Санта-Мария-дель-Каннето (Пула, Хорватия)

Базилика Санта-Мария-дель-Каннето , или Санта-Мария-Формоза , — византийская церковь шестого века, построенная в Поле (современная Пула , Хорватия) под покровительством Максимиана , епископа Равенны . Строение было повреждено во время венецианского разграбления Полы в 1243 году, а строительный материал впоследствии был взят из руин и в первую очередь включен в библиотеку Марцианы и базилику Святого Марка в Венеции. Большой трехнефный храм, по великолепию сравнимый с Евфразиевой базиликой в Паренцо (современный Пореч), [ 1 ] сохранилась только одна из боковых часовен. Это единственное сооружение в Поле, относящееся к византийскому периоду. [ 2 ]
История базилики
[ редактировать ]
Назидание
[ редактировать ]Став епископом Равенны в 546 году, Максимиан , уроженец Вистара (Вештар) недалеко от Полы в Истрии , продолжил строительную программу своих предшественников Экклесия и Урсицина , завершив базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре в Классе . В Поле, где он служил молодым диаконом, он приказал построить новую базилику на месте бывшего храма Минервы . [ 3 ] [ 4 ] Андреас Агнеллус , историк епископов Равенната, указывает в Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis , что церковь в Поле была первой, построенной Максимианом. [ 5 ] Официально он был посвящен Деве Марии под названием Санта-Мария-Формоза. Но поскольку он был построен в низменной части города недалеко от болот вдоль набережной, с двенадцатого века его стали называть Санта-Мария-дель-Каннето (Святая Мария в камышах). [ 6 ] По крайней мере, с восьмого века к нему было пристроено бенедиктинское аббатство . [ 7 ] Под юрисдикцией аббатства находился монастырь Святого Андрея ди Серра, расположенный на острове в гавани Полы. [ 8 ]
Церковь длиной 32 метра (105 футов) и шириной 19 метров (62 фута) имела три нефа , разделенных двумя рядами по десять колонн в каждом, увенчанными «корзинчатыми» капителями . [ 1 ] Колонны располагались на невысоких стенах, разделявших три нефа, как первоначально в Евфразиевой базилике . [ 9 ] [ 10 ] Как и другие церкви, построенные в Африке и Италии после византийского завоевания при Юстиниане , пол Санта-Мария-дель-Каннето был покрыт мозаикой . [ 11 ] На основе сохранившихся фрагментов на этих мозаиках, преимущественно зеленых и красных, изображены переплетающиеся лилии и цветы лотоса вместе с криволинейными узорами. [ 12 ] Центральный неф завершался апсидой с хорами для монахов и кафедрой настоятеля. В центре возвышался киворий . Боковые нефы заканчивались протезом , предназначенным для богослужебного приготовления хлеба и вина, и диакониконом , для облачения духовенства. К строению примыкали, но независимые, две часовни-мавзолея, посвященные Святому Андрею и Деве Марии. [ 1 ] [ 4 ]
Разрушение
[ редактировать ]В начале девятого века венецианцы начали взимать дань с истрийских городов в виде оливкового масла, вина и лодок. Из Полы, в частности, была дань пеньки и вооруженная галера для помощи в патрулировании верхней Адриатики. Эта дань была подтверждена в ряде договоров (802–813 гг.) и применялась Венецией в военном отношении всякий раз, когда истрийские города пытались восстать или другие города, коммерческие соперники Венеции, стремились получить влияние. [ 13 ] Восстания в Поле были подавлены в 1145, 1150 и 1160 годах, а в 1193 году Венеция вмешалась, чтобы изгнать конкурирующих пизанцев из города. Пола была взята венецианцами в 1228 году, а затем снова в 1243 году. Наконец, в 1331 году город отдался Венеции. [ 14 ] Но как подвластный Венеции город, он неоднократно подвергался набегам генуэзцев и ненадолго оккупировался в ходе войн между Венецией и Генуей . [ 15 ]
Постепенное разрушение базилики Санта-Мария-дель-Каннето, похоже, началось, когда Пола была разграблена во время венецианского завоевания 1243 года под руководством Джакомо Тьеполо и Леонардо Квирини. [ 1 ] [ 16 ] [ 17 ] Последний аббат упоминается в 1258 году, после чего аббатство перешло в комендант церкви Святого Марка в Венеции. Отныне священник был назначен из Венеции. [ 18 ] Содержание церкви возложено на прокураторов Святого Марка де Супра , венецианских магистратов, ответственных за церковь Святого Марка и общественные здания вокруг площади Святого Марка.
