Какапель Рокшелтер
![]() | Данная статья содержит текст, написанный в рекламном тоне . ( сентябрь 2023 г. ) |


Какапел Рокшелтер — кенийский национальный памятник и археологический объект, названный в честь деревни, где он расположен, на западных склонах горы Элгон в Кении . [ 1 ] [ 2 ] Он относится к позднему каменному веку (Кансёр) и позднему железному веку и является самым ранним свидетельством эксплуатации пальчатого проса в регионе. [ 3 ] [ 4 ] АДНК выявила родство между прошлыми людьми в этом регионе и жителями Западной Африки. [ 3 ] на этом месте Наскальные рисунки считаются самым сложным произведением искусства в регионе, в котором проживали несколько человек. [ 5 ] Общественная археология , а также сотрудничество между Национальными музеями Кении (NMK) и Фондом африканского наскального искусства (TARA), Научно-исследовательским институтом наскального искусства (RARI) и Институтом Макса Планка продолжают знакомить с образом жизни древних людей в этом регионе. регион к жизни. [ 2 ]
Расположение и обстановка
[ редактировать ]
Какапел (ранее Какапели) — гранитный островок на холмах Челелмук в округе Бусия на западе Кении. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] Участок расположен на западных склонах горы Элгон на высоте 1420 метров над уровнем моря. [ 1 ] Район постоянно оккупировали сначала Календжины , затем Букусу , а затем Тесо . [ 1 ] Это место было объявлено правительством Кении национальным памятником в 2004 году. [ 2 ] Это один из двадцати девяти музеев Национальных музеев Кении . [ 6 ] Участок состоит из трех довольно неглубоких укрытий, расположенных вблизи подножия обнажения.
Исследовать
[ редактировать ]Предыдущие исследования
[ редактировать ]
Осага Одак, в то время работавший в Университете Найроби , опубликовал первый отчет о Какапеле в 1977 году. [ 1 ] Это место было обнаружено после расчистки непроходимого кустарника в этом районе. [ 1 ] Картины можно разделить на три панели, и каждая из них описана с точки зрения художественного представления, пространства, отведенного конкретной картине, цвета, идентичности картины, статуса сохранности и уничтожения. [ 1 ] Крупный рогатый скот является основными домашними животными и является частью фигур, которые указывают на умелое использование перспективы. [ 1 ] В 1978 году Одак организовал экспедицию под названием « Проект доисторического искусства Кении» на западе Кении и провел региональное исследование. [ 5 ] На холмах Челемук не было найдено подобных памятников наскального искусства, что побудило команду сделать вывод, что это место было важным местом для древних жителей. [ 5 ] TARA повторно задокументировала это место в 1997 году. [ 2 ]
Текущие исследования
[ редактировать ]Команда Национальных музеев Кении и ТАРА вернулась на это место в 2002 году и обнаружила, что оно подверглось вандализму. [ 2 ] Второй этап исследования был проведен сначала RARI и Национальными музеями Кении, где было прослежено искусство Какапеля. [ 2 ] Благодаря взаимодействию с общественностью TARA и NMK провели обучение и построили культурный центр, чтобы обеспечить сохранение этого объекта. [ 2 ] Археологические исследования проводились в два сезона: в 2012 году — пробные раскопки на памятнике, анализ наскальной живописи, сбор образцов для экологической реконструкции и масштабные раскопки в 2015 году. [ 2 ] Раскопки возобновились в регионе в 2018 году в рамках совместных исследований Национальных музеев Кении и Института истории человечества Макса Планка в Германии. [ 4 ] Примечательно, что исследование важности формы и размера зерна для различения популяций Eleusine corocana (пальчатого проса) во времени и пространстве. [ 4 ]
Датировка/хронология
[ редактировать ]Сайт датирован двумя временными периодами. Во-первых, с помощью радиоуглеродного датирования человеческих останков, также отобранных на наличие адДНК, была получена дата 3900 лет назад, что указывает на то, что это место относится к позднему каменному веку Восточной Африки, также идентифицируемому как Кансьор. [ 3 ] Два других человека (человеческие останки), также использованные в исследовании адДНК, датированы 900 и 300 годами до нашей эры (две даты позднего железного века). Прямая радиоуглеродная дата 690–904 кал. н.э. также была получена по изолированному коренному зубу. [ 3 ] Древесный уголь и ботанические остатки объектов, датированных с помощью радиоуглерода, показывают, что на этом месте также жили люди более позднего железного века (670–914 кал. л.н.). [ 4 ]
Находки
[ редактировать ]Стены приюта украшены наскальными рисунками (люди, животные и геометрические изображения). [ 1 ] [ 2 ] В результате раскопок была собрана значительная коллекция, включающая керамику (керамика для рулетки), дерево, человеческие останки, древесный уголь, семена и ореховую скорлупу, а также археологические объекты (ямы и очаги). [ 4 ] Существуют также некарбонизированные материалы и другие карбонизированные материалы, которые трудно идентифицировать. [ 4 ]
