Jump to content

Лошади в Кыргызстане

Кыргызский всадник охотится с орлом

В Кыргызстане , как и во всех странах с тюрко-монгольской кочевой культурой, лошади являются важной частью местной экономики и самобытности. Первоначально это был символ статуса, но наличие большого количества лошадей позволяет кыргызским кочевникам проводить военные действия, охотиться и передвигаться по своей горной стране. В советское время владение крупными стадами было запрещено, что создавало множество трудностей для кыргызов. Русские пытались заменить традиционную породу помесью новокиргизской лошади , но местная лошадь сохранилась до наших дней. После периода кризиса 1990-х годов коневодство и потребление кобыльего молока возрождается , а также традиционные конные игры и фестивали.

В Кыргызстане обитают шесть пород лошадей, включая историческую породу, символизирующую страну, — кыргызскую лошадь . Лошадь прославляется в литературе и устных традициях как двойник человека. Их обычно приносят в жертву на ритуальных фестивалях, которые возродились после падения коммунизма .

Киргизская семья покупает продукты в Оше, 1902 год.

Кыргызстан издавна пересекали всадники, так как страна лежит на Шелковом пути . [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] До советской эпохи количество принадлежащих лошадей определяло социальный статус кыргыза . [ 2 ] Лошадей использовали эти кочевые народы для путешествий, а также для сельскохозяйственных работ посредством травуа . Появление колесного конного транспорта в Кыргызстане произошло очень поздно, лишь во второй половине XIX века. [ 3 ] До конца того столетия все военные действия кыргызов проводились верхом. [ 4 ] Вся экономика страны основана на животноводстве: лошади и овцы используются в качестве валюты во всех областях. Детей учат кататься с раннего возраста. Поэтому навыки верховой езды пользуются большим уважением. [ 5 ] [ не удалось пройти проверку ]

Коммунистический период

[ редактировать ]

Коллективизация и оседлость

[ редактировать ]

Как и в других странах, интегрированных в Советский Союз, в Кыргызстане традиции конного спорта пришли в упадок с созданием колхозов и совхозов , отчасти из-за импорта автомобилей. Киргизы сопротивлялись оседлости долгое время , большинство из них предпочитали оставаться кочевниками. Это привело к жестоким столкновениям между кочевниками-скотоводами и сторонниками коммунистов, некоторые из которых предпочли зарезать все свои стада, прежде чем бежать из страны, вместо того, чтобы пожертвовать их общине. Захват этих стад, включавших не только лошадей, но и других домашних животных, привел к созданию первых в Кыргызстане коллективизированных совхозов. Начиная с 1931 года, кыргызы стали вести все более оседлый образ жизни, особенно среди беднейших слоев населения. Колхозы предоставили лошадей для охраны и ухода за стадами. [ 6 ] Хотя кочевники-скотоводы могли владеть табунами до 80 лошадей, количество животных, которых им разрешается держать для собственных нужд, строго ограничено. В 1970-е годы в Тонгском районе Иссык -Куля людям разрешалось иметь только одну кобылу и одного жеребенка , а все дополнительные животные конфисковывались для общины. [ 6 ] Однако заводчики часто скрывают лошадей от властей. [ 7 ]

Создание новокиргизов

[ редактировать ]

Когда русские завоевали Среднюю Азию, они выразили сожаление по поводу небольшого размера казахских и киргизских лошадей. [ 8 ] и не учел возможность того, что эти маленькие, уродливые животные лучше всего подходят для окружающей среды. [ 9 ] ) был создан конный завод В 1907 году в Пржевальске ( Каракол , а в 1912 году он стал государственным учреждением. Кыргызских лошадей скрещивали с тяжеловозами и рысаками. [ 10 ] Социалистический режим создал еще два конных завода на Иссык-Куле и Нарыне в 1926 и 1927 годах соответственно. [ 11 ] Много лошадей было импортировано: в 1949 году 17% поголовья лошадей в колхозах и совхозах Киргизии было иностранного или смешанного происхождения. [ 12 ] Создание новой породы, получившей название Новокиргиз (по-русски «новые кыргызы»), стало официальным в 1954 году с созданием племенной книги . [ 13 ] Скрещивание велось в основном с чистокровными и русскими донскими лошадьми. Успех был значительным: к 1979 году 53% поголовья лошадей Кыргызстана составляли новокиргизская порода, а киргизские лошади исчезли из официальной статистики. [ 14 ]

