Абу Саид Айюб
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Абу Саид Айюб ( бенгальский язык : আবু সয়ীদ আইয়ুব; 1906–1982) был индийским философом, педагогом, литературным критиком и писателем, говорящим на бенгальском и английском языках. Хотя он родился в традиционной мусульманской семье, говорящей на урду, в Калькутте ( Калькутта ), в раннем подростковом возрасте он был настолько глубоко очарован стихами индийского лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора , что выучил сам бенгальский язык, чтобы лучше ценить Тагора. [ 1 ] Позже, когда он начал писать, это было в основном на его принятом языке, бенгали. В начале своей писательской карьеры Айюб писал об эстетике, религии и социализме. Однако именно его философский и научный анализ творческой литературы - в частности поэзии и драмы Тагора - принес ему наконец широкое признание как «одного из самых серьезных и оригинальных тагороведов». [ 2 ] Айюбу также приписывают «соредактирование первой антологии современной бенгальской поэзии». [ 3 ] Он преподавал философию в Калькуттском университете , Университете Вишва-Бхарати и Мельбурнском университете , редактировал литературно-философский журнал «Квест» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Айюб родился в традиционной, культурной мусульманской семье и провел большую часть своей ранней жизни в доме своих предков в Центральной Калькутте. Он был пятым и младшим ребенком Амины Хатун и Абула Мукарема Аббада, служившего личным клерком тогдашнего вице-короля Индии лорда Керзона ( Джордж Керзон ). [ 4 ]
Образование
[ редактировать ]Айюб сначала учился в англоязычной школе Св. Антония, а затем окончил средний курс естественных наук в колледже Св. Ксавьера в Калькутте . В 13 лет он прочитал переводы «Гитанджали» Тагора на урду в литературном журнале «Ках-Кушан» на урду . Это побудило его выучить бенгали и прочитать оригинальные произведения Тагора; в течение следующих нескольких лет он выучил язык с помощью популярных бенгальских романов. Два других главных фактора, оказавших на него влияние в раннем подростковом возрасте. [ 5 ] были его невесткой, которая познакомила его с Чарльзом Диккенсом, Джорджем Эллиоттом и Шарлоттой Бронте, а также его учителем урду и персидского языка в церкви Святого Антония, который поощрял его читать классическую урду и персидскую поэзию Галиба , Мир Таки Мир. , Ходжа Мир Дард , Омар Хайям и Хафез .
Он поступил в Президентский колледж Калькутты (ныне Президентский университет в Калькутте ) для получения степени бакалавра наук. степень по физике в качестве красного (специального) предмета. Эйнштейна Хотя он уже планировал изучать философию в будущем, он продолжил обучение на степень магистра наук, главным образом для того, чтобы удовлетворить свое увлечение общей теорией относительности . Ему посчастливилось получить возможность изучить Артура Эддингтона «Математическую теорию относительности» вместе со знаменитым математиком Прашантой Чандрой Махаланобисом . Однако плохое здоровье помешало Айюбу получить степень магистра наук. курс и он получил степень магистра философии. Во время учебы на степень магистра Айюб получил исследовательскую стипендию и работал над «Содержанием ошибок в восприятии и мышлении». [ 5 ] Его научный руководитель, знаменитый индийский философ (а позже второй президент независимой Индии) Сарвапалли Радхакришнан , однако, не оценил его «логическое измельчение и тонкий анализ»! Вскоре Айюб обнаружил непрактичность проведения исследований современной западной философии в Индии 1930-х годов из-за отсутствия доступа к современным журналам, а также нехватки мыслителей-единомышленников. Эти обстоятельства в конечном итоге подтолкнули его ко второй любви: литературе.
