Гаюр-хан
Хур II | |
---|---|
Король Симсима | |
Царствование | 1362–1395 |
Религия | христианство |
Гаюр-хан или Кыр Бек [а] [б] был королем Симсира в 14 веке. Он участвовал во вторжении Тимуридов на Кавказ и был записан в двух персидских хрониках: Зафарнаме Низама ад-Дина Шами и Зафарнаме Шараф ад-Дина Али Йезди .
Предыстория и исторические ссылки
[ редактировать ]Самое раннее историческое упоминание о Хуре содержится в биографии Тимура по имени Зафарнаме , датируемой 15 веком. [6] Биография была написана по заказу во время правления Ибрагим-султана, внука Тимура. В «Зафарнаме» есть две версии от двух разных персидских авторов по имени Низам ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Али Йезди . [7] Обе биографии говорят о походах Тимура на Кавказ, именно здесь впервые упоминаются Симсир и его предводитель Гаюр-хан. [6] Местный кавказский фольклор, такой как осетинская поэма XIX века «Алгузиани». [8] и чеченская хроника XIX века «Переселение из Нахчувана» также упоминает Хур Элу. [9] Он также упоминается в книге XVIII века «Русская история» как «Каир-Мек» рядом с осетинским князем по имени Алтанзибек. [10]

Исторические источники в сочетании с местными народными сказаниями представляют Хур Элу как важную фигуру на Северном Кавказе в 14 веке. Его происхождение и генеалогию изучил историк клана Садой Муртазалиев, который проводил полевые исследования в Чечне в 1991–1999 годах, опросив нескольких старейшин клана Садой. Их генеалогия знаменитых народных героев из рода Садой внесла большой вклад в чеченскую историческую науку. Отцом Хура был Хаси I, который был предыдущим королем, а сын Хура был новообращенным мусульманином и вассалом Тимура по имени Махама, который упоминается в Зафарнаме как «Мухаммад». [11] [6] Чечено-арабская рукопись «Переселение из Нахчувана» 1820 года также дает представление о семье и религии Хур-Элы. В нем упоминаются два брата по имени «Кагар» (Кахир) и «Сурак-хан», которые оба были христианами. Рукопись, посвященная Имамату, описывает достижения этих двух братьев. Кагар правит землями в Чир-Юрте, а его брат Сурак распространяет свою власть на Аварию . [9] Дагестанская летопись «Тарих Дагестан» также отмечает, что основателем аварского Нуцалдома является некий Суракат, происходящий от «урусских султанов». [12]
Ранняя государственность Симсира
[ редактировать ]Считается, что Симсир возник как вассальное государство или данник Золотой Орды и сыграл важную роль в ее кавказской политике. Считается, что Хур-Эла был союзником хана Хидира. Это отмечает историк А. Тесаев, ссылаясь на книгу XVIII века «История России», повествующую о событии периода правления хана Хидира. Событием, о котором идет речь, был Костромской погром 1360 года, когда толпа русских христиан ограбила и убила нескольких татар -мусульман . Татары в ответ сделали то же самое в Поволжье . [13] Чтобы подавить это насилие, хан послал трех послов-христиан Кавказа для переговоров о мире с русскими. Этих трех послов звали Урус, Алтанзибек и Каир-Мек. Два последних посла отличаются сходством имен с осетинским князем Алтанзибеком и чеченским царем Хур-Элой. Использование кавказских христианских послов в России не было чем-то необычным для хана Золотой Орды, поскольку это произошло и в аналогичной ситуации в 1327 году. [13] Чеченские народные сказки также сообщают, что Хур собрался с Мехк-Хела (Национальным советом) и после успешного выполнения задач, данных ему сийрами (мудрецами), был избран лидером всего чеченского народа. Сказки о Хуре записаны по всей Чечне настолько, что современные историки считают его главным предводителем чеченцев конца XIV века. [13] Именно с этим связан Хур и с рукописью XVIII века русско-татарского генерала Султана Кази-Гирея о некоей «ламкеристской» войне с неким «Мамаем». Чеченский историк А. Тесаев отмечает, что рукопись совпадает с событиями XIV века во время «Великой Смуты» Золотой Орды, когда военачальник-изгой Мамай в этот период участвовал в нескольких войнах. В рукописи Кази-Гирея XVIII века подробно рассказывается о том, как отряд «ламкеристов» («горских христиан» по-чеченски) подошёл к некой крепости под названием «Татар-Туп» и разгромил Мамая, но крепость не взял. Далее описывается, как эта же армия идет и разбивает ногайский и ойратский гарнизоны в районе реки Кумы . В народной сказке датируется это событие 1361–1362 гг. Эту дату принимает и русский историк В. Кузнецов, отмечая, что нападение показало ослабление Золотой Орды на Северном Кавказе . Поэтому именно дату 1362 г. А. Тесаев считает важной для Симсирского царства, поскольку археологические исследования показывают, что золотоордынские монеты чеканки прекращают свое существование на территории Чечни после 1362 г. (после правления хана Хидира) и вновь появляются лишь во время правления Хан Тохтамыш (союзник Хура). [13] Еще одним важным фактором, на который следует обратить внимание, было Грузинское королевство , которое поддерживало Хура в его походах, согласно фольклору и грузинским сообщениям времен правления Георга V Блестящего . [14]
Нашествие Тимуридов и судьба Хура
