Побег обезьяны (видеоигра)
Побег обезьяны | |
---|---|
![]() Обложка североамериканской PlayStation | |
Разработчик(и) | Японская студия |
Издатель(и) | Sony Компьютерные развлечения |
Директор(ы) | Масамичи Секи |
Продюсер(ы) |
|
Дизайнер(ы) |
|
Композитор(ы) | Соичи Терада |
Ряд | Побег обезьяны |
Платформа(ы) | |
Выпускать | PlayStation PlayStation Портативная |
Жанр (ы) | Платформа |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Побег обезьяны [ а ] — платформер видеоигра- 1999 года , разработанная Japan Studio и изданная Sony Computer Entertainment для PlayStation . Первая игра из Ape Escape серии . В ней рассказывается история обезьяны по имени Спектр, которая приобретает повышенный интеллект и злобные наклонности благодаря использованию экспериментального шлема. Призрак создает армию обезьян, которую отправляет сквозь время, пытаясь переписать историю. Спайк, персонаж игрока, намеревается поймать обезьян с помощью специальных гаджетов.
В Ape Escape игра ведется от третьего лица . Игроки используют различные гаджеты, чтобы преследовать и ловить обезьян, путешествуя по разным средам. Управление в игре в значительной степени сосредоточено вокруг аналоговых джойстиков, и это первая игра, требующая использования контроллера DualShock от PlayStation . Разработка Ape Escape длилась более двух лет и в целом была сосредоточена на адаптации к использованию контроллера, что было серьезной проблемой для команды разработчиков.
Ape Escape был встречен критиками с одобрением, особенно за инновационное использование двойного аналогового управления, а также графику и музыку; озвучка подверглась незначительной критике. Игра считается одной из величайших на консоли PlayStation и несколько раз переиздавалась. Игра также породила множество сиквелов и спин-оффов, начиная с Ape Escape 2 в 2002 году. Ремейк Ape Escape : On the Loose [ б ] был выпущен для PlayStation Portable в 2005 году и получил неоднозначные отзывы.
Геймплей
[ редактировать ]
Ape Escape — платформер с видом от третьего лица . Игроки перемещаются по нескольким различным средам, чтобы продвигаться по игре. Большую часть игры игроки управляют Спайком — мальчиком, которому поручено преследовать и ловить обезьян во времени, не давая им переписать историю. [ 1 ] : 2 Игроки используют различные гаджеты для преследования и поимки обезьян, такие как Электрошоковый клуб, используемый в качестве средства нападения на врагов, и Сеть времени, используемая для поимки обезьян и транспортировки их в наши дни. [ 1 ] : 6–7, 14–15 По мере прохождения игры игрокам становятся доступны новые гаджеты. [ 1 ] : 6–7, 16 На протяжении всей игры игроки также управляют транспортными средствами, в том числе резиновым плотом, позволяющим путешествовать по воде, и водной сетью, помогающей перемещаться под водой. [ 1 ] : 14–15 Управление в игре в значительной степени сосредоточено вокруг аналоговых джойстиков: левый джойстик используется для перемещения игроков, а правый джойстик управляет различными гаджетами. [ 1 ] : 4–5, 9
Обезьяны оснащены шлемами с сиреной, обозначающей уровень их тревоги: синий означает расслабленность и не подозревает о присутствии игровых персонажей; желтый – настороженность; а красный означает полную тревогу, что приводит к попытке побега или проявлению враждебности. Личность обезьяны также можно определить по цвету шорт: желтый — стандартный, голубой — робкий, а красный — агрессивный. Некоторые обезьяны оснащены оружием, позволяющим им атаковать игроков, или биноклями, которые позволяют им идентифицировать игроков на больших расстояниях. Чтобы пройти уровень, игрокам необходимо поймать определенное количество обезьян; оставшихся обезьян можно поймать при повторном посещении уровня. [ 1 ] : 6–8
