Лошади в Кыргызстане
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в том, что многие цитаты не проходят проверку. ( Ноябрь 2023 г. ) |

В Кыргызстане , как и во всех странах с тюрко-монгольской кочевой культурой, лошади являются важной частью местной экономики и самобытности. Первоначально это был символ статуса, но наличие большого количества лошадей позволяет кыргызским кочевникам проводить военные действия, охотиться и передвигаться по своей горной стране. В советское время владение крупными стадами было запрещено, что создавало множество трудностей для кыргызов. Русские пытались заменить традиционную породу помесью новокиргизской лошади , но местная лошадь сохранилась до наших дней. После периода кризиса 1990-х годов коневодство и потребление кобыльего молока возрождается , а также традиционные конные игры и фестивали.
В Кыргызстане обитают шесть пород лошадей, включая историческую породу, символизирующую страну, — кыргызскую лошадь . Лошадь прославляется в литературе и устных традициях как двойник человека. Их обычно приносят в жертву на ритуальных фестивалях, которые возродились после падения коммунизма .
История
[ редактировать ]
Кыргызстан издавна пересекали всадники, так как страна лежит на Шелковом пути . [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] До советской эпохи количество принадлежащих лошадей определяло социальный статус кыргыза . [ 2 ] Лошадей использовали эти кочевые народы для путешествий, а также для сельскохозяйственных работ посредством травуа . Появление колесного конного транспорта в Кыргызстане произошло очень поздно, лишь во второй половине XIX века. [ 3 ] До конца того столетия все военные действия кыргызов проводились верхом. [ 4 ] Вся экономика страны основана на животноводстве: лошади и овцы используются в качестве валюты во всех областях. Детей учат кататься с раннего возраста. Поэтому навыки верховой езды пользуются большим уважением. [ 5 ] [ не удалось пройти проверку ]
Коммунистический период
[ редактировать ]Коллективизация и оседлость
[ редактировать ]Как и в других странах, интегрированных в Советский Союз, в Кыргызстане традиции конного спорта пришли в упадок с созданием колхозов и совхозов , отчасти из-за импорта автомобилей. Киргизы сопротивлялись оседлости долгое время , большинство из них предпочитали оставаться кочевниками. Это привело к жестоким столкновениям между кочевниками-скотоводами и сторонниками коммунистов, некоторые из которых предпочли зарезать все свои стада, прежде чем бежать из страны, вместо того, чтобы пожертвовать их общине. Захват этих стад, включавших не только лошадей, но и других домашних животных, привел к созданию первых в Кыргызстане коллективизированных совхозов. Начиная с 1931 года, кыргызы стали вести все более оседлый образ жизни, особенно среди беднейших слоев населения. Колхозы предоставили лошадей для охраны и ухода за стадами. [ 6 ] Хотя кочевники-скотоводы могли владеть табунами до 80 лошадей, количество животных, которых им разрешается держать для собственных нужд, строго ограничено. В 1970-е годы в Тонгском районе Иссык -Куля людям разрешалось иметь только одну кобылу и одного жеребенка , а все дополнительные животные конфисковывались для общины. [ 6 ] Однако заводчики часто скрывают лошадей от властей. [ 7 ]
Создание новокиргизов
[ редактировать ]Когда русские завоевали Среднюю Азию, они выразили сожаление по поводу небольшого размера казахских и киргизских лошадей. [ 8 ] и не учел возможность того, что эти маленькие, уродливые животные лучше всего подходят для окружающей среды. [ 9 ] ) был создан конный завод В 1907 году в Пржевальске ( Каракол , а в 1912 году он стал государственным учреждением. Кыргызских лошадей скрещивали с тяжеловозами и рысаками. [ 10 ] Социалистический режим создал еще два конных завода на Иссык-Куле и Нарыне в 1926 и 1927 годах соответственно. [ 11 ] Много лошадей было импортировано: в 1949 году 17% поголовья лошадей в колхозах и совхозах Киргизии было иностранного или смешанного происхождения. [ 12 ] Создание новой породы, получившей название Новокиргиз (по-русски «новые кыргызы»), стало официальным в 1954 году с созданием племенной книги . [ 13 ] Скрещивание велось в основном с чистокровными и русскими донскими лошадьми. Успех был значительным: к 1979 году 53% поголовья лошадей Кыргызстана составляли новокиргизская порода, а киргизские лошади исчезли из официальной статистики. [ 14 ]
Анекдот
[ редактировать ]В начале 2016 года гражданин Великобритании, работавший на золотом руднике, был арестован за то, что назвал традиционную кыргызскую колбасу «лошадиным пенисом». [ 15 ]
Восстановление коневодства.