[ редактировать ]В документе XVIII века из Кази-Гирея также упоминается, что предки чеченцев были главными союзниками (в авангарде) армии Тохтамыша против вторжений Тимуридов на Кавказ. [13] Именно по этой причине Тимур решил вторгнуться в Симсир с такой яростью после битвы на реке Терек в 1395 году. Вторжение в Симсир описано в «Зафарнаме» как Низам ад-Дином Шами, так и Шараф ад-Дином Али Язди. В результате этого вторжения Хур теряет свою власть, и Тимур предоставляет титул вассала своему сыну Мухаммеду (Махаме). Кампания Тимура в Симсире зашла еще дальше в горы, где, как сообщается, сам Тимур поднялся на горы и победил горцев Симсира. [6] Судьба Хура и его сына неизвестна в исторических источниках, но народные предания говорят об убийстве Махамы. Они также упоминают, как Хур сопротивлялся вассалам Тимура и в конечном итоге участвовал в другом вторжении на Тимур, где он был предательски убит во время переговоров. [11] Осетинская в поэма «Алгузиани» дает другую версию судьбы Хура, в поэме Хоур упоминается как «Кайрхан Чеченец», который был могущественным царем, сражавшимся против князя Альгуза за власть Осетии . В поэме Альгуз побеждает в битве и побеждает Хура. Считается, что стихотворение считалось ценным источником северокавказских народных сказок. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ [1] [2] [3] [4]
- ^ Персидский : Гаюр Хан ; Чеченский / Ингушский : ГӀайраха, латинизированный: Гайраха ; [5] Русский : Каир-мек , латинизированный : Каир-мек . Имя «Кыр-Бек» встречается в « Зафарнаме» Низам ад-Дина Шами, тогда как в гораздо более поздней «Зафарнаме» Шараф ад-Дина Али Язди он известен как «Гаюр Хан».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kuznetsov, Vladimir (1992). Очерки истории алан [ Essays on the history of the Alans ] (in Russian) (2nd ed.). Vladikavkaz : Ir. p. 348.
[...] а правителем области Симсим в Чечено-Ингушетии был Гаюрхан.
[[...] and the ruler of the Simsim region in Checheno-Ingushetia was Gayurkhan.] - ^ Khizriev 1992 , p. 86: Правителем страны Симсим на территории Чечено-Ингушетии назван Гаюр-хан [...] [Gayur Khan is named the ruler of the country Simsim on the territory of Checheno-Ingushetia [...]]
- ^ Akhmadov, Yavuz. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века: пособие для изучающих историю родного края [ History of Chechnya from ancient times to the end of the 18th century: a guide for students of the history of their native land ] (in Russian). Moscow: Mir domu tvoemu. p. 233.
[...] Гаюр-хан («Кюр-бек» некоторых источников) так и не изъявил покорности Тимуру [...]
[[...] Gayur-khan ("Kyr-bek" in some sources) never expressed his submission to Timur [...]] - ^ Akhmadov, Yavuz; Akaev, Vakhit (2005). "Чеченцы" [The Chechens]. In Zhdanov, Yuri ; et al. (eds.). Энциклопедия культур народов Юга России [ Encyclopedia of cultures of the peoples of the South of Russia ] (in Russian). Vol. 1: Народы Юга России [Peoples of the South of Russia]. SKNTs VSh. p. 233.
[...] «Симсим», имевшее правителем Гаюр-хана
[[...] "Simsim", which had Gayur Khan as its ruler] - ^ Хизриев 1992 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тизенгаузена, В.Г (1941). "Книга Побед" Шереф-ад-Дина Йезди, по переводу В.Г. Тизенгаузена . Soviet Union. pp. 180–184.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Манц, Беатрис Форбс (2007). Власть, политика и религия в Тимуридском Иране . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Джанашвили, М.Г (1897). Описание Осетии, Дзурдзукии, Дидоэтии, Тушетии, Алании и Джикетии . Tbilisi: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.
- ^ Перейти обратно: а б Салгириев, А.М. (2019). «Этопис о происхождении чеченцев из Нахчувани (перевод и комментарий)». Исследовать . 2 : 33–35.
- ^ Татищев, В.Н (2015). История Российская (1055-1378 гг.) . Ryazan: Александрия.
- ^ Перейти обратно: а б Муртазалиев, В. К вопросу об истории государства и права чеченцев .
- ^ "->Текст" .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Tesaev, Amin (2018). "Симсим". РЕФЛЕКСИЯ . 2 : 61–67.
- ^ Tesaev, Amin (2020). "Чечено-грузинские контакты в XIV–XVII вв". РЕФЛЕКСИЯ . 5 : 40–44.
Библиография
[ редактировать ]- Khizriev, Kh. A. (1992). Iriskhanov, I. A. (ed.). Кавказцы против Тимура (Борьба народов Северного Кавказа против экспансии Тимура) [ Caucasians against Timur (The struggle of the peoples of the North Caucasus against the expansion of Timur) ] (in Russian). Grozny : Kniga. pp. 1–168. ISBN 5-7666-0320-7 .
- Rtveladze, E. V. (1976). "О походе Тимура на Северный Кавказ" [About Timur's campaign in the North Caucasus]. In Vinogradov, V. B. (ed.). Археолого-этнографический сборник: вып. 4 [ Archaeological and ethnographic collection: no. 4 ] (in Russian). Grozny . pp. 103–128.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Shnirelman, V. A. (2006). Kalinin, I. (ed.). Быть Аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке [ To be Alans: Intellectuals and Politics in the North Caucasus in the 20th Century ] (in Russian). Moskva : Novoe Literaturnoe Obozrenie. pp. 1–348. ISBN 5-86793-406-3 . ISSN 1813-6583 .