В начале 2016 года гражданин Великобритании, работавший на золотом руднике, был арестован за то, что назвал традиционную кыргызскую колбасу «лошадиным пенисом». [ 15 ]

Восстановление коневодства.

[ редактировать ]
Конная статуя Шабдана Баатыра Кемине в

После распада СССР некоторым киргизским коннозаводчикам удалось восстановить большие табуны лошадей, насчитывающие около сорока голов. [ 7 ] Как это ни парадоксально, в начале 1990-х годов поголовье лошадей резко сократилось из-за крупных народных фестивалей, посвященных концу коммунизма, во время которых многие лошади были зарезаны и съедены. [ 7 ] Племенной кризис, сопровождавший постепенный демонтаж советских институтов, привел к девальвации племенной профессии, хотя лошадь сохранила свой престижный статус. [ 7 ] Конный транспорт широко использовался в 1990-х годах, поскольку кризис привел к нехватке топлива. [ 3 ] Ситуация начала улучшаться только в 2000-х годах. [ 16 ]

С 2003 по 2010 год правительство Кыргызстана принимало меры по развитию коневодства. Эта программа, утвержденная постановлением правительства от 22 мая 2003 года, направлена ​​на повышение качества и количества поголовья, чтобы получить достаточное количество лошадей для различных целей (мясо, молоко, работа и спорт). [ 17 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 18 ] развитие конного экотуризма с 2000-х годов. Примечательно и [ 19 ]

Повышение ценности кыргызской лошади

[ редактировать ]

В то же время ряд частных лиц пытаются воссоздать стада досоветских киргизских лошадей, собирая животных из отдаленных регионов. [ 20 ] Когда Жан-Луи Гуро посетил основные конные заводы страны в 1992 году, он отметил почти исчезновение кыргызской лошади и проинформировал об этом министра. Он написал длинное письмо, хранящееся у правительства страны, с призывом защитить и сохранить это «наследие человечества». [ 21 ] Тогдашний министр сельского хозяйства Карипбек Арканов пообещал ему «возрождение кыргызской лошади». [ 22 ] Однако, по словам Гуро, это произошло только после инвестиций другой француженки, Жаклин Рипар. [ 23 ] в 2000-х годах были предприняты реальные инициативы по продвижению этой исторической породы. [ 22 ] Она основала проект «Кыргыз Аты» с целью сохранения и развития кыргызской лошади, а также популяризации породы среди сельских жителей, чтобы они знали о полезности животного в их горном биотопе. При поддержке контактов в стране с 2005 года было организовано несколько фестивалей, связанных с лошадьми, в частности, на южном берегу Иссык-Куля. Эти фестивали включают в себя скачки, [ 24 ] конные игры и концерты. [ 7 ] [ 19 ] Кэрол Феррет также наблюдала «ренационализацию» новокиргизской породы, при этом некоторые специалисты в стране полагают, что «гены кыргызской лошади настолько сильны», что они доминируют у лошадей смешанных пород, что явно противоречит законы зоотехники . [ 19 ]

Разведение

[ редактировать ]

В 1948 году плотность лошадей в Киргизии составляла 41 лошадь на 100 жителей, т.е. почти одна лошадь на двух человек. [ 25 ] Однако перепись 2005 года показывает, что коневодство примерно в два раза уступает скотоводству . [ 26 ]

Традиционная среда обитания лошадей в Кыргызстане.

