Джеймс Мур (велосипедист)
Персональная информация | |
---|---|
Полное имя | Джеймс Мур |
Рожденный | Лонг-Брэкленд, Великобритания | 14 января 1849 г.
Умер | 17 июля 1935 г. | (86 лет)
Информация о команде | |
Дисциплина | Спринтер и шоссейный гонщик |
Роль | Райдер |
Тип райдера | универсал |
Крупные победы | |
Однодневные забеги и классика
Ранние велогонки
|
Джеймс Мур (14 января 1849 — 17 июля 1935) — английский велогонщик . Его широко считают победителем первой в мире официальной велогонки в 1868 году в Сен-Клу , Париж, хотя это утверждение кажется ошибочным. В 1869 году он выиграл первую в мире шоссейную гонку Париж-Руан, спонсируемую Le Vélocipède Illustré и Оливье братьев компанией Michaux Bicycle Company . Мур преодолел 113 км (70 миль) за 10 часов 25 минут. Он был одной из первых звезд велогонок, доминируя на соревнованиях на протяжении многих лет.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мур родился в Лонг-Брэкленде, Бери-Сент-Эдмундс , Саффолк, Англия, 14 января 1849 года. [1] Отец Мура, тоже Джеймс, был кузнецом и кузнецом . Его матерью была Элизабет Энн Мур. У пары было два сына и пять дочерей. [2] Сыновья Альфред и Джеймс родились в Великобритании, дочери – во Франции. [3]
Семья переехала в Париж, когда Джеймсу было четыре года. Причина переезда не известна. В одном сообщении говорится, что отец Мура был французом, остальные члены семьи ирландского и шотландского происхождения. [4] но подтверждения нет. В конечном итоге семья жила по адресу 2 cité Godot-de-Mauroy. Джеймс подружился с семьей кузнецов Мишо , жившей напротив них в домах 5 и 7. [5] Семье Мишо, Пьеру или его сыну Эрнесту, приписывают то, что они первыми добавили шатуны и педали к велосипеду. Примерно в 1865 году Мур владел велосипедом Мишо. [6]
В одном отчете говорилось:
В 1865 году Мур стал владельцем своего первого велосипеда, купив в том же году тяжелый деревянный велосипед или костотряску у знаменитой новаторской фирмы по производству велосипедов, которую тогда основал Эрнест Мишо. Он ездил на машине с величайшим энтузиазмом. [7]
Мур использовал велосипед, чтобы выполнять поручения своего отца, путешествуя из центра города в пригород. [6]
Сын Джеймса Мура, тоже Джеймс, сказал:
Через шесть месяцев [после переезда в Париж], в то время как большинство младших членов семьи все еще боролись с французским языком, именно молодой Джимми выступал в качестве их переводчика. Очевидно, в Париже он чувствовал себя как дома и, как любой другой мальчик, был очарован Цирком д'Эте, Летним цирком, который раньше располагался на полпути к Елисейским полям , в двух шагах от его дома на авеню Монтень. Именно здесь у него развилась любовь к лошадям, которая осталась с ним на всю оставшуюся жизнь. Он хорошо ладил с циркачами, которые разрешали ему кататься на лошадях на репетициях. Акробаты и воздушные гимнасты тоже были его друзьями, и он научился многим их трюкам. В 18 лет он мог сделать двойное сальто между двумя трапециями – настоящий подвиг. [2]
Это сообщение противоречит утверждению о том, что, когда семья переехала во Францию, родились только два сына.
Велосипедная карьера
[ редактировать ]Первая велогонка - Сен-Клу
[ редактировать ]Véloce после 1868 года. велосипедному клубу Мур присоединился к парижскому [6] Он начал участвовать в гонках на встрече, состоявшейся в парке Сен-Клу, к западу от Парижа, 31 мая 1868 года. Гонка Мура широко упоминается как первая официальная велогонка в истории, и к перилам парка была добавлена мемориальная доска, чтобы отметить это событие. . Но обоснованность этого утверждения оспаривается в «Истории Дрезиен » Кейзо Кобаяши. [8] и велосипед Мишо, [6] в котором утверждается, что забег Мура был третьим в тот день и даже не самым важным.
