Jump to content

Парк искусств Музеон

Координаты : 55 ° 43'58 "N 37 ° 36'19" E  /  55,73278 ° N 37,60528 ° E  / 55,73278; 37.60528
Памятник Владимиру Ленину в разделе «Павшие герои» парка искусств «Музеон».

( Парк искусств «Музеон» бывший Парк Павших героев или Парк Памятников павшим ) — парк за пределами здания Крымского вала в Москве, разделяемый отделом современного искусства Третьяковской галереи и Центрального дома художника . Он расположен между Парком Культуры и «Октябрьская» станциями метро . Крупнейший музей скульптуры под открытым небом в России . В настоящее время в его коллекции находится более 1000 произведений искусства. [1]

Происхождение англоязычного экзонима «Парк Падших памятников» неизвестно; Русскоязычные либо просто называют парк Парком скульптур Центрального Дома художника ( русский : Парк скульптуры ЦДХ ), либо ссылаются на его юридическое название — Парк искусств «Музеон» (русский: Парк искусств , Парк искусств — буквально: «Парк искусства»). Искусство»).

Обелиск Александровского сада, переделанный в 1918 году.

Оспаривание и снос памятников в СССР восходит к его зарождению. 12 апреля 1918 года Владимир Ленин , революционный лидер большевиков , издал декрет «О памятниках республики», в котором провозгласил, что все памятники царям и их сподвижникам должны быть удалены из поля зрения общественности. Он призвал создать комиссию для решения судьбы этих памятников и организации создания новых памятников и эмблем, соответствующих Социалистической революции. [2] : 55  Во многих случаях новые коммунистические статуи буквально занимали место статуй, снятых по указу Ленина 1918 года, и устанавливались на том же месте. [2] : 61–62  Одним из примеров этих преобразований памятников является обелиск Александровского сада в Москве, который первоначально увековечивал память династии Романовых и был изменен в 1918 году в честь революционных левых мыслителей, таких как Карл Маркс и Фридрих Энгельс . Было сделано несколько исключений, когда дореволюционные статуи остались в своем первоначальном состоянии, например, конная статуя Петру Великому в Санкт-Петербурге по заказу Екатерины Великой .

«Медный всадник» в Санкт-Петербурге

наступил период статуемании Таким образом, в СССР . Статуемания относится к массовому распространению статуй, зародившихся в западной культуре девятнадцатого века. Во время своего правления Иосиф Сталин непомерно увеличил коммунистическую пропаганду и памятники на территории СССР. После смерти Сталина в 1953 году Никития Хрущев , его преемник, провел десталинизацию, чтобы положить конец культу личности . Степень преднамеренного участия Ленина (и, следовательно, «первоначальной» революции) в развитии культа личности является предметом постоянных дискуссий. [2] : 56 

Памятник Феликсу Дзержинскому, снятый в 1991 году.

В 1965 СССР вступил в Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС) и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК ) . Историк искусства Мария Силина утверждает, что «с тех пор была создана значительная сеть объектов коммунистического наследия, которая до сих пор служит основой для инвентаризации объектов наследия в России». [3]

13 октября 1990 года Михаил Горбачев издал указ «О предотвращении порчи памятников, связанных с историей государства и его символами». 22 августа 1991 года статую Феликсу Дзержинскому у здания КГБ в Москве было официально разрешено снести. Снос статуи Дзержинского, утверждает историк искусства Дарио Гамбони, стал катализатором того, что общественность начала нападать на статуи лидеров СССР по всей России. [2] : 54 

История сайта

[ редактировать ]
Крымский мост в Москве.

Музеон расположен на месте бывшей Всероссийской выставки сельскохозяйственных и промышленных ремесел, построенной в 1923 году. В центре молодой архитектор Андрей Буров построил футбольный стадион. Владимир Ленин посетил выставку во время своей последней поездки в Москву, за три месяца до смерти. Ленина провезли на машине мимо павильонов, спроектированных Константином Мельниковым , Владимиром Щуко и Верой Мухиной , прежде чем отправиться в имение Горки, где он и умер.

Крымский мост , первый вантовый мост в Советском Союзе , был построен при Иосифе Сталине в 1938 году. Вскоре после этого были заложены гранитные Крымская и Пушкинская набережные. До конца XIX века здесь не было набережных, только берега реки, укрепленные брусчаткой. [ нужна ссылка ]

Во время Великой Отечественной войны (также известной как Восточный фронт Второй мировой войны) военная техника и зенитное вооружение возле Крымского моста размещалась . К концу 1940-х годов появилось обширное пустое пространство, ставшее крупнейшей в городе снегосвалкой. Архитекторы предлагали разные предложения по этому объекту, например от Академии наук до Дворца Советов, однако министр культуры Екатерина Фурцева настояла на Центрального дома художника строительстве на этом месте . Строительство этого проекта началось в 1965 году среди деревянных лачуг. Площадь вокруг ЦДХ была построена в 1980-х годах.

