Мобильность учеников
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Мобильность учеников – это перемещение студентов и преподавателей системы профессионального образования или обучения (ПОО) в другое учебное заведение внутри или за пределами своей страны для обучения или преподавания в течение ограниченного времени. Этот термин обычно используется в контексте политики Европейского Союза (ЕС).
ЕС В рамках Лиссабонской программы были предприняты попытки снизить культурные, социально-экономические и академические барьеры для мобильности. Мобильных учащихся обычно делят на две группы: свободно передвигающиеся , учащиеся, которые путешествуют исключительно по собственной инициативе, и студенты программ , которые используют программы обмена на кафедре, факультете, учреждении или национальном уровне (например, Леонардо да Винчи II ).
Терминология
[ редактировать ]Практика выезда за границу для обучения на протяжении многих лет обозначалась разными терминами в разных контекстах, такими как «обмен» или «транснациональная мобильность». Для конкретной практики отправки людей за границу для трудоустройства на государственных и частных предприятиях предпочтительным является более нейтральный термин «стажировка за границу».
Многие различные практики используют термин «трудоустройство» в качестве знаменателя своей деятельности, и необходима определенная форма определения, чтобы провести различие между ними и отличить его от обычной занятости за рубежом, а также от других форм транснациональной мобильности. Распределение может быть организовано организатором, который принял необходимые меры для размещения, определил предполагаемые результаты обучения и продумал педагогические последствия. Размещение также может быть организовано участником самостоятельно. Когда студент организует рабочее пребывание в другой стране во время каникул или учебных каникул, это может квалифицироваться как трудоустройство в зависимости от намерения. Если целью является приобретение профессиональных навыков и/или улучшение языковых и межкультурных навыков в целом, это следует рассматривать как трудоустройство и считать его таковым, а не как работу на время отпуска. Его можно включить в образовательный контекст посредством аккредитации предварительного экспериментального обучения ( APEL ), если организацию можно убедить в том, что рассматриваемое лицо искало учебные ситуации во время пребывания, а не просто сосредоточилось на том, чтобы хорошо провести время или заработать столько же. деньги, насколько это возможно. Другими видами деятельности в этой пограничной категории являются трудоустройство помощницей по хозяйству и волонтерская работа в благотворительных учреждениях и организациях, например, финансируемая в рамках Европейской волонтерской службы. Под этим ярлыком также можно рассматривать практику некоторых компаний отправлять сотрудников за границу в зарубежные дочерние компании на определенный период времени для приобретения определенных компетенций. Ее следует отличать от трудоустройства за рубежом вообще, это другой вопрос. Граница размыта, и здесь могут сталкиваться разные определения. Любая деятельность на рынке труда, при которой участник получает какую-либо заработную плату, юридически считается занятостью. Но оплата не обязательно является способом отличить трудоустройство от настоящей работы; размещение может быть платным или неоплачиваемым, хотя обучающая роль участников часто выражается в том, что они не получают никакой оплаты или получают ее в значительно меньшей форме.
История
[ редактировать ]Мобильность учащихся ПОО восходит к традиции странствующих подмастерьев средневековых гильдий. Специализированные транснациональные программы трудоустройства появились после Второй мировой войны были созданы организации AIESEC и IAESTE , когда в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО для содействия трудоустройству студентов, изучающих торговлю и технологии, в высшие учебные заведения.
Другая программа трудоустройства была учреждена в 1964 году Комиссией Европейских сообществ в форме программы обмена молодыми рабочими (YWEP). В 1981 году в рамках Франко-германского договора 1963 года была учреждена двунациональная франко-германская программа трудоустройства (обменов) в системе профессионального образования.
Программа Comet 1987 года, также созданная Европейской комиссией, предоставляет гранты на зачисление студентов в высшие учебные заведения с целью содействия сотрудничеству между университетами и промышленностью и облегчения передачи технологий. Действие 4 программы «Лингва» 1990 года содержало положения о финансировании молодых людей, обучающихся в ПОО, для прохождения стажировки за границей с целью улучшения владения иностранным языком.
