Jump to content

Лошади в Того

Всадник Тем на параде во время фестиваля Адоса в Сокоде.

Незначительное присутствие лошадей в Того объясняется несколькими разведениями и практиками конного спорта , представленными в конце 19-го и начале 20-го века в регионе Манго и на севере нынешней страны. Лошади были завезены в то время благодаря темам , которые были основателями небольшого королевства, которое сосредоточило свое внимание на использовании винтовок и кавалерии . Распространение лошадей на юге произошло гораздо позже, поскольку разведение было очень ограничено из-за присутствия мухи цеце . После спорадического импорта лошадей немецкими и французскими колониальными войсками дипломатический подарок Нигера в 1980 -х годах позволил создать первый тоголезский почетный кавалерийский полк. Использование гужевого транспорта в Того всегда было неизвестно.

Тоголезский конный табун насчитывает около 2000 лошадей и предназначен исключительно для парадов . Эта традиция имеет место во время фестиваля Адоса, ежегодной традиционной церемонии, которая привлекает около 200 всадников в город Сокоде . Лошади также используются в томлезских фетиш- практиках.

Того не является страной с конными традициями. [1] будучи одной из стран Западной Африки, которые пренебрегли коневодством . [2]

Доколониальный период

[ редактировать ]

В справочном труде Робина Лоу «Лошадь в истории Западной Африки» , опубликованном в 1980 году и переизданном с дополнениями в 2018 году (на французском языке: Le cheval dans l'histoire d'Afrique de l'Ouest ), не упоминается о наличии лошадей у ​​тоголезцев. побережье в доколониальный период, а ситуация внутри страны остается неизвестной до 19 века из-за отсутствия источников. [3] Другая трудность — отсутствие в Того крупного африканского королевства, о котором могли бы написать путешественники.

В своей «Истории Тоголя » Никуэ Ладжу Гайибор (доцент Бенинского университета ) упоминает практику конного спорта кочевников Кото-Коли (или Тем ), которые поселились недалеко от современного города Сотубуа , недалеко от реки Моно , в конец 19 века. [4] Он также упоминает успех народа Чакоси во главе с На Биемой, который в то же время создал небольшое королевство вокруг Манго , после того как подчинил туземцев. [5] Никуэ объясняет этот успех внедрением винтовок и использованием лошадей, которым они, возможно, научились у соседнего племени: гонджа или мамрусси . [5] Фактически, согласно тезису Сирики Уаттара, народ чакоси современного Кот-д’Ивуара никогда не знал использования лошадей. [6]

Наездники и наемники зарма , семасси, известны тем, что действовали на территории Того от имени работорговцев в период с 1883 по 1887 год. После того, как их кооптировали тем, они похищают детей на дорогах на уровне гор Фазао или дальше на юг и посадите до двух или трех из них на одну лошадь, прежде чем бежать. [7]

Наблюдения Хьюго Цёллера в 1884 году.

[ редактировать ]
географическая карта с изображением побережья, текст на немецком языке
Путешествие Хьюго Цёллера по Западной Африке в 1884 и 1885 годах, проходящее через территории современного Бенина и Того.

Немецкий исследователь и журналист Гуго Целлер , посетивший Того в 1884 году, отмечал отсутствие использования вьючных лошадей (в отличие от того, что он наблюдал в Северной Африке), из-за чего товары по существу перевозились мужчинами. [8] В посещенных им местностях под немецким протекторатом он отметил, что «ни крупного рогатого скота, ни лошадей не найти. Наши домашние животные - это только свиньи, овцы, козы, куры и время от времени тощие собаки». [9]

