Ибн Манда
Ибн Манда | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 310–1 г. хиджры / 922 г. н.э. |
Умер | 395 г. хиджры/1004–1005 гг. н. э. [1] |
Религия | ислам |
Основной интерес(и) | Хадис |
Известные работы | Китаб Марифат ас-Сахаба |
Абу Абдулла Мухаммад бин Исхак ибн Манда (ум. 395/1004–5) был выдающимся исфаханским суннитским хадисов знатоком на персидском языке. [2] источник.
Обзор семьи Ибн Манды
[ редактировать ]В классической хадисной литературе имя « Ибн Манда » может относиться к различным людям из знаменитой семейной династии Исфахани ученых и историков хадисов , которая действовала на протяжении почти трех столетий. Семья происходила от сасанидского чиновника Дуджахарбукхота, который, как говорят, стал мусульманином во время исламского завоевания Персии , а человеком, в честь которого была названа семья, был Ибрагим (Манда) б. аль-Валид б. Санда б. Бута б. Устандар аль-Ферозан б. Дджахарбукхот. Его смерть приходится на период халифата аль-Мутасима . [3] Его сын, Абу Закарийа Яхья, считается первым выдающимся ученым в семье. [4] Известны два сына Яхьи: Абд ар-Рахман (ум. 320/932) и Мухаммед (ум. 301/913–14). Сын Мухаммеда Исхак (ум. 341/953) был отцом самого известного члена семьи, Абу Абдуллы Мухаммада б. Исхак ибн Манда , родившийся в 310/922 году.
Абу Абдуллах ибн Манда с детства был сосредоточен на получении религиозного образования и продолжал получать наставления от почтенных ученых, таких как Джафер б. Мухаммад ибн Муса Алави, Ахмад б. Закария Макдиси, Абдулла б. Ахмад б. Ханбал и Ибн Хиббан (ум. 965). Говорят, что его путешествия длились тридцать лет и привели его в такие места, как Марв , Бухара , Египет , Тараблус, Нисапур и Мекка . Он собрал необычайное количество хадисов во время своих путешествий, во время которых он предположительно встретил 1700 шуюхов (учителей) и вернулся в Исфахан примерно с сорока грузами книг. [5] Имам Абу Исхак ибн Хамза отметил, что он не нашел себе равных среди ученых такого уровня, как Ибн Манда. Шейх Герата Исмаил Ансари (ум. в 375 г. хиджры) сказал, что Ибн Манда был главным ученым своего времени.
Наследие
[ редактировать ]Ибн Манда женился поздно и имел четырех сыновей: Абдаллаха (ум. 1070), Абдал-Рахмана (ум. 1078), Абдал-Ваххаба (ум. 475/1082) и малоизвестного Абдал-Рахима. Некоторыми из известных учеников Абу Абдуллы были Аль-Хаким Нишапури и Ибн Мардавей (Мардуя) (323–410/935–1019). Абу-Абдулла умер в Зуль-Хидже в 395 году хиджры (сентябрь 1005 года нашей эры). [6] Ниже приводится список некоторых отдельных ученых, связанных с семьей Ибн Манды:
- Абу Закария, Яхья ибн Манда (прадед)
- Мухаммад ибн Яхья ибн Манда (ум. 301 г. хиджры: 914 г. н.э.) (дедушка)
- Исхак ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Манда (ум. 341 г. хиджры: 952 г. н.э.) (отец)
- Абу Абдулла, Мухаммад ибн Исхак ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Манда (310–395 гг. Хиджры: 922–1005 гг. Н. Э.)
- Абу ль-Касим, Абдал Рахман б. Мухаммад б. Исхак (381–470 гг. Хиджры: 991–1078 гг. Н. Э.) (сын). Он отправился в Багдад в 406/1015 году и посетил Васит, Мекку, Нишапур, Хамадхан и так далее. Он начал преподавать в 407/1016 году и написал множество работ, среди них, по-видимому, « История Мекки» . Его хвалили за стойкую ортодоксальность и бескомпромиссную позицию против «новаторов».