Скачки 31 мая 1868 года, когда Муру было 19 лет, прошли в парке Сен-Клу в Париже. Забеги были до фонтана парка и обратно – 1200 метров по гравийной дорожке.
Французский историк Пьер Шани писал:
В Париже получили распространение «педальные машины» с колесами диаметром 1 м или 1 м 10 см спереди и 80 см сзади. Их гонщики устроили показательные выступления, на которых они соперничали друг с другом в технике и силе. Увидев эти демонстрации, братья Оливье, контролировавшие «Парижскую компанию», [9] решили провести скачки 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу, предоставленном им Их Императорскими Величествами. [10] Cycling Record сообщила, что мероприятие началось ровно в 15:00 в присутствии аристократии Тут-Парижа. [11] все были в восторге от мысли, что эти люди соперничают друг с другом в силе и виртуозности. [12]
Хотя гонка Мура широко считается первой, голландский историк Бенджи Масо говорит, что это была вторая гонка, и что первую выиграл гонщик по имени Полоцини. [13] (Подробнее о тайне «первой расы» см. ниже). Фаворитом второго турнира был Франсуа Друэ, который был первым лидером. На полпути Джеймс Мур вышел вперед, вырвавшись «со скоростью молнии», согласно Cycling Record , и выиграл за 3 минуты 50 секунд под «неистовое ура» толпы. Муру и Полочини были вручены золотые медали стоимостью в сто франков, врученные Парижской компанией. Мура было выгравировано его имя и изображено Наполеон III . [12] Считается, что первая велогонка в Британии состоялась на Валлийской арфе на следующий день после победы Мура в Парке Сен-Клу. Гонку выиграл Артур Маркхэм , у которого в течение многих лет был магазин велосипедов неподалеку, по адресу 345 Edgware Road. [4]
Гонки в Сен-Клу захватили воображение публики и вдохновили события в других местах. На следующий день состоялась первая гонка в Великобритании (см. ниже), а гонки состоялись 18 июля в Генте , Бельгия. Гонки, состоявшиеся в сентябре в Брно , столице Моравии , ознаменовали начало гонок в Центральной Европе. [12]
Велосипед-победитель Мура находится в городском музее Эли в Кембриджшире . У него есть железная нижняя и верхняя трубы ромбовидной формы, а также шины из сплющенного металла. Остальное дерево, включая колеса. Заднее колесо имеет диаметр 31 дюйм, переднее 38 дюймов. Передача 1:1 (педали соединены с передней ступицей), поэтому передача пониженная. Седло машины погибло и исчезло еще до того, как велосипед вернулся в Британию. [14]
Мемориальная доска
[ редактировать ]Туристический клуб Франции установил в парке Сен-Клу мемориальную доску с надписью: «31 мая 1868 года Джеймс Мур стал победителем первой гонки на велосипедах во Франции». [13] [15] Среди присутствующих были Годфри Хаггарел, генеральный консул Великобритании в Париже; Жео Лефевр , вице-председатель Ассоциации спортивных журналистов и человек, придумавший Тур де Франс , официальные лица мэрии Сен-Клу и Туринг-клуба Франции, а также гонщики Анри Дебре, Люсьен Луве и Родольф Мёллер. и Виктор Брейер, заместитель организатора Тур де Франс . [4] С тех пор табличка исчезла. [16]
Тайна «первой гонки»
[ редактировать ]Джеймс Мур всю свою жизнь верил, что выиграл первую в мире велогонку. [17] Однако исследование и диссертация Кейзо Кобаяши пытаются показать, что гонка Мура была не первой.