Напротив, европейцы и колониальные войска использовали лошадей. Консул Рандад (консул Того в 1884 году) ездил на лошади, особенно в лагерь хауса . [10] По словам Уго Цёллера, в 1884 году в городе Ломе (расположенном на томлезском побережье) было всего две лошади, а в Багиде – ни одной. [10] Это были пони, приспособленные к местному климату, купленные по 200 или 300 марок за штуку и вывезенные с рынка Салаги , находившегося затем на десять дней вглубь страны, через Кету (оба расположены на территории современной Ганы ). [11] Эти две лошади питаются кукурузой и обильной местной растительностью, растущей в пятнадцати минутах от их конюшни. [11] У каждой из этих лошадей есть личный конюх , у первой был молодой человек Кроу , а у второй молодой человек Хауса. [11]

Местность Того неблагоприятна для передвижения на лошадях и считается опасной, поскольку по большей части состоит из тропинок размером с человека, песка, грязного ила или очень высокой острой травы. [12] Тем не менее, регион Саванны предлагает обильный корм для лошадей. [13]

Наконец, Целлер сообщает об интересе жителей, особенно женщин, к его проезду и проезду консула, но не может определить, вызван ли этот интерес необычным присутствием лошадей в этом регионе или присутствием белых людей. [14] В «Агоэ» он пишет, что «появление наших лошадей вызвало едва ли не больше сенсации, чем наше собственное присутствие. На них постоянно нападала группа женщин и девушек, которые продолжали кричать « энонгто », что означает «О, как красиво». [15]

От Первой мировой войны до конца колониального периода

[ редактировать ]

Распространение огнестрельного оружия, а также исчезновение африканских королевств и небольших вождеств, которые когда-то жили за счет работорговли, привели к общему снижению поголовья лошадей в Западной Африке. Именно по этой причине это животное, которое когда-то было военным активом, стало прерогативой вождей или торговцев, которые сделали его символом своей власти и богатства. [16]

Во время Первой мировой войны Дюрантон вошел в Тоголанд с севера с 50 легковооруженными кавалерийскими гумьерами и сумел на месте завербовать других для преследования немцев, доведя общую численность кавалеристов до 170, большая часть из которых была вооружена копьями , и около 30 вооруженные винтовками. [17]

В 1926 году французская колониальная администрация описала практику разведения лошадей в северном французском Тоголанде , где маленькая, очень выносливая и выносливая лошадь выращивалась в «хороших условиях». [18] Колониальная администрация не считает лошадей в Сокоде , но сообщает о наличии 676 лошадей в Манго , цифра, которая, вероятно, занижена, поскольку жители склонны прятать своих животных. Жан Эжен Пьер Маруа описал присутствие в 1938 году «маленькой, но очень стойкой тоголезской лошади, [которую] можно было найти только на севере». [19] Это наблюдение разделяли различные французские поселенцы в Того в 1930-е годы, один из которых писал, что народ моси на севере Того умел ездить верхом, в то время как этнические группы юга не знали о лошадях. [20] Налоги взимались с лошадей, въезжающих или покидающих границы страны. [21]

В 1937 году ежегодная перепись африканского скота выявила только четыре лошади во всем Французском Тоголанде . [22] В 1943 году колониальная и морская энциклопедия описала «маленькую лошадь, хорошо приспособленную к окружающей среде, напоминающую пони дю Логоне » под названием Котоколи, длина которой составляла от 1,10 до 1,20 метра. [23]

От независимости до наших дней

[ редактировать ]

По словам Роберта Корневена (1962), среди бассари северного Того «лошади часто невзрачны, но выносливы и, следовательно, достаточны. Люди кажутся хорошими наездниками, хорошо обученными обращению с оружием». [24] Ладжо (традиционный мусульманский вождь) традиционно получает лошадь на церемонии посвящения, которая происходит в его доме; его лошадь зарезана в момент его смерти. [25] Этот обычай использования лошади как символа вождества особенно распространен среди этнической группы Кабье . [26] Только человек, выполнявший важную общественную функцию или власть, «данную предками для управления судьбой клана или племени», мог владеть лошадью. [27]

