Jump to content

Германплац

Координаты : 52 ° 29'14 "N 13 ° 25'29" E  /  52,4871 ° N 13,4248 ° E  / 52,4871; 13.4248
Германплац
Место в Берлине
Универмаг Karstadt, Hermannplatz справа (вид со стороны Hermannstrasse)
универмаг Карштадт,

Германплац направо

(вид со стороны Германштрассе)
Расположение Германплац
Херманплац находится в Германии.
Германплац
Германплац
Координаты: 52 ° 29'14 "N 13 ° 25'29" E  /  52,4871 ° N 13,4248 ° E  / 52,4871; 13.4248
Страна Германия
Состояние Берлин
Админ. область Нойкёльн
Основан 1885
Часовой пояс UTC+01:00 ( центральноевропейское время )
• Лето ( летнее время ) UTC+02:00 ( CEST )

Hermannplatz , расположенная в северной части берлинского района Нойкёльн , — городская площадь, названная 9 сентября 1885 года. Название похоже на Hermannstraße и отсылает к Герману Херусканцу , хотя существует мнение, что она была названа в честь Риксдорф общины . лидер Герман Бодден. Только Карштадт секция универмага принадлежит району Фридрихсхайн-Кройцберг ; остальная часть площади принадлежит Нойкёльну (номера недвижимости 1–9). Будучи самой юго-восточной точкой Кройцберга, площадь до сих пор считается воротами в Нойкёльн. [ 1 ] [ 2 ]

История и происхождение

[ редактировать ]

Общая информация

[ редактировать ]

Германплац не является ни ядром, ни центром населенного пункта, в отличие от многих других городских площадей. Вместо этого это участок дороги, который приобрел квадратную форму между двумя поворотами дороги (более поздними перекрестками). Таким образом, Германплац изначально была всего лишь частью маршрута из Берлина в Миттенвальде через Риксдорф. вел вдоль южного края болотистой долины Шпрее у подножия плато Тельтов . Путь перехода с древних времен [ 1 ]

Роллкруг

[ редактировать ]
Роллкруг (около 1900 г.) на углу Германн-/Берлинер-штрассе (с 1947 г.: Карл-Маркс-штрассе), вид на Германплац.

В августе 1543 года, когда Рихардсдорф (позже: Риксдорф ) перешёл в собственность города Кёльн , постоялый двор . на южной стороне будущей Германплац уже существовал [ 3 ] Примерно в 1737 году на том же месте была построена гостиница «Роллкруг Инн», получившая свое название от холмистых гор, начинавшихся на юге, от хребта ледникового периода . В середине 18 века площадь также называлась Platz am Rollkrug . Долгое время гостиница «Роллкруг Инн» была единственным зданием на площади и казалась почти инородным телом до тех пор, пока не наступил грюндерзайт , когда за несколько десятилетий возникла столичная атмосфера. [ 4 ]

К концу 19 века Риксдорф , пригород Берлина , приобрел репутацию развлекательного района, а его рестораны также имели сомнительный имидж. В 1885 году площадь Роллкруг была переименована в Германплац, а в 1907 году Роллкруг снесли, чтобы освободить место для коммерческого здания. Коммерческое здание было также известно как « Нойер Роллкруг » (Новый Роллкруг), и на нем до сих пор сохранилась надпись « Роллкруг » над входом на Германштрассе . С 1988 года здание внесено в список исторических памятников. [ 5 ] [ 6 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]
Надпись на здании на месте бывшего постоялого двора.

На ситуационном плане 1846 года показана дополнительная гостиница под названием Zur Guten Hoffnung рядом с Rollkrug на Hermannplatz. Он расположен на углу Германплац и Зонненаллее . [ 3 ] Хотя здание уже не является гостиницей, оно все еще изображено в плане застройки окрестностей Берлина 1862 года . На противоположной стороне улицы (на углу Германплац и Урбанштрассе) находится ресторан Gasthof zum Spreewald . есть аптека Кроме того, на углу Германплац и Хазенхайде .

