Jump to content

Дальномерное оборудование

Наземная станция D-VOR/DME
Антенна DME рядом с укрытием транспондера DME

В авиации технология , дальномерное оборудование ( DME ) — это радионавигационная которая измеряет наклонную дальность (расстояние) между самолетом и наземной станцией путем измерения задержки распространения радиосигналов в полосе частот от 960 до 1215 мегагерц (МГц). Требуется прямая видимость между самолетом и наземной станцией. Запросчик (бортовой) инициирует обмен, передавая пару импульсов по назначенному «каналу» на наземную станцию ​​ретранслятора. Назначение канала определяет несущую частоту и интервал между импульсами. После известной задержки транспондер отвечает, передавая пару импульсов на частоте, которая смещена от частоты запроса на 63 МГц и имеет заданное разделение. [1]

Системы DME используются во всем мире с использованием стандартов, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). [1] РТКА, [2] Агентство авиационной безопасности Европейского Союза (EASA) [3] и другие органы. Некоторые страны требуют, чтобы воздушные суда, выполняющие полеты по приборам (ППП), были оснащены запросчиком DME; в других запросчик DME требуется только для выполнения определенных операций.

Хотя автономные транспондеры DME разрешены, транспондеры DME обычно сочетаются с системой наведения по азимуту, чтобы обеспечить воздушному судну возможность двумерной навигации. Обычной комбинацией является размещение DME с передатчиком всенаправленного диапазона VHF (VOR) на одной наземной станции. В этом случае частоты оборудования VOR и DME спариваются. [1] Такая конфигурация позволяет самолету определять свой азимутальный угол и расстояние до станции. Установка VORTAC (VOR , совмещенная с TACAN ) обеспечивает те же возможности для гражданских самолетов, но также обеспечивает возможности двухмерной навигации для военных самолетов.

Транспондеры DME малой мощности также связаны с некоторыми системы посадки по приборам (ILS), курсового радиомаяка ILS и микроволновой системы посадки установками (MLS). В таких ситуациях частота/интервал между импульсами транспондера DME также сопряжена с частотой ILS, LOC или MLS.

ИКАО характеризует передачу DME как сверхвысокочастотную (УВЧ). Также используется термин L-диапазон. [4]

Разработанный в Австралии, DME был изобретен Джеймсом «Джерри» Джеррандом. [5] под руководством Эдварда Джорджа «Тэффи» Боуэна , когда он работал начальником отдела радиофизики Организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO). Другая разработанная версия системы была развернута компанией Amalgamated Wireless Australasia Limited в начале 1950-х годов и работала в диапазоне УКВ 200 МГц . Эта австралийская внутренняя версия называлась Федеральным департаментом гражданской авиации как DME (D) (или DME Domestic), а более поздняя международная версия, принятая ИКАО, как DME (I).

DME по принципу аналогичен функции вторичного радара , за исключением того, что роли оборудования в самолете и на земле поменяны местами. DME был послевоенной разработкой, основанной на системах идентификации «свой-чужой» (IFF) времен Второй мировой войны . Для обеспечения совместимости DME функционально идентичен компоненту измерения расстояния TACAN.

Операция

[ редактировать ]

В своей первой версии самолет, оснащенный DME, использовал это оборудование для определения и отображения расстояния до наземного транспондера путем отправки и приема пар импульсов. Наземные станции обычно размещаются рядом с VOR или VORTAC. Маломощный DME может быть совмещен с ILS или MLS, где он обеспечивает точное расстояние до приземления, аналогично тому, которое в противном случае обеспечивается маркерными маяками ILS (и, во многих случаях, позволяет удалить последний).

Новая роль DME — это зональная навигация DME/DME (RNAV). [6] [7] Из-за в целом более высокой точности DME по сравнению с VOR, навигация с использованием двух DME (с использованием трилатерации/расстояния) позволяет выполнять операции, которые не позволяют навигация с использованием VOR/DME (с использованием азимута/расстояния). Однако для этого требуется, чтобы самолет имел возможности RNAV, а для некоторых операций также требуется инерциальный эталонный блок.

