Jump to content

Теория личностно-ориентированных систем

Теория личностно-ориентированных систем (нем. Personzentrierte Systemtheorie) представляет собой многоуровневую концепцию, направленную на реконструкцию и объяснение человеческого опыта, действий и процессов взаимодействия таким образом, чтобы избежать неуместного сведения к фокусу отдельных терапевтических школ мысли. насколько это возможно. Его разработал немецкий психолог и психотерапевт Юрген Криц .

Подход учитывает выводы и аспекты различных дискурсов – особенно гуманистической психотерапии , [ 1 ] [ 2 ] синергетика , [ 3 ] Гештальт-психология , [ 4 ] биосемиотика [ 5 ] а также эволюционная психология . [ 6 ]

Теория личностно-ориентированных систем, как подчеркивает Криз, не является ни методом, ни набором методов. Его цель — обеспечить теоретическую основу для интеграции ценного вклада отдельных «школ» с новейшими открытиями других научных дисциплин.

Четыре уровня процесса

[ редактировать ]

В центре теории личностно-ориентированных систем находится человек в своем повседневном мире, имеющий необходимый интерес к созданию осязаемого, осмысленно организованного мира из непостижимой сложности (физико-химического) мира стимулов. Криц распределяет множество соответствующих процессов по четырем уровням процессов. Однако он подчеркивает, что это чисто аналитическое различие, поскольку влияния всех четырех уровней процесса на жизнь и действие эффективны в каждый момент. Кроме того, в зависимости от соответствующего вопроса можно выделить дальнейшие процессы. Следующие четыре уровня следует рассматривать как минимум того, что необходимо принимать во внимание, чтобы не игнорировать систематически существенные эффекты.

а) Психологические процессы

[ редактировать ]

Это основной уровень, на котором люди генерируют смысл и значимость. Люди связаны с миром через восприятие и действия; посредством мыслительных и эмоциональных процессов они оценивают эти процессы и могут наблюдать за собой.

б) Межличностные процессы

[ редактировать ]

Этот уровень имеет дело с микросоциальными структурами пар, семей или команд, для которых типично личное общение. Такие термины, как «паттерны взаимодействия» или «коммуникативные структуры», указывают на то, что значение выражений и их вклад во взаимное сотрудничество определяются в ходе совместного взаимодействия. Каждый считает, что знает ожидания других, и находится под влиянием или даже руководствуется этими ожиданиями. [ 7 ] Это сеть взаимных инсинуаций, которая стабилизирует «реальность», даже если многое из нее не соответствует действительности. Поскольку об этих молчаливых предположениях редко говорят, шансы на исправление довольно невелики. Повседневный опыт, а также исследования показывают, что люди часто ощущают себя жертвами других или обстоятельств, хотя сами (бессознательно) способствуют поддержанию этой модели.

Психотерапия , консультирование и коучинг обычно рассматривают процессы на уровнях (а) и (б), а часто также и их взаимодействие. Однако влияние двух других уровней процесса в значительной степени игнорируется:

в) Культурные процессы

[ редактировать ]

Обычно люди – ни индивидуально, ни межличностно – не изобретают значения слов и предложений, ожиданий других людей, внутренних образов, того, «как работает совместная жизнь» и так далее. Скорее, разные культуры и субкультуры передают значения, которые существенно влияют на процессы (а) и (б). Подсказки о значении событий «здесь и сейчас» выводятся из средств массовой информации, разговоров с коллегами по работе и из других несемейных источников. Эти влияния остаются в значительной степени бессознательными.

Влияние культурного уровня, постоянно воздействующего на людей, ни в коем случае не ограничивается культурными событиями – то есть тем, что происходит в организациях, в законодательстве или в средствах массовой информации. Скорее, социокультурные аспекты по существу касаются того, как люди видят и понимают себя, своих собратьев и «мир». Это становится особенно ясным при рассмотрении взаимозависимостей уровней (а) и (в): если люди хотят понять себя в своих чувствах, мыслях и действиях, то им приходится использовать «культурные инструменты» своего социального окружения. Особенно это касается их собственных, сокровенных «субъективных» процессов (аффектов, восприятий и т. д.).

Эффекты уровня культурного процесса остаются во многом скрытыми от повседневного сознания. Однако они являются важными компонентами структур человеческих ожиданий от мира и других, а также их собственных ожиданий того, чего от них ожидают другие.

г) Телесные процессы

[ редактировать ]

Чомпи В соответствии с аффектной логикой , Криц подчеркивает, что в любой данный момент в человеческом организме одновременно происходят как когнитивно-психические, так и аффективные процессы. Из-за более медленного изменения биохимических показателей аффективные процессы образуют основу быстро меняющихся когнитивных процессов, имеющих биоэлектрическую основу. Более того, большое значение имеют имплицитные знания о человеческом организме, возникающие на основе раннего опыта, а также эволюционных предварительных формирований. Это долго недооценивалось, но теперь обсуждается под термином « социальный мозг ».