Однако до начала 1990-х годов мобильность в сфере ПОО – и в частности в начальном ПОО и для молодых работников – была очень ограниченной и, конечно, нереалистичной, за исключением очень небольшого меньшинства от общей численности населения, занятого в ПОО. Мобильность сделала качественный скачок в повестке дня европейской и национальной политики ПОО более или менее ровно десять лет назад, особенно с введением расширенной программы Петра (Петра II) в 1992 году. программы, и к концу периода действия программы в 1995 году общее число приблизилось к 35 000 для тогдашних 12 государств-членов ЕС. Значительным событием на национальном уровне стало учреждение датским правительством в 1992 году программы PIU, которая дала людям, проходящим начальную профессиональную подготовку, не только возможность, но и право пройти все или часть своих обязательных стажировок в другой ЕС или ЕАСТ стране . . Финансирование было предоставлено датскими работодателями через схему возмещения расходов работодателей для учеников и стажеров ( АЕР ). Это была первая из нескольких национальных программ по трудоустройству за рубежом, которые с тех пор были созданы в различных странах.
Критерии определения направления в систему ПОО за границу
[ редактировать ]Были установлены критерии для определения того, что такое стажировка, чтобы отличить ее от других видов деятельности. Размещение:
- проводится в аутентичной рабочей обстановке. Период размещения не является искусственно созданной ситуацией, где центральной особенностью является обучение участника. Самое главное здесь — непрерывность производства, а обучение занимает второе, третье или даже более низкое место в шкале приоритетов;
- предполагает участие в конкретных рабочих процессах. Участники не просто наблюдают за происходящим, им отведена активная роль;
- действует ограниченное время. Стажировки планируются и осуществляются как период за границей, который установлен в (национальном) контексте обучения, т.е. окружен им с обеих сторон. Они не являются открытыми. Однако продолжительность может значительно варьироваться: от двух недель до двух лет. К этому мы можем добавить еще одну характеристику, которую следует называть характеристиками, а не критериями, поскольку они не всегда применимы.
Размещение при этом как правило:
- требует профессионального опыта в качестве «входного билета». Рабочие места, где можно сразу включиться в рабочие процессы без какой-либо предварительной подготовки или опыта, очень редки. Таким образом, участие в большинстве проектов по трудоустройству зависит от полностью или частично пройденного курса обучения или солидного практического опыта;
- не находится под наблюдением подготовленного педагогического персонала. В отличие от школьной среды или молодежных обменов, вокруг обычно нет педагогически подготовленного персонала (учителей) или опытных молодежных лидеров, которые могли бы предложить рекомендации и практическую поддержку во время периода трудоустройства. Наставники могут быть назначены, но надзор за участниками является для них лишь второстепенной задачей;
- не происходит среди сверстников. Во время школьных занятий или молодежных обменов участники часто будут окружены людьми той же возрастной категории и социального положения, которые находятся в схожей жизненной ситуации. Однако на рабочем месте присутствует широкий спектр коллег, которые в значительной степени находятся в ином положении, чем участник, и имеют разные мечты, ожидания и интересы.
Некоторые виды деятельности исключены из определения. Например, «трудовые лагеря», организованные для улучшения межкультурного взаимопонимания, объединяют молодых людей из многих стран для выполнения практической задачи, такой как строительство игровой площадки или восстановление здания, которое будет использоваться местным сообществом. Однако рабочая ситуация искусственно создана, присутствуют обученные руководители, а группа состоит из молодых людей одной возрастной категории. Ознакомительные визиты также исключены: даже если они могут проходить в аутентичной рабочей обстановке, участники выступают просто в роли наблюдателей.
Определение термина «стажировка за границей» означает «более короткий или более длительный период, проведенный за границей на государственном или частном предприятии, который был сознательно организован в целях обучения, что предполагает активное участие в конкретных рабочих процессах и который может быть оплачиваемым или неоплачиваемым». ". Это явление часто связывают с прошлыми и нынешними программами Европейской Комиссии . Они имеют грантовую стажировку за границей, представляют собой крупнейшие отдельные программы и инициативы и предоставляют лучший статистический материал. В настоящее время программа Леонардо да Винчи широко обсуждается в дискуссиях по мобильности в ПОО именно по этим причинам. Однако эта практика выходит далеко за рамки этих программ и охватывает также программы и инициативы на двухнациональном, национальном и региональном уровнях, а также деятельность организаций и частных лиц, которые осуществляются без какого-либо обращения к программному финансированию.
