Jump to content

Гарфорд-Путиловский бронеавтомобиль

Гарфорд-Путиловский бронеавтомобиль
Гарфорд-Путилов в 1920-е годы.
Тип Бронеавтомобиль
Место происхождения Российская Империя
История обслуживания
В эксплуатации 1915–1930-е годы
Используется Российская империя, РСФСР , Германская империя, Польша
Войны Первая мировая война
Гражданская война в России
История производства
Производитель Путиловский завод , Санкт-Петербург , Россия
Произведено 1915–1916
построено 48
Варианты Морская версия
Технические характеристики
Масса 11 т (12 коротких тонн) Военно-морской флот
8,6 т (9,5 коротких тонн) Армия
Длина 5,70 м (18 футов 8 дюймов)
Ширина 2,30 м (7 футов 7 дюймов)
Высота 2,80 м (9 футов 2 дюйма)
Экипаж 8–9

Броня Стальная пластина
корпус - 6,5мм (армейский) 9мм (флотский)
лоб башни — 6,5 мм (армейский), 13 мм (морской)
борт башни - 6,5 (армейский) 7 мм (морской)
Основной
вооружение
76,2-мм «противоштурмовая» пушка обр. 1910 г.
вторичный
вооружение
3 х 7,62-мм пулемета Максим
Двигатель 4-цилиндровый бензиновый двигатель с воздушным охлаждением
30 л.с. (22 кВт) (или 35 л.с. (26 кВт))
Водить машину 2 x 4 (задние колеса ведущие)
Приостановка зависимая, рессорная
Дорожный просвет 300 миллиметров (12 дюймов)
Оперативный
диапазон
120 километров (75 миль)
Максимальная скорость 18–20 км/ч (11–12 миль в час)

Бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов» боевая бронированная машина, производившаяся в России в эпоху Первой мировой войны . Они были построены на шасси Garford Motor Truck Co., грузовиков импортированных из США.

Несмотря на то, что пользователи считали Гарфорд-Путилов прочной и надежной машиной, он имел сильно недостаточную мощность. При общей массе до 11 тонн и двигателе мощностью всего 30 л.с. (22 кВт) автомобили развивали максимальную скорость примерно 11–12 миль в час (18–19 км/ч). Конструкция также была тяжелой и поэтому имела очень ограниченные внедорожные возможности (если вообще вообще были).

Вооружение состояло из одной 76,2-мм пушки в башне с поворотом 270 градусов в кормовой части машины и двух-трех 7,62-мм пулеметов. Два из этих пулеметов располагались в казематных установках в передней части машины, но они не могли обеспечить полного лобового прикрытия на ближней дистанции.

За время своего производства с 1915 по 1916 год Путиловский завод выпустил 48 таких бронеавтомобилей, которые использовались в годы Первой мировой войны и Гражданской войны в России . [ 1 ] Для своего класса и времени «Гарфорды» обладали мощным вооружением и адекватной броней и, несмотря на довольно посредственную подвижность, «Гарфорды» были весьма эффективны в бою, отличаясь надежностью и конструкцией и обеспечивая сравнительно длительный срок службы. [ 2 ] [ 3 ]

История развития

[ редактировать ]

С началом Первой мировой войны для России стало более актуальным создание отечественной бронетехники, и к 19 сентября 1914 года на фронт была отправлена ​​первая часть Российской Императорской Армии, оснащенная бронетехникой – «Первая автомобильно-мобильная машина». Gun Company», которая использовала полностью отечественный пулеметный бронеавтомобиль « Руссо-Балт тип С ». [ 4 ] Для огневой поддержки бронеавтомобилей рота также располагала тремя иностранными грузовиками с установленными на их кузовах артиллерийскими орудиями, один из них, de:Mannesmann-MULAG, также был бронированным. [ 5 ] Военное использование быстро продемонстрировало высокую востребованность и эффективность бронетехники в бою, хотя в то же время стало ясно, что «Маннесманн» еще недостаточно развит. Это был просто грузовик с артиллерийским орудием, установленным сзади, защищенным базовой броней. [ 6 ] В результате Главное Военно-Техническое Управление Российской Императорской Армии приняло решение о формировании новых автомобильно-пулеметных взводов, в состав которых входили бы две пулеметно-вооруженные машины и бронемашина, оснащенная пушкой, которая была бы более технически совершенной, чем «Маннесман Мулаг». [ 7 ]

5-тонный грузовик «Гарфорд», послуживший базой для бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов».

Вскоре, весной 1914 года, на Путиловском заводе началось проектирование тяжелого броневика, оснащенного пушкой и пулеметом и полностью закрывающего бронирование. Инициатором и идейным вдохновителем всего процесса создания бронеавтомобилей был генерал-майор Н. М. Филатов, занимавший в это время пост начальника Офицерской стрелковой школы. [ 8 ] По его концепции такая машина должна качественно усилить подразделение пулеметной бронетехники. Филатов лично разработал проект будущей бронетехники. Один из его первых проектов оказался самым успешным. В качестве базы для бронемашины был выбран двухосный заднеприводный (4х2) пятитонный грузовик американской компании Garford Motor Truck – фирмы, специализировавшейся на строительстве подобных машин. В литературе встречаются упоминания об использовании грузовика грузоподъемностью 4 тонны, но это маловероятно, поскольку компания Garford Motor Truck производила только 5-, 3- и 2-тонные грузовики, причем из них только 5-тонники имели цепь. водить машину. [ 9 ]