Ник Клейтон, редактор The Boneshaker , журнала британских ветеранов-велосипедистов, написал:
- Кобаяши обнаружил во Франции как минимум пять гонок на велосипедах, которые предшествовали Сен-Клу, поэтому синяя табличка на перилах, объявляющая Мура победителем первой гонки на велосипедах, организованной во Франции, неверна по нескольким причинам. Правда, эти скачки не получили той огласки, которую организация Мишо смогла привлечь для Сен-Клу, но любопытно, почему на мемориальной доске должно быть имя Джеймса Мура, а не Эдварда-Чарльза Бона, победителя предыдущей гонки 2.30, или даже имени Полони. [так в оригинале], победитель Гранд-курса в тот день. [18]
Цитируя Кобаяши, Клейтон говорит, что программа Сен-Клауда заключалась в следующем:
- 1. В 14.30 забег на 1 км для велосипедов с диаметром колес менее 1 м, на серебряную медаль. В забеге приняли участие семь любителей, победителем стал Эдвард-Чарльз Бон за 2 минуты 40 секунд на скорости 22,5 км/ч.
- 2. Забег на 1 км на велосипедах длиной 1 метр на серебряную позолоченную медаль. Победитель Джеймс Мур за 2 минуты 35 секунд, скорость 23,2 км/ч. Пять конкурсантов. Эта медаль находится в музее Эли.
- 3: Медленный забег на 50 метров. Шесть участников, победителем которых стал Даррути.
- 4: Гранд-курс на золотую медаль. Три всадника. Победил Полонини [так в оригинале] за 2 минуты 33 секунды, 23,5 км/ч. [18] [19]
Внук Мура рассказал об этом Клейтону:
- Если вы признаете, что Джеймс Мур считал, что он выиграл первую велогонку, тогда, поскольку он, конечно, не мог забыть, что его гонка должна была стать, по крайней мере, второй за день в Сен-Клу, либо в первой гонке должно было быть что-то иное. гонка - например, это была не только педальная машина - или порядок соревнований был изменен так, что его гонка состоялась первой. Моя гипотеза предполагает первое предположение и лишь частично зависит от того, указано ли в правилах, что передние колеса велосипедов во второй гонке должны были иметь диаметр ровно 1 метр, как указано в вашей статье. Мой главный аргумент, однако, заключается в том, что слово «велосипед» использовалось в общем для обозначения всех типов машин, включая даже лошадей-любителей, для которых оно изначально было придумано. У них наверняка были колеса диаметром менее одного метра. [20]
Клейтон ответил:
- Я думаю, что ваша попытка переопределить вторую гонку в Сен-Клу как первую гонку на велосипедах не выдерживает критики. Велопеды означали костотрясы, лишь изредка встречались странные трехколесные или квадрициклы. «Boneshakers» фактически начались в 1867 году, и Сен-Клу был лишь одним из нескольких небольших собраний, которые Дункан [21] просто случайно увековечил. [22]
Джеймс Мур до самой смерти верил, что выиграл первую в мире велогонку. О предположениях о том, что Мур придумал эту историю после того, как он прославился, выиграв гонку Париж-Руан (см. Ниже), его внук Джон сказал:
- В таком случае, спустя всего лишь год или около того после скачек в Сен-Клу, невероятно, что, если бы это утверждение было ложным, никто – даже из числа победителей, зрителей и других последователей предыдущих скачек, как упоминалось, – похоже, не оспорил это утверждение. [23]
В течение долгого времени не удавалось найти современные источники, подтверждающие какое-либо из утверждений. До тех пор, пока Национальная библиотека Франции (Национальная библиотека Франции) не оцифровала множество французских газет и периодических изданий. Le Petit-Journal опубликовал отчет об этих скачках в своем номере от вторника, 2 июня 1868 года:
Гонки проходили в следующем порядке:
ВЕЛОКИПЕДЫ МЕНЬШЕ МЕТРА (серебряная медаль): Мистер Бон, за 2 минуты 40.
ВЕЛОЦИПЕДЫ 1 МЕТРА (позолоченная медаль); пять гонщиков. Мистер Джеймс Мур, первый, через 2 минуты 35.
