Лошади в Того
Незначительное присутствие лошадей в Того объясняется несколькими разведениями и практиками конного спорта , представленными в конце 19-го и начале 20-го века в регионе Манго и на севере нынешней страны. Лошади были завезены в то время благодаря темам , которые были основателями небольшого королевства, которое сосредоточило свое внимание на использовании винтовок и кавалерии . Распространение лошадей на юге произошло гораздо позже, поскольку разведение было очень ограничено из-за присутствия мухи цеце . После спорадического импорта лошадей немецкими и французскими колониальными войсками дипломатический подарок Нигера в 1980 -х годах позволил создать первый тоголезский почетный кавалерийский полк. Использование гужевого транспорта в Того всегда было неизвестно.
Тоголезский конный табун насчитывает около 2000 лошадей и предназначен исключительно для парадов . Эта традиция имеет место во время фестиваля Адоса, ежегодной традиционной церемонии, которая привлекает около 200 всадников в город Сокоде . Лошади также используются в томлезских фетиш- практиках.
История
[ редактировать ]Того не является страной с конными традициями. [1] будучи одной из стран Западной Африки, которые пренебрегли коневодством . [2]
Доколониальный период
[ редактировать ]В справочном труде Робина Лоу «Лошадь в истории Западной Африки» , опубликованном в 1980 году и переизданном с дополнениями в 2018 году (на французском языке: Le cheval dans l'histoire d'Afrique de l'Ouest ), не упоминается о наличии лошадей у тоголезцев. побережье в доколониальный период, а ситуация внутри страны остается неизвестной до 19 века из-за отсутствия источников. [3] Другая трудность — отсутствие в Того крупного африканского королевства, о котором могли бы написать путешественники.
В своей «Истории Тоголя » Никуэ Ладжу Гайибор (доцент Бенинского университета ) упоминает практику конного спорта кочевников Кото-Коли (или Тем ), которые поселились недалеко от современного города Сотубуа , недалеко от реки Моно , в конец 19 века. [4] Он также упоминает успех народа Чакоси во главе с На Биемой, который в то же время создал небольшое королевство вокруг Манго , после того как подчинил туземцев. [5] Никуэ объясняет этот успех внедрением винтовок и использованием лошадей, которым они, возможно, научились у соседнего племени: гонджа или мамрусси . [5] Фактически, согласно тезису Сирики Уаттара, народ чакоси современного Кот-д’Ивуара никогда не знал использования лошадей. [6]
Наездники и наемники зарма , семасси, известны тем, что действовали на территории Того от имени работорговцев в период с 1883 по 1887 год. После того, как их кооптировали тем, они похищают детей на дорогах на уровне гор Фазао или дальше на юг и посадите до двух или трех из них на одну лошадь, прежде чем бежать. [7]
Наблюдения Хьюго Цёллера в 1884 году.