Лошадей разводят для перевозки, мяса, молока, кожи и шерсти. [ 2 ] Их также широко используют на охоте. [ 3 ] и скотоводство, будь то крупный рогатый скот, овцы или лошади. [ 4 ] Поголовье лошадей неуклонно росло с 2000-х годов:

Год 1996 2002 2006
Количество лошадей, зарегистрированных в Кыргызстане [ 16 ] 308 100 354 400 384 000

В конце 2000-х цена взрослой лошади была относительно высокой – от 1000 до 1500 долларов. Качество кыргызской племенной работы известно, покупатели приезжали из соседнего Казахстана. [ 16 ]

( ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация ) отмечает наличие шести различных пород, разводимых в настоящее время или в прошлом в этой стране: русская донская лошадь, киргизская , новокиргизская, орловская, русская рысистая и чистокровная. [ 27 ] [ не удалось пройти проверку ] Конный завод Айколь в Тонском районе Иссык-Кульской области стремится вывести «улучшенных» кыргызских лошадей путем скрещивания с чистокровными для участия в скачках, а также с целью развития конного спорта и игр. [ 28 ]

Разведение и использование

[ редактировать ]
Группа кыргызских лошадей, разводимых на мясо.

Разведение по существу обширно. Управление лошадьми в целом улучшилось, но по-прежнему сильно варьируется от одной фермы к другой, в зависимости от цели содержания животного. [ 29 ] лошадью За скаковой обычно хорошо ухаживают из-за ее финансовой ценности. не имеет особой ценности. стандартная лошадь С другой стороны, [ 29 ] По словам Амантура Жапарова, за этими животными в целом хорошо ухаживают. [ 30 ] Любой, кто бьет лошадь по голове или доводит ее до изнеможения, не одобряется. [ 30 ] Традиционные средства лечения все еще используются, но кыргызы переняли прививки и ветеринарную медицину , которые они открыли в коммунистическую эпоху. [ 31 ]

В жаркое время года рабочих животных приковывают кандалами или привязывают к столбу на улице, когда они не используются, чтобы они не уходили слишком далеко. [ 29 ] После того, как лошадь прошла аллюр, ее всегда привязывают и обычно накрывают ковриком, чтобы она не замерзла. Лошадь привязывают на несколько часов для отдыха, а затем отпускают. [ 29 ]

Во время свободного выпаса кобыл (обычно от 10 до 15) пасут с одним жеребцом и привязывают пять-шесть раз в день для дойки. Ночью все стадо выпускают на свободу. Утром их привозят верхом на лошадях и собирают на первую дойку, которую обычно проводят женщины и дети. [ 30 ] Стада, которые не доят, как правило, намного крупнее, и летом их содержат на полной свободе, а фермеры проверяют, нет ли нападений волков и краж . каждый день [ 30 ] Кража лошадей является серьезной культурной проблемой в Кыргызстане. [ 32 ] Поскольку стада могут перемещаться довольно далеко, пастухи помогают друг другу находить животных, принадлежащих местным жителям. [ 30 ] В холодное время года, в зависимости от интенсивности погоды, лошадей держат на открытом пастбище или привозят и кормят сеном или крупами для тех, кто больше всего работает. [ 30 ]

Практика верховой езды

[ редактировать ]
Игра Кок-Бору (Бузкаши), между 1865 и 1872 годами.

