Лошади в Камеруне

История лошадей в Камеруне связана, прежде всего, с традиционным присутствием этого животного в северных регионах страны , вокруг озера Чад с 16 века, затем в Адамаве , а также в регионах Гаруа и Маруа . К традиционным конным практикам в Камеруне , таким как конные парады и конные танцы (связанные с традиционными церемониями на севере), в последнее время присоединились конные мероприятия под влиянием западных экспатриантов и инвесторов (при поддержке создания городских манежей для верховой езды ). , особенно в Яунде с 1990-х годов. Основное использование лошадей в Камеруне - в сельском хозяйстве и на транспорте.
В начале 21 века в Камеруне разводилось от 16 000 до 18 000 лошадей, принадлежащих к логонской , донгола , барбской , арабской и чистокровной породам, или, что чаще, к ауткроссам между ними. Недостаток пастбищ является основным препятствием для этого вида разведения. Северного Культура Камеруна (особенно народов Фулани и Котоко ) придает большое значение лошадям, престижным животным с репутацией защитников. Однако традиционные церемонии, такие как фантазия, находятся под угрозой исчезновения.
История
[ редактировать ]Доколониальный период
[ редактировать ]
Как и в других регионах Африки к югу от Сахары , присутствие лошадей в современном Камеруне, вероятно, возникло на Севере в результате транссахарских миграций, направленных на заселение или военное завоевание регионов с более благоприятными биотопами . [ 1 ] Лошади присутствовали в районе озера Чад около 800 года, о чем свидетельствует поселение сахарских кочевников Сайфава в Канеме . [ 1 ] В 16 веке в этом регионе также поселились мусульманские кочевники и всадники. [ 2 ] Тем не менее, коневодство, вероятно, оставалось редким из-за присутствия мухи цеце , что приводило к высокой смертности лошадей. Однако некоторые породы, такие как пони Логоне, смогли противостоять этому благодаря прогрессивному естественному отбору . [ 3 ] Империя Канем-Борну , частично простирающаяся на север Камеруна, вероятно, широко использовала лошадей в военных целях. [ 4 ] По мнению этнолога Кристиана Сеньобоса, использование пони, устойчивых к африканскому трипаносомозу , возможно, сократилось еще в 15 веке в пользу более крупных пород Барб и Донгола, параллельно с исламизацией этих королевских династий. [ 5 ]
По словам Кристиана Сеньобоса, пони Логоне стали коренными жителями северо-западного Камеруна , в частности, благодаря своей устойчивости к трипано. [ 6 ] К 18 веку он существовал от реки Логоне до Адамавы. [ 7 ] Традиции их разведения, основанные на охотничьем и набеговом хозяйстве, [ 8 ] оставался нетронутым до 1980-х годов, [ 6 ] хотя ритуалы, связанные с рождением и социализацией пони, с конца 19 века постепенно распались. [ 7 ] Считается, что у бата была большая кавалерия из этих пони, прежде чем они покинули землю и сосредоточились на реке. [ 9 ] Камбас, также наездники, захватили равнину Тикар , страну Бамум и Грассфилдс в конце 18 века, прежде чем уступить место завоеванию Фулани, которое остановилось дальше на север. [ 10 ] Племена верховой езды (разных этнических групп, включая мандара ) поселились в горах Мандара , а в 18 и 19 веках превратились в небольшие хищнические вождества, отчасти благодаря использованию пони. [ 11 ] Пони Логоне исчезли с открытых равнин в 19 веке. [ 12 ]