Люди едва осознают многие из этих структурирующих эффектов телесных процессов на то, что описано в пунктах (а) и (б). Тем не менее – или именно поэтому – эти процессы имеют очень сильный эффект.

Стабильность, нестабильность и взаимодействие четырех уровней процесса

[ редактировать ]

Криц понимает симптомы и проблемы, с которыми люди приходят в психотерапию, консультирование или коучинг, как сверхстабильные модели процессов. Они были в основном подходящими и функциональными на более ранних стадиях разработки, но не адаптировались к новым условиям. Это происходит потому, что человеческое развитие – как на уровне личности, так и в социальных системах – состоит из постоянного отказа от эффективных моделей процессов всякий раз, когда возникают новые проблемы развития. Например, на уровне семьи требуются разные модели взаимодействия в зависимости от того, только что родился ребенок, учится в детском саду или школе, достигает половой зрелости, приступает к профессиональной подготовке и т. д. То же самое касается и организации психологических процессов самого ребенка. Кроме того, компаниям приходится менять свою структуру и процессы, поскольку бизнес-среда постоянно меняется. [ 8 ]

Значение аттракторов

[ редактировать ]

Для психотерапии, консультирования и коучинга важен вопрос стабильности – или сверхстабильности – а также изменений и новой адаптации. Моделью для понимания этих явлений является междисциплинарная системная теория синергетики, которая, в свою очередь, вытекает из теории нелинейных динамических систем . Он имеет дело с процессами самоорганизации , в которых большое количество компонентов образует порядки или закономерности, которые затем реагируют на дальнейшую динамику развития компонентов. Такие динамические стабильности или порядки называются аттракторами . Однако теория личностно-ориентированных систем не занимается явлениями, для которых важны энергетические процессы. Скорее, речь идет о психосоциальных явлениях естественных наук, для которых смысл и значение имеют существенное значение. Поэтому Криц использует в качестве модельной основы структурно-научную версию синергетики. [ 9 ] Он определяет аттракторы как смысловые аттракторы (нем. Sinnattraktor), которые он описывает как сокращение огромных возможностей понимания и общения, обеспечивающих уверенность и стабильность, одновременно ограничивая изменения, адаптацию и творчество. Соответственно, задачей психотерапии, консультирования и коучинга будет поддержка изменения сверхстабильных смысловых аттракторов (которые проявляются как симптомы и проблемы в психологических и интерактивных процессах) при их адаптации к задачам развития. Это происходит при фазовом переходе – переходе от одного состояния порядка к другому. Симптоматические или болезненные порядки дестабилизируются, поэтому могут появиться новые порядки, которые лучше справляются с новыми условиями.

Снизу вверх и сверху вниз

[ редактировать ]

Устойчивость, неустойчивость и переходы порядок-порядок (фазовые переходы) можно подробно описать в рамках синергетики. Таким образом, самоорганизующиеся порядки или аттракторы возникают в результате процессов обратной связи между микро- и макроуровнями. С точки зрения восприятия это было проиллюстрировано гештальт-психологией еще сто лет назад с использованием феномена «мелодии». Мелодия возникает « снизу вверх » из тонов. Однако в то же время эта мелодия влияет на восприятие тонов «сверху вниз». Например, один и тот же физический тон воспринимается либо как «успокаивающий тоник», либо как «напряженная доминанта», в зависимости от контекста мелодии. Аналогично слова создают определенные смысловые связи с другим человеком (снизу вверх), при этом смысл дальнейших слов понимается в контексте этих связей (сверху вниз).

Комплексное взаимодействие

[ редактировать ]

Основные условия самоорганизующихся порядков (т.е. аттракторов) задаются средой системы. В теории личностно-ориентированных систем условия окружающей среды на каждом уровне представлены соответствующими другими уровнями, что приводит к сложному взаимодействию всех уровней.

Взаимодополняемость объективных и субъективных точек зрения

[ редактировать ]

Криц подчеркивает актуальность различия между объективной и субъективной точками зрения и в то же время подчеркивает их взаимодополняемость. В естествознании объекты не обладают ни способностью отражать и интерпретировать свою ситуацию, ни действовать соответствующим образом. Следовательно, научная синергетика в первую очередь занимается взаимоотношениями между самоорганизующейся системой и ее средой. Принципиально иначе обстоит дело с людьми. Поэтому всегда возникает вопрос, идет ли речь об условиях окружающей среды, как их описывают наблюдатели (или ученые, терапевты), или о тех условиях, которые испытывают сами клиенты. Этот вопрос перспективы уже обсуждался биосемиотикой столетие назад и, применительно к миру животных, привел к различению между окружающей средой и Umwelt . Однако для человеческого мира термин «Lebenswelt» ( жизненный мир ) предпочтительнее Umwelt. [ 10 ] Lebenswelt характеризуется, прежде всего, неисчерпаемым запасом интерсубъективно согласованных символов, что делает человека « животным-символиком ». [ 11 ]

Различные точки зрения объясняют, почему объективные результаты диагностики часто имеют мало общего с чувствительностью субъекта. Это касается и объективно определенных (или официально предписанных) требований человека в отличие от того, что кто-то чувствует, что это необходимо. Обе точки зрения важны для понимания, и их нельзя противопоставлять друг другу. Крис критикует то, что многие понятия, такие как «стресс» или «ресурсы», часто описываются на основе «объективных» факторов, таких как шум или деньги, тогда как на самом деле другие аспекты, такие как отсутствие оценки, могут иметь отношение к опыту и действиям субъекта.