Конный спорт в Кыргызстане – это, по сути, скачки, игры и развлечения. Улак тартыш или кок-бору (местное название игры Бузкаши ) сохранялся в коммунистический период и сейчас возрождается. [ 33 ] Кыз куу , местное название « Кыз кумай» , также является популярной (и романтической) конной игрой, в которой всадники мужского и женского пола соревнуются на дистанции 300 м. Ставка заключается в том, что мужчина имеет право украсть поцелуй у женщина, которая затем может преследовать его, набросившись. [ 34 ] [ не удалось пройти проверку ] Конная борьба, Эр Эниш или Оодарыш, — одна из дисциплин Всемирных игр кочевников . [ 35 ] [ не удалось пройти проверку ] Это национальный вид спорта кыргызов, который веками практиковался в кочевьях. Цель каждого гонщика – сбросить противника на землю. [ 36 ] [ не удалось пройти проверку ] Тийин айнмей — это соревнование мастерства: монета (теперь замененная тканевым вымпелом в современном виде) кладется на землю, и всадники должны наклониться, чтобы как можно быстрее ее поднять. [ 37 ] [ не удалось пройти проверку ]

Орлиная охота до сих пор практикуется кочевыми наездниками-мужчинами в Кыргызстане, особенно беркутчи , и является особенностью традиционных салбурун мероприятий . Местные охотники считают сокола развлечением для детей и используют только беркута . Сезон охоты приходится на четыре зимних месяца, когда охотнику принято убивать десятки лисиц и барсуков и даже рысей и волков. [ 5 ]

Традиционная кыргызская конная упряжь и инвентарь включают камчу ( кнут или хлыст ), уздечку и шпоры различных форм и размеров, которые не рекомендуются новичкам. Лошадей часто покрывают вышитой попоной и попоной . Седло . считается очень ценным предметом, так как купить его зачастую дорого [ 38 ] [ не удалось пройти проверку ]

Джамби атыш

[ редактировать ]

Во второй половине первого тысячелетия кыргызы, как и другие народы Южной Сибири, стремились развивать технику стрельбы как пешей, так и конной. Главным оружием киргизского всадника был лук, хотя в ближнем бою можно было использовать и световые мечи. [ 39 ] Основная тактика кыргызов заключалась в том, чтобы преследовать врага с помощью конных лучников, избегая тесного контакта; их искусство верховой езды было непревзойденным. [ 40 ]

Это конное мастерство конного лучника было увековечено в джамбы атыш ( киргизский : Жамбы атыш ), спортивном соревновании, в котором всадники и пешие лучники должны поразить своей стрелой серебряный диск, подвешенный на веревке. [ 41 ] Всадники должны проскакать расстояние 300 м; На последних 100 метрах мишени размером с конское копыто (так называемые джамбы ) подвешиваются к столбам высотой от 3 до 4 метров. Всадники проезжают на расстоянии от 35 до 45 м от мишеней и должны стараться поразить их, оставаясь на полном скаку. [ 42 ] [ не удалось пройти проверку ]

Сегодня правила кодифицированы; Школы джамби атыша обучают наездников в Средней Азии, организуются чемпионаты. Атыш-джамби можно практиковать и с другим оружием, например с копьями. [ 43 ]

Скачки на длинные дистанции, известные как байге (или байге ), становятся все более популярными с 1990-х годов. [ 44 ] [ 45 ] Фестивали, организованные в рамках фестивалей «В Чабыше» , созданных по инициативе Жаклин Рипар, в своих правилах находятся под влиянием западных гонок на выносливость : к участию допускаются только взрослые наездники, предусмотрены ветеринарные проверки и присуждаются призы лошадям в гонках на выносливость. лучшая физическая форма, позволяющая избежать гибели скакунов во время соревнований. Смерть лошади недопустима с западной точки зрения, тогда как в Средней Азии ее терпят. [ 46 ]

Конный туризм

[ редактировать ]

С 2007-2010 годов Кыргызстан открыт для конного туризма – практики, которая позволяет пастушеским семьям получать дополнительный доход от своего скота. Заводчики сдают лошадей в аренду иностранным туристам, чтобы те могли покататься. Развитие этой практики привело к улучшению благосостояния лошадей, поскольку кыргызы, сдающие в аренду лошадей, стремятся обеспечить им хороший уход и правильную запряжку. [ 33 ] Ряд туроператоров предлагают походы с гидами, хорошо знающими регион, и жертвуют полученную прибыль местному населению. [ 47 ]

У Кыргызстана есть главное преимущество в сфере экотуризма: его горные ландшафты. Туры предлагают катание на лошадях по дикой местности и ночевки в юртах , но некоторые туристы разочарованы отсутствием аутентичности кочевничества и неуважением кыргызского народа к окружающей среде. [ 48 ]

Потребление

[ редактировать ]

Как и другие конные культуры , [ 49 ] для кыргызов характерно потребление конины и продуктов из нее.