Разграбление
[ редактировать ]Со временем базилика была лишена драгоценного мрамора и колонн для использования в качестве строительных материалов в других местах. Некоторые историки искусства утверждают, что эти материалы включали четыре резные алебастровые колонны, образующие киборий над главным алтарем базилики Святого Марка. [ 19 ] [ 20 ] Традиция гласит, что они были вывезены из Санта-Мария-дель-Каннето во время правления дожа Якопо Тьеполо (1229–1249). [ 21 ]
Обеспокоенность по поводу шаткого состояния базилики была выражена в 1545 году, когда Николо Бернардо, прокуратор церкви Святого Марка де Супра , поручил венецианскому представителю в Поле назначить геодезистов, которые должны были оценить характер и стоимость работ, которые потребуются для укрепления базилики. структуру и предотвратить ее полное разрушение. [ 22 ] Никаких записей об отчете не сохранилось, но рабочие и материалы были отправлены из Венеции в 1549 году. Однако в том же году прокураторы Святого Марка де Супра послали Якопо Сансовино , своего прото (архитектора-консультанта и управляющего зданиями), с конкретной задачей: выбор других строительных материалов, которые можно было бы снять и использовать для дальнейшего украшения церкви Святого Марка и лестницы библиотеки Марцианы в Венеции. [ 23 ] [ 24 ] Особый интерес представляли мраморные колонны нефа, которые предполагалось заменить кирпичными опорами. Венецианский архитектор Томмазо Теманца свидетельствует в книге «Vite dei più celebri Architetti e scrittori veneziani» (1778 г.), что Сансовино взял колонны и мрамор из Санта-Мария-дель-Каннето в 1550 и 1551 годах для базилики Святого Марка и Дворца дожей. [ 25 ] Разграбление также подтверждается петицией жителей Полы к прокураторам Святого Марка от 1550 года, в которой они требуют освобождения от обязанности платить дань в размере одной десятой части местного производства оливкового масла, ссылаясь на удаление колонны, мрамор, порфир и серпентинит . [ 26 ] Количество спасенных строительных материалов должно было быть значительным, учитывая, что для перевозки снятых 22 колонн вместе с мрамором пришлось нанять три корабля. [ 27 ]
Сохранившаяся часовня
[ редактировать ]Еще в середине девятнадцатого века апсида , протез и диаконикон, основания колонн и часть стены по периметру первоначальной базилики все еще были достаточно неповрежденными, как и одна из прилегающих боковых часовен. [ 28 ] Но сегодня мало что осталось, за исключением уменьшенного участка периметральной стены, частей протеза и диаконикона, а также часовни. Учитывая ее форму и отношение к главной базилике, а также сходство с мавзолеем Галлы Плацидии пятого века в Равенне, считается, что эта часовня, вероятно, была построена как гробница: описание семнадцатого века свидетельствует о присутствии саркофаг епископа. [ 29 ]
Часовня, построенная из грубого камня с кирпичными сводами, имеет форму латинского креста с апсидой, многоугольной снаружи и полукруглой внутри. [ 4 ] Его главный фасад со временем претерпел изменения, только арка над центральным окном осталась оригинальной от ранней конструкции. Но остальные внешние стены сохранились. Они украшены глухими арками и пилястрами по углам, в отличие от наружных стен большинства современных церквей Равенны, которые простые. [ 30 ] [ 31 ] Интерьер часовни освещен широкими арочными окнами в центральной башне и небольшими окнами в трансептах и нефе. В трех из этих окон есть оригинальные каменные перегородки. [ 6 ]

Внутри часовни раковина апсиды изначально была покрыта золотой мозаикой, на которой, как и на многих ранних изображениях , Иисус был изображен безбородым юношей. Эта сцена, возможно, изображала traditio legis . Сюжет, распространенный в палеохристианском искусстве , касается передачи евангельского послания и обычно изображает Христа, держащего свиток, со Святыми Петром и Святым Павлом по обе стороны. В Санта-Мария-дель-Каннето сохранились фрагменты голов Христа и одного из двух святых, которые сейчас находятся в соседнем археологическом музее. [ 32 ] С другой стороны, сцена могла представлять собой traditio clavium , изображающую Христа, дающего ключи Святому Петру. Это было бы более уместно для погребальной часовни и не было бы несовместимо с присутствием святого Павла, принимающего закон. [ 6 ] [ 33 ] Под раковиной располагался лепной бордюр с повторяющимся рисунком парных птиц, держащих гирлянды из цветов и фруктов. От этого сохранились фрагменты. На фризе под границей в иллюзионистских нишах были изображены апостолы и Иоанн Креститель. [ 34 ]
В то время как мозаики в старых церквях Равенны, относящихся к Остготскому королевству , демонстрируют сильное влияние Запада, мозаики в Санта-Мария-дель-Каннето стилистически ближе к современным мозаикам в Константинополе и демонстрируют большую связь с Востоком и, как следствие, художественные влияние, которое характеризовало период византийского правления . [ 35 ] Примечательно, что надписи на фресковой мозаике главной базилики были на греческом языке, в отличие от церквей Равенны, где надписи были на латыни. [ 11 ] Это согласуется с традицией, согласно которой мозаичисты, работавшие в Санта-Мария-дель-Каннето, на самом деле были выходцами из Константинополя. [ 35 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Каприн, L'Istria nobilissima , стр. 50.