В 1980-е годы большинство жителей Ломе никогда в жизни не видели лошадей. [1] Появление лошадей в столице Того отчасти произошло благодаря дипломатическому подарку дюжины мелких животных от президента Нигерии Сейни Кунче Гнассингбе Эйадеме . [1] По словам французского наездника и редактора Жана-Луи Гуро, это дало начало Тоголезскому кавалерийскому полку в 1980-х годах. [28] Коневодство пришло в упадок во второй половине 20-го века: в период с 1977 (3000) по 1989 год (2000) сократилось на одну треть расчетное поголовье. [29] Некоторые исторические коневодческие регионы по разным причинам вообще отказались от использования этого животного. [29] В Манго и Дапаонге животноводство, полностью мотивированное охотой, теряет интерес из-за создания охраняемых территорий и национальных парков , в которых охота запрещена, что побуждает их владельцев продавать своих охотничьих лошадей в Бенин и Гану . [30]

Тикпи Атчадам, политический оппонент правящей семьи Гнассингбе , в 2014 году создал Панафриканскую национальную партию с красным цветом и поднятой на дыбы лошадью, эмблемой воина Тем. [31] в качестве символов, и этот выбор он оправдывает «его силой, вежливостью и элегантностью». [32] В контексте политической оппозиции в 2018 году конная статуя конного воина в Кпаратао была изрешечена пулями во время ночного столкновения. [33] В апреле 2019 года президент Того Фор Гнассингбе получил белую лошадь и бубу от руководителей префектуры Чинкассе в Тимбу, чтобы одержать «чистую и полную победу» на президентских выборах 2020 года. [34]

Всадник в костюме воина семасси во время фестиваля Адосса (или фестиваля ножей) в Сокоде .

Традиционно ездят только на лошадях-самцах, а самки оставляются для разведения. [35] Использование лошадей в Того в основном направлено на престиж и парады . [36] Самым известным праздничным мероприятием, связанным с лошадьми, является фестиваль Адосса, или Фестиваль столовых приборов, который ежегодно проводится в Сокоде . [37] Самое большое скопление лошадей в Того привлекает около 200 всадников в богатых сбруах, иногда приезжающих из очень отдаленных регионов. [37] Это также повод для скачек и танцев. [36]

Личности могут быть отмечены присутствием лошади, поскольку лошадь считается престижным животным. [38] Шейи Эммануэля Адебайора , тоголезского футбольного нападающего, провезли на лошади в Сокоде. [39]

Лошадь не воспринимается как транспортное животное, спортивное животное или тягловое животное, хотя в последнее время стало известно о ее физических возможностях. [2] [40] На нем можно ездить для обычных поездок между деревнями, а также для посещения членов семьи или вечеринок. [41] Его также используют для транспортировки воды или пищевых продуктов. [41] В регионе Саванна его используют для перевозки урожая, людей или различных товаров и материалов. [27]

В Того никогда не развивались конные транспортные средства , несмотря на существование такой практики в соседних странах. [42] Ввиду отсутствия культуры передачи дрессировки и использования тяглового скота местные фермеры предпочитают использовать моторизованный транспорт. Конина потребляется местным населением, причем этих животных, когда они стареют, часто исправляют, продавая их для этой цели по низким ценам. [27]

В 1989 году Жан-Луи Гуро предлагает маршрут конного туризма в Того. [43] по маршруту север-юг [37] ось между Ломе и Фазао. [44] Возможны занятия верховой ездой на томлезском пляже; [45] в 1968 году проводились конные прогулки по кокосовой роще. [46] Конноспортивный комплекс Hymane épique Club в Ломе предлагает различные виды конного спорта и 2019 года организовал открытие конного спорта 15 сентября . [47] Каждое 13 января, в национальный праздник Того, проводится парад полка с 200 лошадьми. [45] Этот полк принимает участие и в других военных парадах. [48] Он выполняет сдерживающую функцию, позволяя, в том числе, разгонять демонстрации. [49]

Часть использования лошадей в Того направлена ​​на производство противоядия : антитела собираются в крови животного после того, как ему была введена небольшая доза змеиного яда. [50]

Разведение

[ редактировать ]
Цветное фото: мужчина на скачущей лошади по грунтовой улице, зрители наблюдают за ним.
Темный всадник на улице Сокоде.

