Jump to content

Санта-Мария-дель-Каннето (Пула, Хорватия)

Координаты : 44 ° 52'4,9 "с.ш. 13 ° 50'36,96" в.д.  /  44,868028 ° с.ш. 13,8436000 ° в.д.  / 44,868028; 13,8436000
(Перенаправлено из Санта-Мария-дель-Каннето )
Сохранившаяся боковая часовня Санта-Мария-дель-Каннето.

Базилика Санта-Мария-дель-Каннето , или Санта-Мария-Формоза , — византийская церковь шестого века, построенная в Поле (современная Пула , Хорватия) под покровительством Максимиана , епископа Равенны . Строение было повреждено во время венецианского разграбления Полы в 1243 году, а строительный материал впоследствии был взят из руин и в первую очередь включен в библиотеку Марцианы и базилику Святого Марка в Венеции. Большой трехнефный храм, по великолепию сравнимый с Евфразиевой базиликой в ​​Паренцо (современный Пореч), [ 1 ] сохранилась только одна из боковых часовен. Это единственное сооружение в Поле, относящееся к византийскому периоду. [ 2 ]

История базилики

[ редактировать ]
Максимиан Равеннский, Базилика Сан-Витале, Равенна

Назидание

[ редактировать ]

Став епископом Равенны в 546 году, Максимиан , уроженец Вистара (Вештар) недалеко от Полы в Истрии , продолжил строительную программу своих предшественников Экклесия и Урсицина , завершив базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре в Классе . В Поле, где он служил молодым диаконом, он приказал построить новую базилику на месте бывшего храма Минервы . [ 3 ] [ 4 ] Андреас Агнеллус , историк епископов Равенната, указывает в Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis , что церковь в Поле была первой, построенной Максимианом. [ 5 ] Официально он был посвящен Деве Марии под названием Санта-Мария-Формоза. Но поскольку он был построен в низменной части города недалеко от болот вдоль набережной, с двенадцатого века его стали называть Санта-Мария-дель-Каннето (Святая Мария в камышах). [ 6 ] По крайней мере, с восьмого века к нему было пристроено бенедиктинское аббатство . [ 7 ] Под юрисдикцией аббатства находился монастырь Святого Андрея ди Серра, расположенный на острове в гавани Полы. [ 8 ]

Церковь длиной 32 метра (105 футов) и шириной 19 метров (62 фута) имела три нефа , разделенных двумя рядами по десять колонн в каждом, увенчанными «корзинчатыми» капителями . [ 1 ] Колонны располагались на невысоких стенах, разделявших три нефа, как первоначально в Евфразиевой базилике . [ 9 ] [ 10 ] Как и другие церкви, построенные в Африке и Италии после византийского завоевания при Юстиниане , пол Санта-Мария-дель-Каннето был покрыт мозаикой . [ 11 ] На основе сохранившихся фрагментов на этих мозаиках, преимущественно зеленых и красных, изображены переплетающиеся лилии и цветы лотоса вместе с криволинейными узорами. [ 12 ] Центральный неф завершался апсидой с хорами для монахов и кафедрой настоятеля. В центре возвышался киворий . Боковые нефы заканчивались протезом , предназначенным для богослужебного приготовления хлеба и вина, и диакониконом , для облачения духовенства. К строению примыкали, но независимые, две часовни-мавзолея, посвященные Святому Андрею и Деве Марии. [ 1 ] [ 4 ]

Разрушение

[ редактировать ]
Руины Санта-Мария-дель-Каннето с сохранившейся часовней справа.
План оригинальной базилики Санта-Мария-дель-Каннето с изображением сохранившейся часовни (заштрихована).