Преимущества
[ редактировать ]Стажировки за границей могут стать педагогическим упражнением. Мобильность в контексте образования и обучения существенно отличается от других типов мобильности тем, что это прежде всего педагогическое упражнение: это инструмент, используемый для создания у участника определенных видов обучения аффективного и/или когнитивного характера.
Размещение за границей может стать средством достижения межкультурного взаимопонимания, обучения тому, как мирно жить вместе в Европе и во всем мире, а также развития чувства «европейского гражданства» в отличие от строго националистического мировоззрения (что соответствует первоначальным мыслям Жана Монне при формировании Европейский союз угля и стали в 1951 году – как средство содействия миру и взаимопониманию в раздираемой войной Европе). В последнее время этот дискурс также стал использоваться в связи с борьбой с расизмом и ксенофобией. В качестве примера можно привести деятельность Франко-германского молодежного бюро.
Стажировки за границей могут стать методом приобретения «новых базовых навыков» и повышения «возможности трудоустройства». За последнее десятилетие мир фундаментально изменился. Мир выравнивается. Мы можем сосредоточиться на многих различиях между учениками и местами трудоустройства в Европе. И мы можем продолжать подвергать сомнению важность опыта за границей для учеников и других молодых людей в сфере НПОО, которые часто работают на малых и средних предприятиях с региональной ориентацией. Однако. реальность такова, что опыт мобильности дает ученикам и студентам НПОО особые компетенции, помимо тех, которые получены в рамках профессиональной учебной программы, включая коммуникативные, социальные, смысловые навыки и навыки, связанные с изменениями. Эти важнейшие компетенции приносят пользу отдельному ученику и студенту НПОО лично, а также, вероятно, сделают их более трудоспособными.
В рамках этого дискурса обоснование этой деятельности заключается в использовании стажировок за границей в качестве дидактического инструмента, позволяющего вооружить участников так называемыми «ключевыми навыками», которые позволяют им справляться с постоянными изменениями в профессиональных профилях, организации труда и карьерных путях, возникающих в результате следствие глобализации и технологических изменений. Это соответствует акценту на образовании и обучении как движущей силе экономического роста, а также целям Лиссабонской декларации, касающимся создания «Европы знаний».
Стажировки за границей могут быть деятельностью, связанной с интернационализацией образования и обучения в Европе. В данном случае они являются реакцией национальных систем образования на воспринимаемые негативные последствия глобализации. На индивидуальном уровне это позволяет будущим работникам приобретать навыки иностранного языка и межкультурные навыки, чтобы они могли справляться с возросшими иностранными контактами на рабочем месте. На системном уровне это позволяет национальным системам образования восполнять временные пробелы в обеспечении обучения, отправляя стажеров за границу туда, где существуют такие возможности.
Все чаще сотрудники всех уровней должны иметь возможность работать в среде, работающей с международными клиентами и поставщиками. Те компании и отрасли, которые зарабатывают деньги за границей или работают с иностранными поставщиками, с большей вероятностью будут заниматься мобильностью. Хотя сейчас менее 50% малых и средних предприятий (МСП) интернационализированы, данные Всемирной торговой организации показывают, что все больше и больше экономик зависят от внешней и внешней торговли. Вполне вероятно, что это усилит давление на работодателей, заставляющих нанимать людей с «мирским мышлением». В лучших традициях «мастеров-ремесленников», получивших диплом только после пребывания за границей, отрасли могут использовать эту меняющуюся среду для обучения своих будущих сотрудников. Чтобы облегчить передачу знаний между секторами, экономиками и поколениями, образование должно продолжать играть здесь свою роль.