[ редактировать ]
После распада СССР некоторым киргизским коннозаводчикам удалось восстановить большие табуны лошадей, насчитывающие около сорока голов. [ 7 ] Как это ни парадоксально, в начале 1990-х годов поголовье лошадей резко сократилось из-за крупных народных фестивалей, посвященных концу коммунизма, во время которых многие лошади были зарезаны и съедены. [ 7 ] Племенной кризис, сопровождавший постепенный демонтаж советских институтов, привел к девальвации племенной профессии, хотя лошадь сохранила свой престижный статус. [ 7 ] Конный транспорт широко использовался в 1990-х годах, поскольку кризис привел к нехватке топлива. [ 3 ] Ситуация начала улучшаться только в 2000-х годах. [ 16 ]
С 2003 по 2010 год правительство Кыргызстана принимало меры по развитию коневодства. Эта программа, утвержденная постановлением правительства от 22 мая 2003 года, направлена на повышение качества и количества поголовья, чтобы получить достаточное количество лошадей для различных целей (мясо, молоко, работа и спорт). [ 17 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 18 ] развитие конного экотуризма с 2000-х годов. Примечательно и [ 19 ]
Повышение ценности кыргызской лошади
[ редактировать ]В то же время ряд частных лиц пытаются воссоздать стада досоветских киргизских лошадей, собирая животных из отдаленных регионов. [ 20 ] Когда Жан-Луи Гуро посетил основные конные заводы страны в 1992 году, он отметил почти исчезновение кыргызской лошади и проинформировал об этом министра. Он написал длинное письмо, хранящееся у правительства страны, с призывом защитить и сохранить это «наследие человечества». [ 21 ] Тогдашний министр сельского хозяйства Карипбек Арканов пообещал ему «возрождение кыргызской лошади». [ 22 ] Однако, по словам Гуро, это произошло только после инвестиций другой француженки, Жаклин Рипар. [ 23 ] в 2000-х годах были предприняты реальные инициативы по продвижению этой исторической породы. [ 22 ] Она основала проект «Кыргыз Аты» с целью сохранения и развития кыргызской лошади, а также популяризации породы среди сельских жителей, чтобы они знали о полезности животного в их горном биотопе. При поддержке контактов в стране с 2005 года было организовано несколько фестивалей, связанных с лошадьми, в частности, на южном берегу Иссык-Куля. Эти фестивали включают в себя скачки, [ 24 ] конные игры и концерты. [ 7 ] [ 19 ] Кэрол Феррет также наблюдала «ренационализацию» новокиргизской породы, при этом некоторые специалисты в стране полагают, что «гены кыргызской лошади настолько сильны», что они доминируют у лошадей смешанных пород, что явно противоречит законы зоотехники . [ 19 ]
Разведение
[ редактировать ]В 1948 году плотность лошадей в Киргизии составляла 41 лошадь на 100 жителей, т.е. почти одна лошадь на двух человек. [ 25 ] Однако перепись 2005 года показывает, что коневодство примерно в два раза уступает скотоводству . [ 26 ]
Лошадей разводят для перевозки, мяса, молока, кожи и шерсти. [ 2 ] Их также широко используют на охоте. [ 3 ] и скотоводство, будь то крупный рогатый скот, овцы или лошади. [ 4 ] Поголовье лошадей неуклонно росло с 2000-х годов:
Год | 1996 | 2002 | 2006 |
---|---|---|---|
Количество лошадей, зарегистрированных в Кыргызстане [ 16 ] | 308 100 | 354 400 | 384 000 |
В конце 2000-х цена взрослой лошади была относительно высокой – от 1000 до 1500 долларов. Качество кыргызской племенной работы известно, покупатели приезжали из соседнего Казахстана. [ 16 ]
Породы