- Абу Закария, Яхья ибн Абдал Ваххаб ибн Манда (р. 434–511 хиджры / 1043–1118 гг. Н. Э.) (внук). Он пользовался прочной репутацией историка. Его «История Исфахана», возможно, была основана на истории его деда, и список сахабов, проживших 120 лет, мог быть переработан им. Научная деятельность и известность семьи, похоже, на этом этапе подошли к концу. [7]
Академические работы
[ редактировать ]Его академические публикации в основном касались истории, биографии и хадисов. Он написал историю (сиру) Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва Салам, и, как и его внук, Яхья б. Абдал-Ваххаб составил « Историю Исфахана» . Из его работ сохранились его комментарии к некоторым аятам Корана и некоторым преданиям Пророка, саллаллаху алейхи ва салам, под заголовком ар-радд аля аль-джахмийа (Опровержение джахмитов), [8] но можно отметить, что его сыну Абдал-Рахману приписывают аналогичную, хотя и явно другую, работу. Другие дополнительные работы включают «Ат-Таухид ва-Марифат Асма Аллах» и части его «Марифат ас-сахаба» , которые оба сохранились в Дамаске . [9] и трактат «Люди вокруг Мухаммада саллаллаху алейхи ва салам, прожившие 120 лет». [10]
Спор с Абу Нуаймом
[ редактировать ]Сообщается, что Ибн Манда был вовлечен в жестокий спор со своим товарищем по « Мухаддисом эпохи» и соперником из родного города Абу Нуаймом аль-Исфахани (ум. 1039) из-за их разногласий в мазхабе и богословских разногласиях. [11] Он осудил Абу Нуайма за его предполагаемую склонность к каламу и изгнал его из великой общинной мечети Исфахана, в которой тогда доминировала ханбалитская фракция Ибн Манды. Тем не менее, Ибн Манда преподавал хадисы и имел чрезвычайно близкие отношения учитель-ученик с Абу Мансуром Ма'маром ибн Ахмадом аль-Исфахани (ум. 1027), который был выдающимся ханбалитским суфием и современником Абу Нуайма в Исфахане. который восхвалял Ибн Манду как образцового ученого своего времени. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ AC Браун, Джонатан (2009). Хадис: Наследие Мухаммеда в средневековом и современном мире (Основы ислама) . Публикации Oneworld . п. 39. ИСБН 978-1-85168-663-6 .
- ^ Фрай, Р.Н., изд. (1975). Кембриджская история Ирана (Переиздание). Лондон: Кембриджский университет, стр. 471. ИСБН 978-0-521-20093-6 .
- ^ Абу Нуайм, История Исфахана , изд. С. Дедеринг, я, 178; ад-Захаби , Тадухакират аль-Хуффах , Хайдарабад 1333-4, iii, 221
- ^ Абу Нуайм, II, 359.
- ^ Лукас, Скотт (2004), Конструктивная критика, хадисная литература и формулировка суннитского ислама , Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды, ISBN 90 04 13319 4
- ^ Краткие биографии выдающихся исследователей хадисов.
- ^ Розенталь, Ф. (2012), «Ибн Манда», в: Энциклопедия ислама , второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, ISBN 9789004161214
- ^ Сириу Сафва, Продукты Ибн Манды
- ^ вф. Й. аль-Ишш, Фихрис махтулат Дар аль-Кутуб аз-Захирия , Дамаск 1366/1947, 171 f.
- ^ Каир, Таймур, Тарих 677, 695.
- ^ В. Маделунг, «Абу Ноайм Аль-Исфахани», Энциклопедия Ираника, I/4, стр. 354–355; доступно онлайн по адресу [1]
- ^ Карамустафа, Ахмет Т. (2007) Суфизм: период становления , University of California Press, ISBN 978 0 520 25268 4