Если игроки получают урон, они теряют жизнь . Игроки могут пополнить свое здоровье, собирая файлы cookie. [ 1 ] : 8 На протяжении всей игры игроки могут собирать призрачные монеты, которые можно найти в скрытых местах на каждом этапе. [ 1 ] : 12 Собрав достаточное количество Spectre Coins, вы откроете три бонусные мини-игры: Ski Kidz Racing , лыжную игру, в которой игроки соревнуются с противниками; Galaxy Monkey — стрелялка, в которой игроки сражаются с инопланетянами; и Spectre Boxing , боксерская игра, в которой игроки уклоняются и наносят удары, используя аналоговые джойстики. [ 1 ] : 16
Сюжет
[ редактировать ]История начинается, когда Призрак, седовласая обезьяна, хорошо известная в своем доме в парке развлечений, посвященном обезьянам, надевает шлем Monkey/Peak Point, созданный профессором, который увеличивает его интеллект по сравнению с интеллектом обычной обезьяны, но , поскольку это прототип, он также искажает его разум, превращая его в злого. Наполненный этой новой силой, Призрак раздает обезьяньи шлемы всем обезьянам в парке и отпускает их, заставляя их захватывать местную лабораторию, где профессор и его помощница Натали (Кэти/Нацуми) в настоящее время строят машину времени. Когда Спайк (Какеру) и его лучший друг Джейк (Базз/Хироки) прибывают в лабораторию, Призрак вместе со всеми другими обезьянами переносит их в разные времена. Понимая, что предоставление обезьян самим себе может катастрофическим образом переписать историю, профессор поручает Спайку найти всех обезьян, разбросанных во времени, и отправить их обратно в настоящее.
Спайку также предстоит сразиться со Спектром, который не только построил себе усовершенствованный Обезьяний Шлем, еще больше повысив свой интеллект, но и переманил Джейка мозги на свою сторону. После длительной серии поимок и сражений в разные периоды истории, начиная с эпохи динозавров, средневековья и наших дней, Спайку в конечном итоге удается поймать всех обезьян. Спайк преследует Призрака в его безумный тематический парк, где он держит недавно схваченного профессора Натали и его друга Джейка. Спайк освобождает Джейка от контроля над разумом, освобождает профессора и Натали и продолжает искать Призрака в альтернативной вселенной, которую он называет «Матрица пиковых точек». Спайк побеждает Призрака после финальной битвы, его ловят и отправляют обратно в зоопарк.
Разработка
[ редактировать ]
Разработка Ape Escape длилась примерно два с половиной года. Вскоре после того, как команда разработчиков приступила к разработке дизайна и концепции Ape Escape , они посетили совещание, посвященное разработке DualShock . Заинтригованный потенциалом контроллера, [ 4 ] команда реализовала его использование в Ape Escape , сделав это первой видеоигрой, в которой для игрового процесса требуется использование DualShock . [ 2 ] [ 3 ] Разработка концепции управления аналоговыми джойстиками контроллера была самой большой проблемой для команды, и перед завершением работы элементы управления прошли тщательное тестирование. [ 4 ]
Музыку для игры написал Соичи Тэрада . После того, как игровой директор прослушал трек Терады «Sumo Jungle», ему была предоставлена возможность написать музыку для Ape Escape . [ 5 ] Музыка меняется в игре в зависимости от ситуации и уровня; например, если игроки действуют незаметно, музыка немного меняется, создавая спокойную атмосферу. [ 6 ] Музыка из игры была включена в саундтреки Ape Escape Originape . [ с ] опубликован 18 ноября 2011 года лейблом Терады Far East Recording. [ 7 ] [ 8 ] Звуковые эффекты игрового процесса были разработаны Масааки Канеко, а звуковые эффекты в роликах были предоставлены Масатоши Мизумати. Английская озвучка была записана в студии Dubey Tunes Studios в Сан-Франциско , Калифорния , где Сара Холихан и Хантер А. Пайпс III выступали в качестве режиссера и продюсера озвучки соответственно. [ 9 ]