[ редактировать ]( ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация ) отмечает наличие шести различных пород, разводимых в настоящее время или в прошлом в этой стране: русская донская лошадь, киргизская , новокиргизская, орловская, русская рысистая и чистокровная. [ 27 ] [ не удалось пройти проверку ] Конный завод Айколь в Тонском районе Иссык-Кульской области стремится вывести «улучшенных» кыргызских лошадей путем скрещивания с чистокровными для участия в скачках, а также с целью развития конного спорта и игр. [ 28 ]
Разведение и использование
[ редактировать ]
Разведение по существу обширно. Управление лошадьми в целом улучшилось, но по-прежнему сильно варьируется от одной фермы к другой, в зависимости от цели содержания животного. [ 29 ] лошадью За скаковой обычно хорошо ухаживают из-за ее финансовой ценности. не имеет особой ценности. стандартная лошадь С другой стороны, [ 29 ] По словам Амантура Жапарова, за этими животными в целом хорошо ухаживают. [ 30 ] Любой, кто бьет лошадь по голове или доводит ее до изнеможения, не одобряется. [ 30 ] Традиционные средства лечения все еще используются, но кыргызы переняли прививки и ветеринарную медицину , которые они открыли в коммунистическую эпоху. [ 31 ]
В жаркое время года рабочих животных приковывают кандалами или привязывают к столбу на улице, когда они не используются, чтобы они не уходили слишком далеко. [ 29 ] После того, как лошадь прошла аллюр, ее всегда привязывают и обычно накрывают ковриком, чтобы она не замерзла. Лошадь привязывают на несколько часов для отдыха, а затем отпускают. [ 29 ]
Во время свободного выпаса кобыл (обычно от 10 до 15) пасут с одним жеребцом и привязывают пять-шесть раз в день для дойки. Ночью все стадо выпускают на свободу. Утром их привозят верхом на лошадях и собирают на первую дойку, которую обычно проводят женщины и дети. [ 30 ] Стада, которые не доят, как правило, намного крупнее, и летом их содержат на полной свободе, а фермеры проверяют, нет ли нападений волков и краж . каждый день [ 30 ] Кража лошадей является серьезной культурной проблемой в Кыргызстане. [ 32 ] Поскольку стада могут перемещаться довольно далеко, пастухи помогают друг другу находить животных, принадлежащих местным жителям. [ 30 ] В холодное время года, в зависимости от интенсивности погоды, лошадей держат на открытом пастбище или привозят и кормят сеном или крупами для тех, кто больше всего работает. [ 30 ]
Практика верховой езды
[ редактировать ]
Конный спорт в Кыргызстане – это, по сути, скачки, игры и развлечения. Улак тартыш или кок-бору (местное название игры Бузкаши ) сохранялся в коммунистический период и сейчас возрождается. [ 33 ] Кыз куу , местное название « Кыз кумай» , также является популярной (и романтической) конной игрой, в которой всадники мужского и женского пола соревнуются на дистанции 300 м. Ставка заключается в том, что мужчина имеет право украсть поцелуй у женщина, которая затем может преследовать его, набросившись. [ 34 ] [ не удалось пройти проверку ] Конная борьба, Эр Эниш или Оодарыш, — одна из дисциплин Всемирных игр кочевников . [ 35 ] [ не удалось пройти проверку ] Это национальный вид спорта кыргызов, который веками практиковался в кочевьях. Цель каждого гонщика – сбросить противника на землю. [ 36 ] [ не удалось пройти проверку ] Тийин айнмей — это соревнование мастерства: монета (теперь замененная тканевым вымпелом в современном виде) кладется на землю, и всадники должны наклониться, чтобы как можно быстрее ее поднять. [ 37 ] [ не удалось пройти проверку ]
