Эйстейн I из Норвегии
Эйстейн I из Норвегии | |
---|---|
![]() Мраморный бюст Эйстейна начала XII века. | |
Король Норвегии | |
Царствование | 1103 – 29 августа 1123 г. |
Предшественник | Магнус Босиком |
Преемник | Сигурд Крестоносец |
Соправители | Сигурд Крестоносец , Олаф Магнуссон |
Рожденный | в. 1088 |
Умер | 29 августа 1123 г. (33–35 лет) Хустад , Ромсдал , Норвегия |
Похороны | |
Супруг | Ингебьёрг Гуттормсдаттер |
Проблема | дочь Марии Эйстейн |
Дом | Хардрада |
Отец | Магнус Босиком |
Эйстейн Магнуссон ( древнескандинавский : Eysteinn Magnusson , норвежский : Øystein Magnusson ; ок. 1088 — 29 августа 1123) был королём Норвегии (как Эйстейн I ) с 1103 по 1123 год вместе со своими братьями Сигурдом Крестоносцем и Олафом Магнуссоном , хотя с тех пор Олаф умер. до совершеннолетия только Эйстейн и Сигурд был эффективным правителем страны.
В то время как Сигурд получил известность как «король-воин» (хотя почти исключительно благодаря своему трехлетнему крестовому походу в Святую Землю ), Эйстейн, напротив, изображался в сагах как «король мира», который остался дома в Норвегии и улучшил страну. . Поскольку Эйстейн никогда не участвовал в войне, о нем написано и известно значительно меньше информации, чем о его брате Сигурде, несмотря на его двадцатилетнее правление, всего на несколько лет меньше Сигурда. Тем не менее Эйстейн завоевал любовь своего народа и высоко ценился авторами саг за свои деяния. Правление Эйстейна и Сигурда стало самым продолжительным совместным правлением в истории Норвегии.
Хотя более поздняя литература саг повествует стереотипные рассказы о двух королях, Эйстейн, как известно, улучшил инфраструктуру и возвел здания и церкви, особенно по всему побережью в Западной Норвегии и Трёнделаге , от Бергена до рыболовного центра Лофотенских островов на севере. Деятельность Эйстейна была особенно сосредоточена в Бергене, который в то время стал важным центром международной торговли рыбой, чему способствовали его строительные проекты. Его деятельность в Бергене включала перемещение королевской резиденции в более центральное место города и строительство нового королевского дворца, а также строительство церквей и аббатства Мункелив .
Эйстейн умер от болезни в августе 1123 года, и таким образом его брат Сигурд стал единственным норвежским королем.
Фон
[ редактировать ]Эйстейн родился в 1088 или 1089 году. [ 1 ] как первый сын будущего короля Магнуса Бэрфута , рожденный от неизвестной матери, которая, как зарегистрировано, была «низкого происхождения». После смерти отца в 1103 году во время одного из его походов в Ирландию Эйстейн стал королём вместе со своими двумя братьями Олафом и Сигурдом. [ 2 ] Сигурд был примерно на год моложе Эйстейна, а Олаф — более чем на десять лет моложе его. [ 2 ] Сигурд был единственным сыном, который сопровождал их отца Магнуса в его кампании на Западе, но после смерти Магнуса он вернулся в Норвегию. [ 3 ]
Многие рассказы об Эйстейне в более поздних сагах характеризуются литературными мотивами и не имеют особой ценности как источники о его жизни. Снорри Стурлусон , исландский писатель начала XIII века Хеймскрингла, особенно хорошо стилистически и психологически овладел этим литературным стилем. Его рассказы включают в себя так называемый манневнинг (буквально «сравнение людей») между Эйстейном и Сигурдом, в котором они хвастаются своими навыками и поступками, пытаясь превзойти друг друга. [ 2 ] Подобным образом Снорри рассказывает и историю о том, как Эйстейну удалось вылечить меланхолию друга, согласившись регулярно высвобождать время, чтобы поговорить с ним о том, что его беспокоило. [ 4 ] О своем внешнем виде Снорри писал, что Эйстейн «был самым красивым мужчиной, которого можно было увидеть. У него были голубые открытые глаза, волосы желтые и вьющиеся, рост невысокий, но среднего размера». [ 5 ] Более достоверная информация, особенно о строительных проектах Эйстейна, содержится в более ранних сагах, таких как работы Теодориха Монаха , норвежского летописца, писавшего в конце XII века. [ 2 ]
Царствование