Археоботаника
[ редактировать ]Образцы почвы, собранные во время раскопок, были сплавлены для разделения тяжелых и легких фракций с целью извлечения археоботанических остатков. [ 4 ] Лишь небольшой процент семян был идентифицирован за пределами семейного уровня. [ 4 ] На этом участке также были получены первые свидетельства выращивания пальчатого проса ( E. coracana) в западной Кении. [ 4 ]
Наскальное искусство
[ редактировать ]Наскальные рисунки Какапеля, возможно, являются наиболее сложным произведением искусства прошлых народов региона, которые могли принадлежать разным группам людей. [ 1 ] Существуют как схематические, так и натуралистические изображения в белом, красном и коричневом цвете. [ 2 ] Существуют единичные казни, а также наложение белых фигур на красные. [ 1 ] Различия в физических условиях и цвете позволяют предположить, что это место использовалось разными группами людей, причем те, кто использовал красную краску, населяли эту территорию раньше. [ 1 ] Белые человеческие фигуры ярко выражены и сильно стилизованы по сравнению с другими изображениями. Кроме того, есть красные фигуры, которые могут быть человеческими фигурами или змеями. [ 1 ] Скот (домашние животные) несколько детализирован, с акцентом на то , что он безгорб и имеет большие рога. [ 1 ] Среди других представленных животных - белые жирафы с вытянутой шеей, черепаха, антилопа, пасущееся свиноподобное животное, бихромное животное, похожее на крота, неопознанная полихромная фигура с длинной шеей и шестиногие фигуры. [ 1 ] и слоны. [ 2 ] Также представлены инструменты, включая копья, стрелы, щиты и лодки. [ 1 ] Относительно большое количество схематических изображений включает полностью белые концентрические круги (некоторые из них зацеплены радиальными линиями), одиночные круги, спирали, объекты в форме сердца, точки и лучистые фигуры. [ 1 ] Наскальные рисунки не были точно датированы, но считается, что они были созданы между 2000 и 4000 годами назад на основе изображений различных видов искусства. [ 7 ]
Генетика/аДНК
[ редактировать ]Древняя ДНК людей из Какапеля показывает более сильную генетическую связь с мбути , популяцией центральноафриканских охотников-собирателей , по сравнению с левантийскими особями. [ 3 ]
Сохранение
[ редактировать ]Ориентация панелей на юг защищает произведения искусства от ветров с востока на запад, которые дуют в этом районе, сохраняя это место естественным образом. [ 2 ] ТАРА, продолжая более раннее исследование, обнаружила, что это место было разрушено граффити . [ 2 ] Поэтому они в партнерстве с НМК собрали средства для сохранения этого объекта. Сообщество участвует на всех уровнях проектов в Какапеле с целью сохранения наскальных рисунков. [ 2 ] Кроме того, в 2015 году был установлен забор для защиты наскальных рисунков. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Одак, Осага (1 января 1977 г.). «Какапели и другие недавно обнаруженные наскальные рисунки в западном высокогорье Кении» . Азания: Археологические исследования в Африке . 12 (1): 187–192. дои : 10.1080/00672707709511254 . ISSN 0067-270X .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Борона, Глория; Ндиема, Эммануэль (1 января 2014 г.). «Объединение исследований, охраны природы и участия общества: перспективы общественных проектов TARA в области наскального искусства в Кении» . Журнал управления культурным наследием и устойчивого развития . 4 (2): 184–195. doi : 10.1108/JCHMSD-04-2013-0012 . ISSN 2044-1266 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ван, Кэ; Гольдштейн, Стивен; Блисдейл, Мадлен; Клист, Бернард; Бостон, Коэн; Баква-Луфу, Пол; Бак, Лаура Т.; Кроутер, Элисон; Дем, Алиун; Макинтош, Родерик Дж.; Меркадер, Хулио; Огола, Кристина; Пауэр, Роберт С.; Савчук, Элизабет; Робертшоу, Питер (12 июня 2020 г.). «Древние геномы раскрывают сложные закономерности перемещения, взаимодействия и замещения населения в странах Африки к югу от Сахары» . Достижения науки . 6 (24): eaaz0183. дои : 10.1126/sciadv.aaz0183 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 7292641 . ПМИД 32582847 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мюллер, Натали Г.; Гольдштейн, Стивен Т.; Одени, Дамарис; Бойвен, Николь (01 июня 2022 г.). «Изменчивость и предвзятость сохранности в археоботанических записях Eleusine coracana (пальчатого проса): свидетельства железного века в Кении» . История растительности и археоботаника . 31 (3): 279–290. дои : 10.1007/s00334-021-00853-y . ISSN 1617-6278 .
- ^ Jump up to: а б с Одак, Осага (1980). «Доисторическое искусство в Кении». Ньяме Акума .
- ^ Кения, журнал H&S (12 декабря 2018 г.). «29 музеев и музеев по всей Кении - Национальные музеи Кении» . Журнал H&S Кения . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Мангат, Рупи (05 июля 2020 г.). «Наскальное искусство Какапеля» . Нация . Проверено 29 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марк Лейси (8 октября 2005 г.). Нью-Йорк Таймс
- Общество этнобиологии (14 марта 2018 г.)