Орлиная охота до сих пор практикуется кочевыми наездниками-мужчинами в Кыргызстане, особенно беркутчи , и является особенностью традиционных салбурун мероприятий . Местные охотники считают сокола развлечением для детей и используют только беркута . Сезон охоты приходится на четыре зимних месяца, когда охотнику принято убивать десятки лисиц и барсуков и даже рысей и волков. [ 5 ]
Традиционная кыргызская конная упряжь и инвентарь включают камчу ( кнут или хлыст ), уздечку и шпоры различных форм и размеров, которые не рекомендуются новичкам. Лошадей часто покрывают вышитой попоной и попоной . Седло . считается очень ценным предметом, так как купить его зачастую дорого [ 38 ] [ не удалось пройти проверку ]
Джамби атыш
[ редактировать ]Во второй половине первого тысячелетия кыргызы, как и другие народы Южной Сибири, стремились развивать технику стрельбы как пешей, так и конной. Главным оружием киргизского всадника был лук, хотя в ближнем бою можно было использовать и световые мечи. [ 39 ] Основная тактика кыргызов заключалась в том, чтобы преследовать врага с помощью конных лучников, избегая тесного контакта; их искусство верховой езды было непревзойденным. [ 40 ]
Это конное мастерство конного лучника было увековечено в джамбы атыш ( киргизский : Жамбы атыш ), спортивном соревновании, в котором всадники и пешие лучники должны поразить своей стрелой серебряный диск, подвешенный на веревке. [ 41 ] Всадники должны проскакать расстояние 300 м; На последних 100 метрах мишени размером с конское копыто (так называемые джамбы ) подвешиваются к столбам высотой от 3 до 4 метров. Всадники проезжают на расстоянии от 35 до 45 м от мишеней и должны стараться поразить их, оставаясь на полном скаку. [ 42 ] [ не удалось пройти проверку ]
Сегодня правила кодифицированы; Школы джамби атыша обучают наездников в Средней Азии, организуются чемпионаты. Атыш-джамби можно практиковать и с другим оружием, например с копьями. [ 43 ]
Бэйж
[ редактировать ]Скачки на длинные дистанции, известные как байге (или байге ), становятся все более популярными с 1990-х годов. [ 44 ] [ 45 ] Фестивали, организованные в рамках фестивалей «В Чабыше» , созданных по инициативе Жаклин Рипар, в своих правилах находятся под влиянием западных гонок на выносливость : к участию допускаются только взрослые наездники, предусмотрены ветеринарные проверки и присуждаются призы лошадям в гонках на выносливость. лучшая физическая форма, позволяющая избежать гибели скакунов во время соревнований. Смерть лошади недопустима с западной точки зрения, тогда как в Средней Азии ее терпят. [ 46 ]
Конный туризм
[ редактировать ]С 2007-2010 годов Кыргызстан открыт для конного туризма – практики, которая позволяет пастушеским семьям получать дополнительный доход от своего скота. Заводчики сдают лошадей в аренду иностранным туристам, чтобы те могли покататься. Развитие этой практики привело к улучшению благосостояния лошадей, поскольку кыргызы, сдающие в аренду лошадей, стремятся обеспечить им хороший уход и правильную запряжку. [ 33 ] Ряд туроператоров предлагают походы с гидами, хорошо знающими регион, и жертвуют полученную прибыль местному населению. [ 47 ]
У Кыргызстана есть главное преимущество в сфере экотуризма: его горные ландшафты. Туры предлагают катание на лошадях по дикой местности и ночевки в юртах , но некоторые туристы разочарованы отсутствием аутентичности кочевничества и неуважением кыргызского народа к окружающей среде. [ 48 ]
Потребление
[ редактировать ]Как и другие конные культуры , [ 49 ] для кыргызов характерно потребление конины и продуктов из нее.