В начале девятого века венецианцы начали взимать дань с истрийских городов в виде оливкового масла, вина и лодок. Из Полы, в частности, была дань пеньки и вооруженная галера для помощи в патрулировании верхней Адриатики. Эта дань была подтверждена в ряде договоров (802–813 гг.) и применялась Венецией в военном отношении всякий раз, когда истрийские города пытались восстать или другие города, коммерческие соперники Венеции, стремились получить влияние. [ 13 ] Восстания в Поле были подавлены в 1145, 1150 и 1160 годах, а в 1193 году Венеция вмешалась, чтобы изгнать конкурирующих пизанцев из города. Пола была взята венецианцами в 1228 году, а затем снова в 1243 году. Наконец, в 1331 году город отдался Венеции. [ 14 ] Но как подвластный Венеции город, он неоднократно подвергался набегам генуэзцев и ненадолго оккупировался в ходе войн между Венецией и Генуей . [ 15 ]

Постепенное разрушение базилики Санта-Мария-дель-Каннето, похоже, началось, когда Пола была разграблена во время венецианского завоевания 1243 года под руководством Джакомо Тьеполо и Леонардо Квирини. [ 1 ] [ 16 ] [ 17 ] Последний аббат упоминается в 1258 году, после чего аббатство перешло в комендант церкви Святого Марка в Венеции. Отныне священник был назначен из Венеции. [ 18 ] Содержание церкви возложено на прокураторов Святого Марка де Супра , венецианских магистратов, ответственных за церковь Святого Марка и общественные здания вокруг площади Святого Марка.

Разграбление

[ редактировать ]

Со временем базилика была лишена драгоценного мрамора и колонн для использования в качестве строительных материалов в других местах. Некоторые историки искусства утверждают, что эти материалы включали четыре резные алебастровые колонны, образующие киборий над главным алтарем базилики Святого Марка. [ 19 ] [ 20 ] Традиция гласит, что они были вывезены из Санта-Мария-дель-Каннето во время правления дожа Якопо Тьеполо (1229–1249). [ 21 ]

Обеспокоенность по поводу шаткого состояния базилики была выражена в 1545 году, когда Николо Бернардо, прокуратор церкви Святого Марка де Супра , поручил венецианскому представителю в Поле назначить геодезистов, которые должны были оценить характер и стоимость работ, которые потребуются для укрепления базилики. структуру и предотвратить ее полное разрушение. [ 22 ] Никаких записей об отчете не сохранилось, но рабочие и материалы были отправлены из Венеции в 1549 году. Однако в том же году прокураторы Святого Марка де Супра послали Якопо Сансовино , своего прото (архитектора-консультанта и управляющего зданиями), с конкретной задачей: выбор других строительных материалов, которые можно было бы снять и использовать для дальнейшего украшения церкви Святого Марка и лестницы библиотеки Марцианы в Венеции. [ 23 ] [ 24 ] Особый интерес представляли мраморные колонны нефа, которые предполагалось заменить кирпичными опорами. Венецианский архитектор Томмазо Теманца свидетельствует в книге «Vite dei più celebri Architetti e scrittori veneziani» (1778 г.), что Сансовино взял колонны и мрамор из Санта-Мария-дель-Каннето в 1550 и 1551 годах для базилики Святого Марка и Дворца дожей. [ 25 ] Разграбление также подтверждается петицией жителей Полы к прокураторам Святого Марка от 1550 года, в которой они требуют освобождения от обязанности платить дань в размере одной десятой части местного производства оливкового масла, ссылаясь на удаление колонны, мрамор, порфир и серпентинит . [ 26 ] Количество спасенных строительных материалов должно было быть значительным, учитывая, что для перевозки снятых 22 колонн вместе с мрамором пришлось нанять три корабля. [ 27 ]

Сохранившаяся часовня

[ редактировать ]
Сохранившаяся приделка базилики Санта-Мария-дель-Каннето.
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (V век)