Площадка Музеона, рядом с Москвой-рекой.

В конце 1980-х, в разгар перестройки , ЦДХ начал проводить роскошные выставки таких художников, как Фрэнсис Бэкон , Джорджио Моранди , Яннис Кунеллис , Роберт Раушенберг и Джеймс Розенквист . скульптуры западных модернистов В соседнем парке появились .

После распада СССР

[ редактировать ]

22 августа 1991 года статую Феликсу Дзержинскому разобрали и привезли в парк. Коммунистическая партия была запрещена в ноябре 1991 года. Бюсты Ленина, статуи Калинина , Свердлова и Сталина со всей Москвы начали накапливаться на траве, включая статую Сталина из розового гранита, лицо которого было разбито ударами молотка. [4] Скульптуры привозили из закрытых скульптурных фабрик, мастерских советских времен, где анонимные мастера изготавливали статуэтки.

«Портретный ряд» в парке искусств «Музеон».

В январе 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о создании парка искусств «Музеон». Постепенно некоторые статуи были подняты на ноги и расставлены по всему парку, а некоторые до сих пор остаются в упавшем виде. В настоящее время в его коллекции более 1000 скульптур. Он разделен на тематические секции (Восточный сад, Пушкинская площадь , Портретный ряд). Многие памятники появились до 1992 года. Посткоммунистический туризм, движимый жителями Запада, увеличил число посетителей, ищущих заброшенные советские памятники. [ нужна ссылка ] В 2000-е годы в парке начали проводить симпозиумы скульпторов, работающих с известняком; подаренные ими скульптуры выставлены на специальной площади, отведенной для белокаменных скульптур. В симпозиумах приняли участие самые разные темы и участники, включая профессионалов, таких как Фахраддин Рзаев, Владимир Буйначев и Григорий Красношлыков, а также любителей. [ нужна ссылка ]

Музеон сегодня

[ редактировать ]
Музеон на закате. Фото Жасмин Халки

С 2011 года в «Музеоне» произошли серьезные изменения. В рамках государственной программы по развитию туристической и досуговой инфраструктуры Москвы архитектор Евгений Ассе разработал новый генеральный план «Музеона», включающий обновленный ландшафт, который превратил парк в динамичный и современный парк. космос. [ нужна ссылка ] Были демонтированы самодельные и ветхие конструкции, проложена диагональная извилистая «прогулочная» дорожка, соединяющая Крымский вал и Болотный остров. Тротуары были выложены гранитной брусчаткой. Открыт павильон «Школа» (архитекторы Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев), где проходят образовательные программы «Музеона». Джентрификация в Москве привела к тому, что девелоперы и агенты по недвижимости стали искать участки, имеющие статус большевистских достопримечательностей, ради увеличения рыночной стоимости. [3]

Молодой человек тренирует трюки перед памятником

В 2013 году по проекту архитектурной фирмы «Wowhaus» (Дмитрий Ликин и Олег Шапиро) Крымская набережная была полностью перестроена и превращена в пешеходную зону, протянувшуюся от бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» до Воробьевых гор . уникальные многолетние Высажены клумбы; установлены ненавязчивые препятствия для скейтбордистов, велодорожки, изящные скамейки и каплевидные павильоны. Был построен новый «Вернисаж» (художественное выставочное пространство) с волнистыми крышами и просторными, ярко освещенными стендами. Москве . Популярной достопримечательностью стал фонтан-плеск, второй в

Музеон сегодня [ когда? ] — это не только место хранения исторических артефактов, но и музей современного искусства под открытым небом, специальное выставочное пространство, место проведения музыкальных фестивалей и общественная творческая мастерская. Он становится все более популярным местом отдыха среди москвичей и теперь является частью Парка Горького .

Статуя Сталина из розового гранита, которая первоначально была выставлена ​​на боку, теперь стоит вертикально и снова на постаменте после того, как наступила волна поддержки бывшего лидера СССР. опрос общественного мнения, проведенный в 2019 году, показал, что 70 процентов россиян считают, что Сталин сыграл положительную роль в российской истории По данным New York Times, . [4]

Реакция на советские статуи

[ редактировать ]

«Музеон» является частью более широкого явления 1990-х годов, когда бывшие советские государства начали убирать памятники советским лидерам с площадей, часто выбрасывая их в парках. Другие примеры парков-памятников, в которых сохранились социалистические статуи, включают парк Грутас в Друскининкае, Литва, Музей ПРЛ в Руде-Слёнской, Польша, Парк Мементо в Будапеште, Венгрия, крыло Галереи искусства социалистического реализма в северной пристройке Козловки . Дворец в Козловке, Польша, Музей социалистического искусства в Софии, Болгария. [ нужна ссылка ]

Статуя Сталина из розового гранита и памятник Чубарова «Жертвам советских лагерей» вдали. Фото Гаррета Зиглера

Некоторые страны решили уничтожить свои советские статуи после распада СССР. Яркие примеры включают снос памятника Сталину на его родине в Гори, Грузия, в 2010 году. [4] разрушение самого большого памятника Ленину в Украине в Запорожье, Украина, в 2016 году и снос самой большой советской статуи в Латвии (высотой 79 метров, или 259 футов 2 дюйма) в августе 2022 года.