Конина
[ редактировать ]Конина считается престижной, а употребление жеребенка свойственно людям с высоким социальным статусом. Традиционно лошадей массово забивают , как только наступают холода, чтобы накопить запасы на зиму. [ 3 ] Гипофагия традиционно была более распространена на севере страны, чем на юге, где влияние ислама сильнее ощущается , который не поощряет поедание лошадей. Хотя потребление лошадей в целом растет (в том числе на юге в районе Кара-Суу и Аравана, особенно в рамках фестивалей), оно остается второстепенным назначением животного. [ 33 ]
Отличное молоко
[ редактировать ]
Как и в большинстве тюрко-монгольских стран, кобылье молоко . в Кыргызстане традиционно употребляют [ 3 ] Его популярность резко возросла после падения коммунизма. Кыргызы употребляют это молоко либо свежее ( бэнин сюту ), либо кисломолочное ( кумыс или саамал ), но существует поверье, что его следует глотать еще горячим, сразу после доения, чтобы сохранить все его свойства. Популярность кобыльего молока привела к увеличению его отпускной цены, которая сейчас (в 2011 году) составляет около 50 сомов за литр, что эквивалентно трем евро. [ 33 ] В прошлом торговля кобыльим молоком не была общепринятой практикой, поскольку заводчики считали, что оно «не продается». Сейчас эти оговорки преодолены, и кобылье молоко теперь можно купить в магазинах, поскольку местные компании специализируются на сборе и упаковке этого продукта. Эти компании получают поставки непосредственно от животноводов, занимающихся отгонным животноводством. [ 33 ]
В культуре
[ редактировать ]
Кочевая культура Кыргызстана естественным образом допускает использование лошадей, которые высоко ценятся в эпосах, поэмах и рассказах исследователей. Его описывают как двойника человека, [ 50 ] и как особенно романтичное животное. [ 51 ] В « Эпосе о Манасе» , например, говорится, что для воина отказаться от коня — самое страшное унижение и смертный приговор. Кыргызские эпосы и фольклор изобилуют рассказами о лошадях, передающих своему хозяину «непобедимую силу». [ 4 ] как и в случае с Чал-Куйруком. [ 52 ]
Кыргызские пословицы также придают большое значение животному. Некоторые говорят, что «с отцом ты знаешь людей, с твоей лошадью ты знаешь территорию». [ 47 ] другой, что лошади — это крылья человека. [ 51 ] В своих путевых заметках (1960) Виктор Иткович цитирует других: «Если вам осталось жить только день, проведите половину его в седле» и «Только лошадь и приятная беседа могут сократить долгое путешествие». [ 53 ] В случае супружеской компенсации (калын) родственникам супруга принято дарить лошадь, а во время свадебной церемонии принято снабжать их кониной и субпродуктами. Лошадей также используют для обрядов посвящения и вечеринок — древних традиций, возрожденных после падения коммунизма. [ 3 ] Киргизы очень привязаны к своим лошадям. Если один из них умирает, они часто переживают это очень тяжело. [ 31 ]
Город Каракол известен тем, что в 1888 году умер исследователь Николай Пржевальский , первооткрыватель лошади, носящей его имя . [ 54 ] В своих записках он упоминает, что эти дикие лошади известны киргизам как кертаг . [ 55 ] Именно киргизский охотник убил первый экземпляр, изученный в Джунгарии . [ 56 ] Йозеф Шованец в своей хронике описывает Кыргызстан как царство, определяемое своими лошадьми, где они никогда не загоняются в загон, а живут свободно и гордо. Более того, в былинах человек может в лучшем случае только выиграть от помощи лошадей. [ 57 ]
Жертвоприношения и захоронения