Грузовик развивал максимальную скорость 35 км/ч, а общая масса шасси (без кабины и грузовой платформы) составляла 3931 кг. [ 10 ] Грузовики «Гарфорд» привлекли внимание Филатова и других военачальников своей высокой грузоподъемностью, позволявшей использовать более толстую броню и более крупные орудия. [ 11 ] но еще и потому, что эти грузовики уже были «в руках»; К середине декабря 33 «Гарфорда», закупленных комиссией генерала Секретева, уже прибыли в Петроград и стояли в гараже Военно-автомобильного училища. [ 12 ] Филатов выбрал 76-мм «контрштурмовую пушку» конструкции 1910 года, представлявшую собой конверсию французской 76-мм горной пушки М1909 . Это было мощное оружие, и его использование требовало значительных доработок шасси грузовика «Гарфорд» и создавало целый ряд других технических проблем. [ 12 ] Выбор этого оружия был сделан в результате сравнительных испытаний, проведенных в Офицерской стрелковой школе 8 ноября 1914 года. [ 13 ] Помимо 76-мм пушки, были испытаны также 37-мм автоматическая пушка Максима , 47-мм «скорострельная» пушка Гочкиса и 5,7-см Максим-Норденфельт . По сути пушка «Максим» представляла собой увеличенную версию пулемета «Максим», она не имела фугасных снарядов и из-за высокой скорострельности приводила к большому расходу боеприпасов, фугасные снаряды для 47-мм пушки оказались неэффективными, а 57-мм пушка была не намного лучше, чем 47-мм, и давал слишком большую отдачу для шасси Гарфорда. В 76-мм орудии использовался мощный тротиловый снаряд, похожий на снаряд 3-дюймовой полевой пушки и способный пробить любую использовавшуюся тогда броню, но имевший относительно низкую отдачу и компактные размеры, что облегчало установку на бронемашину. Преимущество 76-мм пушки заключалось в том, что она использовала те же снаряды, что и 3-дюймовая полевая пушка, что облегчало снабжение. [ 12 ]

Проектные работы продолжались до конца 1915 года, когда Путлиловский завод получил заказ на постройку 30 броневиков. Строительство бронемашины началось в марте, а уже 16 апреля первый бронеавтомобиль «Гарфорд-Путилов» был отправлен в бронетанковую роту. [ 14 ] Спустя две с половиной недели, 3 марта 1915 года, после формирования и обучения экипажа новый бронеавтомобиль был отправлен на Юго-Западный фронт в составе 5-го автомобильного взвода. [ 8 ] [ 14 ]

Массовое производство

[ редактировать ]

Серийное производство «Гарфордов» началось на Путиловском заводе в конце марта 1915 года. Приказом Главного управления военного снабжения предусматривалось строительство 30 броневиков. К 20 августа 1915 года уже было поставлено 19 бронемашин, а еще 11 находились в различной стадии постройки. Последняя машина была закончена 28 сентября. [ 14 ] 2 сентября 1915 года Путиловский завод получил заказ на постройку еще 18 броневиков, предназначенных для Военно-морского флота. [ 15 ] Их планировалось использовать для охраны морской крепости Петра Великого в городе Ревель (позже Таллинн ). Этот «морской Гарфорд» имел ряд отличий от «армейского» варианта (см. ниже). Дополнительное шасси, закупленное в Америке, прибыло в Петроград только 13 февраля 1916 года, что значительно задержало производство. [ 16 ] В результате строительство началось только в марте, а последняя машина была сдана в начале декабря 1916 года. [ 17 ]

Строительство

[ редактировать ]

Корпус и башня

[ редактировать ]
Армейский вариант Гарфорд-Путиловского бронеавтомобиля «Громобои» на снимке после ремонта в 1916 году. Для защиты пулеметов добавлена ​​дополнительная броня. Обратите внимание на цепи на задних колесах, которые улучшают внедорожные качества.

Корпус бронемашины был спроектирован Н. М. Филатовым и имел необычную конструкцию. В конструкции корпуса использовались листы стальной брони толщиной 6,5 мм (1/4 дюйма) производства Ижорского завода. Все листы брони были подвергнуты пробным стрельбам из 7,62-мм русской винтовки Мосина М1891 и 7,92-мм немецкой винтовки Маузер М1898 .

Завод гарантировал защиту от бронебойных винтовочных выстрелов со 150 шагов. [ 8 ] и от обычных патронов на 75 шагов. Последующие бои показали, что броня способна противостоять огню и с более коротких дистанций. [ 18 ] Броневые листы были приклепаны к самому металлическому каркасу, крепившемуся к шасси. Большинство бронелистов располагались вертикально, хотя некоторые элементы кузова имели небольшой наклон. Функционально-техническая часть бронемашины была разделена на три секции. Отделение управления находилось в передней части. Двигатель закрывался бронекапотом, а носовая часть имела распашные бронедвери для доступа к радиатору. Сиденья механика-водителя и командира располагались слева и справа соответственно над двигателем и топливным баком. Это было чрезвычайно опасно, но позволяло сократить общую длину машины. Для наблюдения механик-водитель и командир имели в лобовом бронелисте прямоугольные смотровые люки, прикрываемые откидными броневыми щитками с регулируемыми прорезями. В бронедверях, расположенных слева и справа от кузова, имелись круглые смотровые люки. Наконец, в крыше отделения управления появился еще один люк, который использовался при движении по дороге, а не в бою.

Внешний образ
значок изображения Модель-проекция Гарфорда-Путилова.