Об игре Ape Escape было официально объявлено в апрельском выпуске журнала Official US PlayStation Magazine за 1999 год . [ 10 ] Игровая демонстрация была интегрирована в компакт-диск-сборник Jampack Summer '99, выпущенный PlayStation Underground . [ 11 ] Вторая игровая демонстрация была включена в рекламный сборник, выпущенный Pizza Hut 14 ноября. [ 12 ] Реклама игры проводилась на Cartoon Network во время зимней праздничной маркетинговой кампании Sony 1999 года. [ 13 ] Игра была выпущена в Северной Америке 22 июня 1999 года. [ 14 ] Ремейк Loose под названием Ape Escape: On the . [ б ] было объявлено 11 мая 2004 года во время пресс-конференции Sony на выставке Electronic Entertainment Expo . [ 15 ] Она была выпущена в качестве стартовой игры для PlayStation Portable (PSP) 24 марта 2005 года. [ 16 ] В ремейке изменено управление из-за отсутствия правого аналогового джойстика на PSP, а также немного другая графика и мини-игры. [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 90/100 [ 18 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
ВсеИгры | 4.5/5 [ 19 ] |
Край | 7/10 [ 20 ] |
Фамицу | 32/40 [ 21 ] |
ИграРеволюция | B+ [ 22 ] |
GameSpot | 8.8/10 [ 6 ] |
ИГН | 9.5/10 [ 23 ] |
Следующее поколение | 5/5 [ 24 ] |
, Ape Escape получил «всеобщее признание» По данным агрегатора рецензий Metacritic на основе 19 рецензий. [ 18 ] Японское издание Famitsu поставило ему 32 балла из 40 на основе четырех обзоров. [ 21 ] Рецензенты высоко оценили использование в игре аналогового управления. [ 6 ] [ 22 ] а также его графика [ 6 ] [ 23 ] и музыка, [ 19 ] [ 22 ] с незначительной критикой в адрес озвучки. [ 6 ] [ 23 ]
GameRevolution Джонни Лю из считает, что инновационное управление было одной из выдающихся особенностей игры. [ 22 ] GameSpot Питер Бартолоу из назвал элементы управления «прекрасно выполненными», высоко оценив простоту использования. [ 6 ] Дуг Перри из IGN считает, что, хотя управление изначально было сложным, использование аналоговых джойстиков стало «новым и освежающим». [ 23 ] AllGame Скотт Алан Марриотт из также обнаружил, что управление со временем улучшилось, и похвалил управление плотом. [ 19 ] Эдж отметил отдельные этапы и оригинальное оружие, заключив, что Ape Escape «предлагает достаточно новизны, чтобы заслуживать серьезного рассмотрения для всех, кто устал от множества платформеров, которые мне тоже нравятся». [ 20 ] Компания Next Generation считает, что «общая беззаботная привлекательность игры делает ее идеальной для юных игроков, но ее оригинальность и сложность также понравятся самым измученным хардкорным игрокам». [ 24 ]
GameSpot Бартолоу из похвалил визуальные эффекты, назвав игру «захватывающим зрелищем» и высоко оценив использование цвета и деталей. [ 6 ] IGN Перри из написал, что текстуры «не такие уж потрясающие» и нашел дизайн персонажей «довольно фундаментальным», но почувствовал, что освещение в игре и камера смешаны, чтобы создать «фантастический и приятный эффект». [ 23 ] GameRevolution Лю из назвал графику «хорошей, но не лучшей», отметив замедление частоты кадров . [ 22 ] AllGame Marriott из также упомянула проблемы со всплывающими окнами и другие сбои, но в конечном итоге похвалила графику, отметив «отчетливый японский стиль». [ 19 ]
AllGame Marriott из высоко оценил соответствие музыки сеттингу: [ 19 ] и GameSpot Бартолоу из аплодировали интерактивности саундтрека. [ 6 ] GameRevolution Лю из считает, что музыка становится лучше по ходу игры, и также высоко оценивает ее использование в игровом процессе. [ 22 ] IGN Перри из охарактеризовал саундтрек как «странную смесь J-pop и техно - синтезатора » и нашел «попсовые мелодии» более запоминающимися, чем «техно-мелодии». [ 23 ] Критика была направлена в адрес озвучки; [ 19 ] GameSpot Бартолоу из назвал это «неизменно жестоким». [ 6 ] в то время как IGN Перри из назвал голос Спайка «ничего особенного». [ 23 ] Другие звуковые эффекты игры, такие как звуки обезьян, были встречены положительно. [ 6 ] [ 23 ]
Портативная версия для PlayStation
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 66/100 [ 25 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
1Up.com | С [ 26 ] |
GameSpot | 7.3/10 [ 17 ] |
GameSpy | 3.5/5 [ 27 ] |
ИГН | 7/10 [ 28 ] |