[ редактировать ]Немецкий исследователь и журналист Гуго Целлер , посетивший Того в 1884 году, отмечал отсутствие использования вьючных лошадей (в отличие от того, что он наблюдал в Северной Африке), из-за чего товары по существу перевозились мужчинами. [8] В посещенных им местностях под немецким протекторатом он отметил, что «ни крупного рогатого скота, ни лошадей не найти. Наши домашние животные - это только свиньи, овцы, козы, куры и время от времени тощие собаки». [9]
Напротив, европейцы и колониальные войска использовали лошадей. Консул Рандад (консул Того в 1884 году) ездил на лошади, особенно в лагерь хауса . [10] По словам Уго Цёллера, в 1884 году в городе Ломе (расположенном на томлезском побережье) было всего две лошади, а в Багиде – ни одной. [10] Это были пони, приспособленные к местному климату, купленные по 200 или 300 марок за штуку и вывезенные с рынка Салаги , находившегося затем на десять дней вглубь страны, через Кету (оба расположены на территории современной Ганы ). [11] Эти две лошади питаются кукурузой и обильной местной растительностью, растущей в пятнадцати минутах от их конюшни. [11] У каждой из этих лошадей есть личный конюх , у первой был молодой человек Кроу , а у второй молодой человек Хауса. [11]
Местность Того неблагоприятна для передвижения на лошадях и считается опасной, поскольку по большей части состоит из тропинок размером с человека, песка, грязного ила или очень высокой острой травы. [12] Тем не менее, регион Саванны предлагает обильный корм для лошадей. [13]
Наконец, Целлер сообщает об интересе жителей, особенно женщин, к его проезду и проезду консула, но не может определить, вызван ли этот интерес необычным присутствием лошадей в этом регионе или присутствием белых людей. [14] В «Агоэ» он пишет, что «появление наших лошадей вызвало едва ли не больше сенсации, чем наше собственное присутствие. На них постоянно нападала группа женщин и девушек, которые продолжали кричать « энонгто », что означает «О, как красиво». [15]
От Первой мировой войны до конца колониального периода
[ редактировать ]Распространение огнестрельного оружия, а также исчезновение африканских королевств и небольших вождеств, которые когда-то жили за счет работорговли, привели к общему снижению поголовья лошадей в Западной Африке. Именно по этой причине это животное, которое когда-то было военным активом, стало прерогативой вождей или торговцев, которые сделали его символом своей власти и богатства. [16]
Во время Первой мировой войны Дюрантон вошел в Тоголанд с севера с 50 легковооруженными кавалерийскими гумьерами и сумел на месте завербовать других для преследования немцев, доведя общую численность кавалеристов до 170, большая часть из которых была вооружена копьями , и около 30 вооруженные винтовками. [17]
В 1926 году французская колониальная администрация описала практику разведения лошадей в северном французском Тоголанде , где маленькая, очень выносливая и выносливая лошадь выращивалась в «хороших условиях». [18] Колониальная администрация не считает лошадей в Сокоде , но сообщает о наличии 676 лошадей в Манго , цифра, которая, вероятно, занижена, поскольку жители склонны прятать своих животных. Жан Эжен Пьер Маруа описал присутствие в 1938 году «маленькой, но очень стойкой тоголезской лошади, [которую] можно было найти только на севере». [19] Это наблюдение разделяли различные французские поселенцы в Того в 1930-е годы, один из которых писал, что народ моси на севере Того умел ездить верхом, в то время как этнические группы юга не знали о лошадях. [20] Налоги взимались с лошадей, въезжающих или покидающих границы страны. [21]
В 1937 году ежегодная перепись африканского скота выявила только четыре лошади во всем Французском Тоголанде . [22] В 1943 году колониальная и морская энциклопедия описала «маленькую лошадь, хорошо приспособленную к окружающей среде, напоминающую пони дю Логоне » под названием Котоколи, длина которой составляла от 1,10 до 1,20 метра. [23]
От независимости до наших дней