До 1874 года весь импорт в Берлин облагался таможенной пошлиной и оплачивался в Accisehaus напротив Роллкруга. Хотя в начале 20 века здание еще стояло, его пришлось снести, чтобы освободить место для расширения Херманнштрассе и строительства нового метро на Херманнплац. [ 4 ]

Переднее здание на улице Германштрассе, 4 было снесено, чтобы освободить место для трансформаторной подстанции, которая временно обеспечила электроснабжение метро. В 1927/1928 году по Альфреда Гренандера планам на Херманнштрассе 5-8 был построен трансформаторный завод на Херманнштрассе, 5-8. Он был спроектирован с учетом новой планировки улицы и с конца 20 века признан памятником архитектуры. Завод преобразовывал переменное напряжение, получаемое от подстанции Котбуссер-Уфер напряжением 6000 вольт и частотой 50 герц, в постоянное напряжение напряжением 780 вольт. Новое расположение улиц у углового здания на Хазенхайде и прилегающего участка по адресу Hermannstraße 4 по-прежнему заметно с Hermannstraße, поскольку можно легко увидеть сад здания или брандмауэр углового здания. [ 5 ] [ 3 ]

доходные дома. Около 1860 года по обе стороны площади были построены Однако в середине 1920-х годов жилые дома на западной стороне площади снова были снесены, чтобы освободить место для строительства метро и торгового магазина. В ходе реконструкции западной стороны площади ее также расширили на 20 метров, придав ей нынешние размеры.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Битва за Берлин

[ редактировать ]

16 апреля 1945 года Красная Армия начала наступление через реку Одер. 1-й Белорусский фронт советского маршала Жукова нацелился на восточные части города со стороны Кюстрина . Эту дату считают началом битвы за Берлин .

Бомбардировка Германплац

[ редактировать ]

21 апреля 1945 года Германплац была одним из первых объектов в Берлине, подвергшихся нападению Советов. востока . Источником артиллерийского огня, снаряды которого неожиданно достигли площади, была 1-я гвардейская танковая армия, солдаты которой двинулись в Нойкёльн с юго- [ 1 ]

Историк описывает ситуацию:

«Звук был не похож ни на что, что берлинцы слышали раньше – на свист падающих бомб или лай зенитных орудий. Люди, стоявшие перед универмагом «Карштадт» на Германплац, в изумлении подняли головы и прислушались. где-то вдалеке, но потом он превратился в отвратительный пронзительный визг. На мгновение люди словно загипнотизировались. Но было слишком поздно. Артиллерийские снаряды ударили повсюду. На площади первыми добрались до города изувеченные тела, ударившиеся о заколоченные витрины. Мужчины и женщины кричали на улице, корчились от боли. Это было в субботу, 21 апреля, ровно в 11:30 утра, и Берлин был разрушен. прифронтовой город».

- Корнелиус Райан, Последняя битва, стр. 261.

Канонада обрушилась на весь центр города, советские войска медленно продвигались в авангарде возле Кёпеника , Карлсхорста и Букоу . Артиллерийский огонь нарушил развертывание обороны и заставил людей двинуться в сторону центра города.

Утром 25 апреля части 4-го гвардейского корпуса при поддержке 11-го гвардейского танкового корпуса проникли в Нойкёльн. Марш советских танков можно было проследить в пределах видимости. Оборону на Германплац организовал СС бригадефюрер Густав Крукенберг . [ 7 ]

Карштадт на Германплац

[ редактировать ]
Карштадт, 1936 год.

Филипп Шефер, штатный архитектор Karstadt Group, спроектировал здание, построенное между 1927 и 1929 годами. [ 8 ] Его высота составляла 32 метра над Германплац, а две башни такой же конструкции возвышались еще на 24 метра над комплексом зданий. Каждую из них венчала легкая колонна высотой 15 метров. Само здание напоминало высотную архитектуру Нью-Йорка того времени своим фасадом из ракушечника и вертикальными шарнирами. Благодаря световым полосам на здании и световым колоннам на башнях вертикальная конструкция была видна в темноте. [ 2 ]

В то время Карштадт считался самым передовым универмагом в Европе: девять этажей соединяли 24 эскалатора, а площадь торгового зала составляла 72 000 м2, включая два подземных этажа. Кроме того, в здании было восемь грузовых лифтов, 13 кухонных лифтов и 24 пассажирских лифта. [ 5 ] Один из грузовых лифтов мог доставлять полностью загруженные грузовики прямо в продовольственный отдел на пятом этаже. Karstadt также был первым универмагом в Европе, предложившим прямой доступ к метро со станции метро, ​​позволяя пассажирам попасть прямо в подвал здания по линиям U7 или U8. [ 8 ]

«Здание с двумя синими световыми башнями, которые возвышались над огромным садом на крыше в качестве воздушного сигнала для близлежащего Темпельхофа, придало городскому пейзажу новый сенсорный стимул. Чтобы показать, насколько удобными были его лестницы, Карштадт попросил школьную наездницу Силли Файндт покататься на ее белом автомобиле. лошадь с первого этажа в сад на крыше».