SLOW RACE (50 метров трассы); шесть конкурентов. Эта гонка была очень забавной; всадники изо всех сил старались не ехать быстро, не останавливаясь; их противоположные движения заставили их упасть, за исключением мистера Дж. Даренти, ученика Большой гимназии, который выиграл приз.
ГРАНД-РАС (золотая медаль). Три всадника. Мистер Полинини, первый за 2 минуты 33 секунды.
Париж – Руан – 1869 г., первая шоссейная гонка.
[ редактировать ]Братья Оливье были в восторге от гонки и в следующем, 1869 году, 7 ноября, организовали гонку Париж-Руан - около 130 км (81 миль). Первый приз составил 1000 франков, второй приз - велосипед с подвеской, а затем медали для следующих трех. В правилах говорилось, что гонщики не должны «преследовать собаку или использовать паруса». [16] В гонке стартовали 325 гонщиков. Трасса прошла через Сен-Жермен (16 км), Мант (39 км), Вернон (63 км) и Лувье (97 км). Гонка стартовала у Триумфальной арки в Париже и финишировала в центре Руана . Предполагается, что он ездил на велосипеде Suriray, построенном Трибу и оснащенном шарикоподшипниками, которые были запатентованы Жюлем Сюрирэ , парижским велосипедным механиком, в 1869 году. [24]
Сын Мура, Джеймс, вспоминал:
Чтобы выиграть Париж-Руан, моему отцу пришлось продемонстрировать мускульную силу, смелость, решимость и интеллект. Площадь Этуаль [место Триумфальной арки] снова стала местом действия в семь часов утра... Велосипед с педальным приводом был теперь установлен, и 325 гонщиков приняли участие в гонке на 83 мили, чтобы Руан. Организаторы побоялись запускать их всех вместе, поэтому разделили участников на две группы – в жребий попала пятилетняя девочка. Мой отец был фаворитом гонки; вторым фаворитом был Кастера, занявший второе место в Сен-Клу; Третьим фаворитом был гость из Англии, студент из Кембриджа по имени Джонсон, который выигрывал гонки дома. Моего отца теперь считали настолько большим другом Франции, что его называли «Летущим парижанином». [2]
Кастера и Джонсон получили четные числа, а это означало, что они вышли из первой группы, на 30 минут раньше нечетных чисел. Мой отец вытащил номер 187. Когда был дан сигнал второй группе выдвигаться, мой отец пошел прямо вперед и вскоре остался один. Шел дождь, и весь день оставалось мокрым. Прямо вниз по авеню де ла Гранд Арме и авеню де Нейи , через мосты через Сену и далее к первому контрольно-пропускному пункту в Сен-Жермен-ан-Ле . Когда он резко поднимался по крутому холму недалеко от города, он миновал группу отставших из первой группы, которые толкали свои машины. Мой отец выиграл на них 30 минут на 12 милях! [2]
Мур поймал Кастеру, а затем Джонсона. Он выиграл за 10 часов 25 минут и финишировал на глазах у восторженной публики в 18:10. Средняя скорость всего 13 км/ч (8 миль в час) объясняется плохими дорогами, отсутствием шин, весом машины и низкими передачами. Тем не менее, это было достаточно быстро, так что мэр Руана, который должен был вручить трофеи, только вышел из кареты, когда прибыл Мур. [16] Второе место занял Жан-Эжен-Андре Кастера, которого иногда называют графом ( comte) , хотя этот титул исчез вместе с Революцией , и Жан Бобилье из Вуарона на фермерском велосипеде весом 35 кг. Они финишировали на 15 минут позже Мура и попросили присудить им равное второе место. Единственной женщиной, которая финишировала в отведенное время, была британка, назвавшая себя Мисс Америка. Она пришла 22-м на рассвете следующего дня.
В тот вечер в Руане был банкет, и велосипед Мура был увешан Юнион Джеком . Когда он вернулся, чтобы забрать его там, где он был оставлен возле кафе на улице Нотр-Дам-де-Виктуар, он исчез.