В средней части корпуса находилось пулеметное боевое отделение. слева и справа размещались небольшие спонсоны, каждый из которых имел пулемет. Спонсоны обеспечивали пулеметам поле обстрела 110 градусов. [ 19 ] Пространство между ними занимал ящик для 32 снарядов и необходимых инструментов. В кормовой части корпуса располагалась цилиндрическая башня с большим наклоненным вперед листом, на котором располагалась 76-мм пушка. Оружие могло поворачиваться на 260 градусов. [ 19 ] Башня соединялась с носовым пулеметным отделением машины нижней частью башни. Верхняя часть орудийной башни перемещалась поверх этой секции по гусенице с помощью трех роликов. В походном положении башня фиксировалась вдоль оси машины двумя шкворнями, расположенными возле задних колес. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в верхней части. Имелся также внутренний люк, сообщавшийся с пулеметным отделением, через который можно было пропускать боеприпасы. Помимо основного вооружения в лобовом листе башни находился третий пулемет. В стенках кузова имелись небольшие амбразуры с броневыми крышками для наблюдения и стрельбы из личного оружия. Броневыми люками могли быть также закрыты пулеметные амбразуры и смотровые окна для пушки. Боевое отделение было обшито войлоком и брезентом во избежание травмирования экипажа вторичными осколками. [ 20 ] Пулеметное отделение могло быть отгорожено от механика-водителя брезентовой шторкой, а также при необходимости навесными бронелистами. [ 20 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Основным вооружением бронеавтомобиля «Гарфорд» была «3-дюймовая противоштурмовая пушка образца 1910 года». Это была переработанная версия 76-мм горной пушки М1909, от которой новое орудие унаследовало ствол и казенную часть. [ 21 ] Пушку установили на новый лафет, более легкий, чем предшественница, но не поддающийся аналогичной разборке. [ 21 ] Массовое производство этого вооружения началось на Путиловском заводе в 1911 году и продолжалось до середины 1915 года. Всего за этот период было выпущено 407 орудий двумя партиями. [ 21 ] Поначалу орудия этого типа использовались в различных укреплениях, предназначавшихся как для обороны, так и для оказания огневой поддержки собственных войск во время вылазок. Его сочли подходящим для установки на «Гарфорд» прежде всего потому, что он обеспечивал отличные для того времени баллистические характеристики и имел низкую отдачу. [ 21 ] В этом оружии обычно использовались снаряды от горной пушки образца 1909 года, но с меньшим зарядом. Максимальная начальная скорость осколочно-фугасного снаряда массой 6,5 кг составляла около 381 м/с. [ 19 ] чего было достаточно для ведения эффективного огня. Для этого оружия также имелся картечный выстрел с начальной скоростью 274 м/с. [ 21 ] Пушка устанавливалась в задней части машины на постаменте из сварных железных пластин. [ 21 ] К верхней части постамента была приклепана медная «голова», служившая опорой для шкворня, проходившего через постамент, и одновременно служившая опорой для нижней вращающейся части башни. Шарнир представлял собой ось вращения башни, к которой она была прочно приклепана. Внизу ось поддерживалась бронзовым подшипником, приклепанным к круглой секции, поддерживающей постамент. Постамент крепился к платформе автомобиля 12 болтами. Нижняя артиллерийская установка отливалась из бронзы с удлиненным стволом коробчатого сечения, на котором устанавливалась бронзовая дуговая направляющая верхней артиллерийской установки вместе с поворотным механизмом. На верхней стенке крепления, чуть выше направляющей дуги, имелось отверстие, через которое проходил винт подъемного механизма. Передняя стенка установки имела плоский прямоугольный фланец, к которому крепился бронекапот (защищавший ствол орудия в походном положении). [ 19 ] [ 21 ] Огонь из пушки велся прямой наводкой с места с помощью простого оптического прицела (прицельных приспособлений для ведения огня с закрытых позиций орудие не имело). [ 22 ] Эффективная дальность стрельбы составляла около 3000 метров. [ 22 ] Машина несла 44 снаряда к основному орудию, из них 12 хранились в башне с орудием, а еще 32 - в ящике в пулеметном отделении. [ 23 ] Из вспомогательного вооружения «Гарфорд» нес три 7,62-мм пулемета «Максим» образца 1910 года со стволами с водяным охлаждением. Два пулемета устанавливались в бортовых спонсонах, третий – в лобовом листе орудийной башни. Боекомплект к пулеметам предусматривался лентами по 250 патронов. [ 24 ] Было перевезено 20 лент с боеприпасами, или всего 5000 патронов. [ 24 ]

Двигатель и трансмиссия

[ редактировать ]

Силовой установкой броневика стал 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 30 лошадиных сил. [ 25 ] ] (в некоторых источниках 35 лошадиных сил [ 22 ] ). Коробка передач имела четыре передачи вперед и одну назад. Впереди машина могла развивать скорость 18 км/ч, а назад максимальная скорость составляла 3 км/ч. [ 25 ] Последнее было серьезной проблемой, поскольку тактика, использовавшаяся в то время бронетехникой, заключалась в движении назад к передовой линии позиций противника, ведении огня по ним и затем отступлении на исходную позицию; по этой причине размещение пушек в задней части машин считалось предпочтительным. [ 11 ] В результате необходимо было обеспечить машине достаточную скорость в обоих направлениях. Для этого в трансмиссии была установлена ​​специальная муфта, приводившаяся в действие от рычага в кабине водителя. С помощью этой муфты при необходимости мог происходить полный реверс коробки передач, при этом все четыре передачи переднего хода становились задними, а передача заднего хода - передними. [ 8 ] [ 25 ] Чтобы видеть при движении задним ходом, водитель использовал прибор, похожий на перископ, установленный на правой стороне кабины (в бою это оказалось неэффективно). [ 18 ] Запуск двигателя мог осуществляться снаружи с помощью пусковой рукоятки, а также изнутри с помощью электростартера. [ 22 ] Запас топлива составлял 6 пудов (примерно равнялся 98 кг или 132,4 литра). [ 19 ] На машине также имелся бак для воды, который иногда использовался и как дополнительный топливный бак. [ 22 ]

Шасси машины имело две оси с зависимой рессорной подвеской. Место крепления задних рессор было защищено дополнительной броней. Машина имела колесную формулу 4х2 с приводом на задние колеса. Мощность передавалась на задние колеса посредством роликовых цепей, защищенных бронекожухами. [ 8 ] Колеса были артиллерийского типа с деревянными спицами и литыми резиновыми шинами. Автомобиль имел одинарные колеса с каждой стороны спереди и сдвоенные колеса сзади. К колесам можно было добавить цепи для повышения проходимости (см. фото выше).