Писатель и редактор
[ редактировать ]Айюб объявил о своем прибытии в литературный мир Бенгалии четырьмя эссе о взаимодействии философии, физики, эстетики и литературы, которые были опубликованы между 1934 и 1936 годами в главном бенгальском литературном журнале того времени « Поричой » под редакцией Судхиндранатха Дутты . Его раннее научное образование не только повлияло на его аналитический стиль письма, но и оставило у него пожизненный интерес к новейшим научным разработкам. В 1940 году Айюб совместно с Хирендранатом Мукерджи редактировал первую полную антологию современной бенгальской поэзии ( Адуник Бангла Кабита ) с подробным введением, сокращенная версия которой также была переведена на английский язык. [ 6 ] Намного позже (в 1957 году) он выпустил аналогичную антологию современной бенгальской романтической поэзии ( Pa(n)chish Bochhor-er Prem-er Kabita ).
Изучение Айюбом религиозной философии и мировоззрения Тагора было основано на анализе его поэзии и драмы. Большинство этих эссе появилось в бенгальском литературном журнале « Деш» в середине 1960-х годов, а затем были собраны и опубликованы в виде трех книг: «Адуниката о Рабиндранат» («Модернизм и Тагор») в 1968 году, «Пантходанер Соха » («Друг путника») в 1973 году и «Патер». Шеш Котай (Где заканчивается путешествие) в 1977 году. Эти исследования были высоко оценены критиками. как новый способ понимания Тагора. [ 7 ] За свою работу над Тагором Айюб получил высшие награды как на государственном уровне (Премия Мемориала Рабиндры), так и на национальном уровне (Премия Сахитьи Академи). В 70-е годы он также опубликовал два сборника бенгальских переводов своих любимых поэтов на урду, Галиба и Мир Таки Мира .
В период с 1958 по 1968 год Айюб редактировал (вместе с Амланом Даттой) литературно-философский журнал Quest , издававшийся в Бомбее (ныне Мумбаи ). В этот период «Квест» опубликовал работы некоторых из самых выдающихся индийских интеллектуалов того времени, в том числе: Нирада Ч. Чаудхури , Раджни Котари , Сибнараяна Рэя , П. Лала , Дома Мораеса , Кхушванта Сингха и Гив Патель . [ 8 ] Некоторые из собственных работ Айюба впервые появились на его страницах. Однако Quest был среди нескольких международных журналов, получивших финансовую поддержку со стороны Парижского Конгресса за свободу культуры (CCF). В 1966–67 годах газета New York Times сообщила, что CCF частично финансировался ЦРУ . [ 9 ] Учитывая сильные левые настроения, преобладавшие в то время в Бенгалии, эта новость поставила Айюба в неловкое положение. Он заявил о своем незнании этого вопроса, категорически заявив, что «редакционная политика «Квеста» всегда была свободна от внешнего контроля», и процитировал несколько статей, открыто критикующих ЦРУ, которые появились в журнале во время его работы в качестве редактора. [ 10 ] Однако Айюб покинул Quest вскоре после этого, в 1968 году, .
Преподавание и исследования
[ редактировать ]Из-за постоянного плохого здоровья Айюб не мог какое-либо время продолжать преподавать. Сначала он преподавал философию в Калькуттском университете с 1938 по 1940 год. В начале 1941 года Тагор попросил Айюба рассмотреть возможность поступления в университет Вишва-Бхарати в Шантиникетане. [ 3 ] [ 11 ] Опять же, плохое здоровье помешало ему присоединиться в то время. Тагор умер позже в том же году, и Айюб окончательно присоединился к Вишва-Бхарати в качестве профессора только в 1950 году. Но через пару лет ему пришлось вернуться в Калькутту для лечения. Последнее важное преподавательское назначение Айюба было в 1960 году, когда он присоединился к недавно созданному факультету индийских исследований Мельбурнского университета (Австралия) в качестве первого заведующего кафедрой. Аюбу приписывают организацию первого систематического набора курсов индийской философии и литературы в Австралазии. [ 12 ] Но непостоянный климат Мельбурна его не устраивал, и ему пришлось госпитализироваться, прежде чем он вернулся преждевременно менее чем через два года.