Конина считается престижной, а употребление жеребенка свойственно людям с высоким социальным статусом. Традиционно лошадей массово забивают , как только наступают холода, чтобы накопить запасы на зиму. [ 3 ] Гипофагия традиционно была более распространена на севере страны, чем на юге, где влияние ислама сильнее ощущается , который не поощряет поедание лошадей. Хотя потребление лошадей в целом растет (в том числе на юге в районе Кара-Суу и Аравана, особенно в рамках фестивалей), оно остается второстепенным назначением животного. [ 33 ]

Отличное молоко

[ редактировать ]
Доение коровы в Сусамырской долине .

Как и в большинстве тюрко-монгольских стран, кобылье молоко . в Кыргызстане традиционно употребляют [ 3 ] Его популярность резко возросла после падения коммунизма. Кыргызы употребляют это молоко либо свежее ( бэнин сюту ), либо кисломолочное ( кумыс или саамал ), но существует поверье, что его следует глотать еще горячим, сразу после доения, чтобы сохранить все его свойства. Популярность кобыльего молока привела к увеличению его отпускной цены, которая сейчас (в 2011 году) составляет около 50 сомов за литр, что эквивалентно трем евро. [ 33 ] В прошлом торговля кобыльим молоком не была общепринятой практикой, поскольку заводчики считали, что оно «не продается». Сейчас эти оговорки преодолены, и кобылье молоко теперь можно купить в магазинах, поскольку местные компании специализируются на сборе и упаковке этого продукта. Эти компании получают поставки непосредственно от животноводов, занимающихся отгонным животноводством. [ 33 ]

В культуре

[ редактировать ]
Маркировочный буклет, посвященный кыргызским лошадям, 2009 г.

Кочевая культура Кыргызстана естественным образом допускает использование лошадей, которые высоко ценятся в эпосах, поэмах и рассказах исследователей. Его описывают как двойника человека, [ 50 ] и как особенно романтичное животное. [ 51 ] В « Эпосе о Манасе» , например, говорится, что для воина отказаться от коня — самое страшное унижение и смертный приговор. Кыргызские эпосы и фольклор изобилуют рассказами о лошадях, передающих своему хозяину «непобедимую силу». [ 4 ] как и в случае с Чал-Куйруком. [ 52 ]

Кыргызские пословицы также придают большое значение животному. Некоторые говорят, что «с отцом ты знаешь людей, с твоей лошадью ты знаешь территорию». [ 47 ] другой, что лошади — это крылья человека. [ 51 ] В своих путевых заметках (1960) Виктор Иткович цитирует других: «Если вам осталось жить только день, проведите половину его в седле» и «Только лошадь и приятная беседа могут сократить долгое путешествие». [ 53 ] В случае супружеской компенсации (калын) родственникам супруга принято дарить лошадь, а во время свадебной церемонии принято снабжать их кониной и субпродуктами. Лошадей также используют для обрядов посвящения и вечеринок — древних традиций, возрожденных после падения коммунизма. [ 3 ] Киргизы очень привязаны к своим лошадям. Если один из них умирает, они часто переживают это очень тяжело. [ 31 ]