[ редактировать ]По словам Роберта Корневена (1962), среди бассари северного Того «лошади часто невзрачны, но выносливы и, следовательно, достаточны. Люди кажутся хорошими наездниками, хорошо обученными обращению с оружием». [24] Ладжо (традиционный мусульманский вождь) традиционно получает лошадь на церемонии посвящения, которая происходит в его доме; его лошадь зарезана в момент его смерти. [25] Этот обычай использования лошади как символа вождества особенно распространен среди этнической группы Кабье . [26] Только человек, выполнявший важную общественную функцию или власть, «данную предками для управления судьбой клана или племени», мог владеть лошадью. [27]
В 1980-е годы большинство жителей Ломе никогда в жизни не видели лошадей. [1] Появление лошадей в столице Того отчасти произошло благодаря дипломатическому подарку дюжины мелких животных от президента Нигерии Сейни Кунче Гнассингбе Эйадеме . [1] По словам французского наездника и редактора Жана-Луи Гуро, это дало начало Тоголезскому кавалерийскому полку в 1980-х годах. [28] Коневодство пришло в упадок во второй половине 20-го века: в период с 1977 (3000) по 1989 год (2000) сократилось на одну треть расчетное поголовье. [29] Некоторые исторические коневодческие регионы по разным причинам вообще отказались от использования этого животного. [29] В Манго и Дапаонге животноводство, полностью мотивированное охотой, теряет интерес из-за создания охраняемых территорий и национальных парков , в которых охота запрещена, что побуждает их владельцев продавать своих охотничьих лошадей в Бенин и Гану . [30]
Тикпи Атчадам, политический оппонент правящей семьи Гнассингбе , в 2014 году создал Панафриканскую национальную партию с красным цветом и поднятой на дыбы лошадью, эмблемой воина Тем. [31] в качестве символов, и этот выбор он оправдывает «его силой, вежливостью и элегантностью». [32] В контексте политической оппозиции в 2018 году конная статуя конного воина в Кпаратао была изрешечена пулями во время ночного столкновения. [33] В апреле 2019 года президент Того Фор Гнассингбе получил белую лошадь и бубу от руководителей префектуры Чинкассе в Тимбу, чтобы одержать «чистую и полную победу» на президентских выборах 2020 года. [34]
Таможня
[ редактировать ]Традиционно ездят только на лошадях-самцах, а самки оставляются для разведения. [35] Использование лошадей в Того в основном направлено на престиж и парады . [36] Самым известным праздничным мероприятием, связанным с лошадьми, является фестиваль Адосса, или Фестиваль столовых приборов, который ежегодно проводится в Сокоде . [37] Самое большое скопление лошадей в Того привлекает около 200 всадников в богатых сбруах, иногда приезжающих из очень отдаленных регионов. [37] Это также повод для скачек и танцев. [36]
Личности могут быть отмечены присутствием лошади, поскольку лошадь считается престижным животным. [38] Шейи Эммануэля Адебайора , тоголезского футбольного нападающего, провезли на лошади в Сокоде. [39]
Лошадь не воспринимается как транспортное животное, спортивное животное или тягловое животное, хотя в последнее время стало известно о ее физических возможностях. [2] [40] На нем можно ездить для обычных поездок между деревнями, а также для посещения членов семьи или вечеринок. [41] Его также используют для транспортировки воды или пищевых продуктов. [41] В регионе Саванна его используют для перевозки урожая, людей или различных товаров и материалов. [27]
В Того никогда не развивались конные транспортные средства , несмотря на существование такой практики в соседних странах. [42] Ввиду отсутствия культуры передачи дрессировки и использования тяглового скота местные фермеры предпочитают использовать моторизованный транспорт. Конина потребляется местным населением, причем этих животных, когда они стареют, часто исправляют, продавая их для этой цели по низким ценам. [27]
В 1989 году Жан-Луи Гуро предлагает маршрут конного туризма в Того. [43] по маршруту север-юг [37] ось между Ломе и Фазао. [44] Возможны занятия верховой ездой на томлезском пляже; [45] в 1968 году проводились конные прогулки по кокосовой роще. [46] Конноспортивный комплекс Hymane épique Club в Ломе предлагает различные виды конного спорта и 2019 года организовал открытие конного спорта 15 сентября . [47] Каждое 13 января, в национальный праздник Того, проводится парад полка с 200 лошадьми. [45] Этот полк принимает участие и в других военных парадах. [48] Он выполняет сдерживающую функцию, позволяя, в том числе, разгонять демонстрации. [49]