[ редактировать ]Как и монголы, тюрки практикуют жертвоприношение коня , но в отличие от монголов этот обряд наиболее известен из письменных источников у кыргызов. [ 58 ] На Енисее принято хоронить лошадь вместе с хозяином, ведь считается, что животное ведет своего хозяина в загробный мир. [ 3 ] Цель состоит в том, чтобы держать мертвеца и его имущество подальше от живых, поэтому лошадь обычно приносят в жертву или, реже, отпускают на волю. [ 59 ] Похоронная обрядность всегда практикуется в контексте «возврата к прошлому», то есть к досоветским традициям (особенно конца XIX века). Кыргызы практикуют почитание умерших , обвиняя разгневанных арбаков (духов предков) в большинстве проблем, которые могут с ними случиться. [ 60 ] Чтобы их задобрить, принято приносить в жертву одно или несколько животных. [ 61 ] Точно так же после смерти необходимо соблюдать сорокадневный обряд для умилостивления духа умершего: [ 62 ] включая жертвоприношения животных и чтение Корана . [ 63 ] В 1886 году на похоронную церемонию, сопровождавшую смерть своего манапа Байтика, Солто приняли 40 000 человек и принесли в жертву почти 7 000 лошадей. [ 64 ] В 1912 году, незадолго до советской эпохи, северные кыргызы устроили праздник на 50 000 человек в честь смерти своего манапа Шабдана, зарезав при этом 2 000 лошадей. [ 65 ] Эти церемонии часто сопровождаются гонками. [ 66 ] Хотя в жертву можно приносить и употреблять в пищу множество различных животных (в частности, крупный рогатый скот и овцы), обязательным ингредиентом этих поминок является конина (ясень), причем церемония признается только в том случае, если была зарезана хотя бы одна лошадь. [ 67 ] Похоже, что раньше в жертву приносили только собственных животных умершего. Церемония эволюционировала: каждый гость приносит в жертву одно или несколько животных. [ 68 ] Жеребцов запрещено приносить в жертву по религиозным соображениям и для поддержания достаточной племенной базы для обновления поколений. Молодых лошадей, а также бесплодных или неоплодотворенных кобыл обычно забивают. [ 69 ] Горло животного обычно ритуально перерезают. [ 70 ] с заклинаниями, чтением Корана муллой и произнесением басмалы ( «во имя Аллаха»). [ 71 ] Последующая трапеза тщательно ритуализируется: кости лошади разрезаются и разбиваются топором на несколько частей, которые затем подаются. [ 72 ]
Свидетельства, собранные у саяков Джумгаль-Тоо и кыргызов Синьцзяна, дают очень точные подробности этих ритуалов. У лошади стригут гриву и иногда накрывают ее седлом, на которое складываются все остальные части сбруи. На животном запрещено ездить верхом, пока оно не будет принесено в жертву. Иногда его не приносят в жертву, а отдают мулле в обмен на искупление грехов умершего. [ 73 ] После этого происходит символическое превращение лошадей в транспортное средство загробного мира, но детали этого ритуала у кыргызов не известны. [ 74 ] По местным поверьям, на исход этих игр влияет дух умершего. [ 75 ]
Лошади как символ национальной идентичности
[ редактировать ]По словам Кэрол Феррет, власти Кыргызстана, как и русские, якуты и туркмены , использовали породы лошадей в качестве инструментов идентичности. Русские попытались вновь присвоить себе местную киргизскую породу путем создания новокиргизской: она видит в этом процессе желание произвести «новую лошадь для нового человека». Существование национальной породы лошадей стало критерием определения человеческого сообщества Кыргызстана наравне с языком и территорией. [ 76 ] С тех пор широко поощряется возвращение к оригинальной кыргызской лошади меньшего размера. Однако кыргызские практикующие и наездники «не особо заботятся о породе и размере своих лошадей». [ 77 ] Для правительства Кыргызстана восстановление национальной породы лошадей является «выражением аллогенного стремления к аутентичности». [ 78 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лошади в культуре и истории Кыргызстана» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Жапаров (2010 , стр. 2)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Жапаров (2010 , стр. 3)