[ редактировать ]Совместное правление Эйстейна, Сигурда и Олафа повлекло за собой общее королевство, а само королевство не было разделено на фиксированные границы. Тем не менее, в первые годы своего правления Эйстейн, как говорят, оставался в основном в Западной Норвегии и Трёнделаге , в то время как Сигурд находился в Викене . На практике только Эйстейн и Сигурд когда-либо правили как короли, поскольку Олаф был значительно моложе и умер, когда ему было всего семнадцать лет, и о нем практически ничего не известно, кроме его имени. Одним из самых ранних актов королей было принятие реттербота , специального закона, изданного королем, который, среди прочего, отменил различные королевские налоги, возникшие во время датского правления Свейна Кнутссона и Эльфгифу (при Кнуте Великом ) в начале 1030-х годов. . Благодаря этому короли стали очень популярны. [ 2 ] Согласно некоторым источникам, основной мотивацией отмены налогов было заручиться поддержкой населения запланированного крестового похода Сигурда. [ 3 ]

В 1107 году [ 1 ] или 1108, [ 3 ] после многих лет подготовки Сигурд отплыл с большим флотом в крестовый поход на Святую Землю , став первым европейским королем, когда-либо сделавшим это. Сигурд вернулся в Норвегию в 1111 году. [ 3 ] Эйстейн, напротив, не участвовал ни в какой войне, и поэтому о нем написано значительно меньше сведений, чем о Сигурде, хотя Снорри отмечает, что он «также совершил в стране много полезного, пока король Сигурд был в своем путешествии». ." [ 6 ] В то время как Сигурд получил известность в потомках как «король-воин», хотя в основном из-за своего одноразового крестового похода, [ 7 ] Авторы саг изображали Эйстейна как «короля мира», который остался дома и улучшил страну. [ 2 ] Поскольку Сигурд оставался королем в течение девятнадцати лет после своего крестового похода без особых разногласий, историк Клаус Крэг считал, что внутренний мир, вероятно, в равной степени можно приписать Сигурду. [ 8 ] Чтобы противопоставить Эйстейна Сигурду, Снорри рассказывает историю о том, что Эйстейн вместо этого подчинил Емтланд норвежской короне мирным путем, используя подарки и дипломатию. Несмотря на рассказ Снорри, исторические записи показывают, что Емтланд поддался норвежскому правлению гораздо позже, во время правления короля Сверре в 1178 году. [ 2 ] Однако известно, что Эйстейн и Сигурд претендовали на монополию на торговлю и налогообложение в Финнмаркене . [ 9 ]
вылавливалось все больше трески Рыба становилась все более важным товаром во время правления Эйстейна, поскольку в Северной Норвегии , а в Европе резко вырос спрос на вяленую рыбу. [ 10 ] Будучи наиболее подходящим портом, Берген стал главным торговым узлом для экспорта вяленой рыбы, включая торговые связи с Гримсби в Англии . [ 2 ] в то же время он также служил для импорта столь необходимых товаров, таких как зерно и мука. [ 10 ] Для развития торговли Эйстейн построил рыболовные будки и церковь в рыболовном центре недалеко от современного Кабельвога на Лофотенских островах в Северной Норвегии. [ 11 ] он сам отплыл на север, к Лофотенским островам и Тронденесу . и в 1114 году [ 12 ] Он также обеспечил безопасность маршрута вдоль побережья, построив порт в Агденесе в устье Тронхеймс-фьорда . [ 2 ] а также небольшие маяки вдоль побережья. [ 10 ] [ 11 ] сравнил строительство порта Эйстейна в Агденесе со строительством Августа Цезаря в Брундизии. Теодорих Монах [ 13 ] эта ассоциация легко отражается в использовании Теодорихом латинизированной формы имени «Августин» для Эйстейна. [ 14 ] (Иначе Папа Калликст II в письме называет Эйстейна «Аистано».) [ 15 ] Существование ныне утраченного порта в Агденесе, датируемого примерно периодом правления Эйстейна, подтверждается недавними археологическими исследованиями в этом районе. [ 2 ] Снорри также говорит, что Эйстейн построил в Нидаросе несколько больших сухих доков и что у него был построен большой корабль, который «по размеру и форме» напоминал большой корабль «Ормен Ланге», когда-то построенный королем Олафом Трюггвасоном . [ 16 ] Эйстейн также улучшил убежища на горных перевалах, особенно в Йеркинне в Довре , до более комфортабельных домов с постоянным присмотром. [ 11 ]