Йиллага Фулани, вероятно, переняли верховую езду на местных пони в Северном Камеруне в 18 веке для охраны своих стад крупного рогатого скота, прежде чем создать полноценную военную кавалерию. [ 9 ] Создание мусульманских ламидатов фулани сопровождалось закупкой жеребцов барба и донголы за пределами региона и созданием небольших конных заводов. [ 5 ] В начале 19 века вожди Борноу и Мандара, осознавая превосходство лошадей над народом фулани, вскоре после начала джихада попытались запретить их продажу и владение под смертной казнью. [ 13 ] Люди фулани меняли поставщиков, обменивая лошадей и рабов с людьми хауса . [ 13 ] Владение лошадьми давало им большую мобильность и, следовательно, явное преимущество перед другими популяциями региона. [ 13 ]
Колониальный период
[ редактировать ]
Немецкие и французские колонизаторы сразу же проявили интерес к местным лошадям Камеруна. [ 14 ] Немцы основали в Питоа военную коневодческую ферму ; французы также включили камерунских лошадей в свои военные колонны. [ 14 ]
В 1918 году капитан Ж. Лемуан описал лошадей народов чоа и фулани в северном Камеруне как скрещенных донгола с арабскими. [ 15 ] В 1926 году французская колониальная администрация в Дуале описала «несколько десятков лошадей, привезенных торговцами хауса или купленных на Севере для военной администрации». [ 16 ] насчитывается около сотни лошадей В округе Дшанг , принадлежащих султану Фулбаму и традиционным вождям. [ 16 ] насчитывается около 500 лошадей В регионе Нгаундере ; в отчете также отмечается, что коневодство в Камеруне в основном ограничивается регионами Гаруа и Маруа. [ 16 ] В 1930-х годах капитан Чарльз Валлен предложил раздать горным Кирдисам животных , чтобы побудить традиционных вождей встретиться с ним. [ 14 ]
В 1952 году, незадолго до обретения Камеруном независимости, интерес к лошадям среди мусульманского населения севера оставался сильным. [ 17 ]
С момента обретения независимости
[ редактировать ]
Когда Камерун обрел независимость в январе 1960 года, Ахмаду Ахиджо (первый президент Камеруна) организовал фантазию в своем родном Гаруа: ламибе (традиционные вожди фуланиского происхождения) и их всадники маршировали на богато запряженных лошадях . [ 18 ] В 1963 году в Маруа было создано конное подразделение сопровождения президента. [ 19 ] С тех пор возникла серьезная культурная разница между севером Камеруна, который оставался традиционным и очень близким к африканским обычаям Чада и Нигерии, и очень прозападным югом. [ 18 ]
В 1985 году Барба-Музей региона Гобо владел от 6 000 до 6 500 пони. [ 6 ] В 1987 году миссия Французского центра сельскохозяйственных исследований международного развития (CIRAD по французской аббревиатуре) по поддержке развития верхового коневодства в Камеруне опубликовала отчет. [ 20 ] Ставки на скачки получили развитие с созданием в 1992 году двумя корсиканскими предпринимателями, близкими к Шарлю Паскуа , компании Pari Mutuel Urbain Camerounais (Камерунская Pari Mutuel Urbain, PMUC по ее аббревиатуре на французском языке). [ 21 ] Меморандум о взаимопонимании был подписан 11 ноября 1993 г., а концессионный договор - 16 июня 1994 г. с целью диверсификации конноспортивной деятельности. [ 22 ] Министерство животноводства, рыболовства и животноводства (MINEPIA на французском языке) и PMUC учредили «Фонд скачек и коневодства». [ 23 ]
В 1991 году «красная хлопковая болезнь» (MCR по французской аббревиатуре) в регионе Бенуэ привела к обнищанию фермеров, которые, больше не имея возможности платить за прививки для своих рабочих волов, постепенно заменили их пони, устойчивыми к трипано. дешевле купить, [ 24 ] или ослы. [ 25 ]
В январе 2001 года была организована фантазия в Гаруа в честь визита президента Франции Жака Ширака с лошадьми, на которых в качестве попон были изображены французские и камерунские флаги, и всадниками , размахивающими ассегай . [ 26 ] Камерунская федерация конного спорта (FECASE по французскому аббревиатуре) была создана в августе 2002 года. [ 27 ] В 2006 году стоимость покупки лошади в Камеруне может варьироваться от 100 000 центральноафриканских франков КФА до нескольких миллионов. [ 28 ]
