Обоснование усилий
Оправдание усилий – это идея и парадигма в социальной психологии, вытекающая из Леона Фестингера теории когнитивного диссонанса . [1] Оправдание усилий — это склонность человека приписывать ценность результата, к достижению которого он приложил усилия, большей, чем объективная ценность результата.
Теория и исследования
[ редактировать ]Теория когнитивного диссонанса объясняет изменения в отношениях или убеждениях людей в результате попытки уменьшить диссонанс (несоответствие) между противоречивыми идеями или познаниями . В случае оправдания усилий возникает диссонанс между количеством усилий, приложенных для достижения цели или выполнения задачи (большие усилия равны высоким «затратам») и субъективным вознаграждением за эти усилия (ниже, чем ожидалось за такие усилия). ). Этот диссонанс разрешается путем корректировки и повышения своего отношения или субъективной ценности цели.
Одним из первых и наиболее классических примеров оправдания усилий является исследование Аронсона и Миллса. [2] Группу молодых женщин, которые вызвались присоединиться к дискуссионной группе по теме психологии секса, попросили пройти небольшой тест по чтению, чтобы убедиться, что они не слишком смущены, обсуждая с другими темы, связанные с сексом. Испытуемых в состоянии легкого смущения просили прочитать вслух список слов, связанных с сексом, таких как «проститутка» или «девственница» . Испытуемым в состоянии сильного смущения было предложено прочитать вслух список крайне сексуальных слов (например, «ебать» , «член» ) и два ярких описания сексуальной активности, взятых из современных романов. Затем все испытуемые прослушали запись обсуждения сексуального поведения животных, которая была скучной и непривлекательной. Когда их попросили оценить группу и ее участников, контрольная группа и группа с легким смущением не различались, но оценки группы с сильным смущением были значительно выше. Эта группа, чей процесс инициации был более трудным (смущение равнялось усилиям), должна была повысить свою субъективную ценность дискуссионной группы, чтобы разрешить диссонанс.
Конкурирующие взгляды
[ редактировать ]Критики этой теории [3] утверждают, что это зависит от сложного социального контекста (который отвечает за создание диссонанса ), но исследования показали тот же эффект у детей (которые меньше понимают социальный контекст и, следовательно, с меньшей вероятностью подвергаются его влиянию) и даже у голубей. . [4] Алессандри, Даршевиль и Зенталл (2008) утверждают, что причиной этих результатов, как у людей , так и у животных , является эффект контраста . Согласно этой теории, предпочтение является результатом разницы между вознаграждением и ситуацией, которая к нему приводит. Когда предварительная ситуация неприятна или напряжена, разница между ней и последующей наградой огромна. Когда предварительная ситуация не особенно неприятна или напряжена, разница между ней и наградой меньше. Награда, которая имеет большее отличие от первоначальной ситуации, будет предпочтительнее, поскольку она воспринимается как более позитивная.
В контексте дедовщины и ритуалов групповой инициации объяснение вознаграждением находит поддержку, поскольку групповая идентичность среди посвященных возрастает по мере увеличения чувства вознаграждения. [5] Другое альтернативное объяснение состоит в том, что дедовщина или ритуалы инициации усиливают физиологические реакции, которые затем вызывают увеличение принадлежности среди посвященных. [6] Альтернативно, эффекты дедовщины и инициации были связаны с Боулби привязанности теорией . [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фестингер, Л. (1957) Когнитивный диссонанс. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета .
- ^ Аронсон, Э.; Миллс, Дж. (1959). «Влияние серьезности инициации на симпатию к группе». Журнал аномальной и социальной психологии . 59 (2): 177–181. CiteSeerX 10.1.1.368.1481 . дои : 10.1037/h0047195 .
- ^ Алессандри, Дж.; Даршевиль, JC; Зенталл, ТР (2008). «Когнитивный диссонанс у детей: оправдание усилий или контраста?» . Психономический бюллетень и обзор . 15 (3): 673–677. дои : 10.3758/pbr.15.3.673 .
- ^ Сингер, РА; Зенталл, ТР (2011). «Предпочтение исходу, который следует за относительно неприятным событием: уменьшение контраста или задержки?» . Обучение и мотивация . 42 (3): 255–271. дои : 10.1016/j.lmot.2011.06.001 . ПМЦ 3444245 . ПМИД 22993453 .
- ^ Камау, К. (2012). «Что дает строгое посвящение в группу? Роль вознаграждения». Международный журнал психологии . 48 (3): 399–406. дои : 10.1080/00207594.2012.663957 . ПМИД 22512542 .
- ^ Лодевейккс, HFM; Сыроит, ДЖЕММ (2001). «Принадлежность во время натуралистических тяжелых и легких посвящений: некоторые дополнительные доказательства против гипотезы строгости и влечения». Современные исследования в области социальной психологии . 6 (7): 90–107.
- ^ Китинг, CF; Померанц, Дж.; Поммер, С.Д.; Ритт, SJH; Миллер, Л.М.; Маккормик, Дж. (2005). «Поступление в колледж и раскрытие дедовщины: функциональный подход к расшифровке практики инициации среди студентов». Групповая динамика: теория, исследования и практика . 9 (2): 104–126. CiteSeerX 10.1.1.611.2494 . дои : 10.1037/1089-2699.9.2.104 .