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 21
- ^ Лучани, «Пола», стр. 20 и 22
- ^ Jump up to: а б с Маки, Раннехристианские часовни... , с. 47
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 12
- ^ Jump up to: а б с Маки, Раннехристианские часовни... , с. 48
- ↑ Возможно, аббатство было основано Максимианом во время строительства базилики. Но самый ранний зарегистрированный аббат, Феодосий, был назначен в 717 году. См. Морасси, La chiesa di Santa Maria del Canneto ..., стр. 12 и 22, примечание 6, и Кандлер , «Della Basilica di S. Maria Formosa in Pola». , с. 172
- ^ Кандлер , «О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле», с. 172 (см. сноску)
- ^ Кандлер , «О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле», стр. 173–174
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 14
- ^ Jump up to: а б Тавано, «Теменные мозаики в Истрии», с. 248
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., стр. 14–15
- ^ Лучани, «Пола», стр. 29 и 31
- ^ Лучани, «Пола», стр. 31–32
- ^ Лучани, «Пола», с. 32
- ^ Кандлер , «О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле», с. 173
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., стр. 12–13
- ^ Каприн, L'Istria nobilissima , с. 51 нота 1
- ^ Каприн, L'Istria nobilissima , с. 23
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 13
- ^ Историки искусства не пришли к единому мнению относительно происхождения и возраста колонн. Альтернативно было высказано предположение, что они византийские, но происходят из Нижнего Египта, Сирии, Малой Азии, Константинополя или Равенны и что они могут даже быть венецианскими произведениями тринадцатого века. См. в целом Вейгель, Томас, «Колонны кибория главного алтаря Святого Марка в Венеции: новые аргументы в пользу протовизантийской датировки», Немецкий центр венецианских исследований quaderni , 54 (2000), стр. 18–25.
- ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , с. 12
- ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , стр. 13–14
- ↑ Джузеппе Карпин альтернативно предполагает, что колонны, используемые в библиотеке Марчианы, происходят с арены в Поле. См. Каприн, L'Istria nobilissima , p. 28
- ^ Теманца, Жизнеописания самых известных архитекторов... , том. я, с. 244
- ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , с. 16
- ^ Галло, Якопо Сансовино в Поле , с. 14
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 11
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 20
- ^ Маки, Раннехристианские часовни на Западе... , стр. 47–48.
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 16
- ^ Морасси, Церковь Санта-Мария-Формоза ..., с. 16
- ↑ Серджио Тавано предполагает, что эта сцена, скорее всего, изображала Христа, приветствующего двух апостолов. См. Тавано, «Mosaici parietali в Истрии», с. 249
- ^ Маки, Раннехристианские часовни на Западе , с. 49
- ^ Jump up to: а б Тавано, «Теменные мозаики в Истрии», стр. 251–252
Библиография
[ редактировать ]- Бовини, Джузеппе, Христианские древности прибрежной полосы Истрии от Пореча до Пулы , 2 тома (Болонья: Patron, 1974)
- Каприн, Джузеппе, L'Istria nobilissima (Триест: FH Schimpff, 1905)
- Галло, Родольфо, Якопо Сансовино в Поле ([Венеция]: Муниципалитет Венеции, 1926)
- Морасси, Антонио, «Церковь Санта-Мария-Формоза или дель Каннето-ин-Пола», Художественный вестник Министерства народного образования: новости из музеев, галерей и памятников Италии , 1924, № 1 (июль 1924 г.), 11- 25
- Кандлер, Пьетро , « О базилике Санта-Мария-Формоза в Поле» , в муниципалитете Пулы, изд., Исторические новости Пулы (Пореч: Гаэтано Коана, 1876), стр. 171–177
- Лучани, Томазо, « Пула» , в муниципалитете Пулы, изд., Исторические новости Пулы (Пореч: Гаэтано Коана, 1876), стр. 9–34
- Маки, Джиллиан, Раннехристианские часовни на Западе: украшение, функции и покровительство (Торонто: University of Toronto Press, 2003)
- Тавано, Серджио, «Теменные мозаики в Истрии», Antichita altoadriatiche , N. 8 (1975), 245–273.
- Теманца, Томмазо, Жизнеописания самых известных венецианских архитекторов и скульпторов, процветавших в шестнадцатом веке , 2 тома (Венеция: К. Палезе, 1778 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Базилика Святой Марии Формоза в Пуле
44 ° 52'4,9 "с.ш. 13 ° 50'36,96" в.д. / 44,868028 ° с.ш. 13,8436000 ° в.д.