Дополнительное оборудование

[ редактировать ]

Внутреннее освещение машины обеспечивалось электрическими лампами, питавшимися от аккумуляторной батареи. Бортовая система работала от 12В. [ 8 ] В случае выхода из строя бортовой электросети вместо нее можно было использовать обычные керосиновые лампы. Внешнее освещение обеспечивалось парой фонарей, установленных в передней части машины, при необходимости они могли быть защищены броневыми кожухами. Некоторые «Гарфорды» оснащались дополнительной парой фонарей, а также прожектором на установке перед орудийной башней. [ 26 ] Для подачи звуковых сигналов был предусмотрен рожок.

Экипаж «Гарфорда-Путилова» состоял из 8–9 человек, хотя функции экипажа могли меняться. [ 22 ] [ 10 ] Строго были определены только обязанности командира и водителей. Боковые пулеметы обслуживали по два человека (наводчик и помощник), хотя в принципе каждый пулемет мог обслуживать один человек.

Орудийный расчет состоял из двух-трех человек (наводчик, заряжающий и при наличии девятого члена расчета подвоз боеприпасов), причем при необходимости один из орудийного расчета мог вести огонь из пулемета, установленного в орудийной башне. Хотя в бою одновременная работа обоих бортовых пулеметов и основного орудия происходила редко.

Поэтому в состав орудийного расчета могли перейти свободные помощники пулеметчика, необходимость в подносчике боеприпасов отпала и чаще всего расчет состоял из 8 человек. После установления должности тылового водителя, требующей постоянного второго водителя (см. ниже), функции пулеметчиков были несколько изменены, появилась должность начальника пулеметного отделения, на пулеметах оставляли второго наводчика, а при При необходимости третий наводчик помогал орудийному расчету и во время боя передавал им артиллерийские снаряды. [ 22 ]

Модификация

[ редактировать ]

Сразу после первого применения «Гарфорда» в бою стало ясно, что успешное движение задним ходом во время боя практически невозможно. Водителю было сложно управлять такой тяжелой и неповоротливой машиной, используя только встроенное зеркало заднего вида. Логичным выбором было оснастить Garford задним водительским местом. К середине 1915 года полевые ремонтные мастерские уже провели в собственной инициативе несколько модернизаций; В примитивных полевых условиях четыре броневика оборудовали дополнительными постами управления в кормовой части машин. [ 15 ] На Путиловском заводе примерно в это же время поступил приказ Комиссии по бронетанковой технике с указанием оборудовать задними постами управления все «Гарфорды», как строившиеся на заводе, так и уже состоящие на вооружении армии. Первый задний блок управления был готов к концу января 1916 года, после чего его испытали на одном из броневиков.

Задние органы управления состояли из сиденья сбоку и съемного рулевого колеса; задний водитель смотрел сквозь узкую щель в броне. Была предусмотрена трубка связи «для передачи команд... изменения скорости, работы сцепления, торможения и ускорения от заднего водителя к переднему». [ 27 ] В течение 1916 года эта работа постепенно была завершена.

Военно-морской Гарфорд

[ редактировать ]
«Уралец», морской вариант бронеавтомобиля Гарфорд-Путиловский, 1916 г.

Заказанные в сентябре 1915 года военно-морским ведомством «Гарфорды» Naval имели ряд отличий от армейского варианта. Ряд источников указывает, что вместо штатного шасси военно-морские «Гарфорды» использовали удлиненное шасси нового 5-тонного грузовика компании Garford Motor Truck Co., очевидно, обладавшего более мощным двигателем (35 л.с. (26 кВт)). Это позволило усилить бронирование корпуса до 7–9 мм и башни до 8–13 мм, хотя конфигурация корпуса осталась прежней. При этом боекомплект был увеличен до 60 патронов, а запас пулемета до 36 лент (9000 патронов). Благодаря этим изменениям масса машины выросла с 8,6 тонн до 11 тонн. Хотя из-за использования более прочного шасси и более крупного двигателя возросшая масса машины практически не изменила скорость и управляемость машины. Все военно-морские «Гарфорды» также оснащались задним блоком управления.

Бывшие операторы

[ редактировать ]

Эксплуатация и боевое применение

[ редактировать ]

Персонал и организационная структура

[ редактировать ]
Морской вариант Гарфорд-Путиловского бронеавтомобиля «Сокол», весна 1917 года.

«Гарфорды» поступили на вооружение Автомобильного Пулемётного Взвода – АПВ, Автомобильного Пулемотного Взвода – APV («автомобильных пулеметных взводов» в соответствии с правительственным заказом № 20). Каждое из этих подразделений состояло из двух пулеметных Austin Armored. автомобили и один пушечно-пулеметный бронеавтомобиль типа «Гарфорд» (некоторые взводы имели по три пулеметных броневика), а также в качестве вспомогательных технических грузовиков, легковых автомобилей, автоцистерн, автомастерских и мотоциклов. [ 15 ] Всего на вооружении армии «Гарфордов» находилось 30 пулеметно-автомобильных взводов. Практически всем бронеавтомобилям в пулеметно-автомобильных взводах было присвоено имя. Примеры включают графа Румянцева «Граф Румянцев» - графа Румянцева в 24-м взводе или Громобоя «Громобой» - «громоотвод». [ 29 ] [ 15 ] Корабельные «Гарфорды» были приданы бронетанковому артиллерийскому дивизиону в составе сухопутного фронта морской крепости Петра Великого. Многим из них также были даны имена. [ 15 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Начиная с 1915 года бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов» использовались частями Российской Императорской Армии практически на всех участках русско-германского фронта в годы Первой мировой войны. Несмотря на несколько слабые характеристики скорости и управляемости, особенно на бездорожье и на мягком грунте, «Гарфорды» пользовались популярностью в войсках, главным образом, из-за мощной 76-мм пушки. Приведенные ниже выдержки взяты из отчетов командиров автопулеметных взводов, воевавших на фронте в 1915 году. [ 15 ] [ 30 ] [ 31 ]

«В ночь с 20 на 21 октября вверенный моему управлению взвод принял участие в разведке боем 408-го полка. В соответствии с приказом командира полка боевая машина «Грозный» и пулеметная машина» Адского» должны были поддержать атаку полка при подходе к оборонительной полосе противника. Получив по телефону приказ о выдвижении машин вперед, я дал указания по операции командиру «Грозный» подпоручик Тер-Акапов и командир «Адского» подпоручик Исаев одновременно выдвинулись вперед. Подойдя к окопам противника, «Грозный» открыл огонь, открыв огонь всеми пулеметами. не представлялось возможным из-за опасности поражения собственных войск. В ходе боя «Грозный» и «Адский» находились под интенсивным артиллерийским и пулеметным огнем противника. Закончив наши войска начали отход за реку Путиловку, я приказал «Грозному» прикрыть отход наших войск пушечным огнём и воспрепятствовать переходу противника в контратаку. Считаю действия должностных лиц взвода достойными вознаграждения».

