Вернер Каеги (композитор)
Доктор Вернер Каеги | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Вернер Каеги |
Рожденный | 17 июня 1926 г. Узнах , в кантоне Санкт-Галлен , Швейцария. | ( 98 лет)
Жанры | электроакустический , акустатический , классический , электронный |
Род занятий | композитор , педагог , музыковед , разработчик программного обеспечения |
Вернер Каеги (родился 17 июня 1926 г.) - швейцарский композитор-электронщик, музыковед и педагог. В 1960-е годы он продвигал электронную музыку у себя на родине. В 1970-х годах, будучи композитором и исследователем Утрехтского института сонологии (Нидерланды), он разработал новаторские программы в области компьютерной музыки .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Каэги родился в Узнахе , в кантоне Санкт-Галлен, и был третьим ребенком в семье Генриха Каеги и Клары Каеги-Шлепфер. [ 1 ] В родительском доме он рано познакомился с классической музыкальной литературой, потому что дома играли много музыки. В частности, его отец был страстным скрипачом-любителем. Его сестра прекрасно играла на фортепиано, а брат – на скрипке, альте и флейте. Вскоре молодой Вернер смог аранжировать пьесы для домашних концертов. С шести лет он получал уроки кларнета и фортепиано.
Он изучал математическую логику и музыку в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле, а также музыкальную композицию в Цюрихе, Базеле, Зальцбурге и Париже. [ 1 ] Среди его учителей музыки были композиторы Пауль Хиндемит , Артур Онеггер и Луи Обер . [ 2 ] В 1951 году, объединив свои интересы к математике и музыке, он получил докторскую степень за исследование структуры Иоганна Себастьяна Баха «Инвенций и фуг» . [ 3 ]
Каэги открыл для себя Пьера Шеффера , конкретную музыку и радиопередачи GRM в Париже в 1951 году. [ 4 ] однако его композиции 1950-х годов написаны для традиционных инструментов; Ариадна в Цюрихе — для кларнета и фортепиано в 4 руки, Миниатюра — для гобоя, фагота и цимбал, а Соната 1956 года — для кларнета и фортепиано. [ 5 ] Однако в течение следующего десятилетия Вернер Каеги увлекся электронной музыкой и стал пионером швейцарской электроакустической музыки , опередив других композиторов в этой области, таких как Бруно Сперри и Райнер Беш. [ 6 ]
В Центре звуковых исследований (1963–1970).
[ редактировать ]С 1963 по 1970 год Каэги работал в Centre de Recherches Sonores , студии электроакустической музыки Radio Suisse Romande в Женеве. Там он начал сочинять электронную и кассетную музыку , в том числе такие произведения, как Éclipses (1964), L'Art de la Table (1964) и Entretiens (1965). [ 7 ] В CRS Каэги создал несколько радиофонических произведений; такие как La Porte Noire в 1964 году и Zéa в 1965 году. В конце 1960-х Каэги написал несколько эссе об электронной музыке, в том числе влиятельную книгу Was ist elektronische Musik? , («Что такое электронная музыка?»), который был опубликован в 1967 году в Цюрихе, Швейцария, [ 8 ] а также стал фильмом для швейцарского телевидения. [ 4 ]
Этот период поддержки электронной музыки завершился в 1971 году публикацией уникального релиза Каэги, 7-дюймовой пластинки под названием Von Sinuston zur elektronischen Musik («От синусоидальной волны к электронной музыке»). [ 9 ] В 12-страничном буклете Каэги анализирует основные составляющие электронной музыки, такие как синусоидальная волна , синтез звука, кольцевая модуляция или электронный осциллятор , с примерами звука, представленными на диске, а также отрывками из его последних работ того времени, Kyoto . 1970, Тайский кларнет , 1970, Гидрофония I , 1969 и Illumination Expo'70 в Осаке , 1969. Последнее произведение было заказано швейцарским правительством для использования в качестве фоновой музыки для швейцарского павильона на Всемирной выставке Экспо-70 в Осаке, Япония. Этот проект он осуществил вместе с композитором и промоутером современной музыки Андре Зумбахом (род. 1931), затем руководитель музыкального отдела Radio Suisse Romande. [ 10 ]
В Институте сонологии (1971–1987).