Город Каракол известен тем, что в 1888 году умер исследователь Николай Пржевальский , первооткрыватель лошади, носящей его имя . [ 54 ] В своих записках он упоминает, что эти дикие лошади известны киргизам как кертаг . [ 55 ] Именно киргизский охотник убил первый экземпляр, изученный в Джунгарии . [ 56 ] Йозеф Шованец в своей хронике описывает Кыргызстан как царство, определяемое своими лошадьми, где они никогда не загоняются в загон, а живут свободно и гордо. Более того, в былинах человек может в лучшем случае только выиграть от помощи лошадей. [ 57 ]

Жертвоприношения и захоронения

[ редактировать ]

Как и монголы, тюрки практикуют жертвоприношение коня , но в отличие от монголов этот обряд наиболее известен из письменных источников у кыргызов. [ 58 ] На Енисее принято хоронить лошадь вместе с хозяином, ведь считается, что животное ведет своего хозяина в загробный мир. [ 3 ] Цель состоит в том, чтобы держать мертвеца и его имущество подальше от живых, поэтому лошадь обычно приносят в жертву или, реже, отпускают на волю. [ 59 ] Похоронная обрядность всегда практикуется в контексте «возврата к прошлому», то есть к досоветским традициям (особенно конца XIX века). Кыргызы практикуют почитание умерших , обвиняя разгневанных арбаков (духов предков) в большинстве проблем, которые могут с ними случиться. [ 60 ] Чтобы их задобрить, принято приносить в жертву одно или несколько животных. [ 61 ] Точно так же после смерти необходимо соблюдать сорокадневный обряд для умилостивления духа умершего: [ 62 ] включая жертвоприношения животных и чтение Корана . [ 63 ] В 1886 году на похоронную церемонию, сопровождавшую смерть своего манапа Байтика, Солто приняли 40 000 человек и принесли в жертву почти 7 000 лошадей. [ 64 ] В 1912 году, незадолго до советской эпохи, северные кыргызы устроили праздник на 50 000 человек в честь смерти своего манапа Шабдана, зарезав при этом 2 000 лошадей. [ 65 ] Эти церемонии часто сопровождаются гонками. [ 66 ] Хотя в жертву можно приносить и употреблять в пищу множество различных животных (в частности, крупный рогатый скот и овцы), обязательным ингредиентом этих поминок является конина (ясень), причем церемония признается только в том случае, если была зарезана хотя бы одна лошадь. [ 67 ] Похоже, что раньше в жертву приносили только собственных животных умершего. Церемония эволюционировала: каждый гость приносит в жертву одно или несколько животных. [ 68 ] Жеребцов запрещено приносить в жертву по религиозным соображениям и для поддержания достаточной племенной базы для обновления поколений. Молодых лошадей, а также бесплодных или неоплодотворенных кобыл обычно забивают. [ 69 ] Горло животного обычно ритуально перерезают. [ 70 ] с заклинаниями, чтением Корана муллой и произнесением басмалы ( «во имя Аллаха»). [ 71 ] Последующая трапеза тщательно ритуализируется: кости лошади разрезаются и разбиваются топором на несколько частей, которые затем подаются. [ 72 ]

Свидетельства, собранные у саяков Джумгаль-Тоо и кыргызов Синьцзяна, дают очень точные подробности этих ритуалов. У лошади стригут гриву и иногда накрывают ее седлом, на которое складываются все остальные части сбруи. На животном запрещено ездить верхом, пока оно не будет принесено в жертву. Иногда его не приносят в жертву, а отдают мулле в обмен на искупление грехов умершего. [ 73 ] После этого происходит символическое превращение лошадей в транспортное средство загробного мира, но детали этого ритуала у кыргызов не известны. [ 74 ] По местным поверьям, на исход этих игр влияет дух умершего. [ 75 ]

Лошади как символ национальной идентичности

[ редактировать ]