Большую часть своей трудовой жизни Айюб продолжал изучать различные аспекты философии. В 1959 году он возглавлял секцию этики Индийского философского конгресса. Его пригласили внести свой вклад в культовую « Историю философии Востока и Запада». [ 13 ] под редакцией Сарвапалли Радхакришнана в 1953 году и в престижный столетний том. [ 14 ] о Рабиндранате Тагоре, опубликованном в 1961 году Академией Сахитьи. В 1968 году он прочитал первую «Лекцию памяти Хирендранатха Датты» в Университете Джадавпура по философии поэзии, которая была опубликована позже в виде книги ( «Поэзия и истина »). В 1969 году ему была предоставлена 3-летняя стипендия в Индийском институте перспективных исследований в Шимле, где он работал над религиозными и светскими мыслями Тагора, Махатмы Ганди и Абула Калама Азада . [ 3 ]
Общественно-политические взгляды
[ редактировать ]Айюб был ярым сторонником свободы мысли и выражения. В 1950-е годы его особенно привлекало движение радикальных гуманистов, которое пыталось наметить третий курс между либерализмом и коммунизмом и возглавлялось М. Н. Роем , личным другом которого он был. [ 15 ] В начале 70-х годов Айюба особенно беспокоило подавление языковой свободы в соседнем Восточном Пакистане (позже Бангладеш ), со многими поэтами и писателями которого он имел тесные связи. Его вклад в Освободительную войну Бангладеш позже был признан правительством этой страны посредством (посмертной) награды «Друзья Освободительной войны» в 2013 году за «...оказание поддержки поэтам, писателям и политическим активистам из Бангладеш» и за его « ...неустанные усилия заручиться поддержкой индийских интеллектуалов дела Бангладеш». [ 16 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Жизнь Айюба была историей постоянной борьбы за реализацию своих творческих амбиций против изнурительных последствий нескольких хронических заболеваний, включая туберкулез в молодости. После окончания образования он переехал в квартиру в Park Circus в Южной Калькутте, где и провел остаток своей жизни. Здесь он жил рядом с семьей своего старшего брата АМО Гани, врача, а также коммунистического лидера и давнего члена Законодательного собрания штата. [ 17 ] В 1956 году Айюб женился на своей бывшей ученице Гаури Датте, которая происходила из индуистской семьи. Межрелигиозные союзы в то время были необычными, и отец Гаури (известный Гандианский философ Дхирендра Мохан Датта) не одобрял брак и разорвал с ней все отношения. [ 18 ] В 60-х и 70-х годах их дом на Перл-Роуд, 5 стал известен как место встреч многих интеллектуальных и литературных знатоков Калькутты. [ 19 ] Академическое, а также личное общение Айюба с поэтами и писателями его времени отражено в недавно опубликованном сборнике писем. [ 20 ] Можно утверждать, что лучшие литературные произведения Айюба появились в последние полтора десятилетия его жизни, когда он страдал нейродегенеративной болезнью Паркинсона. Большая часть его произведений в это время была продиктована членам семьи и друзьям. Его продолжающееся творчество в эти годы можно главным образом объяснить постоянным присмотром и заботой его жены Гаури (см. статью в Википедии о Гаури Айюб ). Их единственный сын Пушан родился в 1957 году и сделал карьеру ученого.
Награды и признания
[ редактировать ]- (1970) Премия Сахитьи Академии за книгу «Адуниката о Рабиндранат». [ 21 ]
- (1970) Рабиндра Смрити Пураскар (Премия Мемориала Тагора). [ 3 ]
- (1976) Суреш Смрити Пураскар (Ананда Пураскар) из группы Анандабазар [ 22 ]
- (1980) Премия Десикоттамы Университета Вишва-Бхарати
- (1983) Премия Индийского совета философских исследований (посмертно)
- (2013) Честь друзей освободительной войны [ 23 ] награжден правительством Бангладеш (посмертно)
Библиография
[ редактировать ]Книги на бенгали
[ редактировать ]- (1970) Адхуниката О Рабиндранат (Современность и Рабиндранат) Калькутта: Издательство Дея. ISBN 81-7079-159-6 . Английский перевод (Амитава Рэй): Модернизм и Тагор; 1995: Нью-Дели: Академия Сахитья, ISBN 978-81-7201-851-1 . Гуджаратский перевод (Нагиндас Парех): Кавьяма Аадхуникта, 1977. Тамильский перевод (С. Кришнамурти): Навина Танмаиюм Равиндирум, 2013.