Снорри В маневрах между Эйстейном и Сигурдом Эйстейн якобы утверждает, что его собственные строительные проекты в Норвегии были «более полезны для страны», чем «вы [Сигурд] убивали синих людей ради дьявола в Серкланде ». [ 2 ] Эйстейн проявлял особую активность в Бергене, и его роль в развитии города была, вероятно, более важной, чем роль короля Олафа Кирра , основателя города согласно сагам. [ 17 ] Он перенес королевскую резиденцию в городе из Альрекстада в Холмен на восточном берегу Вогена , в центре города, тем самым рационализировав бюрократию. [ 10 ] В Холмене он построил церковь Апостолов (вероятно, деревянную церковь ). [ 18 ] и церковь Св. Николая, [ 10 ] а также королевский дворец, который, по словам Снорри Стурлусона, был самым впечатляющим деревянным зданием, когда-либо построенным в Норвегии. [ 2 ] (хотя писавший ранее Теодорих Монах уже отмечал, что он «теперь почти рухнул от преклонного возраста»). [ 13 ] Он также построил церковь Св. Михаила и основал бенедиктинское аббатство Мункелив в Норднесе . [ 10 ] а десятина в церковь была введена во времена правления Эйстейна и Сигурда. [ 3 ]
Эйстейн умер 29 августа 1123 года, вскоре после того, как его «охватила болезнь» во время пира в Хустаде во Френе в Ромсдалене . [ 2 ] Снорри рассказывает, что после этого его тело было доставлено в Нидарос и похоронено в Нидаросском соборе . По словам Снорри, «обычно говорили, что над чьей-либо могилой в Норвегии никогда не стояло так много скорбящих, как над могилой короля Эйстейна», по крайней мере, после смерти Магнуса Доброго . [ 16 ] Правление Эйстейна и Сигурда было самым продолжительным совместным правлением в истории Норвегии. [ 1 ] Сигурд правил единолично после смерти Эйстейна до самой смерти Сигурда в 1130 году. [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]Эйстейн женился на Ингебьёрг Гуттормсдаттер из известной дворянской семьи Гудбрандсдален . Их брак был частью стратегии Эйстейна по созданию союзов в Восточной Норвегии . У них родилась дочь Мария, которая стала матерью будущего королевского претендента Олафа Угьева от брака с лендманом Гудбрандом Скавхогссоном. Олаф был провозглашен королем в 1165 году, во время гражданской войны в Норвегии , но впоследствии потерпел поражение от Магнуса Эрлингссона и был вынужден бежать из страны. [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Мнения об Эйстейне были весьма благоприятными. Теодорих Монах писал об Эйстейне, что он «был образцом честности, который управлял собой не меньше, чем своими подданными, с умеренностью и мудростью. Он был королем, который любил мир, усердным руководителем государственных дел и, прежде всего, сторонником христианского религия». [ 13 ] Снорри Стурлусон позже писал, что Эйстейн «был мудр, умен и знаком с законами и историей. Он хорошо знал человечество, был быстр в советах, благоразумен в словах, очень красноречив и очень щедр. Он был очень веселым, но скромным». и действительно был любим и любим всем народом». [ 5 ] Мнение об Эйстейне как о мирном и активном внутри страны короле было поддержано современными историками, такими как Клаус Крэг, хотя они отмечали, что литературные украшения следует игнорировать. [ 2 ]
Стилизованный мраморный бюст Эйстейна, датированный серединой XII века. [ 2 ] был найден во время раскопок в аббатстве Мункелив в 1853 году и представляет собой старейший из известных сохранившихся портретов норвежского короля. [ 20 ] На бюсте есть надпись «ЭЙШТЕЙН РЕКС», и изначально он, вероятно, был частью полной статуи, встроенной в стену. [ 21 ] Говорят, что головной убор, который носят на бюсте, напоминает немецкую императорскую корону . [ 22 ] или быть византийского типа . [ 21 ] По словам Снорри Стурлусона, у Эйстейна были «несколько большие глаза», что, кажется, соответствует бюсту. Поскольку Снорри, возможно, сам видел бюст в Бергене, неясно, представляет ли его рассказ независимый источник о внешности Эйстейна. [ 20 ] Сегодня бюст находится в коллекции Бергенского музея . [ 2 ]
В ознаменование его статуса основателя рыбацкой деревни Кабельвог (хотя она была важным центром на протяжении как минимум столетия) была установлена огромная статуя Эйстейна ( Øysteinstatuen ) работы Артура Густавсона. в Брейдаблике в муниципалитете Воган в 1935 году [ 23 ] по идее архитектора Харальда Сунда . [ 24 ] В Йеркинне в Довре церковь, посвященная Эйстейну ( Eysteinskyrkja ), была построена в 1969 году по проекту Магнуса Поулссона в ознаменование строительства Эйстейном салехуса или убежища недалеко от деревни. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Эйстейн и Магнуссон» . Британника . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Крэг, Клаус . «Эйстейн 1 Магнуссон» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке) . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Крэг, Клаус . «Сигурд 1 Магнуссон Джорсалфаре» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке) . Проверено 1 марта 2013 г.