Историк Дерек Робертс писал:
На каком велосипеде Мур ездил на гонке Париж-Руан в 1869 году? Есть два кандидата и три-четыре аккаунта. Бонневиль сообщил, что Мур ехал на велосипеде Suriray, специально построенном Tribout, оснащенном шарикоподшипниками, резиновыми шинами диаметром 48¼ дюйма и 15¾-дюймовыми колесами с металлическими ободами. Это был первый высокий велосипед, сказал Бонневиль, не обращая внимания на тот факт, что в другом месте он сказал, что эта честь принадлежит Виберту. Анонимные авторы серии «Пионеры велосипедной индустрии» в Bicycling News рассказали, что Мур ездил на тяжелом деревянном Мишо, оснащенном цельнорезиновыми шинами, которые крепились к ободам колес с помощью прикрученных к ним металлических распорок. машина представляла собой тип шарикоподшипника, который был более или менее изготовлен вручную парижским производителем...
В «Мире на колесах » Х.О. Дункан писал:
«Машина, на которой ездил Джеймс Мур в гонке Париж-Руан, была изготовлена в тюрьме Сен-Пелажи, недалеко от Парижа, под руководством Ж. Сюрирея. Трибу (один из лучших французских гонщиков) был его бригадиром. Х. У. Бартлит писал: «Мур выиграл... на велосипеде Мишо с резиновыми шинами и шарикоподшипниками, последний был изготовлен (вопреки совету Мишо) под собственным наблюдением Мура, причем шарики растирали по кругу заключенные парижской тюрьмы, которые могли не бунтовать против тяжелой работы. [25]
Мур получил золотую медаль в офисе Compagnie Parisienne 21 ноября, но ее нет в коллекции, выставленной в музее Эли. [18]
Другие расы
[ редактировать ]Мур выиграл гонку в Ле-Нойбурге в 1868 году, затем Гран-при Коньяка , Ле-Нойбурга и Весине в 1869 году. Но, по словам Ника Клейтона, Мур предпочитал гонки, в которых он сталкивался с меньшей конкуренцией и выигрывал медали, а не деньги. [18]
Клейтон писал:
Мур, похоже, некоторое время почивал на лаврах и не защищал свою репутацию во Франции в 1870 году. Однако, когда летом началась война, он вернулся в Англию и, по словам Бонневиля, который может быть ненадежным, он выиграл Вулверхэмптоне в 1,2 м (47 дюймов) Мейер . Он участвовал во Всеанглийской велогонке за 20 фунтов стерлингов, предоставленных Велосипедной ассоциацией Вулверхэмптона Сан 26 и 28 ноября 1870 года, когда он проиграл Шелдону в гонке на одну милю. [18]
Позже Мур (в 1873 году) установил часовой рекорд в 14 миль 880 ярдов (23,331 км) на стадионе Молино Граундс в Вулвергемптоне . В книге «Велосипедный культ» Гэвида Б. Перри этот рекорд указан как рекорд самого первого часа и единственный, на котором ездили на высоком велосипеде . Велосипед Ariel имел переднее колесо диаметром 49 дюймов и длину 3,91 метра. [26]
Мур стал ранним чемпионом мира, выиграв Кубок МакГрегора в 1872, 1873, 1874 годах. [27] В 1875 году и, наконец, в Тулузе в 1877 году. Он ушел из гонок в 1877 году.