В 2010-х годах (особенно в 2015 году) регион озера Чад подвергся конным нападениям со стороны членов террористической группировки «Боко Харам» , особенно в регионе Борну, причем с этими нападениями боролись камерунские военные . [ 29 ] В июле 2017 года в рамках первого Фести Рамадана в Гашиге прошел парад четырех групп воинов на лошадях и фантазия с целью умиротворения региона. [ 30 ]
Использование
[ редактировать ]
Лошади используются для работы, удовольствия и престижа. [ 31 ] [ 32 ] Получили развитие конные парады, верховая езда и скачки, что привело к параллельному развитию конных профессий в городской и сельской местности. [ 33 ] Конным спортом управляет FECASE. [ 34 ] Конное подразделение президентского сопровождения отвечает за безопасность президента , сопровождает важных персон, принимает участие в церемониях воинской почести, [ 19 ] поддержание порядка и охрана общественных площадей. [ 27 ]
В трех четвертях случаев снаряжение приобретается на месте или изготавливается его владельцем вручную, часто с использованием переработанных материалов (покрышек, пластика, камер и т. д.). [ 35 ] Кузнечное производство встречается редко, так как подковы обычно импортируются. [ 36 ] Напротив, большинство владельцев пользуются услугами шорника. [ 37 ] Однако организованной подготовки по конным профессиям нет. [ 38 ]
Работа, транспорт и сельскохозяйственная тяга
[ редактировать ]Основное использование лошадей в Камеруне — это помощь в работе. [ 33 ] Большинство пользователей лошадей неграмотны. [ 39 ] Владельцы-заводчики на севере страны используют лошадей для перегона крупного рогатого скота, овец и коз и считают владение лошадью признаком богатства или знатности. [ 40 ] Конный транспорт в основном используется в сельской местности страны. [ 41 ] Лошади используются для сельскохозяйственных работ и дренажа воды. [ 42 ] Выращивание хлопка в северном Камеруне всегда основывалось на животной тяге : бычьей тяге с 1950 года, ослиной тяге с 1980 года, затем лошадиной тяге с 1990-х годов: в 1995 году количество лошадей, используемых при выращивании хлопка, оценивалось в 2 000 по сравнению с 37 000 пар волов и 14 000 ослов. Лошади используются для перевозки сельскохозяйственных материалов и продукции от этапа производства до сбыта. [ 42 ]
В городских районах использование животной тяги, хотя и менее частое, сохраняется из-за стоимости моторизованных транспортных средств и топлива. [ 42 ] Лошади используются для перевозки различных грузов , например, строительных материалов , а также людей, в повозке или конном экипаже. [ 42 ] Этот личный транспорт обеспечивает средства к существованию целым семьям. [ 43 ] В 2006 году около 4,7% камерунских владельцев лошадей владели конной повозкой, обычно приобретаемой у местного кузнеца. [ 35 ]
Традиционные церемонии
[ редактировать ]Фантазии организованы [ 31 ] [ 32 ] только в сахельской части северного Камеруна, которая гораздо меньше подвержена влиянию европейской колонизации. [ 44 ] В этом регионе лошади принадлежат религиозным вождям, которые используют их как символ своей власти. [ 45 ] Эти ламидаты контролируются ламибе, традиционными мусульманскими вождями, которые демонстрируют свою власть, организуя фантазии . [ 44 ] по случаю праздника или для встречи важного гостя. Они восхваляют ламидо и укрепляют свою родословную. Говорят, что ламидат Демсы особенно известен своими фантазиями.
