Бессловесный функциональный анализ
Бессловесный функциональный анализ — метод музыкального анализа, разработанный в 1950-х годах австрийского британским музыкантом и писателем происхождения Гансом Келлером . Этот метод примечателен тем, что, в отличие от других форм музыкального анализа, он предназначен для представления только в виде музыкальных звуков , без прослушивания или чтения каких-либо слов и без каких-либо аналитических диаграмм. Для этой цели Келлер построил анализ в форме аналитической партитуры, написанной для тех же сил, что и рассматриваемое произведение, и структурированной как последовательность «аналитических интермедий», предназначенных для воспроизведения между ее частями.
В центре внимания такого анализа был вопрос о том, как шедевр может включать в себя сильно контрастирующие идеи и при этом создавать впечатление единства и последовательности. Позиция Келлера по этому вопросу была изложена в ряде статей:
Функциональный анализ постулирует, что контрасты — это всего лишь разные аспекты одной базовой идеи, фонового единства.
Таким образом, его партитура «FA» призвана продемонстрировать, что богатое «разнообразие переднего плана» великого музыкального произведения «унифицировано» на «фоновом» уровне. С этой целью аналитические интерлюдии сопоставляют отрывки оригинального произведения со звуковой демонстрацией связей между различными идеями произведения, стремясь сделать слышимым для слушателя обычно скрытое и незамеченное «скрытое единство», лежащее в основе «явных контрастов».
Келлер создал более дюжины таких аналитических партитур, среди которых были проанализированы произведения Иоганна Себастьяна Баха , Вольфганга Амадея Моцарта , Йозефа Гайдна , Людвига ван Бетховена и Бенджамина Бриттена . Некоторые из них транслировались по радио BBC и на континенте в 1950-х и 60-х годах, но при его жизни были опубликованы только два.
Развитие бессловесного метода не означало, что Келлер перестал писать устные статьи и беседы о музыке; однако, по его мнению:
Музыка о музыке неизмеримо объективнее слов о музыке.
На исследования Келлера «единства контрастов» повлияли аналитические работы Шенберга и Рудольфа Рети , которых он признавал. Его обсуждение «явных» контрастов и «скрытого» уровня единства, требующего раскрытия посредством анализа, явно обязано модели формирования сновидения Зигмунда Фрейда , которая различает «явное» содержание сновидения и «скрытое» содержание сновидения. ' мечта-мысль.
Публикации
[ редактировать ]Статьи:
Результаты:
- Ганс Келлер: «Функциональный анализ № 1» - струнного квартета Моцарта ре минор, K.421 (The Score и журнал IMA, 22 февраля 1958 г.)
- Ганс Келлер: «Функциональный анализ № 2» - струнного квартета Бетховена фа минор, соч. 95'. Партитура подготовлена Марком Дораном и Вэлом Уильямсом, со вступлением Кристофера Винтла , в книге Ганса Келлера, Кристофера Винтла: «Струнные квартеты Бетховена фа минор, соч. 95 и до ♯ минор, соч. 131 ', Статьи по музыковедению, факультет музыки Ноттингемского университета, под редакцией Роберта Паскаля , 1995.
- Ганс Келлер, Функциональный анализ: единство контрастирующих тем [1957–62], изд. Герольд Грубер , Питер Ланг АГ, 2001, 500 стр.