гвардии капитан Платковский, командир 15-го пулеметно-автомобильного взвода.

«Громобой» прошёл около 70 верст , причём бегал хорошо, легко преодолевая крутые подъёмы, например близ деревни Подгорицы. Этот склон вдвое круче, чем у Путиловского».

лейтенант Краснопольский, командир артиллерийского отделения 20-го пулеметно-автомобильного взвода.

"С занятием села Теофиполки бронеавтомобиль "Пушкарь" под командованием штабс-капитана Шульца и лейтенанта Плешкова прибыл на западную окраину. "Пушкарь" обстрелял артиллерийский наблюдательный пункт противника в районе села Викторовка, после чего противник Артиллерийский огонь прекратился, заметив двигавшуюся на юг колонну кавалерии с конной батареей, «Пушкарь» открыл по ним огонь, после чего колонна повернула назад и скрылась у каменоломни. хребет северо-западнее Викторовки».

Штабс-капитан Шульц, командир 19-го пулеметно-автомобильного взвода.

«Пушка в бронетанковом подразделении необходима. Существующая 3-дюймовая пушка незаменима из-за ее баллистических качеств. Несмотря на большую нагрузку, которую представляет «Гарфорд» из-за его малой мощности и низкой скорости по сравнению с остальной частью взвода, неизбежно пришли к выводу, что необходимо продолжать выпуск бронеавтомобилей «Гарфорд» при условии обеспечения его задним рулевым управлением».

Капитан Светсковский, командир 13-го пулеметно-автомобильного взвода

Военно-морские Гарфорды принимали активное участие в боях в Ревеле (современный Таллинн ) на заключительном этапе Первой мировой войны. Например, выданные 1-му Сибирскому стрелковому корпусу оборонявшие мысы Олай, Рольбум, Боренберг морские варианты с названиями «Ревелец» и «Непобедимый» поддерживали 11-й и 77-й стрелковые полки, до конца 1917 года и Раденпрейс. Впоследствии из-за развала армии и всеобщего отступления обе бронемашины были брошены, однако «Непобедимый» попал в руки немцев практически в исправном состоянии и после небольшого ремонта был снова принят в строй. [ 11 ] В начале октября 1917 года два морских «Гарфорда» приняли участие в Моонзундском сражении , в ходе которого поддерживали Морской батальон смерти капитана первого ранга П. Шишко, оборонявший Орисаарскую плотину . При отступлении обе бронемашины были взорваны, чтобы не допустить их захвата противником. [ 32 ] Интересно отметить, что, хотя они и активно применялись в боях, «Гарфорды» не понесли больших потерь. В августе 1916 года командиры пулеметно-автомобильных взводов сообщали, что

"...все "Гарфорды" были повреждены (поражены пулями, разрывными пулями и шрапнелью) во время участия в бою, но пробоин не было. Были случаи в бою, когда "Гарфорды" приближались на 200 шагов и меньше..." [ 19 ]

с начала 1917 г. безвозвратные потери «Гарфордов» составили лишь 7 из 48 машин, или около 15%. [ 28 ]

Гражданская война

[ редактировать ]
Броневик Гарфорд-Путиловский на фронте в 1917 году. Обратите внимание на мотив черепа и скрещенных костей на боку, символ русских батальонов смерти (штурмовых батальонов).
Гарфорд-Путиловский бронеавтомобиль «Гайдамак».

После Февральской революции и начала внутренних конфликтов внутри армии Гарфорды стали постепенно выводиться с фронта. Позднее с приходом к власти большевиков бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов», как и другая бронетехника, имевшаяся в распоряжении армии, были быстро захвачены противоборствующими сторонами в гражданской войне, хотя большая их часть оказалась у большевиков. Ярославское восстание, начавшееся в июле 1918 года, можно считать одним из первых применений Гарфордов в гражданской войне. [ 11 ] Несмотря на небольшие силы, повстанцам в виде добровольцев и отрядов местной полиции удалось на несколько дней установить контроль над Ярославлем, полностью очистив город от большевиков. 6 июля к ним присоединилась бронетанковая дивизия лейтенанта Суппонина в составе 25 офицеров, нескольких пулеметов и двух бронеавтомобилей «Гарфорд-Путилов». Несмотря на первоначальный успех, восстание не получило необходимой поддержки со стороны Белой армии , действовавшей в то время в центральной России. К 12 июля красные подтянули тяжелую артиллерию, бронепоезда и даже несколько самолетов и начали систематическую осаду города. При обороне города «Гарфорды» использовались в качестве мобильных опорных пунктов, однако недостаток боеприпасов не позволял эффективно их использовать. Ярославль пал 21 июля. «Гарфорды», скорее всего, были захвачены частями Красной Армии.