Ape Escape: On the Loose получила «смешанные или средние отзывы» по версии Metacritic на основе 35 критиков. [ 25 ] Джефф Герстманн из GameSpot посетовал на потерю «точно настроенного управления» оригинала, но почувствовал, что игра «все еще обладает значительным очарованием». [ 17 ] GameSpy Дэвид Чепмен из считает, что, несмотря на заметные недостатки игры, особенно в управлении, в нее по-прежнему «очень интересно играть». [ 27 ] Хуан Кастро из IGN похвалил использование цвета в игре, отметив его улучшение на экране PlayStation Portable. Кастро также предупредил, что «поклонникам серии, вероятно, будет не хватать второго аналогового джойстика», но посчитал, что гаджетов, привязанных к кнопкам на лице PSP, будет достаточно. [ 28 ] игры портирование Джереми Пэриш из 1Up.com раскритиковал за то, что оно устарело, заявив, что это «игра, которая была лучше в другое время, в другой системе, портированная просто для циничного удобства». [ 26 ] Пэриш считал, что On the Loose «подпортила репутацию PSP… как свалки для разогретых 32-битных предложений, срок годности которых значительно истек». [ 26 ]
Продажи
[ редактировать ]Ape Escape . За первые три дня в Японии было продано 70 000 копий [ 29 ] к концу года будет выпущено более 293 000 копий, [ 30 ] и более 500 000 в целом. [ 31 ] В США было продано более 600 000 копий. [ 32 ] и получил ярлык Greatest Hits . [ 33 ] Было продано более 250 000 копий On the Loose , что также получило лейбл Greatest Hits. [ 34 ]
Наследие
[ редактировать ]Ape Escape считается одной из самых значительных игр на консоли PlayStation. Дуглас К. Перри из IGN назвал ее «лучшей 3D-игрой-платформером для PlayStation». [ 23 ] а Питер Бартолоу из GameSpot назвал его «одним из лучших 3D-платформеров на сегодняшний день». [ 6 ] Скотт Алан Марриотт из AllGame охарактеризовал игру как «одну из самых приятных 3D-платформеров» для PlayStation. [ 19 ] IGN включил Ape Escape в статью, описывающую величайшие игры для платформы PlayStation 3D. [ 35 ] и позже назвал ее восьмой величайшей игрой на консоли. [ 36 ] В марте 2004 года официальный британский журнал PlayStation Magazine назвал ее девятой величайшей игрой всех времен. [ 37 ] Game Informer поместил ее на 100-е место в списке лучших игр 2001 года, высоко оценив ее игровой процесс и инновации. [ 38 ]
Ape Escape породила серию игр , включая сиквелы и спин-оффы. Прямое продолжение Ape Escape 2 было выпущено для PlayStation 2 (PS2) в июле 2001 года. [ 39 ] за ним последовала Ape Escape 3 для PS2 в июле 2005 года. [ 40 ] Несколько дополнительных игр были выпущены исключительно в Японии: Pipo Saru 2001, июль 2001 г. [ 41 ] и Сару! Получить тебя! Million Monkeys в июле 2006 года для PS2. [ 42 ] за ним последовал Saru Get You: Pip Saru Racer в декабре 2006 г. [ 43 ] и Сару! Получить тебя! SaruSaru Big Mission в июле 2007 года для PSP. [ 44 ] Еще один спин-офф, Ape Quest , также был выпущен во всем мире для PSP в январе 2008 года. [ 45 ] Также была выпущена серия игр для вечеринок: Ape Escape: Pumped & Primed в июле 2004 года. [ 46 ] и EyeToy: Monkey Mania в августе 2004 года для PS2, [ 47 ] а также Ape Academy 2 для PSP в декабре 2005 г. [ 48 ] и PlayStation Move Ape Escape для PlayStation 3 в декабре 2010 года. [ 49 ] Спайк доступен в качестве игрового персонажа в PlayStation All-Stars Battle Royale (2012). [ 50 ] а костюм обезьяны доступен в качестве загружаемого наряда в некоторых LittleBigPlanet играх (2008–12). [ 51 ] Мини-игра с участием обезьяны из Ape Escape включена в Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004). [ 52 ]
Ape Escape была добавлена в уровень Deluxe линейки PlayStation Plus в мае 2022 года, в нее можно играть на PlayStation 4 и PlayStation 5 с полной трофеев . поддержкой [ 53 ] [ 54 ] On the Loose был добавлен в августе 2023 года. [ 55 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Известный как Сару! Получить тебя! ( サルゲッチュ , Сару Гетчу ) в Японии
- ^ Перейти обратно: а б Известный как Сару! Возьми себе П! ( サルゲッチュP!, Saru Getchu P! ) в Японии и как Ape Escape P в Европе
- ^ Ape Саундтреки Originape Escape
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Энн, Кэрол; Хэншоу, Нил (1999). Буклет с инструкциями по побегу обезьяны . Sony Компьютерные развлечения .
