Джон Тохаби
Джон Тохаби ( грузинский : Ioane toẖabi , латинизированный : ioane toẖabi ; эт. конец 11 - начало 12 века) [а] ) был грузинским рукоположенным священником, иеромонахом. [3] иконописец, чьи работы были подарены в эпоху Высокого Средневековья монастырю Святой Екатерины на горе Синай и его монашеской общине, [4] [5] Первоначально все выставлялось вместе для украшения всей церкви. [6]
Жизнь
[ редактировать ]О молодости Джона известно мало. В грузинских текстах он называет себя «смиренным Иоанном»; [7] «несчастный старик», [8] «жалкий старик» [9] и «несчастный среди монахов» по-гречески. [10] Он заявляет о своей приверженности халкидонскому христианству. [11] и чрезвычайно озабочен своим личным спасением . [12] Иоанн широко использовал на своих иконах грузинские надписи. Такое сочетание греческого и грузинского языков в надписях на иконах указывает на принадлежность Иоанна к византийской культуре, но в то же время он подчеркивает свою национальность. [13] Скорее всего, он был активным и получил образование в одном из монастырей Константинополя . [14] а позже переехал жить в монастырь Святой Екатерины. [15] Значение его фамилии или прозвища Тохаби остается неизвестным. Ни в каких других источниках оно не зафиксировано. [16]
Иконки
[ редактировать ]Иоанн оставил обширные традиции и наследие иконописи. Его христологический цикл « Чудеса и Страсти Иисуса» , наряду с «Житием Богородицы» , является одной из шести икон или гексаптихов. [18] Иоанна, сохранившаяся на Синае. Четыре из них составляют менологиумы (значки календаря), а пятый изображает Второе пришествие . [19]
Каждая икона календаря Иоанна разделена на девять горизонтальных полос, каждая из которых обычно отображает десять небольших сценок на тетраптихе . На каждой иконе изображены жития трех месяцев в году и представлены все мученики в момент их жестокой кончины, остальные же святые изображены фронтально, стоя в полный рост. Каждый святой сопровождается подписью с его именем и указанием либо его мученической, либо мирной кончины. Иоанна Икона Страшного суда сейчас повреждена, но ее составляющие мотивы еще можно определить. [20] На реверсе всех шести икон изображена греческая эпиграмма, написанная двенадцатисложным письмом. [21] стиль метра, [22] а отдельные фигуры, композиции на менологии и панно «Страшный суд» имеют двуязычные грузино-греческие надписи. [23] [24] На грузинском языке написано средневековым монашеским [25] сценарий Нусхури , [26] Характеристика одиннадцатого века. [27] Икона включает Влахернитиссу , изображающую Богородицу с ласкающим стоящим Младенцем, и Одигитрию, которая была палладием византийской столицы. Все надписи показывают, что дарителем икон был также Иоанн. [28] [29] Иоанн своим сложным панно хотел наглядно продемонстрировать, что вместе с христианскими догмами и богословскими идеями иконы манифестируют личности людей. [30] Некоторые изображения, созданные Иоанном, схожи с изображениями из монастыря Тимотесубани . [31] Некоторые из его фигур изображены в тюрбанах. [б] в аду . [34] На своих иконах он использовал сложные и поэтические слова. [35] Было высказано предположение, что Иоанн мог написать «Распятие Иисуса» , которого нет на его иконе «Страсти Иисуса» . [36]
У Джона есть два [37] автопортреты на его иконах, изображающие его ниц ниц и молящегося. [38] грузинского алфавита Нусхури. Его молитва написана семизначным шрифтом [39] линии помещены под восседающим на троне Христом в величии [40] и над Итоимасией на иконе Страшного Суда: [41] [42]
Господи, Иисусе Христе, сделай меня, усердно сотворившего икону Второго Пришествия и всех святых Твоих, достойным быть по правую руку от Тебя, во Второе Твое Пришествие во Славе. Недостойный священник монах Иоанн (т.е. Иоанн) Тохаби. Аминь.