Виктор Брейер сказал:
Он занял уникальное положение как опытный гонщик на велосипеде. Действительно, сравнить с тем, кем стал великий Артур Циммерман четверть века спустя. [28] Он участвовал в гонках во Франции и Англии, и примечательно то, что на вашей стороне Ла-Манша его называли «Летущим французом», а l’Anglais volant на другой — . Между 1868 и 1877 годами, когда он вышел на пенсию, он оказался почти непобедимым в обеих странах. [29]
Ник Клейтон написал:
Клиффорд [30] утверждал, что Мур, безусловно, был первым и выдающимся велосипедным спортсменом своего времени. Кобаяши делает более умеренные заявления о нем как о третьем лучшем гонщике Франции на данный момент после Эдмона Море и Андре Кастера. Мур был известен своими тактическими навыками, которым он, вероятно, научился на ипподромах, никогда не обгоняя своих соперников до последнего круга. [18]
Сын Мура сказал:
Он очень интересовался скачками... Отец изучал скаковую лошадь на ее рыси и темпе, отмечая огромный прилив мощности на последних 120 ярдах (100 м) или около того. Именно так я слышал, как отец ехал на скачках, как скаковая лошадь, никогда не раскачивающаяся и не теряющая ритма и равновесия, с сильным финальным рывком. Французские лошади всегда отличались скоростью, английские — выносливостью. Вот почему английские лошади редко побеждают на более коротких французских дистанциях. То же самое и с велосипедистами, не так ли? [31]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Мур работал со своим отцом в службе скорой помощи в Париже во время франко-прусской войны. [4] Он пошел работать в Maisons Lafitte, французский центр скачек. В 1945 году он был удостоен звания кавалера Почётного легиона. [2] . Он учился в Кембридже, Англия, чтобы стать членом Королевского колледжа ветеринарных хирургов , а затем стал научным сотрудником. Он открыл конный завод в Нормандии . [2]
Сын Мура сказал:
Мой отец сохранил свои спортивные взгляды и в более поздние годы. В свой 50-й день рождения он бросил курить, заявив: «Мне противно то, что я следую такой привычке!» В 78 лет его внимание привлек гольф. «Это игра, которую я должен попробовать», — сказал он и за три года сократил свой гандикап до девяти, а затем и до восьми. [31]
Он также занялся теннисом, в котором «его редко проигрывали». [4] Он никогда не терял своего французского акцента, говоря по-английски. Лорд Брэйн сказал о нем на собрании врачей: «Доктор Мур прилагает огромные усилия, чтобы скрыть свою французскую интонацию, которую мы все так любим». [4] Неясно, когда Мур вернулся в Великобританию. В одних сообщениях говорится, что это было после Прусской войны, в других — что это было до Первой мировой войны. [4] и еще один [32] что это было в начале второй мировой войны. Он переехал на Уайлдвуд-роуд, 56 в Хэмпстеде , Северный Лондон , где и умер после операции на простате в возрасте 86 лет. Его внук, Джон Мур, говорит, что местонахождение его могилы неизвестно, но может быть в районе водохранилища Уэлш-Харп. недалеко от Криклвуда на севере Лондона.
Его некролог в журнале Cycling гласил:
С глубоким сожалением мы вынуждены констатировать смерть в возрасте 87 лет г-на Джеймса Мура, который 31 мая 1868 года выиграл первую в истории велогонку – 25-километровую гонку в Виль-де-Сен-Клу. ... Роль, которую Джеймс Мур сыграл в истории велогонок, хотя и была недолгой, исторически имела величайшее значение. Между 1873 и 1877 годами он выиграл пять международных чемпионатов и побил множество рекордов на коротких дистанциях. На всех этих гонках, включая чемпионат мира по гонкам на стадионе «Молинью [так в оригинале]» в Вулвергемптоне в 1874 году, участвовали изящные старые Ordinary. Г-н Мур сохранял интерес к велоспорту до самой смерти. В 1933 году он был почетным гостем на обеде Ассоциации дорожных рекордов, проводимом раз в три года .