«Танцевальных лошадей», известных как джиру , разводят и дрессируют с единственной целью — выполнять хореографию на традиционных церемониях. [ 19 ]
Верховая езда
[ редактировать ]
Сектор верховой езды хорошо развит в Камеруне и пользуется большой популярностью у местного населения. [ 46 ] Скачки проводятся ежеквартально в Маруа, Гаруа, Кумбо и Куссери , а соревнования по случаю национального дня Камеруна проходят в северных регионах страны. [ 46 ] Эти забеги организованы по категориям по породе, возрасту и размеру. [ 46 ] Местные владельцы богатых лошадей могут участвовать на них в скачках. [ 45 ] Нередко один и тот же человек может быть одновременно жокеем и дрессировщиком лошадей. [ 47 ]
PMUC управляет ставками на скачки по всему Камеруну. [ 46 ] Он распространяет бесплатную газету Le Turf. [ 21 ] В 2009 году ставки в Камеруне стоили 2,9 миллиона франков КФА Центральной Африки, что эквивалентно 45 миллионам евро. [ 21 ] PMUC является одним из ведущих частных работодателей страны. [ 21 ] Французское руководство компании возобновило споры, связанные с присутствием бывших колонизаторов и эксплуатацией камерунских рабочих со стороны Франции: во время беспорядков в феврале 2008 года по всему Камеруну было повреждено 800 стендов PMUC. [ 21 ] Ставки на скачки также привели к развитию параллельных сетей ставок и привели камерунские семьи к долгам и разорению. [ 21 ]
На V Международном турнире по скачкам «Фомбина Дерби», проходившем в Йоле , Нигерия, в 2016 году, камерунские лошади вышли в финал. [ 48 ] Кубок Камеруна по скачкам (CAMGALOP) прошел 9 мая 2018 года в Маруа. [ 49 ]
Конный спорт и развлекательная езда
[ редактировать ]Долгое время спортивная и прогулочная езда была доступна только европейцам-эмигрантам; большинство лицензий в этой области по-прежнему принадлежат европейцам, но с начала XXI века они привлекают все больше камерунцев. [ 50 ] На юге Камеруна есть несколько манежей, которыми управляют городские европейцы. [ 50 ] в том числе два в Яунде в 2006 году и один в Баменде в том же году. [ 51 ] Все они связаны с FECASE. [ 52 ] Две трети были созданы в период с 1990 по 2000 год и находятся в государственной собственности. [ 37 ] Обычно они держат помесных лошадей иностранного происхождения, в среднем 18 лошадей. [ 37 ] В этих манежах обычно есть персонал, обученный торговле лошадьми во Франции или «на работе» в Камеруне. [ 27 ] Они предлагают выездку , конкур , конные шоу и троеборье. [ 27 ]
Разведение
[ редактировать ]
По данным путеводителя Делашо, в 2014 году поголовье лошадей в Камеруне составляло около 16 000. [ 53 ] Согласно ветеринарной диссертации Мохамаду, в 2001 и 2002 годах насчитывалось в общей сложности 18 146 лошадей, при этом наибольшая концентрация наблюдалась на Крайнем Севере , Северо-Западе и в регионах Адамава. [ 54 ] Коневодство (как и другое животноводство) является традиционным во всем регионе озера Чад. [ 55 ] Народ фулани разводит лошадей для престижной верховой езды, при этом почти все лошади-самцы разводятся под контролем традиционных вождеств (ламибе). [ 56 ]
Около 53% камерунских владельцев лошадей также являются заводчиками, остальные — торговцами, государственными служащими, знатными людьми или водителями. [ 57 ] Причем 86% этих животных разводятся традиционно. [ 57 ] Половина камерунских владельцев лошадей владеют менее пятью животными, а 18,6% — более 15. [ 58 ] Около половины владельцев лошадей кормят своих животных кормами (арахисом, просяными отрубями или сорго), а другая половина оставляет своих животных пастись и дополняет их минеральными веществами по мере необходимости. [ 58 ] Корм для лошадей приобретается в Sodecoton или на местных рынках по средней цене (в 2006 году) 150 франков за килограмм. [ 59 ] Управление воспроизводством лошадей встречается редко. [ 58 ] Лошади часто (в половине случаев) передаются по семейному наследству. [ 28 ] Также часто прибегают к услугам ветеринарного помощника или управляющего конюшней для управления племенной операцией. [ 37 ]