Часть использования лошадей в Того направлена на производство противоядия : антитела собираются в крови животного после того, как ему была введена небольшая доза змеиного яда. [50]
Разведение
[ редактировать ]Коневодство никогда не было приоритетом в политике Того. [40] В современном Того (1980 г.) оно ограничивалось крайним севером страны; [51] в 1991 году это практиковалось как частными селекционерами, так и государством, но в плохо организованной форме; [52] без какой-либо рекламной структуры. [48] Тоголезские этнические группы, которые традиционно разводят лошадей, — это кото-коли (или тем) и моба . [26] В мусульманском городе Басар оправдывает народ бассари свой отказ разводить лошадей тем, что их предки потерпели поражение от лошадей, на которых ездило вторгшееся с Запада племя. [53]
Коневодством в основном занимаются фермеры, но в очень небольших масштабах по сравнению с другими формами разведения. [26] Деревенские вожди обычно владеют от 1 до 5 лошадей; более крупные фермы находятся в частной собственности и используются в коммерческих целях, например ферма «Бена Девелопмент». [48] Государственные конюшни, как правило, содержатся в лучшем состоянии и снабжаются лучше, чем конюшни частных владельцев; последние позволяли своим лошадям пастись на доступных лугах. [54] В результате часто возникают проблемы с недоеданием лошадей, недостатком минеральных и пищевых добавок. [53] Коневодство происходит полностью естественным путем, и кобылы жеребятся без получения специальной ветеринарной помощи. [41]
Размер и распределение стада
[ редактировать ]Согласно справочнику Делашо (2014 г.) , поголовье лошадей в Того ограничено примерно 2000 особями; [36] В ветеринарной диссертации доктора Донгилы Белей также упоминается табун из 2000 лошадей в 1991 году. [29]
Экологические ограничения ограничивают его; север страны горист, а юг имеет обширные пастбища, но заселен паразитами, смертельными для лошадей. [55] В регионе Саванна на севере селекционерам приходится справляться с поставками кормов и засухой. [56] Тоголезские регионы с наибольшим количеством лошадей в 1991 году были по порядку: Кара , Саванны, [29] морской , в котором было регион, регион Плато (в основном из-за создания фермы «Бена Девелопмент») и центральный регион менее 15 лошадей, но которые были распределены очень неравномерно. [57] Совсем недавно фермы были созданы в регионе Ломе . [36] Кара и Пья являются домом для кобыл армии Того. [37] Последнее, насчитывавшее в 1991 году около 200 лошадей, является ведущим коневодческим предприятием страны, несмотря на различные ограничения, приведшие к сокращению поголовья. [48] Кобыл разводят в Каре, а жеребцов — в Бафило . [48]
Только в конноспортивном центре в Ломе имеется более 20 лошадей. [48]
Виды выращиваемых лошадей
[ редактировать ]Учтивость [40] и Гуро [58] указать на отсутствие чисто тоголезской породы. Жан-Луи Гуро описывает местных лошадей довольно маленьких и узких, со стройными бедрами, сильно изогнутым профилем головы и самым разнообразным окрасом шерсти . [35] [59] Донгила Белей приводит в пример лошадей, полученных в результате многочисленных скрещиваний и пород барбусов , донгола , арабских пони и пони. [40]
В справочнике Делашо (2014 г.) и справочнике CAB International (2016 г.) упоминается, что так называемая порода кото-коли выращивается на севере Того и Бенине . [36] [60] По словам Ло, эту пони разводят в северных горах страны. [61] По словам Жана-Луи Гуро, тоголезские лошади в основном поставляются из соседних стран, включая Нигер, Буркина-Фасо и Гану. [58]
Болезни и паразиты
[ редактировать ]Главным препятствием для коневодства является наличие мухи цеце (или глоссины), переносящей смертельное заболевание для лошадей, особенно на юге страны. [62] возле кокосовых рощ или лесных массивов. [26] Другие насекомые, особенно Tabanidae , вызывают трипаносомоз . [63]