- Вальтер Киаулен: Берлин. Судьба глобального города, 1958, стр. 34.
Модель универмага

Самая популярная достопримечательность города, Карштадт-ам-Херманнплац, быстро приобрела известность. Сад на крыше площадью 4000 м2, вмещающий 500 мест и широкий выбор товаров, особенно понравился публике, помимо обилия доступных предметов. Оркестры играли каждый день, а вид с высоты 32 метров над Кройцбергом и Нойкёльном создавал уникальную атмосферу. [ 8 ]

Разрушение здания Карштадта в конце Второй мировой войны.

[ редактировать ]

Поскольку закон и порядок в городе ухудшились, свидетель услышал, что большой универмаг Карштадт был ограблен. Она тут же побежала туда, и люди брали все, что могли. Днем был взорван огромный универмаг. СС взорвали его , чтобы предотвратить попадание хранившихся в подвалах припасов на сумму 29 миллионов марок в руки русских. Сообщалось о нескольких погибших. [ 9 ]

Разрушение универмага Карштадт в мае 1945 года.

Вечером 25 апреля свидетелем этой сцены стал врач близлежащего военного госпиталя для французских военнопленных: «Справа облако дыма скрыло две 80-метровые башни универмага Карштадт , возвышавшиеся над район." [ 10 ]

Оборона Германплац была эффективна до следующего утра. [ 11 ] 26 апреля газета Observer сообщила, что «башни универмага Карштадт исчезли, а большое здание загорелось».

Крукенберг «думал, что его люди слишком плохи, чтобы их можно было «сгореть» на сравнительно незначительном участке, поэтому ему удалось перебросить свои силы из Нойкёльна в центр города». [ 12 ]

Реконструкция

[ редактировать ]

Небольшая часть универмага на Хазенхайде была сохранена, и к концу июля 1945 года продажи возобновились. В 1950 году началась реконструкция. Архитектор Альфред Буссе спроектировал четырехэтажное здание, примыкающее к сохранившейся части здания и построенное на углу Хазенхайде и Германплац к 1951 году.

Остальная часть оригинального фасада, 2011 г.

За десятилетия, прошедшие с момента его строительства, здание претерпело несколько расширений. Последнее дополнение произошло в 2000 году, одновременно со значительным изменением внешнего дизайна. были Хельмут Кригбаум, Юрген Саваде и Удо Ландграф Архитекторами, нанятыми для пристройки, .

Планирование реконструкции Signa Holding

[ редактировать ]

Signa Holding , владелец универмага Karstadt на Германплац, в январе 2019 года объявил о планах возвести интерпретирующую реставрацию фасада, поврежденного во время Второй мировой войны, включая характерные башни. Реконструкция также создаст дополнительные площади для офисов, жилья, ресторанов и магазинов.

Послевоенная эпоха

[ редактировать ]

Жилые дома на восточной стороне площади пережили Вторую мировую войну , за исключением здания на пересечении с Зонненаллее . После войны на Зонненаллее было построено одноэтажное малоэтажное здание, которое было окончательно завершено к концу 1990-х годов. Высота этого нового сооружения была спроектирована так, чтобы соответствовать карнизам соседних зданий, и впоследствии внутри него была построена гостиница. [ 13 ] [ 14 ]

Преобразование дорожного хозяйства на Германплац, произошедшее в 1929 году во время строительства метро, ​​включая переустройство трамвайных остановок и улиц, продолжалось до середины 1980-х годов. После того как трамвай закрыли в середине 1960-х годов, пути на площади Западного Берлина долгие годы оставались заброшенными. Однако во время очередной реконструкции площади в начале 1980-х годов пути в итоге убрали. Наконец, недавно отремонтированная площадь была открыта фольклорным праздником 27 апреля 1985 года.

Танцующая пара, Иоахим Шметтау, 1985 год.

