Элегическая поэма
Элегическая поэма ре минор, соч. «12» для скрипки с оркестром (или фортепиано) — первое стихотворение Эжена Изаи для струнных инструментов с оркестром. Впервые произведение сформировалось примерно в 1892–1896 годах, но окончательную оркестровочную форму оно приобрело в 1902–1903 годах. [ 1 ] Посвященный Габриэлю Форе , он послужил источником вдохновения для создания поэмы Эрнеста Шоссона собственной , соч. 25 . [ 2 ]
Рождение стихов Изаи
[ редактировать ]Ко времени второго пребывания Изаи в Париже примерно в 1885 году он гордился тем, что написал несколько полонезов, мазурок и концертов, даже не беря уроков гармонии и музыкальной композиции. Он никогда не переставал сочинять, даже когда карьера странствующего виртуоза давала ему передышку. Однако, начиная с 1890-х годов, Изаи размышлял о своих юношеских сочинениях и чувствовал, что они лишены какой-либо оригинальности или ценности. [ 3 ]
Затем он обратился к стихотворению для струнных инструментов - жанру, в котором, кажется, он создал сам. Без каких-либо реальных формальных ограничений этот жанр обычно состоит из одной части, чередующей разные разделы с ярко контрастирующими характерами, иногда меланхоличными, иногда бурными, но всегда в основном лирического характера (даже порой сентиментального). Сочетая эстетические соображения и виртуозность, стихи Изаи становятся особым местом для вызывания различных образов и эмоций, никогда не превращаясь в программную музыку . Изаи всегда привлекала «стихотворная» форма, и он сам утверждает, что «она более восприимчива к эмоциям и не ограничена ограничениями, налагаемыми священной формой концерта ; она может быть драматичной и лирической; по своей сути она романтична и импрессионистический ...» Он продолжает, объясняя, что «(стихотворение) плачет и поет, оно есть тень и свет и имеет меняющуюся призму, оно свободно и нуждается только в названии, чтобы направлять композитора и заставлять его рисовать; чувства, образы, абстракции без литературного полотна, словом, это картина, написанная без образца». Для Исаи это стихотворение является прогрессом в его музыкальном творчестве и экспериментом, позволяющим связать музыкальный интерес с истинной и великой виртуозностью, которой, по его мнению, пренебрегали музыканты-инструменталисты. [ 3 ]
За свою жизнь Изаи написал девять стихотворений: «Элегическая поэма» ре минор, соч. 12 для скрипки с оркестром ; Au rotet, соч. 13 для скрипки с оркестром , Chant d'hiver си минор, соч. 15 для скрипки с оркестром; Медитация , соч. 16 для виолончели с оркестром; Экстаз, соч. 21 для скрипки с оркестром; «Нежности Антана», соч. 23 для скрипки с оркестром; Дружба, соч. 26 для двух скрипок с оркестром, Поэма ноктюрн, соч. 29 для скрипки, виолончели и оркестра; «Гармонии вечера», соч. 31 для струнного квартета и струнного оркестра.
Говорят также, что в 1994 году он сочинил недавно обнаруженную концертную поэму для своей ученицы Ирмы Сете .
Элегическая поэма
[ редактировать ]Эта важная работа Изаи, которая разожгла его страсть к стихотворным композициям, была вдохновлена Шекспира «Ромео и Джульеттой» . Исаи опирается на виртуозные произведения XIX века и использует такие устройства, как скордатура , в которой самая нижняя струна скрипки настраивается вниз, чтобы придать ей более темный и теплый тембр. [ 4 ] Благодаря этому произведению Изаи, кажется, обрел свой собственный голос, заявив: «Я думаю, что «Элегическая поэма» знаменует собой определенный шаг в моей работе как композитора, поскольку она содержит ясное свидетельство моего желания соединить музыку и виртуозность – истинную виртуозность, которая им пренебрегали, поскольку инструменталисты, отступив от примера, поданного им ранними мастерами, перестали сочинять сами и предоставили это искусство тем, кто игнорировал возможности скрипки». [ 5 ]
Начало этой пьесы, обозначенной как soutenu et quiete , открывается очень лирической темой скрипки соло ре минор, которая постепенно набирает оживление и достигает высокой степени интенсивности. В этом разделе происходят события после смерти Ромео и Джульетты. Исайе отмечает это акцентами, синкопами и тройным фортиссимо.
В конце вступления представлена новая тема си-бемоль минор. Этот раздел называется Scène funèbre (сцена похорон), он торжественный и глубоко прочувствованный, и его следует играть очень продолжительно. Затем пьеса становится более взволнованной, с более синкопированными ритмами и взаимодействием скрипача и оркестра. Когда произведение достигает кульминации, возвращается похоронная тема, отмеченная тройным форте и на этот раз исполняемая оркестром и скрипачом.
Когда музыка успокаивается, последняя часть начинается с наложения вступительной темы и темы похорон. В конце пьесы скрипка играет возвышенные трели, которые можно услышать и в «Поэме» Шоссона.
Poème élégiaque демонстрирует смесь влияний, включая элементы Вагнера и композиторов, участвовавших в Société Nationale de Musique , таких как Форе, Франк , Сен-Санс , Дебюсси , д'Инди , Шоссон и Леке . [ 4 ] Это стихотворение предоставило Изаи новую свободу самовыражения и является одним из самых ярких моментов репертуара.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стокхем, Мишель (2010). Сезар Франк и Эжен Изаи: Произведения для виолончели и фортепиано . Брюссель: Снаружи. п. 15.
- ^ «Poème élégiaque, Op 12 (Ysaÿe) — с CDH55226 — Hyperion Records — загрузка в формате MP3 и без потерь» . www.hyperion-records.co.uk . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бонг, Барбара (2014). Эжен Изаи - Вечерние гармонии . Австрия: Музыка в Валлонии. стр. 27–34.
- ^ Jump up to: а б «Серия концертов InterHarmony - Душа Elegiaque» . www.interharmony.com . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Изаи, Антуан (1948). Эжен Изаи: его жизнь, его творчество, его влияние: согласно документам, собранным его сыном . Брюссель: Éditions L’Écran du monde. п. 218.