- ^ Jump up to: а б с Жапаров (2010 , стр. 4)
- ^ Jump up to: а б «Кочевые традиции кыргызов» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Жапаров (2010 , стр. 5)
- ^ Jump up to: а б с д и Жапаров (2010 , стр. 6)
- ^ Хорек (2011 , стр. 425)
- ^ Кэссиди (2009 , стр. 12)
- ^ Хорек (2011 , стр. 427)
- ^ Хорек (2011 , стр. 429)
- ^ Кашкин, И.Н.; Паченко, С.Д. (1951). «Выведение новой породы лошадей». Верховая езда (на русском языке) (5): 26–34.
- ^ Государственная племенная книга лошадей новокиргизской породы (2-е изд.). Фрунзе. 1981. с. 430.
- ^ Киргизская Советская Социалистическая Республика: энциклопедия [Кыргызская RSS: Энциклопедия] (на русском языке). Главный редактор Кыргызской Советской Энциклопедии. 1982. стр. 430–431.
- ^ «Кыргызстан задержал британца за сравнение деликатности «конского пениса»» . Хранитель . 2016.
- ^ Jump up to: а б с Жапаров (2010 , стр. 7)
- ^ "Gosudarstvennaja programma razvitija konevodstva v Kyrgyzskoj Respublike na 2003-2010" (in Kyrgyz). 2003.
- ^ Žaparov, Amantur (2007). Sovremennye kočevniki vysokogornogo Naryna i rynok, in Mir kočevyh civilizacij : istorija i sovremennost (in Kyrgyz). pp. 313–318.
- ^ Jump up to: а б с Хорек (2011 , стр. 433)
- ^ Хорек (2011 , стр. 432)
- ^ Гуро (2005 , стр. 203–205)
- ^ Jump up to: а б Гуро (2005 , стр. 206)
- ^ «Жаклин Рипар» . Бабелио . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ Доменак, Грегуар (2016). «На Чабыше, фестиваль кыргызского шеваля в Таджикистане» . Новастан Франсэ . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ Хорек (2009 , стр. 34)
- ^ Хорек (2009 , стр. 41)
- ^ «Породы, о которых сообщает Кыргызстан» . Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Жапаров (2010 , стр. 7–8)
- ^ Jump up to: а б с д Жапаров (2010 , стр. 9)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Жапаров (2010 , стр. 10)
- ^ Jump up to: а б Жапаров (2010 , стр. 11)
- ^ Жироле, Эрве (2019). «Кража лошадей – социальная проблема Кыргызстана» . Новастан . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Жапаров (2010 , стр. 8)
- ^ Триллинг, Дэвид (2008). «Кыргызстан: Фестиваль чествует киргизскую лошадь, знаменует возрождение» . Eurasianet.org . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Описание Эр Эниша» . worldnomadgames.com (на русском языке).
- ^ «Оодарыш» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Национальные игры в конных играх» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Оборудование де шеваля» . лошади.кг . Архивировано из оригинала 12 сентября 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Кыргызское ханство» . А.И. Соловьев .
- ^ «Кыргызское ханство, часть 2» . А.И. Соловьев .
- ^ «Лошади в жизни казахов и киргизов» . Виндзорская конная компания .
- ^ «Джамби атыш» . Вся история (на русском языке). Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 г. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Юг» завоевал свою первую золотую медаль на чемпионате по джамби в Атыше . Sports.kz . 2015.