С тех пор он предлагает обширное пешеходное и рыночное пространство, в том числе бронзовую скульптуру «Танцующая пара» Иоахима Шметтау в центре. Пара, также известная как «Танцующая пара Риксдорфа», раньше дважды в час вращалась вокруг своей оси, но с начала XXI века она стоит на месте. Йоахим Шметтау, один из основателей группы берлинских критических реалистов «Аспекты», изваял бронзовую скульптуру для открытия Федеральной садовой выставки в Бритцерском саду . В этом же контексте следует украсить и Германплац, расположенную в том же районе. Скульптура стоит на частично шестиугольном постаменте высотой около шести метров, облицованном желтым клинкерным кирпичом. Пьедестал неоднократно был поврежден граффити , нарисованными аэрозольной краской , а также на нем были наклеены плакаты. платье ручной вязки В феврале 2022 года на постамент было добавлено лоскутное , высота которого достигает почти четырех метров, что сделало его чрезвычайно привлекательным. - Было бы желательно, чтобы в районном управлении Нойкёльна перезапустили механизм вращения фигур. [ 13 ]

Будущий дизайн

[ редактировать ]

В 2006 году районное управление Нойкельна заказало технико-экономическое обоснование реконструкции Германплац. План состоял в том, чтобы объединить две полосы движения на северо-западной стороне, чтобы создать просторную площадь перед домами на юго-восточной стороне. [ 15 ] Это будет превращено в пешеходную зону, по которой ночью будут ездить только автобусы BVG, а днем ​​в кафе и барах можно будет расставить столы и стулья. Цель заключалась в том, чтобы улучшить общее впечатление и свести к минимуму вероятность несчастных случаев. [ 16 ] В планы также входило перенаправление велосипедного движения по уличным полосам вместо тротуаров. Первоначальной датой начала проекта был 2009 год, а самой ранней возможной датой начала — 2015 год. [ 15 ] Однако реконструкция не могла начаться, как планировалось, из-за отсутствия финансирования. [ 17 ] В 2014 году Сенат объявил об отмене требования об использовании велодорожки, но сроки принятия дополнительных мер остаются неопределенными. [ 18 ]

Площадь как граница

[ редактировать ]

Германплац исторически служила разделительной линией между различными районами. Первоначально площадь обозначала границу между Кройцберг и Нойкельн . районами [ 19 ] но позже он также стал границей между Берлином и Риксдорфом . В результате расширения граница площади была перенесена из ее центра к западному краю площадки. Второй этаж здания Карштадта, построенного после Второй мировой войны , выступает над тротуаром. когда универмаг, полностью расположенный на территории Кройцберга, выступает в воздушное пространство Нойкёльна Это приводит к своеобразной ситуации , , и Карштадт должен платить району сбор за «специальное использование общественного уличного пространства». В конце 1990-х годов этот сбор составлял 15 000 марок .

Соседние улицы

[ редактировать ]
Вид из универмага Карштадт на Германплац и Карл-Маркс-штрассе.

Германплац выглядит как большое пространство между двумя перекрестками. Площадь расположена на пересечении улиц Урбанштрассе, Котбуссер-Дамм и Зонненаллее на севере. Урбанштрассе, которая соединяется с площадью с запада, была запланирована в 1874 году. Коттбуссер Дамм до 1874 года первоначально была известна как Риксдорфер Дамм и является одной из старейших улиц в районе Кройцберг, ее название датируется шестнадцатым веком. Зонненаллее, расположенный к востоку от Германплац, был построен в 1890 году и первоначально назывался Кайзер-Фридрих-штрассе в 1893 году. В 1938 году улица к востоку от Германплац была названа Браунауэрштрассе в честь места рождения Гитлера . Однако в 1947 году название исчезло из ландшафта и в конечном итоге было изменено на Зонненаллее. Пересечение улиц Хазенхайде , Херманнштрассе и Карл-Маркс-штрассе расположено на южной стороне Германплац. Хазенхайдесштрассе сначала была построена как дорога в 1678 году, затем в 1854 году, а затем расширена до мощеной дамбы. Херманштрассе имеет очень долгую историю связи с Бритц также была известна как просто Штрассе нах Бритц и до конца 19 века почтовый маршрут Берлин Миттенвальде Дрезден . В 1712 году вдоль нынешнего маршрута Германштрассе был проложен . Одной из старейших улиц площади, наряду с Коттбуссер Дамм, является Карл Маркс-штрассе (Берлинер-штрассе до 31 июля 1947 года). Почтовый маршрут в Котбус вел через Берлинер-штрассе еще до того, как был открыт почтовый маршрут на Германштрассе в Дрезден .