Попытки иммунизировать западноафриканских лошадей и ослов предпринимались в 1900-х годах. [64] В частности, до 1909 года международная служба технической помощи Университета Таскиги в Алабаме (США) пыталась внедрить лошадь в Того из-за ее ценности как рабочего животного; с этой целью они выступали за одевание лошадей в течение дня «во что-то, что их защитит», добавляя, что «поскольку цена лошади составляет 60, 70 или 80 марок, если предположить, что лошадь живет и работает только 60 дней», используя лошадь ибо пахать будет выгоднее, чем платить дневную зарплату местным рабочим. [65]
В 1991 году ветеринарный врач доктор Донгила Белей написал диссертацию о паразитозах и инфекциях, поражающих лошадей в Того. [2] Заболеваемость трипаносомозом снижается благодаря программам ликвидации насекомых-переносчиков, которыми также заражается крупный рогатый скот. [66] Местные породы лошадей более устойчивы, чем импортные. [66] У тоголезских лошадей известны две формы: nagana (вызванная Trypanosoma brucei ) и dourine (вызванная Trypanosoma Equiperdum ). [67] Бабезиоз также наблюдался в конюшнях Того. [68] 9-го типа . африканская чума лошадей Также наблюдалась [69] главным образом в регионах Саванны и Кары, [70] сделать Того центром внимания команды. [71] Однако страна не затронута инфекционной анемией лошадей . [72] Никаких конкретных мер защиты от инфекционных болезней и паразитов еще не было принято. [73]
Статус зоонозных заболеваний, поражающих лошадей в Того, остается неизвестным. [74] Того — один из очагов эпизоотического лимфангита в сезон дождей, при этом животные заболевают и становятся заразными при наличии ран. [75]
Культура
[ редактировать ]Лошадь когда-то имела первостепенное значение в тоголезском обществе как «священное и мифологическое животное» и символ чести и не использовалась в экономических целях. [41]
По мнению политолога Того Коми М. Тулабора, конский хвост, если он принадлежит важному религиозному или политическому деятелю, имеет оккультное или символическое значение в традиционных тоголезских обществах как объект, позволяющий отогнать злые оккультные силы. [76] В 1884 году Хьюго Цёллер описал культ в городе Бе (известном своими фетишистами ) Ньикпла, бога падающей звезды и войны и самого важного из второстепенных богов, которого изображают сидящим верхом на лошади и одетым в европейскую одежду. стиль. [77] Он также указывает на повсеместное присутствие рисунков животных, выполненных яркой краской, в тоголезских домах, большинство из которых, по его словам, изображают стилизованную лошадь, что он объясняет тем фактом, что «лошадь [является] из всех наших домашних животных тем, что навязывает больше всего на черных , по той причине, что они здесь очень редки». [78]
В сказках и мифах Того, составленных Герхардом Прилопом, сирота Яо выбирает белую лошадь, которая доскакала до семи холмов, прежде чем вернуться к нему, которая затем помогает ему в его приключениях. [79] В сказке о Халасибе последний, сколотив небольшое состояние, покупает белого коня, чтобы принести его в жертву: небо ночью озаряется благодаря хвосту этого принесенного в жертву белого коня, превратившегося в созвездие . [80] Говорят , что район Гколонгиоро в Агбанди (Дигина), название которого означает «под деревом ши », был основан скотоводом Агбанивулом в том месте, где он привязывал свою лошадь. [81]
Почетный статус лошади имеет тенденцию к снижению из-за владения ею сельскими фермерами и ее эксплуатации в экономических целях. [41] Конечности современных тоголезских лошадей часто красят хной . [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гуро (2002 , стр. 64)
- ^ Jump up to: а б с Белей (1991 , стр. 1)
- ^ Закон (2018)
- ^ Гайибор (2011a , стр. 232-233)
- ^ Jump up to: а б Гайибор (2011а , стр. 348)
- ^ Оуттара, Сирики (1986). Анофве Кот-д'Ивуара от истоков до колониального завоевания (на французском языке). Докторская диссертация. Парижский университет И. п. 535.
- ^ Гайибор (2011a , стр. 533)
- ^ Золлер (1990 , стр. 12)
- ^ Золлер (1990 , стр. 114)
- ^ Jump up to: а б Золлер (1990 , стр. 24)
- ^ Jump up to: а б с Золлер (1990 , стр. 25)
- ^ Золлер (1990 , стр. 25,26,109)
- ^ Золлер (1990 , стр. 26)
- ^ Золлер (1990 , стр. 37)
- ^ Золлер (1990 , стр. 110)
- ^ Мони, Раймонд (1980). «Закон (Робин): Лошадь в истории Западной Африки. Роль лошади в обществах доколониальной Западной Африки» . Оутре-Мерс. Ревю истории . 67 (248): 388–389.