Возведение контрпамятников — еще один ответ на присутствие советских памятников. Например, на картине скульптора Евгения Чубарова «Жертвы советских лагерей» изображены 282 каменные головы в клетке. Эту статую Чубаров передал в дар Музеону с условием, что она будет выставлена ​​рядом со статуей Сталина из розового гранита. [5] Другим примером является «Трансформер» Ербосына Мельдибекова в Ташкенте, Узбекистан , который представляет собой взаимозаменяемую статую, призванную отражать меняющуюся идентичность постсоветских государств. [6]

Известные скульпторы

[ редактировать ]

Вера Мухина

[ редактировать ]
«Рабочий и колхозница» Веры Мухиной

Вера Мухина была художницей ХХ века и широко известной женщиной-скульптором из Советского Союза. [7] Многие знают ее как автора картины « Рабочий и колхозница », одного из самых бессмертных символов страны. Сама Мухина была сложным человеком: полуофициальный скульптор и верующий в «новую религию» (т.е. революцию), а также тонкий художник, рано расставшийся с иллюзиями. [ нужна ссылка ]

Связь Мухиной с театром нашла выражение в изобразительном искусстве. Мы требуем мира! (1950), вдохновленный конфликтом между Северной и Южной Кореей , выглядит как мизансцена : по знаменам идут мужественный русский солдат, темнокожий юноша со сжатыми кулаками, слепой и корейская мать с младенцем на руках. побежденной армии в светлое будущее за женщиной, выпускающей голубя. все современные клише Здесь присутствуют ; Замыслом Мухиной было создание пропагандистской скульптуры.

Историк искусства Михаил Алпатов назвал работу холодной и надуманной, утверждая, что художница «не смогла передать идею борьбы за мир языком искусства, который позволил бы ей выразить себя через творчество». Однако сегодня скульптура ценна по другой причине; это образец яркого полуофициального искусства и важный памятник эпохе, породившей его. Изобретательное использование Мухиной гальваники позволило уменьшить вес статуи, что позволило ее транспортировать между городами и странами.

Евгений Вучетич

[ редактировать ]
Советский военный мемориал в Трептов-парке в Берлине

Евгений Вучетич был одним из первых известных скульпторов Советского Союза, получивших исключительно советское образование. Вучетич был чрезвычайно плодовитым, вылепив десятки официальных портретов советских героев. Скульптуры Вучетича слишком многочисленны, чтобы быть работой одного человека, но неясно, сколько помощников он нанял. Единственное, что известно о его помощниках, это то, что в начале 1960-х годов он пригласил скульптора Вадима Сидура присоединиться к нему в качестве ученика. [ нужна ссылка ]

Взлет Вучетича был стремительным. К концу Второй мировой войны он уже получил заказ на создание скульптурной группы в честь покойного генерала Ефремова (завершен в 1946 году) и был назначен ответственным за проектирование советского военного мемориала в берлинском Трептов-парке . История памятника генералу Ефремову окутана тайной.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ «Сайт Парка Горького» .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Гамбони, Дарио (1997). Уничтожение искусства: иконоборчество и вандализм со времен Французской революции . Книги реакции.
  3. ^ Перейти обратно: а б Силина, Мария (2022). «2 Джентрификация, посттуризм и травма: использование мест памяти революции 1917 года в России 2017 года». Революционные последствия: материальное, социальное и культурное наследие 1917 года в современной России . Университет Торонто Пресс. п. 42.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хиггинс, Эндрю (7 июля 2020 г.). «В России снесли много статуй, но мало что изменилось» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ Ким, Люциан (21 июля 2020 г.). «Что делать с поваленными статуями? В России есть парк павших памятников» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  6. ^ «Ербосын Мельдибеков. Трансформатор» . Музей современного искусства «Гараж» .
  7. ^ "Вера Мухина Королева советской скульптуры :: Люди :: Россия-ИнфоЦентр" .
[ редактировать ]

55 ° 43'58 "N 37 ° 36'19" E  /  55,73278 ° N 37,60528 ° E  / 55,73278; 37.60528

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1dca35c24b132a7681b8336bf196a2c0__1717233360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/c0/1dca35c24b132a7681b8336bf196a2c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muzeon Park of Arts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)