- ↑ Сага о Сигурде Крестоносце и его братьях Эйстейне и Олафе , глава 18.
- ^ Перейти обратно: а б Сага о Сигурде Крестоносце и его братьях Эйстейне и Олафе , глава 17.
- ↑ Сага о Сигурде Крестоносце и его братьях Эйстейне и Олафе , глава 15.
- ^ Крэг (1995) с. 175
- ^ Крэг (1995) с. 177
- ^ Ганнес (1976) с. 345
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хартведт (1998), с. 7
- ^ Перейти обратно: а б с Гуннес (1976), с. 313
- ^ Бертельсен (1995), с. 18
- ^ Перейти обратно: а б с Древняя история норвежских королей , глава 32.
- ^ Древняя история норвежских королей , глава 32, сноска 316.
- ^ Шторм, Густав ; Хуидтфельдт-Касс, HJ; Бугге, Александр (ред.). Номер: 2. Дата: [1119.] Место: [Рим.] (на норвежском и латинском языках). Том. XVII. Дипломатикум Норвегии. п. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Сага о Сигурде Крестоносце и его братьях Эйстейне и Олафе , глава 27.
- ^ Ганнес (1976) с. 331
- ^ Лиден (1980) с. 137
- ^ Братберг, Терье. «Ингебьёрг Гуттормсдаттер» . Норвежская биографическая энциклопедия (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крэг (1995) с. 176
- ^ Перейти обратно: а б Лиден (1980), с. 150
- ^ Ганнес (1976) с. 340
- ^ Бертельсен (1995), стр. 18-19
- ^ «Конг Эйстейн» . Кабельвогависа (на норвежском языке). 15 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Лунде (1997) с. 44
Библиография
[ редактировать ]- Первоисточники
- Стурлусон, Снорри (ок. 1230). Сага о Сигурде Крестоносце и его братьях Эйстейне и Олафе (в Хеймскрингле ). Английский перевод: Сэмюэл Лэнг (Лондон, 1844 г.).
- Теодорих Монах (ок. 1180). Древняя история норвежских королей . Английский перевод: Дэвид и Ян Макдугаллы (Лондон, 1998 г.).
- « Реттербот от королей Сигурда, Эйстейна и Олава Магнуссеннера » [1103 – 1107], краткое содержание на норвежском языке. Регеста Норвегика .
- Современная литература
- Бертельсен, Рейдар (1995). Вагар: первый город на севере (на норвежском языке). Муниципалитет округа Нурдланд.
- Гуннес, Эрик (1976). Национальное собрание и христианство 800-1177 гг . История Норвегии (на норвежском языке). Том. 2. Часовня.
- Хартведт, Гуннар Хаген (1998). Берген между улыбками и слезами: краеведческий справочник и обзор сохранения (на норвежском языке). Издательство Дрегген.
- Крэг, Клаус (1995). Эпоха викингов и Национальное собрание 800-1130 гг . История Норвегии Ашехога: 800–1130 гг. (на норвежском языке). Том. 2. Ашехуг.
- Лиден, Ханс-Эмиль (1980). Берген . Церкви Норвегии (на норвежском языке). Том. 1. Страна и церковь.
- Лунде, Джон Вегард (1997). Путеводитель по истории культуры: паломник через Довре (по-норвежски Нюнорск). Комитет по паломническому маршруту через Довре.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Линклейтер, Александр (23 декабря 2006 г.). «Король, который слушал» . Хранитель . (пересказ Иварса шаттра Ингимундарсонара ).