Коневодство никогда не было приоритетом в политике Того. [40] В современном Того (1980 г.) оно ограничивалось крайним севером страны; [51] в 1991 году это практиковалось как частными селекционерами, так и государством, но в плохо организованной форме; [52] без какой-либо рекламной структуры. [48] Тоголезские этнические группы, которые традиционно разводят лошадей, — это кото-коли (или тем) и моба . [26] В мусульманском городе Басар оправдывает народ бассари свой отказ разводить лошадей тем, что их предки потерпели поражение от лошадей, на которых ездило вторгшееся с Запада племя. [53]

Коневодством в основном занимаются фермеры, но в очень небольших масштабах по сравнению с другими формами разведения. [26] Деревенские вожди обычно владеют от 1 до 5 лошадей; более крупные фермы находятся в частной собственности и используются в коммерческих целях, например ферма «Бена Девелопмент». [48] Государственные конюшни, как правило, содержатся в лучшем состоянии и снабжаются лучше, чем конюшни частных владельцев; последние позволяли своим лошадям пастись на доступных лугах. [54] В результате часто возникают проблемы с недоеданием лошадей, недостатком минеральных и пищевых добавок. [53] Коневодство происходит полностью естественным путем, и кобылы жеребятся без получения специальной ветеринарной помощи. [41]

Размер и распределение стада

[ редактировать ]
Два всадника в пустынном пейзаже с пальмами
Всадники в Ломе

Согласно справочнику Делашо (2014 г.) , поголовье лошадей в Того ограничено примерно 2000 особями; [36] В ветеринарной диссертации доктора Донгилы Белей также упоминается табун из 2000 лошадей в 1991 году. [29]

Экологические ограничения ограничивают его; север страны горист, а юг имеет обширные пастбища, но заселен паразитами, смертельными для лошадей. [55] В регионе Саванна на севере селекционерам приходится справляться с поставками кормов и засухой. [56] Тоголезские регионы с наибольшим количеством лошадей в 1991 году были по порядку: Кара , Саванны, [29] морской , в котором было регион, регион Плато (в основном из-за создания фермы «Бена Девелопмент») и центральный регион менее 15 лошадей, но которые были распределены очень неравномерно. [57] Совсем недавно фермы были созданы в регионе Ломе . [36] Кара и Пья являются домом для кобыл армии Того. [37] Последнее, насчитывавшее в 1991 году около 200 лошадей, является ведущим коневодческим предприятием страны, несмотря на различные ограничения, приведшие к сокращению поголовья. [48] Кобыл разводят в Каре, а жеребцов — в Бафило . [48]

Только в конноспортивном центре в Ломе имеется более 20 лошадей. [48]

Виды выращиваемых лошадей

[ редактировать ]

Учтивость [40] и Гуро [58] указать на отсутствие чисто тоголезской породы. Жан-Луи Гуро описывает местных лошадей довольно маленьких и узких, со стройными бедрами, сильно изогнутым профилем головы и самым разнообразным окрасом шерсти . [35] [59] Донгила Белей приводит в пример лошадей, полученных в результате многочисленных скрещиваний и пород барбусов , донгола , арабских пони и пони. [40]

В справочнике Делашо (2014 г.) и справочнике CAB International (2016 г.) упоминается, что так называемая порода кото-коли выращивается на севере Того и Бенине . [36] [60] По словам Ло, эту пони разводят в северных горах страны. [61] По словам Жана-Луи Гуро, тоголезские лошади в основном поставляются из соседних стран, включая Нигер, Буркина-Фасо и Гану. [58]

Болезни и паразиты

[ редактировать ]

Главным препятствием для коневодства является наличие мухи цеце (или глоссины), переносящей смертельное заболевание для лошадей, особенно на юге страны. [62] возле кокосовых рощ или лесных массивов. [26] Другие насекомые, особенно Tabanidae , вызывают трипаносомоз . [63]

