Шведский фрегат Венера (1783 г.)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2010 г. ) |
![]() Захват Венеры
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Венера |
Тезка | Венера |
Строитель | Карл Великий |
Заложен | 31 марта 1783 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 19 июля 1783 г. |
Захваченный | 1 июня 1789 г. Императорский Российский флот. |
![]() | |
Имя | Венера ( Венера ) |
Приобретенный | 1 июня 1789 г. |
Выведен из эксплуатации | 1807 |
Судьба | Продан Неаполитанскому королевству. |
![]() | |
Приобретенный | около 1807 г. |
Общие характеристики | |
Тип | класса «Беллона». 44-пушечный фрегат |
Длина | 128 футов (39,0 м) ( п/п ) |
Луч | 32 фута (9,8 м) |
Черновик | 10 футов (3,0 м) |
Дополнить | 160 |
Вооружение |
|
«Венера» — шведский фрегат , спроектированный Фредриком Хенриком аф Чепменом . Венера была захвачена русскими в 1789 году в Осло-фьорде . Это же имя фрегат сохранял на императорской российской службе до 1807 года, когда был продан Неаполитанскому королевству .
Дизайн
[ редактировать ]Шведские фрегаты класса «Беллона» были первыми в мире «сверхтяжелыми фрегатами», вооруженными 24-фунтовыми длинными орудиями, головной корабль был построен в 1782 году. Из-за тактических потребностей на побережьях Балтийского и Северного морей, где маневренность и мелководье осадка иногда могла затмить большее количество орудийных деков, шведы хотели, чтобы эти фрегаты, 10 кораблей класса «Беллона», могли бросить вызов линейному кораблю и заполнить боевую линию в чрезвычайной ситуации или когда это благоприятствует тактической ситуации. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Венера была запущена 13 июля 1783 года в Карлскруне . В 1786 году он отплыл в Гетеборг , где должен был подчиняться местной военно-морской станции, которой командовал Адольф Ульрик Шелдон. Три года спустя, 1 июня 1789 года, когда он находился под командованием майора Магнуса Ханссона и принадлежал к Гетеборгской эскадре , он был захвачен русскими в ходе сложной операции, которая привела к интересным юридическим и дипломатическим последствиям.

Захват Императорского флота России
[ редактировать ]1 июня 1789 года «Венера» патрулировала воды у норвежского побережья. Норвегия в это время находилась под властью Дании и считалась нейтральной. 31 мая наблюдатели сообщили о русской эскадре из четырех фрегатов и катера , вскоре сообщение было исправлено до двух линейных кораблей , двух фрегатов и катера.
Опираясь на отличные мореходные способности своих кораблей, командующий Ханссон рассчитывал держаться впереди русских кораблей, пока перемена ветра внезапно не лишила его возможности выйти в открытое море. Загнанный в угол русскими, корабль ускользнул во вход во фьорд Христиания (ныне Осло ), ожидая защиты нейтральной страны. Однако русские корабли последовали за ними и вступили в бой, крейсер «Меркурий» первым достиг Венеры и оба корабля открыли огонь. Затем последовали более крупные корабли, расположившись так, чтобы иметь возможность вести огонь по всей длине Венеры .
Ханссон подготовил свой корабль с пружиной на якорном тросе, чтобы можно было наводить бортовые орудия своего корабля по широкой дуге, и первоначально ему удалось повредить первые прибывшие русские корабли. Однако, когда крупные корабли оказались на месте и также открыли огонь, командующий Ханссон, посоветовавшись со своими старшими офицерами, пришел к выводу, что дальнейшим кровопролитием добиться большего невозможно, и спустил свое знамя. Согласно показаниям датско-норвежского пилота, командир Ханссон сразу после спуска флага поднялся на борт российского флагмана, назвав нападение военным преступлением.
Неприязнь среди шведских офицеров была очевидна и в других официальных отчетах. Командир эскадры А. Ф. Розенсвард в своем официальном отчете о гибели «Венеры» упоминал , что его корабли соблюдали нейтралитет по отношению к русским кораблям в датских гаванях: «...корабли, которые я со своими превосходящими силами легко мог бы захватить, если бы это было в пределах законного упражняться...".
Российские газеты и власти максимально воспользовались захватом, распространив новость о том, что Венера перенесла свое знамя на 22-пушечный катер «Меркурий» . Заключенный командир Ханссон яростно отреагировал, заявив, что его честь как офицера была допрошена, и написал письмо командиру русской эскадры, прося его как джентльмена дать показания о событиях.
Командир катера «Меркурий» Дженкинс ответил на вызов своего вражеского коллеги. В письме, которое до сих пор можно найти в протоколах шведского суда, он не только подтвердил, что командир Ханссон действительно спустил свой флаг эскадре, но также заявил, что его корабль получил серьезные повреждения и был бы потоплен, если бы не пришли более крупные корабли. ему на помощь.
По возвращении из плена командующий майор Ханссон в июле 1791 года предстал перед королевским судом Стокгольма за потерю своего корабля. Сравнительно мягкий приговор в виде лишения полугодового жалованья за постановку фрегата Его Величества «Венера» в положение, при котором он не мог уйти в открытое море, свидетельствовал о том, что суд не счел саму утрату преступлением и принял тот факт, что майор Ханссон должен был рассчитывать на безопасную гавань в нейтральных водах и что его защита корабля была достаточной до прибытия всей русской эскадры.
Служба с Россией и Неаполем
[ редактировать ]
Корабль был передан российскому флоту и участвовал в Ревельском сражении и в сражении в Выборгском заливе в 1790 году под командованием русского адмирала шотландского происхождения Романа Крауна . Венера посетила Голландию в 1795 году и Великобританию в 1795–1797 и 1799–1800 годах.
Британцы воспользовались возможностью и зарисовали ее на верфи Ширнесс в 1799 году. В то время на ее борту было 46 орудий. [ 2 ]
Она служила в Адриатическом море с 1805 по 1807 год и в Эгейском море в 1807 году. Она была продана Неаполитанскому королевству в Палермо, чтобы избежать захвата британцами.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по старому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гардинер и Лавери (1992), с. 40
- ^ «- Национальный морской музей» .
Источники
[ редактировать ]- Протокол суда королевского суда Стокгольма, июнь 1791 г., относительно гибели фрегата «Венера». (Протоколы, хранящиеся в Королевском военном суде в Стокгольме, 1791 г.)
- Гардинер, Роберт и Лавери, Брайан (редакторы) (1992) Линия битвы: парусный военный корабль 1650–1840 , Conway Maritime Press, Лондон.
- Цитата: ВВС Розенсвард, официальный отчет Викё-фьорда от 12 июня, с фрегата « Беллона»
- Тредеа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта, 1696–1860: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-058-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Венерой (корабль, 1783 г.) на Викискладе?