- ^ Гайибор (2011b , стр. 88-89)
- ^ Бонкарер; Купец (1926). Того и Камерун . Африканские страны под мандатом (на французском языке). Техническая, промышленная, сельскохозяйственная и колониальная жизнь. п. 26.
- ^ Пьер Маруа, Жан Эжен (1938). Того: страна французского влияния (на французском языке). Издательство Larose. стр. 38, 136.
- ^ Марте, Жан (1995). «Древние хроники Того». Взгляды Франции на Того в 1930-е годы (на французском языке). Миссия ОРСТОМ Того. п. 264. ИСБН 2906718505 .
- ^ «Того» . фр . Дюбуа и Бауэр; экономическое агентство Французской Западной Африки. 1992.
- ^ «Ежегодник сельскохозяйственной и продовольственной статистики». Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (на французском языке). 9 (1): 120. 1955.
- ^ Леонар Гернье, Эжен; Фроман-Гийесс, Жорж (1943). Колониальная и морская энциклопедия: Камерун. Того (на французском языке). Полет. 6. Того: Колониальная и морская энциклопедия. п. 497.
- ^ Корневен, Роберт (1962). Бассари северного Того . Заморские миры (на французском языке). Издания Берже-Левро. стр. 66, 156.
- ^ Гайибор (2011a , стр. 380)
- ^ Jump up to: а б с д Белей (1991 , стр. 8)
- ^ Jump up to: а б с Белей (1991 , стр. 16)
- ^ Гуро (2017)
- ^ Jump up to: а б с д Белей (1991 , стр. 9)
- ^ Белей (1991 , стр. 20)
- ^ Шатло, Кристоф (26 сентября 2017 г.). «В Ломе, в районе Агоэ, растет оппозиция Фору Гнасингбе» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Тикпи Атчадам, противник, которого никто не видел, прибывший в Того» . Мир . 29 сентября 2017 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Комби, Сильвио (29 октября 2018 г.). «Того: изрешеченный пулями памятник воину в Кпаратао» . AFRICA RENDEZ-Vous – Африка, созданная африканцами . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Дидье, А. «Того: в Тимбу «Шевалье» Фор готов к полной победе в 2020 году» . Последние новости Того . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 70)
- ^ Jump up to: а б с д и Руссо (2014 , стр. 405)
- ^ Jump up to: а б с д Гуро (2002 , стр. 63)
- ^ Белей (1991 , стр. 18)
- ^ «Когда Адебайор станет «известным» в Кпалиме» . Новости из Того, Информация из Ломе, Lome Nachrichten . 30 июня 2017 г. Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Белей (1991 , стр. 12)
- ^ Jump up to: а б с д и Белей (1991 , стр. 15)
- ^ Матис, Андре (1997). «Не ставьте телегу впереди лошади!» . Спора . ISSN 1011-0054 . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Гуро (2002 , стр. 61)
- ^ Гуро (2002 , стр. 68)
- ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 65)
- ^ Пассо, Бернар (1988). Того: мужчины и их окружение: практическое руководство [ Того: мужчины и их окружение: практическое руководство ] (на французском языке). Париж: L'Harmattan. п. 208.
- ^ «Открытие конного спорта с эпическим клубом Хаймане в Ломе» . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Белей (1991 , стр. 13)
- ^ Белей (1991 , стр. 17)
- ^ Мошинали, Хуссен. «Почему так сложно предотвратить смерть людей от укусов змей?» [Почему так трудно предотвратить смерть людей от укусов змей?]. Новости Houssenia Write (на французском языке) . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Закон (2018 , стр. 42)
- ^ Белей (1991 , стр. 2)
- ^ Jump up to: а б Белей (1991 , стр. 19)
- ^ Белей (1991 , стр. 14)
- ^ Белей (1991 , стр. 3)
- ^ Белей (1991 , стр. 4)
- ^ Белей (1991 , стр. 10)
- ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 71-72)
- ^ Jump up to: а б Гуро (2002 , стр. 71)
- ^ Портер, Валери; Олдерсон, Лоуренс; Холл, Стивен Дж.Г.; Споненберг, Дэн Филлип (2016). Всемирная энциклопедия пород и разведения домашнего скота Мэйсона (на французском языке) (6-е изд.). КАБ Интернешнл . п. 442. ИСБН 978-1-84593-466-8 .