Еще в середине девятнадцатого века апсида , протез и диаконикон, основания колонн и часть стены по периметру первоначальной базилики все еще были достаточно неповрежденными, как и одна из прилегающих боковых часовен. [ 28 ] Но сегодня мало что осталось, за исключением уменьшенного участка периметральной стены, частей протеза и диаконикона, а также часовни. Учитывая ее форму и отношение к главной базилике, а также сходство с мавзолеем Галлы Плацидии пятого века в Равенне, считается, что эта часовня, вероятно, была построена как гробница: описание семнадцатого века свидетельствует о присутствии саркофаг епископа. [ 29 ]

Часовня, построенная из грубого камня с кирпичными сводами, имеет форму латинского креста с апсидой, многоугольной снаружи и полукруглой внутри. [ 4 ] Его главный фасад со временем претерпел изменения, только арка над центральным окном осталась оригинальной от ранней конструкции. Но остальные внешние стены сохранились. Они украшены глухими арками и пилястрами по углам, в отличие от наружных стен большинства современных церквей Равенны, которые простые. [ 30 ] [ 31 ] Интерьер часовни освещен широкими арочными окнами в центральной башне и небольшими окнами в трансептах и ​​нефе. В трех из этих окон есть оригинальные каменные перегородки. [ 6 ]

Фрагмент мозаики боковой часовни Санта-Мария-дель-Каннето (Археологический музей Истрии)

Внутри часовни раковина апсиды изначально была покрыта золотой мозаикой, на которой, как и на многих ранних изображениях , Иисус был изображен безбородым юношей. Эта сцена, возможно, изображала traditio legis . Сюжет, распространенный в палеохристианском искусстве , касается передачи евангельского послания и обычно изображает Христа, держащего свиток, со Святыми Петром и Святым Павлом по обе стороны. В Санта-Мария-дель-Каннето сохранились фрагменты голов Христа и одного из двух святых, которые сейчас находятся в соседнем археологическом музее. [ 32 ] С другой стороны, сцена могла представлять собой traditio clavium , изображающую Христа, дающего ключи Святому Петру. Это было бы более уместно для погребальной часовни и не было бы несовместимо с присутствием святого Павла, принимающего закон. [ 6 ] [ 33 ] Под раковиной располагался лепной бордюр с повторяющимся рисунком парных птиц, держащих гирлянды из цветов и фруктов. От этого сохранились фрагменты. На фризе под границей в иллюзионистских нишах были изображены апостолы и Иоанн Креститель. [ 34 ]