- ^ Перейти обратно: а б Перри, Дуглас (7 июня 1999 г.). «Побег обезьяны» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бьюкенен, Леви (2 мая 2008 г.). «10-летие DualShock» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
Первой игрой для PlayStation, требующей DualShock, была Ape Escape в 1999 году.
- ^ Перейти обратно: а б «Побег обезьяны». Подземелье PlayStation . 3 (3). Sony Компьютерные развлечения . 1999.
- ^ Вада, Тетсуро (25 мая 2015 г.). «Интервью Соичи Тэрада! Музыка счастья» . ВАСАБАТ . Токийские синдикаты цифровой музыки. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бартолоу, Питер (18 июня 1999 г.). «Обзор побега обезьяны» . ГеймСпот . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 30 декабря 2015 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «Ape Escape Originape Soundtracks by Ape Escape, Soichi Terada» Apple , 18 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2016 г. Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Оригинальные саундтреки к «Ape Escape» . ГеймОСТ . Elvista Media Solutions Corp., 18 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 г. . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Энн и Хэншоу 1999 , стр. 18–19.
- ^ Куджава, Крейг (апрель 1999 г.). «Лихорадка джунглей» . Официальный журнал PlayStation в США . Зифф Дэвис . п. 28 . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ « Джемпак PlayStation Underground — лето 99» . ИГН. 19 мая 1999 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Игра Rave Presents: Pizza Hut: Диск 1» . Игра Рейв . Архивировано из оригинала 20 марта 2005 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Sony начинает кампанию на миллион долларов» . ИГН . Зифф Дэвис . 14 октября 1999 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
Рекламные акции в эфире включают Fox Kids Network (для сериала Spyro Ripto's Rage ), детский канал Time Warner Inc. Kids WB ( Um Jammer Lammy ) и Cartoon Network ( Ape Escape ).
- ^ Сотрудники GameSpot (22 июня 1999 г.). «Ape Escape выпущен для PlayStation» . ГеймСпот . Фэндом . Архивировано из оригинала 20 апреля 2000 года . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Торсен, Тор (11 мая 2004 г.). «Обнародована лавина игр для PSP» . ГеймСпот . Фэндом . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Торсен, Тор (3 февраля 2005 г.). «PSP запускается 24 марта» . ГеймСпот . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 7 октября 2015 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Герстманн, Джефф (24 марта 2005 г.). «Побег обезьяны: свободный обзор» . ГеймСпот . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 31 декабря 2015 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Побег обезьяны» . Метакритик . Fandom, Inc. Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марриотт, Скотт Алан. «Побег обезьяны – Обзор» . Вся игра . Вся медиасеть . Архивировано из оригинала 14 ноября 2014 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Побег обезьяны». Край . № 74. Будущее издательства . Август 1999. с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б » «PlayStation – Салгечу (на японском языке), Том 915. Enterbrain , 30 июня 2006 г., стр. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лю, Джонни (1 июля 1999 г.). «Обзор побега обезьяны» . Игра Революция . Жажда Онлайн . Архивировано из оригинала 26 мая 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Перри, Дуг (23 июня 1999 г.). «Побег обезьяны» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Побег обезьяны» . Следующее поколение . № 56. Imagine Media . Август 1999. с. 85 . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Побег обезьяны: на свободе» . Метакритик . Fandom, Inc. Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пэриш, Джереми (28 марта 2005 г.). «Побег обезьяны: на свободе» . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чепмен, Дэвид (28 марта 2005 г.). «GameSpy: Побег обезьяны: на свободе» . GameSpy . ИГН Развлечения. Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кастро, Хуан (24 марта 2005 г.). «Побег обезьяны: на свободе» . ИГН . Зифф Дэвис . п. 2. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Топ-100 лучших H1 1991 года» . Библиотека игровых данных . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Топ-300 1999 года» . Библиотека игровых данных . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Библиотека игровых данных» . Библиотека игровых данных . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Продажи PS1 в США в 1995–2003 гг.» . Игра Паломничество . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Лучшие хиты PlayStation: полный список» . ИГН . Зифф Дэвис . 10 января 2002 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Фишер, Кен (24 июля 2006 г.). «Sony обсуждает будущее PSP на Comic-Con» . Арс Техника . Конде Наст . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Величайшие игры для PlayStation всех времен: 3D-платформеры» . ИГН . Зифф Дэвис . 15 июля 1999 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «25 лучших игр всех времен: №6–10» . ИГН . Зифф Дэвис . 8 июня 2000 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Райан Батт, изд. (март 2004 г.). «Лучшие игры всех времен». Официальный британский журнал PlayStation (108). ООО «Фьючер» : 28.