Впоследствии Гарфорды принимали участие практически во всех крупных сражениях гражданской войны с обеими сторонами. Многие машины были переименованы в соответствии с предпочтениями их новых владельцев, чтобы броневики с именами « Карл Маркс » и « Троцкий » могли сражаться против « Корниловца » или « Дроздовца ». [ 28 ]

В 1920 году в состав 42-го сводного тяжелобронированного отряда « Пластун » Красной Армии, действовавшего на Каховском плацдарме , входило шесть «Гарфордов», «Антихрист» (« Антихрист »), «Мошни» («Мощный»), «Красный богатырь». (Красный Богатырь ), «Пыгачев» (вероятно, по имени Емельяна Пугачева ) и две машины неизвестные имена. [ 33 ] В жестких оборонительных условиях, вообще нехарактерных для Гражданской войны в России, красные использовали «Гарфорды» 42-го танкового отряда в качестве мобильного противотанкового резерва против танков британского производства , входивших в то время в состав белых. силы. [ 33 ] Бронетехника Красной Армии действовала достаточно эффективно, хотя как минимум один «Гарфорд» 42-го танкового отряда был уничтожен. Кроме того, известно, что в состав сил обороны плацдарма входил еще один «Гарфорд» и, вероятно, оснащенный пушкой броневик «Мгребров-белый». [ 33 ] После разгрома Белой армии в руки Красной Армии попало еще больше «Гарфордов», и в итоге из 48 построенных «Гарфордов» не менее 30 оказались в Красной Армии. [ 11 ]

После гражданской войны

[ редактировать ]

К декабрю 1921 года в учете числятся только 26 из этих 30 «Гарфордов», из них 15 работали, а 11 находились в ремонте. [ 28 ] Практически вся бронетехника была изношена, особенно шасси. Особенно на них сказывалось полное отсутствие запчастей, которые можно было приобрести только за границей. В связи с этим в 1923 году было принято решение полностью изменить шасси машин на пригодные для эксплуатации на железнодорожных путях, превратив их в броневагоны. [ 28 ] Эту задачу выполнили на Брянском машиностроительном заводе, куда был отправлен 21 «Гарфорд» (однако неизвестно, все ли они были отремонтированы). В 1931 году комиссия Бронетанкового управления издала приказ о снятии с вооружения всех устаревших типов бронетехники, в том числе «Гарфордов». Любопытно, что в приказе содержатся сведения о 27 бронемашинах типа «Гарфорд-Путилов», эта цифра не согласуется с данными 1921 или 1923 года (имелось 26 и 21 машина соответственно). [ 22 ] Так или иначе в течение 1930-х годов все «Гарфорды» были разобраны, годная броня и шасси были переданы на вооружение Красной Армии, а непригодные — отправлены в Бюро военных фондов. В ряде публикаций высказываются предположения об использовании «Гарфордов-Путиловых» Красной Армией в годы Второй мировой войны, на это лишь косвенно указывают несколько немецких фотографий, на которых изображены трофейные «трофейные» «Гарфорды» как исправные, так и поврежденные. Хотя невозможно установить время и место, где были сделаны фотографии, есть основания полагать, что на фотографиях изображены «Гарфорды», захваченные немецкой армией во время Первой мировой войны. [ 11 ]

Захваченная техника

[ редактировать ]

Во время 1-й мировой войны и Гражданской войны в России несколько Гарфордов оказались в рядах врагов России, а также стран, образовавшихся после распада Российской империи.

Германия

[ редактировать ]
захвачен немецкой армией. Дивизия «Кокампф», Берлин, весна 1919 г. Перевооружена немецким MG 08 . пулеметом
Гарфорд-Путилов в немецком Freikorps в 1919 году.

В течение 1916–1918 годов немецкие войска захватили как минимум пять Гарфордов. [ 28 ] Захваченные машины отвозили в тыл на ремонт. как минимум три «Гарфорда» были перевооружены немецкими пулеметами (вероятно, MG 08 ) и включены в состав немецкой бронетанковой дивизии «Кокампф» . Во время немецкой революции и связанных с ней волнений 1918–1921 годов эти Гарфорды использовались для подавления коммунистических беспорядков в крупных немецких городах. В частности, в начале 1919 года Гарфорды принимали участие в военных действиях в Берлине . [ 28 ] После принятия на вооружение отечественной бронетехники «Гарфорды» были поставлены на хранение и через некоторое время утилизированы. [ 28 ] Пленные Гарфорды запечатлены на серии немецких фотографий. Чаще всего на этих фотографиях изображен военно-морской флот Гарфорда « Непобедимый », брошенный российскими войсками. [ 34 ]

Пленные Гарфорд-Путилов (вероятно, «Дзядек») и Остин-Кегресс в польской армии. Весна 1921 года

Во время распада Российской империи и последовавшей советско-польской войны поляки получили значительное количество военной техники от бывших Российских Императорских войск, среди которых были три броневика «Гарфорд-Путилов». Первый «Гарфорд» (Баян, армейский вариант) был захвачен Войском Польским в феврале 1919 года в районе Владимира-Волынского/Ковеля. В Войске Польском эта машина получила ироничное название «Дедек» (польск. Dziadek). быстро сформировали броневзвод На базе этой машины — плутон-панцерного «Дзядека» — . 21 марта 1920 года при отражении атаки 58-й стрелковой дивизии под Житомиром экипажу «Деда» удалось подбить красноармейский полугусеничный бронеавтомобиль Austin-Kegresse Austin , который также стал польским трофеем. [ 28 ] 26 марта под Коростышевом «Дедушка» был подбит артиллерийским огнем и на короткое время выбыл из строя. Скорее всего, именно этот Гарфорд участвовал в охоте на красноармейский «Остин», ворвавшийся в район Житомира и в одиночку сражавшийся с превосходящими силами поляков. [ 35 ] Примерно в это же время была захвачена и принята на вооружение броневзвода вторая бронемашина, получившая наименование «Заглоба» (в честь персонажа из романа Г. Сенкевича «Огнем и мечом» ). Третий «Гарфорд» (морской вариант под названием «Уралец») был взят поляками в бою на шоссе Бобруйск Могилев у деревни Столопищ. Более того, по польским данным, в ходе атаки пехоты им удалось уничтожить красноармейский «Фиат» и бронеавтомобиль «Ланчестер», а также повредить еще один неизвестного типа. [ 35 ] «Гарфорд» был захвачен после падения в овраг, из которого экипаж не смог извлечь его самостоятельно. Поляки подняли его и отбуксировали в Бобруйск, где его отремонтировали. Позднее бронеавтомобиль, получивший наименование «Генерал Шептицкий», был включен в состав Великопольского плутона самоходов панцерных («Векопольский бронетанковый взвод»). [ 28 ] Через некоторое время «Генерал Шептицкий» был отправлен в Варшаву, где оказался в распоряжении 3-й танковой дивизии, а в 1921 году оказался в Гродно. По данным инвентаризации техники в 1925 году все три машины были переброшены в Краков , где вошли в состав 5-й танковой дивизии. [ 35 ] Но к этому времени бронетехника основательно изношена и в 1927 году «Гарфорды» были сняты с вооружения Войска Польского и в начале 1930-х годов постепенно разобраны. [ 28 ]

Захваченный Гарфорд-Путиловский «Курземниекс» в латвийской армии в 1920 году. Машина заново окрашена в камуфляж.