- (1973) Пантоджанер Соха (Друг путника) Калькутта: Издательство Дея: ISBN 81-7079-139-1 . Гуджаратский перевод (Нагиндас Парех): Пантханана Сакха, 1977.
- (1977) Патер Шеш Котай (Где заканчивается путешествие) Калькутта: Dey's Publishing: ISBN 81-7079-210-X .
- (1992) Бьяктигата О Наирбьяктик (Личное и объективное) Калькутта: Издательство Дея; ISBN 81-2952-032-Х
Книги на английском языке
[ редактировать ]- (1970) Поэзия и правда ; Калькутта: Университет Джадавпура.
- (1980) Разнообразие опыта ; Калькутта: Риддхи. АСИН B0000EE3P7 .
- (1980) «В поисках Тагора» ; Калькутта: Папирус. АСИН B0006E4EP2 .
Авторские главы в книгах
[ редактировать ]- (1953) «Марксизм» в С. Радхакришнане (редактор): История философии Востока и Запада , Vol. 2 Лондон: Аллен и Анвин, глава XLVI, стр. 392–409.
- (1953) «Теория эволюционизма Уайтхеда» в С. Радхакришнане (редактор): История философии Востока и Запада , Vol. 2 Лондон: Аллен и Анвин, глава XLIV, стр. 365–376.
- (1961) «Эстетическая философия Тагора» в книге «Рабиндранат Тагор - столетний том» ; Нью-Дели: Сахитья Академи, стр. 78–87.
Переводы с урду
[ редактировать ]- (1976) Галибер Газаль thekey (Из газелей Галиба) Калькутта, издательство Dey's Publishing; ISBN 81-7079-033-6 .
- (1987) Мирер Газаль thekey (Из газелей Мира) Калькутта, издательство Dey's Publishing; ISBN 81-295-0168-6 .
Книги отредактированы
[ редактировать ]- (1940) Адхуник Бангла Кабита (আধুনিক বাংলা কবিতা: Антология современной бенгальской поэзии) Калькутта Кабита Бхаван; Калькутта: Dey's Publishing, 1999, отредактировано совместно с Хирендранатом Мукерджи. ISBN 81-7612-346-3 .
- (1957) Па(н)чиш Боххор-ер Прем-ер Кабита (Двадцать пять лет любовной поэзии: романтическая поэзия на бенгали - последние 25 лет) Калькутта: Signet Press; Калькутта: Издательство Dey's Publishing, 2009; ISBN 978-81-295-1313-7 .
- (1966) 10 лет поисков ; Мумбаи: Манакталас, под редакцией совместно с Амланом Даттой. АСИН B000S9IZ5K
- (1958-1968) Квест Том. 17 к Тому. 59, отредактировано совместно с Амланом Даттой (Мумбаи: Конгресс за свободу культуры).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (1975) Дас Гупта, Ашин (редактор) Ежеквартальный журнал Вишвабхарати: Абу Саид Айюб, номер 41 (1-4) 1–334; Шатиникетан: Вишвабхарати.
- (2007) Сенгупта, Сварадж (редактор) Манасви Даршаник: Абу Саид Айюб (Манасви Даршаник Абу Саид Айюб: философ-интеллектуал Абу Саид Айюб), Калькутта: Renaissance Publishers.
- (2007) Ислам. Мухаммад Сайфул (редактор) Айюб: Смарангранта (Айюб: Мемориальный том), Калькутта: Издательство Дея. ISBN 978-81-295-0749-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Айюб, Абу Саид (1995). Модернизм и Тагор . Нью-Дели: Сахитья Академи. стр. 67–68. ISBN 978-81-7201-851-1 .
- ^ Датта, Амареш, изд. (1987). Энциклопедия индийской литературы, Vol. 1 . Нью-Дели: Сахитья Академи. п. 314. ИСБН 81-260-1803-8 .
- ^ Jump up to: а б с д «Некролог: Абу Саид Айюб». Государственный деятель (Калькутта) . 22 декабря 1982 года.