Типичный наземный транспондер DME для навигации по маршруту или в районе аэродрома будет иметь пиковую импульсную выходную мощность 1 кВт на назначенном канале УВЧ.

Аппаратное обеспечение

[ редактировать ]
Приборы дисплея дальности DME и VOR/ADF в кабине

Система DME состоит из передатчика/приемника УВЧ (L-диапазона) (запросчика) на самолете и приемника/передатчика УВЧ (L-диапазона) ( транспондера ) на земле.

Режим поиска

[ редактировать ]

150 пар опросных импульсов в секунду. Самолет опрашивает наземный транспондер серией пар импульсов (запросов), и после точной задержки по времени (обычно 50 микросекунд) наземная станция отвечает идентичной последовательностью пар импульсов. Приемник DME на самолете ищет пары ответных импульсов (режим X = интервал 12 микросекунд) с правильным интервалом и шаблоном ответа на исходный шаблон запроса. (Пары импульсов, которые не совпадают с шаблоном запроса отдельного воздушного судна, например, не синхронны, называются парами импульсов-заполнителей или самогенерируемым сигналом . Кроме того, ответы другим воздушным судам, которые поэтому являются несинхронными, также отображаются как самогенерируемый сигнал).

Режим трека

[ редактировать ]

Менее 30 пар импульсов опроса в секунду, поскольку среднее количество импульсов в режимах ПОИСК и ОТСЛЕЖИВАНИЕ ограничено максимум 30 парами импульсов в секунду. Запросчик самолета фиксируется на наземной станции DME, как только он распознает, что определенная последовательность ответных импульсов имеет тот же интервал, что и исходная последовательность запроса. Как только приемник заблокирован, у него появляется более узкое окно для поиска эхо-сигналов, и он может сохранять блокировку.

Расчет расстояния

[ редактировать ]

Радиосигналу требуется примерно 12,36 микросекунды, чтобы пройти 1 морскую милю (1852 м) до цели и обратно. Разница во времени между запросом и ответом за вычетом 50-микросекундной задержки наземного транспондера и интервала между ответными импульсами (12 микросекунд в режиме X и 30 микросекунд в режиме Y) измеряется схемой синхронизации запросчика и преобразуется в измерение расстояния. ( наклонная дальность ) в морских милях, затем отображается на дисплее DME в кабине.

Формула расстояния расстояние = скорость * время используется приемником DME для расчета расстояния от наземной станции DME. Скорость в расчете — это скорость радиоимпульса, которая равна скорости света (примерно 300 000 000 м/с или 186 000 миль/с ). Время в расчете равно C.½( общее время задержка ответа ), где C – скорость света.

Точность

[ редактировать ]
Точность различных авиационных навигационных систем

Точность наземных станций DME составляет 185 м (±0,1 морских миль ). [8] Важно понимать, что DME обеспечивает физическое расстояние между антенной самолета и антенной транспондера DME. Это расстояние часто называют «наклонной дальностью» и тригонометрически зависит от высоты самолета над транспондером, а также от земного расстояния между ними.

Например, самолет, находящийся непосредственно над станцией DME на высоте 6076 футов (1 миль), все равно будет показывать 1,0 миль (1,9 км) на показаниях DME. Технически самолет находится в миле от нас, всего в миле вверх. Ошибка наклонной дальности наиболее выражена на больших высотах, когда вы находитесь вблизи станции DME.

Радионавигационные средства должны сохранять определенную степень точности, предусмотренную международными стандартами FAA, [9] EASA , ICAO и т. д. Чтобы убедиться в этом, организации летной инспекции периодически проверяют критически важные параметры на правильно оборудованных самолетах для калибровки и сертификации точности DME.

ИКАО рекомендует точность менее суммы 0,25 морских миль плюс 1,25% измеренного расстояния.

Спецификация

[ редактировать ]

Типичный наземный маяк-транспондер DME имеет предел в 2700 запросов в секунду (пар импульсов в секунду – pps). Таким образом, он может предоставлять информацию о расстоянии до 100 самолетов одновременно — 95% передач для самолетов в режиме слежения (обычно 25 импульсов в секунду) и 5% в режиме поиска (обычно 150 импульсов в секунду). Выше этого предела транспондер избегает перегрузки, ограничивая чувствительность (усиление) приемника. Ответы на более слабые (обычно более удаленные) запросы игнорируются, чтобы снизить нагрузку на транспондер.