Попытки иммунизировать западноафриканских лошадей и ослов предпринимались в 1900-х годах. [64] В частности, до 1909 года международная служба технической помощи Университета Таскиги в Алабаме (США) пыталась внедрить лошадь в Того из-за ее ценности как рабочего животного; с этой целью они выступали за одевание лошадей в течение дня «во что-то, что их защитит», добавляя, что «поскольку цена лошади составляет 60, 70 или 80 марок, если предположить, что лошадь живет и работает только 60 дней», используя лошадь ибо пахать будет выгоднее, чем платить дневную зарплату местным рабочим. [65]

В 1991 году ветеринарный врач доктор Донгила Белей написал диссертацию о паразитозах и инфекциях, поражающих лошадей в Того. [2] Заболеваемость трипаносомозом снижается благодаря программам ликвидации насекомых-переносчиков, которыми также заражается крупный рогатый скот. [66] Местные породы лошадей более устойчивы, чем импортные. [66] У тоголезских лошадей известны две формы: nagana (вызванная Trypanosoma brucei ) и dourine (вызванная Trypanosoma Equiperdum ). [67] Бабезиоз также наблюдался в конюшнях Того. [68] 9-го типа . африканская чума лошадей Также наблюдалась [69] главным образом в регионах Саванны и Кары, [70] сделать Того центром внимания команды. [71] Однако страна не затронута инфекционной анемией лошадей . [72] Никаких конкретных мер защиты от инфекционных болезней и паразитов еще не было принято. [73]

Статус зоонозных заболеваний, поражающих лошадей в Того, остается неизвестным. [74] Того — один из очагов эпизоотического лимфангита в сезон дождей, при этом животные заболевают и становятся заразными при наличии ран. [75]

Культура

[ редактировать ]

Лошадь когда-то имела первостепенное значение в тоголезском обществе как «священное и мифологическое животное» и символ чести и не использовалась в экономических целях. [41]

По мнению политолога Того Коми М. Тулабора, конский хвост, если он принадлежит важному религиозному или политическому деятелю, имеет оккультное или символическое значение в традиционных тоголезских обществах как объект, позволяющий отогнать злые оккультные силы. [76] В 1884 году Хьюго Цёллер описал культ в городе Бе (известном своими фетишистами ) Ньикпла, бога падающей звезды и войны и самого важного из второстепенных богов, которого изображают сидящим верхом на лошади и одетым в европейскую одежду. стиль. [77] Он также указывает на повсеместное присутствие рисунков животных, выполненных яркой краской, в тоголезских домах, большинство из которых, по его словам, изображают стилизованную лошадь, что он объясняет тем фактом, что «лошадь [является] из всех наших домашних животных тем, что навязывает больше всего на черных , по той причине, что они здесь очень редки». [78]

В сказках и мифах Того, составленных Герхардом Прилопом, сирота Яо выбирает белую лошадь, которая доскакала до семи холмов, прежде чем вернуться к нему, которая затем помогает ему в его приключениях. [79] В сказке о Халасибе последний, сколотив небольшое состояние, покупает белого коня, чтобы принести его в жертву: небо ночью озаряется благодаря хвосту этого принесенного в жертву белого коня, превратившегося в созвездие . [80] Говорят , что район Гколонгиоро в Агбанди (Дигина), название которого означает «под деревом ши », был основан скотоводом Агбанивулом в том месте, где он привязывал свою лошадь. [81]