Стажировки за границу могут стать методом содействия свободному передвижению рабочих в Европе. В этом случае они озабочены тем, как научиться жить и работать в другой стране, как стать «рабочим-мигрантом», желающим и способным пересекать границы и тем самым уменьшить нехватку навыков в других государствах-членах (что соответствует идеям Договора о Рим с 1957 года создал Европейские экономические сообщества, где свободное перемещение рабочей силы через границы рассматривалось как важнейший элемент экономического развития Европы).
Обоснования мобильности могут различаться для каждого участника. На уровне ЕС упоминается несколько причин стимулирования мобильности, а именно: большая мобильность между регионами и рабочими местами представляет собой важную часть Лиссабонской программы, мобильность является инструментом для приобретения языковых навыков, а мобильность способствует повышению стабильности и мира в ЕС. Большее знакомство с другими странами приводит к повышению межкультурной осведомленности и добрым чувствам к принимающей стране/культуре. Мобильность подразумевает приобретение международных навыков, которые становятся все более важными с либерализацией торговли и коммерции. Для физических лиц мобильность подразумевает развитие личных навыков и компетенций.
Для профессиональных училищ и учебных центров, принимающих студентов, учеников и других молодых людей в системе НПОО из-за границы, создается интернациональная атмосфера, которая приносит пользу всему учреждению (например, вдохновение других студентов, изучение языка). Проекты транснациональной мобильности могут послужить стартовой площадкой для транснационального партнерства, а также для активной стратегии и политики интернационализации. Для работодателей причиной участия в мобильности может быть более быстрое распространение и приобретение знаний и навыков.
Преимущества для работодателей
[ редактировать ]- Мобильность – это средство решения проблемы как краткосрочной, так и долгосрочной нехватки квалифицированных кадров.
- Более широкое использование мобильных работников и стажеров является важной мерой, позволяющей справиться с трудностями с набором персонала. В долгосрочной перспективе компании могут включить набор молодых людей в свою кадровую политику.
- Хотя время на адаптацию к ключевым технологиям сокращается, мобильность сотрудников может способствовать быстрому распространению знаний.
- Наем стажеров предполагает низкие затраты. Риск найма стажеров с единственной целью снижения затрат на рабочую силу должен быть смягчен некоторыми формами контроля и аккредитации со стороны системы образования.
Преимущества для человека
[ редактировать ]- Мобильность подразумевает приобретение международных навыков, что становится все более важным с либерализацией торговли и коммерции.
- Мобильность подразумевает развитие личных навыков и компетенций, таких как навыки, связанные с изменениями, отношениями, обучением и смыслом.
Льготы для профессиональных училищ и учебных центров
[ редактировать ]- Прием студентов и стажеров из-за границы создает интернациональную атмосферу, которая приносит пользу всему вузу (например, вдохновляет других студентов, изучает язык).
- Учреждения ПОО имеют возможность сравнивать содержание своих курсов и педагогическую практику.
- Вовлечение вуза ПОО в мобильную деятельность делает его привлекательным для студентов по сравнению с другими вузами, «не ориентированными на мобильность».
- Проекты транснациональной мобильности могут послужить стартовой площадкой для транснационального партнерства, а также для активной стратегии и политики интернационализации.
- Роль учреждений ПОО постепенно меняется от традиционной «школы» к региональному центру знаний. Существует необходимость отразить интернационализацию в их наборе компетенций и навыков.
- Проекты мобильности могут подразумевать деятельность, приносящую доход.
Статистика приема
[ редактировать ]Прежде всего, следует различать размещение за рубежом, организованное в рамках программ, и спонтанное размещение, происходящее вне их. У нас есть лишь очень ограниченные возможности для измерения стажировок за границей, которые осуществляются за пределами специальных программ или в программах или инициативах, которые касаются более широких проблем и где размещение за границей является лишь возможностью, а не отдельной программной деятельностью. Таким образом, все, что касается этого, должно быть основано на догадках.