В то время как мозаики в старых церквях Равенны, относящихся к Остготскому королевству , демонстрируют сильное влияние Запада, мозаики в Санта-Мария-дель-Каннето стилистически ближе к современным мозаикам в Константинополе и демонстрируют большую связь с Востоком и, как следствие, художественные влияние, которое характеризовало период византийского правления . [ 35 ] Примечательно, что надписи на фресковой мозаике главной базилики были на греческом языке, в отличие от церквей Равенны, где надписи были на латыни. [ 11 ] Это согласуется с традицией, согласно которой мозаичисты, работавшие в Санта-Мария-дель-Каннето, на самом деле были выходцами из Константинополя. [ 35 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Каприн, L'Istria nobilissima , стр. 50.
  2. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 21
  3. ^ Лучани, «Пола», стр. 20 и 22
  4. ^ Jump up to: а б с Маки, Раннехристианские часовни... , с. 47
  5. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 12
  6. ^ Jump up to: а б с Маки, Раннехристианские часовни... , с. 48
  7. Возможно, аббатство было основано Максимианом во время строительства базилики. Но самый ранний зарегистрированный аббат, Феодосий, был назначен в 717 году. См. Морасси, La chiesa di Santa Maria del Canneto ..., стр. 12 и 22, примечание 6, и Кандлер , «Della Basilica di S. Maria Formosa in Pola». , с. 172
  8. ^ Кандлер , «О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле», с. 172 (см. сноску)
  9. ^ Кандлер , «О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле», стр. 173–174
  10. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 14
  11. ^ Jump up to: а б Тавано, «Теменные мозаики в Истрии», с. 248
  12. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., стр. 14–15
  13. ^ Лучани, «Пола», стр. 29 и 31
  14. ^ Лучани, «Пола», стр. 31–32
  15. ^ Лучани, «Пола», с. 32
  16. ^ Кандлер , «О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле», с. 173
  17. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., стр. 12–13
  18. ^ Каприн, L'Istria nobilissima , с. 51 нота 1
  19. ^ Каприн, L'Istria nobilissima , с. 23
  20. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 13
  21. ^ Историки искусства не пришли к единому мнению относительно происхождения и возраста колонн. Альтернативно было высказано предположение, что они византийские, но происходят из Нижнего Египта, Сирии, Малой Азии, Константинополя или Равенны и что они могут даже быть венецианскими произведениями тринадцатого века. См. в целом Вейгель, Томас, «Колонны кибория главного алтаря Святого Марка в Венеции: новые аргументы в пользу протовизантийской датировки», Немецкий центр венецианских исследований quaderni , 54 (2000), стр. 18–25.
  22. ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , с. 12
  23. ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , стр. 13–14
  24. Джузеппе Карпин альтернативно предполагает, что колонны, используемые в библиотеке Марчианы, происходят с арены в Поле. См. Каприн, L'Istria nobilissima , p. 28
  25. ^ Теманца, Жизнеописания самых известных архитекторов... , том. я, с. 244
  26. ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , с. 16
  27. ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , с. 14
  28. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 11
  29. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 20
  30. ^ Маки, Раннехристианские часовни на Западе... , стр. 47–48.
  31. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 16
  32. ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 16
  33. Серджио Тавано предполагает, что эта сцена, скорее всего, изображала Христа, приветствующего двух апостолов. См. Тавано, «Mosaici parietali в Истрии», с. 249
  34. ^ Маки, Раннехристианские часовни на Западе , с. 49
  35. ^ Jump up to: а б Тавано, «Теменные мозаики в Истрии», стр. 251–252

Библиография

[ редактировать ]
  • Бовини, Джузеппе, Христианские древности прибрежной полосы Истрии от Пореча до Пулы , 2 тома (Болонья: Patron, 1974)
  • Каприн, Джузеппе, L'Istria nobilissima (Триест: FH Schimpff, 1905)
  • Галло, Родольфо, Якопо Сансовино в Поле ([Венеция]: Муниципалитет Венеции, 1926)
  • Морасси, Антонио, «Церковь Санта-Мария-Формоза или дель Каннето-ин-Пола», Художественный вестник Министерства народного образования: новости из музеев, галерей и памятников Италии , 1924, № 1 (июль 1924 г.), 11- 25
  • Кандлер, Пьетро , ​​« О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле» , в муниципалитете Пулы, изд., Исторические новости Пулы (Пореч: Гаэтано Коана, 1876), стр. 171–177
  • Лучани, Томазо, « Пула» , в муниципалитете Пулы, изд., Исторические новости Пулы (Пореч: Гаэтано Коана, 1876), стр. 9–34
  • Маки, Джиллиан, Раннехристианские часовни на Западе: украшение, функции и покровительство (Торонто: University of Toronto Press, 2003)
  • Тавано, Серджио, «Теменные мозаики в Истрии», Antichita altoadriatiche , N. 8 (1975), 245–273.
  • Теманца, Томмазо, Жизнеописания самых известных венецианских архитекторов и скульпторов, процветавших в шестнадцатом веке , 2 тома (Венеция: К. Палезе, 1778 г.)
[ редактировать ]

Базилика Святой Марии Формоза в Пуле


44 ° 52'4,9 "с.ш. 13 ° 50'36,96" в.д.  /  44,868028 ° с.ш. 13,8436000 ° в.д.  / 44,868028; 13,8436000

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 264bc9fa96b27add1187b8e4185cd061__1721207460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/61/264bc9fa96b27add1187b8e4185cd061.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santa Maria del Canneto (Pula, Croatia) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)