По словам Кэрол Феррет, власти Кыргызстана, как и русские, якуты и туркмены , использовали породы лошадей в качестве инструментов идентичности. Русские попытались вновь присвоить себе местную киргизскую породу путем создания новокиргизской: она видит в этом процессе желание произвести «новую лошадь для нового человека». Существование национальной породы лошадей стало критерием определения человеческого сообщества Кыргызстана наравне с языком и территорией. [ 76 ] С тех пор широко поощряется возвращение к оригинальной кыргызской лошади меньшего размера. Однако кыргызские практикующие и наездники «не особо заботятся о породе и размере своих лошадей». [ 77 ] Для правительства Кыргызстана восстановление национальной породы лошадей является «выражением аллогенного стремления к аутентичности». [ 78 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Лошади в культуре и истории Кыргызстана» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Жапаров (2010 , стр. 2)
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Жапаров (2010 , стр. 3)
  4. ^ Jump up to: а б с Жапаров (2010 , стр. 4)
  5. ^ Jump up to: а б «Кочевые традиции кыргызов» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б Жапаров (2010 , стр. 5)
  7. ^ Jump up to: а б с д и Жапаров (2010 , стр. 6)
  8. ^ Хорек (2011 , стр. 425)
  9. ^ Кэссиди (2009 , стр. 12)
  10. ^ Хорек (2011 , стр. 427)
  11. ^ Хорек (2011 , стр. 429)
  12. ^ Кашкин, И.Н.; Паченко, С.Д. (1951). «Выведение новой породы лошадей». Верховая езда (на русском языке) (5): 26–34.
  13. ^ Государственная племенная книга лошадей новокиргизской породы (2-е изд.). Фрунзе. 1981. с. 430.
  14. ^ Киргизская Советская Социалистическая Республика: энциклопедия [Кыргызская RSS: Энциклопедия] (на русском языке). Главный редактор Кыргызской Советской Энциклопедии. 1982. стр. 430–431.
  15. ^ «Кыргызстан задержал британца за сравнение деликатности «конского пениса»» . Хранитель . 2016.
  16. ^ Jump up to: а б с Жапаров (2010 , стр. 7)
  17. ^ "Gosudarstvennaja programma razvitija konevodstva v Kyrgyzskoj Respublike na 2003-2010" (in Kyrgyz). 2003.
  18. ^ Žaparov, Amantur (2007). Sovremennye kočevniki vysokogornogo Naryna i rynok, in Mir kočevyh civilizacij : istorija i sovremennost (in Kyrgyz). pp. 313–318.
  19. ^ Jump up to: а б с Хорек (2011 , стр. 433)
  20. ^ Хорек (2011 , стр. 432)
  21. ^ Гуро (2005 , стр. 203–205)
  22. ^ Jump up to: а б Гуро (2005 , стр. 206)
  23. ^ «Жаклин Рипар» . Бабелио . Проверено 17 августа 2020 г. .
  24. ^ Доменак, Грегуар (2016). «На Чабыше, фестиваль кыргызского шеваля в Таджикистане» . Новастан Франсэ . Проверено 17 августа 2020 г. .
  25. ^ Хорек (2009 , стр. 34)
  26. ^ Хорек (2009 , стр. 41)
  27. ^ «Породы, о которых сообщает Кыргызстан» . Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
  28. ^ Жапаров (2010 , стр. 7–8)
  29. ^ Jump up to: а б с д Жапаров (2010 , стр. 9)
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж Жапаров (2010 , стр. 10)
  31. ^ Jump up to: а б Жапаров (2010 , стр. 11)
  32. ^ Жироле, Эрве (2019). «Кража лошадей – социальная проблема Кыргызстана» . Новастан . Проверено 5 апреля 2019 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д и Жапаров (2010 , стр. 8)