Расширение размножения ограничивается отсутствием пастбищ и воды, а также наличием мухи цеце. [ 31 ] По мнению опрошенных владельцев, основным фактором, ограничивающим разведение лошадей, является нехватка продовольствия, а другие ограничения заключаются в трудностях поения, ухода, управления воспроизводством и управления конной деятельностью со стороны официальных организаций. [ 60 ] На юге страны с его экваториальным климатом обитают мухи цеце, губительные для коневодства. [ 61 ] Северный Камерун с его тропическим климатом предлагает саванны и степи. [ 61 ] В этих сельских районах кобылам позволяют свободно бродить по деревням, а их отдают местным жеребцам на привязи возле палатки своего владельца или на охоте . когда у них наступает течка, [ 61 ] [ 62 ] Жеребята рождаются в период зимовки , [ 61 ] держали на пастбище вместе с матерями и привозили на ночь. [ 62 ] Обычно они толстеют после сезона дождей, а затем теряют вес в засушливый сезон из-за нехватки пастбищ, что усугубляется лесными пожарами. [ 63 ]
Современные конюшни находятся в основном в регионах Яунде и Дуала, и в них обычно содержатся более хрупкие лошади выброшенных пород. [ 63 ] [ 64 ]
Виды разводимых лошадей
[ редактировать ]
В базе данных DAD-IS нет информации о типах лошадей, разводимых в Камеруне. [ 65 ] В 1926 году колониальная администрация описала два различных типа. Первой была «равнинная лошадь» размером от 1,40 до 1,56 м, происходящая от арабской и бородковой. Вторым же был «горный конь» или Кириди (которого Сеньобос называет «логонским пони»), ростом не превышающий 1,30 м, очень крепкий, выносливый и смелый, полезный для путешествий по горным тропам . [ 16 ] Колониальная администрация также ссылается на лошадей «очень большого размера и очень красивых форм [...] высокой цены, [и которые] происходят из манги» в Чаде. [ 16 ] Согласно ветеринарной диссертации Мохамаду (2007 г.), сейчас разводят три основных типа лошадей: « скаковый », «седлый» и «тяжелый» для производства конины . [ 66 ]
Трудно дать определение камерунским породам лошадей , поскольку они широко подвергаются скрещиванию. [ 67 ] Одной из пород, уникальных для Камеруна, является пони Логоне, которая, как следует из названия, происходит из Логоне и Вандала . региона рек [ 68 ] и выживает в районах, зараженных мухой цеце. [ 69 ] Другие породы включают Барб, Арабский Барб , [ 70 ] Англо-арабская , арабская, чистокровная и различные помеси импортных и местных пород. [ 71 ] Местные породы составляют 69,8% национального поголовья. [ 57 ] Импортируются лошади в основном из Чада, реже из Нигерии и Судана . [ 28 ] Этот импорт поощряется местным убеждением, что лошади из Нигерии и Чада быстрее. [ 38 ]
На своем плато гора Маненгуба группы диких лошадей является домом для сохранившейся благодаря благоприятному микроклимату , возможно, произошедших от брошенных колониальных войсковых лошадей. [ 72 ] вероятно, немцами. [ 73 ] Французский писатель и редактор Жан-Луи Гуро обнаружил их присутствие в ноябре 1988 года. [ 74 ] но не смог их выследить во время второй поездки в конце 2001 года. [ 75 ]
Конина
[ редактировать ]Гипофагия в Камеруне встречается редко из-за религиозных табу, противоречивых обычаев и отсутствия специализированных боен . [ 43 ] Однако оно получило развитие, особенно в районе горы Маненгуба. [ 76 ] Конские кишки имеют хорошую репутацию, а мясо (например, обожженные передние конечности) обладает лечебными свойствами. [ 76 ] Самостоятельное потребление конины стало редким стимулом для разведения этого животного. [ 57 ]
Болезни и паразиты
[ редактировать ]Присутствуют эндемические заболевания , которые пагубно влияют на размножение. [ 77 ] Однако африканская чума лошадей и грипп лошадей имеют тенденцию к исчезновению. [ 77 ] Наиболее распространенными болезнями скота являются ботулизм , столбняк , бруцеллез , язвенный лимфангит , сибирская язва и различные формы сальмонеллеза . [ 77 ] паразиты Распространены также , в частности аскаридоз , стронгилез , хабронемоз, оксиуроз , клещи, чесотка, трипаносомоз и бабезиоз . [ 77 ] Другие недуги камерунских лошадей схожи с лошадьми, выращенными в других странах, в частности, колики , [ 41 ] заболевания ног и респираторные заболевания. [ 28 ]