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • Криц, Юрген (2017). Предмет и жизненный мир. Теория личностно-центрированных систем в психотерапии, консультировании и коучинге (Субъект и жизненный мир. Теория личностно-центрированных систем в психотерапии, консультировании и коучинге). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, ISBN   978-3-525-49163-8 .
  • Криц, Юрген (2013). Человекоцентрированный подход и теория систем. В: Корнелиус-Уайт, Джеффри HD; Мочниг, Рената; Люкс, Майкл, ред.: Междисциплинарный справочник по личностно-центрированному подходу: исследования и теория. Нью-Йорк: Спрингер, 261–276.
  • Криц, Юрген (2009). Когнитивное и интерактивное формирование паттернов: процессы создания смысла. В: Валсинер, Яан; Моленаар, Питер CM; Лира, Мария ЦДП; Чаудхари, Нандита, ред.: Методология динамических процессов в социальных науках и науках о развитии. Нью-Йорк: Спрингер, 619–650.
  • Криц, Юрген (2008). Самоактуализация: личностно-центрированный подход и теория систем. PCCS-книги. Росс-он-Уай, Великобритания.
  • Корнелиус-Уайт, Джеффри HD; Криц, Юрген (2008). Формирующая тенденция: теория личностно-ориентированных систем, взаимозависимость и человеческий потенциал. В: Левитт, Брайан Э., изд.: Размышления о человеческом потенциале: соединение личностно-ориентированного подхода и позитивной психологии. Росс-он-Уай (Великобритания): книги PCCS, 116–130.
  • Криц, Юрген (2001). Самоорганизация когнитивных и интеракционных процессов. В: Маттис, М.; Мальхов, Х.; Криц, Дж., ред.: Интегративные системные подходы к естественной и социальной динамике. Гейдельберг: Спрингер, 517–537.
  • Криц, Юрген (1993). Формирование паттернов в сложных когнитивных процессах. В: Хакен, Герман; Ред. Михайлов А.: Междисциплинарные подходы к нелинейным сложным системам. Берлин/Гейдельберг: Springer, 161–175.
  • Криц, Юрген (1991). Психическое здоровье: его концепция в теории систем. Краткое описание личностно-ориентированного системного подхода. В: Пелаес, Мануал Дж., под ред.: Сравнительная социология семьи, здоровья и образования. Том. 20, Малага, Испания: Университет Малаги, 6061–6083.
  1. ^ Роджерс, Карл Р. (1961). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию. Лондон: Констебль. ISBN   1-84529-057-7 . Выдержки . Проверено 3 июля 2020 г.
  2. ^ Гендлин, Юджин Т. (1982/2007). Фокусировка. 2-я ред. изд., Нью-Йорк: Bantam Books. ISBN   978-0-55327-833-0
  3. ^ Хакен, Герман (1983). Синергетика. Введение. Берлин: Шпрингер. ISBN   978-3-642-88340-8 .
  4. ^ Коффка, Курт (1935). Принципы гештальт-психологии. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс. Проверено 25 июня 2020 г.
  5. ^ Икскюлль, Якоб фон (2010). Набег в миры животных и людей: с теорией значения. Перевод Джозефа Д. О'Нила, Миннеаполис/Лондон: University of Minnesota Press. ISBN   0-816-65900-1
  6. ^ Данбар, Робин (1998). Гипотеза социального мозга. Эволюционная антропология, 23, 178–190.
  7. ^ Мид, Джордж Герберт (1925). Генезис самости и социального контроля. Международный журнал этики 35, 251–277. Проект Мед . Проверено 4 июля 2020 г.
  8. ^ В организациях и менеджменте это обсуждается в рамках коллективного термина « управление изменениями» .
  9. ^ Криц, Юрген; Чахер, Вольфганг (2013). Теория систем как структурная наука: посредник между практикой и исследованиями . Семейная динамика, 38 (2), стр. 12–21.
  10. ^ Гуссерль, Эдмунд (1936/1970). Кризис европейских наук и феноменология трансцендентальная . Гамбург: Мой.
  11. ^ Кассирер, Эрнст (1953–57). Философия символических форм. 3 том. Английский перевод. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (Оригинальное немецкое название: Философия символических форм, 1923–29).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ecbfd0c29fb7fa4d201cd06066c7901__1646634120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/01/2ecbfd0c29fb7fa4d201cd06066c7901.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Person-centered systems theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)