Даже когда мы концентрируемся на специализированных программах мобильности (или программах, в которых мобильность представляет собой отдельный вид деятельности), мы сталкиваемся с проблемами. Во-первых, проблемы определения могут затруднить сопоставимость. Во-вторых (и отчасти как следствие этого), способ сбора информации (и то, что собирается) может отличаться от программы к программе, что еще больше затрудняет получение достоверной и сопоставимой информации. Из имеющихся статистических материалов невозможно понять, осуществлялись ли некоторые виды деятельности в качестве трудоустройства или в качестве другой формы мобильности. Более того, программы мобильности (или программы, включающие мероприятия по мобильности) реализуются в самых разных контекстах, и практически не существует обзора всех видов мобильности на национальном уровне. Ежегодный отчет голландского агентства BISON по мониторингу международной мобильности в сфере образования и обучения остается изолированной инициативой, но он включает только мобильность, происходящую в рамках учебных заведений. Кроме того, вся доступная информация касается исходящей мобильности (аспект отправки), и нет никаких указаний на входящей мобильности (хостинг). Из-за отсутствия количественных данных очень сложно получить какие-либо цифры, касающиеся как уровня участия, так и вовлеченного финансирования. Что касается программы Леонардо да Винчи, мы можем дать очень точные данные об уровне участия и объеме финансирования программы, но у нас нет данных о финансировании, которое также включает национальное софинансирование. Учитывая разные способы расчета этой суммы от проекта к проекту, а также различный процент финансирования Комиссии, по консервативной оценке, эта сумма будет равна вкладу комиссии (например, для второй фазы программы Леонардо да Винчи примерно 600 евро). миллион).
Освоение через программы
[ редактировать ]Программа Леонардо да Винчи остается крупнейшим механизмом финансирования транснациональной мобильности в сфере ПОО в Европе, а в некоторых странах это более или менее единственная программа в рамках ПОО, которая может использоваться для финансирования стажировок за рубежом в сколько-нибудь значительных масштабах. В других странах возможностей финансирования больше.
В Нидерландах 1 230 человек воспользовались грантом на мобильность Leonardo в 1999-2000 годах (общая цифра, включая короткие ознакомительные поездки, проведенные учителями, инструкторами и специалистами по кадрам).
Однако общее количество людей, участвовавших в транснациональной мобильности в сфере ПОО за тот же период, зарегистрировано в отчете мониторинга BISON как близкое к 7000 (6877). Из них 204 поступили в рамках программы Lingua (т.е. еще одной программы ЕС), но 5158 были профинансированы через национальную программу талантов Onbegrensd.
К сожалению, мы не можем оценить точную сумму, потраченную на стажировку за рубежом по этой программе, поскольку средства выделяются единовременно образовательным учреждениям в целях широкой «интернационализации». Кроме того, мы не можем сравнивать такие факторы, как продолжительность пребывания и целевые страны. Даже без информации о мобильности, финансируемой из других источников, кроме установленных программ, может показаться, что на долю Леонардо приходится менее одной пятой общей суммы мобильности в рамках ПОО в Нидерландах. Однако перенести эту цифру на остальную Европу проблематично из-за отсутствия надежного критерия для измерения и сравнения. Во многих случаях распределение грантов и/или их количество используются в качестве показателей. Еще одна сложность заключается в том, что простая численность персонала не дает правильного представления об объеме мобильности в системе ПОО.
В датской программе PIU участники (ученики) остаются за границей в среднем от восьми до девяти месяцев, что дает больший эффект, чем, например, двухнедельное пребывание, финансируемое в рамках Lingua/Socrates. Аналогичным образом, датским ученикам их работодатель в принимающей стране платит соответствующую заработную плату, а это означает, что затраты на программу, измеряемые только распределением грантов, не дадут реальной картины общих связанных с этим затрат. Однако в некоторых странах есть только программа «Леонардо» для финансирования мобильности, что склоняет чашу весов в другую сторону при попытке определить средний европейский уровень участия и финансирования мобильности.
Принятие через спонтанную мобильность
[ редактировать ]Поддающаяся количественной оценке информация о спонтанной мобильности практически не существует, хотя у нас есть неофициальные свидетельства ее существования как фактора. Мы могли бы получить своего рода намек из немецкой программы Sprungbrett; программа мобильности на национальном уровне, начавшаяся в 2003 году, в рамках которой предоставлялись гранты лицам в течение начального периода ПОО, проходящих стажировку в других европейских странах. К сожалению, эта программа была прекращена в конце 2003 года из-за сокращения бюджета.