В 1966 году Лондонский седловый клуб предложил Британскому почтовому отделению выпустить памятную марку к 100-летию скачек в Сен-Клу. Клуб предложил проект, но идея не была принята. [4]
Тайна захоронения
[ редактировать ]Местоположение могилы Мура неизвестно. Его внук Джон сказал: «Странно то, что мой отец был таким хорошим рассказчиком, но он не мог или не хотел сказать мне, где похоронен мой дедушка. какая-то путаница, чего я никогда не понимал. Это загадка». [33] Мур полагает, что это место может находиться недалеко от водохранилища Уэльская Харп, также известного как водохранилище Брент , на севере Лондона. [4]
Библиография
[ редактировать ]- Мазо, Б. (тр. Хорн, М.) (2005), Пот богов , Mousehold Press, ISBN 1-874739-37-4
- Вудленд, Л. (2005), This Island Race , Mousehold Press, ISBN 1-874739-36-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дункан, Х.О. (1928) Мир на колесах, том 1, стр. 286
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уодли, JB (1969), Международный велоспорт (Великобритания), стр. 17-19.
- ↑ Мур, Джон, 26 мая 1998 г., письмо Джерри Муру, Великобритания.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рекорд велоспорта, Великобритания, 1968 г.
- ^ Джеймс Мур-старший фигурирует в парижском путеводителе Боттина за 1866 год и продолжал указываться по этому адресу как минимум до 1880 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кобаяши, Кейзо (1990) История беговела и велосипеда Мишо 1817–70 ISBN 2-9508121-0-4 (2-9508121-0-4)
- ↑ Велосипедные новости, 5 октября 1939 г.
- ^ Описание и изображение Дрейзенна на французской вики.
- ^ Compagnie Parisienne продавала велосипеды, произведенные семьей Мишо, и в конечном итоге взяла на себя управление их компанией.
- ↑ Парк был основан королевской семьей как охотничье угодье и остался в руках Империи, пришедшей на смену монархии.
- ^ Выражение, означающее общество высшего сословия, знаменитостей и «всех, кто имеет значение».
- ^ Перейти обратно: а б с Чани, Пьер (1988), Невероятная история езды на велосипеде , Натан, Париж
- ^ Перейти обратно: а б Мазо, Б. (тр. Хорн, М.) (2005), Пот богов , Mousehold Press, стр. 1, ISBN 1-874739-37-4
- ^ Клиффорд, Питер (1968) Вы хорошо выбрали своих родителей, Cycling Record, Великобритания
- ↑ Велоспорт, 8 июня 1938 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудленд, Л. (2005), This Island Race , Mousehold Press, стр. 5
- ^ Мур, Джон (13 июня 1997 г.), письмо The Boneshaker, Великобритания
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клейтон, Ник (1991), Велосипедная карьера Джеймса Мура, The Boneshaker (Великобритания), том 13, № 25
- ↑ Некоторые из этих деталей связаны с рассказом Чани, взятым из Cycling Record того времени.
- ↑ Письмо от 13 июня 1997 г.
- ^ История Х.О. Дункана, Мир на колесах. Джеймс Мур внес свой вклад в создание книги, и ее первое издание было пронумеровано. «Невероятно, — сказал Джон Мур, — чтобы Джеймс Мур не согласился с этой версией, включая утверждение о том, что он выиграл первую велосипедную гонку с шатунами и педалями».
- ↑ Письмо от 31 мая 1997 г.
- ↑ Письмо от 29 мая 1997 г.
- ^ История велосипедов, хронология роста велосипедного движения и развития велосипедных технологий Дэвида Мозера
- ^ Робертс, Дерек: История велоспорта, мифы и вопросы (Великобритания)
- ^ «Велосипедный культ: мировые рекорды часа» .
- ↑ Le Vélocipède, Франция, 11 апреля 1874 г.
- ↑ Циммерман, однако, был спринтером, а Мур - гонщиком на длинные дистанции.
- ↑ Велоспорт, Великобритания, 27 августа 1947 г.
- ^ Питер Клиффорд, редактор Cycling Record (Великобритания)
- ^ Перейти обратно: а б Спортивный велосипедист, Великобритания, апрель 1968 г.
- ^ Брейер, Виктор, Предок среди предков, Велоспорт, 27 августа 1947 г., стр. 188, 189.
- ^ Проциклинг Великобритании, стр. 107.