  34. ^ Триллинг, Дэвид (2008). «Кыргызстан: Фестиваль чествует киргизскую лошадь, знаменует возрождение» . Eurasianet.org . Проверено 17 ноября 2015 г.
  35. ^ «Описание Эр Эниша» . worldnomadgames.com (на русском языке).
  36. ^ «Оодарыш» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  37. ^ «Национальные игры в конных играх» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  38. ^ «Оборудование де шеваля» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 12 сентября 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  39. ^ «Кыргызское ханство» . А.И. Соловьев .
  40. ^ «Кыргызское ханство, часть 2» . А.И. Соловьев .
  41. ^ «Лошади в жизни казахов и киргизов» . Виндзорская конная компания .
  42. ^ «Джамби атыш» . Вся история (на русском языке). Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  43. ^ «Юг» завоевал свою первую золотую медаль на чемпионате по джамби в Атыше . Sports.kz . 2015.
  44. ^ Феррет, Кэрол (1997). «Скачки в Средней Азии». Центральноазиатское письмо (на французском языке) (6): 8–10.
  45. ^ Феррет, Кэрол (2008). «Гонка до смерти или поиск респектабельности: bäjge в Центральной Азии». Этнозоотехния (на французском языке) (82): 129–145.
  46. ^ Хорек (2011 , стр. 434)
  47. ^ Jump up to: а б Урбен-Барскун, Сесиль (2007). «Конные прогулки по Кыргызстану» . Le Monde.fr . ISSN   1950-6244 . Проверено 13 ноября 2015 г.
  48. ^ Пабион-Мурис, Йоханн (2010). Экотуризм в постсоветском Кыргызстане: между международным развитием и местными желаниями (на французском языке). Париж: EHESS. стр. 206–228.
  49. ^ Дигар, Жан Пьер (2009). «Какое отношение социальные науки имеют к лошадям?» . Социальное движение (229): 3–11. дои : 10.3917/lms.229.0003 . S2CID   145012403 .
  50. ^ Рипарт (2004)
  51. ^ Jump up to: а б Левин (2000 , стр. 203)
  52. ^ Боратав, Пертев (1965). Чудесные приключения под землей и в других местах степного великана Эр-Тёштюка: перевод с кыргызского Пертева Боратава (на французском языке). Галлимар/Юнеско. п. 312. ИСБН  2-07-071647-3 .
  53. ^ Иткович, Виктор (1960). Киргизия сегодня: Путевые заметки . Издательство иностранных языков. п. 45.
  54. ^ Гуро (2005 , стр. 173)
  55. ^ Гуро (2005 , стр. 190)
  56. ^ Гуро (2005 , стр. 192)
  57. ^ «Кыргызстан – царство лошадей» . Европа1 . 11 октября 2015 года . Проверено 27 марта 2016 г.
  58. ^ Жаксон (2007 , стр. 383)
  59. ^ Жаксон (2007 , стр. 399)
  60. ^ Жаксон (2007 , стр. 384)
  61. ^ Жаксон (2007 , стр. 385)
  62. ^ Жаксон (2007 , стр. 386)
  63. ^ Жаксон (2007 , стр. 387)
  64. ^ Жаксон (2007 , стр. 388–389)
  65. ^ Жаксон (2007 , стр. 389)
  66. ^ Жаксон (2007 , стр. 390)
  67. ^ Жаксон (2007 , стр. 391)
  68. ^ Жаксон (2007 , стр. 392)
  69. ^ Жаксон (2007 , стр. 393)
  70. ^ Жаксон (2007 , стр. 394)
  71. ^ Жаксон (2007 , стр. 395)
  72. ^ Жаксон (2007 , стр. 397–399)
  73. ^ Жаксон (2007 , стр. 400)
  74. ^ Жаксон (2007 , стр. 401)
  75. ^ Жаксон (2007 , стр. 402–403)
  76. ^ Хорек (2011 , стр. 405–406)
  77. ^ Хорек (2011 , стр. 431–434)
  78. ^ Хорек (2011 , стр. 446)

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cef6ca4dd694c501b5424b8a68be77b__1724204520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/7b/8cef6ca4dd694c501b5424b8a68be77b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horses in Kyrgyzstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)