- ^ Феррет, Кэрол (1997). «Скачки в Средней Азии». Центральноазиатское письмо (на французском языке) (6): 8–10.
- ^ Феррет, Кэрол (2008). «Гонка до смерти или поиск респектабельности: bäjge в Центральной Азии». Этнозоотехния (на французском языке) (82): 129–145.
- ^ Хорек (2011 , стр. 434)
- ^ Jump up to: а б Урбен-Барскун, Сесиль (2007). «Конные прогулки по Кыргызстану» . Le Monde.fr . ISSN 1950-6244 . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Пабион-Мурис, Йоханн (2010). Экотуризм в постсоветском Кыргызстане: между международным развитием и местными желаниями (на французском языке). Париж: EHESS. стр. 206–228.
- ^ Дигар, Жан Пьер (2009). «Какое отношение социальные науки имеют к лошадям?» . Социальное движение (229): 3–11. дои : 10.3917/lms.229.0003 . S2CID 145012403 .
- ^ Рипарт (2004)
- ^ Jump up to: а б Левин (2000 , стр. 203)
- ^ Боратав, Пертев (1965). Чудесные приключения под землей и в других местах степного великана Эр-Тёштюка: перевод с кыргызского Пертева Боратава (на французском языке). Галлимар/Юнеско. п. 312. ИСБН 2-07-071647-3 .
- ^ Иткович, Виктор (1960). Киргизия сегодня: Путевые заметки . Издательство иностранных языков. п. 45.
- ^ Гуро (2005 , стр. 173)
- ^ Гуро (2005 , стр. 190)
- ^ Гуро (2005 , стр. 192)
- ^ «Кыргызстан – царство лошадей» . Европа1 . 11 октября 2015 года . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Жаксон (2007 , стр. 383)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 399)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 384)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 385)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 386)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 387)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 388–389)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 389)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 390)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 391)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 392)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 393)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 394)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 395)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 397–399)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 400)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 401)
- ^ Жаксон (2007 , стр. 402–403)
- ^ Хорек (2011 , стр. 405–406)
- ^ Хорек (2011 , стр. 431–434)
- ^ Хорек (2011 , стр. 446)
Библиография
[ редактировать ]- Кэссиди, Ребекка (2009). «Лошадь, киргизская лошадь и «киргизская лошадь». Антропология сегодня . 25 (1): 12–15. doi : 10.1111/j.1467-8322.2009.00641.x .
- Феррет, Кэрол (2009). Цивилизация лошади: использование лошадей от степи до тайги (на французском языке). Париж: Белин. ISBN 978-2-7011-4819-9 .
- Феррет, Кэрол (2011). «Каждому своя лошадь! Национальные особенности и породы лошадей в бывшем СССР (на примере туркмен, кыргызов и якутов)» . Записные книжки Средней Азии (на французском языке) (19–20): 405–458 . Проверено 12 ноября 2015 г.
- Гуро, Жан-Луи (2005). «Пржевальский, кто это? (а что такое Таки? ) . » 2-7011-4185-0 .
- Жаксон, Светлана (2007). Лошадь в погребальном ритуале кыргызов. Вариации на тему жертвоприношения (на французском языке). Полет. 295. Азиатский журнал. дои : 10.2143/JA.295.2.2033243 . ISSN 0021-762X .
- Левин, Эмма (2000). Игра в поло с безголовым козлом: в поисках древних видов спорта Азии . Андре Дойч. ISBN 0233994165 .
- Рипарт, Жаклин (2004). Земля Небесных Коней: Кыргызстан (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2082601501 .
- Жапаров, Амантур (2010). «Коневодство в Кыргызстане» (PDF) . Монголо-сибирские, центральноазиатские и тибетские исследования (на французском языке) (41). Перевод Феррета, Кэрол. дои : 10.4000/emscat.1575 .