Почетный статус лошади имеет тенденцию к снижению из-за владения ею сельскими фермерами и ее эксплуатации в экономических целях. [41] Конечности современных тоголезских лошадей часто красят хной . [59]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Гуро (2002 , стр. 64)
  2. ^ Jump up to: а б с Белей (1991 , стр. 1)
  3. ^ Закон (2018)
  4. ^ Гайибор (2011a , стр. 232-233)
  5. ^ Jump up to: а б Гайибор (2011а , стр. 348)
  6. ^ Оуттара, Сирики (1986). Анофве Кот-д'Ивуара от истоков до колониального завоевания (на французском языке). Докторская диссертация. Парижский университет И. п. 535.
  7. ^ Гайибор (2011a , стр. 533)
  8. ^ Золлер (1990 , стр. 12)
  9. ^ Золлер (1990 , стр. 114)
  10. ^ Jump up to: а б Золлер (1990 , стр. 24)
  11. ^ Jump up to: а б с Золлер (1990 , стр. 25)
  12. ^ Золлер (1990 , стр. 25,26,109)
  13. ^ Золлер (1990 , стр. 26)
  14. ^ Золлер (1990 , стр. 37)
  15. ^ Золлер (1990 , стр. 110)
  16. ^ Мони, Раймонд (1980). «Закон (Робин): ​​Лошадь в истории Западной Африки. Роль лошади в обществах доколониальной Западной Африки» . Оутре-Мерс. Ревю истории . 67 (248): 388–389.
  17. ^ Гайибор (2011b , стр. 88-89)
  18. ^ Бонкарер; Купец (1926). Того и Камерун . Африканские страны под мандатом (на французском языке). Техническая, промышленная, сельскохозяйственная и колониальная жизнь. п. 26.
  19. ^ Пьер Маруа, Жан Эжен (1938). Того: страна французского влияния (на французском языке). Издательство Larose. стр. 38, 136.
  20. ^ Марте, Жан (1995). «Древние хроники Того». Взгляды Франции на Того в 1930-е годы (на французском языке). Миссия ОРСТОМ Того. п. 264. ИСБН  2906718505 .
  21. ^ «Того» . фр . Дюбуа и Бауэр; экономическое агентство Французской Западной Африки. 1992.
  22. ^ «Ежегодник сельскохозяйственной и продовольственной статистики». Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (на французском языке). 9 (1): 120. 1955.
  23. ^ Леонар Гернье, Эжен; Фроман-Гийесс, Жорж (1943). Колониальная и морская энциклопедия: Камерун. Того (на французском языке). Полет. 6. Того: Колониальная и морская энциклопедия. п. 497.
  24. ^ Корневен, Роберт (1962). Бассари северного Того . Заморские миры (на французском языке). Издания Берже-Левро. стр. 66, 156.
  25. ^ Гайибор (2011a , стр. 380)
  26. ^ Jump up to: а б с д Белей (1991 , стр. 8)
  27. ^ Jump up to: а б с Белей (1991 , стр. 16)
  28. ^ Гуро (2017)
  29. ^ Jump up to: а б с д Белей (1991 , стр. 9)
  30. ^ Белей (1991 , стр. 20)
  31. ^ Шатло, Кристоф (26 сентября 2017 г.). «В Ломе, в районе Агоэ, растет оппозиция Фору Гнасингбе» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 28 июня 2020 г.
  32. ^ «Тикпи Атчадам, противник, которого никто не видел, прибывший в Того» . Мир . 29 сентября 2017 года . Проверено 28 июня 2020 г.
  33. ^ Комби, Сильвио (29 октября 2018 г.). «Того: изрешеченный пулями памятник воину в Кпаратао» . AFRICA RENDEZ-Vous – Африка, созданная африканцами . Проверено 28 июня 2020 г.
  34. ^ Дидье, А. «Того: в Тимбу «Шевалье» Фор готов к полной победе в 2020 году» . Последние новости Того . Проверено 28 июня 2020 г.
  35. ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 70)
  36. ^ Jump up to: а б с д и Руссо (2014 , стр. 405)
  37. ^ Jump up to: а б с д Гуро (2002 , стр. 63)
  38. ^ Белей (1991 , стр. 18)