- ^ Иов, Гаури (2014). Amader Dujoner Kotha Ebong Ananya (О нас двоих и других: О нас двоих) (на бенгали) . Калькутта: Издательство Дея. стр. 100-1 126–127. ISBN 978-81-295-2168-2 .
- ^ Jump up to: а б Аюб, Абу Саид (1977). Патер Шеш Котай (Где заканчивается путешествие) . Калькутта: Издательство Дея. пп. 9–10. ISBN 81-7079-210-Х .
- ^ Айюб, Абу Саид (1943). Тенденции в современной бенгальской поэзии в «Сборнике Лонгмана» . Лондон: Longmans, Green & Co., стр. 33–47 . Проверено 27 ноября 2020 г. .
- ^ Гхош, Сисиркумар (1968). «Рабиндранат и модернизм». Индийская литература . 11 (3): 12–20.
- ^ Футехалли, Л.; Прабхала, А.; Саттар, А., ред. (2011). Лучшее из квеста . Ченнаи: Tranquebar Press. ISBN 978-93-80658-80-3 .
- ^ Стонор Сондерс, Фрэнсис (2000). Культурная холодная война: ЦРУ и мир искусства и литературы . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 1. ISBN 978-1-59558-914-9 .
- ^ Айюб, Абу Саид (1967). «Вместо редакции». Квест . 54 : 9–11.
- ↑ Частное сообщение от 20.02.1941 Амии Чакраварти Буддхадеве Босу с просьбой передать Айюбу приглашение Тагора.
- ^ Билимория, Пурушоттама (1995). «Введение в специальный выпуск: сравнительная и азиатская философия в Австралии и Новой Зеландии». Философия Востока и Запада . 45 (2): 154. дои : 10.2307/1399563 . JSTOR 1399563 .
- ^ Радхакришнан, С. (1953). История философии восточной и западной, том. 2 . Лондон: Аллен и Анвин.
- ^ Рабиндранат Тагор — столетний том . Нью-Дели: Сахитья Академи. 1961.
- ^ Иов, Гаури (2014). Эллен Рой: Отчет о краткой дружбе в «Amader Dujoner Kotha Ebong Ananya (Наши два разговора и другие)» . Калькутта: Издательство Дея. стр. 100-1 174–187. ISBN 978-81-295-2168-2 .
- ^ «Записная книжка Songramer (Записная книжка борьбы): Друзья освободительной войны Бангладеш» . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Али, С.М. «Абу Саид Айюб: некоторые размышления». The Bangladesh Observer (Дакка), стр. 10 . № 22 января 1983 г.
- ^ Сен, Арати (2007). Ислам, Мухаммад Сайфул (ред.). Айюб: Смарангрантха (আইয়ুব - স্মরণগ্রন্থ: Айюб: Мемориальный том) (на бенгали). Калькутта: Издательство Дея. стр. 22–23. ISBN 978-81-295-0749-5 .
- ^ Дутта, Минакши (2003). «Жемчужная дорога, 5 (на бенгали)» . Парабас . 31 . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Айюб, Чампакали; Айюб, Пушан; Бхаттачарья, малайский (2 октября 2015 г.). «Сборник писем выдающихся личностей Абу Саиду Айюбу». Бросаться . 82 (23): 87–118.
- ^ «Премия Сахитьи Академии (1955–2019)» . Сахитья Академия . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Три писателя награждены на приятной литературной встрече». Анандабазар Патрика : Первая страница. 1 августа 1976 года.
- ^ «Честь Освободительной войны Бангладеш и Честь друзей Освободительной войны» (PDF) . Проверено 29 ноября 2020 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1906 рождений
- 1982 смертей
- Бенгальские мусульмане
- Бенгальцы 20-го века
- Бенгальские философы
- Индийские писатели-публицисты XX века.
- Индийские философы XX века
- Индийские переводчики XX века
- Индийские литературные критики
- Писатели, говорящие на бенгальском языке
- Писатели из Калькутты
- Академический состав Мельбурнского университета
- Академический состав Университета Вишва-Бхарати
- Лауреаты премии Сахитья Академии на бенгальском языке
- Литературные критики Британской Индии