Непонятно, как Гарфорды попали в руки латышей. По самым достоверным сведениям, по крайней мере, одна бронемашина этого типа была захвачена Красной Армией в ходе боев в ноябре и декабре 1918 года, когда русские большевики пытались установить советскую власть в отколовшейся от России Латвии. Советское Федеративное Социалистическое Государство. На первых этапах латышам помогали немцы, и к июню 1919 года Ландесверу и добровольческим частям удалось очистить Латвию от красных и проникнуть на территорию Эстонии. Однако вскоре в Латвии среди бывших союзников возник новый конфликт. Вскоре в районе города Цесис объединенным латвийско-эстонским силам удалось уничтожить часть Ландесвера под командованием майора Флетчера . Однако через три месяца немцы снова вторглись на территорию Латвии. На этот раз с Западнорусской Добровольческой армией генерала Бермондта-Авалова , сформированной в Германии из немецких добровольцев и пленных русских офицеров. К 9 октября 1919 года немецкая «Железная дивизия» достигла Шоссе Митава Рига в ходе успешного наступления в глубь страны. Здесь немцы попали под обстрел латвийского Гарфорда по кличке «Лачплесис», прикрывавшего отход латвийских войск. Воспользовавшись малой скоростью машины, один из баварско-немецких офицеров прыгнул на борт и несколькими выстрелами из пистолета через смотровые щели убил водителя и командира. Выйдя из-под контроля, «Гарфорд» врезался в кювет, а оставшийся экипаж сдался. [ 11 ] Захваченный «Гарфорд» был быстро включен в состав немецкого Freikorps и использован в бою против своих бывших владельцев на подступах к Риге. Дальнейшая информация о «Гарфордах» расходится, по некоторым данным броневик был отправлен в Германию, где использовался против мятежной « Союза Спартака» и в конце концов был разобран на металлолом. По другим данным (подтвержденным фотографиями) после разгрома Западной Добровольческой армии в ноябре 1919 года вся бронетехника Freikorps, включая бывший «Лачплесис», досталась латышам. «Гарфорд» еще некоторое время продолжал носить немецкую маркировку, а затем был переименован в «Курземниекс». Так что за это время у латышей был только один Гарфорд, который в течение 1919 года дважды менял название. [ 11 ] Впоследствии этот бронеавтомобиль использовался латвийской армией и в начале 1930-х годов из-за сильного износа был поставлен на временное хранение. В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, законсервированный и в принципе еще исправный «Гарфорд» был обнаружен Советской Военной комиссией. Хотя, скорее всего, сильно изношенная машина была списана и, следовательно, не могла быть использована в бою в течение 1941 года. [ 11 ]

Другие страны

[ редактировать ]

В 1920-е годы в Эстонии и Румынии было по одному Гарфорду. [ 28 ] Эстонский «Гарфорд» изначально использовался красными войсками и был захвачен войсками генерала Юденича во время наступления на Петроград. Следовательно, при отходе и эвакуации войск Юденича эта машина попала в руки эстонской армии. Румыния унаследовала один «Гарфорд» от 4-й танковой дивизии Российской Армии, воевавшей на румынском фронте.

Оценка Гарфорда-Путилова

[ редактировать ]
Бронеавтомобиль Гарфорд-Путилов. Фотография сделана весной 1918 года в Прибалтике. Судя по всему, это машина, захваченная немецкой армией.

В целом бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов» соответствуют тому времени, в котором они были изготовлены, и весьма выгодно отличаются от других бронемашин времен Первой мировой войны. Плохая проходимость и низкая скорость были характерны для бронеавтомобилей с пушечным вооружением этого периода, тяжелобронированные и вооруженные грузовики почти всегда были перегружены, а наличие только одного ведущего моста и простых литых шин на тонких колесах только усугубляло ситуацию. [ 36 ] Хотя вполне достаточная для того времени броня и мощная 76-мм противоштурмовая пушка были достаточно хороши, и военные прощали «Гарфорду» плохую управляемость и скорость. В частности, большинство докладов командиров АПВ в 1916 г. можно свести к следующим пунктам. [ 37 ]

1. 3-дюймовая пушка, отлично

2. снаряды и шрапнель, отлично

3. Необходимо облегчить систему (всего до 400 пудов (6,5 тонн)

4. Необходимо иметь мощный двигатель (более 40 л.с.)

5. Необходимо уметь развивать скорость 40 верст (около 42 км/ч).

6. Необходимо обеспечить свободный доступ к двигателю для осмотра и ремонта.

С точки зрения брони и вооружения военные были полностью удовлетворены, но проблемы с маневренностью и скоростью «Гарфорда» продолжали влиять на них на протяжении всего срока службы и означали, что «Гарфорд» был непригоден для сопровождения кавалерии или для тактического маневра. Гарфорды в основном использовались в качестве статических огневых точек, [ 10 ] или использовали простую тактику: двигаться к передовой линии противника, стрелять, а затем снова отступать. В редких случаях Гарфорды сопровождали наступающую пехоту, хотя о способности Гарфордов преодолевать укрепления противника (за исключением разве что колючей проволоки) не могло быть и речи. Гарфорды застревали даже в небольших траншеях и часто не могли подняться на какой-либо крутой склон. Эти проблемы диктовали необходимость в умелых водителях и командирах, способных проявить осторожность и осмотрительность. С другой стороны, «Гарфорды» были надежны в эксплуатации и хорошо построены. [ 8 ] Об этом свидетельствует тот факт, что даже в условиях войны и революции, когда иностранные запчасти и обученные механики были практически недоступны, «Гарфорды» продолжали активно эксплуатироваться и почти не несли потерь из-за технических неисправностей.