Измерение таких факторов, как количество полученных заявлений, может дать нам приблизительную оценку этой активности, по крайней мере, в одном государстве-члене ЕС, но только в сфере начального профессионального обучения, где спонтанная мобильность, вероятно, будет низкой по причинам возраста. Почти столь же невозможно оценить деятельность, осуществляемую в качестве пилотных проектов в рамках программ, которые на первый взгляд не имеют ничего общего с вопросом трудоустройства за рубежом.
Примером тому является проект Eurojoker, который финансировался за счет средств инициативы ЕС Konver II. В рамках этого проекта (продолжительность с марта 1999 г. по май 2000 г.) молодые безработные из региона Бранденбург в Германии были отправлены на годичную стажировку в другие европейские страны с целью повышения их возможностей трудоустройства.
Поиск таких проектов в основном зависит от неофициальной сети человека, собирающего данные, или происходит случайно. Из этого следует, что любая оценка количества и сумм, о которых идет речь, несомненно, будет неточной. Недостаток данных в равной степени выражен и по качественным аспектам этого явления. Учитывая масштабы деятельности, странно отметить, что исследования качественных аспектов стажировки за границей как дидактического инструмента в контексте ПОО редки.
Оценка программ
[ редактировать ]Очень мало оценок программ и проектов мобильности было проведено на европейском или национальном уровне, и еще меньше из них концентрируются на аспектах обучения.
Большинство проводимых оценок представляют собой итоговые оценки, проводимые администраторами программ или для них с целью обоснования расходов и административной практики, и мало что говорят об обучении. После завершения первой фазы программы Леонардо да Винчи была проведена « оценка » отдельных аспектов программы как на национальном, так и на европейском уровне.
Валоризация – это не то же самое, что традиционная оценка или оценка воздействия, а основное внимание уделяется достижениям программы с целью формулирования рекомендаций по улучшениям и будущим приоритетам. Это не очень четко определенная методология, и, следовательно, мероприятия по повышению валоризации сильно различаются от страны к стране, а также по качеству. Каждой стране была предоставлена возможность выбирать между определенными темами, а мобильность была проблемой в нескольких странах, охваченных этим исследованием (Дания, Франция, Исландия, Норвегия и Великобритания), а также элементом валоризации на европейском уровне.
Помимо этих оценок, научно обоснованное рассмотрение темы стажировок за рубежом практически не существует. Однако некоторая работа была проделана по организационным вопросам, особенно по юридическим и административным барьерам, кульминацией которой стала Зеленая книга комиссии о препятствиях для мобильности от 1996 года.
Основным источником финансирования деятельности по развитию (в большинстве стран единственным источником) является направление пилотных проектов в рамках программы Леонардо да Винчи. Признание квалификаций, полученных за рубежом, является здесь серьезной проблемой. Однако на первом этапе программы (1995–1999 годы) удалось выявить только 57 проектов, посвященных вопросам, связанным с мобильностью (из общего числа проектов, превышающего 3000). Важными темами были поиск места, подготовка и обеспечение качества.
См. также
[ редактировать ]- ученичество
- Образование
- немецкая модель
- Гильдия
- Наемный слуга
- Иностранный студент
- Подмастерье
- Торговец
- Профессиональное образование
Ссылки
[ редактировать ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кристенсен, С. (2004) Учимся, уходя. Стажировки за границей как дидактический инструмент в контексте профессионального образования и обучения в Европе. Серия Cedefop Reference; 55.
- Европейская комиссия (2005). Исследование препятствий транснациональной мобильности, с которыми сталкиваются ученики и другие молодые люди при начальном профессиональном обучении, и способов их преодоления. Брюссель, Генеральный директор по образованию и культуре
- Европейская комиссия (1996). Зеленая книга от 2 октября 1996 г.: Образование – Обучение – Исследования: препятствия транснациональной мобильности.
- Соглашения о мобильности сельскохозяйственных учеников в Европе
- Европейская комиссия (2007). Исследование препятствий для мобильности учеников и других молодых людей в системе ПОО