Нейропсихология развития
Нейропсихология развития объединяет области нейробиологии и психологии развития , опираясь на различные другие смежные дисциплины. Он исследует взаимосвязь поведения и функций мозга на протяжении всей жизни человека, хотя часто упор делается на детство и подростковый возраст, когда происходит основная часть развития мозга. [ 1 ] Исследования, как правило, сосредотачиваются на развитии важных поведенческих функций, таких как восприятие , язык и другие когнитивные процессы . [ 2 ] Исследования в этой области часто сосредоточены на детях или других людях с нарушениями развития или различными видами травм или повреждений головного мозга. Ключевая концепция этой области заключается в том, что она рассматривает и пытается связать психологические аспекты развития, такие как поведение, понимание, познание и т. д., с конкретными нейронными структурами; он проводит параллели между поведением и механизмами мозга. [ 3 ] Исследования в этой области включают в себя различные когнитивные задачи и тесты, а также нейровизуализацию . Некоторые из многих состояний, изучаемых нейропсихологами развития, включают врожденное или приобретенное повреждение головного мозга , расстройство аутистического спектра , синдром дефицита внимания , исполнительную дисфункцию , судороги , интеллектуальные нарушения , обсессивно-компульсивное расстройство , заикание , шизофрению развития , афазию и другие задержки обучения, такие как дислексия. , дисграфия и диспраксия . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Некоторые считают Александра Луриа отцом-основателем нейропсихологии. [ 5 ] Работы Лурии, большая часть которых была связана с речевой реабилитацией, [ 6 ] обеспечили большую основу для того, что мы знаем сегодня как детскую нейропсихологию (нейропсихология развития, фокусирующаяся только на начале жизни). На основе его идей была создана Нейропсихологическая батарея Лурии -Небраски — стандартизированный тест нейропсихологического функционирования. Значительный вклад в детскую нейропсихологию внес и Лев Выготский , ученик Лурии. Вместе их методы создали основу для так называемого подхода Выготского-Лурии. Этот подход характеризуется идеей о том, что «высшие психологические функции характеризуются тремя основными чертами: (1) социальным генезисом; (2) системной структурой; и (3) динамической организацией и локализацией». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и исследует нервную организацию и структуру функций, лежащих в основе этих высших психических функций. [ 10 ]
Со временем завершение образования, по крайней мере, до уровня средней школы, становится все более распространенным, поскольку все больше и больше рабочих мест требуют таких навыков, как чтение и письмо. По мере того как давление на детей, требующих завершения школьного образования, возрастает, растет и давление на обеспечение надлежащего образования всем детям. Это привело к принятию законов, целью которых является обеспечение образования для студентов-инвалидов. Чтобы добиться этого, фокус исследований начал смещаться от взрослых, которые умели или с трудом умели читать и писать, к процессам развития, стоящим за ними. [ 3 ]
Подполя
[ редактировать ]Исследования в области нейропсихологии развития обычно можно разделить на две категории, основанные на двух основных целях этой области: образовательной и клинической . Образовательный подход направлен на понимание и помощь в обучении развивающихся детей (или, в некоторых случаях, взрослых), у которых есть проблемы с освоением определенных навыков, чаще всего связанных с языком – чтения и письма. Хотя некоторые исследования действительно сосредоточены на детях с повреждением головного мозга, многому можно научиться у детей без повреждений головного мозга, которым трудно освоить определенные навыки и/или которые имеют трудности с обучением. Цель этого исследования — понять нейронные причины этих проблем и то, как они связаны с психологическими аспектами, чтобы улучшить образовательные программы и методы лечения. Клинический подход уделяет больше внимания патологии , лечению и диагностике. Часто эти исследования оценивают и описывают повреждение нервной системы пациента из-за травмы, опухоли головного мозга , судорог или различных врожденных нарушений . В исследованиях этого типа обычно изучается потеря определенных функций из-за повреждения и оценивается, в какой степени пациенты, обычно дети с еще развивающимся мозгом, могут восстановить эти функции, если таковые имеются. [ 3 ] Цель нейропсихологической оценки — получить комплексное представление об общем функционировании ребенка, в том числе о том, как работает его мозг, его сильные и слабые стороны, предпочтительный стиль обучения и любые потенциальные отклонения. Этот процесс имеет важное значение для оценки поставщика медицинских услуг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Лири, Дэниел С. (1990), «Нейропсихологическое развитие ребенка и подростка: функциональное созревание центральной нервной системы», Психология развития - когнитивные, перцептуо-моторные и нейропсихологические перспективы , Достижения в психологии, том. 64, Elsevier, стр. 339–355, doi : 10.1016/s0166-4115(08)60103-x , ISBN. 978-0-444-88427-5
- ^ Нельсон, Чарльз А.; Люсиана, Моника, ред. (2008). Справочник по когнитивной нейробиологии развития . дои : 10.7551/mitpress/7437.001.0001 . ISBN 9780262280532 .
- ^ Jump up to: а б с Бернингер, Вирджиния В.; Харт, Тереза М. (сентябрь 1992 г.). «Нейропсихологическая перспектива развития чтения и письма». Педагогический психолог . 27 (4): 415–434. дои : 10.1207/s15326985ep2704_2 . ISSN 0046-1520 .
- ^ «Клиническая нейропсихология» . Американская психологическая ассоциация . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Л.Выготский, А.Лурия и нейропсихология развития. Психология в России: современное состояние» . Psychologyinrussia.com . Проверено 01 октября 2021 г.
- ^ Александр Романович Лурия: научная биография Хомская, Э.Д. (Евгения Давыдовна), 1929-, Таппер, Давид Евгеньевич, Кротова, Дарья, 1977-. Нью-Йорк: Издательство Kluwer Academic/Plenum. 2001. ISBN 0-306-46494-2 . OCLC 44750791 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ахутина, ТВ (апрель 1997 г.). «Реабилитация управляющих функций у детей с когнитивными нарушениями: нейропсихологический подход Выготского-Лурии». Журнал исследований умственной отсталости . 41 (2): 144–151. дои : 10.1111/j.1365-2788.1997.tb00691.x . ISSN 0964-2633 . ПМИД 9161926 .
- ^ Выготский Л.С. (ноябрь 1965 г.). «Психология и локализация функций». Нейропсихология . 3 (4): 381–386. дои : 10.1016/0028-3932(65)90011-4 . ISSN 0028-3932 .
- ^ Лурия, Арканзас; Карпов Б.А.; Ярбусс, Алабама (апрель 1966 г.). «Нарушения активного зрительного восприятия при поражении лобных долей» . Кортекс . 2 (2): 202–212. дои : 10.1016/s0010-9452(66)80003-5 . ISSN 0010-9452 .
- ^ Ахутина Татьяна Владимировна; Пылаева, Наталья М. (2011). «Л.Выготский, А.Лурия и нейропсихология развития» . Психология в России: современное состояние . 5 (1): 155. doi : 10.11621/pir.2011.0009 . ISSN 2074-6857 .