Возрастающее значение Германплац подтверждается переписью дорожного движения 1882 года. За один день на ней насчитали 750 повозок и 8000 человек (без учета возчиков). Примерно столетие спустя, 11 сентября 1986 года, обследование только на южном перекрестке (Карл-Маркс-штрассе/Германштрассе/Хазенхайде) обнаружило 1580 велосипедистов за 12 часов. Никаких записей об автомобилях не было.

Общественный транспорт

[ редактировать ]

Автобус и трамвай

[ редактировать ]
Германплац с вагоном № 24 Südliche Berliner Vorbahn, около 1907 года.

В 1875 году Große Berliner Pferde-Eisenbahn (GBPfE) открыла линию Hallesches Tor -Rixdorf, которая проходила вдоль Hasenhaide и Berliner Straße и проходила по касательной к Hermannplatz на юге. [ 20 ] В 1884 году железная дорога Шпиттельмаркт — Роллкруг проходила прямо через Германплац. [ 21 ] Затем линия была продлена от Херманштрассе до Кнезебекштрассе в 1885 году за счет муниципалитета Риксдорф, который GBPfE приобрела у муниципалитета в 1887 году. Südliche Berliner Vorortbahn (Пригородная железная дорога Южного Берлина) запустила в эксплуатацию первую линию электрического трамвая через Германплац на 1 июля 1899 года. [ 22 ] Кольцевая линия проходила через Риксдорф , Бритц , Темпельхоф , Шенеберг и Кройцберг и обычно называлась «Вюстенбан» (линия пустыни), потому что южная часть кольцевой линии проходила через необитаемую территорию. [ 23 ]

Вход на станцию ​​метро Hermannplatz.

В 1905 году планировалось построить подвесную железную дорогу, которая будет идти от станции Гезундбруннен через Германплац до станции Риксдорф (Зюдринг), которая позже стала станцией Нойкёльн (Зюдринг). К сожалению, план так и не был реализован. [ 22 ]

В 1920-е годы Херманнплац стала крупным автобусным узлом, соединяющим различные части города. Множество автобусных линий покрывали большие расстояния, что облегчало людям передвижение по городу. Одним из таких примеров является линия А29, начавшая работать 12 декабря 1921 года, протяженностью 14,4 километра. Он соединял Панков , Брайте-штрассе и Германплац. [ 21 ]

До 1930 года трамвайные пути существовали на всех улицах, ведущих к Германплац, и здесь останавливалось 15 различных трамвайных линий, в том числе проходящих через туннели метро. [ 24 ] Однако, начиная с 1950-х годов, использование автобусов в Западном Берлине постепенно увеличивалось , что привело к прекращению движения последней трамвайной линии (линия 27), проходящей через Херманнплац 1 октября 1964 года. Линия 95 продолжала идти по касательной к Херманнплац на Урбанштрассе- Ось Sonnenallee по состоянию на 2 мая 1965 года, но обслуживание было в конечном итоге прекращено после закрытия депо Britz в 1966 году. После объединения Германии предпринимались попытки продлить трамвай от восточной части Берлина (например, Warschauer Straße ) до Hermannplatz. [ 25 ]

Станция метро Hermannplatz, линия U7 останавливается на нижней платформе.