- ^ Закон (2018 , стр. 25)
- ^ Белей (1991 , стр. 7)
- ^ Белей (1991 , стр. 28)
- ^ Журнал физиологии и общей патологии (на французском языке). Полет. 7. Массон и другие. 1905. с. 756.
- ^ Али-Напо, Пьер (1900–1909). Того, испытательный полигон международной технической помощи Университета Таскиги в Алабаме (на французском языке). Хахо Издания . п. 166. ИСБН 291374608X .
- ^ Jump up to: а б Белей (1991 , стр. 29)
- ^ Белей (1991 , стр. 30)
- ^ Белей (1991 , стр. 31)
- ^ Белей (1991 , стр. 33)
- ^ Белей (1991 , стр. 68)
- ^ Белей (1991 , стр. 76)
- ^ Белей (1991 , стр. 69,77)
- ^ Белей (1991 , стр. 81)
- ^ Доминго, AM (21 июля 2000 г.). «Текущее состояние некоторых зоонозов в Того» . Акта Тропика . 76 (1): 65–69. дои : 10.1016/S0001-706X(00)00092-9 . ISSN 0001-706X . ПМИД 10913769 . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Белей (1991 , стр. 25,26)
- ^ Тулабор, Коми М. (1986). Того под Эйадемой . Африка (на французском языке). Картала Издания. п. 332. ИСБН 2865371506 .
- ^ Золлер (1990 , стр. 31)
- ^ Золлер (1990 , стр. 86)
- ^ Прилоп, Герхард (1985). Сказки и мифы Того: чудесный горшок (на французском языке). Хахо Издания. стр. 187, 189, 197.
- ^ Contes (1984). "Togo dialogue". Imprimerie Editogo (95–112): 62.
- ^ Гайибор (2011a , стр. 219)
Библиография
[ редактировать ]- Белей, Донгила (1991). Вклад в знания об инфекционной и паразитарной патологии лошадей в Того (PDF) (на французском языке). Университет Шейха Анта Диопа .
- Гайибор, Никуэ (2011a). История тоголезцев. От истоков до 1960-х годов . От 16 века до колониальной оккупации (на французском языке) (2-е изд.). Картала Издания. ISBN 978-2811133436 .
- Гайибор, Никуэ (2011b). История тоголезцев. От истоков до 1960-х годов . Того под колониальной администрацией (на французском языке) (3-е изд.). Картала Издания. ISBN 978-2811133443 .
- Гуро, Жан-Луи (2002). Африка горами и лошадьми . Конный туризм в Африке? Отправляйтесь в Того! (на французском языке). Белин Издания . ISBN 2-7011-3418-8 .
- Гуро, Жан-Луи (2017). Маленькая география, влюбленная в лошадей . 31. Африка:Конный туризм в Того (на французском языке). Гуменсис . ISBN 978-2-410-00205-8 .
- Ло, Робин (2018). Лошадь в истории Западной Африки: роль лошади в обществах доколониальной Западной Африки . Рутледж . ISBN 978-0-429-95456-6 . OCLC 1049149788 .
- Руссо, Элиза (2014). Все лошади мира (на французском языке). Делашо и Нистле . ISBN 978-2-603-01865-1 .
- Портер, Валери; Олдерсон, Лоуренс; Холл, Стивен Дж.Г.; Споненберг, Дэн Филлип (2016). Всемирная энциклопедия пород и разведения домашнего скота Мэйсона (6-е изд.). КАБ Интернешнл . ISBN 978-1-84593-466-8 .
- Золлер, Хьюго (1990). Того в 1884 году . 1 Древних хроник Того (на французском языке). Полет. 1. Перевод Амегана К.; Ахаджи, А. Ломе: издания Карталы и Хахо. ISBN 290671822X .