Jump to content

Шведский фрегат Венера (1783 г.)

Венера
Захват Венеры
История
Швеция
Имя Венера
Тезка Венера
Строитель Карл Великий
Заложен 31 марта 1783 г. [ Примечание 1 ]
Запущен 19 июля 1783 г.
Захваченный 1 июня 1789 г. Императорский Российский флот.
Российская Империя
Имя Венера ( Венера )
Приобретенный 1 июня 1789 г.
Выведен из эксплуатации 1807
Судьба Продан Неаполитанскому королевству.
Неаполитанское королевство
Приобретенный около 1807 г.
Общие характеристики
Тип класса «Беллона». 44-пушечный фрегат
Длина 128 футов (39,0 м) ( п/п )
Луч 32 фута (9,8 м)
Черновик 10 футов (3,0 м)
Дополнить 160
Вооружение
  • 26 × 24-фунтовых орудия
  • 14 × 6-фунтовых орудий

«Венера» шведский фрегат , спроектированный Фредриком Хенриком аф Чепменом . Венера была захвачена русскими в 1789 году в Осло-фьорде . Это же имя фрегат сохранял на императорской российской службе до 1807 года, когда был продан Неаполитанскому королевству .

Шведские фрегаты класса «Беллона» были первыми в мире «сверхтяжелыми фрегатами», вооруженными 24-фунтовыми длинными орудиями, головной корабль был построен в 1782 году. Из-за тактических потребностей на побережьях Балтийского и Северного морей, где маневренность и мелководье осадка иногда могла затмить большее количество орудийных деков, шведы хотели, чтобы эти фрегаты, 10 кораблей класса «Беллона», могли бросить вызов линейному кораблю и заполнить боевую линию в чрезвычайной ситуации или когда это благоприятствует тактической ситуации. [ 1 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Венера была запущена 13 июля 1783 года в Карлскруне . В 1786 году он отплыл в Гетеборг , где должен был подчиняться местной военно-морской станции, которой командовал Адольф Ульрик Шелдон. Три года спустя, 1 июня 1789 года, когда он находился под командованием майора Магнуса Ханссона и принадлежал к Гетеборгской эскадре , он был захвачен русскими в ходе сложной операции, которая привела к интересным юридическим и дипломатическим последствиям.

Шведский фрегат « Венера » , схема 1789 года.

Захват Императорского флота России

[ редактировать ]

1 июня 1789 года «Венера» патрулировала воды у норвежского побережья. Норвегия в это время находилась под властью Дании и считалась нейтральной. 31 мая наблюдатели сообщили о русской эскадре из четырех фрегатов и катера , вскоре сообщение было исправлено до двух линейных кораблей , двух фрегатов и катера.

Опираясь на отличные мореходные способности своих кораблей, командующий Ханссон рассчитывал держаться впереди русских кораблей, пока перемена ветра внезапно не лишила его возможности выйти в открытое море. Загнанный в угол русскими, корабль ускользнул во вход во фьорд Христиания (ныне Осло ), ожидая защиты нейтральной страны. Однако русские корабли последовали за ними и вступили в бой, крейсер «Меркурий» первым достиг Венеры и оба корабля открыли огонь. Затем последовали более крупные корабли, расположившись так, чтобы иметь возможность вести огонь по всей длине Венеры .

Ханссон подготовил свой корабль с пружиной на якорном тросе, чтобы можно было наводить бортовые орудия своего корабля по широкой дуге, и первоначально ему удалось повредить первые прибывшие русские корабли. Однако, когда крупные корабли оказались на месте и также открыли огонь, командующий Ханссон, посоветовавшись со своими старшими офицерами, пришел к выводу, что дальнейшим кровопролитием добиться большего невозможно, и спустил свое знамя. Согласно показаниям датско-норвежского пилота, командир Ханссон сразу после спуска флага поднялся на борт российского флагмана, назвав нападение военным преступлением.

Неприязнь среди шведских офицеров была очевидна и в других официальных отчетах. Командир эскадры А. Ф. Розенсвард в своем официальном отчете о гибели «Венеры» упоминал , что его корабли соблюдали нейтралитет по отношению к русским кораблям в датских гаванях: «...корабли, которые я со своими превосходящими силами легко мог бы захватить, если бы это было в пределах законного упражняться...".

Российские газеты и власти максимально воспользовались захватом, распространив новость о том, что Венера перенесла свое знамя на 22-пушечный катер «Меркурий» . Заключенный командир Ханссон яростно отреагировал, заявив, что его честь как офицера была допрошена, и написал письмо командиру русской эскадры, прося его как джентльмена дать показания о событиях.

Командир катера «Меркурий» Дженкинс ответил на вызов своего вражеского коллеги. В письме, которое до сих пор можно найти в протоколах шведского суда, он не только подтвердил, что командир Ханссон действительно спустил свой флаг эскадре, но также заявил, что его корабль получил серьезные повреждения и был бы потоплен, если бы не пришли более крупные корабли. ему на помощь.

По возвращении из плена командующий майор Ханссон в июле 1791 года предстал перед королевским судом Стокгольма за потерю своего корабля. Сравнительно мягкий приговор в виде лишения полугодового жалованья за постановку фрегата Его Величества «Венера» в положение, при котором он не мог уйти в открытое море, свидетельствовал о том, что суд не счел саму утрату преступлением и принял тот факт, что майор Ханссон должен был рассчитывать на безопасную гавань в нейтральных водах и что его защита корабля была достаточной до прибытия всей русской эскадры.

Служба с Россией и Неаполем

[ редактировать ]
Нарисовано на верфи Ширнесс в 1799 году.

Корабль был передан российскому флоту и участвовал в Ревельском сражении и в сражении в Выборгском заливе в 1790 году под командованием русского адмирала шотландского происхождения Романа Крауна . Венера посетила Голландию в 1795 году и Великобританию в 1795–1797 и 1799–1800 годах.

Британцы воспользовались возможностью и зарисовали ее на верфи Ширнесс в 1799 году. В то время на ее борту было 46 орудий. [ 2 ]

Она служила в Адриатическом море с 1805 по 1807 год и в Эгейском море в 1807 году. Она была продана Неаполитанскому королевству в Палермо, чтобы избежать захвата британцами.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по старому стилю.
  1. ^ Гардинер и Лавери (1992), с. 40
  2. ^ «- Национальный морской музей» .

Источники

[ редактировать ]
  • Протокол суда королевского суда Стокгольма, июнь 1791 г., относительно гибели фрегата «Венера». (Протоколы, хранящиеся в Королевском военном суде в Стокгольме, 1791 г.)
  • Гардинер, Роберт и Лавери, Брайан (редакторы) (1992) Линия битвы: парусный военный корабль 1650–1840 , Conway Maritime Press, Лондон.
  • Цитата: ВВС Розенсвард, официальный отчет Викё-фьорда от 12 июня, с фрегата « Беллона»
  • Тредеа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта, 1696–1860: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-058-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22510885b374e2b5a16dda223c2a0bc6__1690287300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/c6/22510885b374e2b5a16dda223c2a0bc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish frigate Venus (1783) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)