Принимая во внимание сопровождавшие грузинские и греческие надписи, можно было предположить, что иконы предназначались либо для двуязычной монашеской братии, либо для грузинского монастыря за пределами Грузинского царства . Неизвестно, когда эти иконы появились на Синае и кто подарил их монастырю Св. Екатерины, но весьма вероятно, что именно этот монастырь был первоначальным «пунктом назначения» икон для большой грузинской колонии, действовавшей там на протяжении многих лет. века, [43] хорошо документировано с поздней античности . [44] Увеличение присутствия грузин на горе Синай, по-видимому, имело важное значение в десятом и одиннадцатом веках, когда были усовершенствованы часовня Святого Георгия , которая была основным святилищем их общины. [45] Само пожертвование икон Иоанна способствовало укреплению авторитета их группы в монастыре. [46] Полиптих Иоанна , возможно, повлиял на заказ триптиха Хахули царем Давидом IV Строителем , который позже был усилен или завершен его наследником, королем Деметром I. [47]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Историки византийского искусства Курт Вейцман и Мария Сотириу датируют иконы Иоанна концом XI века, а Доула Мурики и Николетта Трахулия - первой половиной XII века. [1] [2]
- ^ Тюрбан носили состоятельные грузины предмет и византийские граждане как модный . Хотя тюрбаны в основном использовались для обозначения мусульман в западном искусстве, белые тюрбаны со свисающими кисточками использовались для идентификации евреев . [32] Фигуры с чалмами «в озере огненном» встречаются на изображении Страшного суда в монастыре Грачаница и в Тимотесубани в Грузии. [33]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лидова, с. 80.
- ^ Калописси-Верти, с. 134
- ^ Ле Музеон, с. 407
- ^ Дамбартон, с. 369
- ^ Ле Музеон, с. 403
- ^ Лидова (2011), с. 355.
- ^ Ле Музеон, с. 404
- ^ Стена, с. 154
- ^ Лидова, стр. 84.
- ^ Ле Музеон, с. 405
- ^ Музей, стр. 405–406
- ^ Лидова (2011), с. 350.
- ^ Ле Музеон, с. 409
- ^ Лидова, с. 85.
- ^ Лидова (2011), с. 335.
- ^ Музей, стр. 408–409
- ^ Лидова, с. 93.
- ^ Стена, с. 26
- ^ Стена, с. 201
- ^ Стена, с. 158
- ^ Стена, с. 159
- ^ Ле Музеон, с. 401
- ^ Лидова, стр. 81.
- ^ Ле Музеон, с. 402
- ^ Лидова, стр. 87.
- ^ Дамбартон, с. 370
- ^ Стена, с. 157
- ^ Калописси-Верти, с. 135
- ^ Ле Музеон, с. 406
- ^ Ле Музеон, с. 411
- ^ Стена, с. 35
- ^ Стена, с. 147
- ^ Стена, с. 43
- ^ Стена, с. 196
- ^ Лидова, стр. 88.
- ^ Лидова (2011), с. 345.
- ^ Калописси-Верти, с. 136
- ^ Лидова, стр. 83.
- ^ Лидова, стр. 86.
- ^ Стена, с. 200
- ^ Ле Музеон, с. 408
- ^ Дамбартон, с. 385
- ^ Ле Музеон, с. 410
- ^ Лидова (2011), с. 336.
- ^ Стена, с. 156
- ^ Стена, с. 184
- ^ Лидова (2011), стр. 351-352.
- ^ Калописси-Верти, с. 137
- ^ Лидова, стр. 89-98.
- ^ Лидова, стр. 94-95.
Библиография
[ редактировать ]- Калописси-Верти, София (1994) Портреты художников в византийском искусстве, Христианское археологическое общество; Национальный центр документации (Греция)
- Бхалла, Ниам (2021) Переживая Страшный суд, ISBN 978-1-000-42734-9 ; Тейлор и Фрэнсис
- Lidova, Maria (2011) Иконы Иоанна Тохаби из собрания Синайского монастыря; Indrik Publishing, Moscow
- Лидова, Мария (2009) Подпись художника в Византии. Шесть икон работы Иоанна Тохаби в Синайском монастыре (11-12 века); Опера Nomina Historiae. Журнал художественной культуры; Scuola Normale Superiore в Пизе ; ISSN 2036-8755
- Le Muséon (2017) Нина Чичинадзе: Представление идентичности, Икона Иоанна Тохаби с Синая; 130 (3–4), 401–420. два : 10.2143/MUS.130.3.3259747
- Документы Думбартон-Оукса (2014) Заза Схиртладзе: Образ Богородицы на Синайском гексаптихе и мозаика апсиды собора Святой Софии, Константинополь; Том. 68, стр. 369–386; Попечители Гарвардского университета