  39. ^ «Когда Адебайор станет «известным» в Кпалиме» . Новости из Того, Информация из Ломе, Lome Nachrichten . 30 июня 2017 г. Проверено 28 июня 2020 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д Белей (1991 , стр. 12)
  41. ^ Jump up to: а б с д и Белей (1991 , стр. 15)
  42. ^ Матис, Андре (1997). «Не ставьте телегу впереди лошади!» . Спора . ISSN   1011-0054 . Проверено 28 июня 2020 г.
  43. ^ Гуро (2002 , стр. 61)
  44. ^ Гуро (2002 , стр. 68)
  45. ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 65)
  46. ^ Пассо, Бернар (1988). Того: мужчины и их окружение: практическое руководство [ Того: мужчины и их окружение: практическое руководство ] (на французском языке). Париж: L'Harmattan. п. 208.
  47. ^ «Открытие конного спорта с эпическим клубом Хаймане в Ломе» . Проверено 28 июня 2020 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж Белей (1991 , стр. 13)
  49. ^ Белей (1991 , стр. 17)
  50. ^ Мошинали, Хуссен. «Почему так сложно предотвратить смерть людей от укусов змей?» [Почему так трудно предотвратить смерть людей от укусов змей?]. Новости Houssenia Write (на французском языке) . Проверено 28 июня 2020 г.
  51. ^ Закон (2018 , стр. 42)
  52. ^ Белей (1991 , стр. 2)
  53. ^ Jump up to: а б Белей (1991 , стр. 19)
  54. ^ Белей (1991 , стр. 14)
  55. ^ Белей (1991 , стр. 3)
  56. ^ Белей (1991 , стр. 4)
  57. ^ Белей (1991 , стр. 10)
  58. ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 71-72)
  59. ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 71)
  60. ^ Портер, Валери; Олдерсон, Лоуренс; Холл, Стивен Дж.Г.; Споненберг, Дэн Филлип (2016). Всемирная энциклопедия пород и разведения домашнего скота Мэйсона (на французском языке) (6-е изд.). КАБ Интернешнл . п. 442. ИСБН  978-1-84593-466-8 .
  61. ^ Закон (2018 , стр. 25)
  62. ^ Белей (1991 , стр. 7)
  63. ^ Белей (1991 , стр. 28)
  64. ^ Журнал физиологии и общей патологии (на французском языке). Полет. 7. Массон и другие. 1905. с. 756.
  65. ^ Али-Напо, Пьер (1900–1909). Того, испытательный полигон международной технической помощи Университета Таскиги в Алабаме (на французском языке). Хахо Издания . п. 166. ИСБН  291374608X .
  66. ^ Jump up to: а б Белей (1991 , стр. 29)
  67. ^ Белей (1991 , стр. 30)
  68. ^ Белей (1991 , стр. 31)
  69. ^ Белей (1991 , стр. 33)
  70. ^ Белей (1991 , стр. 68)
  71. ^ Белей (1991 , стр. 76)
  72. ^ Белей (1991 , стр. 69,77)
  73. ^ Белей (1991 , стр. 81)
  74. ^ Доминго, AM (21 июля 2000 г.). «Текущее состояние некоторых зоонозов в Того» . Акта Тропика . 76 (1): 65–69. дои : 10.1016/S0001-706X(00)00092-9 . ISSN   0001-706X . ПМИД   10913769 . Проверено 28 июня 2020 г.
  75. ^ Белей (1991 , стр. 25,26)
  76. ^ Тулабор, Коми М. (1986). Того под Эйадемой . Африка (на французском языке). Картала Издания. п. 332. ИСБН  2865371506 .
  77. ^ Золлер (1990 , стр. 31)
  78. ^ Золлер (1990 , стр. 86)
  79. ^ Прилоп, Герхард (1985). Сказки и мифы Того: чудесный горшок (на французском языке). Хахо Издания. стр. 187, 189, 197.
  80. ^ Contes (1984). "Togo dialogue". Imprimerie Editogo (95–112): 62.
  81. ^ Гайибор (2011a , стр. 219)

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2108ad540c69376a9068ec668868cf43__1710183600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/43/2108ad540c69376a9068ec668868cf43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horses in Togo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)