препараты для животных . В стране широко доступны [ 35 ] хотя нехватка вакцин встречается часто [ 78 ] а подготовка в области медицины лошадей иногда недостаточна. [ 79 ] Около 66% ветеринарных консультаций у лошадей в Камеруне касаются столбняка и колик. [ 80 ] Обращение к ветеринару во многом зависит от ценности лошади и средств ее владельца; обращение к традиционной африканской медицине , хотя и сокращается, остается распространенным явлением в изолированных регионах. [ 45 ]
Борьба с африканским трипаносомозом (сонной болезнью) была областью инвестиций с начала 20-го века: некоторые пастбища в реках Винья , Фаро-и-Део и Бенуэ были очищены от мухи цеце и табанид , чтобы помочь животноводам. в своей деятельности. [ 81 ] Экономический кризис в Камеруне 1980-х годов положил конец крупным усилиям по борьбе с этими насекомыми. [ 81 ]
Культура
[ редактировать ]
Лошади имеют большое значение в традиционных камерунских обществах, особенно среди фулани, которые считают их престижными животными. [ 56 ] [ 82 ] Религиозные вожди на севере страны приписывают определенные качества определенным мастям, в частности каштановому с четырьмя отметинами и светло- серому . [ 82 ] Мусгум народов Пусс и Гирвидиг называет пони « атонго » (от «Тонггой» , что означает, что до Масса гнали на юг). В то время как люди Коса и Васа называют его « Конкос » (заимствование названия из языка канури ). [ 7 ] Лошадь также оставила свой след в топонимике : в северном Камеруне имеется большое количество чеветпли (конных троп), особенно в Димео, Зидиме и Вазе; по словам Кристиана Сеньобо, эти тропы были предназначены для того, чтобы всадник мог добраться до уступки вождя, не спешиваясь. [ 11 ]
Среди населения лугов конский хвост традиционно использовался для изготовления защитных талисманов для военачальников, отправляемых в конфликт. [ 83 ] Бронзовые, оловянные, серебряные, медные или железные талисманы под названием Путчу Гуинаджи («лошади безумия»), традиционно изготавливаемые в Маруа и изображающие маленьких всадников, до сих пор используются (в 2018 году) в качестве средства против одержимости и безумия со стороны Котоко, Фулани. , Гизигас, Канурис , Мафас и Массас. [ 83 ]
В 1999 году этнолог Кристиан Сеньобос опубликовал исследование отношений между мусси из Гобо и их пони, которых они считают равными людям ( asiya ko su wurnn ), в частности запретив гиппофагию. [ 84 ] Когда они умирают, этих пони оплакивают, как будто они были людьми. [ 84 ] Говорят, что они обладают предвидением и способностью видеть в темноте благодаря своим каштанам (по прозвищу хиди ко кулума , или «лошадиные глаза»). [ 85 ] Долги и свадебное приданое выплачиваются пони; кроме того, женщинам не разрешается ни ездить верхом, ни владеть лошадьми, поскольку они считаются «мужским богатством» так же, как и пони. [ 85 ] Самых известных пони зовут Кулума , и они являются исключительной собственностью главы семьи: им дают имя, много внимания, они являются средоточием ритуалов. [ 85 ] самым важным из которых является первая стрижка гривы . [ 86 ] Смерть Кулума иногда вызывает траурные барабаны; этих пони обычно хоронили до 1950-х годов. [ 87 ] Рождение жеребенка сопровождается рядом обрядов, в том числе помещением плаценты племенной кобылы под дерево зизифуса, чтобы защитить жеребенка от злых духов. [ 88 ] В 1990-х годах Мусси начали использовать своих пони в качестве сельскохозяйственных тягловых животных, чтобы обеспечить себе пропитание. [ 89 ]
до сих пор существуют люди, занимающиеся верховой ездой В районе Бибеми (по состоянию на 1995 год) . [ 90 ] Однако конные традиции приходят в упадок. [ 90 ] По мнению Жана-Луи Гуро, конное наследие стран Африки к югу от Сахары с его традиционными конными церемониями в Камеруне и других странах находится под угрозой исчезновения. [ 91 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ло, Робин (2018). Лошадь в истории Западной Африки: роль лошади в обществах доколониальной Западной Африки . Интродукция и распространение лошади в Западной Африке. ISBN 9780429954566 . OCLC 1049149788 .