Данные радиочастоты и модуляции

[ редактировать ]

Частоты DME сопряжены с частотами VOR, а запросчик DME предназначен для автоматической настройки на соответствующую частоту DME при выборе соответствующей частоты VOR. Запросчик DME самолета использует частоты от 1025 до 1150 МГц. Транспондеры DME передают по каналу в диапазоне от 962 до 1213 МГц и принимают по соответствующему каналу в диапазоне от 1025 до 1150 МГц. Полоса разделена на 126 каналов для запроса и 126 каналов для ответа. Частоты запроса и ответа всегда отличаются на 63 МГц. Разнос и полоса пропускания каждого канала составляет 1 МГц, а ширина полосы — 1 МГц.

Технические ссылки на каналы X и Y относятся только к интервалу между отдельными импульсами в паре импульсов DME: интервал 12 микросекунд для каналов X и интервал 30 микросекунд для каналов Y.

Объекты DME идентифицируют себя кодом Морзе трехбуквенным с частотой 1350 Гц. Если он расположен рядом с VOR или ILS, он будет иметь тот же идентификационный код, что и родительский объект. Кроме того, DME будет идентифицировать себя между устройствами родительского объекта. Идентификация DME составляет 1350 Гц, чтобы отличаться от тона 1020 Гц VOR или курсового радиомаяка ILS.

Типы транспондеров DME

[ редактировать ]

ФАУ США установило три типа транспондеров DME (не считая тех, которые связаны с системой посадки): Терминальные транспондеры (часто устанавливаемые в аэропорту) обычно обеспечивают обслуживание на минимальной высоте над землей 12 000 футов (3700 м) и дальности действия 25 морских миль. мили (46 км); Транспондеры малой высоты обычно обеспечивают обслуживание на высоте не менее 18 000 футов (5 500 м) и дальности действия 40 морских миль (74 км); и высотные транспондеры, которые обычно обеспечивают обслуживание на высоте не менее 45 000 футов (14 000 м) и дальности действия 130 морских миль (240 км). Однако многие из них имеют эксплуатационные ограничения, в основном связанные с блокировкой прямой видимости, и фактическая производительность может отличаться. [10] В Руководстве по аэронавигационной информации США говорится, предположительно имея в виду высотные транспондеры DME: «надежные сигналы могут приниматься на расстояниях до 199 морских миль [369 км] на высоте прямой видимости».

Транспондеры DME, связанные с заходом на посадку по ILS или другим приборам, предназначены для использования во время захода на посадку к определенной ВПП, с одного или обоих концов. Они не допущены к обычному плаванию; ни минимальный диапазон, ни высота не указаны.

Использование частот/распределение каналов

[ редактировать ]

Использование частот DME, распределение каналов и сопряжение с другими навигационными средствами (VOR, ILS и т. д.) определяются ИКАО. [1] DME 252 канала определяются комбинацией их частоты запроса, интервала между импульсами запроса, частоты ответа и интервала между импульсами ответа. Эти каналы имеют маркировку 1X, 1Y, 2X, 2Y,... 126X, 126Y. Каналы X (которые были первыми) имеют пары импульсов запроса и ответа, разделенные интервалом 12 микросекунд. Каналы Y (которые были добавлены для увеличения пропускной способности) имеют пары импульсов запроса с интервалом 36 микросекунд и пары импульсов ответа с интервалом 30 микросекунд.

Всего определены 252 частоты (но не все используются) для запросов и ответов DME, а именно: 962, 963,... 1213 мегагерц. Частоты опроса составляют 1025, 1026,... 1150 МГц (всего 126), одинаковы для каналов X и Y. Для данного канала частота ответа на 63 МГц ниже или выше частоты запроса. Частота ответов различна для каналов X и Y, а также для каналов с номерами 1–63 и 64–126.