В 1920-х годах на Херманнплац произошли значительные транспортные изменения с введением системы метро 11 апреля 1926 года. Был открыт первый участок Северо-Южной железной дороги, Хазенхайде - Бергштрассе (позже переименованный в Зюдстерн - Карл-Маркс-штрассе ), соединяющий Зеештрассе в Веддинге с Бергштрассе. в Нойкёльне. 17 июля 1927 года вторая платформа Hermannplatz была введена в эксплуатацию, что совпало с запуском GN-Bahn ( Gesundbrunnen Neukölln ) на относительно коротком участке от Boddin — до Schönleinstraße , который позже был обозначен как линия U8. Станция метро Hermannplatz была спроектирована как станция-башня с огромным залом на девять метров под землей, с платформой для более поздней линии U7 на линии улицы Хазенхайде - Карл-Маркс-штрассе и платформой U8 на улице Германплац - улица Херманнштрассе. линия выступала в качестве перекладины выше. Потолки обеих платформ находятся на одной высоте и расположены прямо под улицей. Эскалаторы между двумя платформами были первыми в своем роде во всей системе берлинского метрополитена, а архитекторы станции были Альфред Гренандер и Альфред Фезе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «ИСТОРИЯ | Не без тебя.Берлин» . 30 апреля 2020 г. Проверено 1 мая 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Карштадт на Германплац в Берлине, Филипп Шефер» . модернизм-в-архитектуре.org . Проверено 2 мая 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Роллкруг» . www.berlin-hermannplatz.de . Проверено 2 мая 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Роллкруг в Кройцберге» . berlingeschichte.de . Проверено 2 мая 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с «БЕРЛИН Роллкруг Лайт Игры» . www.allekinos.com . Проверено 2 мая 2023 г.
  6. ^ «Нойкельн» . Берлин.де . Проверено 2 мая 2023 г.
  7. ^ Эрих Куби. Русские в Берлине, 1945 год . Шерц Верлаг, Мюнхен, 1965. с. 146.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Последняя рука в универмаге» . Berliner Tageblatt и торговая газета, 21 апреля 1929 года .
  9. ^ Корнелиус Райан. Финальный бой . п. 282.
  10. ^ Тонни Ле Тиссье. Битва за Берлин 1945 года . стр. 138 и 147.
  11. Крукенберг, скорее командир отряда «старого стиля», не несет ответственности за разрушение Дома Карштадта.
  12. ^ Эрих Куби. Русские в Берлине, 1945 год . п. 148.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Сюзанна Ленц: Случай стрикизма». «Берлинер Цайтунг», 24 февраля 2022 г. п. 12.
  14. ^ «Берлин: борьба за и против нового универмага на Германплац » . Берлинский зритель . 30 мая 2020 г. Проверено 2 мая 2023 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Обобщенные примеры проектов – FGS Berlin» . www.fgsberlin.de . Проверено 1 мая 2023 г.
  16. ^ «Германплац нужно переместить» . Газета «Тагесспигель», 3 июня 2012 г.
  17. ^ «Грюн Ксайн: Темы» . 18 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 1 мая 2023 г.
  18. ^ «Йёрн Хассельманн: Планы реконструкции не будут реализованы» . Газета «Тагесспигель», 14 октября 2014 г.
  19. ^ «История района Кройцберг в Берлине» . www.citego.org . Проверено 2 мая 2023 г.
  20. ^ Эдвард Бухман. Развитие Большого Берлинского трамвая и его значение для транспортного развития Берлина. Юлиус Шпрингер, Берлин, Гейдельберг, 1910 г. стр. 2–10.
  21. ^ Перейти обратно: а б Джозеф Фишер Дик. «Двадцать пять лет с Большой Берлинской конной железной дорогой». Журнал для всего местного и трамвайного сектора. Висбаден 1898 г. стр. 39–72.
  22. ^ Перейти обратно: а б Майкл Кочемс (2013). Трамваи и легкорельсовый транспорт в Германии. Том 14: Берлин - Часть 2. Трамвай, троллейбус . EK-Verlag, Фрайбург-им-Брайсгау, 2013. с. 163. ИСБН  978-3-88255-395-6 .
  23. ^ Вольфганг Крамер; Зигфрид Мюнцингер. «Южно-берлинская пригородная железная дорога». Транспортные ведомости Берлина, 1963 год . стр. 59–61.
  24. ^ «Берлинерский линиэнхроник» . www.berliner-linienchronik.de . Проверено 1 мая 2023 г.
  25. ^ «Берлинский трамвай (berlin-straba.de)» . berlin-straba.de . Проверено 1 мая 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Корнелия Хюге (2001), Улица Карла Маркса. Грани жилого и рабочего пространства , Крамер, Берлин, 2001, ISBN.  3-87956-271-7
  • Лотар Юбель, Карштадт-ам-Херманплац. Хороший кусочек Берлина , изданный Karstadt Warenhaus AG. 2000 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c8b321482b52d9b571ee6f20575e585__1693439580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/85/1c8b321482b52d9b571ee6f20575e585.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hermannplatz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)