных культур, которые объединились на Кейп-Косте в начале 18 века. Матрилинейная система соответствовала клановой и династической системе, все еще используемой Фанте, тогда как патрилинейная система соответствовала государственной системе Акан, используемой Эфуту. В Кейп-Косте обе системы были сохранены, чтобы положить конец конфликту за престол после смерти Квадво. В 19 веке эта двухтронная система была распущена. [ 3 ]
Женская элита
[ редактировать ]Роль женщин в Кейп-Косте была особенно важной с восемнадцатого века до наших дней, особенно после смерти Квадво. Традиция преемственности предусматривала две функции местной власти, каждая из которых имела свой собственный способ преемственности. Место Огуахене ( главы Огуаа) унаследовано по отцовской линии, а место династического вождя унаследовано по материнской линии. В результате во время присутствия Квадво женская элита Кейп-Коста ценилась Африканской торговой компанией, основанной в 1750 году британским парламентом. В отличие от РАК, им была предоставлена возможность взять на себя официальные функции. [ 10 ]
Признание своего высокого ранга позволило им приобретать предметы роскоши, текстиль из Индии и другие товары, полученные в дар от Африканского комитета. Действительно, Томас Мелвил (губернатор Комитета торговцев Золотого Берега с 1751 по 1756 год) потребовал, чтобы подарки делались специально для женской элиты, чтобы гарантировать поддержание отношений с сообществом Кейп-Коста в целом. Он запросил «алые и синие ткани, шапки, украшенные золотом, серебром и перьями, несколько штофов». Наиболее важные примеры такого типа имели место после смерти Квадво, чтобы использовать позиции женской элиты и завоевать ее расположение. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Этот термин относится к главам африканских государств, руководителям городов, военачальникам или торговым принцам.
- ↑ Устный рассказ о браке и разводе родителей Коджо описывается как подозрительный и маловероятный.
- ^ Этот термин относится к «мудрым» старейшинам и советникам.
- ^ включая все вождества Фанте Конфедерации Фанте
- ^ Домашнее рабство на Золотом Берегу сильно отличалось от рабства на продажу в работорговле в Атлантике. Эти рабы имели права и свободы и считались потомственными представителями определенных культур (например, Фанте).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шамуэй, Ребекка (2011). Фанте и трансатлантическая работорговля . Университет Рочестера Пресс. ISBN 978-1-58046-391-1 . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кроутер, Фрэнсис (февраль 1916 г.). Национальный архив Ганы, ADM (ред.). «Дело 26/16». Дела коренных жителей Кейп-Коста .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кейсли-Хейфорд, Огастес Лавинус (1992). «Генеалогическая история семей табуретов Кейп-Кост». Школа востоковедения и Африки .
- ^ Гокинг, Роджер (1981). Исторический Акото: Социальная история Кейп-Коста, Гана, 1843–1948 гг . Стэнфордский университет . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Карретта, Винсент; Риз, Тай М. (1 июня 2012 г.). Жизнь и письма Филиппа Куака, первого африканского англиканского миссионера . Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-4309-9 . Проверено 16 июня 2023 г.
- ' ^ Lettre de Nassau Senior de Cape Coast Castle , 7 декабря 1757 г., PRO, T70/1528. Источник цитируется по Сандерсу-младшему, 1980, стр. 186-187.
- ^ Адеко, Аделе (2009). «Написание Африки под тенью рабства: Квак, Уитли и Кроутер» . Исследования африканской литературы . 40 (4): 1–24. дои : 10.2979/RAL.2009.40.4.1 . ISSN 0034-5210 . JSTOR 40468159 .
- ^ Беллагамба, Алиса; Грин, Сандра Э.; Кляйн, Мартин А. (13 мая 2013 г.). Африканские голоса о рабстве и работорговле: Том 1, Источники . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-19470-9 . Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гокинг, Роджер (1999). Перед двумя путями: прибрежные сообщества Ганы под колониальным правлением . Университетское издательство Америки . ISBN 978-0-7618-1354-5 . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Женщины в порту: гендерные сообщества, экономика и социальные сети в портовых городах Атлантического океана, 15:00–18:00 . БРИЛЛ. 28 сентября 2012 г. ISBN 978-90-04-23319-5 . Проверено 17 июня 2023 г.