Не все определенные каналы/частоты назначены. Существуют «дыры» назначения, сосредоточенные на частотах 1030 и 1090 МГц для обеспечения защиты системы вторичного обзорного радара (ВОРЛ). Во многих странах также существует «дыра» присвоения частоты 1176,45 МГц для защиты частоты GPS L5. Эти три «дыры» удаляют примерно 60 мегагерц из доступных для использования частот.

Прецизионный DME (DME/P), компонент микроволновой системы посадки, назначен каналам Z, которые имеют третий набор интервалов между импульсами запроса и ответа. Каналы Z мультиплексируются с каналами Y и существенно не влияют на план каналов.

В 2020 году одна компания представила свое «DME пятого поколения». Хотя эта версия совместима с существующим оборудованием, она обеспечивает большую точность (до 5 метров при использовании триангуляции DME/DME) с дальнейшим снижением до 3 метров при дальнейшем уточнении. Трехметровое оборудование рассматривается как часть европейского проекта SESAR с возможным внедрением к 2023 году.

В двадцать первом веке воздушная навигация все больше зависит от спутникового наведения. Однако наземная навигация продолжится по трем причинам: [ нужна ссылка ]

  • Спутниковый сигнал чрезвычайно слаб, его можно подделать, и он не всегда доступен;
  • Правило Европейского Союза требует, чтобы государства-члены сохраняли и обслуживали наземные навигационные средства;
  • Чувство суверенитета или контроля над собственными средствами навигации государства. «Некоторые государства хотят, чтобы навигация по их территории опиралась на средства, которые они контролируют. И не в каждой стране есть свое созвездие, такое как GPS в США или Галилео в Европе». [ нужна указание авторства ]

Одним из преимуществ оборудования пятого поколения, предложенного в 2020 году, является возможность проверки его работоспособности с помощью полетов дронов , что позволит значительно сократить расходы и задержки предыдущих пилотируемых сертификационных летных испытаний. [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Приложение 10 к Конвенции о международной гражданской авиации, том I – Радионавигационные средства ; Международная организация гражданской авиации; Международные стандарты и рекомендуемая практика.
  2. ^ Минимальные стандарты эксплуатационных характеристик бортового оборудования для измерения расстояний (DME), работающего в диапазоне радиочастот 960–1215 МГц ; РТКА; ДО-189; 20 сентября 1985 г.
  3. ^ Оборудование для измерения расстояния (DME), работающее в диапазоне радиочастот 960–1215 МГц ; Агентство авиационной безопасности Европейского Союза; ЭТСО-2C66b; 24 октября 2003 г.
  4. ^ «Приложение B: Стандартные буквенные обозначения IEEE для радиолокационных диапазонов». Справочник по распределению частот и защите спектра для научных целей (2-е изд.). Национальные академии наук, техники и медицины. 2015. дои : 10.17226/21774 . ISBN  978-0-309-37659-4 .
  5. ^ «Инженер развеял мифы во многих областях» . 9 января 2013 г. – через The Sydney Morning Herald.
  6. ^ Операции терминала США и зональной навигации по маршруту (RNAV) ; Федеральное управление гражданской авиации; Консультативный циркуляр AC 90-100A; 1 марта 2007 г.
  7. ^ «DME/DME для альтернативного положения, навигации и времени (APNT)» , Роберт В. Лилли и Роберт Эриксон, Федеральное управление гражданской авиации, Технический документ, без даты
  8. ^ Министерство обороны США и Министерство транспорта (декабрь 2001 г.). «Федеральные радионавигационные системы, 2001 г.» (PDF) . Проверено 5 июля 2011 г.
  9. ^ Федеральное управление гражданской авиации США (2 сентября 1982 г.). «Национальный авиационный стандарт США для систем VOR/DME/TACAN» .
  10. ^ Руководство по аэронавигационной информации. Архивировано 5 сентября 2008 г. в Wayback Machine ; Федеральное управление гражданской авиации; 12 октября 2017 г.
  11. ^ Thales представляет DME пятого поколения ( AW&ST , 11 марта 2020 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27a48a566df544bac56b53fce55b0037__1722106740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/37/27a48a566df544bac56b53fce55b0037.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Distance measuring equipment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)