[ редактировать ]В 1969 году Каэги был приглашен сочинять музыку в Утрехтском институте сонологии , ранее известном как STEM, в Нидерландах, где он создал магнитофонную пленку I. Hydrophonie Благодаря гранту правительства Швейцарии, [ 11 ] в 1971 году он навсегда переехал в Нидерланды, чтобы работать в институте, и вскоре стал членом совета директоров. В Институте Каэги работал композитором, исследователем и преподавателем в области электронной музыки и композиции – среди его учеников были Бенно Амманн , Лассе Торесен, Йос Янссен, Корт Липпе, Кэтлин Сент-Джон, Тревор Баттен, Маартен Ин. 'т Вельд, Мартин Суппер , Питер Пабон, Кес ван Пройен . После Флориса ван Маанена в 1980-е годы его ассистентом стал канадский композитор Пол Гудман , 1955 года рождения. [ 12 ]
В период с 1973 по 1978 год вместе с голландским исследователем Стэном Темпелаарсом (1938–2010) Каеги разработал программу VOSIM . [ 13 ] VOSIM, что означает VOice SIMulator , представляет собой систему, основанную на цифровом синтезе звука простых синусоидальных прямоугольных волн, позволяющую моделировать гласные звуки, вокальные фрикативные звуки и квазиинструментальные тоны. [ 14 ] Он дополнял и использовался вместе с Готфрида Михаэля Кенига собственными компьютерными музыкальными программами Project 1 (1964), Project 2 (1966) и SSP (1971). Вернер Каеги подвел итоги работы системы VOSIM в 1986 году в презентации для научного журнала Interface . [ 11 ]
В 1987 году Каэги был удостоен премии на 15-м международном электроакустическом конкурсе в Бурже, Франция, за свою пьесу «Ритурнель» для сопрано и программного обеспечения VOSIM. [ 15 ] Очевидно, он прекратил преподавать и сочинять музыку после 1987 года.
Известные композиции
[ редактировать ]- Песни (Marienlieder, Für Lilly, Verschwiegene Liebe, Две песни для сопрано и фортепиано, Рамона) на слова Йозефа фон Эйхендорфа, Кристиана Моргенштерна, Теодора Шторма, Людвига Уланда и Германа Гессе (1943–1944, 1956, переработка 2018 г.)
- О жизни и смерти пастуха Каедмона , оратория для смешанного хора и оркестра (1952)
- Аффективные вальсы, для фортепиано (1952)
- Миниатюра , для гобоя, фагота и цимбал (1959)
- Magna Voce Ad Dominum Clamo , для певца и оркестра (1967)
- Песни для Новоапостольской церкви, песни для хора (1948–54).
- Соната , для кларнета и фортепиано (1957), Schott Edition
- Ариадна в Цюрихе , для кларнета и фортепиано в 4 руки (1957), Schott Edition
- De bach chuunt , Музыка для балета, хореография Ирен Рот (1958)
- Концерт для джазового квартета и струнного ансамбля (1961), мировая премьера на Фестивале струнных инструментов в Люцерне (режиссер Рудольф Баумгартнер)
- Крысолов из Гамельна , для кларнета и фортепиано (1961)
- Чудеса , 11 песен для сопрано с оркестром (1961)
В Центре звуковых исследований , Женева
[ редактировать ]- Suisse Vigilante , для кассеты (1963), музыка для выставки Expo '64, Лозанна
- «Затмения» на кассете (1964), премьера на Люцернском фестивале 1973 года.