- ^ Зельтнер, Дж. К. (2002). История арабов на берегах озера Чад (на французском языке). Картала Издания. п. 140. ИСБН 2845862865 .
- ^ «О людях и лошадях — Эпизод 08 — Ле Берба» . Франция Голубая . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Гуро (2002 , стр. 92)
- ^ Перейти обратно: а б Сеньобос (1995 , стр. 247)
- ^ Перейти обратно: а б с Сеньобос (1995 , стр. 233)
- ^ Перейти обратно: а б с Сеньобос (1995 , стр. 240)
- ^ Сейнобос (1995 , стр. 239)
- ^ Перейти обратно: а б Сеньобос (1995 , стр. 242)
- ^ Сеньобос (1995 , стр. 243)
- ^ Перейти обратно: а б Сеньобос (1995 , стр. 244)
- ^ Сеньобос (1995 , стр. 246)
- ^ Перейти обратно: а б с Нджеума (1989 , стр. 27)
- ^ Перейти обратно: а б с Сеньобос (1995 , стр. 249)
- ^ Сеньобос, Кристиан (2002). Северный Камерун своими словами: словарь древних и современных терминов: Крайняя северная провинция (на французском языке). Картала. п. 94. ИСБН 2845862458 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Техническая и производственная жизнь (1926). Того и Камерун (на французском языке). Техническая, промышленная, сельскохозяйственная и колониальная жизнь. п. 84.
- ^ Генеральная Ассамблея ООН (1952 г.). Отчет Организации Объединенных Наций об управлении Камеруном, переданным под контроль Франции (на французском языке). п. 146.
- ^ Перейти обратно: а б «Январь 1960 года: Камерун, второй муж» . LExpress.fr . 1960 год . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамаду (2007 , стр. 28)
- ^ Гранье, Пьер (1987). «Миссия поддержки по производству верховых лошадей в Камеруне. Текущая ситуация и возможности для улучшения» . agritrop.cirad.fr . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бернар (2009)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 26–27)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 2)
- ^ Сеньобос (1995 , стр. 250)
- ^ Валл (1998 , стр. 42)
- ^ Фануччи, Бруно (2001). «Фантазия Ширака в Гаруа (Камерун)» . Парижанин . Проверено 21 января 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 52)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 49)
- ^ Сеньобос, Кристиан (2015). «Боко Харам и озеро Чад – продолжение или убежище?» . Afrique Contemporaine (на французском языке) (255): 93–120.
- ^ «Камерун: Север, фантазия для мира» . Камерньюс (на французском языке). 2017. Архивировано из оригинала 29 ноября 1998 года . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Руссо (2014 , стр. 407)
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 52–53)
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 1)
- ^ «ФЕКАЗ» . Камерунская федерация конного спорта . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамаду (2007 , стр. 50)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 50–51)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 51)
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 60)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 65)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 57)
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 23)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 24)
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 25)
- ^ Перейти обратно: а б Бамбу, Франсуа (2016). «Ламидаты, многовековые обряды» . Журнал Африка . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамаду (2007 , стр. 59)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 26)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 61)
- ^ Адама, Ибхахима (2016). «Скачки: камерунские лошади произвели фурор в Нигерии» . камера.be . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ «Финалы Кубка Камеруна и Международного Гран-при прошли в эту субботу, 9 мая. | FECASE» . ФЕКАЗ . 2018. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 63)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 43)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 62)
- ^ Руссо (2014 , стр. 406)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 13–14)
- ^ «Экосистема и биоразнообразие бассейна озера Чад | Комиссия по бассейну озера Чад» . www.cblt.org . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Букар, Пулен и Фор (1997 , стр. 154)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 45)