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]
Внешний образ
значок изображения Модель Гарфорда-Путилова в музее.

Образцов Гарфорда-Путилова не сохранилось. В музее «Лошадиная Сила» в Санкт-Петербурге. В Петербурге есть макет Гарфорда. [ 38 ] [ 39 ] Кроме того, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге имеется 76-мм пушка образца 1910 года на статической установке того же типа, что и использованная в Гарфорде. [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Холявский 2004 , p. 256—259.
  2. ^ Холявский 2004 , p. 257—259.
  3. ^ Барятинский & Коломиец 2000 , p. 31—33.
  4. ^ Коломиец 2008 , p. 426.
  5. ^ Коломиец 2008 , p. 45.
  6. ^ Коломиец 2008 , p. 54.
  7. ^ Коломиец 2008 , p. 137.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холявский 2004 , p. 256.
  9. ^ Коломиец 2008 , p. 140.
  10. ^ Перейти обратно: а б с "Бронеавтомобили русской армии" . ww1.milua.org (in Russian). Archived from the original on 2010-08-12 . Retrieved 2011-03-09 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я "Пушечный бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов" " . www.aviarmor.net (in Russian) . Retrieved 2011-03-09 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Коломиец 2008 , p. 139.
  13. ^ Коломиец 2008 , p. 138.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Коломиец 2008 , p. 143.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Холявский 2004 , p. 259.
  16. ^ Коломиец 2008 , p. 339.
  17. ^ Коломиец 2008 , p. 340.
  18. ^ Перейти обратно: а б Коломиец 2008 , p. 141.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холявский 2004 , p. 257.
  20. ^ Перейти обратно: а б Холявский 2004 , p. 258.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Широкорад 2000 , p. 557—559.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Солянкин и др. 2002 , p. 328.
  23. ^ Барятинский & Коломиец 2000 , p. 28—29.
  24. ^ Перейти обратно: а б Барятинский & Коломиец 2000 , p. 29.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Барятинский & Коломиец 2000 , p. 28.
  26. ^ По чертежам в источниках № 1 и 2
  27. ^ Барятинский & Коломиец 2000 , p. 33—34.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Холявский 2004 , p. 260.
  29. Коломиец 2008 , p.
  30. ^ Коломиец 2008 , p. 303-312.
  31. ^ Барятинский & Коломиец 2000 , p. 30—33.
  32. ^ Коломиец 2008 , p.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Коломиец, Мощанский & Ромадин 1999 , p. 47.
  34. ^ Эти фотографии с отсутствующей датой съёмки могли послужить почвой для предположений об участии машины в боях Второй мировой войны и захвате её вермахт ом
  35. ^ Перейти обратно: а б с Магнуски 1993 , стр. 112.
  36. ^ Холявский 2004 , p. 231.
  37. ^ Барятинский & Коломиец 2000 , p. 29—30.
  38. ^ Музей «Лошадинная сила»
  39. ^ Броневик «Гарфорд-Путилов» своими глазами: почти ветеран Первой мировой
  • Бонд, Б. (2002). Беспокойный Западный фронт: роль Великобритании в литературе и истории . Лондон: КУБОК. ISBN  0-52180-995-9 .
  • Барятинский, М. Б.; Коломиец, М. В. (2000). Бронеавтомобили русской армии 1906—1917 гг . Moscow: Техника-молодёжи. ISBN  5-88879-029-Х .
  • Коломиец, М. В. (2008). Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне . Мoscow: Яуза. ISBN  978-5-699-27455-0 .
  • Холявский - Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры (in Russian). 2004.
  • Широкорад, А.Б. (2000). Энциклопедия отечественной артиллерии . Библиотека военной истории (in Russian) (5100 ed.). Мн.: Харвест. ISBN  985-433-703-0 .
  • Солянкин А. Г.; Павлов М. В.; Павлов И. В.; Желтов И. Г. (2002). А. Дучицкий (ed.). Отечественные бронированные машины. XX век (в 4 томах) (in Russian). Vol. 1. Moscow: ОАО Издательский центр «Экспринт». ISBN  5-94038-030-1 .
  • Броня крепка 1919-1937 .
  • Кочнев, Е. Д. (2008). "Гарфорд". Энциклопедия военных автомобилей (in Russian) (3000 ed.). Moscow: За рулём. p. 640. ISBN  978-5-9698-0152-3 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ). Архивировано 13 мая 2013 г. на Wayback Machine.
  • Коломиец, М.; Мощанский, И.; Ромадин, С. (1999). "Танки Гражданской войны". М-Хобби (журнал) (in Russian). No. 14. pp. 45–49.
  • Протасов А.; Павлов М. (1990). "Надежды оправдались". Моделист-конструктор (журнал). No. 11. pp. 8–1.
  • Магнуски, Дж. (1993). Бронеавтомобили Войска Польского 1918–1939 (на польском языке) (1-е изд.). Варшава: WiS, Ред. ISBN  8-386-02800-9 .
  • Буллок, Дэвид (2006). Бронетанковые части Гражданской войны в России: Красная Армия . Новый Авангард 95. Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-545-7 .
  • Келли, Морис А. (2009). Российские автомобили: царский период с 1784 по 1917 год . Veloce Publishing Ltd. ISBN  978-1-84584-213-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21f257be6de11379e0c8685c2b945346__1716185400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/46/21f257be6de11379e0c8685c2b945346.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Garford-Putilov Armoured Car - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)