- Искусство стола , для кассеты (1964)
- Флюстербоген , фоновая или выставочная музыка (1964)
- Черная дверь , радиофоническое произведение (1964)
- Зеа , радиофоническое произведение (1965)
- Интервью на пленку (1965)
- Mystic Puzzle I , для подготовленного фортепиано и клавесина (1964), премьера в Музее современного искусства, Нью-Йорк, 1966 (Антуанетта Вишер, клавесин, Жорж Грюнц, фортепиано)
- Рулетка, 7 пьес для кларнета соло, (1964), премьера в Конвей-холле, Лондон, 1965 (Элизабет Дин, кларнет), позже в исполнении Люка Хоффмана
- Les quatres Solitudes , для виолончели соло, премьера Städtisches Podium Zurich (Эстер Ниффенеггер, виолончель)
- Mystic Puzzle II , для джазового ансамбля и кассеты (1966), премьера Radio Genève (Group des dix)
- Одежда горничной , для кассеты (1967)
- Entretiens Solitaires , для динамика, 9 инструментов, кассеты и 2 танцоров (1968), премьера в Монтрё, 1968 год, с использованием живой электроники
- Анима или Мечты Дэмиена , для кассеты (1967)
- Illumination (музыка для Expo '70, Осака, Япония, 1970) с Андре Зумбахом (1969)
- Киото , для ленты и инструментов (1970), премьера на Авиньонском фестивале, 1970
- Тайский кларнет , для кларнета и кассеты (1970), премьера на 7-й Диораме современной музыки, Люцерн, 1973
В Институте сонологии , Утрехт
[ редактировать ]- Гидрофония I , для ленты (1969), премьера Филькинген, Стокгольм, 1970 (Конвенция ЮНЕСКО)
- Утешения , для кассеты (1984), премьера Гертекерк Утрехт, Голландия, 1984
- Диалог , для кассеты и оркестра гамелана (1984), премьера в Стеделийк-музее, Амстердам, 1984
- Диалог (компьютерная версия) , для ленты (1984)
- Magnetic Fields Ritournelles , для ленты (1985)
- Ритурнели 1–3 , для сопрано и компьютера (1984–1986), премьера ICMC 1986, Королевская консерватория, Гаага (Дьюке Альберс, сопрано)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дальхаус, Карл ; Риман, Гюго ; Гурлитт, Вилибальд; Эггебрехт, Ганс Генрих (1972). Музыкальный словарь Римана . Майнц, Германия: Söhne Б. Шотта.
- ^ «Фестиваль Ars Electronica» . каталог . 1979 год . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Каэги, Вернер (1951). Одновременное мышление в «Инвенциях, симфониях и фугах» И.С. Баха . Базель.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Альторфер, Хайди (2007). «Статья Вернера Каеги». В Баренрайтере (ред.). Музыка в прошлом и настоящем . Кассель: Баренрейтер . ISBN 9783761811108 .
- ^ Работы Каэги 1950-х годов публикуются Astoria Verlag GmbH, Дюссельдорф, Германия. Доступно на сайте Schott Music.
- ^ «Статья Райнера Беша» . Весь музыкальный гид . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Хейн, Фолькмар; Силиг, Томас (1996). Международная документация электроакустической музыки . Саарбрюккен, Германия: PFAU-Verlag. ISBN 3-930735-59-8 .
- ^ Каэги, Вернер (1967). Что такое электронная музыка? . Цюрих, Швейцария: Орелл Фюссли Верлаг. ISBN 3-280-00248-6 .
- ^ Каэги, Вернер (1971). От синусоидального тона до электронной музыки (7-дюймовая пластинка с 12-страничным буклетом под ред.). Аарау/Штутгарт, Швейцария: Издательство «Der Electroniker».
- ^ Стейнбек, Ганс; Лабхарт, Уолтер (1975). Швейцарские композиторы нашего времени . Цюрих, Швейцария: Атлантис Верлаг.
- ^ Jump up to: а б Каэги, Вернер (1986). «Управление системой синтеза звука VOSIM». Интерфейс . 15 (2–4). Лиссе, Нидерланды: Издательство Swets & Zeitlinger: 71–82. дои : 10.1080/09298218608570476 .
- ^ «Фестиваль Sonic Residues» . программные заметки . Мельбурн, Австралия. 2000 . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Каэги, Вернер; Темпелаарс, Стэн (июнь 1978 г.). «ВОСИМ-Новая система синтеза звука». Журнал Общества аудиоинженеров . 26 (6): 418–425.
- ^ Дороги, Кертис (1996). Учебник по компьютерной музыке . МТИ Пресс . стр. 308–310. ISBN 0-262-68082-3 .
- ^ «Статья Вернера Каеги» . Энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 24 июня 2011 г.