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамаду (2007 , стр. 47)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 49–50)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 54–55)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 7)
- ^ Перейти обратно: а б Алькаиссу (2009 , стр. 7)
- ^ Перейти обратно: а б Алькаиссу (2009 , стр. 8)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 48)
- ^ «Камерун (Лошадь)» . Информационная система по разнообразию домашних животных Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (DAD-IS) . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 15)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 9)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 9–10)
- ^ Алькаиссу (2009 , стр. 10)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 11)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 12–13)
- ^ Гуро (2002 , стр. 78–79)
- ^ Гуро (2002 , стр. 84)
- ^ Гуро (2002 , стр. 82)
- ^ Гуро (2002 , стр. 86–87)
- ^ Перейти обратно: а б Гуро (2002 , стр. 85)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохамаду (2007 , стр. 22)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 53–54)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 55)
- ^ Мохамаду (2007 , стр. 53)
- ^ Перейти обратно: а б Алькаиссу (2009 , стр. 2)
- ^ Перейти обратно: а б Мохамаду (2007 , стр. 27)
- ^ Перейти обратно: а б Лажье, Розин (2018). «Лошадь в искусстве черной Африки». Французское издание Lion (712): 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Сеньобос (1999 , стр. 395)
- ^ Перейти обратно: а б с Сеньобос (1999 , стр. 396)
- ^ Сеньобос (1999 , стр. 399–400)
- ^ Сеньобос (1999 , стр. 405)
- ^ Сеньнобо (1999 , стр. 397)
- ^ Сеньобос (1999 , стр. 406)
- ^ Перейти обратно: а б Сеньобос (1995 , стр. 241)
- ^ Гуро, Жан-Луи (2017). «Почему мы должны сохранить конное наследие Африки» . Молодая Африка . Проверено 21 мая 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит список, который не был правильно отсортирован . Должно быть в алфавитном порядке. См. MOS:LISTSORT для получения дополнительной информации. ( ноябрь 2023 г. ) |
- Букар, Ламин; Пулен, Ж. Ф.; Фор, Гай (1997). Сельское хозяйство саванн Северного Камеруна: к совместному развитию саванн Центральной Африки: материалы семинара по обмену опытом, 25–29 ноября 1996 г., Гаруа, Камерун (на французском языке). ЦИРАД. ISBN 2876142953 .
- Гуро, Жан-Луи (2002). Африка горами и лошадьми (на французском языке). Белинские издания. ISBN 2-7011-3418-8 .
- Нджеума, М.З. (1989). История Камеруна (19-начало 20 века) . Корни настоящего (на французском языке). Издания де л'Харматтан. ISBN 2738400167 .
- Руссо, Элиза (2014). Все лошади мира (на французском языке). Делашо и Нистле. ISBN 978-2-603-01865-1 .
- Портер, Валери; Олдерсон, Лоуренс; Холл, Стивен; Споненберг, Дэн (2016). Всемирная энциклопедия пород и разведения домашнего скота Мэйсона (6-е изд.). КАБ Интернешнл. ISBN 978-1-84593-466-8 .
- Мохамаду (2007). Вклад в определение профессий лошадей в Камеруне (на французском языке). Университет Шейха Анта Диопа.
- Алкаиссу, Хамаджам (2009). Вклад в изучение трипаносомы лошадей в Камеруне (на французском языке). Университет Шейха Анта Диопа.
- Де Гарин, Игорь (1975). Вклад в этнозоологию лошади у мусси (Чад и Камерун) (на французском языке). Международный институт этнонаук.
- Сеньобос, Кристиан (1995). «Les poneys du Logone à l'Adamawa, du XVIIIe siècle à nos jours». Рыцари Африки: история, иконография, символика: протоколы серии встреч: организованных Миланским центром изучения африканской археологии, февраль-июнь 1994 г. (на французском языке). Центр африканских археологических исследований.
- Сеньобос, Кристиан (1999). «Социальное разведение музей-пони – регион Гобо, Северный Камерун» (PDF) . Человек и животное в бассейне озера Чад . Париж: ИРД. стр. 394–407. ISBN 2-7099-1436-0 . .
- Валл, Эрик (1998). Работоспособность зебу, осла и лошади в Северном Камеруне. Понятие адекватности пары животное-орудие (на французском языке). Полет. 47. Анналы зоотехники.
- Бернар, Филипп (2009). «В Камеруне конная лихорадка» . Le Monde.fr (на французском языке). Мир.