- ^ Корк, Джефф (16 ноября 2009 г.). «100 лучших игр всех времен по версии Game Informer (около 100-го выпуска)» . Игровой информер . ГеймСтоп . Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Продолжение «Побега обезьяны» на Всемирной ярмарке хобби . ИГН . Зифф Дэвис . 22 января 2002 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Гантаят, Ануп (15 июля 2005 г.). «Побег обезьяны 3» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Смит, Дэвид (18 июня 2001 г.). «Пипосару 2001» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Гантаят, Ануп (25 июля 2006 г.). «Побег обезьяны: игровой тест миллиона обезьян» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Гонки на побег обезьян» . ИГН . Зифф Дэвис . 9 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Юн, Эндрю (29 июня 2007 г.). «Ape Escape: Saru Saru Big Mission, загружаемая демоверсия» . Engadget . АОЛ . Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Хейнс, Джефф (18 января 2008 г.). «Обзор обезьяньего квеста» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Льюис, Эд (10 августа 2004 г.). Анонс «Побега обезьяны: накачка и подготовка» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Гантаят, Ануп (21 июня 2004 г.). «Практика: игрушка-глаз Сару» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Никс, Марк (17 сентября 2005 г.). «TGS 2005: Академия побега обезьян 2» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Мориарти, Колин (23 июня 2011 г.). «Объявлена дата выпуска PlayStation Move Ape Escape» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Хусон, Нарен (1 октября 2012 г.). «Все звезды PlayStation All-star раскрыты» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Кицманн, Людвиг (21 января 2009 г.). «LittleBigPlanet получает костюмы WipEout и Ape Escape» . Engadget . АОЛ . Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Йип, Спенсер (28 сентября 2011 г.). «В коллекции Metal Gear Solid HD есть миссии по охоте на монстров, но нет змеи против обезьяны» . Силиконра . Curse, Inc. Архивировано из оригинала 31 августа 2014 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Иван, Том (23 мая 2022 г.). «Полная линейка игр PlayStation Plus для Азии подтверждена» . Хроника видеоигр . Геймерская сеть . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Иван, Том (23 мая 2022 г.). «В более классические игры для PlayStation добавлена поддержка призов» . Хроника видеоигр . Геймерская сеть . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Иван, Том (15 августа 2023 г.). «Теперь можно заявить права на игры из каталога игр PlayStation Plus за август» . Хроника видеоигр . Геймерская сеть . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
- видеоигры 1999 года
- 3D-платформер
- Игры побег от обезьяны
- Игры японской студии
- Игры для PlayStation (консоли)
- Портативные игры для PlayStation
- Однопользовательские видеоигры
- Игры Sony Interactive Entertainment
- Видеоигры о путешествиях во времени
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры, написанные Соичи Терада
- Видеоигры, действие которых происходит в древнем Китае
- Видеоигры, действие которых происходит в феодальной Японии.
- Видеоигры, действие которых происходит в средневековой Англии.
- Видеоигры, действие которых происходит в Океании
- Видеоигры, действие которых происходит в мезозое
- Видеоигры, действие которых происходит в плейстоцене
- Видеоигры, действие которых происходит в каменном веке